Закон о прокуратуре 2202 1. Что такое прокуратура: понятие, полномочия. Закон "О прокуратуре"


[Закон «О Прокуратуре РФ»] [Глава 1] [Статья 22]

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.


1 комментарий к записи “Статья 22 Закон о Прокуратуре. Полномочия прокурора”

    Статья 22. Полномочия прокурора

    Комментарий к статье 22

    1. Полномочия прокурора определены Конституцией РФ, настоящим ФЗ и детализированы Приказами Генеральной прокуратуры РФ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» N 54 от 9 сентября 2002 г., «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» N 57 от 21 октября 1996 г. и другими. Прокурор в целях своевременного выявления нарушений законов, причин и условий нарушений, установления виновных в этом лиц вправе осуществлять предоставленные ему полномочия.

    1.1. Законом указано право прокурора на беспрепятственный вход при предъявлении служебного удостоверения на территории и в помещения федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также в помещения органов управления коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1 ст. 21 настоящего ФЗ). Право беспрепятственного входа заключает в себе возможность фактического попадания прокурора в нужное место и к нужному лицу, а не просто пересечения проходной территории или порога помещения. На него не распространяются ведомственные правила пропускного режима, для прохода достаточно предъявления им служебного удостоверения. По нему прокурор входит и там, где установлен особый режим работы поднадзорных прокурору органов, и там, где охрана объекта, ввиду нахождения на арендованных площадях офисов различных организаций, осуществляется параллельно с государственными и частными охранными структурами, и др.

    Служебное удостоверение является официальным документом, подтверждающим личность работника, его должность, наличие классного чина, а также иные права и полномочия, предоставленные работнику действующим законодательством. Учитывая важность данного документа, Приказом Генеральной прокуратуры РФ N 33 от 21 июня 2002 г. утверждена Инструкция о порядке оформления и выдачи служебных удостоверений работникам органов и учреждений прокуратуры РФ.

    1.2. При условии предъявления служебного документа и оформления надлежащих документов прокурор имеет право на месте знакомиться с документами и материалами в целях получения информации о фактах нарушения закона. Прокурор вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушениях закона. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных учреждений и организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях закона и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции того органа, с материалами которого знакомится прокурор, и др. В случае необходимости прокурор вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

    Наряду с получением информации о содержании материалов и документов, доступ к которым обеспечивается прокурору, он имеет возможность, при использовании рассматриваемого полномочия, составить себе представление о порядке подготовки и условиях хранения документов, что в определенных ситуациях может иметь существенное значение для принятия решения по существу.

    Некоторые представители органов, учреждений, компаний и фирм стараются уклониться от предоставления документов прокурору под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них государственной или коммерческой тайны.

    Настоящий ФЗ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» и Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 июня 1998 г. N 33 «О введении в действие Положения о работе с секретными материалами, документами, делами» устанавливают перечень данных, которые могут быть отнесены к государственной тайне, например сведения в военной области, области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики. Доступ работников, осуществляющих прокурорский надзор, к информации, содержащей государственную тайну, производится при наличии соответствующего допуска. Лица, допущенные к секретным работам и документам, обязаны хранить в тайне секретные сведения, ставшие им известными по службе; а также пресекать действия других лиц, которые могут привести к разглашению указанных секретных сведений.

    Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» предоставляет право прокурору по мотивированному требованию запрашивать на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее прокурор вправе затребовать эту информацию в судебном порядке. Согласно ст. 15 ФЗ «О коммерческой тайне» невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Закон свидетельствует, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

    — о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

    — о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

    — о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

    — о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

    — о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

    — об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

    — о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

    — о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

    — обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами, к которым они имеют отношение по роду служебной деятельности.

    1.3. Задачи проверки исполнения законов состоят в установлении фактов их нарушения, правовой оценке, выявлении лиц, ответственных за нарушение закона, определении характера и размера причиненного вреда, причин и условий, способствовавших правонарушениям.

    Такие проверки проводятся при наличии соответствующих поводов и оснований. Поводами для производства проверок служат любые поступившие в прокуратуру сведения о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором (см. комментарий к ст. 21 Закона).

