Ст 99 229 фз об исполнительном производстве

Статья 99 ФЗ 229 регламентирует основные размеры удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления. В каждом пункте описывается из чего именно исчисляется денежная сумма и на какие счета государство ставит запрет для удержания. Так же в статье раскрываются основные аспекты Федерального закона №229 Об исполнительном производстве.

Статья 99 Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

Статья 99 ФЗ-229 включает в себя 4 пункта. Каждый из них содержит информацию о размере удержания из заработной платы и порядок исчисления доходов должников.

Размер удержания из зарплаты и прочих доходов гражданина исчисляется только из суммы, оставшейся после выплаты налогов. Удерживается денежная сумма также из вознаграждений авторам в результате интеллектуальной деятельности.

В ходе выполнения гражданином исполнительного документа, с него может быть удержано не более 50% из заработной платы и прочих доходов. Удержание должно быть осуществлено до выполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе.

Ограничение, обозначенное в пункте 2, связанное с удержанием денежных средств из заработной платы гражданина-должника, не распространяется при:

  • взыскании алиментов на несовершеннолетних;
  • возмещении вреда, причиненного здоровью;
  • возмещении вреда в связи со смертью кормильца;
  • возмещении ущерба, причиненного в результате совершенного преступления.

В случаях, описанных выше, удержание из заработной платы гражданина не должно превышать 70%.

Ограничения, обозначенные в пунктах 1-3 настоящей статьи, на размер удержания из заработной платы гражданина-должника не применяются при обращении взыскания денежной суммы на активных счетах человека, куда работодатель перечисляет заработную плату. Исключением является размер последнего периодического платежа.

Чтобы детальнее изучить содержание 99 статьи ФЗ-229, скачайте ее по ссылке.

Последние изменения в статью 99 ФЗ Об исполнительном производстве вносились 1 января 2012 года. Она была дополнена пунктом 4, в котором идет речь об ограничениях, связанных с удержанием денежной суммы из заработной платы с активного счета гражданина-должника. Государством запрещено удерживать деньги со счета, на который работодатель перечисляет заработную плату сотруднику.

Комментарии к статье 99 ФЗ Об исполнительном производстве

Статья 99 Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления регламентирует порядок взыскания денег из заработной платы гражданина. Исчисление осуществляется из денежной суммы, оставшейся после уплаты всех налогов государству.

Хотите ознакомиться с комментариями к статье 99 ФЗ-229? Можете скачать их тут.

Федеральный закон Об исполнительном производстве был принят 14 сентября 2007 года. Последние изменения в закон вносились 18 июля 2017 года. Поправки были внесены в статью 73.2. Часть 6 была дополнена словами и (или) их клиентами. Часть 3.4 ст 73.2 была дополнена словами и центральном контрагенте.

Согласно закону, главная задача исполнительного производства правильное и своевременное исполнение судебных актов. Органами принудительного исполнения являются: Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы.

Их полномочия определяются:

Федеральная служба судебных приставов использует госинформационные системы для обеспечения принудительного исполнения всех судебных и иных актов и постановлений.

ФЗ-229 предусматривает случаи, когда судебный исполнитель-пристав обращает взыскание на заработную плату и другие доходы должника:

В законе прописаны условия при которых лица, выплачивающие должнику зарплату или другие платежи, заканчивают исполнение листа:

  • при полном перечислении всей суммы денежных средств;
  • при смене должником места работы, учебы, выплаты пенсий и других доходов;
  • по заявлению (просьбе) взыскателя;
  • по судебному постановлению.

ФЗ-229 регламентирует список доходов, на которые не может быть обращено взыскание :

  • деньги, выплачиваемые в виде возмещения вреда здоровью;
  • деньги, выплачиваемые в связи со смертью кормильца;
  • денежные суммы, выплачиваемые людям, которые получили травмы при исполнении своих служебных обязанностей;
  • компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета лицам, пострадавшим в результате катастроф, в связи с уходом за недееспособными гражданами;
  • выплаты на транспорт и лечение;
  • страховые выплаты;
  • денежные суммы, которые выплачиваются в связи с рождением ребенка, с заключением брака или смертью близкого человека и другие.

Чтобы узнать более подробно обо всех статьях ФЗ-229, скачайте его по ссылке.

