Материальная ответственность на транспорте. Реквизиты соглашения и образец. Что говорит закон по сути спора

Трудовые ресурсы и занятость населения России

дипломная работа

2.1 Современное состояние занятости населения и использования трудовых ресурсов в России

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека на труд. Занятость населения - это состояние, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству доходного занятия. Иначе говоря, занятость - это обеспечение людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок или трудовой доход.

Различают занятость: продуктивную, социально-полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. в пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.

Продуктивная занятость - это занятость населения в общественном производстве. Между тем, социально полезная занятость определяется числом людей не полностью занятых в общественном производстве, но и на военной службе, службе в органах внутренних дел, обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

Что касается полной занятости, то это такое экономическое состояние, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально полезной. Уровень рациональной занятости для каждого этапа экономического развития страны должен иметь оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.

Эффективная занятость - теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость - максимизировать.

Скрытая занятость - это занятость людей, находящихся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор - нелегальное производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.

Частичная занятость - характеризуется сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки (менее 40 часов). Между тем временная занятость - такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет.

Гибкая занятость - форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда, например, режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа, надомная работа, работа с гибким графиком ее режима и т.д.

Удельный вес занятых в экономике России в 2008 году составил 53,5% численности населения страны (таблица 4). При этом уровень занятости населения в трудоспособном возрасте возрос с 72,4% в 1995 году до 73,0% в 2008 году. В то же время за анализируемый период доля занятых в численности экономически активного населения увеличилась с 90,6 до 93,0%

Категория «занятость» дает возможность оценки использования ресурсов для труда: чем выше уровень занятости населения, тем лучше используется с точки зрения экстенсивной характеристики ресурсы для труда. Экстенсивной потому, что она отражает только степень использования ресурсов для труда по отношению к численности экономически активного населения, но не отражает уровень эффективности использования занятого населения с точки зрения использования рабочего времени, наличия внутрисменных и целодневных потерь.

Таблица 4. Общее состояние занятости населения России в 2008 г.

Источник: Российский статистический ежегодник. - М., 2009, с.83,129.

Рисунок 5 - Динамика занятости населения России

Существенные изменения за годы рыночных реформ произошли в структуре занятых в экономике по формам собственности (таблица 5).

Таблица 5. Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности, % к итогу

Источник: Российский статистический ежегодник 2009: Стат. сб. Росстат. - М., 2009, с.135

Численность занятых в организациях государственной и муниципальной собственности сократилась с 82,6% в 1990 году до 31,5% в 2008 году, то есть в 2,6 раза. Зато существенно возросла за этот период численность занятых на частных предприятиях - с 12,5 до 57,1%. Увеличилась также занятость в организациях с иностранной и совместной российской и иностранной формой собственности с 0,1 в 1990 году до 4,7% в 2008 году. Подобные структурные изменения отражают процесс преобразования экономики командной в рыночную и связаны с приватизацией и разгосударствлением собственности в нашей стране за рассматриваемый период.

Представляет интерес распределение занятых по видам экономической деятельности (таблица 6).

За этот период среднегодовая численность занятых в сельском и лесном хозяйстве сократилась с 8996 до 6675 тыс. человек, или на 25,8%, в обрабатывающих производствах - с 12297 до 11191 тыс. человек (на 9%), в добыче полезных ископаемых - с 1110 до 1044 тыс. человек (на 6%). В то же время резко возросла численность занятых в торговле, государственном управлении, финансовой деятельности.

Таблица 6. Удельный вес занятых в экономике по видам экономической деятельности, %

Показатели/год

Всего в экономике, в том числе по видам экономической деятельности:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Оптовая и розничная торговля

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Финансовая деятельность

Операции с недвижимостью

Государственное управление и обеспечение безопасности

Образование

Здравоохранение

Предоставление коммунальных и прочих услуг

Источник: Российский статистический ежегодник 2009: Стат. сб. Росстат. - М., 2009, с.136

Важный аспект проблемы - образование занятых. Так, в 2008 году высшее образование в стране имели 27,9% всех занятых, а среднее (общее и специальное) - около 67,5%. В том же году государственными и негосударственными высшими учебными заведениями было выпущено 1125,3 тыс. специалистов. В 2008/2009 учебном году в России насчитывалось более 7,5 млн студентов вузов (529 студентов на 10 тыс. населения). Уровень образования рабочей силы и в целом населения является одним из важных сравнительных конкурентных преимуществ России в международном разделении труда.

