Российское право система юридических. Какая правовая система в россии

Система российского права представляет собой совокупность отраслей, которые, в свою очередь, объединяют в себе институты и подинституты российского права. Отрасли формируются из в зависимости от предмета регулирования. Разделение норм на такие тематические группы необходимо с целью предотвращения коллизий между ними. Одни и те же отношения не могут одновременно являться предметом регулирования нескольких отраслей.

Какую же структуру имеет система российского делятся на процессуальные и материальные. Материальные законы закрепляют нормы, которые необходимо выполнять, и прописывают негативные последствия за их несоблюдение в виде санкций. Процессуальные кодексы регламентируют процесс лица на защиту своих материальных прав. Материальными являются такие отрасли, как гражданское, уголовное, земельное, и др. Примерами процессуальных отраслей служат и уголовный процесс. Некоторые юристы говорят о необходимости выделения процедурного права. Процедурные нормы регламентируют процесс осуществления материального права, а не процесс его защиты в компетентных органах и ведомствах. В эту группу предлагается относить налоговое процедурное право, представленное процедурными нормами и подзаконными нормами, принимаемыми Министерством финансов РФ и подчинёнными ему ведомствами, а также гражданское процедурное право, представленное нормами о регистрации юридических лиц, о регистрации сделок и т.д. Однако пока данный подход не получил всеобщего признания, а потому говорить о том, что система российского права включает в себя процедурное право, будет неточным и некорректным.

Разделяют отрасли частного права и публичного права. Первые регулируют отношения между равноправными лицами, а во вторых одна из сторон всегда наделена властными полномочиями, равенство субъектов отсутствует. Зачатки частного права, построенного на диспозитивном методе регулирования, были заложены в Риме. Современная континентальная семья, к которой относится и система российского права, восприняла лучшие традиции римских юристов путём рецепции. Не случайно русский юридический лексикон переполнен латинской терминологией. В эту группу включают гражданское, жилищное, земельное, семейное право и др. Публично-правовые отношения выросли из права народов, господствовавшего между представителями разных стран и предписывающего им определённое отношение к властям. Оно возникло с появлением государства и развивалось вместе с ним. В эту группу включают конституционное, уголовное, административное, налоговое, бюджетное право и др.

В юридической литературе часто приходится читать о том, что есть подотрасли российского права, нередко причисляемые к институтам. Это избирательное право, конкурентное право, коммерческое право и т.д. Они имеют свой предмет, но этот предмет входит в более широкий, являющийся основным для определённой отрасли. Муниципальное право одними исследователями воспринимается как самостоятельная комплексная отрасль (например: Шугрина Е.С.), а другими как правовой институт.

Чтобы определить место отрасли в национальной правовой системе, нужно понять, на какие правоотношения она направлена и при помощи чего она влияет на развитие этих правоотношений. Так, место трудового права в системе российского права определяется следующим образом: предмет - отношения между работодателем и работником по вопросу исполнения последним своей функции, метод - сочетание императивных и диспозитивных начал. Место определяется так: предмет - природоохранные и природоресурсные отношения, метод - преимущественно императивный.

3. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегиче-ского назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, й это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя риско вать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со сто роны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?

1. Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференци-ации на отрасли и институты. В системе права мож-но выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права; второй - правовые инсти-туты; третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы йрава являются нормы права. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права. Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Разделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-то вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг отдруга.

Современная система российского права включает в качестве подсистем следующие отрасли права.

1. Констшпуционное (государственное) пра во - совокупность правовых норм, закрепляю-щих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и де-ятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. Основным источником конституционного пра-ва Российской Федерации является Конституция РФ 1993г.

2. Административное право - совокупность правовых норм, регулйрующих управленческие от-ношения, складывающиеся в сфере исполнительной

власти (в деятельности органов государственного уп-равления). Важнейший источник административно-го права - Кодекс РФ об административных право-нарушениях.

3. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые лич-ные неимущественные отношения. Отношения в сфере гражданского права регулируются Граждан-ским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, феде-ральным гражданским законодательством.

4. Семейное право - отрасль права, регулирую-щая имущественные и личные неимущественные от-ношения в сфере брачно-семейных отношений. В ос-нове семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс РФ.

5. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникйовения, изменения и прекращения трудовых отношений, продол-жительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Основным норматив-но-правовым актом трудового права является Трудо-вой кодекс РФ.

6. Финансовое право - отрасль права, регули-рующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учрежде-ний. Нормы финансового права содержатся в Конс-титуции РФ, Бюджетном кодексе РФ, законах о го-сударственном бюджете, налогах и сборах и иных нормативно-правовых актах.

7. Уголовное право - совокупность юридиче-ских норм, установленных высшими органами госу-дарственной власти и определяющих, какие общест-венно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть на-значены. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

8. Земелъное право - отрасль права, регули-рующая общественные отношения, объектом кото-рых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

Все указанные отрасли относятся к отраслям ма-тпериалъного права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуалъного права, содержащи-ми правила применения государственными органа-ми, должностными лицами норм материального пра-ва, являются следующие.

1. Гражданско-процессуалъное право - сово-купность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возни-кающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность ар-битражных судов и нотариата. Отношения в сфе-ре гражданского судопроизводства регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ.

2. Уголовно-процессуалъное право - совокуп-ность юридических норм, регулирующих деятель-ность правоохранительных органов и судов по рас-следованию и рассмотрению уголовных дел. Основ-ным источником права данной отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокуп-ность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международно-го права служат международные договоры, соглаше-ния, конвенции, заключаемые между государства-ми, а также уставы международных организаций.

2. Полипгическая партпия - это специализироорядоченная группа, объ-единяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров и служащая для борьбы за по-литическую власть.

Признаками партии являются:

1) наличие программы, в которой сформулирова-ны цели и стратегия партии;

2) наличие устава, содержащего важнейшие нор-мы внутрипартийной жизни;

3) фиксированное членство;

4) разветвленная сеть первичных местных орга-низаций.

История политических партий в современном по-нимании этого слова начинается с XVIII-XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством. Первоначалыю политические партии формировались в результате объединения парла-ментских фракций с комитетами по поддержке кан-дидатов на местах. Сейчас, наряду с этим «парламентским» путем создания партий, существует еще несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). До-вольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собст-венные.кандидатуры, Особой разновидностыо поли-тических партий стали массовые партии, формирующиеея «снизу», в результате оформления стихий-ных социальных движений.

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую - овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) социального представительства - каждая пар-тия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытаетея создать себе прочную опору в обществе;

3) социальной интеграции - примирение интере-еов различных социальных групп, достижение кон-сенсуса в обществе;

4) политического рекрутирования - подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую - разработка партийной иде-ологии и программ;

6) электоральную - организация и участие в из-бирательных кампаниях;

7) набора новых членов в партию и их политиче-ское воспитание.

Таким образом, партия является одним из важ-нейших институтов гражданского общества, осу-ществляющих связь между ним и государством.

Существуют несколько классификаций политических партий в соответствии с различными крите-риями:

1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр - парламентские фракции. Массовые партии имеют сложную организацион-ную структуру, они многочисленны, основным ис-точником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламент-скими фракциями. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в подитической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения числен-ностью не менее 500 чел.;

2) в зависимости от степени участия в осуществ-лении политической власти партии делятся на пра вящие и оппозиционные. Последние могут быть легалъными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегалъными (запрещенные государством и действующие подпольно);

3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабилъные и неустой чивые;

4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и за крытыми (с болыним количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и слож-ным механизмом приема);

5) по характеру целей и отношению к существую-щему общественно-политическому строю партии де-лятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего об-вдественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих поряд-ках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразова-ния, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества пар-тии можно условно подразделить на левые (комму-нистические, социалистические, социал-демократи-ческие и другие партии, которые выступают за инте-ресы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), пра- вые (партии, отстаивающие неприкосновенность ча-стной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытающиеся примирить крайние интересы в поли-тике).

Совокупность всех существующих и действую-щих в стране партий называется партийной сис- темой. При авторитарных и тоталитарных ре-жимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей партии.

Одним из признаков демократического режима является многопартийностъ, под которой пони-маются существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократиче-ская партии -в США, Консервативная и Лейбори-стская партии - в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исклю-чает свободного функционирования и участия в по-литической жизни других партий (например, ком-мунистических).

В Конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 г.) признаются политическое много-образие и многопартийность (ст. 13). Все обществен-ные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических пар-тий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика числен-ность. В то же время интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

3.. Этот спор носит мировоззренческий характер и не может быть разрешен однозначно. Позицйи каждой из сторон уязвимы. Противники размещения базы по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения оперируют категория-ми экологического мышления, поскольку масшта-бы возможной угрозы окружающей среде действи-тельно велики. С одной стороны, требования эколо-гической безопасности заставляют задуматься о негативных последствиях для жизни и здоровья на-селения. Но с другой - решение проблем утилиза-ции вредных веществ также необходимо. Надо от-метить, что требования различных экологических движений часто становятся преградой на пути про-мышленного развития. Лидерьг этих движений не принимают во внимание интересы отдельных терри-тррий в размещении производственных ресурсов/ко-торые не только обеспечат работой значительную часть населения, но и смогут стать дополнительным источником пополнения доходов местного бюджета. Кроме того, нельзя забывать и о техническом про-грессе в сфере средств нейтрализации негативных экологических последствий техногенного вмеша-тельства человека в природную среду.

Сторонникам размещения экологически вредных производств хотелось бы напомнить о необратимости многих отрицательных последствий непродуман-ных экономических решений. Необходим жесткий государственный контроль за действиями крупных предприятий, хищнически относящихся к окружающей среде. В природе нельзя видеть лишь неисчзрпаемую кладовую естественных богатств. Самим же предпринимателям стоит максимально нейтрализовать негативное общественное мнение, осуществ-ляя экологические программы.

Система государственного права как отрасли права представляет собой научно обоснованное объединение государственно-правовых норм в группы в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих государственно-правовых норм.

Место, занимаемой той или иной группой однородных правовых норм в системе отрасли государственного права Российской Федерации зависит, во-первых, от удельного места правовых норм, охватываемых данной группой, и их значение; во-вторых, от принципов, на основе которых строится данная отрасль. В зависимости от предмета правового регулирования тот или иной принцип права приобретает решающее значение и,

Федеративный договор составляют: Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ; органами власти краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга; и органами власти автономной области и автономных округов РФ - См.: Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России. М.,

1992. Приложение. С. 79-109.

следовательно, специфическое значение для определенной отрасли права; в-третьих, от тех целей, которые ставит законодатель перед отраслью права в каждый конкретный период развития государства.

Государственное право, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само является сложной системой. Система государственного права выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между нормами и отражают основные линии взаимодействия государственно-правовых норм, их связи. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, т. е. это определенная совокупность правовых норм, которые не только обладают внутренним единством, но и отличаются от других совокупностей норм государственного права.

В системе действующего государственного права Российской Федерации принято выделять следующие институты, которые и составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

основы конституционного строя;

основы правового положения человека и гражданина;

федеративное устройство;

систему государственных органов Российской Федерации;

основы организации местного самоуправления.

Такое строение государственного права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет.

Характеристика системы отрасли государственного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснования их соотношения, места каждого из них в системе отрасли.

Это соотношение заключается в том, что между государственно-правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу чего нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого института. Иначе говоря, от чего зависит то место, которое определено для того или иного правового института внутри данной отрасли? Почему на первое место поставлен институт основ конституционного строя? Первое место этого института определяется тем, что его нормы содержат исходные начала, в которых определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов, их последовательной ролью в определении устройства российского государства.

На следующем месте после закрепления основ конституционного строя стоит институт, определяющий основы правового положения человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

Правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство, определяют существующие в России национально- государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится в последующем система государственных органов.

А как соотносится система государственного права с системой Конституции? В наиболее общем виде можно сказать, что они связаны между собой, но полностью не совпадают. Система отрасли предопределяется объективными факторами - устройством государства. Система Конституции - категории субъективная, поскольку систематизацию конституционных норм осуществляет законодатель. Кроме того, система отрасли охватывает всю совокупность государственно-правовых норм, а система Конституции - лишь часть этих норм, устанавливаемых в основном источнике отрасли права.

Система отрасли права, как и система Конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свойственные каждому данному этапу развития государства и общества уровень правового воздействия на общественные отношения, своеобразие этих отношений.

