Установить факт трудовых отношений и взыскать зарплату. Заявление об установлении факта получения заработной платы. Что можно просить в иске

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2011, N 3

В статье рассмотрены порядок создания бухгалтерской службы и формы организации бухгалтерского учета на малом предприятии.

Одной из основных проблем, которые существуют сегодня в бухгалтерском учете, является то, что его рассматривают только как инструмент для исчисления налоговых обязательств организации. Однако хотелось бы еще раз подчеркнуть, что более 400 лет бухгалтерский учет развивался исключительно как способ получения информации о деятельности организации. Именно так он рассматривается в промышленно развитых странах и до сих пор. Исчисление налоговых обязательств - лишь одна из задач бухгалтерского учета, причем зачастую не первоочередная.

При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители.

Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы вправе:

При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ, следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, положениями по бухгалтерскому учету. Основным нормативным документом, регулирующим малое предпринимательство в РФ, является Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

  1. специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  2. упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  3. упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  4. льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  5. особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  6. меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  7. меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  8. меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  9. иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ меры.

Основной принцип организации бухгалтерского учета в любой организации - это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

Следовательно, процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:

  • обеспечить сохранность имущества;
  • обеспечить эффективность управления ресурсами;
  • исчислить финансовый результат деятельности;
  • определить налоговые обязательства.

Знать эти задачи крайне важно для руководителя любой организации, так как выбор оптимальных путей их решения является основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета и, что более важно, управления организацией.

Процессу первичной постановки или реорганизации системы бухгалтерского учета на предприятии должен предшествовать анализ потребностей в выполнении указанных задач. Средние и крупные организации испытывают потребность в том, чтобы система бухгалтерского учета решала все поставленные задачи. Однако изучение специфики деятельности малых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут быть востребованы не все. Например , перед системой бухгалтерского учета организации, в которой работает один человек, являющийся одновременно ее учредителем, не стоит задача обеспечения сохранности имущества, так как все оно находится в единоличном пользовании. В небольшой организации, которая работает по договорам поручения в качестве поверенного, может отсутствовать необходимость в определении эффективности управления ресурсами. Бухгалтерский учет организации, уплачивающей единый налог на вмененный доход, не выполняет задачу исчисления налоговых обязательств, так как они рассчитываются на основе небухгалтерских данных.

Руководитель вместе с главным бухгалтером организации должен определять потребность в выполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач.

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий;
  • журнально-ордерной формы для небольших предприятий и хозяйственных организаций.

Малое предприятие должно самостоятельно избрать форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы.

Малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

  • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  • взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
  • сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:

  • по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
  • по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Упрощенную форму бухгалтерского учета не следует путать с упрощенной системой налогообложения.

Простая форма бухгалтерского учета может применяться на предприятиях, где совершается незначительное количество хозяйственных операций (не более тридцати в месяц) и не осуществляются производство продукции и выполнение работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.

Простая форма предполагает ведение учета всех операций путем их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. В графе 3 "Содержание операций" записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.

Суммы по каждой операции, зарегистрированной в книге по графе "Сумма", отражаются методом двойной записи одновременно по графам "Дебет" и "Кредит" счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия может применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг). К числу таких регистров относятся :

  • ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1;
  • ведомость учета производственных запасов и товаров, а также налога на добавленную стоимость, уплаченного по ценностям, - форма N В-2;
  • ведомость учета затрат на производство - форма N В-3;
  • ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4;
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5;
  • ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата);
  • ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка);
  • ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7;
  • ведомость учета оплаты труда - форма N В-8;
  • ведомость (шахматная) - форма N В-9.

Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях:

  1. по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет");
  2. по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета.

В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) на основании форм первичной учетной документации делается запись о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись.

Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.

Учет хозяйственных операций на малом предприятии, применяющем форму учета, основанную на использовании регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия, завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в ведомость (шахматную) по форме N В-9.

Ведомость по форме N В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Ведомость открывается на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого счета в отдельности. В ведомости по вертикали располагаются счета в порядке возрастания, а по горизонтали - в порядке возрастающих номеров ведомостей. Ведомость по форме N В-9 заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные графы "Корреспондирующий счет") с разноской их на дебет соответствующих счетов. По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который должен быть равен дебетовому обороту, отраженному в соответствующей ведомости. Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются; их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на 1-е число следующего за отчетным месяца.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов, которые необходимы для расчета единого налога (ст. 346.24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 346.24 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Налоговый период по единому налогу установлен в размере календарного года (п. 1 ст. 346.19 Налогового кодекса РФ). Поэтому Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год. Она должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы. На последней странице Книги необходимо указать число содержащихся в ней страниц. Эта запись заверяется подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью налогоплательщика.