    Основание проведения проверок — наличие данных о признаках состава правонарушения в поступившей в прокуратуру информации либо полученной непосредственно прокурором.

    По материалам проверки составляется справка, в которой отражаются поводы и основания проведения проверки, исследованные в процессе материалы, выводы и предложения о формах реализации результатов проверки.

    1.4. В число полномочий прокурора включено право вызова должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. Это представляется закономерным. Нарушения совершают должностные лица и граждане, и без их объяснений получить достоверные знания о правонарушении невозможно. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации» утвердил Инструкцию о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ. Согласно этому документу могут быть получены объяснения у любого лица (виновного или потерпевшего), подтверждающие сведения о правонарушении или преступлении.

    2. В соответствии с настоящим ФЗ и ст. 37 УПК РФ прокуроры и их заместители в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют уголовное преследование и производство об административном правонарушении в соответствии с его полномочиями.

    2.1. Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Согласно ст. 140 УПК РФ для возбуждения уголовного дела должны быть поводы и основание. На основании положений ст. ст. 146, 147 УПК РФ возбуждается прокурором или его заместителем уголовное дело по достаточным данным, указывающим на признаки преступления.

    В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела.

    Уголовное дело, возбужденное прокурором, направляется им органу расследования преступлений для производства предварительного следствия или дознания. В случаях, когда поводом для возбуждения уголовного дела явились заявления и сообщения граждан, федеральных министерств и ведомств, представительных (законодательных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, о принятом решении о возбуждении уголовного дела прокурор сообщает заявителю или органу, от которого поступило сообщение.

    2.2. КоАП РФ (ст. 24.6) определяет процессуальные полномочия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: право возбуждать производство, участвовать в рассмотрении дела, приносить протест на постановление по делу независимо от участия в деле и совершать иные действия. В ст. 25.11 КоАП РФ определены формы участия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении. Это дела (ст. 28.4 КоАП РФ), связанные с нарушением установленных законами правил и порядка избирательного процесса, с нарушением порядка распоряжения объектами нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, с незаконным ограничением прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию, с разглашением информации с ограниченным доступом и с некоторыми другими административными правонарушениями. Прокурору также предоставляется право возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта РФ, если прокурор обнаружил факт такого правонарушения в ходе надзорной проверки. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

    После того как постановление прокурора об административном правонарушении составлено, оформлены другие материалы дела, в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ, они направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело. При направлении постановления необходимо правильно определить подведомственность дела. Для этого следует выяснить, какой судья, орган, должностное лицо уполномочены рассматривать дело. Постановление прокурора должно быть направлено на рассмотрение в течение суток с момента его составления. Постановление прокурора об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

    Прокурору (его заместителю) до возбуждения производства об административном правонарушении надлежит убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу. В соответствии с административным законодательством производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств: отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом шестнадцатилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего правонарушение; действие лица в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости; издание акта амнистии; отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение сроков, допускающих наложение административного взыскания; наличие состоявшегося решения по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности; смерть лица, в отношении которого возбуждено производство по делу. О возбуждении производства об административном правонарушении выносится соответствующее постановление.

    2.3. Прокурор (его заместитель) вправе также требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. Содержание требования прокурора определяется характером установленного нарушения закона. Как свидетельствует практика, использование данного права обычно связано с постановкой вопроса о привлечении к дисциплинарной или имущественной ответственности.

    3. Прокуроры и их заместители должны решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания. Они, в случае установления факта нарушения закона органом, обязаны освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

    Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что милиции в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции» прямо предоставлено право осуществлять административное задержание.

    Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (милиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют с такими же их полномочиями по доставлению физического лица. Правом административного задержания наделены также таможенные органы, пограничные войска, должностные лица военизированной охраны, должностные лица военной автомобильной инспекции и ряд других ведомств.

    Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Оно является неотложным действием компетентных должностных лиц, обеспечивающих борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных КоАП РФ:

    — пресечения административного правонарушения;

    — установления личности нарушителя;

    — составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

    — обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ);

    — в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения. Процессуальный характер нормы КоАП об административном задержании подтверждается положениями ч. 4 ст. 27.5 о том, что срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

    Административное задержание не допускается:

    — при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

    — при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения;

    — в отношении иностранных граждан, пользующихся дипломатической неприкосновенностью и предъявивших в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

    В соответствии со ст. 27.4 КоАП РФ составляется протокол об административном задержании, в котором отражается основание применения данной меры. В протоколе указываются место, время и событие административного правонарушения. В последующем в процессе рассмотрения имеющихся материалов или административного расследования эта квалификация соответствующим должностным лицом может быть уточнена.

    Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. Это положение является принципиально важным для обеспечения задержанному лицу права на ознакомление с протоколом об административном задержании и права на обжалование применения к нему административного задержания. Сроки административного задержания установлены ст. 27.5 КоАП РФ. Общий предельный срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, — 3 часа. В срок административного задержания лица надлежит включать время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, но не более 3 часов.

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. срок административного задержания с 1 июля 2002 г. без судебного решения не может превышать 48 часов.

    В условиях чрезвычайного положения граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до установления их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя.

    В соответствии с настоящим ФЗ, ст. ст. 24.6, 25.11 КоАП РФ установлено, что прокурор осуществляет надзор и за применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и вправе реагировать на незаконное применение этих мер. Проверяя законность административного задержания, прокурор выясняет наличие достаточных для этого оснований. В их число входят: доказательство факта совершения административного правонарушения, необходимость его пресечения, когда иные меры оказываются неэффективными, данные о том, что правонарушитель мог воспрепятствовать установлению истины по делу, составлению протокола о правонарушении, своевременному и правильному рассмотрению дел и исполнению принятого по нему решения. Наряду с этим обязанностью прокурора является проверка соответствия требованиям закона процедуры оформления административного задержания, своевременности уведомления об этом прокурора. При выявлении фактов незаконного задержания прокурор выносит постановление об освобождении задержанных. Постановление прокурора носит обязательный характер для органа, осуществившего задержание, и подлежит немедленному исполнению.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся в пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана не соответствующей Конституции РФ

    На основе материалов прокурорской проверки готовится представление. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.

    Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. Представление об устранении нарушения закона характеризуется прежде всего своей ориентированностью на устранение действий, нарушающих закон, приводящих к неисполнению его требований. Его основная цель — не только устранение выявленных нарушений, но и их предупреждение в последующем.

    Обычно представление вносится по группе нарушений закона. Однако возможно использование данной формы реагирования и в отношении единичных фактов.

    4. Требование прокурора или его заместителя о незамедлительном выполнении производства проверок и ревизий, закрепленное в настоящем ФЗ, имеет важное значение для обеспечения квалифицированного и оперативного решения вопросов о состоянии законности в подзаконных прокуратуре органах. В большинстве случаев только итоговые материалы проверок и ревизий могут позволить сделать вывод о наличии или отсутствии фактов правонарушений или преступлений.

    Проверки и ревизии являются ценным источником информации о причинах и условиях, способствующих нарушениям закона. Они осуществляются по требованию прокурора и выполняются, как правило, специалистами высокого класса. Это предусмотрено ст. 168 УПК РФ. В качестве специалиста для участия в следственных или судебных действиях может быть вызвано любое не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист не дает никаких заключений, не делает никаких выводов по уголовному делу, он лишь оказывает помощь в проведении следственных действий.

    Требование о вызове специалиста должно быть обязательным для руководителя организации, предприятия, учреждения.

    В свою очередь, учитывая временные, материальные затраты, влияние на работу проверяемых объектов, отвлечение от исполнения прямых обязанностей квалифицированных специалистов, иные последствия, от прокурора требуется предельно ответственное отношение к принятию решения о проведении проверок и ревизий. Этим правом он должен пользоваться только при наличии соответствующих оснований.

