Рисунок по обж на тему чрезвычайные ситуации. ОБЖ Чрезвычайные ситуации

В Главном управлении МЧС России по Ульяновской области проводится конкурс детских рисунков к 25-летию чрезвычайного ведомства. Фантазия ребенка позволяет по-новому взглянуть на профессию пожарного и спасателя: он не только пожарный, храбро спасающий людей на пожаре, но и верный друг и наставник, предупреждающий об опасности игр с огнём. В детских работах отражено взаимодействие всех экстренных служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций — пожарных, медиков, полицейских. Некоторые ребята наглядно проиллюстрировали правила пожарной безопасности, которые должны знать и взрослые, и дети.

Техника выполнения работ тоже разнообразна. Это и рисунки карандашом, и аппликация, и акварель, и масло. Некоторые конкурсанты придумали даже целые объемные экспозиции. На данный момент на конкурс поступило уже около сотни работ.

Ребята, а в основном это дети сотрудников, присылают свои работы со всех районов области. Много рисунков из Ульяновска и Димитровграда, несколько рисунков прислали воспитанники подшефной Барановского школы-интерната Николаевского района, две работы пришло из города Ростов на Дону. Возраст участников художественного конкурса от 3 до 17 лет.

Итоги будут подведены специальной конкурсной комиссией 18 декабря. Награждение победителей пройдёт на торжественной церемонии празднования 25-летия МЧС России, которая состоится 25 декабря в концертном зале Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова.

Слайд 2

Чрезвычайная ситуация

В нашей жизни иногда происходят события, которые угрожают жизни сразу многих людей. Расскажите по картинкам, что это за события.

Слайд 3

Расскажите по картинкам, что это за события

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Чрезвычайные ситуации

    Всё это - чрезвычайные ситуации. Они могут возникать при стихийных бедствиях - наводнениях, землетрясениях, обвалах в горах. В различных местностях возможны разные стихийные бедствия: так, рядом с большими реками бывают наводнения, в горах - обвалы и снежные лавины, на обширных равнинах -смерчи и торнадо, на морском побережье -тайфуны и цунами.

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Причины возникновения чрезвычайных ситуаций

    Стихийные бедствия не зависят от человека, предсказывать их очень трудно. Но бывают чрезвычайные ситуации, которые вызваны деятельностью человека: это различные аварии на крупных промышленных предприятиях. Как и пожары, они являются следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности. Предсказать их тоже очень трудно.

    Слайд 12

    Чрезвычайные ситуации

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Проверьте свои знания

    • Узнайте и расскажите, какие заводы и фабрики есть в вашем городе.
    • Какие стихийные бедствия бывали в вашей местности раньше?
  • Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Чрезвычайные ситуации и опасность для жизни человека

    Чpeзвычaйныe ситуации всегда приносят людям много неприятностей. Наводнения, землетрясения разрушают дома, и людям негде жить. В результате стихийных бедствий разрушению подвергаются целые посёлки, иногда даже города. Самое страшное, что в них гибнут люди.

    Слайд 18

    Рассмотрите рисунок и скажите, какие дома подвергаются большей опасности

    Предсказать заранее, где случится чрезвычайная ситуация, почти невозможно. Но когда она происходит, каждый должен быть готов действовать так, чтобы ущерб для его семьи и дома был как можно меньше.

    Слайд 19

    Для этого нужно знать

    • какие стихийные бедствия случались в вашей местности раньше;
    • какие предприятия располагаются в вашем городе, недалеко от вашего населённого пункта;
    • в каком месте располагается ваш дом? Если он находится в низине, то в случае наводнения может быть затоплен, а в случае аварии на химическом предприятии вредные вещества будут дольше заражать низину, и вы не сможете жить в своём доме;
    • какие ветры чаще дуют в вашей местности?И вредные вещества, и огонь обычно распространяются по ветру, и можно заранее знать, будет ли опасна для вашего дома авария, случившаяся на расстоянии от него.
  • Слайд 20

    Ответьте на вопросы

    Нарисуйте, где расположен ваш дом. Стоит ли он в низине или на возвышении? Есть ли в вашем районе река, большая ли она? Есть ли в вашей местности заводы, фабрики, что на них изготавливают? Бывают ли в вашем районе сильные ветры, в каком направлении они дуют?

