Причины остановки тс в беларуси. Право имею

Глава 1

Общие положения

Дорога

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;

Элементы дороги

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов ;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием

Дорога без усовершенствованного покрытия

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона - без газона, полоса - коси коса!

2.72. тротуар - элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

2.79. эстакада - инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;

2.63. темное время суток - промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;

Человек

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту ;

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения , возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

Транспортные средства

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования ;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством ;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем ;

Памятка инспектору ДПС (Беларусь)

1. Права и обязанности работников дорожно-патрульной службы.

1.1 Обязанности работников дорожно-патрульной службы.

Работник при несении дорожно-патрульной службы обязан:

Контролировать в пределах предоставленной компетенции соблюдение участниками дорожного движения установленных Правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- предупреждать и пресекать административные правонарушения в зоне поста /маршрута/ патрулирования, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать меры к их устранению;
- оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
- осуществлять производство по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения;
- регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов (согласно типового перечня жестов сотрудника дорожно-патрульной службы по регулированию дорожного движения и порядка их выполнения);
- оказывать помощь в пределах предоставленных прав депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
- проводить неотложные действия на месте дорожно-транспортных происшествий, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений Правил и дорожно-транспортных происшествий;
- принимать меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных средств;
- оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах;
- выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, или используемые в противоправных целях;
контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами;
- проверять техническое состояние транспортных средств и в установленном порядке запрещать их эксплуатацию;
- контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, дорожных сооружений и их освещенность;
- изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов, принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности;
- осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на автомобильных дорогах и улицах ремонтно-строительных и других работ;
- быть вежливыми и внимательными в обращении с гражданами, строго соблюдать законность;
- оказывать / в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий/ помощь водителям в устранении неисправностей транспорта, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также содействие и помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе улиц и дорог.

1.2 Права работников дорожно-патрульной службы.
Глава 7 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь.
Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.

Работник дорожно-патрулъной службы при несении службы имеет право:

Останавливать транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами, и, в соответствующих случаях, изымать эти документы в установленном порядке;
- отстранять в соответствии с действующим законодательством от управления водителей или иных лиц, управляющих транспортным средством, а транспортное средство задерживать до устранения причины задержания;
- проводить в установленном порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, производство по которым отнесено к компетенции Госавтоинспекции, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинские учреждения если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;
- применять в установленном порядке оперативно-технические средства и средства контроля для выявления и фиксации нарушений Правил, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также в предусмотренных законодательством случаях оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств;
- осуществлять в установленном законодательством порядке административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях или оно незаконно приобретено, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится;
- составлять административные протоколы, налагать в пределах своей компетенции взыскания на граждан, совершивших административные правонарушения; - временно, с ведома руководства отдела ГАИ УВД, ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий, либо когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения;
- запрещать эксплуатацию транспортных средств, ... (см. разделы 6,7 настоящей Памятки);
требовать от лиц, не соблюдающих Правила или иные нормативные акты, действующие в сфере дорожного движения, либо нарушающих общественный порядок, прекращения противоправных действий;
- пользоваться в случае необходимости в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, общественным объединениям, а в неотложных случаях и гражданам; использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также для транспортировки поврежденного при авариях транспорта, проезда к месту происшествия или сбора личного состава по тревоге и в других, не терпящих отлагательства случаях.

2. Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения.
Глава 8 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь.
Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.

2.1. Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения строятся на неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и доброжелательным отношением к гражданам.
2.2.
2.2.1. Ограничение прав и свобод участников дорожного движения допускается только в случаях, предусмотренных законом.
2.2.2. При нарушении правил дорожного движения участником дорожного движения, его вина должна быть доказана в предусмотренном законом порядке. Участник дорожного движения не обязан доказывать свою невиновность.
2.2.3. Недостаток доказательств по делу.о нарушении правил дорожного движения трактуется в пользу нарушителя, в таких случаях административное дело не возбуждается, а возбужденное дело в установленном порядке должно быть прекращено.
2.2.4. Все участники дорожного движения имеют равные гражданские права и свободы вне зависимости от материального положения, национальности, вероисповедания и пр.
2.2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь (за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью).
(Выдержки из Раздела 2 Конституции Республики Беларусь.)

2.3.
2.3.1 При обращении к участникам дорожного движения инспектор ДПС обязан поздороваться с ними, четко и разборчиво назвать свою должность, звание, фамилию и в обязательном порядке кратко сообщить причину и цель обращения.
2.3.2 Действия инспектора ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы, подаваемые водителям, истолковываться однозначно и подаваться своевременно во избежание создания помех для движения других транспортных средств.
2.3.3. Работник при остановке транспортного средства обязан подойти к нему и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителя.
2.3.4. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.
2.3.5. Инспектор ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участнику дорожного движения, изменять в сторону ужесточения меру административного воздействия за совершенное правонарушение.
2.3.6. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по первому требованию участника дорожного движения инспектор ДПС сообщает номер личного нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.
2.3.7. Разъяснения участнику дорожного движения необходимо давать без нравоучений, спокойно, доброжелательно. Если инспектор ДПС уверен в правильности своей позиции, объяснить ее нужно убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие положения нормативных документов. В противном случае административное дело не возбуждается.
2.3.8. В обязательном порядке инспектор ДПС обязан оказать содействие гражданам и участникам дорожного движения в случаях предусмотренных Законом "О милиции", оказания доврачебной помощи, в проезде по территории республики, устранении технических неисправностей транспортных средств, а также в иных случаях.