Граждане, имеющие непогашенную задолженность, сталкиваются с таким понятием, как исполнительное производство. Сотрудники ФССП осуществляют контроль над исполнением судебных решений, а также занимаются принудительным взысканием долгов. В такой ситуации правоотношения между должником и судоприставом регулируются Федеральным законом № 229.

Данный обзор посвящен ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», указывающая на объем удержаний из заработной платы при взыскании долга судоприставами.

Также читатель узнает принципы исполнительного производства, и ознакомиться с комментариями юридических экспертов РФ.

Федеральный закон РФ № 229 обладает базовыми принципами. Статьёй №4 указано, что основополагающий момент законопроекта представлен в виде законности. При этом он не должен идти вразрез с действующим Законодательством Российской Федерации, Конституцией РФ и международными договорами.

На второй план выходит принцип – уважение чести и достоинства граждан страны. То есть, в данном нормативном акте содержится защита прав и свободы. К третьему принципу относят обеспечение действий по своевременному исполнению. Также сюда включены принудительные мероприятия, которые обязывает качественно выполнять действия процессуального характера.

Завершают базовые принципы, согласно федеральных законов, неприкосновенность минимального имущественного положения неплательщиков и их семей и соотношение требований стороны взыскателя с действиями принудительного значения.

Статьей №48 определены основные фигуранты в исполнительных производствах:

  • неплательщик и взыскатель;
  • лица, выполняющие постановление суда или других органов, в т.ч. физ.лиц;
  • свидетели, экспертная комиссия, переводчик и другие лица.

Каждая из сторон вправе знакомиться с материалами по делу, делать с них ксерокопии, подавать ходатайства и претензии.

Отказ и окончание исполнительного производства

Дополнительно в законопроект содержит в себе причины, по которым взыскателю могут отказать в инициации производства:

  • отсутствие на документах подписи и/или печатей;
  • отправка документации не на тот адрес;
  • истек период действия исполнительного листа;
  • пакет документов отправлялся ранее;
  • судебное решение по делу уже вынесено и вступило в силу.

Также в редакции от 2019 года данного Федерального закона указано, в каких случаях исполнение по судопроизводству может быть окончено:

  • кончина неплательщика;
  • права на выполнение исполнительных документов утрачены;
  • взыскатель отказался от требований.

Но при этом следует понимать, что исполнение по документам может быть окончено после выполнения всех требований, фигурирующих в постановлении.

Суть статьи

Статья 99 данного закона содержит в себе нормативы по удержаниям из оплаты труда должника и иных его доходов, а также порядок исчислений:

  1. Объем удержаний из з/п, а также других источников доходов неплательщиков, в т.ч. из гонораров по результатам интеллектуальной деятельности, будет удерживаться от тех сумм, что остались после налогообложения.
  2. Исполнение ИЛ, в т.ч. по нескольким документам, с должника, согласно данной статьи, не может превышать 50% от дохода. Исключение составляет долги по алиментам, при которых удержание может составлять до 70%.
  3. Ограничительные меры по взиманию размеров из оплаты труда и других видов доходов неплательщика, установлены частью 2. Иными словами, удержание невозможно из алиментов, причитающихся детям до 18-ти лет, компенсации по урону здоровью и иного вреда, компенсационные выплаты по утрате кормильца и компенсация ущерба, связанного с преступлением.
  4. Ограничения по исполнительному производству с оплаты труда и других доходов должника установлены в части 1,2 и 3, не применяют при взыскании финансов, которые есть на банковском счете, куда начисляется оплата труда. Исключениями являются суммы для последнего платежа.

Обращаем внимание, что ч.№4 ФЗ №229 вступила в силу в 2011 году.


Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР» / Справочно-правовая система. В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ, которым устанавливаются условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст.

Федеральный закон — Об исполнительном производстве, N 229-ФЗ, ст 99

В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Судебная практика по статье 99 Закона об Исполнительном производстве: Статья 98.

Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина [ Закон «Об исполнительном производстве» ] [ 8%] Статья 79. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание [ Закон «Об исполнительном производстве» ] Статья 69.

Комментарий к федеральному закону — об исполнительном производстве

ГПК РСФСР - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ) ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г.