Еще по теме § 5.Система государственного права Российской Федерации:

  1. § 6. Место государственного права Российской Федерации в системе права Российской Федерации
  2. Особенности государственного устройства Российской Федерации. Система государственной власти
  3. 7.2. Система органов государственной власти в Российской Федерации
  4. 4.6. Система органов государственной власти в Российской Федерации
  5. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»
  6. Вопросы подсудности в системе российских государственных арбитражных судов дел, связанных с приведением в исполнение и отменой решений международных арбитражей, вынесенных на территории Российской Федерации

Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.

Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.

В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.

К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.

К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.

Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).

Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.

Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

8. Отрасли права.

Система права - это сложное юридическое понятие, состоящее из правосознания, правоотношений и юридических норм, характеризующееся внутренним единством и целостностью, призванное поддержать такой порядок в обществе, который необходим для обеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования человечества. Нельзя исключать из содержания права, его системы такие понятия, как правовые идеи, ценности, правовые притязания и правовые отношения.

Характеристика системы права предполагает наличие непосредственной связи форм (источников) права с факторами экономического, политического и идейно-нравственного характера. При этом право в соотношении с экономикой выступает в первую очередь как правоотношения, в соотношении с политикой - как закон, а в соотношении с нравственными воззрениями, идеологией и иными духовными категориями - как правосознание. Правоотношения представляют собой конкретную форму, а нормы права и правосознание - абстрактные формы права. Сочетание этих трех форм права и образует некие разноуровневые, но единые образования, представляющие собой системы права.

Система права как сложное юридическое явление характеризуется следующими основными признаками: во-первых, внутренним единством составляющих ее элементов; во-вторых, система права имеет единую социальную природу; в-третьих, она основана на нравственно-правовых принципах, таких, как идеи свободы, равенства, справедливости и гуманности; в-четвертых, в основе формирования системы права лежит идея права, суть которой состоит в осознании необходимости существования свободной личности, ее прав и свобод; в-пятых, система права призвана регулировать и упорядочивать определенные общественные отношения, возникающие между субъектами права; в-шестых, содержание системы права получает свою внешнюю форму выражения в следующих источниках: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой договор и нормативно-правовой акт.

Система норм права - это ее внутреннее строение, характеризующееся как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга. В современном государстве система норм права должна не только соответствовать существующим общественным отношениям, не только быть их выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий.

Система норм права имеет определенное строение, подразделяется на составляющие ее относительно самостоятельные автономные образования - отрасли права и институты, регулирующие качественно однородные группы общественных отношений. Отдельные нормы права совместно с другими однородными нормами принадлежат тем или иным правовым институтам. От такой принадлежности зависит регулятивная роль норм права, определяется их социальное назначение. Правовые институты объединяются в подотрасли либо в отрасли права, которые и составляют систему норм права данного общества.

Можно выделить три общие классификации всей системы правовых норм:

Деление системы права каждой страны на публичное и частное право ;

Подразделение всех норм права на нормы материального и процессуального права ;

Подразделение всей системы норм права на отдельные отрасли и институты права.

В зависимости от того, какие общественные отношения нормы права регулируют, они объединяются в обособленные, относительно самостоятельные группы. Самые большие такие группы именуются отраслями права.

Отрасль права - это часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, с присущим ей особым методом правового регулирования.

Отрасли права могут относиться к области частного или публичного права и к материальному или процессуальному праву.

Каждая отрасль права отличается от другой своим особым предметом и методом правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимаются те общественные отношения, которые регулируются правом. Заметим, что предметом самой юридической науки является право как общественное явление. Каждая отрасль права связана с определенным видом общественных отношений. Предмет правового регулирования является основанием или критерием построения системы правовых норм в отрасли права, подотрасли либо правового института. Именно нормы этих структурных элементов системы права качественно отличаются друг от друга, имеют свое назначение, выполняют определенные функции. Следовательно, под предметом правового регулирования каждой отрасли права понимается качественно однородная группа общественных отношений, регулируемая нормами данной отрасли права.

Система права - совокупность правовых норм государства и её внутреннее строение, которое выражается в согласованности и упорядоченности норм права, в её единстве, и разделении на относительно самостоятельные части. Недопустимо путать систему права с правовой системой - системой правовых явлений общества.