2.4.
2.4.1. Взаимоотношения инспектора ДПС с проверяющими лицами, начальниками и старшими по званию осуществляются в строгом соответствии с требованиями Строевого Устава и Устава внутренней службы ОВД.
2.4.2. Порядок взаимоотношений с судьями, работниками органов прокуратуры, имеющими классные чины, военнослужащими, работниками органов внутренних дел, другими должностными лицами определяется действующим законодательством, устанавливающим их правовой статус.

3. Порядок применения оружия и спецсредств.
Статьи 18, 19, 20, 21 Закона Республики Беларусь "О милиции".

3.1 Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Милиция применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иными способами выполнение возложенных на нее обязанностей не представляется возможным. Физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению работника милиции в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь "О милиции".
Когда это возможно, применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяются против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными ^ признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.
Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.
О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств или оружия работник милиции обязан сообщить непосредственному начальнику для уведомления прокурора. Применение силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, противоречащих Закону Республики Беларусь "О милиции", влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
3.2 Применение огнестрельного оружия.
Работник милиции имеет право применять огнестрельное оружие для:

1) защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции;
2) освобождения заложников;
3) пресечения общественно опасных действий, представляющих собой угрозу жизни, здоровью или имуществу людей, а равно задержания лиц, совершивших такие действия и пытающихся скрыться;
4) пресечения группового или вооруженного нападения на органы внутренних дел, охраняемые объекты, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, а также пресечения нападения на иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушениями и попытками завладения огнестрельным оружием;
5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление либо совершившего тяжкое преступление или совершающего побег из-под стражи, а также вооруженного лчца, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений. Совершение задерживаемым лицом умышленно неожиданных движений или других опасных действий, попытки приблизиться к работнику милиции ближе указанного им расстояния, достать что-либо из своей одежды без команды работника милиции, прикоснуться к его оружию и другие подобные действия, которые могут быть истолкованы работником милиции как угроза насилия, предоставляют ему право применить огнестрельное оружие в соответствии с Законом Республики Беларусь "О милиции".

3.3 Использование огнестрельного оружия.
Работники милиции имеют право использовать оружие в следующих случаях для:

1) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан или не подчиняется законным требованиям работников милиции остановиться;
2) обезвреживания животного, угрожающего здоровью граждан;
3) подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

3.4 Обнажение огнестрельного оружия.
Работник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения.
3.5 Применение специальных средств.
Милиция применяет наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, а также служебных животных для:

1) отражения нападения на граждан и работников милиции;
2) освобождения заложников;
3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов;
4) пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений;
5) задержания и доставления в милицию или иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушения или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования и содержания задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;
6) пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка. Вид специального средства и интенсивность его применения определяются работником милиции самостоятельно исходя из складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

3.6 Применение физической силы.
Милиция применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям работников милиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных обязанностей.

4. Порядок задержания водительских документов.

4.1 Порядок задержания водительских документов за нарушение правил дорожного движения.

4.1.1 При нарушении правил дорожного движения, за которое в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления автотранспортом, у водителя изымается водительское удостоверение на срок до вынесения постановления по делу, о чем делается запись в протоколе. (Статья 244 КоАП Республики Беларусь. Изъятие вещей и документов)
4.1.2. Отметки в талоне к водительскому удостоверению за допущенное нарушение правил дорожного движения делаются только в случае наличия повторности по данной статье КоАП Республики Беларусь. (Протокол республиканского семинар-совещания сотрудников Госавтоинспекции МВД Республики Беларусь в г.Витебске от 29.04.1998 года).
4.1.3. Порядок задержания водительских документов за нарушение правил дорожного движения:

1) Составить административный протокол за допущенное нарушение.
2) Установить, имеется ли по данной статье КоАП Республики Беларусь усиление ответственности при повторном нарушении (статьи 113 части 2 и 3, статья 112 часть 5, статья 114 часть!, статьи 115, 118):
3) если да, то изымается водительское удостоверение и талон предупреждений к нему на срок до исполнения взыскания, о чем делается запись в протоколе, одновременно выдается временное разрешение. Отметка о допущенном правонарушении делается во временном разрешении. Сведения о ранее наложенных взысканиях за нарушения правил, со дня совершения которых прошло менее года, во всех случаях переносятся во временное разрешение.
4) если нет, то изымается водительское удостоверение на срок до исполнения взыскания, о чем делается запись в протоколе. Отметка о допущенном правонарушении делается в талоне к водительскому удостоверению.

4.1.4. Должностное лицо, изымая водительское удостоверение, рекомендует водителю при управлении транспортным средством иметь при себе документ, удостоверяющий личность. (Инструкция по организации производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. Приложение к приказу МВД БССР №89 от 16 августа 1991 года.)

4.2 Порядок задержания документов при выявлении фактов подделки.

4.2.1 ... документы, являющиеся... непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются... (Статья, 244 КоАП Республики Беларусь. Изъятие вещей и документов)
4.2.2 В случае обнаружения признаков подделки или непригодности водительского удостоверения или талона к нему, этот документ изымается до выяснения.. (Инструкция по организации производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. Приложение к приказу МВД БССР №89 от 16 августа 1991 года.)
4.2.3 В случае изъятия... документов об этом (в присутствии двух понятых) составляется протокол (изъятия).,. (Статья 243 КоАП Республики Беларусь. Личный досмотр и досмотр вещей)

5. Порядок заполнения штрафной квитанции.

