Субсидия, что это? Что такое субсидия

ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


доходов;

Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г.

Понятие субсидий в бюджетном учреждении и их виды

в целях обеспе­чения гарантий в системе социального страхования и повышения контро­ля за правильным и эффективным расходованием средств.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через не­го средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и кото­рые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские про­граммы и т. п.

СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА

Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.

Субсидия – понятие и предназначение

Субсидия – это сумма денег, предназначенная для материальной помощи гражданам.

Субсидия – что это такое и кому положено субсидирование?

Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей. Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.

Что такое субвенция

Субвенция – выделяемые из бюджета любого уровня деньги, потратить которые можно на строго определенную цель. Ошибочно субвенциями могут считать средства, выделяемые гражданам на приобретение одежды, лекарств и прочих товаров первой необходимости. Субвенции гражданам не предоставляются. Это строго публичное явление, то есть это средства, передаваемые от бюджета к бюджету.

Что общего между субвенцией и субсидией

Субсидия и субвенция – это трансферты, то есть суммы, которые передаются от одной стороны другой.

Признаки, присущие обеим выплатам:

  • они безвозвратные, то есть возвращать их не нужно;
  • и субсидия, и субвенция выделяются безвозмездно – за их получение не нужно выплачивать комиссию или платить начисленные проценты.

Помимо субсидии и субвенции существует также дотация – это средства, выделяемые без конкретной цели использования, потратить эти деньги можно на что угодно.

Чем отличается субвенция от субсидии

Как было сказано выше, гражданам могут выделяться только субсидии (а также дотации). Субвенции в области социальных выплат не встречаются. Субвенции могут иметь только денежное выражение, а субсидии могут быть и материальными – деньги, лекарства, учебники и т. д. Субвенции могут выделяться бюджету города или района для выплаты материальной помощи, но опять-таки это будут средства, распределяемые между бюджетами разного уровня.

Таким образом, гражданам могут выделяться из бюджета субсидии или дотации. Если у выплаты есть определенная цель, то это будет субсидия, а если цели нет, то дотация.

Определение термина Субсидия

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные ассигнования можно классифицировать с точки зрения цели их предоставления и с учетом статуса получателяю.

ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Социальная политика - это область деятельности государства по от­ношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводст­ву человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию соци­альной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уров­нях.

Инструментами реализации социальной политики государства слу­жат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответст­вующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результа­том поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения.

Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям по­стиндустриального общества.

Существуют следующие индикаторы уровня жизни населения:

1) среднедушевые денежные доходы;

2) среднемесячная начисленная заработная плата;

3) покупательная способность денежных доходов;

4) распределение населения по уровню среднедушевых денежных
доходов;

5) коэффициент дифференциации доходов населения;

6) прожиточный минимум (физиологический и социальный);

7) минимальная продовольственная корзина;

8) показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму);

9) обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами;

10) удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др.

Государство использует два метода в решении социальных задач:

1) адаптивный - это метод установления минимума прав и соци­альных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение ак­тивной политики содействия занятости; социального партнерства в регу­лировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налого­обложения и системы социального страхования;

2) защитный - для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи го­сударства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время фор­мируется система адресной социальной помощи. В реализации этого ме­тода ключевое значение имеет государственное финансирование. Эта сис­тема государственного социального обеспечения.

Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных вне­бюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финан­сирования приоритетных направлений социального развития общества.

Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соот­ветственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность вне­бюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране.

Государственные внебюджетные фонды представляют целевые цен­трализованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пен­сионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределе­ния национального дохода государством в пользу определенных социаль­ных групп населения.

Наименование внебюджетного фонда отражает направление его ис­пользования.

К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке.

В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюд­жетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выпла­чиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников.

Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета.

Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспе­чения гарантий в системе социального страхования и повышения контро­ля за правильным и эффективным расходованием средств.

Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно-курортного лечения и т. п.

Источники средств данного фонда - обязательные страхование взно­сы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через не­го средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и кото­рые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские про­граммы и т. п.

Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работо­дателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).

СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА

Соотношение между доходами и расходами бюджета может быть различным:

1) расходы равны доходам (бюджет сбалансирован);

2) расходы меньше доходов (бюджет сведен с профицитом);

3) расходы больше доходов (бюджет сведен с дефицитом). Бюджет должен быть сбалансирован. В случае наличия профицита или дефицита бюджета требуется комплекс мероприятий по его сбаланси­рованию.

По общему правилу финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счёт субвенций из публично-правового образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передает полномочие.

При этом это правило при передаче на местный уровень закреплено в К.РФ (ст.132).

Применительно к передаче полномочия от РФ к субъекту какой-либо конституционной гарантии не установлено, регулирование установлено в ФЗ № 184. Там предусмотрена ситуация, когда государственные полномочия передаются без предоставления субвенций:

— когда отсутствует крайне важно сть создания новых органов власти,

— когда отсутствует крайне важно сть создания новых учреждений или унитарных предприятий,

— когда не предусматриваются увеличение штатной численности государственных гражданских служащих субъекта и работников государственных учреждений субъекта.

В общем, сводиться всё это к тому, что не нужно осуществлять каких-то дополнительных расходов в связи с осуществлением переданных полномочий. Сложно представить такое полномочие…

Второй случай, когда допускается не предоставление субвенции, это, когда посчитали по методике и получился 0.

Получается, в случае если мы передаем полномочие на уровень МО, то всœегда должны передать субвенцию.

А когда передаем полномочие от федерации к субъекту, возможны случае, когда субвенция не предоставляется.

Понятия ʼʼсубвенцияʼʼ нет в бюджетном законодательстве.

Иван Климов

Законодатель пошел по пути определœения субвенций применительно к каждому виду субвенций.

Общим является для всœех субвенций то, что это МТ, передаваемый на финансирование полномочий того субъекта͵ который передает субвенцию.

Почему БК не дал определœения? Неясно…

Напоминаю, что субвенции — ϶ᴛᴏ доход бюджета͵ которому передано соответствующее полномочие и это единственный доход, который не относиться к собственным доходам бюджета.

Еще хотелось бы напомнить о специфики субвенций в контексте исполнения расходных обязательств. Ст. 85-86 – расходные обязательства, возникающие при выполнении переданных государственных полномочий, исполняются только в пределах и за счёт субвенций. Использование своих собственных средств становится обязанностью, только если получающий субвенцию субъект где-то ошибся и превысил нормативы в рамках исполнения переданного полномочия.

Субвенции из федерального бюджета:

— бюджетам субъектов, предоставляемые на исполнения отдельных расходных обязательств субъекта͵

*это классический вариант.

— субвенции бюджетам субъектов, предоставляемые для исполнения отдельных расходных обязательств МО,

— субвенции городу Байконур,

*в ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансируем на основании соответствующего международного соглашения.

Субвенции из субъекта РФ:

— местным бюджетам,

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ФОГВ (Те субвенции, которые дала РФ для дальнейшей передачи МО),

· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ОГВ субъектов РФ (При передачи субъектом своего собственного полномочия),

— бюджетам автономных округов, когда те входят в состав краев и областей.

Для большинства субъектов РФ единственными субвенциями, которые они предоставляют, остаются субвенции местным бюджетам.

Субвенции из федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС: передается полномочие РФ в сфере ОМС на уровень субъекта.

Единственное условие предоставления субвенций – передача полномочий.

*соблюдение законодательства, критерии дотационности – всё это не для субвенций!

Субвенция формирует в соответствующем бюджете фонд компенсации (когда субвенция предоставляется из федерального бюджета и из бюджета субъекта). Про ФФ ОМС – ничего про фонд компенсации не сказано.

Распределяются субвенции законом о предоставляющем бюджете.

Допускается утверждение нераспределœенной субвенции в объёме не превышающем 5% общего объёма субвенции, целью утверждения этой нераспределœенной субвенции является то, чтобы её потом распределить между получающими субъектами без внесения изменений в закон о бюджете.