Для полной характеристики состояния занятости необходимо помимо общих его показателей рассмотреть вопросы неполной и скрытой занятости населения. В 2008 году 699 тыс. человек работали неполный рабочий день, или 1,9% от среднесписочной численности. Неотработанное время в связи с работой неполный рабочий день (неделю) по инициативе администрации составило 55,8 млн человеко-часов, или в расчете на одного работника, который работал в этом режиме - 79,8 часов. При этом ежемесячно около 1 млн человек находились в отпусках по инициативе администрации без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Потери рабочего времени по этой причине составили 130,9 млн человеко-часов. Кроме того, количество времени не отработанного работниками, участвующими в забастовках в 2008 году составило 29,1 тыс. человек .

Оборотной стороной неполной занятости, а также результатом низкого в целом уровня оплаты труда является вторичная или дополнительная занятость. По данным материалов статистической отчетности в 2008 году в России насчитывалось более 1,5 млн внештатных работников, из них 43% работали на малых и 57% на крупных предприятиях.

Скрытая форма занятости появляется тогда, когда занятость не регистрируется. На основании исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), были получены сведения, что заняты без юридического оформления трудовых отношений примерно 4-5% общего числа работающих. Таким образом, фактический уровень занятости населения находится выше регистрируемого уровня примерно на 4,2-5,3% .

Анализ трудовых ресурсов главного сборочного цеха тракторного завода

Снижение трудоемкости производства - главный резерв роста производительности труда. Снижение трудоемкости обеспечивается, прежде всего, внедрением нового оборудования, внедрением прогрессивных технологических прогрессов...

Анализ трудовых ресурсов ОАО "Альфа-Банк"

1. Анализ использования фонда рабочего времени. Фонд рабочего времени. Фонд рабочего времени (Т) зависит от численности рабочих (ЧР)...

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на материалах ОАО "ЦУМ Минск"

Доходы населения России и их дифференциация

Использование земель поселения в связи с инфраструктурой (по примеру с. Тельвиска)

Современное состояние использования земель с. Тельвиска представлено в табл. 3.1. Таблица 3.1 Использование земельных ресурсов с. Тельвиска № пп Функциональное назначение территории Современное использование м. кв га. % 1...

Использование трудовых ресурсов в ТнВ "Суровцев"

В таблице 9 представлен анализ наличия и концентрации на предприятии трудовых ресурсов. Таблица 9 - Наличие и концентрация на предприятии трудовых ресурсов Категории работников 2011 Удельный вес, % 2012 Удельный вес, % 2013 Удельный вес...

Планирование основных показателей деятельности предприятия

Любой хозяйствующий субъект, осуществляя производственную деятельность, использует ограниченные экономические ресурсы, которые подразделяются на природные, материальные, трудовые, финансовые и предпринимательство (как особый ресурс)...

Повышение экономической эффективности трудовых ресурсов

В качестве ресурсной базы обеспечения развития народного хозяйства Республики Беларусь выступают трудовые ресурсы. Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом...

В ходе экономических реформ в России проблемы использования трудовых ресурсов и обеспечения гибкости рынка труда обратили на себя особое внимание в связи с тем естественной жизни появилась категория граждан...

Статистический анализ показателей занятости населения г. Москвы и Московской области

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна производить материальные и духовные блага, а также оказывать услуги...

Трудовые ресурсы в СПК "Красный маяк" Омской области

Экономико-статистический анализ трудовых ресурсов по регионам Уральского Федерального округа, Сибирского Федерального округа и Дальневосточного Федерального округа

Это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения — это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.

Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения , т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.

— это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

  • общей численностью трудоспособного населения;
  • количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

  • состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
  • качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе — повышение уровня жизни населения.

Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.

Качество мировых трудовых ресурсов

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, и это лишь основная часть ресурсов, поскольку остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством, служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активного населения в 2005 г. насчитывалось более 3 млрд человек, что составляло более 50% всего населения мира, в том числе мужчины — 60%, женщины — 40%.

Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е годы до 1,6% в 2000-е, что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.

В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля мировых трудовых ресурсов приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам но численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.

Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля последних в России составляет 51% обшей численности занятых.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько уровнем грамотности. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, тормозит технический прогресс.