N 188-ФЗ) Закон о банках и банковской деятельности - Федеральный закон (в ред. Федерального от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ)

Как понимать норму части 4 статьи 99 Закона РФ «Об исполнительном производстве?

1.

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. 3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; 2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; 3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Информация об изменениях: Федеральным от 28 мая 2019 г. N 101-ФЗ в часть 3 статьи 98 внесены изменения Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 мая 2019 г.

Статья 99 фз об исполнительном производстве

3.

ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением.

в этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов. о видах доходов, на которые не может быть обращено взыскание, см.

3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

МО Кронверкское

Портал государственных и муниципальных услуг Макаров Секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения Партии «Единая Россия», Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Матюшин Соколовский Прямая речь » Санкт-Петербург всегда славился высочайшим уровнем образования, а петербургский учительский корпус всегда был одним из лучших в стране.
  • Энциклопедия судебной практики. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления (Ст. 99 Закона "Об исполнительном производстве")
  • 1. Конституционно-правовой смысл ст. 99 Закона об исполнительном производстве
    • 1.1. Положения ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве позволяют судебному приставу-исполнителю устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника, и не могут быть признаны нарушающими конституционные права граждан
    • 1.2. Нормы ст. 99 во взаимосвязи с иными положениями Закона об исполнительном производстве сами по себе не могут быть признаны неконституционными, поскольку размер удержания из заработной платы подлежит исчислению с учетом обстоятельств конкретного дела при неукоснительном соблюдении принципов исполнительного производства
  • 2. Соотношение положений ст. 99 Закона об исполнительном производстве с нормами иных отраслей законодательства об обращении взыскания на денежные средства и удержаниях из доходов
    • 2.1. Нормы семейного и трудового законодательства и законодательства об исполнительном производстве об обращении взыскания на заработную плату должника и удержаниях из заработной платы не содержат противоречий, а, наоборот, взаимно дополняют друг друга
    • 2.2. Запрет на обращение взыскания на денежные средства на общую сумму не менее прожиточного минимума (абз. 8 ст. 446 ГПК РФ) не применяется к регулярным удержаниям из периодических выплат, поскольку данные вопросы урегулированы специальными нормами главы 11 Закона об исполнительном производстве
    • 2.3. Минимальный размер дохода или прожиточный минимум, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении взыскания на доходы, законодательством не предусмотрен
  • 3. Порядок установления размера удержаний из доходов
    • 3.1. Положения ст. 99 Закона об исполнительном производстве, предусматривая только максимально возможный размер удержания, позволяют судебному приставу-исполнителю устанавливать такой размер удержания, который учитывает материальное положение должника
    • 3.2. Уменьшение размера удержаний из дохода является правом, а не обязанностью суда
    • 3.3. Уменьшение размера удержаний - право, а не обязанность судебного пристава-исполнителя
    • 3.4. Решение вопроса о возможности снижения размера удержаний из пенсии по сравнению с максимальным размером находится в компетенции судебного пристава-исполнителя, а обоснованность его решения может быть предметом проверки в рамках жалобы
    • 3.5. Для производства удержаний на основании исполнительного документа не требуется издания приказа работодателя и письменного согласия работника
    • 3.6. При обращении взыскания на пенсию, заработную плату или иные доходы должника, перечисляемые на его счёт, от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счёт платежа
    • 3.7. Низкий размер заработной платы не является обстоятельством, освобождающим должника от исполнения судебного решения, и не исключает возможность обращения взыскания на данный доход
    • 3.8. Низкий размер пенсии и его несоответствие размеру прожиточного минимума не являются обстоятельством, освобождающим должника от исполнения судебного решения, и не исключают возможности обращения взыскания на неё
  • 4. Размер удержаний из доходов и основания для его снижения
  • 5. Отдельные вопросы применения положений ст. 99 Закона об исполнительном производстве
    • 5.1. При исполнении требований исполнительных документов банки должны руководствоваться положениями ст. 99 Закона об исполнительном производстве
    • 5.2. Установленные ст. 99 Закона об исполнительном производстве ограничения не распространяются на удержания из заработной платы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях
    • 5.3. Последовательность отражения в выписке осуществленных банком операций (сначала списание денежных средств, а затем зачисление поступившей заработной платы) сама по себе не свидетельствует о нарушении требований ч. 4 ст. 99 Закона об исполнительном производстве
    • 5.4. Обязанность произвести удержание по исполнительному листу возникает один раз в месяц после удержания суммы НДФЛ
    • 5.5. Нулевая налогооблагаемая база по НДФЛ у адвоката - должника (в случае превышения его расходов над доходами) не влечет освобождение от уплаты алиментов: расчет алиментов производится со всей суммы дохода
    • 5.6. Нормы ст. 99 Закона об исполнительном производстве не содержат положений о том, что выплачиваемые неработающим должником суммы в первую очередь должны зачисляться в счет оплаты текущих платежей по алиментам, а суммы сверх текущих платежей - в счет погашения задолженности

