Верховенство Закона - господство нормативного акта, принимаемого высшим законодательным органом страны, над иными подзаконными актами. В данном случае верховенство закона рассматривается как принцип законности, под которым понимается подзаконных нормативных актов и актов право применения предписаниям конституции и законам. Это означает, что ни один подзаконный акт не может противоречить закону,а акт правоприменения должен приниматься в точном соответствии с нормами закона. Особая процедура принятия закона, регулирование им наиболее важных общественных отношений и предопределяют ту роль, которую он играет в правовой системе государства. В этом смысле принцип верховенства закона действует только в странах романо-германской системы права (к которым относится и РФ). В других правовых системах закон не занимает главенствующего места в ряду источников права, нередко уступая по значению (в теории или на практике) судебному прецеденту, религиозному предписанию или правовому обычаю. Особый аспект имеет принцип Верховенство Закона в федеративных государствах, где он является выражением государственного суверенитета на всей территории страны. ФЗ имеют высшую силу по тем вопросам, которые отнесены к исключительному ведению федерации или совместному ведению. Ситуация, когда законы субъектов федерации противоречат общефедеральным, может привести к "войне законов" - крайне негативному и нежелательному явлению, подрывающему правовые основы федерального государственного устройства. Верховенство Закона можно рассматривать и как формальный принцип правового государства (формальный потому, что в демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву). В данном контексте Верховенство Закона означает ограничение государства правовыми предписаниями, закрепленными в форме закона.
Верховенство (господство) права предполагает прежде всего наличие законов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность государственной власти с правовыми законами, то есть правом.
Пять основных принципов верховенства права:
Правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;
Разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью;
Представительная демократия, процедурные и существенные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц (защита личной свободы и личного достоинства);
Ограниченное правительство и федерализм;
Судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.
основной признак правового государства, состоящий в том, что официальное законодательство и правоприменительная практика выражают ценности свободы, равенства и справедливости, гарантируют основные права и свободы человека и гражданина.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА
принцип конституционного строя РФ, означающий связанность государства, его органов и должностных лиц правом, основными правами и свободами человека и гражданина. В.п. проявляется в верховенстве закона - одном из важнейших принципов правовой системы, определяющем приоритет, господствующее положение закона в системе правовых актов государства, обеспечиваемые системой материальных и юридических средств. Наиболее полным практическим выражением верховенства закона является его особая юридическая сила. Высшая юридическая сила закона обеспечивается тем, что принятие закона - это прерогатива высшего представительного органа государственной власти; никакой другой орган не вправе приостановить или упразднить закон; правовые акты должны соответствовать закону; в случае коллизий между законом и иными правовыми актами приоритет принадлежит закону. Принцип верховенства закона утверждает принадлежность власти народу и осуществление ее непосредственно народом или представительными органами народа. Закон выполняет роль фундаментальной (базовой) конструкции правовой системы. В Концепции национальной безопасности РФ - программном документе укрепления российской государственности отмечается, что единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции РФ над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях. Отличное определение
Неполное определение ↓
Закон играет важнейшую роль в любом цивилизованном государстве. В Российской Федерации устанавливается принцип верховенства права, согласно которому все сферы общественный жизни строго регламентируются законом. Об этом принципе будет подробно рассказано в статье.
О формировании законов
Верховенство права является основополагающим принципом законности. В государстве не может существовать чего-то, что имело бы силу большую, чем закон. Но что представляют собой законы, и как именно они формируются? Для начала стоит обратить внимание на Конституцию. Это основной государственный закон, положениям которого должны соответствовать все остальные нормативные акты страны.
Вторым по значимости законом является свод кодексов. Кодексы регулируют различные общественные отношения. В России существует гражданский, административный, уголовный, семейный, земельный и прочие виды кодексов. В каждом нормативном акте содержится ряд разделов и статей, конкретизирующих те или иные социальные сферы.
В третью группу входят Федеральные законы и различные локальные акты. Подобного рода сборники норм издаются для регулирования отдельных сфер общественных отношений.
Сами законы формируются в ходе законотворческого процесса. Процесс будет иметь разные формы в зависимости от того, где и для чего принимается нормативный акт.
Концепция верховенства права
Представленная концепция не может иметь множества вариаций, так как имеет конкретный смысл. Это своеобразная доктрина, которая закрепляет равенство всех людей перед правом. Так, человек не может быть подвержен наказанию, если он не сделал ничего противоречащего закону. Никто не вправе обвинять кого-то без имеющихся на то причин. При этом совершенно неважно, какой социальный статус имеет человек, сколько он зарабатывает, какое у него мировоззрение и т. д. Принцип верховенства права позволяет защитить гражданина, помочь ему обрести уверенность в законности и справедливости.
Имеет рассматриваемый принцип и вторую трактовку. Так, все нормативные акты должны подчиняться какому-то закону, который считается основным. В России таким законом является Конституция.
История концепции
Рассматриваемый принцип был разработан много веков назад. Одним из первооткрывателей концепции верховенства закона был древнегреческий философ Аристотель, который заявлял о том, что "править должен закон". Того же мнения придерживался Цицерон. Знаменитым стало его изречение "Мы все - рабы закона".
Рассматриваемая концепция была распространена и на востоке. "Легисты" Древнего Китая в период нахождения у власти устанавливали суровые наказания за самые разные проступки. При этом китайцы считали закон скорее средством властителей, чем народным инструментом влияния на государственные верхи.
Концепции верховенства права придерживались и богословы. Фома Аквинский, например, считал верховенство права "инструментом бога", а также "установленным порядком естества".
Сам термин "законность" начал использоваться только в начале 17 века. В 1610 году Палата общин подала петицию Якову I, в которой признавала закон выше монарха. Тем не менее, сам король посчитал подобную концепцию "изменой".
Признаки верховенства права
Соблюдение принципа приоритета законности необходимо в любом правовом государстве. Такое государство обладает множеством самых различных признаков, среди которых основными являются:
- приоритетность права над законом (речь идет о недопустимости противоречия законов основному правовому акту в стране);
- тесная связь правовой системы и государственного устройства (все государственные органы базируются на российском праве);
- приоритетность прав и свобод человека над государственными интересами.
В чем должен проявляться конституционный принцип "Россия - правовое государство"? Стоит обратить внимание на следующие моменты:
- принимаемые законы, указы и постановления не должны противоречить праву, а именно российской Конституции;
- деятельность государственных органов и должностных лиц должна подчиняться праву;
- правоприменительная практика судебных инстанций должна обеспечивать защиту нарушенных прав.
