Сколько длится формальная экспертиза товарного знака. Основная экспертиза заявленного обозначения призвана выявить. Чем регулируется экспертиза товарного знака

Комментарий к статье 1497

В комментируемой статье закреплены общие положения об экспертизе заявки на товарный знак (п. 1), а также регламентировано внесение изменений в документы заявки (п. п. 2 – 4). Данная статья в первоначальной редакции с отдельными изменениями воспроизводила положения п. п. 1 – 4 ст. 10 Закона 1992 г. о товарных знаках (здесь и далее в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Пункт 1 комментируемой статьи, посвященный экспертизе заявки на товарный знак, устанавливает, что такую экспертизу проводит федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент (ч. 1), а также определяет этапы проведения такой экспертизы – это формальная экспертиза и экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение “заявленное обозначение”). Формальной экспертизе посвящена следующая статья, а экспертизе заявленного обозначения – статья, следующая за этой статьей.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность представления заявителем в период проведения экспертизы заявки на товарный знак до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки, в том числе путем подачи дополнительных материалов. В силу ч. 2 данного пункта такие дополнительные материалы не могут содержать перечень товаров, не указанных в заявке на дату ее подачи, или существенно изменять заявленное обозначение товарного знака, в противном случае дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению. В то же время при этом допускается оформление заявителем дополнительных материалов в качестве самостоятельной заявки.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что изменение в заявке на товарный знак сведений о заявителе, в том числе в случае передачи или перехода права на регистрацию товарного знака либо вследствие изменения наименования или имени заявителя, а также исправление в документах заявки очевидных и технических ошибок может быть внесено до государственной регистрации товарного знака или до принятия решения об отказе в его государственной регистрации. Указание на решение об отказе в его государственной регистрации включено в данный пункт Законом 2014 г. N 35-ФЗ в рамках уточняющего изменения.

Эти положения, которые ранее содержались в п. п. 2 и 3 ст. 10 Закона 1992 г. о товарных знаках, детализированы в разд. 6 “Внесение дополнений, уточнений и исправлений в документы заявки” Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), которым наряду с прочим установлено следующее:

дополнение, уточнение и исправление материалов заявки осуществляется путем подачи заявителем соответствующего письменного заявления. В приложениях 2 и 3 к данным Правилам приведены соответственно образец заявления о внесении изменения(-й) в наименование и/или адрес заявителя и образец заявления об исправлении ошибки (ошибок);

в случае уступки своего права на заявку иному лицу заявитель подает в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление о внесении записи об изменении заявителя. В приложении 4 к данным Правилам приведен образец заявления о внесении записи об изменении заявителя;

в том случае, если заявление подписано только заявителем, к заявлению прилагается документ, подтверждающий передачу права, подписанный заявителем и его правопреемником. В приложении 5 к данным Правилам приведен образец документа о передаче права в отношении заявки на регистрацию товарного знака.

Часть 1 п. 4 комментируемой статьи предусматривает возможность запроса Роспатентом в период проведения экспертизы заявки на товарный знак у заявителя дополнительных материалов, без которых проведение экспертизы невозможно. Соответственно этим положениям, которые ранее содержались в п. 4 ст. 10 Закона 1992 г. о товарных знаках, в п. 14.5 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) установлено, что основанием для запроса могут являться, в частности, следующие обстоятельства:

а) необходимость представления различных видов объемного обозначения и/или его описания, если представленные заявителем материалы недостаточно отражают особенности объемного обозначения;

б) необходимость представления документов, указанных в п. 2.12 и в подп. 2.3.2.1, 2.3.2.2, 2.3.2.3 и 2.3.2.4 данных Правил;

в) необходимость уточнения классификации или перечня товаров и услуг, в том числе в случае несоответствия перечня товаров и услуг, указанного в выделенной заявке, требованиям п. 3.4 данных Правил;

г) необходимость доплаты пошлины в случае, когда в результате уточнения классификации перечня товаров и услуг, указанных в заявке, выявлено несоответствие суммы уплаченной пошлины количеству классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. При этом заявитель уведомляется о том, что в случае непредставления документа о доплате пошлины в установленный срок или отказа от ограничения своих притязаний экспертиза заявленного обозначения будет проводиться в отношении классов, указанных в заявке, за которые уплачена пошлина, с исключением из перечня товаров и услуг, не относящихся к этим классам;

д) необходимость решения вопросов, обусловленных выявлением сходных товарных знаков или обозначений, ранее заявленных на регистрацию, для всех или части товаров и услуг.

Там же предусмотрено, что вопросы иного характера, а также замечания и предложения, возникающие при рассмотрении заявки и связанные, например, с установлением приоритета, могут быть также включены в запрос, направляемый на указанных выше основаниях.

Положениями ч. 2 п. 4 комментируемой статьи регламентировано представление заявителем дополнительных материалов по запросу Роспатента: дополнительные материалы должны быть представлены в течение трех месяцев со дня направления Роспатентом соответствующего запроса или копий противопоставленных заявке материалов при условии, что данные копии были запрошены заявителем в течение двух месяцев со дня направления запроса Роспатентом. Эти положения приведены в редакции изменений, внесенных Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции данной части устанавливалось, что дополнительные материалы должны быть представлены в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего запроса или копий материалов, указанных в ответном запросе заявителя (а не трех месяцев со дня направления запроса), при условии, что данные копии были запрошены заявителем в течение месяца со дня получения им запроса Роспатента (а не двух месяцев со дня направления запроса).

В части 2 п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что по ходатайству заявителя установленный для представления дополнительных материалов срок может быть продлен Роспатентом, но не более чем на шесть месяцев. Следует подчеркнуть, что в отличие от п. 4 ст. 10 Закона 1992 г. о товарных знаках комментируемая статья возможность продления такого срока при условии подтверждения уважительных причин его несоблюдения не предусматривает.

На случай, когда заявитель в указанный срок не представит запрашиваемые дополнительные материалы или ходатайство о продлении установленного для их представления срока, в ч. 2 п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что заявка признается отозванной на основании решения Роспатента.