Энциклопедия судебной практики
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления
(Ст. 99 Закона "Об исполнительном производстве")


1. Конституционно-правовой смысл ст. 99


В целях соблюдения баланса между обязанностью государства обеспечивать надлежащее исполнение вступившего в законную силу судебного постановления и необходимостью создания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, ч. вторая ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" позволяет органам принудительного исполнения устанавливать размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, учитывая его материальное положение. Таким образом, оспариваемое законоположение само по себе не может быть признано нарушающим конституционные права заявителя.


По смыслу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 69 , ч. 4 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его ст. 4 , размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств конкретного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Таким образом, оспариваемые положения указанного Федерального закона сами по себе также не могут быть признаны нарушающими конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.


Правила обращения взыскания на заработную плату предусмотрены ст.ст. 98 , 99, Федерального закона "Об исполнительном производстве". В частности, ч. 2 ст. 99 Закона определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов.

Нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов является сделкой и имеет иную правовую природу, чем исполнительный лист. Порядок исполнения такой сделки определяется ст. 110 СК РФ, согласно которой удержание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов может производиться и в случае, если общая сумма удержаний на основании такого соглашения и исполнительных документов превышает пятьдесят процентов заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что правила ч. 2 ст. 138 ТК РФ не нарушены, поскольку в данном случае действует специальная норма - ст. 110 СК РФ. При этом отсутствуют противоречия между правовым смыслом и содержанием перечисленных норм права, напротив, ст.ст. 138 ТК РФ, , , Закона "Об исполнительном производстве", ст. 110 СК РФ взаимно дополняют друг друга, обеспечивая реализацию исполнения обязательств в спорных правоотношениях.


Заявителем оспаривается применение судом положений ст. 110 СК РФ, как основания для увеличения размера взысканий, производимых из заработной платы (доходов) должника в нарушение положений норм трудового (ст. 138 ТК РФ) и исполнительного законодательства (статьи 99 , Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Судебная коллегия полагает указанный довод заявителя основанным на неверном толковании действующего законодательства.

При этом никаких противоречий между правовым смыслом и содержанием перечисленных статей вышеприведённых нормативно-правовых актов не наблюдается, наоборот, данные нормы взаимно дополняют друг друга, обеспечивая реализацию исполнения обязательств в спорных правоотношениях.


2.2. Запрет на обращение взыскания на денежные средства на общую сумму не менее прожиточного минимума (абз. 8 ст. 446 ГПК РФ) не применяется к регулярным удержаниям из периодических выплат, поскольку данные вопросы урегулированы специальными нормами главы 11 Закона об исполнительном производстве


Закон позволяет судебному приставу производить удержание из заработной платы должника до 50% ее размера и не связывает каким-либо образом размер удержаний с величиной прожиточного минимума, который должен оставаться у должника.


Доводы жалобы о нарушении социально-экономических прав заявителя и получении им дохода ниже прожиточного минимума судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку действующее законодательство связывает размер возможных удержаний в процентном соотношении к получаемым доходам, а не размером прожиточного минимума.


ФЗ "Об исполнительном производстве" прямо не предусматривает минимальный размер дохода (пенсии), подлежащей сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания в порядке принудительного исполнения судебных актов в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 98 ФЗ "Об исполнительном производстве".


Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливается не для целей, связанных с реализацией положений законодательства об исполнительном производстве, и учитывается при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов, при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ, для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета ( данного Закона).