Все представленные условия характеризуют принцип верховенства права.
О роли принципа
Рассматриваемый принцип действует далеко не во всех государственных образованиях. Верховенство права возможно обеспечить лишь в тех странах, где господствует либеральный или демократический правовой режим.
Какую роль играет приоритетность законности в любом государстве? Самое важное, что представленный принцип не допустит развала страны и произвола. Если законодатели получат возможность принимать абсолютно любые нормативные акты, то в государстве попросту начнется хаос. На данный же момент представители законотворческой деятельности ограничены в своих правах положениями Конституции.
Не стоит путать верховенство закона с приоритетностью права. В первом случае речь идет про общеобязательность исполнения нормативных актов, а во втором - про необходимость соответствия законов нормам Конституции.
Законность принципа
Принцип верховенства права также должен иметь законный характер. Речь в данном случае идет про соответствие международным правовым нормам. Так, в статье 15 российской Конституции говорится о приоритете всемирных норм перед национальными.
Большую роль в реализации рассматриваемого принципа играет правоприменительная практика. Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного права, а также судов общей юрисдикции должны выноситься строго в соответствии с положениями основного закона страны. Не должны допускаться коллизии между федеральными законами или договорами международного характера.
Принцип верховенства и приоритетности права порождает множество других принципов, в частности: конституционности, независимости судей, гуманности, приоритета международного права, а также разделения властей.
Верховенство права: проблемы с концепцией
Несложно догадаться, что одного принципа верховенства правовых основ для эффективной работы государственной и судебной системы будет недостаточно. Принцип будет обеспечиваться лишь в том случае, если у российского гражданина сформировано особое сознание. Высокий уровень правовой культуры среди населения - вот что действительно поможет государственной системе.
С самой концепцией, по мнению различных специалистов в области юриспруденции, существует немало трудностей. Основной проблемой является наличие большого количества правовых коллизий и юридических дыр. Многие положения различных федеральных законов до сих пор не соответствуют основному закону страны. При этом сами законодатели не обращают на подобную проблему никакого внимания.
Реализация концепции на практике
Принцип верховенства права и закона в правовом государстве должен применяться постоянно. Какие именно существуют частные случаи, связанные с рассматриваемой юридической концепцией?
Во-первых, абсолютно каждый российский гражданин имеет возможность совершать какие-либо действия, опираясь на законодательную базу страны. Во-вторых, все нормативные акты - в том числе локальные, региональные, правительственные и прочие, должны соответствовать положениям федеральных законов.
Получается некая иерархия, при которой нижестоящие законы подчиняются вышестоящим. Основным законом здесь является российская Конституция. При этом заявить о несоответствии какого-то закона установленным нормам может абсолютно любой гражданин. Достаточно будет обратиться в суд и указать на возможные нарушения.
Далеко не все юридические принципы осуществляются на практике. Однако верховенство права и законность являются здесь исключениями. Граждане постоянно сталкиваются с законами и их соотношением.
Обеспечение принципа сегодня
World Justice Project - международная неправительственная организация, ежегодно публикует интересные статистические данные. В 2012 году была представлена информация о том, какие именно страны наиболее привержены принципу верховенства права. Статистика была выстроена на основе самых различных показателей. Здесь стоит обратить внимание на следующие факторы:
- уровень порядка и безопасности;
- фундаментальные права;
- государственная открытость;
- уровень коррупционных преступлений;
- справедливость правосудия (в частности, уголовного и гражданского);
- открытость правительства и т. д.
Верхние строчки рейтинга заняли страны Скандинавии: Нидерланды, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция и др. С Российской Федерацией все обстоит не лучшим образом. Из 97 стран, указанных в рейтинге, наше государство не выходит за рамки 65 места. Несколько лет назад даже заняло 92 строчку. Соседствовать в рейтинге России приходится со странами Малой и Центральной Азии, Африки и Восточной Европы.
Многие научные и практические работники нередко применяют в своих исследованиях понятие «верховенство права», зачастую глубоко нс вдаваясь в его природу. Термин «верховенство права» включается также в многочисленные и весьма противоречивые международные юридические документы, содержащие самые разнообразные точки зрения, связанные, например, с его содержанием и сущностью.
Более того, например. В.А. Виноградов полагает: «...в ряде случаев - это всего лишь «правовая мимикрия», когда копируется внешняя форма, при этом содержание остается свое
собственное» 1 . Видимо, невозможно исключать и такую возможность использования термина (понятия) «верховенство права». Весьма характерным представляется вывод В. Leoni. который верховенство нрава связывал с «неким идеалом, без сомнения берущим начало от идеи свободы личности, понимаемой как свобода от неправомерного произвольного посягательства на права личности кого бы то ни было, включая представителей власти» .
11о мнению О.Х. Филипса, «Исторически эта фраза (верховенство права В. Е.) использовалась в отношении веры в существование закона, обладающего властью божественной или естественной выше власти земных правителей, т. с. закона, эту их власть ограничивающего» . «Вера» в существование такого «закона» конечно оставляла открытым вопрос о его природе и о действительном соотношении с «законом» «земных правителей». Однако важно другое: в соответствующем контексте данное понятие появилось ещё у Платона и Аристотеля, а затем получил, свое дальнейшее развитие у христианских философов. Например. Аристотель противопоставлял верховенство нрава верховенству какого-либо индивидуума. а Фома Аквинский рассматривал его как комплексную концепцию, включающую целый ряд правовых и институциональных инструментов «по защите граждан от власти государства» 1 . В связи с этим считаю необходимым вновь обратиться к анализу понятия (термина) «верховенство права», по уже с позиций юридического позитивизма, научно обоснованной и научно дискуссионных концепций интегративного правопонимания.
Концепция верховенства права в Англии формировалась судами общего нрава еще начиная с XIII в. Например. Г. Брактон во время правления Генриха II полагал: король «должен подчиняться Богу
и праву, потому что Право создаст короля» 1 . В дальнейшем эта позиция. сформированная примерно в 1260 г., нашла свое развитие как в научных работах, так и в решениях судов общего права.
Например, в решении по делу Бонхама (1610 г.) судья Э. Коук пришел к выводу о том, что акты британского парламента могут быть судами признаны недействующими, если они противоречат общим правам и здравому смыслу либо являются отвратительными и неисполнимыми .