Часть 3 п. 4 комментируемой статьи распространяет на дополнительные материалы, которые содержат перечень товаров, не указанных в заявке на дату ее подачи, или существенно изменяют заявленное обозначение товарного знака, правила п. 2 данной статьи. Речь идет о том, что такие дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению, но они могут быть оформлены и поданы заявителем в качестве самостоятельной заявки.

Статья 1498. Формальная экспертиза заявки на товарный знак

Комментарий к статье 1498

Комментируемая статья регламентирует проведение формальной экспертизы заявки на товарный знак – первого из этапов экспертизы заявки на товарный знак (вторым этапом является экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака, которой посвящена следующая статья). В данной статье с отдельными терминологическими изменениями воспроизведены положения ст. 11 “Формальная экспертиза” Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ). Эти положения детализированы в п. 13 “Формальная экспертиза” Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), которым наряду с прочим предусмотрено следующее.

Поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявке, поданной на русском языке, присваивается десятизначный регистрационный номер (первые четыре цифры обозначают год подачи заявки, пятая цифра – код объекта промышленной собственности, пять остальных цифр – порядковый номер заявки в серии данного года).

О факте поступления материалов заявки заявитель уведомляется с сообщением ему регистрационного номера и даты поступления. Заявка, представленная не на русском языке, не регистрируется и возвращается лицу, ее представившему. Зарегистрированная заявка возврату не подлежит. В случае поступления документов заявки по факсу применяются положения п. 2.16 данных Правил, о чем заявитель уведомляется. При выявлении нарушения требований, установленных указанным пунктом, заявитель уведомляется о наступлении соответствующих последствий. Заявка, поступившая по факсу, регистрируется после поступления оригинала.

Формальная экспертиза заявки проводится в течение месяца с даты ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При направлении запроса заявителю этот срок соответственно продлевается. В случае поступления заявки по факсу срок проведения формальной экспертизы исчисляется с даты поступления оригинала заявки.

Задачей формальной экспертизы является проверка содержания заявки, наличия необходимых документов, а также их соответствия установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению либо принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению.

В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям.

При соответствии материалов заявки установленным требованиям, а также в случаях своевременного представления заявителем запрошенных сведений и документов заявителю направляется уведомление о принятии заявки к рассмотрению с указанием установленной даты подачи заявки.

В уведомлении о принятии заявки к рассмотрению заявитель может быть также уведомлен:

о возможности установления конвенционного или выставочного приоритета в период проведения экспертизы заявленного обозначения при условии представления документов, подтверждающих правомерность его требования об установлении конвенционного или выставочного приоритета, в течение трех месяцев с даты поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

о возможности уточнения в период проведения экспертизы заявленного обозначения размера предназначенной к уплате пошлины за подачу заявки и экспертизу заявленного обозначения по результатам анализа перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака;

о необходимости представления иных сведений и/или документов, предусмотренных законом и данными Правилами.

Если представленный заявителем ответ на запрос экспертизы не содержит запрошенных сведений и/или документов, по заявке принимается решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению. В решении об отказе в принятии заявки к рассмотрению приводятся основания, по которым принято решение. Такими основаниями могут являться: отсутствие заявления о регистрации обозначения в качестве товарного знака; отсутствие в заявке указания заявителя; несоответствие указания заявителя в заявке требованиям, установленным данными Правилами; отсутствие в заявке обозначения, предназначенного для регистрации в качестве товарного знака; отсутствие в заявке указания товара или услуги, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения.

Основанием для отказа в принятии выделенной заявки к рассмотрению может являться несоблюдение следующих условий: выделенная заявка подана после принятия решения по первоначальной заявке на товарный знак; первоначальная заявка отозвана или признается отозванной.

Статья 1499. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака

Комментарий к статье 1499

В комментируемой статье регламентировано проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение “экспертиза заявленного обозначения”), – второго этапа экспертизы заявки на товарный знак, следующего за этапом формальной экспертизы заявки. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила с отдельными изменениями положения ст. 12 “Экспертиза заявленного обозначения” Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Законом 2014 г. N 35-ФЗ в комментируемую статью внесен ряд изменений, в том числе:

в п. 1 комментируемой статьи включена часть 3, предусматривающая при поступлении обращения в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 1493 комментируемого параграфа необходимость учета при проведении экспертизы заявленного обозначения содержащихся в обращении доводов о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. ст. 1477 и 1483 данного параграфа. Упомянутая часть 3 п. 1 ст. 1493 комментируемого параграфа содержит нововведение того же Закона 2014 г. N 35-ФЗ о праве любого лица в период после публикации сведений о заявке до принятия решения о государственной регистрации товарного знака представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы о несоответствии заявленного обозначения требованиям ст. ст. 1477 и 1483 данного параграфа;

пункт 2 комментируемой статьи дополнен положениями, устанавливающими, что в соответствии с международными договорами РФ по результатам экспертизы товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о предоставлении правовой охраны или об отказе в предоставлении правовой охраны товарному знаку на территории РФ;

в п. 3 комментируемой статьи уточнено, что соответствующее уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения установленным требованиям подлежит направлению не до принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, а до принятия решения об отказе в государственной регистрации товарного знака или решения о государственной регистрации товарного знака в отношении части товаров, содержащихся в перечне товаров на дату подачи заявки или в перечне, измененном заявителем в соответствии с п. 2 ст. 1497 комментируемого параграфа.

Упомянутые выше положения ст. 12 Закона 1992 г. о товарных знаках детализированы в п. 14 “Экспертиза заявленного обозначения” Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.), которым наряду с прочим предусмотрено следующее.