Все хозяйственные операции в Книге необходимо отражать в хронологическом порядке на основе первичных документов. В том случае, если в Книгу была внесена ошибочная запись, ее можно исправить. Исправление должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Под исправленной записью необходимо поставить дату и печать налогоплательщика.

Книгу учета доходов и расходов можно вести вручную и в электронном виде.

Первый вариант. Если записи в Книгу учета доходов и расходов делаются вручную, то Книгу предварительно нужно прошнуровать, а страницы пронумеровать. На последней странице Книги необходимо указать число содержащихся в ней страниц. Эта запись заверяется подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью налогоплательщика.

В начале года Книгу необходимо представить в налоговую инспекцию для того, чтобы налоговый инспектор ее подписал и поставил штамп. В соответствии с Приказом ФНС России от 27.04.2007 N ММ-3-25/267@ заверение и скрепление печатью Книги учета доходов и расходов осуществляется в день обращения в присутствии налогоплательщика.

Второй вариант. Книгу учета доходов и расходов можно вести не только на бумажных носителях, но и в электронном виде с использованием компьютерной техники. В этом случае распечатывать листы Книги учета доходов и расходов необходимо по окончании каждого отчетного (налогового) периода. В конце года листы Книги прошиваются и пронумеровываются. Количество страниц, указанное на последней странице Книги, заверяется подписью руководителя и печатью. В таком виде Книга учета доходов и расходов представляется в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией по единому налогу за год.

Если налогоплательщик начнет делать записи вручную, а затем захочет вести Книгу в электронном виде, то он вправе так поступить в течение года.

После окончания налогового периода Книга учета доходов и расходов подлежит хранению в течение 4 лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

Книга учета доходов и расходов состоит из титульного листа и трех разделов. Раздел 1 предназначен для записи доходов и расходов за каждый квартал. В разд. 2 рассчитываются расходы на покупку основных средств, уменьшающие доходы. Раздел 3 посвящен расчету налоговой базы по единому налогу.

Правила документооборота определяются формой ведения учета, принятой в организации (или выбранной - для вновь созданных организаций), а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

Следует отметить, что в малых предприятиях весьма эффективной может оказаться разработка графика документооборота - направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации (например, от цеховых кладовых до центральной бухгалтерии). Эффективность такого графика обусловлена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных средств. Так, оформление отгрузочных документов на готовую продукцию (при последующей оплате) на один день быстрее, чем по ранее действовавшему графику, позволит сократить период оборота денежных средств и, соответственно, уменьшить потребность в их количестве. Сокращение сроков оформления расходных документов, необходимых для выдачи в производство материально-производственных запасов, позволяет сократить либо размер складских запасов, либо остаток незавершенного производства. Поэтому, для того чтобы процесс организации бухгалтерского учета мог считаться завершенным, необходимо определить порядок контроля за хозяйственными операциями.

В качестве мер ответственности за неведение бухгалтерского учета к организации могут быть применены штрафные санкции по ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" Налогового кодекса РФ.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Налогоплательщик, допустивший грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, при условии, что эти деяния совершены в течение одного налогового периода, может быть оштрафован на 10 000 руб.

Например , на предприятии в течение одного налогового периода систематически не оформлялись кассовые операции. В связи с этим на предприятие был наложен штраф в размере 10 000 руб.

Размер штрафа увеличивается до 30 000 руб., если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода.

Если при этом они повлекли занижение налоговой базы, штраф будет взыскан в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Но в то же время не всякое несвоевременное или неправильное отражение операции в бухгалтерском учете можно считать грубым нарушением учета доходов и расходов. Так, если в разных периодах в течение одного года несвоевременно и неправильно производилось отражение одной суммы по одной и той же хозяйственной операции, то такое нарушение нельзя считать как систематическое.

Грамотный и вдумчивый подход к организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, может обеспечить весьма ощутимое снижение трудоемкости учетных процессов, повышение точности и оперативности обработки бухгалтерской информации и, следовательно, повышение качества принимаемых управленческих решений.