Как утверждает М. Крайгир, «в соответствии с традицией общего права общепринятой практикой было на протяжении долгих лет времени считать, что «издревле обретенное собрание неписаных заветов и обычаев» являлось главным источником права и единственным способом подтвердить, что та или иная сентенция есть норма общего права, показав, что она всегда соблюдалась согласно обычаю». В пользу такого обычая свидетельствовало... наличие другого незакоиодательного источника, а именно решений судов по конкретным делам, им представленным. Это и было «общим правом», которое сторонники концепции верховенства права в XVII веке предпочитали повелениям своего короля. Отсюда «общее право» - это «право, сформированное сложившейся практикой, право, не созданное ио воле, приказанию или праву самодержца, ограничивало его правление, лишая его возможности творить произвол... Конечно, сегодня... в XVIII веке... законодательство превысило обычаи судебного обихода и даже судебные решения, став главным и все более властным источником права также и в случаях общего права, по аналогии с остальным миром» (выделено авт. - 8. Е.). Отсюда. думаю, возникает риторический вопрос: в странах общего права в настоящее время «правом» является преимущественно «законодательство»?
Англо-американская концепция верховенства права прежде всего состоит из двух важнейших и взаимосвязанных компонентов:
компонента правопорядка, выражающегося в обязательстве каждого гражданина подчиняться закону, и компонента ограничения власти правительства, состоящего в обязательстве правительства действовать в рамках права. В соответствии с теорией общественного согласия, выдвинутой Дж. Локком, во-первых, власть дается правительству с согласия народа. Во-вторых, единственной целью правительства является защита прав граждан. Если правительство этого нс делает, то граждане имеют право призвать такое правительство к ответу 1 . В этой связи в соответствии с англо-американской концепцией верховенства нрава негативные права граждан, существующие объективно, ограничивают государственную власть. В то же время согласно континентальной концепции верховенства права правительство ограничивает себя само, предоставляя гражданам лишь позитивные нрава.
Л.В. Дайси в 1885 г. использовал понятие «верховенство права» для установления ограничений, налагаемых на британское правительство. «Верховенство права. - писал он, - по сей день остается отличительной особенностью английской конституции. В Англии никто не может нести наказание или возмещать убытки за любые свои деяния, если те не запрещены законом в явной форме. Законные права и ответственность каждого гражданина неизменно определяются обычными судами королевства, а нрава каждого человека в гораздо меньшей степени представляют собой результат действия нашей конституции, чем той основы, на которой конституция базируется» . Далее, развивая свою точку зрения, А. В. Дайси подчеркивал: «движение правового позитивизма, разработанное Дж. Веитамом. Дж. Остином и другими, согласно которому право определяется государством, является ио сути своей инструменталистским и никак нс согласуется с концепцией верховенства права» . Таким образом, британская концепция верховенства права прежде всего основывалась лишь на судейском праве и на ограничении только исполнительной власти государства. При таком понимании понятия «верховенство права» остаются откры
тыми вопросы о формах национального и международного права, разграничении права и неправа, а также об ограничении органами судебной власти не только исполнительных, но и правотворческих органов государственной власти.
Отцы-основатели США попытались разрешить некоторые из названных выше вопросов, создав систему органов государственной власти, в которой каждый орган государственной власти контролировал бы другие органы. "Гак, Джемс Мэдисон писал: «Наилучшая защита от постепенной концентрации нескольких властей в одном ведомстве состоит в предоставлении тем, кто этим ведомством управляет, необходимость конституционных средств II личных мотивов для противопоставления посягательствам других... То есть нужно сделать так. чтобы амбиции одних противостояли амбициям других. В Декларации независимости основатели США установили: власть государства основывается на согласии ее управляемых, права граждан - первичны, неотъемлемы и не дарованы государством, а задача государственной власти состоит в защите неотъемлемых прав граждан от посягательств на них как самого государства, так и иных лип».
Как видим, ни английский, ни американский варианты концепций верховенства права не дают теоретически убедительных и практически необходимых ответов на важнейший вопрос: что же является правом? Закон? «Законодательство»? Судебная практика? Нечто иное? Роско Паунд - один из наиболее известных американских юристов середины XX в. попытался ответить на этот вопрос: «Статуты уступают перед устоявшимися навыками правового мышления, которое мы называем общим правом. Судьи и юристы, нс колеблясь, утверждают, что существуют надконституцнониыс ограничения законодательной власти, которые ставят догмы общего права за пределы досягаемости статутов» 1 . Судья Верховного суда США Оливер Всндел Холмс также пришел к весьма неопределенному и дискуссионному выводу: вопросы Конституции должны рассматриваться «в свете нашего опыта, а не только в контексте того, что было сказано сто лет назад» . Кроме того, О. В. Холмс выработал знаменитую идею, выраженную в формуле: «Жизнью пра
ва является не логика, а опыт» 1 . Однако, если опыт является «жизнью» права, то все-таки остаётся открытым вопрос: что же является собственно правом?
В связи с продвижением России на Восток, по справедливому замечанию Т.Я. Хабриевой. «... все более укрепляются такие тоталитарные и восточные элементы государственной жизни, как «верховное право правителя» (imperium). Усиливаются авторитарные формы организации власти, а достаточно развитые формы самоуправления вечевые собрания, земские соборы и т. д. предаются забвению. Этот перелом произошел в правление Ивана Грозного. В это время создается новая концепция самодержавної!, ничем не ограниченной царской власти. Отпечаток восточных традиций можно обнаружить и в более поздней российской истории...» .
В качестве предпосылок появления российской модели концепции верховенства права Г.Л. Гаджиев называет «добротную конституцию и судебную власть, развивающую прецедентные начала в праве» ’. С одной стороны, он справедливо напоминает, что «... судебное правотворчество... существовало во второй половине XIX в. благодаря деятельности Правительствующего Сената» , с другої! - оставляет открытым вопрос об иных формах национального и (или) международного права и не приводит достаточных и убедительных теоретических аргументов в пользу судебного правотворчества. Кроме того. Г. А. Гаджиев делает самостоятельный и весьма характерный вывод: «Российская судебная доктрина верховенства права находится в самом начале своего становления, развиваясь с учетом исторически сложившейся правової! традиции континентальної! правовой семьи» .