    Проверки и ревизии являются процессуальными и иными действиями, производимыми правомочными на то должностными лицами органов прокуратуры по сообщению о преступлении, и имеют существенное значение для обеспечения квалифицированного и оперативного решения вопросов о состоянии законности в подзаконных прокуратуре органах. В соответствии с настоящим ФЗ и ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, при возбуждении уголовного дела возможно провести по нему неотложные следственные и иные действия.

Настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

Освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

Вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.


Судебная практика по статье 22

    Постановление от 5 сентября 2018 г. по делу № А53-1526/2018

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    Прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1-ФЗ) прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона № 2202-1-ФЗ прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении. Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановление...

    Решение от 4 сентября 2018 г. по делу № А15-3038/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    Футбольного мяча с логотипом "FIFA QUALITY PROGRAM", для проверки на предмет контрафактности Махачкалинской транспортной прокуратурой сделаны его фотографии, которые вместе с соответствующим запросом прокуратуры от 22 . 05.2018 №1797 направлены на исследование представителю Международной федерация футбольных ассоциаций (FIFA) Чурбаковой Т.В. (115414, г.Москва, Павелецкая набережная, д. 2, БЦ «Loft Ville»). Из ответа...

    Решение от 4 сентября 2018 г. по делу № А53-24160/2018

    Установил следующие обстоятельства. Прокуратурой г. Таганрога по результатам рассмотрения обращения конкурсного управляющего ООО «Юнстрой» Бариевой Р.Т. в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка исполнения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) директором ООО «Юнстрой» Федорович Р.В. Проверкой установлено, что определением Арбитражного суда Республики...

    Решение от 4 сентября 2018 г. по делу № А56-60515/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» провели инструментальные исследования температуры горячей воды в разводящей сети д. 4 по Приморскому шоссе (в квартире Фролова В.А. № 22 и в связи с отсутствием технической возможности проведения исследования горячей воды на вводе исследования проведены в квартире №2 на 1 этаже). Согласно протоколу лабораторных исследований от 13....

    Решение от 4 сентября 2018 г. по делу № А19-9146/2018

    Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)

    В связи проведением проверки соблюдения федерального законодательства РФ, регламентирующего деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Иркутска, руководствуясь ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором у директора Общества затребованы документы, регламентирующие деятельность Общества, Сервиса заказа такси «Максим» на территории г. Иркутска, а именно: учредительные документы...

    Решение от 3 сентября 2018 г. по делу № А53-20763/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Выслушав пояснения представителя заявителя, суд установил, что с 20.06 по 26.06.2018 прокуратурой города Волгодонска, в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», на основании решения о проведении проверки № 207 от 18.06.2018 совместно с представителями Управления здравоохранения г. Волгодонска, ТОУ Роспотребнадзора по РО...

    Решение от 31 августа 2018 г. по делу № А53-20764/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Следующие обстоятельства. Из материалов дела следует, что с 19.06.2018 по 26.06.2018 прокуратурой города Волгодонска, в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», на основании решения о проведении проверки № 206 от 18.06.2018 совместно с представителями Управления здравоохранения г. Волгодонска, ТОУ Роспотребнадзора по РО...

50. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: структура и содержание

Структура: ФЗ состоит из 7 разделов и содержит 54 статьи.

Раздел 1. Общие положения. Содержит понятие прокуратуры, рассматривает ее деятельность и принципы организации, международное сотрудничество, недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора каких-либо лиц, а также участие прокурора в заседаниях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, обязательность исполнения требований прокурора, координацию деятельности по борьбе с преступностью, рассмотрение прокурором заявлений и т. д.

Раздел 2. Система и организация прокуратуры РФ. В этом разделе рассматривается система прокуратуры РФ, Генеральная прокуратура РФ и Генеральный прокурор РФ, назначение его и других прокуроров на должность, прокуратуры субъектов, городов, районов, полномочия этих прокуроров и коллегии в органах прокуратуры.

Раздел 3. Прокурорский надзор. В данный раздел входят 4 главы.

Глава 1 рассматривает общий надзор, т. е. надзор за исполнением законов и акты прокурорского реагирования на нарушение законов.

