И иные публично правовые образования. Понятие публично-правовых образований. Собственность публично-правовых образований: что это означает


К публично-правовым образованиям, выступающим в гражданском обороте, в соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ отнесены Российская Федерация и ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также муниципальные образования. Каждый из этих публично-правовых субъектов является самостоятельным собственником своего имущества (п. 2 ст. 212, ст. 214 и 215 ГК РФ), в связи с чем, в частности, исключается и его имущественная ответственность по обязательствам других публично-правовых образований (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). Данное положение предопределяет как необходимость участия публичноправовых образований в гражданских правоотношениях, так и выступление в них на равных началах с другими, частными, собственниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ), являющимися обычными субъектами гражданского права. Указанное равенство также составляет один из основополагающих частноправовых принципов, определяющих гражданско-правовой статус государства и других публично-правовых образований (субъектов) в российском правопорядке.
Вместе с тем участие Российской Федерации в гражданском обороте характеризуется определенной спецификой, которая проявляется в следующем: объем правоспособности определяется самим государством посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов; наличием иммунитетов; правом собственности на природные ресурсы (земли лесного фонда, водные объекты, недра и др.), а также на объекты, изъятые из гражданского оборота, такие, как ракеты, иное оружие, кроме легкого стрелкового и охотничьего; исключительным правом эмиссии национальной валюты; особым правовым режимом государственной казны и государственного бюджета.
Поскольку собственниками соответствующего имущества и, следовательно, субъектами гражданских правоотношений законом признаются именно публично-правовые образования: Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как целое, возни

кает вопрос: кто вправе выступать от их имени в имущественном (гражданском) обороте? Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени этих субъектов в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и административного) права, причем лишь теми его актами, которые специально определяют публично-правовой статус соответствующих органов государства (Законом о правительстве, положениями о конкретных министерствах и ведомствах и т.п.).
Так, в соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики отнесено осуществление управления федеральной собственностью (ст. 14). Программы приватизации федеральной государственной собственности принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28). В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (с изм. от 27.01.2009) указанное агентство наделено функциями в области приватизации и полномочиями собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об акционерных обществах». Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника - фе
дерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
От имени субъектов Федерации выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Система органов государственной власти субъектов Федерации определяется конституциями республик в составе РФ или уставами края, области, другого субъекта РФ.
От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется уставом соответствующего муниципального образования.
Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по обязательствам публично-правовых образований. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Например, государство принимает на себя субсидиарную ответственность по долгам учреждений и казенных предприятий. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ.

Еще по теме Государство и другие публично-правовые образования КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА:

  1. Публичные образования как субъекты гражданского права
  2. Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений
  3. Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права
  4. § 1. Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности

Публично-правовые образования в гражданском праве занимают особое положение. Они признаются полноценными субъектами гражданско - правовых отношений и могут выступать в гражданских отношениях наравне с юридическими и физическими лицами. К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ).

Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. Публичность как основной признак, отражающий сущность их правового статуса, выражается в том, что они участвуют в гражданских правоотношениях для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач..

По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти.

Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.

Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Здесь следует подчеркнуть, что публично-правовые образования, хотя и уравнены с юридическими лицами с точки зрения реализации гражданско-правового принципа равенства участников гражданских отношений, но все же юридическими лицами не являются. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуа- лизационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских прав определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности. Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц. Правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования и также определяется в нормативном порядке, например только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. В то же время, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, государство в лице своих органов действует как равноправный его участник и не обладает какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.

Гражданская правоспособность государства является специальной, а не универсальной, т.к. оно имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. Например, государству может принадлежать имущество, необходимое для реализации поставленных перед обществом задач, а иное имущество должно быть передано другим субъектам гражданского оборота.

Специальные органы управления государственным имуществом - фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях. Данные исполнительные органы непосредственно управляют основной массой принадлежащего государству имущества, не распределенного между государственными унитарными предприятиями и составляющего казну государства. Государственные органы выступают в качестве арендодателей при сдаче государственного имущества (имущественных комплексов) в аренду, а также в качестве отчуждателей при проведении приватизации (разгосударствления) имущества и в других аналогичных случаях.