В России предусмотрена социальная помощь и поддержка не только гражданам, но и организациям. Действующий способ предоставления материальной помощи для юридических лиц – целевая субсидия. Денежные средства подлежат выдаче с последующим отчетом, а в случае нереализованности возвращаются в бюджет региона.

Что представляет собой целевая субсидия

Целевые субсидии считаются средством оказания помощи в виде денежных средств, выделяемых из регионального бюджета административным аппаратом, на определенные цели, заявленные предприятием. Процесс субсидирования реализуется и на более высоком уровне, когда субъект, входящий в государство, направляет проект с указанием целей и затрат, документы, подтверждающие необходимость этой процедуры, в федеральные органы власти.

Статьи 78.1 , 79 БК предполагают, что учредитель может предоставить материальную поддержку региону или конкретной организации на определенные нужды. Эти выплаты в денежной форме перечисляются в разовом режиме при предоставлении потенциальным получателем бизнес-плана. Выделяемые суммы в качестве бюджетных инвестиций направляются для повышения стоимости имущества, основных средств, имеющихся у муниципалитетов.

Таким образом, организация может получить возможность финансирования практически любых нужд, которые не относятся к запрещенным статьям расходов. Это реализуется только в том случае, если учредитель посчитает процедуру по выделению денежных средств рациональной для функционирования бюджетного учреждения.

Кому и на что предоставляется

Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса ), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.

Такими целями являются:

  • проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
  • возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
  • формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
  • компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
  • обеспечение выполнения государственного задания.

Механизм выделения и получения субсидий

Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:

  • организация анализирует показатели своей деятельности и делает выводы о том, на какие цели необходимы денежные средства из бюджета;
  • подготавливает документацию, где изложена информация о предстоящих операциях, осуществляемых с целевыми суммами, которые направляются в бюджетное учреждение (в качестве необходимых сведений указывается название, цель, код классификации, остатки по субсидированию с прошлого года, планируемая выплата в текущем году);
  • сформированная информация подается учредителю, который рассматривает и оценивает данные на целесообразность, просчитывает риски, принимает решение о выделении предложенной суммы;
  • после того как последующие действия по перечислению денег на счета учреждения согласованы, принято положительное решение, они направляются на специальный лицевой счет, открытый для таких выплат.

ВАЖНО! Отправление заявки на субсидирование может производиться в электронном виде для ускорения процесса рассмотрения и принятия решения. Если уровень рассмотрения заявки региональный, срок обработки информации не превышает 1 месяца с момента подачи документов. При выделении денег из федерального бюджета, вопрос обсуждается вышестоящими органами не более 2 месяцев с момента отправки заявки.

Как происходит получение финансовых средств

После того как факт передачи денег утверждается учредителем, информация о переводе передается в казначейство, где проходит проверка соответствия кода субсидии, суммы платежа, содержание по оказанию услуг, поставкам продукции, аренде оборудования или помещения согласно указанным целям в заявке.

При сверке информации учитывается, какая сумма осталась на счете после использования предыдущих выплат, характер операций, совершаемых по этому счету. Если вся информация актуальна, соответствует сформированным данным заявки, денежные средства поступают на счет и используются по назначению.

Отчет о расходовании целевой помощи

Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.

Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.

Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных. Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней. Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.

ВАЖНО! Учреждению, формирующему отчет, необходимо указывать реальные траты, так как при неполном расходовании помощи следует вернуть оставшуюся часть средств. Если со стороны проверяющего юридического лица в документации обнаружится неверная информация или нерациональное использование бюджета, получатель может быть привлечен к ответственности.

Бухгалтерский учет целевых субсидий

У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена приказом Министерства финансов , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».

В качестве финансовых операций рассматриваются:

  • количество поступивших дотаций;
  • сколько их использовано согласно поставленным целям в плане;
  • какую часть необходимую вернуть, не израсходованную по целевым назначениям.

Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:

  • поступившая сумма учитывается сразу же после ее поступления в качестве финансовой задолженности, которая погасится после всех вложений по целевым направлениям;
  • полученные средства отражаются на балансе, когда они переведены, а после каждого вида затрат сведения об этом факте заносятся в специальную форму. Таким образом, они учитываются сразу после проведенных работ или закупки оборудования.