Для более полной характеристики трудовых ресурсов на современном этапе используется показатель ИРЧП — . Он строится как агрегированный индекс из трех компонентов: образование, доход и здоровье (показателем последнего считается продолжительность предстоящей жизни, ожидаемая при рождении). Шкала ИРЧП — от 0 до 1. Цель ИРЧП — более широкое исследование уровня развития, чем основанное на одном лишь показателе бедности (бедной считается страна, для которой ИРЧП ниже 0,5), поскольку предполагается, что по мере повышения дохода сверх абсолютно насущного уровня круг интересов человека расширяется, не замыкаясь на одном лишь материальном благосостоянии.

Об отдельных компонентах ИРЧП можно сказать следующее. Наибольшая продолжительность предстоящей жизни в самой передовой по этому критерию стране в 1970 г. составляла лишь 49,3 года, и этот уровень превышен ныне в большинстве стран. Исследования, кстати, показали, что в XX столетии повышение продолжительности предстоящей жизни в развивающихся странах определялось в основном достижениями медицинской науки и национального здравоохранения и мало зависело от изменения их среднедушевого ВВП. Так, те показатели продолжительности жизни (и ИРЧП в целом), которые имеют ныне, например, Алжир и Тунис, в 1970 г. были просто недостижимы для любой страны при тогдашнем состоянии медицины.

Напротив, уровень образования во многих развивающихся странах и по сей день остается более низким, чем в ведущих странах в 1970 г. Средние региональные ИРЧП (получены путем взвешивания ИРЧП отдельных входящих в регион стран по численности их населения) приведены в табл. 10.3. Эти показатели, в отличие от основанных на душевом ВВП, свидетельствуют о существенном уменьшении межрегиональных различий. По ИРЧП все регионы, включая Южную Азию и Африку, после 1950 г. подтягиваются к ведущим странам. При этом средние ИРЧП для Южной Азии и Африки в 2005 г. приближаются к североамериканскому уровню 1870 г. Практически все развивающиеся страны, для которых можно рассчитать ИРЧП 1950 г., к 2005 г. уменьшили абсолютное и относительное отставание от передовых стран по этому показателю.

Таблица 10.3. Средний индекс человеческого развития отдельных регионов

Австралия, Новая Зеландия

Северная Америка

Западная Европа

Восточная Европа

Латинская Америка

Восточная Азия

Южная Азия

Директор не хочет страховать автомобиль организации по каско. Он говорит, что мы заключим с водителем договор о полной материальной ответственности, и водитель сам будет оплачивать ремонт, если ДТП произошло по его вине. Вправе ли мы заключить с водителем такой договор?

Нет, организация не вправе заключать с водителем такой до­говор.

Во-первых, предметом договора о полной материальной ответственности может являться возмещение причиненного ущерба в полном размере только за недостачу вверенного работникам имущества (ст. 244 ТК РФ). А при ДТП никакой недостачи имущества не происходит.

Во-вторых, письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденным постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 (далее — Перечень). Такое разъяснение приведено в письме Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1. При этом подчеркивается, что Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В результате его преступных действий, установленных приговором суда (п. 5 ст. 243 ТК РФ);

Он находился в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 4 ст. 243 ТК РФ);

В момент совершения ДТП он не был при исполнении трудовых обязанностей (п. 8 ст. 243 ТК РФ);

Ущерб нанесен в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом (п. 6 ст. 243 ТК РФ);

В остальных случаях пределы материальной ответственности работника ограничены его средним заработком (ст. 241 ТК РФ).

Работодатель самостоятельно взыскать стоимость нанесенного ущерба с работника только в пределах его среднего заработка. Причем сделать это нужно в месячный срок со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом (ст. 248

Материальная ответственность является обязательной для многих должностей, ее особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ. Устраиваясь на работу в качестве водителя на автотранспортное средство различных модификаций, гражданин должен понимать, за что с него могут спросить и какие наказания в материальном плане он может понести. Эта профессия предусматривает различные риски: ответственность за нарушение ПДД, транспортируемый груз, пассажиров и возможный ущерб, нанесенный транспортному средству.

Общие положения о материальной ответственности

Согласно законодательству, работник – водитель входит в категорию лиц, с которыми работодатель о материальной ответственности. При приеме на работу соглашение может быть конкретизировано, учтены непосредственные условия труда, но все положения не должны противоречить ТК РФ. Ответственность руководителя не может снижаться, а работника завышаться по отношению к стандартным положениям закона. Трудовой договор должен содержать не только указание на управление транспортным средством, но включать перечень должностных обязанностей. Например, перевозки пассажиров, грузов, ремонт и наладку автотранспортного средства, продажу билетов, заправку топливом.