Литература

  1. Федеральный закон 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
  2. Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
  3. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии: Учеб. пособие / Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматулина; под ред. Д.А. Ендовицкого. М.: КНОРУС, 2007. 256 с.
  4. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: Учеб. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. 296 с.

Е.И.Костюкова

профессор,

заведующая кафедрой

аграрный университет

М.Н.Ветрова

старший преподаватель кафедры

"Бухгалтерский управленческий учет"

Ставропольский государственный

аграрный университет

Бухгалтерский учет на малом предприятии.

  1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий.
  2. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
  3. Упрощенная система налогообложения учета и отчетности для малых предприятий.

1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий.

По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.

Окончательное юридическое определение понятия «малые предприятия» дано в Федеральном законе РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

v в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

v в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

v в оптовой торговле – 50 человек;

v в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

v в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем реализации продукции и балансовую стоимость субъекта.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годового объема прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, на период, в течение которых было допущено превышение численности работников, и на последующие 3 месяца.

Федеральным законом РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.

Кроме того, Закон установил, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действующими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в течение первых 4 лет деятельности организации.

Новый Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, установленные для соответствующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.

В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения 1 года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли (дебет счета 02 «Износ основных средств», кредит счета 80 «Прибыли и убытки»).

В соответствии с новым Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность предоставляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.


2. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить рабочий план счетов на основе типового Плана счетов (см. ниже).

Рабочий план счетов малых предприятий.

Наименование счета

Номер счета

Группируемые счета

Основные средства и долгосрочные вложения

Основные средства

Износ основных средств

Капитальные вложения

Производственные запасы

Материалы

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Затраты на производство

Основное производство

21,23,25,26,28,44,30

Готовая продукция, товары и реализация

Реализация

Денежные средства

Расчетный счет

Валютный счет

Специальные счета в банках

Финансовые вложения

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с бюджетом

Расчеты по страхованию

Расчеты по оплате труда

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

61,63,64,71,73,75,78,79,97

Финансовые результаты и использование прибыли

Прибыли и убытки

Капитал и резервы

Уставный капитал

Фонды специального назначения и резервы

Кредиты банка и финансирование

Кредиты и другие заемные средства


В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

Все производственные запасы, включая МБП, на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

МБП приравниваются к остальным материальным запасам. Износ по ним не начисляют. При передаче МБП в эксплуатацию их списывают со счета 10 «Материалы» в дебет счета 20 «Основное производство». При возврате МБП из эксплуатации их оприходуют по остаточной стоимости по дебету счета 10 с кредита счетов 20 и 26. Для обеспечения сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на предприятиях должен осуществляться оперативный учет и контроль за их движением.

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).

Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по реализованной продукции (счет 46 «Реализация»). При таком списании производственная себестоимость продукции начисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете.

При учете финансовых результатов следует иметь в виду, что в течение года суммы прибыли и ее использования отражают на счете 80 «Прибыли и убытки» следующим образом: по кредиту счета показывают нарастающим итогом прибыль, а по дебету счета – ее использование. По завершении года по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, на суммы использованной прибыли производят уменьшение прибыли и в отчетности отражают неиспользованную сумму прибыли.

Если предприятие получило по итогам года убыток и использовало прибыль (на производственное и социальное развитие, поощрение работников и др.), то сумма убытков остается на счете 80 как убытки, а сумму, использованную на плановые мероприятия, отражают как перерасход этих средств на счете 80 при отсутствии или недостаточности средств резервного капитала, которые могут быть направлены на их покрытие. Указанный перерасход погашается за счет чистой прибыли следующего за отчетным года.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют книгу учета хозяйственных операций (ф. № К-1), а в качестве регистров аналитического учета – следующие ведомости:

Ø учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) (ф. № В-1);

Ø учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. № В-2);

Ø учета затрат на производство (ф. № В-3);

Ø учета денежных средств и фондов (ф. № В-4);

Ø учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5);

Ø учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка));

Ø учета расчетов с поставщиками (ф. № В-7);

Ø учета заработной платы (ф. № В-8);

Ø шахматную (ф. № В-9).

Ведение книги учета хозяйственных операций и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае книга учета хозяйственных операций является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

В книге учета хозяйственных операций по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма книги учета хозяйственных операций приведена ниже. При открытии книги в ней записывают остатки по каждому счету.