Задачами экспертизы заявленного обозначения являются проверка соответствия заявленного обозначения установленным требованиям и установление приоритета товарного знака. По результатам экспертизы заявленного обозначения принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

Экспертиза заявленного обозначения осуществляется по завершении формальной экспертизы по заявкам, принятым к рассмотрению. В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения осуществляется: проверка соответствия материалов заявки требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению заявки и прилагаемых к ней документов, за исключением материалов заявки, проверка которых осуществляется в ходе формальной экспертизы; проверка перечня товаров и услуг, а также правильности их группирования по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее – МКТУ); установление приоритета товарного знака; проверка соответствия заявленного обозначения условиям регистрации.

В ходе проверки перечня товаров и услуг устанавливается: возможность идентификации термина, используемого заявителем для обозначения товара или услуги, с конкретным товаром или услугой того или иного класса МКТУ; правильность осуществленного заявителем группирования товаров и услуг по классам МКТУ. При необходимости корректировки представленной заявителем редакции перечня товаров и услуг экспертиза вправе запросить у заявителя соответствующее уточнение.

Если установлено, что действительное количество классов МКТУ, соответствующее перечисленным заявителем товарам, больше того количества классов МКТУ, за которые уплачена пошлина за подачу заявки и экспертизу заявленного обозначения, заявитель уведомляется о необходимости доплаты недостающей суммы или ограничения его притязаний (сокращения количества классов МКТУ, по которым испрашивается регистрация заявленного обозначения).

При отказе заявителя от доплаты суммы пошлины или ограничения своих притязаний экспертиза заявленного обозначения проводится в отношении классов МКТУ, за которые пошлина уплачена, в порядке их изложения при подаче заявки.

В ходе проверки перечня товаров и услуг по выделенной заявке должно быть установлено следующее: товары и услуги, указанные в выделенной заявке, были заявлены в первоначальной заявке на товарный знак; товары и услуги, указанные в выделенной заявке, не являются однородными с товарами и услугами, остающимися в первоначальной заявке.

При проверке на тождество и сходство осуществляются следующие действия: проводится поиск тождественных и сходных обозначений; определяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений; определяется однородность заявленных товаров товарам, для которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обозначения). Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.

Как упоминалось выше (см. комментарий к ст. 1483), Приказом Роспатента от 30 ноября 2009 г. N 170 утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки, Приказом Роспатента от 30 декабря 2009 г. N 190 – Рекомендации по применению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правообладателя на регистрацию сходного товарного знака, Приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 197 – Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, Приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 198 – Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания.

Приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39 утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений <1>, в которых освещены следующие вопросы: особенности экспертизы заявленных обозначений, содержащих или представляющих собой: описательные элементы; фамилии; географические названия; обозначения, вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначений товаров определенного вида; буквы и/или цифры; объемные, звуковые обозначения и обозначения движущегося изображения; флаги, гербы и т.д.; признание элементов обозначений неохраняемыми; особенности экспертизы заявленных обозначений: ложных или способных ввести в заблуждение; противоречащих принципам морали; внесение дополнений, уточнений и исправлений в материалы заявки.

——————————–

<1> СПС.

Статья 1500. Оспаривание решений по заявке на товарный знак

Комментарий к статье 1500

Комментируемая статья регламентирует оспаривание решений по заявке на товарный знак. До принятия комментируемой части соответствующие положения об обжаловании решения по заявке были закреплены в п. 1 ст. 13 Закона 1992 г. о товарных знаках. В комментируемой статье речь идет об осуществлении защиты интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на товарный знак, федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в административном порядке, возможность установления чего предусмотрена общими положениями п. 2 ст. 1248 комментируемой части. Соответственно, в остальном, что не урегулировано комментируемой статьей, необходимо обращаться к правилам рассмотрения и разрешения споров, которые на основании п. 3 указанной ст. 1248 устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, в частности к Правилам подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утв. Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 (см. комментарий к ст. 1248).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи могут быть оспорены такие решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатента, как решение об отказе в принятии заявки на товарный знак к рассмотрению, решение о государственной регистрации товарного знака, решение об отказе в государственной регистрации товарного знака, решение о признании заявки на товарный знак отозванной, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении правовой охраны на территории РФ товарному знаку в соответствии с международными договорами РФ. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но новым является указание лишь на последние два из перечисленных решений – решение о предоставлении правовой охраны на территории РФ товарному знаку в соответствии с международными договорами РФ и решение об отказе в предоставлении такой правовой охраны. В пункте 1 ст. 13 Закона 1992 г. о товарных знаках (здесь и далее в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ) говорилось о возможности обжалования решения, принятого по результатам формальной экспертизы заявки, об отказе в принятии ее к рассмотрению, решения, принятого по результатам экспертизы заявленного обозначения, решения о признании заявки отозванной.

Как предусмотрено в п. 1 комментируемой статьи, право на оспаривание указанных решений реализуется путем подачи возражения в Роспатент в течение четырех месяцев со дня направления соответствующего решения или запрошенных у Роспатента копий противопоставленных заявке материалов при условии, что заявитель запросил копии этих материалов в течение двух месяцев со дня направления соответствующего решения. Пропущенный срок, установленный для подачи возражения в Роспатент, может быть восстановлен по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в ст. 1501 комментируемого параграфа.

Положения п. 1 комментируемой статьи претерпели ряд изменений с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ. Так, в прежней (первоначальной) редакции данного пункта (как и в п. 1 ст. 13 Закона 1992 г. о товарных знаках), во-первых, говорилось о подаче возражений в палату по патентным спорам, а не в Роспатент, во-вторых, для подачи возражений отводилось три, а не четыре месяца со дня получения решения или запрошенных копий противопоставленных заявке материалов, и, в-третьих, в качестве условий подачи возражений в случае, когда были запрошены копии соответствующих материалов, предусматривался срок в один месяц со дня получения им соответствующего решения, а не два месяца со дня направления соответствующего решения.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность внесения заявителем в период рассмотрения возражения Роспатентом в документы заявки таких изменений, допускаемых в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 1497 комментируемого параграфа (т.е. допускаемых в период проведения экспертизы заявки), которые устраняют причины, послужившие единственным основанием для отказа в государственной регистрации товарного знака, и внесение которых позволяет принять решение о государственной регистрации товарного знака. Закон 1992 г. о товарных знаках таких положений не содержал.