При возникновении вопроса о комиссия по трудовым спорам проверяет трудовой договор. В нем должна быть в обязательном порядке указана категория удостоверения, по которой рассматривается соответствие занимаемой должности. Затем проверяется выполнение служебных обязанностей, закрепленных в договоре, на предмет полной или ограниченной ответственности перед работодателем. Обстоятельства, которые влияют на возникновение и рассмотрение дела об ущербе, нанесенном работником работодателю, перечислены в ст. 232 ТК РФ:

Противоправные действия (бездействие), повлекшие убыток;
доказанная вина;
наличие фактического материального убытка;
величина издержек, понесенных работодателем;
причинно-следственная связь между проступком и наступившим уроном;
правильность заключения трудового соглашения.

Для того, чтобы работник был финансово наказан, руководитель обязан доказать и сформулировать перечисленные требования. Существуют общие правила определения ограниченной и полной материальной ответственности. Если трудовое соглашение заключено с учетом ограничений, то взыскать ущерб можно только в течение месяца со дня происшествия и не больше, чем средний заработок за месяц. Если сумма больше, то взыскать можно только через суд. Если водитель нанес ущерб третьим лицам, например, при ДТП, то руководитель обязан его выплатить, а затем в течение года взыскивать из заработка виновного.

По закону, упущенная выгода работодателя не подлежит возмещению. Например, если по вине водителя пострадала техника, он понесет наказание. Если же сорваны поставки или отменено заседание, то это нельзя вменить в вину. Полная материальная ответственность наступает только в том случае, когда служащий отвечает за вверенный ему груз, выступает в качестве экспедитора. При управлении автотранспортным средством водитель отвечает исключительно за эксплуатируемую им по договору технику. В сложных ситуациях, когда решение трудового спора берет на себя суд, руководитель может заявить, что автомобиль сам по себе является ценностью. Но это не совсем так, машина служит для доставки людей или грузов, является транспортным средством, не представляющим собой цель перевозки.

Особенности материальной ответственности различных категорий водителей

У каждой категории работников есть свои должностные инструкции, которые обязательны к исполнению. Должность личного водителя руководителя предприятия подразумевает ограниченную ответственность за возможный ущерб. Большинство автомобилей имеет высокую стоимость, застрахованы по , при наступлении страхового случая потери хозяину возмещаются полностью. Если автомобиль застрахован по ОСАГО, то разницу в покрытии взимают с виновника. Если заработка за месяц недостаточно, при отсутствии компромисса, дело рассматривается в судебном порядке. Суд может назначить возмещение ущерба в случае, когда виновник уже уволился с предприятия. Если же гражданин продолжает трудиться, то взыскание недостающих сумм производится в течение года из заработной платы.

Должностная инструкция водителя – экспедитора указывает, что он обязан отвечать за автотранспортное средство, которое доверило ему предприятие, и за транспортируемый груз. Какая конкретно мера ответственности ляжет на работника в результате ЧП, решается по обстоятельствам дела. Если автомобиль поврежден в результате аварии, груз пострадал полностью или частично, то для определения вины потребуются рассмотрение многих объективных причин происшествия. Вызвал ли экспедитор полицию сам, был ли трезв, принял ли меры по сохранению груза - от этих и иных факторов зависит величина наказания.

Если в досудебном или судебном рассмотрении вина будет доказана, то экспедитор понесет финансовое наказание как за автомобиль, так и за груз. Если работники доставляют груз на пару, отвечать придется в равной мере, независимо от того, кто управлял машиной. При подобных грузоперевозках заключается договор коллективного (бригадного) подряда, поэтому отвечать приходится обоим. Перевозимые грузы могут быть вручены по одноразовой доверенности, которая регламентирует исключительно прием и вручение груза, а не обслуживание его в пути следования. Подобный вариант допустим с согласия водителя, который временно выполняет обязанности экспедитора.

Трудовой договор с водителем автобуса включает в себя должностную инструкцию, содержащую указания на взыскание ущерба, причиненного по его вине. Кроме наказания за вред, возникший по причине ДТП, допускается взыскание за порчу имущества внутри салона, потерю билетной кассы или выход на линию в нетрезвом состоянии. Любые отклонения от выполнения должной инструкции при пассажирских перевозках наказываются штрафными санкциями. За нарушение ПДД водитель автобуса обязан выплачивать штраф из своей зарплаты, а при ущербе, нанесенным третьим лицам во время движения, отвечает в полном объеме.