Конституционный Суд РФ считает, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью.

Общей чертой в правовом положении данных субъектов гражданских правоотношений является их обязанность отвечать по обязательствам всем своим имуществом, принадлежащем на праве собственности.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (исключение составляют казенные предприятия, учреждения, иные предусмотренные законом случай).

Для достижения закрепленных в Конституции РФ целей, Российская Федерация наделяется специальной правоспособностью.

Субъекты Российской Федерации как публичные правовые образования имеют свои особенности, но кроме этого выступают в качестве особых субъектов в гражданском обороте и обладают рядом общих черт правосубъектности.

Во первых, они равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, они имеют одинаковые предметы совместного ведения с Российской Федерацией.

Во вторых, несмотря на общие черты правосубъектности субъектов Российской Федерации, специальная правосубъектность их различна.

В третьих, все субъекты РФ реализуют свои гражданские права и исполняют обязанности через органы государственной власти.

В гражданских правоотношениях на равных могут участвовать все четыре существующих разновидности муниципальных образований: поселения (городские и сельские), муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.

В собственности муниципальных образований могут находиться: имущество, предназначенное для электро - и газоснабжения их территории; автомобильные догори местного значения; пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения; имущество предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального образования; имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего и основного образования, имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и т.д.

Гражданская правосубъектность муниципальных образований закреплена в ГК РФ и конкретизирована в уставах муниципальных образований. Интересы муниципального образования представляет юридическое лицо в форме муниципального казенного учреждения - орган местного самоуправления.

Контрольные вопросы

  • 1. Публично-правовое образование как субъект гражданского права. Виды публично-правовых образований
  • 2. Гражданская правосубъектность государства, субъекта федерации, муниципального образования. Понятие казны
  • 3. Участие публично-правового образования в вещных правоотношениях
  • 4. Участие публично-правового образования в корпоративных правоотношениях
  • 5. Участие публично-правового образования в обязательственных правоотношениях
  • 6. Участие публично-правового образования в неимущественных правоотношениях

Контрольные задания

  • 1. Решите задачи :
  • 1. В 2006 г. арендованное имущество государственного предприятия «Бытовая химия» приватизировали путем преобразования созданного на его базе арендного предприятия в открытое акционерное общество. Планом приватизации было определено, что 82% акций распределяются между учредителями, входящими в число членов организации арендаторов, а 18% акций предприятия закрепляются в городской собственности сроком на 90 дней, в течение которых они должны быть проданы по закрытой подписке акционерам предприятия.

По прошествии 90-дневного срока акционеры, приобретшие право купить акции по закрытой подписке, обратились в городской Фонд имущества с требованием о заключении договоров купли-продажи. В фонде им ответили, что продать акции не могут, ибо они находятся в собственности Комитета по управлению городским имуществом. Этот комитет также отказался продавать акции, ссылаясь на то, что сделать это имеет право только Фонд имущества.

Акционеры, рассчитывавшие на приобретение акций по итогам закрытой подписки и не получившие их, оказались на своем очередном общем собрании без предполагавшегося количества голосов, из-за чего им не удалось обеспечить принятие интересующих их решений (в частности, о реорганизации общества).

Дайте юридическую оценку фактам, названным в задаче.

Как следовало поступить акционерам?

Какое решение должен вынести суд?

  • 2. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Рандеву» получило от местной администрации в порядке расчетов за произведенные поставки и выполненные подрядные работы для нужд самой местной администрации и нужд управляемого ею муниципального образования следующие простые векселя, выданные:
    • (1) самой местной администрацией в количестве 3 штук и ею же, но от имени муниципального образования в количестве 6 штук Ю октября 1997 г.;
    • (2) Администрацией Президента Российской Федерации в количестве 2 штук 4 августа 1997 г.;
    • (3) областной администрацией от имени области в количестве 10 штук 16 марта 1997 г. и в количестве 34 штук 20 марта 1997 г.

Дайте юридическую оценку фактам, указанным в задаче.