Вместе с тем, правовые традиции континентальной правовой семьи, на мой взгляд, в большей степени основаны на концепции
не верховенства права, а правового государства, в соответствии с юридическим позитивизмом ограниченного прежде всего собственными законами, «законодательством». Характерно и собственное замечание Г.А. Гаджиева: «...суды на континенте, руководствуясь концепцией правового государства, ие играют той роди в политическом устройстве страны и не влияют на общественное мнение так, как английские и американские суды»’ (выделено мной. - В. Е.).
В юридической литературе традиционно выделяют «Восемь принципов Лона Фуллера» в процессе исследования верховенства нрава и правового государства. Среди этих принципов называются: 1) всеобщность (generality), 2) общеизвестность (notice or publicity), 3) перспективность (prospectivity), 4) ясность (clarity), 5) непротиворечивость (consistecy), 6) соответствие (conformability), 7) постоянство (stability), 8) сравнимость (congruency) . В свою очередь К. Штерн выработал принципы правового государства, которое он традиционно ограничивает только конституционным государством. Среди них К. Штерн выделяет: 1) человеческое достоинство. свободу и равенство. 2) контроль за государственной властью, 3) законность (только законность, а не соответствие принципам и нормам права, содержащимся во всех формах национального и (или) международного нрава, реализующегося в государстве - В. Е.), 4) юридическую защиту, 5) возмещение вреда. 6) защиту от злоупотребления властью 1 .
Однако, во-первых, данные «принципы» нс являются основополагающими (общими) принципами собственно национального и (или) международного права, реализующимися в государстве, самостоятельными формами права: во-вторых, перечень подобных «принципов» возможно было бы бесконечно расширять; в-третьих, названные «принципы» носят самый общий и весьма неопределенный характер; в-четвертых, ио наличию или отсутствию названных «принципов» будет весьма затруднительно разграничивать государства, в которых право господствует или отсутствует, а также
дифференцировать «правовые» государства от «неправовых» государств.
Как представляется, понятие «верховенство права» предусматривает соответствие праву любых действий (бездействия) должностных лиц. а также национальных правовых и индивидуальных актов органов государственной власти и муниципальных органов. Однако в некоторых странах сущность концепции «верховенства права» со временем была значительно искажена, отождествляется с «rule by law», «rule by the law» или даже «law by rules». По мнению В.А. Шарандина и Д.В. Кравченко, такое толкование дало возможность правительствам совершать авторитарные действия 1 . Многие специалисты полагают, что концепция «верховенства права» более точно переводится на английский язык «supremacy of law», а ие «rule of law».
В отчете Венецианской комиссии от 25-26 марта 2011 г. концепция «верховенство права» («supremacy of law») характеризуется весьма неопределенно и спорно шестью признаками: законностью, в том числе прозрачностью, подчиненностью и демократичностью процесса принятия законов: правовой определенностью: недопущением произвола: доступом к правосудию, осуществляемым независимым и беспристрастным судом, включающим судебный контроль актов, принятых в административном порядке; соблюдением нрав человека: недискримииацней и равенством перед законом (п. 41 Отчета) .
В перечне этих признаков концепции «верховенства права» прежде всего обращает внимание и вызывает сомнение ограничение «всего» права только «законностью», «законами». Как представляется, такая трактовка признаков «верховенства нрава» Венецианской комиссией в конечном результате неизбежно может привести к отождествлению концепций «Supremacy of law» и «Rechtsstaat».
В свою очередь, организация World Justice Project выделяет только четыре признака концепции «верховенства права», но так
же формулирует их лишь в самом общем виде: «I) государственная власть, ее должностные липа и представители, равно как и человек или организация подчинены праву; 2) законы являются определенными, публикуемыми, стабильными и справедливыми, применяются равным образом по отношению ко всем и защищают базовые права, в том числе безопасность и защищают личность и собственность; 3) законодательный процесс является открытым, справедливым и эффективным; 4) правосудие отправляется компетентными, моральными и независимыми представителями и нсіітральньїмн лицами...»’.
С одной стороны, организация World Justice Project подчеркивает необходимость «подчинения* государственной власти, се должностных лиц и представителей, а также физических и юридических лиц праву в целом, а не только «закону*. С другой стороны, она не дает определение права и его соотношения с «законом* и, к сожалению, во втором и третьем признаках авторы ограничиваются только «законами» и «законодательным процессом». Отсюда возможно сделать как минимум два вывода. Первый - переводы терминов «верховенство права» и «правовое государство» оставляют желать лучшего. Второй и более существенный: концепции «верховенство права» и «правовое государство» нуждаются в дальнейшем и более глубоком исследовании.
В общей теории права открытым остается и другой важный вопрос: какова природа «верховенства права»? Так. Дж.Р. Снлкенат пишет: «...Принцип верховенства права... фактически включает в себя различные доктрины и концепции. Более того, верховенство права является постоянно развивающимся, «живым» принципом... .этот принцип постоянно эволюционирует» . Отсюда возникает целый ряд вопросов. Первый: верховенство права является принципом чего? Второй: «принцип верховенства права» все-таки является принципом, доктриной или концепцией? Третий: если «принцип верховенства права» является «живым», то какова же его природа, сущность и содержание хотя бы в современный период?
Более того, рассматривая верховенство права как принцип, Джеймс Р. Силкеиат, ссылаясь далее на «более глубокое определе-
пне верховенства права», сделанное в проекте World Justice Project, соглашается с рассмотрением верховенства права в качестве системы, «в которой соблюдаются четыре универсальных принципа» 1 . В их числе World Justice Project называет: «1. Государственный аппарат и его должностные лица и официальные представители подчиняются праву. 2. Нормативные правовые акты являются ясными и определенными, официально публикуются, отвечают требованиям стабильности и справедливости и направлены на обеспечение и защиту основных нрав, в том числе защиту личности и собственности. 3. Процесс принятия, исполнения н обеспечения действия нормативных правовых актов является открытым, справедливым и рациональным. 4. Правосудие осуществляется компетентными, высокомо- ральиымн и независимыми заседателями или нейтральной стороной, которые имеются в государстве в достаточном количестве, обладают адекватными ресурсами и отражают структуру общества...» .
