Федеральное законодательство как источник псо. Виды и система источников права социального обеспечения

Источник права - форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Нормативный правовой акт - основной источник всякой отрасли права и ПСО в частности. Это официальный письменный документ, изданный правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, отмену или изменение правовых норм, направленных на определенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Классифицируются по видам: Конституция (устав), конституционный закон, закон, подзаконный правовой акт (указ, постановление, приказ, инструкция и т.д.). По содержанию источники ПСО делятся на нормативные акты, регулирующие общие вопросы социального обслуживания, регулирующие отдельные виды социального обслуживания, регулирующие социальное обслуживание отдельных категорий граждан.

Юридическая сила каждого нормативного акта определяется органом, его издавшим и соответствующим местом в системе законодательства.

Особенности источников ПСО в РФ: 1)0тсутствие единого кодифицированного акта; 2)многоуровневое регулирование отношений (федеральный, региональный, местный, локальный); 3)отнесение регулирования данной области к совместному ведению РФ и ее субъектов; 4)объемное международное регулирование. Ст.7, 35, 43, 58, 59 и др. Конституции РФ содержат базовые положения в области ПСО, в частности принцип всеобщности социального обслуживания, принцип всесторонности и многообразия его видов.

Базовые положения Конституции свое дальнейшее применение и развитие находят в федеральных законах: 1) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; 2) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; 3) «О трудовых пенсиях в РФ»; 4) «Об основах обязательного социального страхования в РФ»; 5) «О государственной социальной помощи в РФ»; 6) «О прожиточном минимуме в РФ»; 7) «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; 8) закон о «монетизации льгот»; 9) «О медицинском страховании граждан в РФ»; 10) «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Следующими источниками по своей значимости являются указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ должны обеспечивать реализацию единой государственной политики, конституционных прав граждан в области ПСО, способствовать развитию социального обеспечения и благотворительности. Акты Министерства здравоохранения и социального развития и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека; Федеральной службы по труду и занятости; Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию; Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму) стоят на следующей ступени иерархии нормативных актов, однако полномочием нормотворчества наделено только профильное Министерство, акты которого представляют собой функциональные источники права. Большое число региональных актов с сфере ПСО - особенность РФ. Субъекты РФ издают нормативные акты на основе и во исполнение федерального законодательства. Вне предметов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование. К компетенции органов местного самоуправления отнесено федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования в целом. Муниципальное образование участвует также в реализации федеральных и региональных программ по поддержке малоимущих, социальной защите детей. Они могут создавать собственные программы по поддержке граждан в трудной жизненной ситуации, большую роль играют акты Фондов социального страхования - Пенсионного, Фонда социального страхования, Федерального фонда медицинского страхования, которые представляют собой ненормативные правовые акты.

Понятие «источник права» является многозначным. В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила.

В данном аспекте оно практически совпадает по содержанию с термином «внешняя форма права» и рассматривается в настоящей главе.

В теории права выделяют следующие виды источников: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, прецедент (судебный или административный). Состав источников конкретной отрасли права определяется природой регулируемых ею отношений (Приложение. Рис.8.).

Рисунок 8. Источники права социального обеспечения

Важнейшей функцией современного государства является функция социальной защиты населения. В целях сохранения социальной стабильности государство выделяет на социальное обеспечение средства с учетом своих экономических возможностей и создает соответствующие государственные структуры. Именно поэтому веления государственных органов относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативно-правовых актов, которые служат основным источником права социального обеспечения. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Правовая база для этого заложена Конституцией РФ, в соответствии с которой общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (часть 4 ст. 15).

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Общепризнанные принципы – это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны (ст.6 ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных и других дел.

В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты, принимаемые непосредственно в организации, в том числе, локальные нормы, включаемые в коллективные договоры (Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.141; Гусов К.Н. (отв.ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.93.).

В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами, содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.).

Следовательно, сторонами этого договора и возникающих на его основе правоотношений являются работники и работодатель, а источником финансирования дополнительных выплат (например, единовременные пособия в связи с рождением ребенка, вступлением в брак и др.) – средства работодателя. Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Решение вопроса о включении локальных актов в круг источников права социального обеспечения прямо зависит от концептуального подхода к предмету данной отрасли права.

Что касается судебного прецедента, то он официально не включается в число источников российского права. Классическое определение судебного прецедента как правила, сформулированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.

Однако следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Решения Конституционного Суда (в форме постановлений и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. В качестве примера можно привести Постановление от 10.07.2007 № 9-П « По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» и др.

Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конституционного смысла положений отраслевых законов и иных нормативно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества, что в полной мере касается и социального обеспечения.

Нельзя не отметить и особое значение для правоприменительной практики постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.

Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Студентам следует хорошо усвоить разницу между материальными и формально-юридическими источниками права, понимать сущность современных теоретических взглядов на систему источников российского права.