Книга учета хозяйственных операций за 199_г.

Дата и № документа

01 «Основные средства»

50 «Касса»

51 «Расчетный счет»

Сальдо на 01.01.19__

03.01.199_г. приходный кассовый ордер № 1 и т.д.

Получено в кассу с расчетного счета

Оборот за месяц

Сальдо на 01.12.199_г.


Ведомости ф. № В-1 – В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

Запись в учетные регистры производят в на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в книгу учета хозяйственных операций, а после этого в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» книги учета хозяйственных операций, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. № В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету.

Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в книгу учета хозяйственных операций. Для правильного переноса данных из ведомостей в книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в книге учета хозяйственных операций. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» книги учета хозяйственных операций записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости. А затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам книги.

Например, по данным ведомости учета производственных запасов и готовой продукции (ф. № В-2) общий расход материалов составил 100 тыс. руб., в том числе на производство отпущено материалов на 90 тыс. руб. и в реализацию – на 10 тыс. руб. В книге учета хозяйственных операций данные ведомости ф. № В-2 будут отражены следующим образом: в графе «Сумма» и по кредиту счета 10 «Материалы» - в сумме 100 тыс. руб., по дебету счета 20 «Основное производство» - в сумме 90 тыс. руб., по дебету счета 46 «Реализация» - в сумме 10 тыс. руб.

Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.

По окончании месяца в книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.

Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом ведомости – в порядке увеличения их номеров.

Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят в ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.

Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и распоряжением Правительства РФ от 9 октября 1994 г. № 1389-р для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

Статистическая отчетность будет состоять из 7 – 8 показателей: численность работников, экономические и финансовые показатели. Стоимость основных фондов плюс услуги, оказываемые населению.

Госкомстат России, начиная с 1996 г., осуществляет лишь текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований.

3. Упрощенная система налогообложения учета и отчетности для малых предприятий.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» малые предприятия с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. При определении численности работающих в нее включают работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в филиалах и подразделениях малого предприятия.

Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Объектом обложения единым налогом организации является совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.

Совокупный доход организации исчисляется как разница между валовой выручкой и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) без сумм начисленной оплаты труда.

Валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) и имущества, а также нереализационных доходов.

Единый налог на совокупный доход взимается по следующим ставкам:

Ø в федеральный бюджет – в размере 10% от совокупного дохода;

Ø в бюджет субъектов РФ и местный бюджет – в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.

Если объектом налогообложения является валовая выручка, то в федеральный бюджет подлежит внести 3,33% от суммы валовой выручки, а в бюджет субъектов РФ и местный бюджет – 6,67% от суммы валовой выручки.

Органы государственной власти субъектов РФ вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе устанавливать для организаций расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям.

Эти органы вправе также устанавливать льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъектов РФ и местный бюджет.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Официальным документом, удостоверяющим право малого предприятия на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на 1 год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.

Малое предприятие по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов с указанием совокупного дохода или валовой выручки, полученных за отчетный период.

При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период с отметкой банка об исполнении платежа.

Список использованной литературы:

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. (Учебное пособие), Москва, «Инфра – М», 1997. с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Организации, относящиеся к представителям малого бизнеса, могут пользоваться некоторыми «поблажками» в части ведения бухгалтерского учета. Наиболее актуален этот вопрос для тех юрлиц, которые используют налоговые спецрежимы. Что представляет собой понятие «упрощенный бухгалтерский учет»?

Сильно облегчить ведение бухгалтерского учета на УСН, а так же налогового и кадрового учета может этот сервис , попробуйте, что бы минимизировать риски и экономить время.

Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий

Начнем с того, что бухучет должны вести все организации, эта обязанность никак не связана с тем, какой налоговый режим они применяют. Упрощенным вариантом бухучета могут воспользоваться только те юрлица, которые соответствуют параметрам малого бизнеса. О критериях, по которым представители бизнеса классифицируются на малое, среднее и крупное предпринимательство, мы уже писали ранее.

Поэтому у небольших юрлиц по-прежнему есть смысл проанализировать показатели деятельности своей компании и определить, к какому типу бизнеса она относится. С увеличением предельных объемов выручки для малых фирм с 400 до 800 млн. рублей ваша организация вполне может попасть именно в эту группу.