    Слайд 21

    Посмотрите на рисунки и скажите, в чём ошибки людей, поддавшихся панике

    Чрезвычайные ситуации опасны для жизни человека, поэтому вызывают у людей страх. Страх многих людей порождает панику. В панике люди совершают неправильные действия, плохо воспринимают указания спасателей, помогающих им выбраться из зоны чрезвычайной ситуации.

    Слайд 22

    Чтобы избежать паники

    • внимательно слушайте объявления штаба по чрезвычайным ситуациям;
    • чётко соблюдайте порядок действий по сигналам штаба;
    • не поддавайтесь панике, старайтесь не попасть в толпу;
    • будьте рядом со взрослыми, старайтесь не потеряться;
    • заботьтесь о тех, кто младше или слабее вас;
    • чётко выполняйте распоряжения спасателей;
    • если вы потерялись, заявите об этом на пункте эвакуации, чётко назовите своё имя, фамилию, свой адрес и имена родителей.
  • Слайд 23

    Спасательные группы Министерства по чрезвычайным ситуациям

    Для того чтобы помогать людям в чрезвычайных ситуациях, в нашей стране есть специальная служба. Это спасательные группы Министерства по чрезвычайным ситуациям. В каждой местности есть ШТАБ по чрезвычайным ситуациям, который внимательно следит за всем, что происходит в городах и посёлках, на заводах и фабриках. Если случается что-то необычное и опасное, работники штаба по чрезвычайным ситуациям всегда узнают об этом первыми. Они сообщают по местному радио всем жителям о случившейся аварии или стихийном бедствии, помогают вывести из опасного района всех жителей, направляют спасательные группы в самые опасные места.

    Слайд 24

    В спасательных группах работают специалисты высокого класса, способные оказать помощь в самых сложных ситуациях.

    Слайд 25

    Но иногда и им нужна помощь

    Будьте всегда готовы точно ответить на вопросы:

    • кто ваши родители и где они сейчас находятся;
    • есть ли у вас младшие и старшие братья и се­стры и где они;
    • есть ли среди ваших соседей больные и по­жилые люди, которые не в состоянии самипокинуть свою квартиру, дом;
    • что происходило на ваших глазах с началапроисшествия и в последнее время.
  • Слайд 26

    Ответьте на вопрос

    Что такое чрезвычайная ситуация и как надо себя вести при её возникновении?

    Посмотреть все слайды

    Чрезвычайные ситуации. преподаватель ОБЖ Тиннюков Н И.

    Картинка 2 из презентации «ОБЖ «ЧС»» к урокам ОБЖ на тему «Чрезвычайные ситуации»

    Размеры: 500 х 348 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока ОБЖ, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «ОБЖ «ЧС».ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 762 КБ.

    Скачать презентацию

    «ОБЖ «ЧС»» - Опасные природные явления. Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи. Эпидемии, эпизоотии. Чрезвычайные ситуации. Какие правила из перечисленных надо соблюдать при вынужденной самоэвакуации. Содержание. Основные виды СДЯВ. Наводнении. Классификация ЧС. «Внимание всем!». Аварии разных типов.

    «Функционирование экономики» - Основные направления повышения устойчивости функционирования объекта. О дальнейшем развитии системы предупреждения ЧС. Организация производственной деятельности. Подготовка к выполнению работ по восстановлению производства. Подготовка руководящего состава и специалистов объекта по вопросам ПУФ. Специальные и технологические мероприятия.

    «Чрезвычайные происшествия» - Авария из-за ошибки ответственных за движение. Ухудшение видимости в тумане. Спасательные работы. Авария. Авиакатастрофа без возможности выживания над пустынной местностью. Медико-санитарные последствия железнодорожных катастроф. Аварии на биологически опасных объектах. Авиационные катастрофы. Классификация чрезвычайных происшествий за происхождением.

    «Безопасность чрезвычайных ситуаций» - Цунами. Оповещение. Засухи. Грозы. Критический параметр. Сели. Снегопады. Эрозия почвы. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуациях. Районы РФ. Функция накопления мощности источника опасности. Опасные природные явления. Геологогеоморфологические опасные природные явления. Развитие опасности. Подвижка ледников.