С одной стороны, в первом «универсальном принципе» справедливо говорится о «подчинении праву», хотя и не уточняются формы национального и (или) международного права. Вместе с тем, с другой стороны, как это ни странно, во втором и третьем «универсальных принципах» авторы почему-то ограничиваются только внутригосударственными правовыми актами, являющимися лишь одной из форм и только национального права. Отсюда, думаю, верховенство права (если его рассматривать как принцип) нельзя ограничивать только принципом законности, соблюдением лишь законов, содержащихся в «национальных правовых актах». Кроме того, организация World Justice Project, как и многие другие организации, не отвечает на важнейших вопрос: «верховенство права» это «верховенство» чего и над чем (кем)?
В.Д. Зорькин как верховенство права, так и правовое государство относит к «конституционным принципам» - ". Другие авторы, разделяющие идею отнесения верховенства нрава к принципам, например. В.Л. Виноградов, полагают, что «принцип верховенства права»
состоит из целого набора входящих в них конституционно-правовых «субпринципов»’. Вместе с тем, как представляется, во-первых, весьма спорно относить что-либо из названного к «принципам права» вообще. На мой взгляд, основополагающие (общие) принципы национального и (или) международного нрава, являющиеся самостоятельными формами национального и (или) международного права, а также специальные принципы национального и (или) международного права, содержащиеся в иных формах национального и (или) международного нрава, являются самостоятельными и первичными средствами правового регулирования общественных отношений по сравнению с нормами нрава, выработанными в формах национального и (или) международного права и реализующимися в государстве. При таком теоретическом подходе, полагаю, во-первых, дискуссионно относить «верховенство права» к принципам национального и (или) международного права. Во- вторых, Конституция России, безусловно, фундаментальный вид национальных правовых актов. Вместе с тем, в России реализуются и другие формы как национального, так и международного права. Отсюда право, реализующееся в России, в целом прежде всего объективируется в принципах и нормах права, содержащихся не только в Конституции, ио и в иных видах правовых актов, а также в других формах национального и (пли) международного нрава.
По мнению Г.А. Гаджиева, «не только верховенство нрава и правовое государство различаются между собой, но и верховенство права не существует (и ие может существовать) как универсальная, общеобязательная концепция. Скорее всего... «семья взаимосвязанных концепций». Если быть более точным сообщество однородных. но имеющих существенное различие судебных доктрин... верховенства права в России развивается прежде всего, как судебная доктрина, при практически пассивном участии законодателя и доктрины» . Вместе с тем, если рассматривать доктрину как сло
жившуюся систему научных взглядов, получившую частичное или подавляющее признание как в научном, так и в практическом юридическом сообществе, то с выводом Г.Л. Гаджиева вряд ли возможно согласиться. Даже сам Г.Л. Гаджиев признает, что «российская судебная доктрина верховенства права находится в самом начале своего становления» . Думаю, действительно сложившаяся и получившая всеобщее признание доктрина верховенства права не только в России, но и в мире в целом ещё ждёт своих дальнейших глубоких исследований.
Традиционно считается, что наиболее полно концепция верховенства права разработана Л. Дайси в работе «Основы государственного права Англии», в которой он писал:
«Никто нс может быть наказан и поплатиться лично или своим состоянием иначе, как за определенное нарушение закона, доказанное обычным законным способом перед обыкновенными судами страны...
Жители ограждены от произвола власти... (и) подчиняются законам. а не капризам...
У нас пег никого, кто был бы выше закона... всякий человек, каково бы ни было его происхождение, подчиняется обыкновенным законам государства и подлежит юрисдикции обыкновенных судов. ... Конституция основана на верховенстве права, потому что общие принципы конституции... являются у пас результатом судебных решений, определяющих права частных лиц.
В отдельных случаях представляемых на решение судов...
Самые чрезвычайные полномочия, которые даются или санкционируются статутами, не могут быть действительно неограниченны, так как они зависят от выражении самого акта, и главное от того толкования, какое дадут статуту суды...» 2 .
Вместе с тем. с позиции современной общей теории права возможно ли выводы о верховенстве права, к которым пришёл Л. Дайси, признать сложившейся доктриной, т. с. устоявшейся системой убедительных и достоверных научных взглядов, получивших признание хотя бы среди большинства научных и практических работ
ников? Думаю, нет. Во-первых, в данной цитате А. Данси четыре раза применил термин «закон», а не «право» и не уточнил их содержание. Во-вторых, Л. Даней дискуссионно утверждал о том, что «Конституция основана на верховенстве права, потому что общие принципы конституции... являются у нас результатом судебных решении»’. На мой взгляд, специальные принципы как национального. так и международного права, реализующиеся в государстве, могут быть выработаны во многих его формах. Не только принципы права, содержащиеся в Конституции, являются результатом практической деятельности всех участников правоотношений и впоследствии лишь могут найти свое отражение в судебных решениях. В-третьих, «статут» (правовой «акт») является лишь одной из форм национального права, который не может исключать иных форм как национального, так и международного права. В-четвертых, суды вправе давать лишь буквальное толкование «статутов» (правовых «актов») и исключать в своей практике расширительное и ограничительное толкование права.
Таким образом, концепция «верховенства права», основанная лишь на отрицании деспотизма и произвола власти, разработанная Л. Дайси, требует своего дальнейшего и более глубокого развития. В отличие от нрава времен Л. Дайси современное право, как родовое понятие выражается не только в исследованных нм статутах, ио также и в иных формах как национального, так и международного права. Безусловно, для Англин времён Альберта Бенна Дайси сделанные нм выводы являлись ие только научным прорывом, но и человеческим подвигом. Однако нс следует забывать, что концепцию «верховенства права» он прежде всего использовал применительно к привлечению лиц к уголовной ответственности и исключительно в случаях нарушения статутов, а не на основании произвола должностных лиц, то есть формального равенства всех перед законом. В современный период концепция «верховенства права» должна иметь значительно более глубокое содержание и, следовательно, нуждается в существенном теоретическом переосмыслении.
Лорд Бингхем (Bingham) в 2006 г., анализируя первую статью Закона Великобритании о конституционной реформе 2005 г., уста-
повившей, что Закон нс повлияет негативным образом на «существующий конституционный принцип верховенства права», обоснованно заметил: суды регулярно ссылаются на верховенство права, по не указывают, что они под этим понимают. Более того, многие авторы убедительно сомневаются в значении и ценности указанного понятия, например. Раз (Raz). Финнис (Finnis), Шкляр (Scklar), Валдроп (Waldron) и Таманаха (Tamanaha) 1 .