Литература

Основная литература

  • 1. Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин; под общ. ред. А.Я.Рыженкова. - 3-е изд., перераб. и доп.- М. : Издательство Юрайт, 2015.- 388 с.- Серия: Бакалавр. Академический курс.
  • 2. Гражданское право. Т.1: Учебник/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
  • 3. Гражданское право. Т. 2. Общая часть. Лица, блага, факты: учебник для бакалавров / В.А. Белов.- М.: Издательство Юрайт. 2012.- 1093с.- Серия Бакалавр. Углубленный курс.
  • 4. Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: учебник (под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева). - 3-е изд., перераб. и доп. - «Проспект», 2011.

Дополнительные литература и источники

Нормативно-правовые акты

  • 1. Конституция РФ
  • 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: [с послед, изм. идоп.]

Периодические издания

  • 1. Собрание законодательства РФ.
  • 2. Российская газета.
  • 3. Журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы».
  • 4. Журналы ИГ «Юрист».
  • 5. Журнал «Гражданское право»

Интернет-ресурсы

  • 1. www.gumer.info.
  • 2. www.ancientrome.ru.
  • 3. www.bibliotekar.ru.
  • 4. www.civil.consultant.ru.
  • 5. www.allpravo.ru.
  • 6. www.law.edu.ru.

Понятие "публично-правовые образования" в Гражданском кодексе РФ не закреплено и, более того, вообще не встречается, однако в теории цивилистики оно имеет давно вполне конкретное толкование - термином "публично-правовые образования" обозначают комплекс субъектов, перечисленных законодателем в ст.124 ГК РФ.

Выделяют две основные группы субъектов, входящих в состав публично-правовых образований:

Муниципальные образования не являются органами государственной власти согласно ст.131 Конституции РФ, но они согласно ст.132 Конституции РФ обладают властными полномочиями, в связи с чем, их также относят к числу публично-правовых образований.

Признание публично-правовых образований субъектами гражданского права означает необходимость распространения на них общего режима участия в обороте субъектов этой отрасли, что знаменует равенство правового статуса публично-правовых образований и иных субъектов гражданского права. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований призвана обеспечивать исполнение ими своих политических задач, для чего изучаемым субъектам может понадобиться весь арсенал средств участия в гражданско-правовых отношениях. От имени публично-правовых образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Однако указанная возможность должна иметь нормативное закрепление следующими актами: федеральными законами; указами Президента РФ; актами Правительства РФ; актами субъектов РФ; актами муниципальных образований. То есть вопрос наделения функциями представителя от имени государства разрешается законодателем в высшей степени произвольно.

Публичные образования обладают особым двойственным статусом. Во - первых, они являются носителями публичной (государственной, муниципальной) власти, обладают суверенитетом (верховенством), их создаются с целью осуществления тех или иных властных функций. Поэтому все их решения, принятые в рамках своих полномочий и основанные на законодательных актах, носят общеобязательный характер. Во-вторых, они, несомненно, являются участниками гражданского оборота и потому должны подчиняться основному принципу гражданского права - юридического равенства сторон. Гражданское законодательство в ст.124 ГК РФ уточняет, что публично-правовые образования, юридические лица и граждане в гражданских правоотношениях равны между собой.

Таким образом, с одной стороны публично-правовые организации устанавливают правила гражданского оборота для их участников, а с другой, - они считаются равными с другими субъектами гражданского права, которые такими полномочиями не обладают и, что самое главное, соответственно подчиняться правилам, ими же разработанными.

Согласно общему правилу к гражданско-правовому статусу публичноправовых образований применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц. Основывается данное правило на том, публично-правовые образования как и юридические лица, как таковые не существуют реально в пространстве и времени, но являются субъектами права и правоотношений, обладают правоспособностью и дееспособностью. Не могут применяться к рассматриваемым субъектам правила о порядке создания и прекращения юридических лиц, о государственной регистрации юридических лиц, о наименовании и месте нахождения юридического лица, о представительствах и филиалах.

Цель участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях - реализация не своих частноправовых интересов (как в случае с гражданами и юридическими лицами), а своей компетенции.