    «Проведение аварийно-спасательных работ» - Этапы проведения. Решение командира. Наставление. Организация проведения специальной обработки. Требования к управлению. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения. Источники ЧС. Ликвидация ЧС. Восстановление или строительство зданий. Принятие экстренных мер. Проводимые мероприятия. Содержание решения.

    «Безопасность опасных производственных объектов» - Системы управления промышленной безопасностью. Опасные производственные объекты. Классы опасности. Требования промышленной безопасности. Вещества. Регистрация опасных производственных объектов. Федеральный государственный надзор. О промышленной безопасности опасных производственных объектов. Капитальный ремонт.

    Всего в теме 20 презентаций

    ЧС

    Слайдов: 11 Слов: 1008 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению. ЧС техногенного характера. ЧС природного характера. ЧС экологического характера. Независимо от классификационной принадлежности, в развитии чрезвычайных ситуаций выделяют четыре стадии. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. Продолжительность данной стадии различна, возможны дни, месяцы, годы и десятилетия. - ЧС.ppt

    ОБЖ «ЧС»

    Слайдов: 17 Слов: 951 Звуков: 0 Эффектов: 64

    Содержание. Авария - повреждение станка,системы энергоснабжения. Опасные природные явления. Снежные заносы, гололед, сильный мороз. Аварии разных типов. «Внимание всем!». Какие правила из перечисленных надо соблюдать при вынужденной самоэвакуации. Что нужно делать при внезапном наводнении до прибытия помощи. - ОБЖ «ЧС».ppt

    Криминогенные ситуации

    Слайдов: 19 Слов: 464 Звуков: 4 Эффектов: 96

    Криминогенный – значит преступный. Криминальные ситуации делятся: по месту совершения, по целям. Идя в гости к юноше будь уверенна, что не останешся с ним наедине. Приходи в компанию только с близкими, проверенными друзьями. Большой процент сексуальных посягательств приходится именно на долю знакомых и друзей! Криминогенные ЧС. Самозащита – реакция на нападение. Пассивные виды самозащиты. Слезоточивые баллончики. Разрешенное и неразрешенное холодное. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица. Самооборона. - Ситуация.ppt

    ЧС - чрезвычайные ситуации

    Слайдов: 7 Слов: 114 Звуков: 0 Эффектов: 0

    ЧС Природные: ЧС Техногенные: - ЧС - чрезвычайные ситуации.ppt

    Чрезвычайные происшествия

    Слайдов: 50 Слов: 2866 Звуков: 0 Эффектов: 3

    Ключевые вопросы темы. Игнорирование экологических факторов. Авария. Характерные черты любого чрезвычайного происшествия. Техногенные чрезвычайные происшествия. Автотранспортные катастрофы. Превышение скорости в опасных условиях. Ухудшение видимости в тумане. Нарушение правил переезда через железную дорогу. Авиационные катастрофы. Авиакатастрофа без возможности выживания над пустынной местностью. Спасательные работы. Медико-санитарные последствия железнодорожных катастроф. Авария из-за ошибки ответственных за движение. Медико-санитарные последствия катастроф на воде. Аварии на биологически опасных объектах. - Чрезвычайные происшествия.ppt

    Опасные и чрезвычайные ситуации

    Слайдов: 21 Слов: 900 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Обстоятельства. Мирное время. Зона чрезвычайной ситуации. Авария. Экологическая катастрофа. Экологические ЧС. Чрезвычайные ситуации. Поражающие факторы. - Опасные и чрезвычайные ситуации.pptx

    Действия при ЧС

    Слайдов: 16 Слов: 1177 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Закрепить знания слушателей. Территория воздействия. Стихийные бедствия. Действия при оповещении о стихийном бедствии. Ценные вещи и предметы. Природные пожары. Действия населения при возникновении пожаров. - Действия при ЧС.ppt

    Действия людей в ЧС

    Слайдов: 68 Слов: 5595 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Изучить классификацию стихийных бедствий. Учебный вопрос. Территория России. Поражающие факторы. Оползни. Тектонические процессы. Температура. Последствия инженерной деятельности людей. Магнитуда землетрясений. Поражающие факторы землетрясения. Воздействие приведенных поражающих факторов. Параметры. Кузбасс. Наводнение. Виды наводнений. Поражающие факторы наводнений. Здания. Озера Большой и Малый Берчикуль. Возможная площадь зон затопления. Лесные пожары. Поражающие факторы лесных пожаров. Проведение мероприятий по организации защиты. Инженерно-технические мероприятия. Контроль. - Действия людей в ЧС.pps