Система права – это его внутреннее строение (содержание), состоящее изправовых элементов , взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Система права состоит из отраслей права, подотраслей права, институтов права, субинститутов права. Первичным элементом системы права является норма.

Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые комплексы однородных общественных отношений.Отрасль права -совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права.

В качестве элементов отрасли права выделяются подотрасли, правовые институты и субинституты.

Подотрасль – совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений.Подотрасли регулируют отдельные группы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой и обособленностью. Например, в отрасли конституционного права можно выделить подотрасль избирательного права.

Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных отношений.Правовой институт – это небольшая группа правовых норм, регулирующих сравнительно небольшую группу общественных отношений. Например, в гражданском праве – институт исковой давности.

Правовые институты подразделяются на простые, регулирующие правоотношения внутри одной отрасли, и сложные, регулирующие правовые отношения в нескольких отраслях права.

Для существования отдельной отрасли права необходимо наличие следующих условий: однородности регулируемых общественных отношений, их важного значения для общества и государства, невозможности урегулировать данные отношения с помощью иных отраслей права, специфического метода правового регулирования.

В основе деления системы российского права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Если предмет позволяет ответить на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод – каким образом осуществляется процесс регулирования.

Предмет правового регулирования – обособленная частькачественно однородных отношений, регулируемых нормами права. Предметом правого регулирования являются общественные отношения в сфере гражданского права, в сфере уголовного права, трудового права и т.д.

Отрасли права можно классифицировать по предмету правового регулирования:

1) конституционное право, регулирующее такие вопросы, как федеративное устройство государства, права, обязанности граждан, общественный строй, политическую систему и др.;

2) гражданское право, предметом которого являются имущественные и неимущественные отношения субъектов данной отрасли;

3) административное право, регулирующее сферу управленческой деятельности государства;

4) уголовно-процессуальное, регулирующее деятельность органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры и суда по раскрытию и рассмотрению уголовных дел;

5) земельное право, регулирующее вопросы рационального использования земель, определения правового режима различных видов земли и т. д.

Существуют и иные отрасли права: гражданско-процессуальное, уголовное, семейное, трудовое, уголовно-исполнительное и т. д.

Выделяют также отрасли:

1) материального права, устанавливающие основные дефиниции определенной отрасли права и обязанности субъектов (гражданское, уголовное), и процессуального права, регулирующие порядок реализации и защиты предоставляемых государством прав и юридических обязанностей (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное);

2) частного права, направленные на защиту интересов частных лиц (гражданское, семейное), и публичного, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления (конституционное, уголовное, административное).

Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов, способов, процессуальных норм воздействия права на общественные отношения.

Императивный метод (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступления от правовых норм. Он, в свою очередь, делится на запретительные и обязывающие методы.

Диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность регулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.

По регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов)права делится на публичное и частное.

Публичное право – это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов.

Частное право представляет собой подсистему права, регулирующие отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношений.

РАЗЛИЧИЯ публичного и частного права

В системе современного российского права в зависимости от предмета и метода правового регулирования можно выделить следующие основные отрасли права.

1. Во главе всей системы норм права страны находится отрасль конституционного права, которая является базовой отраслью для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право - это область публичного права. Главная задача конституционного права - организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона. Государственное право регулирует отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Однако не все эти отношения регулируются государственным правом, а только те, которые устанавливают общие принципы организации и деятельности государственной власти. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления. Принципы и положения, заложенные в конституционном праве, являются основополагающими для всех других отраслей права. Нормы конституции обладают высшей юридической силой.

2. Административное право - это область публичного права. Нормы административного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, то есть отношения власти и подчинения. Это исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти. Нормы административного права регулируют отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и полномочия. Административное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

3. Гражданское право - это область частного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные, связанные с обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления), и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право авторства). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права. Гражданское право устанавливает различные формы правовой организации юридических лиц и их компетенцию, определяет порядок реорганизации или ликвидации этого лица.