Индекс верховенства права, ежегодно издаваемый в рамках проекта World justice Project, оценивает верховенство права с использованием следующих индикаторов: 1) ограниченные полномочия государственного аппарата: 2) отсутствие коррупции; 3) порядок и безопасность: 4) основные права: 5) открытое правительство; 6) надлежащее правоприменение: 7) гражданское судопроизводство; 8) уголовное судопроизводство. Па мой взгляд, во-первых, данные «индикаторы» носят весьма неопределённый характер и могли бы быть применены к самым разнообразным, как правовым, так и неправовым явлениям. Во-вторых, думаю, перечень таких «индикаторов» с такой же долей вероятности возможно было бы 11 род ол жать бес конечно.
В специальной литературе активно изучается трактовка верховенства права, высказанная Таманахой. По его мнению, «верховенство нрава, но своей сути, требует, чтобы должностные лица и граждане подчинялись и действовали в обязательном порядке на основе права. Это основное требование влечёт установление минимального набора признаков: право должно быть установлено заранее (относится к будущему), быть обнародованным, общим, чётким, стабильным и определённым и применяться ко всем. В случае отсутствия этих признаков наличие верховенства права не признаётся» . Вместе с тем, «минимальный набор признаков» верховенства права, предлагаемый Таманахой, во-первых, нс является оригинальным. Названные «признаки» возможно в равной степени относить как к отдельным формам национального права (в частности, к национальным правовым актам или обычаям), так и к национальному праву во всех его формах в целом. Во-вторых,
Тамаиаха не указал формы международного и национального права. В-третьих, не разъяснил, над чем (кем) же «право» верховенствует.
Традиционно в самом общем виде специалисты рассматривают концепцию «верховенство права» как противоположность произволу. Однако в этой связи остаётся открытым вопрос: произволу каких органов или лиц? Так. верховенство права по Данси сводилось лишь к ограничению исполнительной власти и нс включало ограничение законодательной власти парламента. Вероятно, такое ограниченное понятие верховенства права основывалось на юридическом позитивизме и концепции «верховенства парламента».
М. Крайгир обосновано заметил: «...пишущие о верховенстве права часто различают его «тонкие» или «формальные» концепции. с одной стороны, п «толстые», «существенные» или «материальные» концепции - с другой. Первые ограничиваются формальными свойствами законов и правовых институтов, ставящих своей целью верховенство права. Вторые же требуют включения существенных элементов более широкой концепции идеального общества и государства - демократического, с рыночной экономикой, уважением прав человека или чего-либо подобного»". По мнению Крайгира, «современные правоведы - аналитики предпочитают первый путь. Они зачастую даже принимают... или расширяют... восемь известных принципов Лона Фуллера, относящихся к тому, что сам он называл «зтикоіі права», в том смысле, что эти принципы являлись определяющими характеристиками верховенства права, даже если эти правоведы не соглашались с Фуллером относительно того, заслуженно ли эти принципы именуются морально-этическими. По словам Фуллера, эти принципы заключались в том, что должны существовать некие правила, которым нужно быть общеизвестными, предсказуемыми, понятными, непротиворечивыми, принципиально выполнимыми и достаточно стабильными - с тем чтобы граждане могли ориентироваться на них в своих действиях, - а также осуществляемыми посредством методов, совпадающих с их условиями»-.
Как «тонкие», так и «толстые» концепции «верховенства нрава» представляются теоретически дискуссионными, а практически неэффективными. «Тонкие» концепции «верховенства нрава», ограничивающиеся «формальными свойствами законов и правовых институтов, ставящих своей целью формирование верховенства права», во-первых, ограничиваются прежде всего «законами» и не включают в единую систему права иные формы национального и (или) международного права. Во-вторых, с позиции научно дискуссионных концепций интегративного иравоионимания в концепцию верховенства права традиционно ключают, например, «правовые институты, ставящие своей целью формирование верховенства права», на мой взгляд, нс имеющие достаточно определённой природы и являющиеся неправом. Следовательно, сторонники «тонких» концепций «верховенства права», с одной стороны, исходя из юридического позитивизма, прежде всего ограничиваются только одной формой внутригосударственного права «законом», «законодательством» (а точнее - национальными правовыми актами); с другой стороны, противореча сами, себе, в соответствии с научно дискуссионными концепциями интегративного правопо- нимания включают в право также и неправо - «правовые институты, ставящие своей целью формирование верховенства права».
Учитывая изложенные теоретические аргументы, хотелось бы присоединиться к теоретически убедительному выводу А.Ф. Черданцева и Н.А. Власенко: «С позиции онтологии в понятие права мы ие должны включать разноплановые явления (на мой взгляд, точнее - разнородные явлення. - В. Е.), хотя и в чём-то связанные между собой. В этой ситуации право лишается онтологической однородности, монолитности и становится явлением неопределённым» . Как представляется, с позиции онтологии, исходя из научно обоснованной концепции интегративного понимания права, теоретически более обосновано, а практически необходимо, включать собственно в «право» только однородные и лишь правовые явления - прежде всего принципы и нормы права, содержащиеся в единой, развивающейся и многоуровневой системе
форм национального и (или) международного права, реализующиеся в государстве. В результате право будет находиться в непрерывном диалектическом развитии от неопределенности к большей степени его определенности. При таком теоретическом подходе определенность нрава возможно рассматривать ие только как соответствующее качество права, ио и как цель совместной деятельности управомоченных правотворческих органов, организаций и т. д„ к которой необходимо постоянно стремиться.
Убежден, теоретически ещё более спорными, а практически контрпродуктивными являются «толстые» концепции «верховенства нрава», основанные на научно дискуссионных различных концепциях интегративного правопонимания, требующих включения существенных элементов более широкой концепции идеального общества и государства - «демократического, с рыночной экономикой, уважением прав человека или чего-либо подобного», т. е. неправа. Полагаю, подобное «размывание» права неправом в результате может привести (и приводит) к разнообразной и даже противоречивой правоприменительной (в том числе - судебной) практике, а, следовательно, к нарушению прав и правовых интересов физических и юридических лип .