    Безопасность чрезвычайных ситуаций

    Слайдов: 32 Слов: 365 Звуков: 1 Эффектов: 3

    Районы РФ. Геологогеоморфологические опасные природные явления. Извержение вулканов. Оползни. Лавины. Эрозия почвы. Климатические опасные природные явления. Грозы. Засухи. Биологические опасные природные явления. Нерегулярно действующие опасные природные воздействия. Критический параметр. Идёт дождь. Укрепление грунта. Регулирование стока реки. - Безопасность чрезвычайных ситуаций.ppt

    Классификация чрезвычайных ситуаций

    Слайдов: 21 Слов: 1190 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Ущерб. Стадии развития. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам распространения. Определения и классификация. Литосфера. Классификация вулканов. Классификация и причины наводнений. Атмосфера. - Классификация чрезвычайных ситуаций.pptx

    Последствия чрезвычайных ситуаций

    Слайдов: 44 Слов: 3699 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Размеры ущерба. Социальные риски России. Масштабность ЧС. Общие данные. Эффективность мероприятий. Доля пострадавших в результате ЧС. Доля погибших. Основные перспективные направления. Основные направления государственной политики. Мониторинг. Федеральный закон. Сроки и основное содержание этапов реализации ФЦП. Подготовка населения и специалистов РСЧС. Снижение доз облучения населения. Районирование по уровню риска. Оценка последствий ЧС. Вклад ФЦП. Прогнозирование социально-экономических последствий ЧС. Укрупненная схема формирования прогнозов. Социальная политика. - Последствия чрезвычайных ситуаций.pps

    Проведение аварийно-спасательных работ

    Слайдов: 55 Слов: 3617 Звуков: 0 Эффектов: 356

    Общие положения. Наставление. Наиболее характерные последствия ЧС. Неотложные работы. Обеззараживание территорий. Неотложные работы в очагах поражения. Уничтожение взрывоопасных предметов. Режим повседневной деятельности. Проводимые мероприятия при угрозе возникновения ЧС. Организация АСДНР. Проведение АСДНР. Проведение мероприятий по экстренной защите. Проведение полномасштабных АСДНР. Ликвидация последствий ЧС. Восстановление или строительство зданий. Основное звено. Организация управления АСДНР. Требования к управлению. Анализ основных факторов обстановки. - Проведение аварийно-спасательных работ.pptx

    Устойчивость функционирования объекта в ЧС

    Слайдов: 24 Слов: 1468 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Декларирование промышленной безопасности объекта. Повышение устойчивости функционирования. Организационные структуры. Исследование устойчивости функционирования объекта при ЧС. Защита хранилищ. Объекты жизнеобеспечения. Декларация промышленной безопасности объекта. План охраны объекта. - Устойчивость функционирования объекта в ЧС.ppt

    Безопасность опасных производственных объектов

    Слайдов: 27 Слов: 5288 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Классификация опасных производственных объектов. Объекты. Регистрация опасных производственных объектов. Разработка декларации. Классы опасности. Открытые горные работы. Наименование опасного вещества. Организации. Системы управления промышленной безопасностью. Требования промышленной безопасности. Федеральный государственный надзор. Закон. Капитальный ремонт. - Безопасность опасных производственных объектов.ppt

    Функционирование экономики

    Слайдов: 70 Слов: 5893 Звуков: 0 Эффектов: 2

    Основы устойчивости функционирования объектов экономики и территорий. Постановление Правительства Российской Федерации. Основные направления повышения устойчивости. Основные термины и определения. Совершенствование средств вооруженной борьбы. Объекты экономики, устойчивость которых должна быть обеспечена. Военные объекты. Факторы, осложняющие работу по обеспечению устойчивости. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. Основные подходы к разработке комплекса мероприятий. Защита рабочих, служащих, членов семей. Мероприятия по рациональному размещению ПС. Расстояние между техническими коридорами. - Функционирование экономики.ppt