Кроме того, минимальный размер пенсии, подлежащей сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания в порядке принудительного исполнения судебных актов, Федеральным законом, а также другими законами не предусмотрен.

Доводы апелляционной жалобы о тяжелом материальном положении вследствие изъятия части пенсии и оставлении должнику прожиточного минимума, отклоняются судебной коллегией, поскольку данные обстоятельства не исключают возможности обращения взыскания на пенсию должника и не освобождают должника от исполнения судебного решения.


Направление исполнительного документа для исполнения по месту получения заявительницей дохода должником с установлением размера удержаний в 50% не противоречит ч. 1 ст. 98 и ч. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Указанные нормы установление конкретного размера удержаний из заработной платы должника не ставят в зависимость от каких-либо условий, в частности от прожиточного минимума.


3. Порядок установления размера удержаний из доходов


Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку уменьшение размера удержаний из заработной платы должника может затянуть реальное исполнение судебного решения, будет противоречить целям правосудия и исполнительного производства, приведет к нарушению прав взыскателя.

Учитывая фактические обстоятельства по делу, интересы не только должника, но и взыскателя, а также принимая во внимание, что уменьшение размера удержаний из заработной платы является правом, а не обязанностью суда, судебная коллегия признает определение суда первой инстанции законным и обоснованным.


При обсуждении довода кассационной жалобы о том, что суду следовало бы снизить процент обращения взыскания на заработную плату должника не до 45%, а до 30%, судебная коллегия исходит из того, что определение указанного процента находится в компетенции суда, это его право, а не обязанность.


3.3. Уменьшение размера удержаний - право, а не обязанность судебного пристава-исполнителя


Вопрос об уменьшении размера удержаний до 25% относится к праву, но не обязанности судебного пристава-исполнителя, поскольку безусловное удовлетворение требования должника привело бы к необоснованному нарушению прав взыскателя на исполнение решения суда в разумные сроки.


3.4. Решение вопроса о возможности снижения размера удержаний из пенсии по сравнению с максимальным размером находится в компетенции судебного пристава-исполнителя, а обоснованность его решения может быть предметом проверки в рамках жалобы


В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17 ноября 2009 года N 1439-О-О, в целях соблюдения баланса между обязанностью государства обеспечивать надлежащее исполнение вступившего в законную силу судебного постановления и необходимостью создания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, ч. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" позволяет органам принудительного исполнения устанавливать размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, учитывая его материальное положение, в связи с чем оспариваемое законоположение само по себе не может быть признано нарушающим конституционные права заявителя.

Исходя из этого решение вопроса о возможности снижения размера удержаний, производимых из пенсии должника, по сравнению с максимальным размером, предусмотренным законом, находится в компетенции судебного пристава-исполнителя, а обоснованность решения, принятого по соответствующему обращению должника, может быть предметом проверки в рамках жалобы на действия или решение судебного пристава-исполнителя.


3.5. Для производства удержаний на основании исполнительного документа не требуется издания приказа работодателя и письменного согласия работника


Ссылка стороны на отсутствие приказа об удержании из ее заработной платы о незаконности действий ответчика не свидетельствует, так как для производства удержаний на основании исполнительного документа суда, то есть обязательных удержаний, не требуется издания приказа работодателя и письменного согласия работника.


3.6. При обращении взыскания на пенсию, заработную плату или иные доходы должника, перечисляемые на его счёт, от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счёт платежа


Судебная коллегия отмечает, что сам по себе низкий размер заработной платы не исключает возможность обращения взыскания на заработную плату должника и не является обстоятельством, освобождающим должника от исполнения судебного решения.


3.8. Низкий размер пенсии и его несоответствие размеру прожиточного минимума не являются обстоятельством, освобождающим должника от исполнения судебного решения, и не исключают возможности обращения взыскания на неё


Низкий размер пенсии, его несоответствие размеру прожиточного минимума, не исключают возможности обращения взыскания на пенсию должников и не являются обстоятельством, освобождающим должников от исполнения судебного решения.


4. Размер удержаний из доходов и основания для его снижения


4.1. Установление размера ежемесячного удержания из пенсии должника в размере 50% соответствует стандартам правовой защиты, отражающим применение мер правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, и не нарушает прав должника


Установление размера ежемесячного удержания из пенсии должника в размере 50% соответствует стандартам правовой защиты, отражающим применение мер правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, не противоречит действующему законодательству, а именно ч. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающей максимальный размер удержаний, и не нарушает прав должника, неисполняющего судебное решение о взыскании суммы долга и последующие судебные акты об индексации взысканной судом денежной суммы.