Публично-правовые образования возникают на основе "властно-распорядительного" (чаще всего административного) акта, то есть порядок их возникновения носит распорядительный характер.

Статус и компетенция публично-правовых образований определяются нормами не гражданского, а публичного права.

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

В гл. 5 ГК определены лишь правовые основы участия публичных субъектов в гражданских отношениях, в ней всего четыре статьи, что объясняется, во-первых , наличием общего правила п. 2 ст. 124 ГК, распространяющего предписания о юридических лицах на публично-правовые образования, во-вторых , наличием положений специального законодательства, детально определяющих публично-правовую составляющую механизма их участия. Законодатель относит к их числу Российскую Федерацию, ее субъектов и муниципальные образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория ФЗ от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участниками гражданских правоотношений признаны на равных началах с гражданами и ю.лицами (ст. 2), а их правовой статус определен приме­нительно к статусу ю.лиц, поскольку это, по сути, коллективные субъекты – за установленными законом изъятиями. Это означает, что на них распространено действие норм, определяющих участие ю.лиц в гражданском обороте, если иное не вытекает из закона или особенностей этих субъектов. В Определении Конституционного Суда РФ от 5.07.2005 г. № 297-О отмечено, что указание в ст. 124 ГК на особенности публично-правовых образований, в силу которых к ним не всегда применимы положения, определяющие участие ю.лиц в гражданских отношениях, означает, что в гражданском законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также правовые нормы о юридических лицах, которые неприменимы к государству, государственным и муниципальным образованиям (напр., нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица, о несостоятельности (банкротстве) и т.д.) в силу специфики последних, которая в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти.

Применение комплексного законодательного массива и множественность публичных субъектов как возможных непосредственных участников гражданских отношений вызывают значительные трудности при правоприменении.

Правоспособность . Государство, участвуя в гражданском обороте, продолжает исполнять публичные функции, в реализации которых и состоит основное назначение любого публично-правового образования, поэтому правосубъектность государства именуют функциональной ; соответственно, государство одновременно является носителем конституционной и гражданско-правовой правосубъектности. Правоспособность публично-правовых образований отличается от правоспособности и граждан и ю.лиц, т.к. в одной структуре они объединяют наделенную властными полномочиями политическую организацию и субъекта хозяйствования.Законодатель наделяет каждое публично-правовое образование таким объемом право- и дееспособности, который достаточен для выполнения функций публичной власти, реализующихся путем его выступления в гражданском обороте от собственного имени.

Участие РФ в гражданском обороте специфично: только государство может выпускать государственные ценные бу­маги, приобретать право собственности в результате конфискации, реквизиции, национализации пользуется иммунитетом; обладать правом собственности на природные ресурсы и объекты, изъятые из гражданского оборота, исключительным правом эмиссии национальной валюты и т.д. При этом содержание гражданской правоспособности определено самим государством, которое установило для публичных образований ограничения, не свойственные гражданам и ю.лицам, запрещая приобретать некоторые права и освобождая от отдельных обязанностей (изъятия из универсального характера правосубъектности). Так, госорганы (и органы местного самоуправления) не могут быть участниками полных товариществ или полными товарищами в товариществах на вере; по общему правилу они не вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере; имеют право обязываться по векселю лишь в специально предусмотренных фе­деральным законом случаях; учрежденные РФ, ее субъекта­ми или муниципальными образованиями акционерные общества должны быть открытыми и т.п. Характер изъятий может меняться тоже государством.

Специфика дееспособности РФ и ее субъектов определена ст. 125 ГК – от их имени приобретают и осуществляют права и обязанности и выступают в суде органы государственной власти в рамках компетенция, установленной актами об их правовом статусе. От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. И те и другие, как и органы ю.лиц, сами по себе не обладают гражданской правосубъектностью и лишь реализуют правоспособность публично-правового образования, поэтому, чтобы обосновать возможность органа действовать от имени публично-правового образования, анализируют содержание его компетенции. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса органа публичной власти, не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства.