    ЧС в 2006

    Слайдов: 27 Слов: 1116 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Погибло 6043 человека. Крупный терракт в Южном федеральном округе. В Сибирском федеральном округе – 15. Наибольшее число пострадавших от ЧС в субъектах РФ. Экономический ущерб от ЧС. Обрушение зданий и сооружений. В 2006 году на 31,8% увеличилось число ЧС природного характера. Происшествия на РОО. Общее количество обрушений зданий. Система ЖКХ. Воздушный транспорт. Автомобильный транспорт. - ЧС в 2006.ppt

    Чрезвычайные ситуации

    Слайдов: 6 Слов: 124 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Взрыв. Чрезвычайные ситуации. Сирена. Эвакуация населения. - Чрезвычайные ситуации.ppt

    ОБЖ Чрезвычайные ситуации

    Слайдов: 21 Слов: 1947 Звуков: 0 Эффектов: 71

    Учебные вопросы: Требования руководящих документов по обучению населения в области защиты от ЧС. Планирующие и учетные документы по обучению. Порядок подготовки населения определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, образовательных учреждениях и по месту жительства. Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны. руководители гражданской обороны; должностные лица и работники ГО; личный состав формирований; Единая система подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. - ОБЖ Чрезвычайные ситуации.ppt

    Действия при чрезвычайных ситуациях

    Слайдов: 15 Слов: 2085 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Организация ГО и ЧС в муниципальном образовательном учреждении. Федеральный закон от 12.02.1998 года № 28 – ФЗ «О гражданской обороне». Работники по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю организации. Планирование организации и ведения гражданской обороны. По обучению работников и обучающихся в области гражданской обороны. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются: Чрезвычайные ситуации военного времени. Ударная волна. Проникающая радиация. Разрушения, пожары, взрывы. Лучевая болезнь. Тяжелые токсические отравления. - Действия при чрезвычайных ситуациях.ppt

    Символы бедствия

    Слайдов: 21 Слов: 80 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Размеры символов: длина – не менее 6 метров, ширина – не менее 0,5 метра. Нужны медикаменты. Нужны пища и вода. Нужны карта и компас. Укажите направление движения. Пытаемся взлететь. Требуется топливо и масло. Мы нашли всех людей. -

    Природная чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившейся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.


    Природные чрезвычайные ситуации различают по масштабам и характеру источника возникновения, они характеризуются значительным поражением и гибелью людей, а также уничтожением материальных ценностей.


    Землетрясения, наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения – все это природные чрезвычайные ситуации, и они всегда будут спутниками человеческой жизни.


    При стихийных бедствиях, авариях и катастрофах жизнь человека подвергается огромной опасности и требует сосредоточения всех его духовных и физических сил, осмысленного и хладнокровного применения знаний и умений по действию в той или иной чрезвычайной ситуации.


    Оползень.

    Оползень – это отрыв и скользящее смещение массы земляных, горных пород вниз под действием собственного веса. Оползни происходят чаще всего по берегам рек, водоемов и на горных склонах.



    Оползни могут происходить на всех склонах, однако на глинистых грунтах они случаются намного чаще, для этого достаточно избыточного увлажнения пород, поэтому большей частью они сходят в весенне-летний период.


    Естественной причиной образования оползней является увеличение крутизны склонов, подмыв их оснований речными водами, избыточное увлажнение различных пород, сейсмические толчки и ряд других факторов.


    Сель (селевый поток)

    Сель (селевый поток) – это стремительный поток большой разрушительной силы, состоящий из смеси воды, песка и камней внезапно возникающий в бассейнах горных рек в результате интенсивных дождей или бурного таяния снега.Причиной возникновения селя являются: интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снега или ледников, прорыв водоемов, землетрясения и извержения вулканов, а также обрушение в русло рек большого количества рыхлого грунта. Селевые потоки создают угрозу населенным пунктам, железным и автомобильным дорогам и другим сооружениям, находящимся на их пути. Обладая большой массой и высокой скоростью передвижения, сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводят из строя линии связи и электропередач, уничтожают сады, заливают пахотные земли, приводят к гибели людей и животных. Все это продолжается 1-3 часа. Время от возникновения селя в горах до момента выхода его в предгорье часто исчисляется 20-30 минутами.

    Обвал (горный обвал)

    Обвал (горный обвал) – отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.