4. Уголовное право - это область публичного права. Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления. В уголовном законодательстве содержится исчерпывающий перечень уголовно наказуемых деяний и видов наказаний, рассматриваются обстоятельства, исключающие преступность деяния, определяются смягчающие и отягчающие уголовную ответственность обстоятельства.

5. Процессуальное право - это область публичного права. Процессуальное право делится на гражданский и уголовный процессы. Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесения судебного приговора, его обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное право регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормы гражданско-процессуального права устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального исполнения принятого решения.

Помимо названных выше отраслей права, в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое право, банковское право, природоохранительное право, криминология, уголовно-исполнительное право и др.

Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на подотрасли и правовые институты. Подотрасль права - часть отрасли права, регулирующая относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования. Например, в конституционном праве - избирательное; в природоохранительном праве - горное, водное, лесное; в гражданском праве - жилищное, авторское, наследственное и др.

Правовой институт - это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Правовые институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевой правовой институт представляет собой однородные группы юридических норм внутри одной отрасли права. Например, в конституционном праве - институт правового статуса личности, в административном праве - институт государственной службы, в международном праве - институт дипломатического права, в гражданском праве - институт обязательств и т.д. Межотраслевые правовые институты объединяют в себе правовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права, например, включает в себя нормы государственного, административного и уголовного права.

Инструкция

Так как Российская Федерация является федеративным государством, то особенностью его правовой системы является наличие двух уровней: федерального и уровня субъектов РФ. Причем федеральное законодательство априори выше по юридической силе, чем законодательство субъектов федерации.

Федеральный уровень законодательства составляют следующие НПА:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры и соглашения Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке;
3. Законы о поправках к Конституции России;
4. Федеральные конституционные законы (ФКЗ);
5. Федеральные законы (ФЗ);
6. Акты Президента Российской Федерации;
7. Акты Правительства Российской Федерации;
8. Ведомственные НПА.

Конституция Российской Федерации– это НПА, обладающий высшей юридической силой на территории РФ; основа правовой системы России. Помимо выполнения своей юридической функции как регулятора общественных отношений, Конституция Российской Федерации – политический документ, декларирующий цели государства в различных сферах жизни общества, например, в социальной, экономической, культурной и т.д.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры и соглашения России являются, согласно положениям ст.15 Конституции Российской Федерации, составной частью российской правовой системы. Причем Конституция Российской Федерации устанавливает примат норм международного права перед национальным правом, закрепляя это положение в ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Законы о поправках к Конституции Российской Федерации выделяются отдельным пунктом ввиду усложненного порядка их принятия, а именно: они требуют одобрения не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Кроме того, необходимо согласие 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день - не менее 54 субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, на которые прямо указывает Конституция Российской Федерации, например, порядок принятия нового субъекта в состав России; введение чрезвычайного и военного положения и т.д. Их отличительными особенностями являются обладание большей юридической силой в отличие от федеральных законов, а также усложненный порядок принятия (одобрение не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ). Президент Российской Федерации правом вето в отношении ФКЗ не обладает.

Федеральные законы – основной вид НПА, которыми регулируются общественные отношения. ФЗ принимаются по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Полный перечень данных вопросов закреплен в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. За принятие ФЗ должны проголосовать 50%+1 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и 50%+1 от общего числа членов Совета Федерации РФ.

Акты Президента Российской Федерации. К данным подзаконным актам относятся указы и распоряжения. Они принимаются только по вопросам ведения РФ и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

К актам Правительства Российской Федерации относятся постановления и распоряжения. Они принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, а также во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации. Если постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации будут противоречить НПА, обладающим большей юридической силой, они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Ведомственные НПА принимаются федеральными органами исполнительной власти. Это такие акты, как правила, инструкции, приказы, положения. Для того, чтобы данные акты получили юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Если же данные НПА будут противоречить вышестоящим актам, то они могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

На уровне субъектов РФ действует следующая иерархия НПА:
1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации – становой хребет правовой системы субъекта РФ, определяющий его правовой статус и систему законодательства;
2. Законы субъекта Российской Федерации – издаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов и по вопросам исключительного ведения субъектов. Они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
3. Акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации – например, приказы и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ (губернатора); постановления Правительства субъекта РФ и т.д. Данные акты определяют порядок исполнения федеральных и региональных НПА.