ВНИМАНИЕ! Контроль фиксации данных в бухгалтерском учете производится руководителем организации.

Возврат неиспользованных средств

Финансовая помощь оказывается нуждающимся в этом учреждениям не безвозмездно. В интересах начальника осуществить затраты в соответствии со своим планом в полном объеме, соблюсти рациональность расходов. Если субсидирование выделялось для выполнения государственного задания, то остатки переносятся на следующий год и остаются в организации, но оно при этом должно быть выполнено полностью.

ВАЖНО! Государственное задание является выполненным, когда не имеется существенных отклонений в показателях результативности.

Целевые субсидии подлежат возвращению, если прослеживается один из случаев:

  • деньги не израсходованы в полном объеме и по назначению;
  • расходы осуществлены с нарушениями законодательства.

Остатки могут возвращаться или оставаться на следующий год, но второй вариант возможен только при положительном решении выдающего субсидию органа.

Для того чтобы объяснить, что такое субсидия, нет необходимости детально вдаваться в глубокие рассуждения и сложные экономические термины. Это помощь в виде денег или других ценностей от государства, из местного бюджета (областного, городского) или от частного фонда. Такая поддержка может оказываться как отдельному человеку, так и целой организации.

Отвечая на вопрос, субсидирование что это, следует упоминать еще одно определение. Это перераспределение денег от бюджета более высокого уровня бюджету более низкого. Например, когда из федерального бюджета передаются средства бюджету отдельного региона, области, города.

Характерные черты субсидий

Несмотря на разные источники, субсидии обладают общими чертами .

  • Имеют конкретную цель. Субсидия — это денежные средства предоставляемые для приобретения жилья, выплаты коммунальных платежей, проведения обучения, строительства крупного объекта и так далее.
  • Не требуют возврата. Это не кредит. Однако если будет выявлено, что деньги потрачены не на ту цель, под которую выдавались, их потребуют вернуть. Хотели построить стадион – построили школу, казалось бы, благая цель. Но средства использованы не по назначению.
  • Выступают как часть финансирования. Тот, кто получает субсидирование тоже должен внести свой вклад.

Виды

Субсидирование — довольно широкое понятие. Для того, чтобы разобраться кто, кому, как и зачем помогает, рассмотрим, какие бывают субсидии.

По форме

Поддержка может быть оказана в разной форме . По этому критерию выделяют субсидии:

  • Прямые. В этом случае передается конкретная сумма денег или другие ценности (оборудование для предприятия, учебные пособия).
  • Косвенные. Предоставляются льготы на налоги, на арендные платежи, на размер процентов по кредиту. Выгода заключается в снижении затрат.
  • Перекрестные. Происходит субсидирование одной области за счет другой. Деньги из региона с высокими доходами (например, за счет добычи природных ресурсов) передаются региону с недостаточными доходами.

По цели

В зависимости от цели выделяют субсидии:

  • Для поддержки малообеспеченных граждан. В этом случае государственные субсидии это помощь гражданам с низким доходом, безработным, молодым семьям, инвалидам, лицам с заболеваниями, не имеющим возможность оплатить лечение. Источником может выступать бюджет государства или отдельного региона. В последнем случае, субсидирование распространяется на жителей конкретной области. Популярностью пользуется субсидирование платежей ЖКХ. Если затраты на энергию, воду, отопление жилища занимают слишком большую долю в семейном бюджете, можно подать заявку на субсидии.
  • Для поддержки перспективных проектов. Средства передаются предпринимателям, ученым и исследователям. Предполагается, что эти деньги станут стартом для успешного развития и принесут пользу.
    Для получения средств необходимо документально подтвердить свой статус в соответствии с конкретными требованиями программы.

Субсидирование кредитования

Следует уделить внимание тому, что такое субсидирование в контексте кредитования. У многих жителей нашей страны есть займы на квартиру, технику, автомобиль, учебу и другие нужды. Государство может компенсировать часть денег, которые выплачивает человек.

Обладатели ипотечных кредитов имеют возможность получить налоговый вычет от государства. Это несколько облегчает бремя по выплате процентов. Делает покупку жилья более доступной.