План лекции:

Целью изучения данной темы является усвоение комплекса знаний законодательства о социальном обеспечении. Исходя из этого, основными задачами являются:

Раскрыть понятие источников социального обеспечения.

Определить классификацию источников социального обеспечения.

Определить источников по юридической силе, по сфере их действия и по кругу лиц.

1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Термин «источник права» обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.

Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Из общей теории прав мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Для права КР характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократные применения.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права. см. Законодательство

В источниках права социального обеспечения КР отражены материальные условия жизни нашего общества; с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется. Устаревшие нормативные акты право социального обеспечения отменяется или изменяется, дополняется либо применяется новая, более прогрессивные, соответствующие к рыночным отношениям.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1)по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе; 2) по сфере их действия; 3) по органам, принявший нормативный акт; 4) по форме акта; 5) по правам институтам.

По среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты законодательство в сфере социального обеспечения. Закон обладает вышей юридической силой и имеет приоритет по сравнению с другими нормативными актами. Это объяснятся тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти КР и ее субъектов. По Конституции КР вопросы регулирования отношении в области социального обеспечения относится совместной компетенции КР и ее субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие. Основной закон КР - это Конституция КР, которая была принята в результате референдума, см. Законодательство.

К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятое, см. Законодательство, постановлением ЖК. Следует отметить, что основными положениями Декларация получили законодательные закрепления в Конституции КР.

В КР охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнство, отцовство и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается от системы социальных служб, устанавливается государственной пенсией, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция КР декларирует, что права и свободы человека и гражданина является непосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции КР изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения являются Основы законодательства КР «Об охране здоровья граждан», см. Законодательство.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента КР, постановление и распоряжение Правительство КР, постановления, разъяснения Минтруда КР, Миграционной службы и др.

По сфере действия источники права социального обеспечения делятся на обшегосударственные, республиканские в составе КР и других субъектов КР (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательство о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условиях, либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

2. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно: отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляется права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписании соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения составляет международный договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с Конституции КР общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры КР является составной частью ее правовой системы. Если международным договором КР установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать вышей юридической силой по отношению к законам КР. Сюда относятся нормы международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован, см. Законодательство. Важное место отводится Всеобщей декларации права человека.

К первой группе источников также относится Конвенции МОТ. Например, Конвенция №117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляются важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматриваются в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция №118 «О равноправии социального обеспечения» (1962 г.)

Важное значение, кроме конвенции, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендации №167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашения, заключаемые странами СНГ, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государство СНГ в др. Правовое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения», заключено, см. Законодательство. В соответствии с этим Соглашением государство - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государство закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсии на территории бывших республик и реализует это право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государство СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе в области социального обеспечения.

Так, например, двухстороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством КР, вступило в силу, см. Законодательство. Можно также назвать Соглашение между Правительством КР и Правительством Республики Казахстан, а также Правительством Российской Федерации о социальных гарантиях гражданам этих стран.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы КР. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция КР. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию КР как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст., см. Законодательство.

Важное место отводится Основам законодательства КР «Об охране здоровья граждан», см. Законодательство. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получения различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующей весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах КР, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение граждан пособиями, предоставление гражданам различного вида социальных услуг, гарантирующих социальную защиту инвалидам, престарелым и т.д.

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента КР в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы государственных законов (например, Указ Президента КР «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» или Указ Президента КР «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления, см. Законодательство.).

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают постановления Правительство КР, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в КР: например, постановление Правительства КР «ОБ утверждении Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»; постановление Правительства КР, которым было утверждено положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» см. Законодательство ; постановление Правительства КР «О приемной семье»; постановление Правительство КР «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования КР» и др.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социальной защиты КР (Минтруд), так как оно является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Минтруда КР см. Законодательство, а также постановление Минтруда КР см. Законодательство «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например, приказом Минобразования КР см. Законодательство , утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством», приказом Государственного комитета по миграции и занятости см. Законодательство , утвержден Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцам и беженцам и др.

На современном этапе развития нашего государство, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией КР по предметам совместного ведения кроме нормативных актов государство издаются акты субъектов КР. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с государственными. В качестве примеров можно привести следующие нормативные акты: Указ Президента Кыргызской Республики см. Законодательство, «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей»; постановление администрации «Об установлении ставки дотаций на молоко, реализуемая сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты»; постановление главы администрации «О предоставлении льготных бытовых услуг» и др. К локальным источникам также следует отнести коллективные договоры конкретных организаций.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных актов, регулирующих общественные отношения:

1) по пенсионному обеспечению граждан;

2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;

3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения.

Контрольные вопросы

1. Как можно сформулировать понятие источника права?

3. Являются ли источниками права социального обеспечения международные договоры? Приведите примеры.