Указание в законе о том, что с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы, не обязывает судебного пристава удерживать именно максимальный размер, поэтому установление такого удержания в размере 20% с учетом, установленных по делу обстоятельств, не нарушает нормы закона.


Федеральный закон "Об исполнительном производстве", допуская удержание из пенсии гражданина - должника в размере до 50%, не устанавливает, что такое удержание должно быть произведено исключительно в размере 50%, а не меньшем размере.


4.3. При наличии в отношении должника нескольких исполнительных производств сохранение удержания из дохода должника в размере 50% по одному из таких производств создает препятствие для исполнения других исполнительных документов


Доводы автора жалобы о наличии в отношении [гражданки] нескольких исполнительных производств не могут служить основанием для отмены определения суда, поскольку установление ежемесячного удержания из пенсии должника в размере 10% по настоящему исполнительному производству позволяет производить исполнение и по другим исполнительным листам, а сохранение удержания из пенсии Ж.М.В. в размере 50% по данному исполнительному листу, учитывая положения ст. 99 ФЗ "Об исполнительном производстве", создаст препятствие для исполнения других исполнительных листов должника.


4.4. Должнику нужно подтвердить размер своих расходов при доказывании чрезмерности установленного размера удержаний


Нуждаемость [должника] в уходе и лечении без предоставления доказательств таких расходов [не может] служить основанием для уменьшения размера удержаний.


Ссылку заявителя на тот факт, что для должника пенсия является единственным источником существования, в связи с чем увеличение удержаний с 10% до 30% не может обеспечить достойного существования, также нельзя признать обоснованной. Доказательств, подтверждающих размер расходов, препятствующих заявителю осуществлять платежи в размере 30%, суду не представлено. Члены семьи должника на его иждивении не находятся, имеют самостоятельные источники существования.


4.5. Довод о необходимости снижения размера ежемесячных удержаний может рассматриваться как злоупотребление правом со стороны должника


Доводы частной жалобы о необходимости снижения размера ежемесячных удержаний до 10% не могут быть признаны обоснованными, поскольку удовлетворение такого требования означало бы существенное нарушение прав и законных интересов взыскателя, злоупотребление правом со стороны должника, что недопустимо.


4.6. Кредитные обязательства не могут рассматриваться как исключительные обстоятельства для уменьшения удержания из дохода


Кредитные обязательства, послужившие основанием для уменьшения удержания из пенсии ответчика до 10%, по мнению судебной коллегии, не могут рассматриваться как исключительные, поскольку относятся к факторам экономического риска, которые должник должен учитывать и принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств.


ст. 13 ГПК РФ, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для снижения размера удержания из пенсии с 50% до 10%, поскольку наличие иных кредитных обязательств [не может] служить основанием для освобождения от исполнения решения суда.


Судебная коллегия не усматривает непреодолимых препятствий в исполнении [должником] решения городского суда. Материалы дела не содержат доказательств объективно возникших препятствий должнику к исполнению решения. Социальный статус должника - руководитель филиала ОАО, семейное положение, возникшее обязательство по ипотечному кредиту, не могут расцениваться как тяжелое имущественное положение, дающее основание для снижения суммы удержания. При этом согласно справкам о доходах должника его заработок составляет 285 000 рублей в месяц.


Внимание

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу


4.6.1. Наличие кредитных обязательств может быть признано одним из оснований для уменьшения размера удержаний


Разрешая требования истца, суд первой инстанции оценил заслуживающие внимания обстоятельства, на которые ссылался заявитель, учел наличие детей, отсутствие других доходов, кроме заработной платы, наличие иных кредитных обязательств и пришел к правильному выводу, что имеются основания, которые давали бы суду возможность уменьшить размер удержаний из заработной платы должника до 20%. При этом баланс интересов взыскателя и должника будет соблюден, принятие решения о снижении размера ежемесячных удержаний не повлечет нарушения законных интересов взыскателя, так как в случае изменения материального положения истца ответчик не лишен возможности потребовать увеличения удержания из заработной платы.