Характерно, что в английской концепции «верховенства права» «государство» вообще ие содержится. По мнению. М. Краіігира, это связано с тем. что «... английская традиция долгое время придерживалась плюралистического подхода в своей концепции источников права... с множеством взаимодополняющих и конкурирующих авторитетных источников, в том числе обычаев судебного обихода, судебных решений и писаных законов... В соответствии с традицией общего права общепринятой практикой было принято на протяжении долгого времени считать, что «издревле обретённое собрание исписанных заветов и обычаев... являлось главным источником права и единственным способом подтвердить, что та или иная сентенция есть норма общего права, показав, что она соблюдалась согласно обычаю... В пользу такого обычая свидетельствовало.... наличие другого незакоиодателыюго источника, а именно решений судов по конкретным делам... Вот это и было «общее право»...,
которое сторонники верховенства права в XVII веке предпочитали повелениям своего короля: «Право, сформированное сложившейся практикой, право, не созданное по воле, приказанию или праву самодержца, ограничивало его правление, лишая его возможности творить произвол»’.
В то же время, начиная с XVIII в. с позиции юридического позитивизма право начало преимущественно рассматриваться как продукт деятельности законодателя, «суверена». Отсюда возник вопрос о трансформации сущности как права, так и «верховенства нрава». В связи с этим М. Крайгир пишет: «Потрясённые таким понижением статуса права, ранее имевшего верховенство над сувереном. и тем. это они «сочли» «произволом» по отношению к себе со стороны суверенного британского парламента, американские колонисты вначале устроили революцию, а затем применили прорывную инновацию - писаную конституцию, обязательную для законодателя и регулярно контролируемую независимым Верховным судом, чьи решения со временем также стали обязательными для законодателя. Это было новаторским способом реабилитировать давнишний правовой принцип»-.
В современный период, как справедливо признаёт М. Крайгир: «...законодательство перевесило обычаи судебного обихода и даже судебные решения, став главным и всё более властным источником права также и в странах общего нрава...» . В этой связи, например, по обоснованному мнению Д. Паломбелла, сущность верховенства права состоит в подчинении государства праву*. Другое дело, что в разные исторические периоды и в различных государствах преобладали разнообразные формы прежде всего национального права. Думаю, насущная задача любого современного государства (в том числе и России) состоит в разработке и закреплении в конституциях и иных национальных правовых актах единой системы форм национального и (или) международного права, реализующегося в государ
стве, содержащей принципы и нормы права, обязательные для всех участников правоотношении, втом числе не только для правоприменительных, но и правотворческих органов государственной власти.
Характерно, что современная концепция верховенства нрава ие ограничивается только национальным нравом. В настоящий период в международных декларациях о верховенстве права в самом общем виде говорится о соблюдении человеческого достоинства, фундаментальных прав и участии в демократических процессах. Весьма показателен и третий параграф Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей: «Принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека обеспечивались верховенством права в целях обеспечения того, чтобы человек нс был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения» 1 . В 2004 г. Генеральный секретарь ООП разъяснил данный параграф: «Верховенство права является стержневой концепцией для миссии ООІI. Оно подразумевает такую организацию управления, при которой все люди, институты, организации, публичные и частные, включая само государство, подчиняются законам. которые, в свою очередь, подлежат официальному обнародованию, применяются равно но отношению ко всем и реализуются независимым судом, а также соответствуют международным стандартам и нормам в области нрав человека. Оно также требует обеспечения реализации принципов приоритета права, равенства перед законом, ответственности перед законом, беспристрастности в правоприменении, разделения властей, участия людей в принятии решении, правовой определённости, недопущения произвола, а также процедурной и правовой прозрачности» (выделено миоіі. В. Е.). В этом документе обращает на себя внимание то, что, во-первых, несколько раз говорится не о праве как о родовом понятии, а только лишь об одном его виде - законе. Во-вторых, в данном документе даже не сделана попытка определить иные формы национального нрава. В-третьих, о международном праве традиционно говорится лишь в самом общем виде: «международные стандарты и нормы
в области прав человека». В-четвертых, ничего нс пишется о соотношении международного и национального права.
В самом общем виде упоминается о верховенстве нрава и в последнем параграфе преамбулы Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: «Преисполненные решимости как правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на нуги обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации».
Термин «верховенство права» содержится во многих национальных конституциях. Однако в большинстве из них «право» сводится к «законам», принятым правотворческими органами государства. Ф. Бентер справедливо полагает: «Это понятие фактически приобрело статус некоего «шифра», алгоритма желательного поведения государства. Оно отражает, по широкому и разнообразному мнению, нечто, что является конституционным, юридическим и политическим благом. Однако ключевой вопрос в данном случае: как можно наполнить его содержанием при отсутствии новых или оспариваемых определений? Это всё равно, что наполнять сосуд жидкостью, которая не течёт» 1 . Ф. Вентер, пытаясь ответить на данный ключевой вопрос, думаю, пришёл к теоретически дискуссионному выводу: «...верховенство права является частью конституционализма как одного из его элементов...» . На мой взгляд, при всей важности национальных конституций, безусловно, являющихся фундаментальными (основополагающими) видами национальных правовых актов, необходимо подчеркнуть: имеются и другие национальные правовые акты, а также другие формы внутригосударственного и международного права 1 .
Как представляется, требуется нс простое уточнение, детализация или переосмысление концепции «верховенства права», а се су-
шественная модернизация, объективно предполагающая необходимость более глубокого теоретического исследования с позиции научно обоснованной концепции интегративного правопонима- ния. Один из разработчиков категории «верховенство нрава» профессор А. В. Дайси использовал её только применительно к привлечению к уголовной ответственности исключительно в случае нарушения строго установленных правил поведения. Вместе с тем, в настоящее время возникает множество иных вопросов. Например, первый: каковы современные формы международного и национального права? Второй: имеется ли строгая иерархия принципов и норм права, содержащихся в формах международного и национального права? Третий: какова природа принципов международного и национального права? Четвёртый: концепция верховенства права относится только к гражданам и юридическим лицам либо также и ко всем органам государственной власти и органам местного самоуправления без какого-либо исключения? Пятый: принципы и нормы права - «продукт» только правотворческих органов государственной власти, либо возможны иные их источники? Шестой: если да, то какие?
Весьма характерным представляется вывод С.Ф. Ударцева и Ж.Р. Темирбекова, полагающих, что в целом «...доктрины верховенства права и правового государства - два варианта обозначения приоритета нрава, развивающиеся в разных правовых системах. Доктрина верховенства нрава является относительно более общим выражением места права в системе общества, а доктрины правового государства относительно более частной, ориентированной на определение соотношения права и государства, на программирование правомерности и разумного ограничения (в том числе самоограничения) деятельности государства как главного института, обеспечивающего правотворчество и правоприменение»’ (выделено мной. - В. Е.).