4. Можно ли признать источниками права социального обеспечения постановления и определения Жогорку Кенеша КР? Приведите примеры.

5. Какое значение придается постановлениям Пленума Верховного Суда КР по вопросам социального обеспечения?

6. Входят ли в круг источников права социального обеспечения локальные акты?

7. Как можно классифицировать источники права социального обеспечения по юридической силе и по сфере действия?

8. В каких статьях Конституции КР закреплены основные права человека в области социального обеспечения?

9. Какова компетенция органов местного самоуправления в области социального обеспечения?

10. Есть ли в системе источников права социального обеспечения, кодифицированные акты? Приведите примеры.

11. Какую роль играют указы Президента КР в регулировании отношений по социальному обеспечению? Приведите примеры.

12. Какие подзаконные акты по социальному обеспечению вы можете назвать?

Относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативно-правовых актов, которые служат основным источником права социального обеспечения. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Правовая база для этого заложена Конституцией РФ , в соответствии с которой общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (часть 4 ст. 15).

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Общепризнанные принципы - это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН .

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны (ст.6 ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных и других дел.

В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты, принимаемые непосредственно в организации, в том числе, локальные нормы, включаемые в коллективные договоры (Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.141; Гусов К.Н. (отв.ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.93.).

В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами, содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.). Следовательно, сторонами этого договора и возникающих на его основе правоотношений являются работники и работодатель, а источником финансирования дополнительных выплат (например, единовременные пособия в связи с рождением ребенка, вступлением в брак и др.) - средства работодателя. Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Решение вопроса о включении локальных актов в круг источников права социального обеспечения прямо зависит от концептуального подхода к предмету данной отрасли права.

Что касается судебного прецедента, то он официально не включается в число источников российского права. Классическое определение судебного прецедента как правила, сформулированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.

Однако следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Решения Конституционного Суда (в форме постановлений и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти , по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления , организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. В качестве примера можно привести Постановление от 10.07.2007 № 9-П « По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал » и др.

Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конституционного смысла положений отраслевых законов и иных нормативно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества , что в полной мере касается и социального обеспечения.

Нельзя не отметить и особое значение для правоприменительной практики постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.

Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Студентам следует хорошо усвоить разницу между материальными и формально-юридическими источниками права, понимать сущность современных теоретических взглядов на систему источников российского права.

Международно-правовые акты

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения . Его задачами являются также гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожительства.

Международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, принято классифицировать по различным признакам: географической сфере действия, по кругу лиц, по юридической силе и др.

По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пределах конкретного региона; двухсторонние, обязательные только для стран-участников.

В основе разделения международных актов по кругу лиц лежат особенности субъектов. Субъектная дифференциация наглядно проявляется в Конвенциях МОТ (№ 156 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями; № 143 (1975 г.) о трудящихся-мигрантах; № 169 (1989 г.) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни) и актах других международных организаций.

Характеризуя международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, нельзя не отметить Европейскую социальную хартию (Пересмотренную) 1996 г., подписанную Россией 14.09.2000 г. В Хартии проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение (ст.12) и правом на социальную помощь (ст.13). Кроме того, ст.30 закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Особое место среди международных социального обеспечения занимают акты стран-участников СНГ. Правам человека в области социального обеспечения посвящена Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996 г. между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией закрепляет в качестве главной перспективной цели - создание Сообщества интегрированных государств.

Реализация указанной цели невозможна без расширения процесса миграции рабочей силы. Правовое регулирование миграции трудоспособного населения в рамках СНГ, обеспечение социальной защиты мигрантов и членов их семей осуществляется на основе Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г.

Первым шагом на пути гармонизации национального законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

Государства СНГ подписали уже целый ряд Соглашений по вопросам социального обеспечения: Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств от 24.12.93г., Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых государств 1996 г. и др.

Большой круг вопросов социального обеспечения регулируется межправительственными соглашениями государств-участников СНГ: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур от 27.04.1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 г. и др.

Классификация нормативно-правовых актов

Указы Президент РФ касаются широкого круга вопросов социального обеспечения. В частности, Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. утвержден перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих; Указом Президента РФ от 26.06.2001 г. повышен размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными; Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и т.п.

Постановления Правительства РФ не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых федеральных законов и Указов Президента РФ, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.

Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные трудовые пенсии.

Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь.

Довольно активное участие в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции принимают министерства и ведомства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области здравоохранения, социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, женщин и детей, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения. В ведении этого министерства находится разработка предложений по совершенствованию законодательства о социальном обеспечении, подготовка по поручениям Правительства РФ заключений по проектам законов, а также нормативных актов министерств и ведомств РФ, обобщение практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ.

Большое количество нормативных правовых актов принимается органами исполнительной власти (например, Правительством РФ, Министерством финансов РФ) совместно с государственными внебюджетными фондами - Пенсионным фондом, Фондом обязательного социального страхования, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.