5.1 Общие положения.
Протокол не составляется, а штраф налагается и взимается на месте совершения правонарушения должностным лицом, вынесшим постановление при совершении административных правонарушений, предусмотренных следующими статьями Кодекса: статьей 82, частью второй статьи 110, частями первой-четвертой статьи 112, частью первой и второй статьи 113, частью первой статьи ИЗ1, частью первой статьи 114, статьей 117, частью первой статьи 119, статьей 1191, частями первой и второй статьи 120, статьей 129, частью четвертой статьи 130. Необходимым условием является согласие правонарушителя с налагаемым взысканием. (Статья 237 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.)
5.2 Порядок заполнения штрафной квитанции

5.2.1 В случае взимания штрафа на месте, работником милиции синими или черными чернилами (шариковой ручкой) заполняется штрафная квитанция и ее корешок с указанием установочных данных нарушителя, транспортного средства, вида совершенного правонарушения, суммы взысканного штрафа.
5.2.2 Затем квитанция отрезается (отрывается) таким образом, чтобы при ней находилась соответствующая сумме штрафа часть талона, на которой указан размер штрафа по отношению к минимальной заработной плате.
5.2.3 Квитанция об уплате штрафа вручается под роспись нарушителю, который в соответствующих графах собственноручно проставляет дату выдачи квитанции. (Памятка по применению бланков штрафных квитанций за нарушение правил дорожного движения образца 1998 года. Указание Управления ГАИ МВД Республики Беларусь № 818 от 17.07.1998 года.)

ПОМНИТЕ!
Бланки штрафных квитанций за нарушение правил дорожного движения утверждены Министерством финансов Республики Беларусь, изготовлены в соответствии с "Положением о порядке разработки и производства государственных знаков, бланков ценных бумаг, документов с определенной степенью защиты и их полуфабрикатов" Комитета Государственных знаков 13 при Министерстве финансов Республики Беларусь и отнесены к категории защищенных бумаг и документов строгой отчетности.
Ответственность за подделку бланков, умышленное неправильное использование штрафных квитанций за нарушение правил дорожного движения, влекущее причинение вреда правам и законным интересам граждан либо государственным интересам, устанавливается уголовным законодательством Республики Беларусь.
Ответственность за утрату, необратимую порчу бланков штрафных квитанций за нарушение правил дорожного движения устанавливается действующими указаниями и распоряжениями ЦФУ МВД Республики Беларусь.

6.1. Эксплуатация транспортного средства с неисправностями тормозной системы или рулевого управления или переоборудованного без соответствующего разрешения, ... запрещается уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел (Статья 245-1 КоАП Республики Беларусь. Запрещение эксплуатации транспортного средства.)
6.2. Госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право: запрещать эксплуатацию транспортных средств, в том числе со снятием номерных знаков, ... (Пункт 6.8 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 1994 года № 553)
6.3. Работник дорожно-патрульной службы при несении службы имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, состоящих на учете в данном городе или районе, путем снятия государственных номерных знаков при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы, а также в случаях, когда транспортное средство не прошло технический осмотр в установленный срок или переоборудовано без разрешения Госавтоинспекции. (Глава 7 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь. Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.)
В остальных случаях снятие государственных регистрационных номерных знаков КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!
6.4. При снятии государственных номерных знаков работником дорожно-патрульной службы составляется акт осмотра одиночного транспортного средства в двух экземплярах, из которых один выдается под роспись нарушителю, а второй приобщается к административному протоколу.

7.1. Под задержанием транспортного средства следует понимать запрещение эксплуатации с помещением его на специальную охраняемую стоянку, определенную местными органами исполнительной власти.
7.2 Работник дорожно-патрульной службы производит задержание автомототранспортного средства в случае управления им:

Лицом, совершившим преступление или в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения;
- лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или лишенным такого права;
- лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами;
- при отсутствии отметки о регистрации в подразделениях Госавтоинспекции, без государственных номерных знаков или с поддельными номерными знаками или номерами агрегатов, не соответствующим записям в регистрационных документах.

7.3 Работник, принявший решение о запрещении эксплуатации транспортного средства, составляет в двух экземплярах протокол о задержании, опись автомашины и имущества, находящегося в ней/ копии выдаются водителю/ и приобщает их к административному протоколу о нарушении Правил. Опись автомашины и имущества составляется в присутствии водителя и понятых, а в случае отсутствия водителя - в присутствии понятых.
7.4. При задержании транспортного средства работник отстраняет водителя от управления после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины /салона/ транспортного средства, создание помех для исключения возможности дальнейшего следования, блокировку колес и др.
7.5. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя /владельца/ на специальную охраняемую стоянку с использованием другого транспортного средства, путем буксировки на жесткой сцепке либо сотрудником дорожно-патрульной службы самостоятельно при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства.
7.6. Задержанное транспортное средство сдается на специальную охраняемую стоянку по акту /описи/.
7.7. При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть строевого подразделения, горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста ГАИ. (Глава 4 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь. Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.)

8. Медицинское освидетельствование водителей.

8.1 Общие положения.
Управляющие транспортными средствами водители или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию в установленном порядке на состояние опьянения. (Статья 245 КоАП Республики Беларусь. Отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения)

8.1.1. Основаниями для освидетельствования водителей транспортных средств являются:

Наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке и т.п.) ;

Заявление граждан об употреблении лицом спиртных напитков; - признание самого лица в употреблении спиртных напитков.

8.1.2. При уклонении лица от освидетельствования составляется административный протокол, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.
8.1.3. В случаях, когда лицо доставляется в медвытрезвитель, основанием для утверждения о нахождении его в состоянии опьянения служит протокол о принятии на вытрезвление лица, находящегося в состоянии опьянения.
8.1.4. За нарушение установленного порядка освидетельствования, вынесение заведомо ложного заключения, виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. (Инструкция о порядке направления водителей транспортных средств на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования. Рег.№ Минюста 367/12 от 17 мая 1994 года)

8.2 Освидетельствование водителей в медицинских учреждениях.