Не может служить основанием к отмене решения суда ссылка представителя ОАО на то, что кредитные обязательств возникли после того, как истец стал поручителем по кредитному договору с ОАО.


4.7. Инвалидность должника не является основанием для снижения размера удержания из его дохода, если группа его инвалидности позволяет ему работать с некоторыми ограничениями, а он сам находится в трудоспособном возрасте


Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, установленная заявителю группа инвалидности позволяет ему осуществлять трудовую деятельность. При этом лишь необходимо учитывать, что ему противопоказан тяжелый труд, длительная ходьба, ненормированный рабочий день, командировки, психоэмоциональные перегрузки, он может выполнять административно-хозяйственные виды труда с уменьшением объема. Учитывая также, что в настоящее время он находится в трудоспособном возрасте, он не лишен возможности трудоустроиться и получать доход помимо пенсии. Помимо этого, следует принять во внимание, что представленная программа реабилитации была разработана на срок, а доказательств продления установленных ранее ограничений трудовой деятельности после этого не представлено.


4.8. Нуждаемость инвалида 2 группы в постоянном поддерживающем лечении, если пенсия - его единственный источник дохода, является основанием для уменьшения удержаний из пенсии


Принимая во внимание, что пенсия должника является для него единственным источником дохода, что он является инвалидом 2 группы, нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов, несет затраты по оплате коммунальных услуг, то сохранение объема ежемесячных удержаний из пенсии заявителя, установленного судебным приставом-исполнителем, повлечет для должника серьезное ухудшение материального положения, что с учетом состояния его здоровья и нуждаемости в постоянном поддерживающем лечении, является недопустимым.

Оценив представленные заявителем доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия с учетом имущественного положения заявителя, состояния его здоровья, приходит к выводу о возможности уменьшения размера удержаний из его пенсии до 35%.


4.9. Наличие у должника заболевания и прохождение им лечения сами по себе не являются основаниями для уменьшения удержаний


В рассматриваемом случае размер удержания взысканных решением суда денежных средств определяется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном п. 2 ч. 3 ст. 68 , п. 3 ч. 1 ст. 98 , ст. 99 , ч. 1 ст. 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а именно в размере не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов, в том числе от пенсии.

По смыслу указанных положений обстоятельство наличия у заявителя заболевания, прохождение им лечения само по себе не является основанием для осуществления удержаний в твердой денежной сумме в размере, меньшем, чем то определено судебным приставом-исполнителем.


4.10. Несение расходов в связи с проживанием в частном доме и оформлением правоустанавливающих документов не может служить основанием для уменьшения размера удержания


Отказывая в удовлетворении заявления, руководствуясь ст. 13 ГПК РФ, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для снижения размера удержания из пенсии с 50% до 10%, поскольку несение расходов в связи с проживанием в частном доме и оформлением правоустанавливающих документов [не может] служить основанием для освобождения от исполнения решения суда.


5. Отдельные вопросы применения положений ст. 99 Закона об исполнительном производстве


5.1. При исполнении требований исполнительных документов банки должны руководствоваться положениями ст. 99 Закона об исполнительном производстве


Согласно Закону об исполнительном производстве ОАО как банк является одним из субъектов, который в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполняет требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами. Таким образом, законом прямо закреплено, что при исполнении требований исполнительного документа банк должен руководствоваться положениями Закона об исполнительном производстве, в том числе положениями ст. 99 названного закона.


5.2. Установленные ст. 99 Закона об исполнительном производстве ограничения не распространяются на удержания из заработной платы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях


Ст. 99 Федерального закона установлены ограничения размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина. Так, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов, а при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (ч.ч. 2 , ).

Перечисленные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие со стороны ответчика нарушений требований ч. 4 ст. 99 ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающей ограничение размеров удержаний из заработной платы при обращении взыскания на последний периодический платеж, поступивший на счет истца, поскольку, как видно из выписки по лицевому счету, последний периодический платеж - заработная плата поступил на счет истца в день списания денежных средств в счет исполнения решения суда, при этом данный платеж был полностью сохранен. При таких обстоятельствах сама по себе последовательность отражения в выписке осуществленных банком операций (сначала списание денежных средств, а затем зачисление поступившей заработной платы) не свидетельствует о нарушении ответчиком требований ч. 4 ст. 99 ФЗ "Об исполнительном производстве".