Глава 2 предусматривает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Глава 3 рассматри-вает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Глава 4 закрепляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Раздел 4. Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Рассматривает случаи участия прокурора в рассмотрении дел судами, опротестование судебных решений, отзыв протеста, приостановление исполнения судебного приговора, представление о даче судам разъяснений.

Раздел 5. Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Кадры органов и учреждений прокуратуры. В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» содержатся положения о службе в органах и учреждениях прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора или следователя, ограничения по службе, испытание при приеме на работу, присяга прокурора (следователя), аттестация прокурорских работников, присвоение классных чинов, выдача служебного удостоверения, личное дело работника, форменное обмундирование. А также отпуск, поощрение, ответственность, прекращение службы, повышение квалификации, материальное и социальное обеспечение, меры правовой и социальной поддержки.

Раздел 6. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

Он состоит из положений о Главной военной прокуратуре, ее структуре, полномочиях прокуроров, кадрах, материальном и социальном обеспечении военнослужащих.

Раздел 7. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры. Закрепляет статистическую отчетность, печать органов и учреждений, финансовое и материальное обеспечение органов и учреждений прокуратуры.

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора Коллектив авторов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНот 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОНот 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Федеральный закон «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Федеральный законот 17 января 1992 г. № 2202-I«О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(ред. от

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Федеральный закон «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Федеральный закон «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ(ред. от

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Из книги Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" автора Автор неизвестен

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года Одобрен Советом

Из книги Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" автора России Законодательство

Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" Вступает в силу 1 марта 2011 г.Принят Государственной Думой 28 января 2011 годаОдобрен Советом Федерации 2 февраля 2011

Из книги Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" автора России Законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 годаОдобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года(в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ,от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 23.07.2008 N

Из книги Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" автора России Законодательство

Федеральный конституционный закон «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года(ред. от 30.06.2003)Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Федеральный конституционный закон «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 годаОдобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года(ред. от 22.03.2001)Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный

Из книги Религиозная тайна автора Андреев К. М.

Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации Принят Государственной Думой РФ 24 июня 1994 годаОдобрен Советом Федерации РФ 12 июля 1994 года(в ред. Федеральных конституционных законовот 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ,от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от

Из книги автора

Федеральный Закон О мировых судьях в Российской Федерации Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 годаОдобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 № 50-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.11.2004 № 142-ФЗ, от 30.11.2004 № 144-ФЗ, от 14.02.2005 № 2-ФЗ, от 05.04.2005

Из книги автора

19. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: общие положения ФЗ «О прокуратуре РФ» определяет принципы деятельности и организации прокуратуры РФ, систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры, полномочия прокурора в разных направлениях

Из книги автора

25. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» о полномочиях прокурора (ст. 22) «1. Прокурор при осуществлении возло женных на него функций вправе:? по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов,

Из книги автора

О прокуратуре Российской Федерации Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 23.07.2013) (Извлечение) ‹…›5. Запрещается обработка, в том числе включение в состав личного дела прокурорского работника, персональных данных прокурорского работника, отнесенных в

Прокуратура представляет собой систему государственных органов, следящих за соблюдением регламента Конституции и других нормативных актов Российской Федерации. Деятельность прокуратуры подразделяется на 2 типа:

  • Проверка;
  • Надзор.

Равносильно другим государственным органам, рассматриваемая система требует тщательной регламентации и ревизии собственной деятельности в рамках существующего законодательства. В этих целях был разработан Федеральный закон № 2202-1. Но что представляет собой изучаемый нормативно-правовой акт? Каковы основные положения данного Федерального закона? Что он регламентирует? Когда были внесены последние актуализирующие поправки в его действительный текст? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 вступил в официальную юридическую силу 17 января 1992 года. Данному событию предшествовало собрание Федерационного совета, на котором соответствующий законопроект был принят для подписания Президентом РФ. Также в это время вносились некоторые правки в Ф 178. Подробности

Федеральный закон № 2202-1 состоит из 7 разделов (54 статьи) и отличается следующей структурой:

  • Раздел 1 - Общие положения изучаемого Федерального закона (ст. 1-10 );
  • Раздел 2 - Организация и система российской прокуратуры (ст. 11-20) ;
  • Раздел 3 - Нормативы прокурорского надзора (ст. 21-34 );
  • Раздел 4 - Нормативы участия прокуратуры в процессах судопроизводства (ст. 35-39 );
  • Раздел 5 - Особенности службы в прокуратуре (ст. 40-45 );
  • Раздел 6 - Особенности военной прокуратуры (ст. 46-50 );
  • Раздел 7 - Иные вопросы и нюансы в сфере прокурорской работы (ст. 51-54 ).