Существуют программы субсидирования на кредиты при покупке отечественных автомобилей. Однако есть ряд критериев, которые определяют, кому положена помощь. Например, стоимость автомобиля не должна превышать заданной стоимости.

Таким образом, государство поддерживает с одной стороны производителей, с другой потребителей. Каждый год программы субсидирования обновляются, корректируются условия. Следует ознакомиться с актуальной ситуацией перед покупкой в кредит.

Субсидии на оплату ЖКХ

Субсидирование бизнеса

Отвечая на вопрос, что значит субсидия, не следует забывать, получать поддержку могут не только отдельные люди, но и целые организации. Государство заинтересовано в развитии высокотехнологичных производств, но без серьезных источников финансирования это невозможно. Купить дорогостоящее оборудование, обучить персонал, исследовать новые технологии – огромные затраты.

Также поддержка может оказываться социальным проектам и организациям, направленным на образовательную деятельность. Они не обязательно приносят высокие доходы, но очень полезны для общества в целом.

Часто индивидуальные предприниматели на старте или в процессе развития понимают, что средств для полной реализации не хватает. Выходом является участие в конкурсе на субсидию. Однако требуется подготовить детальный план, указать основную идею, цель, на которую будут потрачены деньги, планируемые доходы и срок окупаемости.

Субсидирование сельского хозяйства

Государство поддерживает фермеров как в области животноводства, так и растениеводства. Сельскохозяйственная отрасль максимально важна для общества, производит продукты питания, создает рабочие места. Но часто не стабильна. Возможны неурожаи, вспышки заболеваний и вредителей, природные катаклизмы.

В этой сфере используются разные виды субсидий. Косвенные — аграрии получают льготные условия кредитования, страхования. Прямые – единовременные пособия на приобретение техники, постройку зданий, закупку семян, удобрений и так далее.
Все это помогает фермерам, особенно начинающим, поддерживать и развивать свое хозяйство несмотря на непреодолимые факторы, капризы погоды.

Таким образом, раскрывая понятие, субсидия (что это такое простыми словами) – безвозмездная, целенаправленная помощь.

Субсидирование — это перераспределение денег от бюджета более высокого уровня бюджету более низкого.

В России ситуация с коммунальными платежами довольно сложная. Зачастую рост оплаты за подобные услуги значительно превышает увеличение размера пенсий и зарплат граждан. Здесь и возникает вопрос, что такое субсидия и как её можно оформить. Сейчас многим гражданам будет полезно пересчитать сумму ежемесячных доходов и добиться получения льготы относительно коммунальных услуг. Давайте разберемся, что такое понятие субсидия и кто может её оформить.

Что такое субсидия

Прежде чем перейти к перечню лиц, которые вправе получить субсидии, следует разобраться, что такое субсидия. Субсидия – это компенсационная выплата части потраченных ранее средств. Какие бывают субсидии:

  • прямые;
  • косвенные;
  • перекрестные.

Все о субсидиях, положенных человеку можно всегда узнать по месту проживания в органе социальной защиты населения.

Все виды субсидий выплачиваются из региональных бюджетов, поэтому и размеры этой льготы устанавливаются местными властями. На государственное субсидирование ежемесячно выделяются определенные средства.

Что такое бюджетная субсидия за коммуналку – это компенсация услуг ЖКХ, нуждающимся гражданам.

  • площадь объекта;
  • уровень жизни;
  • прожиточный минимум;
  • количество членов семейства;
  • доход ячейки общества;
  • и т. п.

Стандартное правило, кому положены льготы, регламентируют нормы постановления № 541. Согласно данном нормативному акту, граждане, доля расходов по коммуналке которых превышает 22 % от ежемесячного дохода, вправе пользоваться субсидией. В некоторых регионах данный показатель снижен.

Оплате в виде компенсации подлежат коммунальные услуги:

  • отопление;
  • свет;
  • вода;
  • и т. п.