8.2.1. Освидетельствованию в медицинском учреждении подлежат:

Участники дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли или ранены люди;

Если обследуемое лицо не согласно с результатом освидетельствования с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости";

При подозрении на наличие у обследуемого лица травматических повреждений или заболевания, внешнее проявления которого сходны с признаками алкогольного опьянения.

8.2.2 Освидетельствование в медицинских учреждениях для установления состояния опьянения проводится в любое время суток...
8.2.3 Лица, подлежащие освидетельствованию в медицинских учреждениях, должны быть доставлены к месту освидетельствования не позднее двух часов с момента возникновения обстоятельств, требующих его проведения.
8.2.4. Прием на освидетельствование проводится по письменному направлению или по личному требованию инспектора ДПС.
8.2.5. Инспектор ДПС, направивший освидетельствуемого, обязан принять меры к установлению его личности.
8.2.6 Инспектор, получая на руки протокол медицинского освидетельствования, обязан убедиться, что протокол освидетельствования подписан врачом и заверен печатью медицинского учреждения. (Инструкция о порядке направления водителей транспортных средств на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования. Рег.№ Минюста 367/12 от 17 мая 1994 года)

8.3 Освидетельствование водителей с помощью индикаторных трубок "Контроль трезвости".

8.3.1. Освидетельствование с использованием индикаторных трубок "Контроль трезвости" проводится сотрудниками Госавтоинспекции или участковыми инспекторами милиции, прошедшими специальную подготовку.
8.3.2. Освидетельствование с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости" проводится в присутствии двух свидетелей и оформляется протоколом. с использованием
8.3.3 Порядок проведения освидетельствования индикаторной трубки "Контроль трезвости".

1. Индикаторная трубка "Контроль трезвости" вскрывается непосредственно перед применением в присутствии обследуемого лица и свидетелей. Не подлежат использованию индикаторные трубки "Контроль трезвости", если они имеют механическое повреждение внутреннего устройства, нарушена их герметичность, изменен цвет наполнителя и он пересыпается по трубке, а также если истек срок их годности.
2. Производящий освидетельствование надевает мундштук респираторного баллона на конец трубки, расположенной ближе к реагенту.
3. Затем он предлагает обследуемому лицу взять из упаковки индивидуальный мундштук однократного пользования, надеть его на противоположный конец трубки и продуть трубку до полного наполнения респираторного баллона.

8.3.4 Наполнитель под действием паров алкоголя должен изменить окраску с желтой на зеленую в течении 1-2 минут. По высоте окраски наполнителя определяется содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе: - если окраска реагента не изменилась или высота столбика реагента, изменившего окраску с желтой на зеленую, не достигает уровня контрольного пояса, то проба на содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе признается отрицательной. - если высота столбика реагента, изменившего окраску с желтой на зеленую, достигает контрольного пояса, то проба признается положительной. Положительная проба на алкоголь в выдыхаемом обследуемым воздухе является подтверждением того, что он употребил алкоголь.
При его согласии с результатом обследования и заключением, протокол освидетельствования служит основанием для утверждения о нахождении обследуемого в состоянии алкогольного опьянения. (Инструкция о порядке направления водителей транспортных средств на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования. Рег.№ Минюста 367/12 от 17 мая 1994 года)

9. Измерение скорости движения ТС.

9.1 Общие указания по эксплуатации и мерам безопасности.

9.1.1 После извлечения измерителя скорости из укладочного ящика необходимо осмотреть его на отсутствие внешних повреждений и сохранность пломб метрологической поверки.
9.1.2. Запрещается эксплуатировать измеритель скорости: в близи работающих радиостанций, радиоприемных линий связи, радиолокаторов и пр.; в близи высоковольтных линий связи, производства сварочных работ, во время грозы и пр. Источников электрических и магнитных полей; в непосредственной близости от неподвижных промышленных установок, имеющих подвижные части (например, компрессора для производства дорожных работ и пр); из салона автомобиля. ВНИМАНИЕ! Нахождение людей в зоне действия СВЧ луча на расстоянии до 1 метра опасно для здоровья! (Техническое описание дистанционных измерителей скорости движения транспортных средств.)
9.1.3. Порядок измерения скорости транспортных средств измерителями скорости осуществляется согласно инструкции по эксплуатации соответствующей модели.
9.1.4. Меры административного воздействия следует принимать в случаях, когда показания скорости измерительного прибора превышают значение разрешенной не менее чем на 10 км/час. (Инструкция по организации производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. Приложение к приказу МВД БССР №89 от 16 августа 1991 года.)

10. Порядок обращения с иностранными гражданами.

10.1 Порядок обращения с иностранными гражданами и лицами без гражданства.

10.1.1. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь. (Статья 16 КоАП РБ. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.)

10.2 Порядок обращения с иностранными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом и привилегиями.

10.2.1. Не могут быть привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру, принуждены к даче свидетельских показаний лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.
10.2.2 Иммунитетами и привилегиями пользуются представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудники делегаций иностранных государств, которые прибывают в Республику Беларусь с официальными поручениями, главы дипломатических представительств иностранных государств в третьих странах, проезжающие транзитом через территорию Республики Беларусь и дипломатические курьеры.
10.2.3. Распространение иммунитетов и привилегий на других лиц удостоверяется документами, выдаваемыми Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
10.2.4 При выявлении факта правонарушения со стороны указанных лиц работник предлагает водителю присутствовать при составлении административного протокола по данному нарушению. Если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, он записывает необходимые сведения о лице, совершившем правонарушение (обязательно номер дипкарты и номерной знак транспортного средства) и разрешает им уехать. В таких случаях составляется подробный рапорт, который по окончании смены передается по команде. (Глава 8 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь. Приложение к приказу MB Ц Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.)