Таким образом, публично-правовое образование признается единым самостоятельным субъектом, однако от имени публично-правовых образований в гражданском обороте действует совокупность публичных органов впределах полномочий, установленных актами, определяющими статус этих органов. Круг уполномоченных органов определяется государством и муниципалитетами самостоятельно.Основным и единственным признаком государственного или муниципального органа, определяющим его способность действовать от имени соответствующего публичного субъекта в гражданских отношениях в рамках реализации положений п. 1 ст. 125 ГК, является наличие соответствующей нормативно закрепленной компетенции.

От имени государства могут выступать как представительные так и исполнительные органы РФ и ее субъектов. Так, казначейство наделено правом размещения заказов и заключения государственных контрактов, иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд. Отношения собственности – важнейшая область Г-П отношений с уча­стием государства, т.к. государственная собственность представлена федеральной собственностью и собственностью субъектов РФ. В части второй ГК определены особенности участия публичных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательств из причинения вреда.



Помимо закрепления компетенции в соответствующем акте, определяющем статус органа, возможен иной вариант участия публично-правового образования в гражданских отношениях – по специальному поручению публично-правовых образований от их имени выступают органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, напр., предусмотрено заключение договоров с гражданами, действующими в качестве представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена в федеральной собственности. При этом нет общих ограничений по видам, форме и содержанию сделок, заключаемых от имени государства уполномоченными лицами.

Муниципальные образования – самостоятельные субъекты ГП, т.к. органы местного самоуправления в РФ не входят в систему органов государст­венной власти и самостоятельно осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправле­ния представляют муниципальные образования в гражданских правоотношениях – передают объекты муниципальной собственности в аренду или в пользование, принимают решение об их приватизации, совер­шают иные сделки с муниципальной собственностью.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из норм ст. ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом собственности, так как участвует в гражданском обороте наравне с иными субъектами.

По своим гражданско-правовым обязательствам РФ, ее субъекты и муниципаль­ные образования отвечают принадлежащим им на праве собственности имуще­ством казны, кроме того, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также кроме закрепленного за созданными ими ю.лицами. По обязательствам друг друга публично-правовые образования ответственности не несут (ст. 126).

Публично-правовые образования могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности только в случаях, предусмотренных законом. Так, субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам созданных государственными органами и органами местного самоуправления ю.лиц возможна по долгам казенного предприятия (п. 6 ст. 113), по долгам государственного или муниципального учреждения при недостаточности у последнего денежных средств (п. п. 4 - 6 ст. 123.22). Публично-правовые образования могут быть субъектами договорной ответственности по п. 6 ст. 126 - в случае принятия на себя гарантии (поручительства); отвечают по долгам наследодателя (п. 3 ст. 1175). В ГК содержится ряд иных статей, посвященных гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований, в системной связи с которыми применяется ст. 126 ГК (например, ст. ст. 16, 16.1, 1069, 1070).

При этом для публично-правовых образований нет общего правила отвечать именно всем своим имуществом , поскольку они несут ответственность за счет казны. Имущество, составляющее казну, обладает значительными особенностями правового режима, поэтомупри предъявлении гражданином или юридическим лицом требованияо возмещении убытков ответчиком по такому требованию признается публично-правовое образование в лице соответствующего финансового либо иного уполномоченного органа, но при удовлетворении исков в резолютивной части решения суд указывает на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. Установлен и особый порядок исполнения таких судебных решений, предусматривающий определенные изъятия из общих правил исполнительного производства.

Литература:

"Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 - 5" (Под ред. Л.В. Санниковой) ("Статут", 2015) {КонсультантПлюс}

А.В. Габов, Е.В. Оболонкова, М.Е. Глазкова Вопросы ответственности государства по обязательствам учрежденных им юридических лиц в российском законодательстве и практике Европейского Суда /"Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского" (под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко) ("Статут", 2013) {КонсультантПлюс}

Долинская В.В. Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы ("Журнал российского права", 2016, № 1) Долинская Владимира Владимировна - профессор, доктор ю.н.