5.4. Обязанность произвести удержание по исполнительному листу возникает один раз в месяц после удержания суммы НДФЛ


Доводы жалобы о том, что при нулевой налогооблагаемой базе доход должника не включается в расчет алиментов, основан на ошибочном толковании норм материально права. Действительно, взыскание алиментов производится после удержания всех налогов из доходов гражданина (п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 N 841). Алименты не могут уменьшать сумму НДФЛ, подлежащую удержанию из доходов (п. 1 ст. 99 Закона N 229-ФЗ).

Сумма расходов должника превышает облагаемый доход, поэтому налоговая база для исчисления НДФЛ равна нулю. Следовательно, удержания налога с дохода от адвокатской деятельности не произведено. Исключения суммы доходов в таком случае из расчета задолженности по алиментам законом не предусмотрено. Поэтому алименты рассчитываются со всей суммы дохода.


Не может согласиться судебная коллегия с суждениями суда о том, что поскольку должник не работает, выплачиваемые им суммы в первую очередь должны зачисляться в счет оплаты текущих платежей по алиментам, а суммы, уплаченные сверх установленного размера алиментов в текущем месяце, должны быть направлены в счет погашения задолженности.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не основан на законе. Ссылка суда в обоснование данного вывода на положения ст. 99 Закона РФ "Об исполнительном производстве" не может быть признана состоятельной, поскольку из содержания указанной статьи, определяющей размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления, такой вывод не следует. Иные статьи Закона РФ "Об исполнительном производстве" также не содержат положений, которые бы позволили признать обоснованным указанный вывод суда.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1-3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа (часть 4 введена Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067).

Комментарий

Осуществление взыскания с доходов, принадлежащих к выплате должнику, в том числе заработной платы, пенсии, стипендии, является одной из мер принудительного исполнения исполнительного документа, предусмотренной . Указанная мера предусмотрена законодателем как эффективный способ реализации органами принудительного исполнения задачи исполнительного производства - правильного и своевременного исполнения актов органов и уполномоченных должностных лиц, направленных на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Взыскания с должника периодических платежей;

Взыскания по исполнительному документу суммы, которая не превышает 10 000 рублей. Положение защищает имущественные права должника и делает невозможным принудительную реализацию его имущества по исполнительным документам, сумма которых меньше установленной законодательством;

В случае отсутствия у должника денежных средств, для выполнения требований исполнительного документа, или имущества, для принудительной реализации.

По общему, установленному ч. 2 комментированной статьи правилу, отчисления не должны превышать пятьдесят процентов от заработной платы или же других доходов при исполнении одного или нескольких исполнительных документов. Указанное ограничение не распространяется на случаи взыскания алиментов на содержание детей, не достигших совершеннолетия, вреда, нанесенного здоровью или причиненного смертью кормильца, или совершенным преступлением. В таком случае сумма отчислений увеличивается до семидесяти процентов. При этом сумма отчислений рассчитывается исходя из суммы дохода, которая надлежит к выплате должнику после удержания всех налогов и других обязательных платежей.

Аналогичные положения предусмотрены , которая дополнительно предусматривает повышенные отчисления (до семидесяти процентов) при отбывании должником исправительных работ, а также пенсионным законодательством.

Следует отметить, что размеры удержаний установлены законодательством РФ на сравнительно высоком уровне. К примеру, ст. 70 Закона Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено аналогичные отчисления до двадцати и, в исключительных случаях, пятидесяти процентов от суммы доходов. Отчисления в размере семидесяти процентов допускаются лишь при взыскании алиментов и назначении должнику наказания в виде исправительных работ.

Ограничения списания средств установлены с целью защиты имущественных прав и интересов должника, а также лиц, которые находятся на его содержании. Кроме того, предусмотрен перечень доходов должника, принудительное взыскание за счет которых не допускается.

Также, ч. 4 данной статьи предусмотрена возможность списания по инициативе органов принудительного исполнения сумм, которые находятся на счетах, открытых должником в банковских учреждениях для получения заработной платы, в полном объеме, за исключением последнего платежа.