11. Действия инспектора ДПС на месте дорожно-транспортного происшествия.

11.1. О всяком, ставшем известном работнику ДПС ГАИ дорожно-транспортном происшествии, включая, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть с

Общеизвестно, что водитель не обязан садиться в машину ГАИ для составления протокола. Протокол он может получить и находясь в своей машине. Но … Возле деревни Орковичи Новогрудского района: один из инспекторов, беспричинно остановил автомобиль, создал конфликтную ситуацию, умышленно повредил имущество гражданина - фонариком разбил боковое стекло в автомобиле, самовольно открыл дверь чужого авто, беспричинно применил к нему физическую силу и специальные средства (надел на него наручники). А водитель всего-то пытался вежливо объяснить гаишникам свою правовую позицию и разъяснить гаишникам действующее законодательство…. Эта позиция “нарушителя”, которая подкреплена видеозаписью.

Водитель не убегал, не проявлял агрессию, находился с пассажиром, действия происходили в присутствии других граждан (дорожных рабочих). Откуда такая агрессивность со стороны работников ГАИ?

Судя по слаженным действиям, сотрудники МВД уже не раз проводили такую операцию по усмирению “не послушных” водителей.

Еще не утих скандал вокруг брестского инспектора ДПС Петручика, пославшего водителя на три буквы, как сотрудники ГАИ вновь попали в ленты новостей. На этот раз отличились инспекторы из Новогрудка, пишут Naviny.by.

Инспекторы, остановившие машину минчанина для, как они заявили, проверки документов, отказались выносить постановление об административном взыскании после того, как водитель сообщил им, что забыл документы и готов оплатить штраф в течение пяти дней, как позволяет ПИКоАП. Водитель также отказался пройти в автомобиль ГАИ.

Попытка водителя объяснить сотрудникам ГАИ свои права и нормы законодательства не увенчалась успехом. По официальной информации, водитель «вел себя вызывающе».

Как видно из видео , один из инспекторов, создавая аварийную ситуацию для других участников движения, затеял потасовку и проникновение в чужую машину с повреждением чужого имущества, для чего без предупреждения и наличия оснований, фонариком разбил боковое стекло в автомобиле, подвергая опасности жизнь и здоровье водителя и пассажира, открыл дверь и с помощью своего напарника вытащил, не оказывающего сопротивления водителя для дальнейшего публичного унижения его чести и достоинства.

На минчанина, с целью нанесения ему унижений и наибольшего морального и физического вреда вреда, были надеты наручники и, подвергая его жизнь опасности, гаишники перевели задержанного в неположенном месте через дорогу.

Причем, туда -сюда через проезжую часть дороги ходили зеваки-рабочие, сами гаишники, нарушая ПДД и создавая аварийную ситуацию на данном участке дороги.

Водителя отвезли в Новогрудский РУВД, где составили пять протоколов - четыре по ст. 18.18 (правление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения) и один 23.4 (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий) КоАП.

В сообщении УВД Гродненского облисполкома, опубликованном под заголовком «Сбили спесь провокатору», говорится, что суд Новогрудского района назначил водителю наказание в виде штрафа в размере 10 базовых величин, при этом отмечается, что правонарушитель на заседание суда не явился.

Версия ОИОС УВД
8 февраля 2016 года нарядом ОГАИ Новогрудского РОВД возле д. Орковичи Новогрудского района была остановлена автомашина «Фольксваген Пассат» под управлением жителя г. Минска, 1987 г.р.

В беседе с сотрудниками милиции водитель вел себя вызывающе, провоцируя конфликтную ситуацию, отказался предъявить сотрудникам Госавтоинспекции водительское удостоверение и другие документы.

Водителю было доведено, что в его действиях усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст.18.18 КоАП Республики Беларусь (управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения), и он будет привлечен к административной ответственности.

Для установления личности и данных о правонарушителе, необходимых для ведения административного процесса и составления протокола об административном правонарушении, водителю было предложено выйти из транспортного средства и проследовать в служебный автомобиль сотрудников органов внутренних дел. В ответ на это водитель заблокировал дверь своего авто, выполнять законные требования инспекторов ГАИ отказался. После неоднократных предупреждений о возможном применении физической силы и спецсредств в присутствии понятых мужчина был задержан. При задержании оказывал активное физическое сопротивление.

Правонарушитель был доставлен в Новогрудский РОВД, где в отношении него были составлены административные протоколы по ст.18.18 и 23.4 (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий) КоАП Республики Беларусь.

Во время разбирательства по инциденту было установлено, что задержанный ранее был судим по ч.1 ст.149 Уголовного кодекса Республики Беларусь (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения). Также он (за последние 5 лет) более тридцати раз привлекался к административной ответственности: за нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественном месте и неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий.

Суд Новогрудского района Гродненской области сегодня признал виновным водителя в совершении административного правонарушения (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий) и назначил наказание в виде штрафа в размере 10 базовых величин. Следует добавить, что правонарушитель на заседание суда не явился.

Остановили, придрались, разбили стекло в машине, одели наручники, унизили человека, завезли в РОВД, оштрафовали и дали “сутки”, и в добавок “ославили” как “спесивого провокатора”в СМИ, за то что человек забыл права дома? Весело….