В качестве дополнения, к основному тексту Федерального закона прилагаются следующие бухгалтерские документы, рассчитывающие размеры ежемесячных поощрений сотрудников:

  • Генеральной прокуратуры РФ;
  • Прокуратуры субъектов России;
  • Отдельных прокурорских систем городов и поселений.

Федеральный закон № 2202-1 регламентирует юридические и социальные права, возникающие в процессе прокурорской деятельности. Последние поправки в изучаемый нормативный акт были внесены 29 июля 2017 года.

Функции и принципы работы прокуратуры по ФЗ 2202-1

В соответствии с регламентом статьи 1 изучаемого нормативного акта, основными функциями изучаемой структуры являются:

  • Надзор за исполнением регламента действующего законодательства иными государственными органами, а также юридическими и физическими лицами;
  • Контроль деятельности судебных приставов;
  • Контроль процессов судопроизводства;
  • Осуществление уголовного преследования;
  • Содействие правоохранительным органам в плане борьбы с преступностью.

Согласно актуальному тексту статьи 4 изучаемого Федерального закона, прокурорская система осуществляет свою деятельность вне зависимости от иных правоохранительных органов. Работники прокуратуры не уполномочены занимать должности в иных правовых учреждениях. Деятельность по совместительству, заниматься которой прокурор имеет законное право, может являться:

  • Педагогической;
  • Научной;
  • Творческой.

Генеральная прокуратура Российской Федерации уполномочена на выпуск собственных нормативно-правовых изданий в соответствии с актуальной конституцией Российской Федерации.

Какие были внесены изменения?

Каждый нормативно-правовой акт, изданный непосредственно на территории Российской Федерации, регулярно проходит процедуру обновления своего регламента. Данный процесс способствует упразднению нелегитимных частей каждого конкретного Федерального закона и актуализации его основных положений. Процесс актуализации нормативного акта является необходимым нюансом в условиях постоянно изменяющейся политической и правовой обстановки как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

За всё время своего существования Федеральный закон претерпел множество изменений. Последние поправки в его текущий регламент были внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего документа был применён Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 41.4 и 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 25 и 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» в части предоставления дополнительных социальных гарантий и компенсаций, связанных с оплатой проезда» № 246-ФЗ. Статьёй 1 указанного выше нормативного акта внесены следующие поправки в ФЗ-2202-1:

  • В 3 абзац части 1 статьи 41.4 добавлено предложение, устанавливающее, что если местом отдыха служащего прокуратуры в период основного отпуска является оздоровительный санаторий, то проезд оплачивается и сотруднику, и членам его семьи;
  • В пункт 3 статьи 44 добавлен абзац, гласящий, что единожды в год сотруднику прокуратуры оплачивается железнодорожный, водный, наземный (кроме такси) или авиатранспорт в два направления, следующий по адресу курортно-оздоровительного комплекса. На подобные льготы также могут рассчитывать:
    • Члены семей работников прокуратуры;
    • Сотрудники, уволенные по причине травмы, полученной при исполнении;
    • Сотрудники в отставке.

Пункт 7 статьи 44 рассматриваемого Федерального закона признаётся утратившим актуальность.