    Обвалы природного происхождения наблюдаются в горах, на морских берегах и обрывах речных долин. Они происходят в результате ослабления связанности горных пород под воздействием процессов выветривания, подмыва, растворения и действия сил тяжести. Образованию обвалов способствуют геологическое строение местности, наличие на склонах трещин и зон дробления горных пород.


    Чаще всего (до 80%) современные обвалы образуются при неправильном проведении работ, при строительстве и горных разработках.


    Люди, проживающее в опасных зонах, должны знать очаги, возможные направления движения потоков и возможную силу этих опасных явлений. При угрозе возникновения оползня, селя или обвала и при наличии времени организуется заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и имущества из угрожающих зон в безопасные места.


    Лавина (снежная лавина)


    Лавина (снежная лавина) – это быстрое, внезапно возникающее движение снега и (или) льда вниз по крутым склонам гор под воздействием силы тяжести и представляющее угрозу жизни и здоровью людей, наносящее ущерб объектам экономики и окружающей среде. Снежные лавины являются разновидностью оползней. При образовании лавин сначала происходит соскальзывание снега со склона. Затем снежная масса быстро набирает скорость, захватывая по пути все новые и новые снежные массы, камни и другие предметы, перерастая в мощный поток, который несется с большой скоростью вниз, сметая все на своем пути. Движение лавины продолжается до более пологих участков склона или до дна долины, где затем лавина останавливается.

    Землетрясение

    Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. По данным статистики, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и одно из первых мест – по числу человеческих жертв.


    При землетрясениях характер поражения людей зависит от вида и плотности застройки населенного пункта, а также от времени возникновения землетрясения (днем или ночью).


    Ночью количество пострадавших значительно выше, т.к. большинство людей находятся дома и отдыхают. Днем же число пострадавшего населения колеблется в зависимости от того, в какой день произошло землетрясение – в рабочий или в выходной.


    При кирпичной и каменной застройке преобладает следующий характер поражения людей: травмы головы, позвоночника и конечностей, сдавливания грудной клетки, синдром сдавливания мягких тканей, а также травмы груди и живота с повреждением внутренних органов.



    Вулкан

    Вулкан – геологическое образование, возникающее над каналами или трещинами в земной коре, по которым на поверхность Земли и в атмосферу извергаются раскаленная лава, пепел, горячие газы, пары воды, обломки горных пород.


    Чаще всего вулканы образуются в местах соединения тектонических плит Земли. Вулканы бывают потухшими, уснувшими, действующими. Всего на суше насчитывается почти 1000 «спящих» и 522 действующих вулкана.


    В опасной близости от активных вулканов проживает около 7% населения Земли. В результате извержения вулканов в XX -м веке погибло более 40 тысяч человек.


    Основными поражающими факторами при извержении вулкана являются раскаленная лава, газы, дым, пар, горячая вода, пепел, обломки горных пород, взрывная волна и грязекаменные потоки.


    Лава – это раскаленная жидкая или очень вязкая масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержении вулканов. Температура лавы может достигать 1200°С и более. Вместе с лавой выбрасываются газы и вулканический пепел на высоту 15-20 км. и на расстояние до 40 км. и более.Характерной особенностью вулканов являются их повторные многократные извержения.



    Ураган

    Ураган – это ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Ураган возникает внезапно в областях с резким перепадом атмосферного давления. Скорость урагана достигает 30 м/с и более. По своему пагубному воздействию ураган может сравниться с землетрясением. Это объясняется тем, что ураганы несут в себе колоссальную энергию, ее количество, выделяемое средним по мощности ураганом в течение одного часа, можно сравнить с энергией ядерного взрыва.


    Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает засеянные поля, обрывает провода и валит столбы линий электропередачи и связи, повреждает транспортные магистрали и мосты, ломает и вырывает с корнями деревья, повреждает и топит суда, вызывает аварии на коммунально-энергетических сетях.


    Буря – разновидность урагана. Скорость ветра при буре не много меньше скорости урагана (до 25-30 м/с). Убытки и разрушения от бурь существенно меньше, чем от ураганов. Иногда сильную бурю называют штормом.


    Смерч – это сильный мало-масштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, обладающий большой разрушительной силой (в США носит название торнадо). Во внутренней полости смерча давление всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы, оказавшиеся на его пути. Средняя скорость движения смерча 50-60 км/ч, при его приближении слышится оглушительный гул.