В чем было законное требование сотрудников ГАИ пока не ясно. Пройти в машину для составления протокола? Такого нет в законе. Тем более в машине ГАИ бывает грязно, накурено и неудобно.

А если захочет завтра сотрудник ГАИ захочет зайти в квартиру к водителю для составление протокола, то что он может двери в доме выломать?

Одно хорошо, что водителя не убили при “попытке к бегству” и доставили в РОВД, а не в лес….

В тему:

В последнее время в интернете стали все чаще появляться видеоролики, на которых водители спорят с сотрудниками ГАИ, отказываются передавать документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные статьи КоАП РБ.

В прямом эфире “Радио Гродно” Александр Войтешко, заместитель начальника ГАИ, подробно пояснил, в чем ошибаются авторы скандальных видеороликов и на каком основании сотрудники ДПС могут останавливать водителей для “проверки документов”. AutoGrodno.by подготовил печатную версию выступления.

Ролики, которые начали появляться в интернете, в основном производят впечатление на молодых водителей 96-94 годов рождения, которые фактически нормативные документы в области организации и безопасности дорожного движения никогда не изучали и не знают, но, почему-то, просмотрев эти ролики, начинают считать себя большими юристами и пытаются постоянно оспаривать любое действие сотрудника ГАИ, после чего безосновательно и незаконно публиковать уже свои видео интернете, - рассказал Александр Юрьевич.

Что значит “незаконно”? Можно ли публиковать видео с сотрудниками ГАИ в интернете? - уточняет ведущая “Радио Гродно” Надежда Кемежук.

В соответствии с 34 статьей Конституции РБ, фиксировать на фото- и видеоустройства все происходящее вокруг себя не запрещено. Деятельность милиции, в том числе и ГАИ, строится на гласной основе. Сегодня все заседания по рассмотрению административных дел, и так далее, проходят в открытом режиме. Если же сотрудник ГАИ во время административного процесса решит воспользоваться фото- или видеофиксацией, то он в обязательном порядке предупреждает об этом. Точно так же разрешено и гражданам. И мы не запрещаем. Однако, здесь есть одно большое “НО”. Если вы, без согласия на то сотрудника милиции, которого вы зафиксировали каким-либо фото- видеоустройством, опубликуете запись в сети и к ней появятся негативные комментарии, которые начнут оскорблять честь и достоинство сотрудника, то он имеет право, согласно все той же 34 статье Конституции РБ, обратиться в суд для разбирательств.

- Были ли уже такие обращения?

Такие случаи были и суд оставался на стороне сотрудника, в результате чего были выплачены достаточно большие денежные средства.

На каком основании сотрудник ГАИ может остановить водителя, у которого все в порядке: световые приборы работают, водитель едет ровно и не нарушает?

Многие считают, что если я еду по ПДД и у меня документы в порядке, то никто не имеет права меня остановить. И первый вопрос, который задают во всех подобных видеороликах, это “На каком основании, какова цель остановки”. Как правило, если нарушение не выявлено, то инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов. На что часто слышит ответ: “Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать”.

Давайте рассмотрим этот вопрос подробно.

Сегодня водитель ТС, в соответствии с пунктом 9,1 ПДД обязан останавливаться по требованиям сотрудника ГАИ. Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили. Согласно статьи 25 закона РБ об органах внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел имеют право проверять у граждан при подозрении в совершении ими административных правонарушений документы, удостоверяющие личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль которых возложен на органы внутренних дел. Указанная норма применяется при подозрении. Но, в соответствии с положением о Госавтоинспекции, утвержденном постановлением Советом министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения. Так как пункт 12 главы 3 ПДД указывает на то, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов, то проверка наличия этих документов и есть контроль выполнения ПДД водителями. Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно.

- Может ли сотрудник ГАИ остановить автомобиль там, где знаками запрещена остановка и стоянка?

Сотруднику ГАИ запрещается подавать водителю сигнал об остановке ТС в местах, где в соответствии с ПДД такая остановка и стоянка запрещена. Но, существует оговорка: за исключением случаев необходимости его остановки для предотвращения или устранения угрозы личной, общественной, национальной безопасности. Под этим подразумевается любое административное правонарушение. То есть, если инспектор ДПС подозревает вас в совершении административного правонарушения, либо вы его уже совершили и он это видел, то он имеет право остановить вас в любом месте, даже если это запрещено ПДД, для того, чтобы пресечь и прекратить дальнейшее противоправное поведение. Это может быть банальная тонировка, которая видна издалека, это может быть отсутствие номерного знака, это могут быть пересечение сплошных линий разметки и невыполнение требований дорожных знаков и так далее.

- Часто в подобных видеороликах водители отказываются передавать в руки сотрудникам ДПС свои документы.

Почти во всех видеороликах основной посыл - это не “предъявлять документы инспектору ДПС”. Законодателем в административном кодексе в статье 18.18 указано: “отказ водителя от предъявления документов, предусмотренных ПДД, влечет ответственность”. То есть, если у водителя нет при себе документов, либо он отказывается их предъявить инспектору, то наступает ответственность по статье 18.18.

На этом этапе возникают многие конфликтные ситуации. Если водитель заявляет сотруднику ДПС, что отказывается предъявлять документы, то начинается административный процесс и водитель выплачивает штраф в размере до 2 базовых величин. Сейчас мы не говорим о том случае, когда водитель забыл документы. Но отдельные водители слегка приоткрывают окно автомобиля и показывают документы сотруднику ДПС через стекло, ошибочно считая, что этого достаточно. Согласно главе 3 пункту 12 ПДД РБ, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки, если он их уже предъявил. И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявлять, то наступает статья 23 часть 4 и ответственность в размере от 20 до 50 базовых величин.