Важные статьи Федерального закона № 2202-1

В целях подробного изучения рассматриваемого федерального закона необходимо обратить внимание на следующие статьи данного нормативного акта:

  • Ст. 21 - определяет конституционные и международные права человека и гражданина, как предмет прокурорского надзора. Срок прокурорской проверки деятельности отдельных предприятий, систем и личностей не должен превышать 30 календарных дней;
  • Ст. 22 - определяет прямые полномочия прокурора, в частности:
    • При предъявлении соответствующего удостоверения - беспрепятственное проникновение на территории предприятий и служебных помещений;
    • Право допрашивать граждан и представителей юридических лиц на предмет нарушения действующего законодательства Российской Федерации;
    • Право на требование предоставления необходимой для осуществления проверки документации;
  • Ст. 40 - устанавливает порядок службы в органах прокуратуры Российской Федерации. Определяет принадлежность сотрудников прокуратуры к государственным служащим, содержит ссылки на Трудовой кодекс РФ.

Актуальный текст представленных выше статей Федерального закона № 2202-1 позволяет наиболее глубоко изучить сферу деятельности прокурорских сотрудников и их роль в обеспечении законных прав и свобод гражданина и человека на территории РФ.

Скачать новую редакцию ФЗ о прокуратуре РФ

В целях наиболее подробного изучения существующего регламента Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» рекомендуется ознакомиться с его обновлённым текстом. Текст Федерального закона № 2202-1, с последними поправками, актуальными на период ноября 2017 года, доступен по следующей

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.


Судебная практика по статье 10

    Постановление от 16 августа 2018 г. по делу № А19-24300/2017

    Четвертый арбитражный апелляционный суд (4 ААС) - Административное

    Суть спора: О привлечении к административной ответственности за правонарушения, связанные с банкротством

    Управляющего в частности информацию с приложением документов о причинах нарушения сроков уведомления работников ОАО «ИЗСЖБ» о предстоящем увольнении, установленных ст. 129 Федерального закона от 26. 10 . 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (т. 1, л. 16). 10 . 10 . 2018 года прокуратурой получен ответ. Ссылаясь на ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре» № 2202-1 ...

    Решение от 14 августа 2018 г. по делу № А17-3646/2018

    Арбитражный суд Ивановской области (АС Ивановской области)

    Организация охотников, заинтересованное лицо- прокуратура Ивановской области при участии: от заявителя – Волкова А.М. председателя, личность удостоверена по паспорту, Борисовой А.С. (доверенность от 15. 10 . 2017), от прокуратуры Ильинского района – Максимова А.Н., прокурора, (служебное удостоверение), Гулиева Р.Р. (служебное удостоверение), от прокуратуры Ивановской области – Хохловой А.П. (служебное удостоверение, доверенность от...

    Решение № 2А-223/2018 2А-223/2018~М-228/2018 М-228/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-223/2018

    Бурейский районный суд (Амурская область) - Гражданские и административные

    05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», главы 1-2 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1(ред.22. 10 . 2014г. с изменениями от 17.02.2015 г.) «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с ч.3 ст. 10 вышеуказанного закона о прокуратуре ответ должен быть мотивированный. ...

    Решение № 2А-763/2018 2А-763/2018~М-826/2018 М-826/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 2А-763/2018

    Зареченский городской суд (Пензенская область) - Гражданские и административные

    И 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Согласно ст. 8 ФЗ-59 от...

    Решение № 2А-1045/2018 2А-1045/2018~М-798/2018 М-798/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 2А-1045/2018

    Кондопожский городской суд (Республика Карелия) - Гражданские и административные

    Интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч. 1-4 ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о...

    Решение № 2А-910/2018 2А-910/2018~М-794/2018 М-794/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 2А-910/2018

    Кандалакшский районный суд (Мурманская область) - Гражданские и административные

    Не локальным корпоративными актами Генеральной прокуратуры РФ. При этом также были нарушены пункт 6 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» и статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», запрещающие пересылку жалобы в орган или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются. Кроме того, Сосниной А.Ю. неверно указан порядок...

    Решение № 2А-5522/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 2А-5522/2018

    Центральный районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные

    И их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Согласно ст. 10 Закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В соответствии...

    Решение № 2А-992/2018 2А-992/2018~М-827/2018 М-827/2018 от 23 июля 2018 г. по делу № 2А-992/2018

    Семилукский районный суд (Воронежская область) - Гражданские и административные

    Обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. № 45. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1); ...