Возможность вести упрощенный вариант бухучета закреплена за малым бизнесом законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и другими нормами законодательства, утверждающими изменения к нему. Описаний конкретных моментов, которыми могут воспользоваться малые организации, закон не содержит. Чтобы понять, что могут не делать представители малого бизнеса, следует изучить прочие нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет.

Сначала, надо отметить, что малый бизнес может не применять ряд ПБУ или отдельные их положения. Например, субъекты малого предпринимательства (СМП) могут не применять такие стандарты как ПБУ 18/02 (о налоге на прибыль) и ПБУ 8/2010 (об условных активах/обязательствах, оценочных обязательствах). СМП вправе списывать проценты по кредитам в прочие доходы, независимо от статьи расходования заменых денег, остальные представители бизнеса согласно ПБУ 15/2008 (о расходах по кредитам) должны отдельно учитывать кредитные средства, потраченные на приобретение инвестиционных активов.

Для СМП согласно ПБУ 22/2010 (об обнаружении и исправлении ошибок) разрешено исправлять все обнаруженные ошибки в текущем периоде, при этом не имеет значения то, какой характер носит ошибка – существенна она или нет. Необходимости в ретроспективном пересчете показателей также нет.

Что означает сам упрощенный бухгалтерский учет? СМП могут применять не все счета существующего плана счетов – проще говоря, укрупнить некоторые счета, отбросив лишние. Самый простой пример: для тех, кто занимается производством, учет затрат можно вести на счете 20, а при необходимости предусмотреть к нему субсчета – если в целях управления компанией есть смысл в получении более детальной информации. Остальные счета этой группы – 23, 25, 26, 28 и 29 – для СМП просто лишние, поэтому их можно убрать. Аналогично можно пересмотреть счета бухучета, используемые для учета других операций.

Где отражать всю информацию

Для некоторых СМП будет достаточно вести только Книгу учета фактов хозяйственной деятельности – это самый простой вариант, пригодный в случаях, когда операций у компании совсем немного. Если операций много или если деятельность компании связана серьезными затратами материальных ресурсов, то к Книге следует дополнительно предусмотреть специальные учетные регистры на каждую группу имущества. При ведении бухучета представителям СМП следует всегда помнить два момента:

  1. Бухучет должен вестись в объеме, который будет позволять выводить остатки по счетам и составлять бухгалтерскую отчетность, плюс обеспечивать руководство необходимым объемом информации.
  2. Любой объект СМП может вырасти в более крупную организацию – жизнь не стоит на месте, а цель любого бизнеса – расширение деятельности и наращивание объемов прибыли. Чтобы в будущем вас не коснулись сложности с составлением настоящей бухгалтерской отчетности и обеспечением сравнимости текущих показателей с цифрами предшествующих периодов, запускать бухучет нельзя – вести его следует качественно.

Для СМП есть еще один важнейший момент в возможности ведения упрощенного бухучета: такие юрлица могут применять кассовый метод, то есть признавать доходы / расходы по факту их оплаты. В чем здесь плюс? Это очень удобно для тех, кто использует упрощенку. В этом случае СМП будет использовать один и тот же метод и для ведения бухгалтерии, и для исчисления суммы налога.

СМП могут формировать отчетные бухгалтерские формы как по стандартным правилам (баланс + все приложения + пояснения к нему), так и по «упрощенным» — предоставлять лишь две формы — баланс и отчет о финансовых результатах. При выборе последнего из двух вариантов, значения показателей в таблицах отчетных форм разрешается показывать укрупненно, а приложения заполнять только тогда, когда, по вашему мнению, они являются очень существенными. Пояснения не обязательны – они также требуются только в исключительных случаях, когда вам есть что пояснять.

Для СМП есть специальные упрощенные формы отчетности: специальные бланки предусмотрены для баланса и отчета о прибылях и убытках. Их различие со стандартными формами выражается в том, что показатели в них укрупнены еще больше. Например, баланс состоит из двух коротких разделов: актив имеет 5 показателей, а пассив – 6. Формы унифицированы, их можно увидеть среди приложений к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010 г.