Причем это не самые плачевные последствия. Сотрудник ГАИ, как и любой сотрудник милиции, для пресечения неповиновения законному требованию должностного лица, ведущего административный процесс, имеет право применить физическую силу и специальные средства. Более того, сотрудники Госавтоинспекции имеют право разбить стекло и достать водителя из автомобиля, за совершение правонарушения, связанного с неповиновением законному требованию должностного лица.

- Выходить или не выходить водителю из автомобиля?

Инспектор ДПС, как и любой другой сотрудник милиции, который заподозрил вас в совершении правонарушения, либо если правонарушение совершено в виде неповиновения, может потребовать от вас выйти из автомобиля и при этом проговорить, что в настоящий момент вы задержаны за совершение административного правонарушения. Административное задержание длится не более трех часов, но может быть и до 72 часов, если за это правонарушение предусмотрены какие-либо ограничения, связанные с административных арестом, к примеру. Местом ведения административного процесса может быть служебный автомобиль, поэтому нарушитель будет задержан и будет содержаться в служебном автомобиле до трех часов. И водитель обязан выйти. Если водитель отказывается выходить из своего автомобиля и отказывается проследовать в служебный, то это снова будет являться неповиновением требованию должностного лица.

- Но предъявить и передать документы я могу находясь в автомобиле?

Пожалуйста, предъявляйте и, впоследствии, передавайте документы, сидя в машине. Конечно, если у инспектора ДПС возникнут подозрения, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то он может потребовать от него выйти и это будет абсолютно законно. Ведь сотрудник ДПС не может сесть к вам в автомобиль и провести освидетельствование у вас в машине.

- Касается ли это пассажиров? Обязаны ли выходить они?

Если сотрудник ГАИ требует выйти из салона автомобиля пассажиров, то и они обязаны это сделать. Конечно, если это не связано с банальным неиспользованием ремня безопасности. В этом случае, сотрудник ДПС составит административный протокол в служебном автомобиле и принесет его для подписи в автомобиль с нарушителем.

Конфликты с сотрудниками ГАИ на дорогах Республики Беларусь
ЗАПИСЬ ОПУБЛИКОВАНА: 09.09.2015

Право имею

В сети немало бродит роликов и статей о том, как правильно водителю вести себя в ситуации, если его остановил сотрудник дорожной инспекции, в какой ситуации подчиниться требованиям, а в какой – нет. Но всё-таки, чтобы не иметь лишних проблем на свою пятую точку, лучше бы соблюдать правила дорожного движения и изучить законодательство. А то штрафы и принудительная еще никому радости не приносила.

Пожалуй, самой горячей темой для обсуждения становятся беспричинные, как считают многие, проверки документов. Ну и, конечно же, штрафы, которые, по мнению некоторых, идут прямо в карман ГАИшнику.

Видеосъемка сотрудников ГАИ

Начнем с того, что большинство видеороликов, размещенных в сети, могут навлечь на своих авторов определенную ответственность. Безусловно, снимать на камеру телефона или видеорегистратора можно все вокруг себя, и беседу с остановившим вас инспектором в том числе. С одной оговоркой – вы должны предупредить об этом. Как впрочем, и он вас, если видеорегистрация происходит в автомобиле ГАИ.

Однако следует знать о том, что в случае, если съемка ведется без предупреждения, видео выкладывается в интернет, а к нему помещаются негативные отзывы, то вы можете быть привлечены по статье 34 Конституции РБ, которая гласит об оскорблении чести и достоинства лица, находящегося при исполнении своих служебных обязанностей. А это повод для обращения в суд и немалая сумма денежной компенсации. А такие прецеденты в практике уже были.

Остановка для проверки документов

Очень часто автовладельцы возмущены тем, что их останавливают без причины, то есть без нарушения правил дорожного движения. Особо подкованные начинают возражать инспектору в том, что он имеет право останавливать автомобиль только в случае нарушения либо при подозрении на нарушение. Какое же подозрение, если всё в порядке? Читаем Положение о госавтоинспекции. Согласно ему сотрудник ГАИ обязан осуществлять контроль за соблюдением ПДД. А в тех же Правилах сказано, что водитель обязан иметь при себе определенный перечень документов. Логично думать, что остановка для проверки – это всего лишь выполнение положений определенного законодательного акта, то есть контроль за соблюдением правил ДД. И возмущения тут излишни.

Показать или передать

Встречаются такие товарищи, которые считают, что для предъявления документов достаточно лишь чуть приоткрыть окошко авто и показать их инспектору издалека. Мол, передавать в руки необязательно. Спешим разочаровать. Есть такой пункт 12 ПДД РБ, согласно которому водитель обязан передать всё для проверки. При отказе вступает в силу часть четвертая статьи 23, нарушение которой наградит вас штрафом от 20 до 50 базовых. Неслабо? Более того, инспектор ДПС приравнивается к сотруднику милиции и в случае неповиновения имеет право применить физическую силу со всеми вытекающими последствиями.

Выходить ли из автомобиля

При встрече с ГАИ возникает вопрос – обязательно ли выскакивать из салона или можно просто передать требуемое через открытое окошко? Здесь тоже есть свои нюансы. Сотрудник вправе потребовать выйти из машины и сесть в служебный автомобиль. Но это если вы совершили правонарушение либо есть такое подозрение (например, проверка состояния алкогольного опьянения). Поверьте, без причины никто не будет заставлять вас покинуть уютный салон. А о последствиях неповиновения мы уже упоминали. Тут можно и под арест попасть. От 3 до 72 часов, между прочим.