К сожалению, научные работники, пишущие как на английском, так и на русском языках, не всегда разграничивают понятия «концепция» и «доктрина». Весьма показательно, что названные выше
авторы назвали статью «Концепции» «верховенство права» и «правового государства», а в тексте гон же статьи применяют другое понятие - «доктрина». Вместе с тем. в соответствии с философским энциклопедическим словарём доктрина (от лаг. doctrina - учение) - это «систематизированное политические, идеологическое или философское учение,... совокупность принципов» 1 , а концепция (от лат. conception) ведущий замысел, определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, оси. мысли...» .
Даже краткий анализ становления и дальнейшего развития термина «верховенство права» в международных документах и понятия «верховенство права» в зарубежной специальной литературе позволяет сделать следующие неутешительные выводы.
Доктрина «верховенства права» как сложившаяся и признанная система научных взглядов, имеющая существенное практическое значение, до настоящего времени в мире нс разработана.
Поскольку современное право с позиции научно обоснованной концепции интегративного правопонимания является по отношению к государству как «внешним» (например, международные договоры), гак и «внутренним» (например, национальные правовые акты) регуляторами общественных отношений, постольку самостоятельная концепция, а тем более - «доктрина», «верховенства права» представляется теоретически дискуссионной.
В этой связи в настоящее время с позиции научно обоснованной концепции интегративного правопонимания «верховенство права», полагаю, теоретически более обосновано рассматривать как плодотворную научную концепцию, но в рамках более общей концепции «правового государства» государства, ограниченного правом в целом. Как нравом, источниками которого является само государство (например, национальные правовые акты), так и правом, источниками которого государство не является (например, международные договоры и обычаи международного права, правовые договоры и обычаи национального права).
Понятие верховенства права
Определение 1
Верховенство права (верховенство закона, англ. «ruleoflaw») – правовая доктрина, согласно которой никто не может становится превыше закона, все являются равными перед законом, никто не может наказываться иначе, как в учрежденном законом порядке и лишь за его нарушение.
Верховенство закона также подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменительного типа подчинены основному закону и не входят в противоречие с ним.
В соответствии с естественно-правовой теорией для верховенства права является необходимым, чтобы все нормативно-правовые акты, в их числе, законодательство и конституция, и вся деятельность власти государства были подчинены цели защиты достоинства, прав и свобод каждого человека.
Определение 2
Государство, всецело реализовавшее принцип верховенства права, именуют правовым государством.
Концепт верховенства права известен ещё с давнейших времён, недаром философ древнегреческого происхождения Аристотель писал: «Управлять должен закон».
Основные положения принципа
Замечание 1
В философии права настоящего времени, верховенство права противопоставляется идее, что конкретные должностные лица или властные органы могут стоять выше закона или иметь чрезмерно широкие полномочия и таким образом творить произвол.
Доктрина верховенства права требует, чтобы его нормы публиковались, являлись стабильными и предсказуемыми в собственном применении.
Она так же требует доступности системы правосудия и её независимости от законодательной и исполнительной властных ветвей с тем, чтобы судьи вершили приговоры лишь на основании законодательства и непреложных фактов.
В современных вариациях доктрины также утверждено, что члены общества должны обладать возможностью участия в образовании и внесении изменений в законы, регулирующие их поведение.
Традиционно выделяют следующие основные концепты верховенства закона:
- Формальный;
- Содержательный.
Формальное понимание верховенства закона не производит суждений о справедливости норм, а выделяет процедурные атрибуты, которыми должна обладать система права. Этот подход призван изолировать предсказуемость и эффективность работы системы от вопросов этики об её ответственности за результаты.
Такие интерпретации верховенства права значительным образом усилили свое влияние после Нюрнбергского процесса, признавшего руководителей нацистской Германии преступниками без соблюдения некоторых формальностей, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга.
Замечание 2
Чтобы не смешивать формальную трактовку означенного принципа с содержательной, Парламентская ассамблея Совета Европы советует для первой применять терминологию «верховенство закона», а для последней использовать понятие «верховенство права».
Согласно определению, озвученному в 2004 году в докладе Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах», господство права представляется понятием, которое составляет саму сущность миссии ООН.
Речь в данном случае идет о таком принципе управления, согласно которому все лица, структуры, учреждения государственные и частные, в том числе и само государство, осуществляют жизнедеятельность под воздействием законов, публично принятых, которые в равной степени выполняются и независимым образом реализуются судебными органами, и которые являются совместимыми с международными нормативами и стандартами в сфере человеческих прав».
Ученый-юрист украинского происхождения А.Н.Костенко, отталкиваясь оттеории социального натурализма, выдвинул предложение интерпретировать принцип верховенства права как "принцип верховенства законов естественного права".
История верховенства права
Данный термин применяется с начала 17 века (петиция Якову Первому со стороны Палаты общин в 1610 г. Несколько ранее данная идея была озвучена в решении Суда общих тяжб под председательством Эдварда Кока, хоть сам король оценивал подобный взгляд на собственную власть в форме «измены»).
Важно заметить, что концепт значительно старше и далеко не всегда связан с представлениями о демократии в современном ее понимании. К примеру, Аристотель настаивал, что «управлять должен закон». Похожих взглядов придерживался Цицерон, говоривший: «Все мы являемся рабами законов».
Закон абсолютизировали древнекитайские «легисты», которые представлялись приверженцами школы «фацзя», в период нахождения у власти учреждающие в государстве, как правило, слишком суровые наказания за множественные проступки. Но, с точки зрения легистов, закон должен являться не средством народа по обузданию властителей, а больше средством для властителей по управлению народом. Противоположно, в 13 веке Фома Аквинский утверждал, что конкретно верховенство закона представляет собой учрежденный Богом «естественный порядок».
Идеология, утверждающая, что свобода действий обладающих властью лиц должна находить правовые ограничения, является характерной прежде всего для англосаксонской традиции права. В 18 веке ее представляли:
- Дж. Локк;
- С. Джонсон;
- Т. Пейн;
- Дж. Адамс.
Во множестве, невзирая на некие разногласия в акцентировании, верховенство права приближается к развивавшемуся в романо-германской философии правового типа термину «правовое государство» (нем. Rechtsstaat, фр. Étatdedroit). Применение какой-либо терминологии связывается основным образом с различиями в обычаях правового характера и их исторических аспектов.
Наиболее древний источник, в котором учреждается идеология подчиненности власти закону, - из Торы (часть Святого Писания) Моисея.