Для микропредприятий есть особая поблажка : такие фирмы могут вести учет в регистрах без использования стандартной для бухучета двойной записи. Но здесь есть пара важных ограничений. Во-первых, двойная запись неразрывно связана с кассовым методом учета. То есть, если вы делаете выбор в пользу кассового метода, то вы в любом случае ведете бухучет двойной записью – другого варианта быть не может. Если вы хотите отказаться от двойной записи, то учет придется вести методом начисления. Во-вторых, льготу в виде неприменения двойной записи следует использовать с очень большой осторожностью: предприятие может вырасти, а вот восстановить бухучет за предшествующие годы будет очень сложно и плане финансовых затрат, и в плане трудовых ресурсов.

На что обратить внимание малым компаниям в учете 2019 года

В 2016 году Минфин России выпустил Приказ № 64н от 16.05.2016 г., которым внес изменения в отдельные нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. О каких из них нужно помнить малому бизнесу? Вот основные моменты:

  • Приобретенные МПЗ можно учитывать по цене поставщика (раньше только по фактической себестоимости), а остальные затраты – вознаграждение посреднику, затраты на доставку, оплата консультационных услуг и прочее – разрешено принимать в состав расходов в полной сумме в текущем периоде (то есть, когда эти расходы были понесены);
  • Микропредприятия могут включать стоимость материалов / сырья, товаров и других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере приобретения запасов / осуществления затрат (раньше до фактического расходования эти категории должны были учитываться в составе МПЗ);
  • Аналогично списываются и расходы на МПЗ, предназначенные для управленческих нужд;
  • Малые предприятия могут не создавать резервы под снижение стоимости МПЗ (раньше создание резерва было обязательным);
  • Приобретенные основные средства можно принимать к учету по цене поставщика, а сооруженные / изготовленные по заказу – по цене подрядчика. Все остальные затраты, связанные с покупкой / сооружением / изготовлением основного средства можно списывать в расходы в полной сумме в том периоде, когда были понесены (раньше основные средства необходимо было принимать к учету по полной стоимости);
  • Малые предприятия могут начислять годовую сумму амортизации один раз в год на 31 декабря или периодами в течение года – периоды можно определить самостоятельно (раньше начисление должно было быть ежемесячным в размере 1/12 от суммы за год);
  • Амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно начислять единовременно в размере 100% от их стоимости, по которой они были приняты к учету;
  • Расходы на НИОКР также можно списывать в расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления этих расходов (раньше они отражались в течение ожидаемого срока использования результатов таких работ);
  • Малое предприятие может признавать расходы на приобретение / создание НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (раньше такие расходы можно было учитывать только в соответствии с общими правилами учета НМА).

Дополнительно отметим, что использование или неиспользование упрощенных способов бухгалтерского учета – выбор только самой организации. Обязательность их использования не установлена. Если организация считает, что может использовать такие упрощенные способы, не нанося ущерб полноте и достоверности своего бухучета, то она вносит изменения в учетную политику и ведет бухучет в «облегченном» варианте. Если организация не хочет использовать такие способы или предполагает, что их применение не рационально, то она их просто не использует.

Помочь человеку подтвердить наличие трудовых отношений может заявление об установлении факта работы. Такие дела рассматриваются в порядке особого производства. Есть еще один способ защиты трудовых прав с целью подтвердить факт работы у определенного работодателя – . Рассмотрение иска по сравнению с заявлением отличается сложностью и необходимостью обладать определенными знаниями о сборе и представлении .

В чем отличие между заявлением об установлении факта работы и исковым заявлением? Какой способ применить, какие доказательства представить и чем аргументировать свою позицию? Ответы на все эти вопросы размещены ниже. Общую информацию о делах, рассматриваемых в порядке особого производства, можно найти по ссылке .

Пример заявления об установлении факта работы

В Советский районный суд г. Астрахани

Заявитель: Попов Виталий Андреевич,

414024, г. Астрахань, ул. Приволжская, д. 7895

Телефон: 89981527446

Заинтересованное лицо: ОПФР Управления

по Астраханской области в г. Астрахань,

414024, г. Астрахань, ул. Каменская, д. 415

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТА РАБОТЫ

17.09.2019 г. я обратился в отделение пенсионного фонда в Большеярском районе г. Астрахань для назначения . В ходе оформления пенсии установлено, что в трудовой стаж не включили период работы в качестве водителя в колхозе «Октябренок» (с. Новоелецк Астраханской области) в период с 1988 г. по 1993 г.