Законом 2014 г. N 35-ФЗ соответственно изменениям, внесенным им же в п. 1 комментируемой статьи, в п. 2 данной статьи указание на палату по патентным спорам заменено указанием на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такое же изменение в части исключения упоминания палаты по патентным спорам внесено Законом 2014 г. N 35-ФЗ в упомянутый выше п. 3 ст. 1248 комментируемой части (см. комментарий к указанной статье).

Статья 1501. Восстановление пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на товарный знак

В данной главе мы расскажем о прохождении вашей заявкой на регистрацию товарного знака или знака обслуживания двух этапов – формальной и основной экспертизы. Также мы расскажем об основных моментах делопроизводства по заявкам на регистрацию знаков, о взаимодействии с экспертами «Роспатент» и о способе самостоятельно отслеживать этапы делопроизводства по своей заявке.

Формальная экспертиза заявки на товарный знак

Первый этап это формальная экспертиза (длится два месяца) и заключается в проверке правильности заполнения заявки и проверке того достаточно ли информации (обязательных к приложению к заявке документов) содержит заявка для проведения основной экспертизы. В случае обнаружения некорректного заполнения заявки или обнаружения нехватки информации для основной экспертизы заявитель должен скорректировать или дополнить свою заявку. При успешном прохождении этапа формальной экспертизы заявитель получает уведомление о передачи материалов заявки на основную экспертизу.

Суть и цель формальной экспертизы – проверить на правильность оформления предоставленные документы. После того как заявка была принята и зарегистрирована, происходит ее формальная экспертиза. В ходе нее устанавливается:

Если эксперты выявили нарушения в заявке, то выносится решение об отказе принимать ее к рассмотрению. В любом случае по результатам проведения формальной экспертизы направляется уведомление, в котором «Роспатент» сообщает о вынесенном решении.

Только после положительного решения по результатам формальной экспертизы эксперты «Роспатент» могут приступить к основной экспертизе. Статья №-1498 ГК РФ.

Основная экспертиза заявки на товарный знак

Второй этап это основная экспертиза (длится 9-14 месяцев). В ходе этого этапа эксперты «Роспатент» проверяют, не совпадает ли ваш знак с уже зарегистрированными или заявленными раньше знаками, не вводит ли потребителя в заблуждение ваш товарный знак. На данном этапе эксперт также может делать запросы, направлять уведомления и требовать дополнительную информацию. Результатом этого этапа является либо регистрация вашего товарного знака либо отказ в государственной регистрации вашего знака.

Суть и цель основной экспертизы – проверить знак на предмет сходства с зарегистрированными и заявленными на регистрацию товарными знаками. В отличие от формальной экспертизы, основная экспертиза составляет большую часть времени в процедуре.

В ходе основной экспертизы заявитель может вносить изменения, уточнения и дополнения в заявку. Однако если эти изменения существенно меняют заявленный знак или появляется новый перечень товаров, то такие изменения принимаются только в виде новой, самостоятельной заявки. ФИПС, в свою очередь, может затребовать дополнительные необходимые документы и сведения, баз которых экспертизу провести нельзя.

Основная экспертиза заявленного обозначения призвана выявить:

По результатам основной экспертизы заявитель получает уведомление о результатах экспертизы. В случае положительного решения заявитель должен оплатить государственную пошлину за внесение товарного знака в государственный реестр и выдачу свидетельства о регистрации товарного знака. В случае отрицательного решения о регистрации ФИПС направляет заявителю уведомление.

Отказ в регистрации товарного знака может быть вынесен по следующим причинам:

При этом, отказ вовсе не означает невозможность регистрации вашего товарного знака или знака обслуживания. Существуют процедуры обжалования решений экспертов «Роспатент».

Контроль над этапами делопроизводства по вашей заявке
на регистрацию товарного знака

Отслеживать этапы делопроизводства необходимо, потому что в любой момент экспертом «Роспатент» может быть сделан запрос или уведомление, на который вы обязаны своевременно среагировать.

Проверка статуса заявки на товарный знак

В конфликтных ситуациях по поводу авторских прав возникает потребность в экспертизе объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации – товарных знаков, торговых марок, фирменных наименований и т. п. Эта процедура заключается в исследовании товарных знаков или других объектов с целью выявить степень их схожести.

Чем регулируется экспертиза товарного знака

К интеллектуальной собственности, охраняемой законами об авторском праве, относятся не только музыкальные произведения, книги, картины и технические решения, но и объекты, которые используются только в предпринимательской деятельности: названия компаний, товаров и брендов, изображения и корпоративная символика, образцы продукции. Интеллектуальная собственность означает набор исключительных прав на результаты творческого и интеллектуального труда гражданина либо группы граждан, находящие полезное применение в различных отраслях экономики – в производстве, науке, искусстве и культуре.

Интеллектуальную собственность, как правило, делят на объекты авторского права и промышленную собственность. Ко второму типу относят виды объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых действуют нормы патентного права и которые являются плодами творчества человека в области науки и техники (важно понимать, что имущество компаний, как движимое, так и недвижимое, используемое в производственных процессах, не является промышленной собственностью, и употребление здесь данного термина некорректно).

Но кроме изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в эту категорию также входят объекты интеллектуальной собственности, относящиеся не к производству, а к коммерческой деятельности, а именно: торговая марка, товарный знак и знак обслуживания, фирменное наименование. Они нематериальны, являются собственностью какого-либо лица (юридического или ИП), их применение направлено на получение различных благ, как материальных, так и нематериальных. То есть одна из функций товарных знаков и других разновидностей промышленной собственности – помощь в получении прибыли. Они подлежат правой охране как часть нематериальных активов компании.

Товарные знаки существуют в различных формах: словесной, графической, трехмерной, смешанной (включающей в себя словесные и изобразительные компоненты).

Нормативно-правовой базой, регламентирующей проведение экспертизы товарных знаков, являются следующие документы:

1. Гражданский кодекс РФ в части 4 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», а конкретно – ст. 1484 «Исключительное право на товарный знак».