Маковский А.Л. (доктор ю.н., профессор, первый зам. председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ) Об уроках реформирования Гражданского кодекса России ("Вестник гражданского права", 2013, № 5) {КонсультантПлюс

Е.А. Суханов (заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор ю. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ). Государственные юридические лица в современном российском праве /"Гражданское право и современность: Сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского" (под ред. В.Н. Литовкина, К.Б. Ярошенко) ("Статут", 2013) {КонсультантПлюс}

Т.В. Сойфер (доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина) Экономическая деятельность некоммерческих организаций и ее гражданско-правовое обеспечение //Консультант Плюс


Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (см ст. 48 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"); саморегулируемая организация управляющих компаний (см ст. 57 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"); с аморегулируемая организация арбитражных управляющих (см ст. 21 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Наталия Владимировна Козлова – к.ю.н., доцент кафедры ГП юрид. ф-та МГУ. Правосубъектность юридического лица. М.. 2005.

1. Помимо физических и юридических лиц участниками гражданских правоотношений являютсяпублично-правовые образования . Таким термином обозначается комплекс субъектов, перечисленных законодателем вст. 124ГК РФ: "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования..." Публично-правовые образования, как следует из перечня, объединяют две группы участников отношений:

Государственные образования (Российская Федерация и перечисленные выше субъекты РФ);

Муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные).

В юридической литературе и законодательстве для обозначения государственных, а также муниципальных образований часто используется собирательное понятие "государство". Допустимость такого термина объясняется сложившейся традицией и единством статуса тех или иных разновидностей публичных образований (с учетом того, что каждое из них выступает от своего имени в пределах своей компетенции).

Государство не является традиционным участником гражданских (частных) правоотношений. Известно, что публичные образования создаются с целью осуществления тех или иных властных функций - регулирования экономики, упорядочения социальных и политических процессов и т.п. Как носители публичной (государственной, муниципальной) власти такие образования обладают суверенитетом (верховенством), в силу чего их веления носят общеобязательный характер. Они сами определяют правила, которыми обязаны руководствоваться при осуществлении своих полномочий. Вместе с тем отношения частного права требуют юридического равенства всех участников. Закон указывает, что публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124ГК РФ). Такое "двойственное" положение обусловливает особое место этих субъектов в имущественном обороте.

Статус публично-правовых образований в целом приравнен к положению юридических лиц. К ним "применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (п. 2 ст. 124ГК РФ). Такой подход законодателя объясняется прежде всего общностью правовой конструкции статуса названных субъектов: оформление юридического "облика" в форме организационного единства тех или иных структурных звеньев; участие в гражданских правоотношениях через свои органы; зависимость объема правоспособности от целей создания и др.

Однако названные черты определяют лишь внешнее, формально-юридическое сходство государства и юридических лиц. Их роль как участников гражданских правоотношений различна. Юридические лица - это субъекты, специально созданные для участия в гражданском обороте, тогда как публично-правовые образования участвуют в нем постольку, поскольку это необходимо для осуществления их функций. Выступая как равный субъект гражданских правоотношений, публичное образование не теряет своей властной сущности. Оно не может навязывать свою волю другим лицам, но, вступая с ними во взаимоотношения, преследует не свои собственные, а публичные интересы. Таким образом, с учетом цели, достижению которой подчинена деятельность субъектов, характер участия государства в имущественном обороте можно охарактеризовать как вспомогательный, второстепенный.

Различается также порядок возникновения рассматриваемых субъектов. Юридические лица становятся участниками гражданских правоотношений только в том случае, если процесс их создания не противоречит правилам, установленным гражданским законодательством в отношении той или иной организационно-правовой формы юридического лица, правил его регистрации и т.п. Публичные образования возникают на основе "властно-распорядительного" (чаще всего административного) акта. Их статус и компетенция определяются нормами не гражданского, а публичного права.

Таким образом, двойственный характер участия государственных и муниципальных образований в имущественном обороте: юридическое равенство в вопросах взаимодействия с контрагентами, с одной стороны, и особый порядок создания, характер реализации полномочий, обладание публичной властью - с другой, - позволяет охарактеризовать их в качестве особого субъекта гражданских правоотношений.