    Гроза

    Гроза – атмосферное явление, связанное с развитием мощных кучево-дождевых облаков, которое сопровождается многократными электрическими разрядами между облаками и земной поверхностью, громом, сильным дождем, нередко градом. Согласно статистике, в мире ежедневно случается 40 тысяч гроз, ежесекундно сверкает 117 молний.


    Грозы часто идут против ветра. Непосредственно перед началом грозы обычно наступает безветрие или ветер меняет направление, налетают резкие шквалы, после чего начинается дождь. Однако наибольшую опасность представляют «сухие», то есть не сопровождающиеся осадками, грозы.



    Снежная буря

    Снежная буря – одна из разновидностей урагана, характеризуется значительными скоростями ветра, что способствует перемещению по воздуху огромных масс снега, имеет сравнительно узкую полосу действия (до нескольких десятков километров). Во время бури резко ухудшается видимость, может прерваться транспортное сообщение как внутригородское, так и междугородное. Продолжительность бури колеблется от нескольких часов до нескольких суток.


    Пурга, метель, вьюга сопровождаются резкими перепадами температур и снегопадом с сильными порывами ветра. Перепад температур, выпадение снега с дождем при пониженной температуре и сильном ветре, создает условия для обледенения. Линии электропередач, линии связи, кровли зданий, различного рода опоры и конструкции, дороги и мосты покрываются льдом или мокрым снегом, что нередко вызывает их разрушение. Гололедные образования на дорогах затрудняют, а иногда и совсем препятствуют работе автомобильного транспорта. Передвижения пешеходов затруднятся.


    Основным поражающим фактором таких стихийных бедствий является воздействие низкой температуры на организм человека, вызывающие обморожение, а иногда и замерзание.



    Наводнения

    Наводнения – это значительные затопления местности, возникающие в результате подъема уровня воды в реке, в водохранилище или в озере. Причинами наводнений являются обильные осадки, интенсивное таяние снега, прорыв или разрушение дамб и плотин. Наводнения сопровождаются человеческими жертвами и значительным материальным ущербом.


    По повторяемости и площади распространения, наводнения занимают первое место в ряду стихийных бедствий, по количеству человеческих жертв и материальному ущербу наводнения занимают второе место после землетрясений.


    Паводок – фаза водного режима реки, которая может многократно повторятся в различные сезоны года, характеризующаяся интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов и уровней воды, и вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей. Следующие один за другим паводки могут вызвать половодье. Значительный паводок может вызвать наводнение.


    Катастрофический паводок – значительный паводок, возникающий в результате интенсивного таяния снега, ледников, а также обильных дождей, образующий сильное наводнение, в результате которого произошла массовая гибель населения, сельскохозяйственных животных и растений, повреждение или уничтожение материальных ценностей, а также был нанесен ущерб окружающей среде. Термин паводок катастрофический применяют также к половодью, вызывающему такие же последствия.


    Цунами – гигантские морские волны, возникающие в результате сдвига вверх или вниз протяжённых участков морского дна при сильных подводных и прибрежных землетрясениях.


    Важнейшей характеристикой лесного пожара является скорость его распространения, которая определяется скоростью продвижения его кромки, т.е. полосы горения по контуру пожара.


    Лесные пожары в зависимости от сферы распространения огня, подразделяются на низовые, верховые и подземные (торфяные).


    Низовой пожар – пожар, распространяющийся по земле и по нижним ярусам лесной растительности. Температура огня в зоне пожара составляет 400-900 °С. Низовые пожары наиболее часты и составляет до 98 % общего числа загораний.


    Верховой пожар наиболее опасен. Он начинается при сильном ветре и охватывает кроны деревьев. Температура в зоне огня повышается до 1100°С.


    Подземный (торфяной) пожар представляет собой пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв. Торфяные пожары характерны тем, что их очень трудно тушить.


    Причинами пожаров степных и хлебных массивов могут быть грозы, аварии наземного и воздушного транспорта, аварии хлебоуборочной техники, террористические акты и небрежное обращение с открытым огнем. Наиболее пожароопасная обстановка складывается в конце весны и в начале лета, когда стоит сухая и жаркая погода.