Взыскание накладывается на предприятие, обязанное в 2 месячный срок покрыть расходы пострадавшего лица, затем возместить свои потери с виновного. Убыток взыскивается в полной мере, а не в размере одной зарплаты, если предприятие обратится в суд. Работодателю потребуется доказать, что вина наступила из-за нарушения должностной инструкции, повлекшего за собой финансовый урон собственнику. Взыскание возможно в полной мере, даже если виновник уволен по статье или по собственному желанию. Следуя судебному постановлению, исполнительный лист может быть отправлен на новое место работы или вручен лично для возмещения ущерба.

Согласно ТК РФ работника можно финансово наказать, даже если трудовое соглашение не содержит указание на материальную ответственность. Если работодатель понес убытки в случае:

Умышленного вреда собственности;
наступления уголовной или административной ответственности виновного, установленной судом;
в неадекватном состоянии;
сознательном неисполнении своих служебных обязанностей.

Осознанный умысел доказывается в суде, где определяется его вид, прямой или косвенный. Первый вид характеризуется явным пониманием происходящего и желанием нанести урон собственнику автотранспорта. Косвенная вина заключается в нежелании предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия. Если же умысел не доказан, то (груза или транспортного средства) оплачивается провинившимся только в размере среднего месячного заработка. Умысел, заключенный в действии (бездействии), приведшему к потере финансовых средств, доказывается в суде собственником имущества.

При вынесении административного или иного наказания любым государственным органом должна быть отражена причинно – следственная связь между проступком водителя и наступившими финансовыми потерями владельца (руководителя) ТС. Одновременно устанавливается размер взыскания и способы его возмещения. Проступок, совершенный в состоянии опьянения, должен был зафиксирован в акте медицинского заключения. Показания участников происшествия или свидетелей в расчет судом не берутся. Инициировать проверку имеют право органы правопорядка или руководитель. При наличии опьянения наступает полная материальная ответственность за проступок, невзирая на наличие или отсутствие умысла.

Поскольку профессия водителя входит в группу повышенного риска, то при заключении договора следует предельно внимательно относиться к подписываемому документу, а также строго выполнять должностные инструкции.

Большей частью на различных предприятиях (причем не только автотранспортных) водитель становится материально ответственным лицом за машину. А это значит, что статья 242 Трудового кодекса России обязывает работника нести все затраты по возмещению ущерба в полном размере.

Случаев, когда может наступить ответственность водителя, очень и очень много. Это и различные ДТП, и кражи из автомобиля ценных вещей (магнитолы и т.д.), и многое другое.

Что предусматривает закон

Все случаи, за которые водитель несет полную ответственность, подробно расписаны в Трудовом кодексе РФ. Так, например, восстанавливать придется различную недостачу ценностей, которые были переданы водителю вместе с машиной по договору с прикрепленной к нему описью.

Если работник установил в машине собственные ценные вещи – например, поменял магнитолу, в случае утери за них спрашивать с него не будут. Но родной аппарат придется поставить на место.

Также полная материальная ответственность сотрудника наступает при наличии его вины в происшествии. Например, оставил незакрытой дверь, оставил ключи в замке зажигания, не проверил автомобиль перед отправкой в путь и попал в ДТП из-за технической неисправности. Также к числу поводов для возмещения ущерба самим водителем относится противоправное поведение последнего. Причем рассматривается как действие, так и бездействие. Например, если он видел, что машину вскрывают, чтобы украсть магнитолу, но при этом не позвал на помощь и сам сопротивления не оказал.

Материальная ответственность не наступит только в тех случаях, если была непреодолимая сила, возникла крайняя необходимость, имела место необходимая оборона или были зафиксированы факты неисполнения работодателем своих обязанностей по обеспечению необходимых условий хранения машины.

С кем заключают договоры на полную материальную ответственность

Договор о полной материальной ответственности водителя может быть заключен с работником в возрасте от 18 лет и без верхнего ограничения. Как правило, такие бумаги подписывают с теми сотрудниками, что обслуживают или используют товарные ценности (в частности автомобиль).

Согласно законодательству есть четко определенный список тех, с кем может быть заключен договор о полной материальной ответственности. В него входят:
- заведующие складов;
- иные руководители этих складов;
- сотрудники, задействованные на заготовке грузов, их транспортировке, хранении и т.д.;
- кастелянши;
- экспедиторы.

Заключая договор о полной материальной ответственности, стоит понимать, что вы не подписываетесь под сохранностью всего имеющегося у руководителя или хозяина компании имущества. Предметом договора является строго то имущество, которое было вверено работнику.