Суть этой статьи – в том, что ни одно лицо не имеет права на использование обозначений, сходных с уже зарегистрированным товарным знаком, без позволения правообладателя (владеющего данным товарным знаком и применяющим его для индивидуализации своей продукции) в отношении такой же продукции или однородных товаров, если это чревато риском смешения товаров.

2. Приказ Роспатента №32 от 5.03.2003 г. «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания», а именно п. 14 гл. 3 «Экспертиза заявленного обозначения».

В нем перечисляются действия, которые производятся в ходе экспертизы товарного знака или иного обозначения на наличие сходств или тождества:

  • нахождение похожих или точно таких же обозначений;
  • установление степени их сходства с анализируемым объектом (товарным знаком);
  • определение того, однородны ли между собой товары, для которых применяется исследуемый товарный знак, и продукция с аналогичными обозначениями.

Обозначения считаются тождественными, если совпадают друг с другом во всех элементах.

Если товарный знак или другое коммерческое обозначение в целом ассоциативно похоже на исследуемый объект (даже если отдельные их части различаются), то экспертиза признает их сходными.

Вышеупомянутые «Правила составления…» содержат критерии, по которым в процессе экспертизы можно установить:

  • звуковое сходство – по наличию одних и тех же или очень похожих звуков и их совокупностей, по структуре произведения, по количеству слогов, по ударениям, по характеру аналогичных фрагментов произведений, по вхождению одного обозначения целиком в состав другого;
  • изобразительное сходство – по общему впечатлению от изображения, по композиции, по шрифтовой гарнитуре, по используемому алфавиту, по цветовому решению;
  • смысловое сходство – по идейному и понятийному подобию содержания обозначений, по сходству отдельных фрагментов, являющихся логическими акцентами.

3. «Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений» , утвержденные Роспатентом (приказ №39 от 23.03.2001 г.) и «Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на товарные знаки и знаки обслуживания» (приказ Роспатента от 27.03.1997 г.) тоже играют важную роль в проведении любой экспертизы товарных знаков.

Когда проводится экспертиза товарного знака

Для проведения экспертизы товарных знаков на определение сходства до степени смешения, существует две основных причины:

    Регистрация товарного знака. После того как заявка подана, владелец товарного знака должен инициировать проведение его экспертизы, чтобы определить, правомерна ли регистрация такого объекта интеллектуальной собственности. Если в ходе экспертизы обнаружатся аналогичные или тождественные товарные знаки, такой товарный знак не будет зарегистрирован в ФИПС, так как не может выполнять свою главную функцию – отличать один товар от другого.

    Судебное рассмотрение ситуаций, где имели место правонарушения, связанные с использованием зарегистрированного товарного знака без соответствующих разрешений на это.

Права на объекты интеллектуальной собственности, включая товарные знаки, нарушаются потому, что это кому-то выгодно и позволяет получать прибыль. Это явление становится все более массовым и принимает все более изощренные формы. Например, эксплуатация в собственных корыстных целях знаменитых товарных знаков, брендов, слоганов, имитация чужих логотипов, создание похожей фирменной символики с целью ввести в заблуждение потребителя и вынудить приобрести поддельное изделие, выдав его за продукт популярной фирмы.

Если создана полная копия зарегистрированного товарного знака или иного средства индивидуализации целиком, то состав преступления налицо, и нарушителей легко привлечь к ответственности за такие действия. Но если подделка фирменной символики очень похожа на оригинал, но не идентична на 100 %, то доказывать факт правонарушения гораздо сложнее (и это возможно лишь в суде).

С каждым годом количество подобных дел растет, и значительную роль в таких судебных процессах играет экспертиза товарного знака, знака обслуживания и т. д. Заключение эксперта является основным аргументом в споре о том, были ли нарушены исключительные права на объект интеллектуальной собственности, и насколько один товарный знак сходен с другим. Экспертиза – надежный способ защиты прав на промышленную собственность и пресечения распространения подделок, которые покупатели принимают за продукцию известной фирмы и впоследствии разочаровываются, обнаружив, что их обманули и продали им некачественный товар.

Кроме спорных ситуаций вокруг уже зарегистрированных товарных знаков, экспертиза проводится также на стадии их регистрации. Инициаторами экспертизы в этом случае выступают частные или юридические лица, направляющие в государственный орган заявку на регистрацию. Экспертиза призвана выявить наличие уже зарегистрированных аналогов товарного знака, похожих на него до степени смешения, и исключить вероятность судебных разбирательств по поводу исключительных прав в дальнейшем (если окажется, что такие аналоги действительно существуют).

Помимо экспертизы на сходство товарных знаков, проверяется также соответствие регистрируемого фирменного обозначения нормам законов РФ: использование некоторых символов, терминов и наименований в товарных знаках запрещено или ограничено.

Основные задачи экспертизы товарных знаков, фирменных наименований и т. д. следующие:

  • установить, насколько вероятно отнесение потребителем товаров, производимых разными компаниями, к продукции одного производителя (то есть путаницы между товарными знаками);
  • проверить уникальность, новизну, креативную составляющую товарного знака, торговой марки и т. д.

Для проведения экспертизы по товарному знаку, фирменному наименованию или торговой марке необходимо обладать специальными знаниями и широким кругозором, поэтому обычно экспертизу осуществляет не один эксперт, а комиссия, в которую входят специалисты в области декоративного и изобразительного искусства, культурологии, лингвистики, психологии. Психологи определяют то, как рассматриваемый товарный знак воспринимается потребителем, ассоциируется ли он с производителем товаров. Все остальные эксперты ищут сходства и тождество (в визуальном, звуковом и смысловом плане) между исследуемым товарным знаком и обозначениями, уже зарегистрированными и используемыми.