Что имеет право требовать инспектор ГАИ и в каком случае водитель имеет право сказать ему "нет".

1. Почему мы об этом говорим?

За месяц случились два скандала, связанных с белорусскими гаишниками. В Бресте при задержании водителя инспектор ГАИ послал его на три буквы. Руководство автоинспекции, кстати, заявило, что это не оскорбление. А в Новогрудском районе гаишник, чтобы задержать водителя, разбил окно его машины. По мнению милиции, и здесь всё было по закону.

2. Может ли инспектор ДПС остановить машину просто для проверки документов?

По закону, сотрудники органов внутренних дел, к которым относятся и инспекторы ГАИ, имеют право проверять у граждан документы, в том числе, водительское удостоверение, если есть подозрения, что данный человек совершил правонарушение. Это закреплено в законе «Об органах внутренних дел». То есть если вы ехали по правилам, останавливать вас не должны.

Однако на практике гаишники ссылаются на положение о ГАИ, в котором закреплено, что инспекторы осуществляют контроль за соблюдением правил дорожного движения. В ПДД указано, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов. Поэтому проверку инспекторы ДПС трактуют как должный контроль за выполнением данных правил.

Два важных момента. Во-первых, закон «Об органах внутренних дел» имеет большую юридическую силу, чем положение о ГАИ, утвержденное постановлением Совмина. Во-вторых, произвольная проверка документов недопустима. Согласно нормам ПИКоАП, вы не можете априори быть подозреваемым в совершении правонарушения каждый раз, когда садитесь за руль. У инспектора должны быть достоверные данные о том, что конкретно у вас нет с собой удостоверения, техпаспорта или страховки. Причем свое опасение гаишник должен документально оформить.

3. Можно ли снимать на видео разговор с гаишником?

Деятельность ГАИ является гласной, поэтому вы можете, но не обязаны предупреждать инспектора, что ведете аудио-, фото- или видеозапись. То же касается и публикации ролика в интернете.

4. Обязательно ли передавать документы инспектору или можно показать со своих рук?

То, что водитель при остановке не передает свои документы, а показывает их через стекло, инспекторы зачастую трактуют как «неповиновение законному требованию должностного лица» (ст. 23.4 КоАП, санкция — штраф от 2 до 50 базовых величин), реже — как «нарушение иных правил дорожного движения» (ч. 5 ст. 18.22 КоАП, санкция — предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины). Так что лучше передать инспектору ГАИ весь набор документов.

5. Права остались дома. Что мне за это будет?

Инспекторы по базе проверят, есть ли у вас действующее водительское удостоверение. За данное нарушение грозит предупреждение или штраф (до 2 базовых величин). Если добровольно признаете вину и заявите, что готовы понести наказание, заплатите 0,5 базовой величины. Кстати, недавно в МВД предложили не штрафовать забывчивых водителей. Возможно, данную норму исключат из закона.

6. Должен ли я выходить из машины по требованию гаишника?

Вы не обязаны выходить из машины и пересаживаться в авто ГАИ для разговора с инспектором или составления протокола об административном правонарушении. Однако если гаишник подозревает, что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выйти все-таки придется. Отказ от освидетельствования приравнивается к управлению транспортным средством под воздействием выше перечисленных веществ. Кроме того, выйти из автомобиля придется, если местом ведения административного процесса является управление ГАИ. По мнению адвоката Павла Латышева, автомобиль ДПС к нему приравниваться не может.

7. А пассажиров тоже могут попросить на выход?

При требовании покинуть автомобиль инспектор обязан пояснить причину со ссылкой на закон. Если машину эвакуируют в связи с неправильной парковкой, понятно, что пассажирам придется выйти. Если водителя забирают в управление ГАИ, которое обозначено как место ведения административного процесса, пассажиров также могут туда отвезти, чтобы опросить как свидетелей. Но если протокол оформляется в автомобиле ДПС, пассажиры могут оставаться на месте.

8. Инспектор разбивает стекло моей машины. Это вообще законно?

По мнению руководства ГАИ — вполне. Это объясняется вынужденной мерой при неповиновении законному требованию должностного лица. Так же трактуют и применение физической силы.

Однако по закону инспектор, во-первых, сначала должен пояснить, в чем заключается нарушение со стороны водителя. Во-вторых, предупредить его о том, что в случае неповиновения будет применена физическая сила. При этом должен соблюдаться принцип соразмерности. Заблокировать автомобиль нарушителя — куда меньшее зло, чем избить человека и повредить его авто.

Сотрудник милиции должен стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу человека, а также оказать ему первую помощь.

О каждом случае применения физической силы сотрудник органов внутренних дел обязан подать рапорт своему начальнику. Однако ознакомиться с содержанием документа водитель, к сожалению, не может. Рапорт отнесен к разряду внутренней документации.

9. Имеет ли право гаишник меня задержать?

То, что вы отказались выйти из машины, инспектор ДПС может трактовать как неповиновение. В этом случае вас могут задержать. Требуйте, чтобы время задержания внесли в протокол. С этого момента вы имеете право на защитника. Неправомерное задержание вы можете обжаловать в суде.

10. Обязательно ли платить штраф на месте?

Если вы признаёте вину и заявляете, что готовы понести наказание, заплатить штраф можно на месте или в течение пяти дней. Данное правило не распространяется на нарушения, по которым санкцией статьи также предусмотрены арест, лишение прав, конфискация или депортация. Или если своими действиями вы нанесли ущерб имуществу, здоровью человека. В иных случаях на оплату штрафа дается месяц.