2. Как субъект гражданского права государство наделено правоспособностью и дееспособностью. Несмотря на достаточно широкие возможности участия в различных видах гражданских правоотношений,правоспособность этого лица носит целевой, или специальный, характер: оно действует в рамках строго очерченной компетенции и не может выходить за ее пределы.

Как уже отмечалось, публично-правовые образования осуществляют только те виды деятельности, которые необходимы им для реализации публичной власти. При этом они сами формируют правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правосубъектности.

Реализация дееспособности государственных и муниципальных образований происходит с помощью соответствующих органов. Это качество указывает на сходство правовой конструкции государства и юридического лица. В силу п. 1и2 ст. 125ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут приобретать и осуществлять органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. При этом действия органов власти, не выходящие за пределы их компетенции, считаются действиями самого образования.

3. Российским законодательством предусмотрены двеформы участия государства в гражданских правоотношениях:

Непосредственная - через свои органы (п. 1,2 ст. 125ГК РФ);

Опосредованная - через представителей (п. 3 ст. 125ГК РФ).

Как правило, публичные образования выступают в гражданском обороте от своего имени через органы исполнительной власти. На федеральном уровне к таковым относятся Правительство РФ, федеральные министерства, ведомства и их территориальные единицы, на уровне субъектов РФ - администрации, мэрии и иные аналогичные структуры, на муниципальном уровне - соответствующие административные органы. Исполнительные органы реализуют интересы государства в рамках установленной компетенции. Так, например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью (п. 1 разд. 1Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432).

Непосредственное участие публичных образований в имущественных правоотношениях следует отличать от самостоятельных действий их органов, наделенных правами юридического лица. В последнем случае органы не осуществляют публичных функций, выступают не от имени соответствующих государственных или муниципальных образований, а от своего собственного имени, действуют в своем интересе (например, приобретая оборудование или инструменты для удовлетворения каких-либо хозяйственных нужд) и несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Отношения представительства складываются в тех случаях, когда публичное образование наделяет государственные или муниципальные органы, не имеющие права выступать от имени публичных образований непосредственно, а также юридические лица или граждан специальными полномочиями, основанными на нормативном или административном акте (в отношении государственных органов и органов местного самоуправления) или договоре (в отношении граждан и юридических лиц). Например, Правительство РФ или субъект РФ может заключить договор доверительного управления частью своего имущества с коммерческим банком или управленческой компанией. В акционерных обществах, часть акций которых находится в собственности публичных образований, интересы этих образований по договору могут представлять физические лица.

4. Специфика участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях обусловлена тем, что характер выполняемых ими функций исключает возможность осуществления тех или иныхвидов деятельности , характерных для граждан или юридических лиц, или, наоборот, позволяет им обладать такими правомочиями, которые не свойственны иным субъектам. В таком качестве государство становится участником достаточно обширного круга видов правоотношений частноправового характера.

Являясь собственниками своего имущества, публичные образования могут приобретать имущество, передавать в пользование, отчуждать его, наследовать, т.е. вступать в различного рода вещные правоотношения. Закон предоставляет им и особые возможности при осуществлении названных правомочий, например в отношении права на получение части обнаруженного клада или приобретение бесхозяйного имущества. Только государству присущи правомочия по реквизиции, конфискации или национализации частного имущества. Приобретая имущество в качестве наследника по завещанию, государство не может завещать свое имущество, отказаться от наследства и т.п. Но при условии, что субъектом этих правоотношений является Российская Федерация, оно может выступить законным наследником выморочного имущества.

Как собственники публично-правовые образования могут создавать юридические лица на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, выступать в роли учредителей хозяйственных обществ или товариществ, в том числе в рамках приватизации государственных предприятий и учреждений. Через своих представителей они участвуют в управлении такими коммерческими организациями и иной деятельности, носящей характер корпоративных отношений.