Потребность в экспертизе товарных знаков возникает в следующих ситуациях:

  • Судебные разбирательства, касающиеся нарушений авторских и других исключительных прав либо незаконной эксплуатации чужой коммерческой символики. Эксперт в данном случае решает вопрос о степени сходства обозначений и составляет отчет по установленному законом шаблону (причем за неудовлетворительное качество проведенной экспертизы товарного знака и ложные данные в отчете эксперту грозит уголовная ответственность).
  • Досудебные урегулирования конфликтов, вызванных теми же причинами. Экспертиза необходима чаще всего для того, чтобы повлиять на недобросовестных конкурентов.
  • Регистрация нового товарного знака. Осуществление экспертиз Роспатентом длится очень долго, поэтому удобнее и рациональнее обратиться к другим организациям. Существует немало компаний, оказывающих услуги по проведению экспертизы товарного знака и по разработке новых фирменных обозначений. Работа настоящих специалистов – залог того, что ваш товарный знак будет зарегистрирован.

Вопросы, которые решает экспертиза товарного знака, фирменного наименования

При экспертизе товарного знака, фирменного наименования специалисты должны дать ответы на такие вопросы, как:

  1. Схож ли данный товарный знак с другим обозначением по свидетельству о регистрации №…?
  2. Существует ли возможность смешения изучаемого товарного знака с обозначением, зарегистрированным свидетельством №…?
  3. Однородны ли товары (услуги), обозначаемые исследуемым товарным знаком (знаком обслуживания), и тем, индивидуализация которого осуществляется другим товарным знаком (знаком обслуживания), зарегистрированным по свидетельству №…?
  4. Сходны ли до степени смешения фирменные наименования Х и Y?
  5. Аналогичной ли деятельностью занимаются обладатели исключительных прав на Х и на Y?
  6. Сходны ли до степени смешения фирменное наименование Х с зарегистрированным товарным знаком по свидетельству №…?
  7. Аналогична ли деятельность владельца прав на зарегистрированный товарный знак деятельности владельца исключительного права на фирменное наименование?

Формальная экспертиза товарного знака

Формальная экспертиза – это первая стадия рассмотрения заявки на регистрацию товарных знаков в ФИПС. Эта процедура сводится к проверке того, насколько корректно заполнена заявка на регистрацию товарного знака, содержит ли прилагаемый к ней пакет документов все требуемые сведения и материалы.

Этот этап экспертизы начинается с момента приема заявки сотрудниками ФИПС и присвоения ей входящего номера в соответствующем журнале. Поступление заявки на регистрацию – основание для того, чтобы подвергнуть товарный знак тщательной экспертизе (в первую очередь, формальной). Формальная экспертиза в Роспатенте длится около месяца; если у заявителя затребовали дополнительные сведения, корректировку и т. д., этот срок увеличивается.

Срок формальной экспертизы товарного знака отсчитывается с момента, когда подразделение Роспатента получило оригинал заявки (а если она была вначале отправлена по факсу, то экспертиза начнется только после того, как заявитель предоставит весь пакет документов в бумажном виде).

Во время формальной экспертизы проверяется:

  • наличие бумаг, необходимых для осуществления процедуры регистрации товарного знака;
  • содержание в них необходимой информации в нужном объеме;
  • надлежащее оформление и заполнение документов;
  • грамотное составление доверенности (в случае, когда заявитель не лично подает заявку, а делегирует эту задачу уполномоченному лицу);
  • следование регламентированной последовательности подачи заявки.

Итогом формальной экспертизы заявки на товарный знак является решение Роспатента о том, взять ли данную заявку на рассмотрение, отозвать ее или же отказать в ее регистрации. Об этом уведомляют заявителя.

В ходе формальной экспертизы товарного знака проверяется достоверность данных и документов, перечисленных в пункте 3 статьи 1492 ГК РФ . Кроме них, проверку проходят:

  • копия первой заявки (если был запрошен конвенционный приоритет по ней);
  • документ, подтверждающий право на затребование выставочного приоритета;
  • квитанции об уплате госпошлин (за подачу заявки и за экспертизу по ней) в полном объеме;
  • для коллективных товарных знаков – их устав;
  • доверенность гражданина, действующего от лица заявителя, либо отметка в заявлении о том, что представителем компании в данной процедуре является патентный поверенный;
  • переводы всех входящих в заявку материалов на иностранных языках (эти документы не считаются поступившими до того момента, пока в ФИПС не будет представлен их перевод на русский язык).

Если формальная экспертиза заявки на регистрацию товарного знака обнаружит, что какие-либо документы неправильно заполнены либо в них отсутствует часть необходимых сведений, об этом информируют заявителя, чтобы он мог исправить ошибки, дослать нужные материалы, уточнить непонятные моменты. Эти данные включаются в уведомление о том, что заявка взята на рассмотрение.

Если в пакете документов, составляющих заявку на регистрацию товарного знака, не хватает квитанции об уплате пошлины либо оплата была произведена в неверном объеме (не соответствует количеству классов Международной классификации товаров и услуг, по которым делался запрос на регистрацию), то заявителю официально сообщают о том, что в течение двух месяцев он может уплатить пошлину в надлежащем размере либо скорректировать число классов МКТУ. При игнорировании этого уведомления и отсутствии исправлений его заявка считается неподанной.

В случае обнаружения в ходе формальной экспертизы на регистрацию товарного знака нарушений требований к оформлению документов заявителю отправляют запрос, где перечислены проблемные места заявки, нуждающиеся в исправлениях и дополнениях. У него есть два месяца на то, чтобы внести правки. В аналогичном порядке рассматриваются и дополнительные документы, представленные подателем заявки по указанию сотрудников ФИПС или самостоятельно. Если заявитель дослал не все требуемые материалы, ему адресуют повторный запрос.

Если же автор заявки не дает никакого ответа на запросы экспертизы и до конца двухмесячного срока не ходатайствует об их продлении, то его заявку отзывают в соответствии с пунктом 4 статьи 1497 ГК РФ. Решение об этом заявитель получает спустя четыре месяца с момента подачи заявки (и, соответственно, начала формальной экспертизы). Аналогичный исход ожидает его, если в своем ответе он не представил информации и материалов, которые были у него запрошены сотрудниками государственного органа, проводившего формальную экспертизу товарного знака.