Какой может быть размер льготу рассчитать правильно самому довольно сложно. Поэтому, с целью посчитать дотацию можно прибегнуть к помощи специального калькулятора, размещенного на официальном сайте соцзащиты. Начисления субсидий производят сотрудники специального отдела.

Условия оформления субсидии

Кому положена субсидия, зависит от множества факторов. Поэтому, прежде чем претендовать на льготу, требуется подробно изучить условия оформления.

  • мамы одиночки;
  • пенсионеры;
  • многодетные семейства;
  • инвалиды;
  • малоимущие граждане.

Кто имеет право на субсидии:

  • владельцы помещения;
  • участники кооперативов;
  • квартиросъёмщики, пользующиеся жильём на основании договора найма.

Не имеют право оформить льготу:

  • иностранцы, кроме белорусов и киргизов;
  • граждане, имеющие задолженность по коммуналке;
  • граждане, проживающие на жилплощади по договору безвозмездного пользования;
  • иждивенцы, получающие пожизненную ренту.

Также существует ограничение в предоставлении льготы относительно квадратуры помещения. Государственная субсидия на оплату коммунальных услуг положена в нормативе за метраж:

  • на одного человека – 33 м. кв.;
  • на двух граждан – 42 м. кв.;
  • на каждого человека, если в семействе от трёх человек – 18 м. кв.

Уровень дохода семейства тоже имеет прямое отношение к возможности оформления льготы. Расходу на коммуналку должны составлять больше двадцати двух процентов. Чтобы рассчитать этот показатель необходимо сложить заработок всех членов семейства за полгода и поделить его на шесть. В расчёт берутся только документально подтвержденные доходы.

Даже когда муж с женой живут отдельно, доход рассчитывается как общий.

Также расчет субсидии включает:

  • официальная заплата, включая выходное пособие;
  • все выплаты социального характера;
  • доход с подсобного хозяйства;
  • суммы алиментного содержания;
  • доходы от вкладов;
  • и т. п.

Рассчитанный показатель делится на количество членов семейства и сравнивается с прожиточным минимумом региона проживания. Если доход получается меньше данного показателя, семья вправе претендовать на дотацию, так как относится к категории малоимущих граждан.

Размер прожиточного минимума утверждается один раз в квартал.

Кому предоставляются субсидии, решает специальная комиссия.

Документация для оформления субсидий

Какие документы нужны для субсидии:

  • Заявление заполняется на месте сдачи документации, под руководством специалиста. Конкретной формы данного бланка законом не предусмотрено. Но, заявление должно содержать обязательную информацию:
    1. Ф.И.О. обратившегося лица;
    2. паспортные данные;
    3. адрес;
    4. телефон;
    5. дата рождения;
    6. номер банковского счёта для перечисления компенсации.
  • Удостоверения личности всех членов семейства.

Какие документы нужны для получения льготы на квартиру дополнительно:

  • перечень документов на жилье:
    • договора мены, дарения или купли продажи;
    • свидетельство о наследовании;
    • выписка, подтверждающая право собственности.
  • Бумага, определяющая полный состав семейства.
  • Квитанции по оплате коммунальных услуг за шесть месяцев.
  • Справки начисленного дохода каждого из членов семейства за полгода.
  • Документы, подтверждающие факт родства совместно проживающих граждан.
  • Бумаги, свидетельствующие о категории льготника. Список документов:
    • удостоверение инвалида;
    • бумага многодетного родителя;
    • свидетельство малоимущего гражданина;
    • удостоверение ветерана;
    • и т.п.

Могут потребоваться дополнительные документы для субсидии. Полную информацию, понятия субсидия, какие документы нужны, рекомендуется уточнять по месту проживания.

Порядок действий при оформлении субсидии

Существует определенная схема действий, как оформить субсидию:

  1. Сначала необходимо собрать документы для получения льготы. Предварительно рекомендуется снять ксерокопии со всех бумаг, это поможет сэкономить время при подаче документов.
  2. Дальше человек обращается с документацией к специалисту соцзащиты или МФЦ.
  3. Специалист делает расчет субсидии и отправляет данные на рассмотрение, учитывая правила предоставления субсидий.
  4. В течение десяти дней сотрудниками отдела назначаются соответствующие выплаты или принимается отрицательное решение. Результат поступает в письменном виде заявителю на почту через три дня после вынесения решения.

Порядок предоставления субсидий может отличаться из – за способа сдачи документации.

Когда ответ положительный, заявитель ежемесячно будет получать субсидию от государства на указанный в заявлении счет. На этом необходимые манипуляции не заканчиваются. Пользующиеся дотацией граждане через полгода такие государственные субсидии должны переоформить, так как срок действия субсидии на коммуналку составляет 6 месяцев.

При отрицательном решении, специалисты отдела письменно обязаны обозначить причины отказа осуществлять расчет субсидии.

Когда документы для оформления субсидии сданы сроком с первого по пятнадцатое число, субсидия от государства назначается с первого числа текущего периода. При подаче бумаг после шестнадцатого числа, бюджетные субсидии вступают в силу с первого числа следующего отчетного периода.

Способы подачи документов

Есть несколько вариантов, как получить субсидию. Они зависят от того, куда обращаться за субсидией:

  • Лично сдав документацию.
  • Обратиться к отделу через представителя. Тогда заранее нужно позаботиться о доверенности на представление интересов.
  • Отправить бумаги почтой. Следует учесть, что данный вариант самый долгий. Необходимо учесть дни, необходимые на доставку письма.
  • Использовать портал государственных услуг. Для этого заранее требуется пройти процедуру регистрации и подтверждения.

Несмотря на многообразие возможных способов, самым широко используемым по – прежнему является личное обращение.

Выдача компенсации

Есть два метода, как получить субсидию:

  • наличными средствами на руки;
  • безналичным перечислением на личный счёт заявителя.

Самым распространенным способом является второй вариант. Начисляется и выплачивается компенсация каждый месяц в период с первого по десятое число.

Иногда, по причине отсутствия средств в бюджете возникают задержки выплат. Поэтому, рассчитывать на данные средства не всегда приходится.

Наличное получение субсидии сейчас практически нельзя встретить.

Когда заявитель не может обращаться в банк по состоянию здоровья, по заявлению компенсацию ему будут привозить домой. Такая услуга предоставляется сотрудниками социальной защиты бесплатно лишь отдельным категориям граждан:

  1. инвалиды первой группы;
  2. пенсионеры, достигшие восьмидесяти лет и имеющие курирующего сотрудника;
  3. пожилые люди, требующие постоянного ухода.

Данной субсидии от государства не подлежат обложению подоходным налогом.

Выделенная сумма на оплату ЖКХ должна расходоваться исключительно на цели погашения назначенной коммуналки. Данный момент не проверяется, поэтому льготники используют её на личное усмотрение. Главное, не допускать просрочки и оплачивать квитанции вовремя. Как платить коммуналку, каждый человек вправе решать самостоятельно.

Причины отказа предоставления льготы

Для получения субсидии нужно, чтобы соблюдались все необходимые условия предоставления. Заявителю могут отказать в оформлении льготы по причинам:

  • документы на получение жилищной субсидии или заявление не соответствуют требованиям;
  • подан не полный пакет документации;
  • присутствуют недостоверные сведения;
  • бумаги утратили свою силу по сроку действия;
  • документация подавалась лицом, не имеющим на это право.

При получении отказа в оформлении, заявитель вправе повторно подать бумаги после исправления недочётов, с целью пользоваться дотацией. Льготу можно получить от государства только после сдачи полного и достоверного пакета бумаг. Когда заявитель уверен в неправомерности действий специалистов, он вправе пожаловаться на них в высшую инстанцию.

Многих граждан интересует: субсидия, что это такое и кому их дают. Данные компенсации предоставляются не всем категориям граждан. Оформление субсидии начинается с выявления возможности это сделать, а также сбора необходимой документации.

Если человек не имеет право на субсидию, нет смысла заниматься бесполезным занятием. Поэтому, требуется тщательно разобраться с условиями оформления льготы. Какие субсидии полагаются человеку, лучше уточнять индивидуально в городе проживания. Только, необходимо понимать, что назначаться она должна один раз в полгода.