Согласно письменным разъяснениям сотрудников ПФР, в трудовой книжке неправильно оформлена запись о работе, а именно: не указаны конкретные даты приема на работу и увольнения (отсутствуют числа), а также проставлена печать колхоза «Октябрь», а не «Октябренок». В связи с указанным обстоятельством в зачислении периода работы с 15.01.1988 г. до 01.04.1993 г. в колхозе «Октябренок» мне отказано и рекомендовано через суд установить факт работы.

Запись была оформлена неверно, поскольку работник отдела кадров допустила описки, не указано о переименовании колхоза в 1991 году. Сейчас исправить записи невозможно, поскольку колхоз ликвидирован.

Подтвердить факт работы в колхозе «Октябренок» могут бывший председатель Советов Роман Алексеевич, бывший кадровик Попова Василиса Игоревна, копии .

Руководствуясь статьями 264-265 ,

  1. Установить факт работы Попов Виталий Андреевича в колхозе «Октябренок» в с. Новоелецк Астраханской области в должности “водитель” в период с с 15.01.1988 г. по 01.04.1993 года.

Приложения:

  1. Копия заявления
  2. Квитанция об уплате
  3. Копия приказа о приеме на работу
  4. Копия трудовой книжки заявителя
  5. Копия выписки из ЕГРЮЛ в отношении колхоза “Октябренок”
  6. Копия справки архива
  7. Грамоты, благодарственные письма
  8. Книжка колхозника

20.12.2019 г. Попов В.А.

Основания подать заявление об установлении факта работы

Как и любой юридический факт, установление факта работы в определенное время в определенном месте должно повлечь возникновение каких-либо прав. Такая необходимость возникает при подтверждении , для получения предусмотренных законом льгот при работе в определенной местности (например, в условиях Крайнего Севера) или для оформления .

Заявление об установлении факта работы подается в суд, если невозможно получить подтверждающие документы в самой организации и в муниципальном архиве. Отсутствие организации подтверждается выпиской из ЕРГЮЛ о ликвидации юридического лица.

Наличие спора о праве с работодателем, когда он возражает против оформления трудовых отношений, приведет к возвращению такого заявления. И именно в таких случаях в суд направляется исключительно исковое заявление об установлении факта трудовых отношений.

Доказательства к заявлению об установлении факта работы

Подготовка заявления об установлении факта работы с формальной стороны не составит сложностей, главная проблема заключается в сборе и представлении суду доказательств, подтверждающих факт работы.

Если организация еще существует, то в первую очередь необходимо обратиться туда. При отсутствии необходимых документов по факту работы, запросите в организации подтверждающую справку. Далее следует обратиться в местный архив, где также необходимо получить документы либо справку, указывающую, что документы, подтверждающие факт работы, на хранение не поступали.

В качестве доказательств факта работы в определенное время и в определенном месте можно использовать и косвенные доказательства (приказы о премировании, отпусках, грамоты, благодарности). Лучшими будут доказательства, в которых указаны конкретные даты, фамилия заявителя и наименование организации. Чем больше будет таких доказательств, тем проще будет доказать свою позицию в суде.

Неплохими доказательствами по делам, связанным с установлением факта работы, будут и показания свидетелей. Свидетели должны иметь аналогичный период работы в той же организации, что подтверждается трудовой книжкой.

Подаем заявление об установлении факта работы в суд

Заявление подается в районный суд по месту жительства заявителя, независимо от места работы, по которому необходимо подтверждение решением суда. Одновременно можно заявить требования об установлении принадлежности документов (например, трудовой книжки, приказов о приеме на работу, переводе на другую должность). Госпошлина составляет 300 руб. Если в заявлении изложены 2 или больше требований – за каждое из них вносится платеж.

Для учета возможных трудовых льгот важно владеть трудовым законодательством и учитывать действие разных норм во время работы. В таком случае специалист по трудовому праву поможет выявить основания для установления факта работы, а также учесть нюансы при составлении документов.

До направления в суд заявления об установлении факта работы исключите возможность направления в суд только , что позволит ускорить процесс собирания доказательств.

Рассмотрение заявления об установлении факта работы

После принятия заявления к производству суд назначает судебное заседание. На предварительном этапе суд оценит уже представленные доказательства и обратит внимание на необходимость представления новых. Обнаружив на любом этапе спор о праве, выносится определение об оставлении заявления без рассмотрения. Для заявителя это означает необходимость .

Решение суда по результатам рассмотрения заявления об установлении факта работы (после вступления в силу) станет основанием для наступления тех правовых последствий, которые ожидает заявитель.