Типичные причины отказа в принятии заявки на рассмотрение:

  • пакет документов не содержит заявления на регистрацию обозначения как товарного знака;
  • не указан заявитель;
  • информация о заявителе не соответствует установленным требованиям;
  • нет обозначения, которое предназначено для регистрации на территории РФ в качестве товарного знака;
  • не перечислены товары (услуги), которым будет соответствовать данный товарный знак (знак обслуживания).

Формальные нарушения в заявке ведут к отказу в приеме ее на рассмотрение. Каким бы ни был результат формальной экспертизы, Роспатент уведомляет о нем подателя заявки.

Только положительное решение, вынесенное при формальной экспертизе, является основанием для начала основной экспертизы товарного знака.

Экспертиза товарного знака по существу

Экспертиза товарного знака по существу – это главная и заключительная часть всей процедуры проверки обозначения. Эта экспертиза заключается в анализе заявленного товарного знака на уникальность, оригинальность и отсутствие близких аналогов. Так же, как и формальную экспертизу, экспертизу товарного знака по существу проводит ФИПС.

Целью данного этапа экспертизы является установление сходства товарного знака с другими, уже зарегистрированными либо также заявленными на регистрацию коммерческими обозначениями. Этот этап длится гораздо дольше первого, а именно: до 18 месяцев.

В процессе осуществления экспертизы товарного знака по существу Роспатентом автор заявки имеет право вносить дополнительные сведения, что-либо уточнять или корректировать. Но если эти корректировки носят глобальный характер, серьезны и меняют обозначение либо список товаров, привязанных к нему, это является основанием для подачи новой, отдельной заявки. Со своей стороны, ФИПС тоже может запросить недостающие материалы и сведения либо потребовать внесения исправлений.

Задачи основной экспертизы товарного знака включают в себя:

  • проверку соответствия обозначения требованиям и нормам закона (отсутствие в нем запрещенных символов, знаков, призывов);
  • выявление отсутствия знаков, схожих до степени смешения, среди уже официально зарегистрированных либо находящихся в процессе регистрации (рассматриваются только товарные знаки с более ранней, чем у исследуемого, датой заключения об итогах формальной экспертизы);
  • определение приоритета товарного знака.

Итогом экспертизы товарного знака по существу является официальное письмо в адрес заявителя, где излагаются выводы, сделанные в ходе экспертизы, и решение относительно регистрации обозначения. Если оно положительное, то заявитель обязан уплатить пошлину – 12 000 рублей, необходимую для оформления Свидетельства о регистрации и внесения товарного знака в соответствующий государственный реестр.

Об отрицательном решении подателя заявки также уведомляют. Как правило, отказ в регистрации бывает по следующим причинам:

  • обнаружение заявки на регистрацию очень похожего, до степени смешения, или полностью тождественного товарного знака, поступившую раньше, чем запрос от данного заявителя;
  • наличие в реестре уже зарегистрированного обозначения, схожего или тождественного рассматриваемому.

Однако такие выводы экспертов еще не означают, что этот товарный знак зарегистрировать нельзя. Результаты экспертизы могут быть обжалованы в Палате по патентным спорам либо в ФИПС. Но это будет длительная и хлопотная процедура, поэтому желательно сразу обратиться к услугам квалифицированных специалистов в области патентного права, которые возьмут регистрацию вашего товарного знака на себя и позволят вам сэкономить средства, нервы и время.

Лингвистическая экспертиза товарных знаков

Лингвистическая экспертиза товарных знаков необходима в тех же обстоятельствах, что и другие виды экспертиз, цель ее – выявление значительных, до степени смешения, сходств товарных знаков.

Сходство и несходство словесных обозначений существует на нескольких уровнях: звуковом (аудиальном, фонетическом), семантическом (смысловом), изобразительном (графическом), ассоциативном.

Признаки, характеризующие звуковое сходство:

  • присутствие в сравниваемых объектах одинаковых и похожих звуков;
  • общее сходство звуков, из которых состоят обозначения;
  • одинаковая структура (схожие звуки расположены аналогичным образом);
  • количество слогов;
  • совпадающие слоги и их расположение;
  • совпадающие звукосочетания в обоих обозначениях;
  • сходство состава гласных звуков;
  • сходство состава согласных звуков;
  • характер совпадения отдельных частей;
  • ударения;
  • присутствие одного обозначения целиком в составе другого.

Визуальное сходство определяют по таким признакам, как:

  • общее впечатление от изображения;
  • шрифтовая гарнитура и начертание;
  • сочетание букв (печатных и рукописных, строчных и прописных), образующее сходное написание;
  • взаимное расположение букв;
  • выбранный для написания алфавит;
  • цветовое решение.

Сходство товарных знаков по смыслу экспертиза выявляет на основе:

  • аналогичности идей, образов, понятий, одинакового значения слов (возможно, принадлежащих к разным языкам);
  • понятийной и идейной противоположности;
  • одинаковых элементов с логическим ударением и имеющих самостоятельное значение.

Ассоциативное сходство товарных знаков выявляется похожими ассоциациями, возникающими у потребителя, который видит обозначение. Однако, в соответствии с результатами многих исследований в области психолингвистики, схожие ассоциации у людей могут вызываться совершенно разными объектами – как по смыслу, так и по звуковому и визуальному воплощению.

Результатом анализа обозначений по всем вышеперечисленным критериям становится вывод о том, есть между ними схожесть до степени смешения или нет. Но объективизация окончательных результатов в экспертизах такого рода весьма затруднительна, поскольку детальное сравнение объектов и поиск сходств и различий – процесс во многом субъективный, и его итоги могут быть оспорены в дальнейшем.