В рамках обязательственных правоотношений государство заключает сделки по распоряжению своим имуществом (может его дарить, обменивать, продавать и т.д.). К исключительной компетенции государства относится заключение договоров подряда, поставки или проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных и муниципальных нужд, государственного займа, соглашений о разделе продукции.

В сфере внедоговорных отношений публично-правовые образования наделены возможностью быть участниками обязательств, вытекающих из неосновательного обогащения и причинения вреда. В последнем случае, в частности, они обязаны возместить вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов (дознания, следствия, прокуратуры, суда), органов местного самоуправления или должностных лиц.

Участие государственных и муниципальных образований в отношениях, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности, незначительно. Они могут приобретать права патентообладателя (если интеллектуальная собственность создана при выполнении государственного или муниципального заказа), а в некоторых случаях - права на товарные знаки, фирменные наименования. Российская Федерация может становиться наследником некоторых авторских прав, в этом случае она принимает на себя охрану этих прав.

Приведенный перечень не исчерпывает возможные варианты участия публичных образований в гражданских правоотношениях, но сам по себе наглядно свидетельствует о признании их полноправными участниками гражданского оборота.

Вместе с тем специфика участия государства в гражданском обороте позволяет отметить такие виды его деятельности, которые не свойственны иным лицам. Так, например, только этот субъект может приобрести право собственности по таким основаниям, как реквизиция, конфискация, национализация. Специальным способом прекращения права собственности выступает приватизация. Когда у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию либо все наследники лишены права наследования, или не приняли наследства, или отказались от него, наследственное имущество переходит к государству (выморочное имущество). Относящиеся к памятникам истории и культуры вещи, обнаруженные в кладе, подлежат передаче в государственную собственность. В рамках обязательственных правоотношений особо регламентируется статус публично-правового образования в договорах поставки для государственных нужд, государственного займа и др.

Государство в силу своего специального статуса не может быть участником отдельных видов гражданских правоотношений. В частности, в отличие от граждан и юридических лиц оно не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, выступать в качестве доверительного управляющего по договорам доверительного управления ценными бумагами и другим имуществом, не может быть наследодателем.

5. По общему правилу публично-правовые образования несутответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом. Изъятие установлено законом в отношении:

Имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

Имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В первом случае действует общее правило: юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом. Так, государственные и муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ими:

Казенного предприятия при недостаточности его имущества (абзац третий п. 6 ст. 113ГК РФ);

Казенного учреждения при недостаточности у него денежных средств (п. 4 ст. 123.22ГК РФ);

Автономного или бюджетного учреждения в случае причинения ими вреда гражданам, при недостаточности их имущества, на которое может быть обращено взыскание (абзац второй п. 5иабзац второй п. 6 ст. 123.22ГК РФ соответственно).

Второе изъятие включает правило о том, что на имущество, находящееся в исключительной собственности государства, не может быть обращено взыскание. В частности, п. 1 ст. 126ГК РФ устанавливает, что обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Выступая в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных участников с обособленным имуществом, публичные образования несут раздельную ответственность по своим обязательствам. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.

Принцип раздельной ответственности не действует в случае, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Имущество, являющееся средством обеспечения обязательств государственных и муниципальных образований, - это принадлежащее соответствующим публичным образованиям на праве собственности и не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество, составляющее государственную или муниципальную казну . Казна Российской Федерации, казна субъектов РФ, казна городского, сельского поселения или другого муниципального образования состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного или муниципального имущества (п. 4 ст. 214ГК РФ). С учетом того, что к "иному" имуществу относятся прежде всего внебюджетные фонды, имущество государственного резерва, золотой запас, фонд драгоценных камней и металлов и т.п., т.е. имущество, взыскание на которое не может быть обращено, то более реальным объектом для взыскания кредиторов остаются бюджетные (денежные) средства, на что указывает судебная практика.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит особенность правосубъектности гражданско-правовых образований как субъектов гражданских правоотношений? Чем она отличается от правоспособности граждан и юридических лиц?

2. По каким критериям различают формы и виды участия публично- правовых образований в гражданском обороте?

3. Каковы особенности ответственности публично-правовых образований?