Экспертиза товарного знака и ее сроки

Как правило, вся процедура регистрации товарного знака занимает от года до полутора лет. Разумеется, правообладатели интересуются возможностью ускорить этот процесс. Раньше это можно было сделать: необходимо было или направить заявку на международную регистрацию (перечислив в ней определенные государства Мадридской системы товарных знаков), или ходатайствовать в Роспатент об ускоренном осуществлении экспертизы (приведя веские причины сокращения сроков процедуры и дополнительно уплатив государственный тариф). Однако на данный момент таких вариантов нет, и как-либо ускорить экспертизу товарного знака невозможно.

Сроки проведения экспертизы товарного знака не регламентированы законодательством РФ или какими-либо нормативно-правовыми актами. Фактически экспертиза длится примерно год, но в некоторых случаях и 10 месяцев. Любые обещания провести ускоренную регистрацию являются обманом.

Процесс регистрации товарного знака (после подачи в Роспатент заявки установленного образца) складывается из:

  • Формальной экспертизы товарного знака. Она длится около месяца. Проверяется правильность оформления пакета документов, входящих в заявку, и факт уплаты госпошлины.
  • Экспертизы товарного знака по существу. Сроки ее не определены.

При положительном решении по поводу регистрации товарного знака соответствующее Свидетельство, подтверждающее право на этот знак, заявитель получает спустя месяц после того, как уплатил соответствующую пошлину. Кроме выдачи Свидетельства, данные о товарном знаке вносятся в Государственный реестр товарных знаков РФ и обнародуются в очередном официальном бюллетене, содержащем вновь зарегистрированные на территории РФ товарные знаки.

Если в регистрации товарного знака было отказано, то заявителю в любом случае отправляют уведомление об итогах экспертизы. Это уведомление содержит в себе итоги проверки товарного знака на соответствие законодательным требованиям и причины отказа. У заявителя есть полгода для того, чтобы дать отреагировать на это уведомление. Если он не направил ответ в государственный орган за указанный промежуток времени, то ФИПС принимает решение об отказе в регистрации товарного знака.

Экспертиза товарного знака проводится уполномоченным органом. Но подготовка документации для такой экспертизы и правильный выбор товарного знака – длительный и трудоемкий процесс, поэтому лучше довериться в этом вопросе профессионалам нашей компании «Царская привилегия».

Комментарий к статье 1498

1. Основанием для начала формальной экспертизы является поступление заявки на товарный знак. Задача формальной экспертизы - проверка содержания заявки, наличия необходимых документов и их соответствия установленным требованиям.

По результатам формальной экспертизы принимается решение о принятии заявки к рассмотрению, решение об отказе в ее принятии или решение о признании заявки отозванной.

По результатам формальной экспертизы заявителю направляется соответствующее решение. Формальная экспертиза заявки проводится в течение месяца со дня ее подачи в Роспатент. При направлении запроса заявителю срок проведения формальной экспертизы заявки соответственно продлевается.

В случае поступления заявки по факсу срок проведения формальной экспертизы исчисляется со дня поступления оригинала заявки.

2. Проверка осуществляется в отношении сведений и документов, указанных в п. 3 ст. 1492 ГК, а также в отношении:

копии первой заявки при испрашивании по заявке конвенционного приоритета;

документа, подтверждающего правомерность испрашивания выставочного приоритета;

документа об уплате пошлины за подачу заявки на государственную регистрацию товарного знака и экспертизу заявленного обозначения;

устава коллективного знака, если подана заявка на коллективный знак;

доверенности, выданной представителю, или указания о назначении патентного поверенного в заявлении;

перевода документов, прилагаемых к заявке, поданных не на русском языке.

До представления перевода документы считаются непоступившими.

3. При установлении на этапе формальной экспертизы фактов неправильного оформления и (или) отсутствия указанных сведений и (или) документов в материалах заявки заявитель уведомляется о необходимости их представить и (или) уточнить, исправить. Вся эта информация содержится в уведомлении о принятии заявки к рассмотрению.

4. Зарегистрированные заявки проверяются на наличие документа, подтверждающего уплату пошлины в установленном размере.

Если к заявке не приложен документ об уплате пошлины либо если представленным документом подтверждается уплата пошлины в размере, не соответствующем количеству классов МКТУ, по которым испрашивается регистрация товарного знака, то заявителю направляется уведомление с предложением в двухмесячный срок со дня его направления представить документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере, или откорректировать количество классов МКТУ в пределах заявленных, по которым испрошена государственная регистрация товарного знака.

Если в течение двух месяцев со дня направления уведомления заявитель не выполнит установленные в нем требования, заявка будет считаться неподанной.

Если в процессе формальной экспертизы установлено, что заявка оформлена с нарушением установленных требований к ее документам, заявителю направляется запрос с указанием выявленных нарушений и предложением представить недостающие или исправленные сведения и (или) документы в течение 2 месяцев со дня его получения заявителем.

Дополнительные материалы, представленные заявителем по запросу формальной экспертизы или по собственной инициативе, рассматриваются в том же порядке. Если представленный заявителем ответ не содержит в полной мере запрошенных сведений и (или) документов, ему может быть направлен повторный запрос.

Установлено также, что при отсутствии ответа на запрос экспертизы, нарушении заявителем установленного срока ответа и непредставлении в эти сроки ходатайства о его продлении заявка признается отозванной на основании решения в соответствии с п. 4 ст. 1497 ГК.

Решение о признании заявки отозванной направляется заявителю по истечении 4 месяцев со дня направления запроса.

6. При соответствии материалов заявки установленным требованиям, а также в случае своевременного представления заявителем запрошенных сведений и документов ему направляется решение о принятии заявки к рассмотрению с указанием установленной даты подачи заявки.

7. Если представленный заявителем ответ на запрос экспертизы не содержит запрошенных сведений и (или) документов, принимается решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению.

Основаниями для отказа в принятии заявки к рассмотрению могут являться: отсутствие заявления о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака; отсутствие в заявке указания заявителя; несоответствие указания заявителя установленным требованиям; отсутствие в заявке обозначения, предназначенного для регистрации в качестве товарного знака; отсутствие в заявке указания товара или услуги, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения.