Ликвидации юридического лица в принудительном порядке. Подать исковое заявление могут. Пошаговая инструкция ликвидации ООО

Что такое принудительная ликвидация ООО? Каковы ее основания, условия и последствия? Данной теме и посвящена эта статья.

Принудительная ликвидация представляет собой процедуру, при которой деятельность предприятия заканчивается по решению суда, а не в добровольном порядке. Процедура инициируется при выявлении нарушений действующего законодательства. Процесс принудительной ликвидации ООО длится довольно долго и в целом не выгоден владельцам предприятия. Даже после этого кредиторы имеют право предъявить претензии по долговым обязательствам. Процедура выгодна только в той ситуации, если руководство организации желало её закрыть из-за отсутствия перспектив в развитии.

Основания

Для того чтобы начать процесс ликвидации, предприятие необходимо уведомить о том, что в его деятельности есть нарушения закона, которые повлекут за собой его ликвидацию. Если руководитель не реагирует и не пытается устранить нарушения, то дело поступает в арбитражный суд по заявлению заинтересованного лица. Например, если в принудительной ликвидации ООО заинтересована налоговая.

В арбитражный суд можно обратиться также и при следующих ситуациях: учредители по факту не ведут никакой деятельности и прописаны только в уставных документах или заявлены в розыск. Компания считается несуществующей. Весь процесс осуществляется за счёт организации, в отношении которой заведено дело. В случае, если учредители не имеют необходимых средств, то упразднение компании производится за счет государства.

Условия ликвидации в принудительном порядке

В принудительном порядке организация может быть ликвидирована на следующих условиях:

  • Были зафиксированы грубые нарушения законодательства.
  • Деятельность осуществлялась без лицензии (если она требуется по закону).
  • Предприятие нарушало закон, увеличивая собственную конкурентоспособность.
  • Отсутствие фактической деятельности. Доказательством служат операции, проводимые по расчетному счету. Если на нем не зафиксировано активности в течение предыдущих двенадцати месяцев, то это считается основанием для ликвидации компании.

Особенности проведения ликвидации

Процесс принудительной ликвидации ООО может быть инициирован следующими органами: природоохранными прокуратурами, органами федеральной и региональной исполнительной власти. Все структуры, которые возбуждают дело, должны быть наделены соответствующими полномочиями. Кроме того, обратиться с заявлением о ликвидации предприятия могут и его кредиторы, если реализуется процедура банкротства.

Каковы особенности ликвидация ООО с долгами? Кредиторы имеют право на это только в том случае, если долговые обязательства компании составляют более, чем сто тысяч рублей. В случае, если после принятия судебным органом соответствующего решения о ликвидации ООО, учредитель решает опротестовать его, то он имеет право подать жалобу (надзорную, апелляционную, кассационную).

Предварительная подготовка

Процедура принудительной ликвидации требует некоторой предварительной подготовки. Необходимо провести тщательный анализ платежеспособности организации, выяснить объём ее активов. После этого назначают ликвидационную комиссию, как и в остальных случаях. Но здесь есть свои нюансы.

При проведении ликвидации, так сказать, в классическом варианте, комиссия создается с учетом пожеланий учредителей. В случае с организацией этого процесса в принудительном порядке комиссия собирается в соответствии с решением суда. Выбирается ликвидатор, который отвечает за выполнение надлежащих действий. Осуществляет выполнение расчетов с кредиторами, отслеживает выплаты по заработной плате и выходных пособий увольняемым работникам и различных финансовых обязательств внебюджетным фондам. Также ликвидатор должен достичь договоренности с кредиторами предприятия и добиться выплат.

Обязательные действия при ликвидации

Ликвидация ООО требует также выполнения обязательных действий в установленном законом порядке:

  • Составляется и сдается промежуточный ликвидационный баланс, если он не сдавался за предыдущий отчётный период.
  • Производится оценка и распределение между учредителями частей уставного капитала.
  • Рассчитывается размер задолженности, которую нужно выплатить кредиторам.
  • В архив сдается документация, штампы и печати уничтожаются.

Принудительная ликвидация ООО порядок имеет определенный. Без выполнения этих процедур она не может быть закончена. Существует и альтернативный способ прекращения деятельности компании - через офшор. Но такой способ вызывает много нареканий у налоговиков и поэтому требует более тщательной юридической проработки.

Пошаговая инструкция ликвидации ООО

Причины могут быть самые разные, но этапы проведения всегда одни и те же.

Если заинтересованное подало лицо в судебные органы соответствующее исковое заявление, оно имеет право получить уведомление о начале процесса. Перед тем, как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательную базу о фактах нарушения предприятием законодательства. Документы предъявляют вместе с иском. Если суд считает собранные доказательства достоверными и достаточными, то он принимает положительное решение о ликвидации. На следующем этапе, в соответствии с судебным решением, собирается ликвидационная комиссия, в чьи обязанности входит совершение некоторых действий. Комиссия выполняет необходимые действия по оформлению бухгалтерского учёта и выполнению аудита деятельности организации.

Кроме того, она принимает требования от кредиторов, составляет промежуточный баланс и закрывает расчетные счета в банковских учреждениях. Только после проведения всех этих мероприятий проводится ликвидация ООО. Для того чтобы процедура была проведена на законных основаниях, комиссия должна иметь следующие документы: решение судебных органов, доказательные документы, подтверждающие нарушения законодательства предприятием (например, результаты прокурорской проверки), исковое заявление, промежуточный и окончательный баланс. Учредителю необходимо заплатить пошлину, которая составляет 20% от пошлины, которая была уплачена при регистрации предприятия.

Процесс принудительной ликвидации ООО налоговым органом должен сопровождаться исключением ООО из ЕГРЮЛ. Налоговые органы вправе начать процесс упразднения в том случае, если не получали в течение 12 месяцев от ООО налоговой и бухгалтерской отчётности. А также тогда, когда по расчетному счету за предыдущие 12 месяцев не было никаких операций.

Налоговые органы в ситуации упразднения организации действуют по следующему алгоритму:

  1. Составляется внутренний документ, подтверждающий, что отчётность ООО не высылает и счета не использует в течение длительного времени.
  2. Издается постановление о дате проведения ликвидации.
  3. Публикуется сообщение в «Вестнике государственной регистрации» о том, что организацию планируют ликвидировать. Всех кредиторов предприятия необходимо уведомить о том, что оно закрывается. Они могут подать свои претензии в течение трёх месяцев. В сообщении требуется указать сроки и порядок, в соответствии с которыми предоставляются заявления с претензиями. Они могут быть оформлены не только кредиторами, но и участниками процесса ликвидации. В случае, если в течение трёх месяцев поступит хотя бы одно заявление, исключение организации ООО из ЕГРЮЛ не состоится.
  4. После того, как все дела с кредиторами улажены, предприятие будет выведено из ЕГРЮЛ.

По закону при поступлении претензий от кредиторов ликвидация приостанавливается. На практике, обычно процесс продолжается.

Что делать после принудительной ликвидации ООО?

Последствия ликвидации

Ликвидация предприятия означает, что оно не имеет права ведения какой-либо коммерческой или иной деятельности. Если задолженности ООО не были выплачены в процессе ликвидации, то происходит их списание. Поскольку после упразднения компании нет средств, из которых можно покрыть задолженности. Имущество учредителей при этом в расчет не берется. Собственность участников подлежит реализации только в случае, если имели место намеренные их действия, приведшие к развалу предприятия. В некоторых случаях ликвидации можно избежать. Для этого учредители должны признать исковое заявление по всем пунктам и обеспечить грамотное восстановление платежеспособности организации. Можно предупредить этот процесс при помощи получения лицензии, в соответствии с которой должна была осуществляться деятельность. Также учредители могут организовать работу предприятия не противоречащим закону образом.

Процедура проведения ликвидации считается самой крайней мерой, применяющейся к особенно злостным неплательщикам. Перед тем, как начать ее, организацию уведомляют о такой перспективе неоднократно и у руководства есть время для исправления ситуации. Если предприятием будут приняты меры к устранению нарушений и улучшению ситуации, то этого и не потребуется.

Какие последствия принудительной ликвидации ООО, теперь понятно.

Плюсы принудительной ликвидации

Как это ни странно, но в этом процессе есть и определенные преимущества. К таковым можно отнести то, что бухгалтер не должен в этом случае оформлять и сдавать бухгалтерскую отчетность, это делает ликвидационная комиссия. Нередко уменьшение штрафов происходит практически в два раза, если они начислены за отсутствие сданной отчетности.

Минусы принудительной ликвидации

Но, в то же время, процесс может затянуться надолго. К тому же, если учредители хотят прекратить процесс, то им придется воспользоваться услугами адвоката и долго судиться с уполномоченными органами. Кроме того, не получившие своих денег кредиторы могут впоследствии предъявить претензии учредителям. Во многих ситуациях владельцы таких компаний остаются в выигрыше, если организация на протяжении определенного времени не приносила прибыль.

Срок ликвидации

Срок принудительной ликвидации ООО не может превышать полгода после даты вступления в силу решения судебных органов. Если этого времени недостаточно, то регистрирующий орган в десятидневный срок направляет заявление в судебные органы, где требуется применить штрафные санкции к нарушителям и предоставить новый срок.

В заключение

Таким образом, принудительная ликвидация является весьма специфическим процессом, инициировать который могут государственные органы, коммерческие организации или физические лица.

Мы рассмотрели последствия принудительной ликвидации ООО.

Если инспекция не может найти компанию по адресу, указанному в учредительных документах, она вправе подать в суд иск о ликвидации компании на основании ст. 61 ГК РФ. ФНС России в письме от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 проанализировала арбитражную практику и рассказала нижестоящим налоговым органам, в каких случаях надо идти в суд, а когда лучше отказаться от этой идеи. Кроме того, налоговая служба подробно разъяснила, как происходит принудительная ликвидация компании и какие санкции ей грозят, если она не выполнит решение суда. Обратиться к теме принудительной ликвидации мы решили еще и потому, что с 1 сентября 2014 г. вступает в силу новая редакция ст. 61 ГК РФ.

Основания для ликвидации: новый и старый порядок

Ликвидация юридического лица может произойти (п. 2 ст. 61 ГК РФ):

  • в добровольном порядке — по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
  • в принудительном порядке. В этом случае ликвидация происходит по решению суда. Иск в суд подает государственный орган или орган местного самоуправления - таким правом наделены и налоговые инспекции (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

В пункте 2 ст. 61 ГК РФ (в редакции, действующей в настоящее время) названы следующие основания для принудительной ликвидации:

  • грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица - если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • осуществление деятельности:
    - без надлежащего разрешения (лицензии);
    - либо запрещенной законом;
    - либо с нарушением Конституции РФ,
    - либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Отметим, что с 1 сентября 2014 г. вступает в силу новая редакция ст. 61 ГК РФ (ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ , далее - Закон № 99-ФЗ). В ней более четко прописаны некоторые основания для ликвидации по решению суда. Кроме того, определено, кто в каких случаях подает иск.

По иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации предоставлено законом, ликвидация осуществляется в случаях:

Признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

Осуществления компанией деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО;

Осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

Систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

По иску учредителя (участника) юридического лица ликвидация через суд осуществляется в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, когда осуществление деятельности компании становится невозможным или существенно затрудняется.

Статьей 61 ГК РФ установлено, что суд может возложить обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества компании.

Новая редакция ст. 61 ГК РФ предусматривает, что если у компании не хватает средств на ликвидацию, расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Рассмотрим более подробно причины, по которым к компании может быть применена процедура принудительной ликвидации.

Недостоверный адрес

При регистрации юридического лица в учредительных документах указывается адрес местонахождения компании. Нередко он не совпадает с фактическим. В таком случае налоговая инспекция может подать иск в суд о ликвидации компании (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее - Закон № 129-ФЗ).

О том, как это происходит и при каких обстоятельствах подача иска может действительно привести к ликвидации, рассказала ФНС России в письме от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 (далее - Письмо).

Итак, допустим, инспекция по месту учета неоднократно посылала компании различные сообщения, но все они возвращались обратно с пометкой «адресат выбыл», «по такому адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т.д. Налоговики в таком случае делают вывод, что адрес, указанный в учредительных документах, недействителен. И «сигнализируют» об этом:

  • в банк, где у компании открыты счета (п. 4 Письма). Банк непредоставление сведений об изменении местонахождения юридического лица может квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета, что, в свою очередь, может служить основанием для расторжения банком данного договора по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/22130);
  • в регистрирующий орган (п. 1 Письма). В некоторых крупных городах регистрацией занимается какая-либо одна инспекция. К примеру, в Москве - ИФНС № 46. Если функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, то все мероприятия по выявлению нарушения и составлению протокола выполняет этот налоговый орган.

Регистрирующий орган выясняет, нет ли обстоятельств, свидетельствующих о том, что компания предоставила при регистрации заведомо ложные сведения (обычно так бывает с фирмами-однодневками, у которых директор - совершенно постороннее лицо, не подозревающее о том, что он является директором, а адрес значится в списках адресов «массовой регистрации»).

Если доказательств заведомой ложности сведений нет, инспекция рассматривает возможность о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ - за непредоставление или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об ИП в орган, осуществляющий госрегистрацию (санкции - административный штраф на должностных лиц в размере 5000 руб.).

Затем регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней (п. 2 Письма):

Вносит сведения о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ;

Направляет в адрес юридического лица, а также по адресам его учредителей, лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости сообщить достоверный адрес.

Важно

Если есть доказательства, что компания предоставила заведомо ложные сведения, составляется протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ и материалы направляются в суд для рассмотрения дела по месту совершения правонарушения по факту предоставления заведомо ложных (недостоверных) сведений об адресе места нахождения. Кроме того, материалы могут быть направлены в правоохранительные органы по подследственности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках ст. 170.1, 173.1, 173.2, 202, 327 УК РФ (п. 2 Письма, письма ФНС России от 28.01.2014 № СА-4-14/1215@, от 23.04.2014 № СА-4-14/7872@).

Если ответ на уведомление о необходимости сообщить реальный адрес не получен, регистрирующий орган направляет в арбит­ражный суд заявление о ликвидации компании.

ФНС России в Письме обращает внимание нижестоящих налоговых органов, что подавать иск о ликвидации имеет смысл, если выполнены три условия (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 , далее - Постановление № 61):

  • есть информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна - представители компании по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.;
  • в адрес организации направлялось уведомление о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе. Причем такое уведомление отправлялось также в адрес учредителей и лиц, уполномоченных действовать от имени компании без доверенности;
  • к компании не может быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Речь идет о процедуре, предусмотренной ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. В данной норме говорится о том, что если компания в течение 12 месяцев не сдавала отчетность и не осуществляла операций по банковским счетам, она может быть исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Другими словами, если компания отчетность не сдает и движения по расчетном счету нет, то незачем осуществлять ее ликвидацию через суд. Налоговики могут просто исключить ее из ЕГРЮЛ, прекратив таким образом ее деятельность. Если в суд попадет иск о ликвидации компании, которая может быть исключена из ЕГРЮЛ на основании ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, суды отказывают налоговым органам в удовлетворении требования (постановление ФАС Поволжского округа от 21.01.2014 № А57-21753/2012).

Не случайно ФНС России детально прописала в Письме правила подачи налоговыми органами иска о ликвидации компании по причине предоставления недостоверного адреса. Выиграть такой спор налоговикам совсем не легко.

Как показывает арбитражная практика, суды считают такое нарушение не настолько значительным, чтобы осуществить ликвидацию компании. Так, в деле, рассмотренном ФАС Западно-Сибирского округа, инспекция установила, что фактическое местонахождение общества не совпадает с местом его государственной регистрации, учредитель не имеет отношение к обществу и не осуществляет его руководство. Но суд указал, что в данном случае отсутствуют доказательства грубых нарушений закона при создании общества и его деятельности, по­этому отклонил иск налогового органа о ликвидации компании (постановление от 01.11.2012 № А27-8267/2012). О том, что отсутствие компании по юридическому адресу не является основанием для ее ликвидации, говорится и в постановлении ФАС Центрального округа от 27.03.2014 № А64-2674/2013.

Кроме того, суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК РФ), предложив компании предоставить в регистрирующий орган эти сведения не позднее установленного в определении суда срока. И только если компания проигнорирует все эти предложения, суд решает вопрос о ликвидации (п. 6 Постановления № 61).

Пять признаков недостоверности адреса

В Постановлении № 61 ВАС РФ называет признаки недостовернос­ти сведений об адресе:

1) адрес обозначен как адрес большого количества иных юридичес­ких лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);

2) адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не предоставил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридичес­ким лицом по этому адресу будет осуществляться.

Отметим, что, если компания неоднократно проигнорирует все просьбы регистрирующего органа о предоставлении реального адреса, суд может принять решение о ликвидации (постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2012 № А55-10795/2011).

Итак, ликвидация компании по решению суда в случае нарушений, допущенных при ее создании, может случиться, если эти нарушения будут (ст. 61 ГК РФ):

1. Грубыми.

2. Неустранимыми.

Устранить несоответствие юридического и фактического адресов очень легко - надо подать в регистрирующий орган соответствующее заявление о внесении изменений в учредительные документы. Поэтому можно сделать вывод, что попасть под ликвидацию по причине предоставления недостоверного адреса компания может только в крайнем случае - когда, к примеру, ее учредители сами к этому стремятся и сознательно не реагируют на уведомления инспекции.

Деятельность...

…без лицензии

Некоторые виды деятельности подлежат лицензированию либо осуществляются на основании других разрешительных до­кументов. Ситуация, когда компания осуществляет один из таких видов деятельности и при этом не имеет соответствующей лицензии, может стать причиной подачи налоговым органом иска о ликвидации компании. Об этом сказано и в старой, и в новой редакции ст. 61 ГК РФ.

Так, в ситуации, рассмотренной ФАС Восточно-Сибирского округа, компания занималась букмекерством, не имея лицензии, несмотря на то, что действующий в проверяемый период Федеральный закон от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» 1 предусматривал обязательное лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Налоговый орган посчитал, что отсутствие лицензии - это достаточная причина для ликвидации компании по п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Суд сослался на позицию КС РФ, изложенную в постановлении от 18.07.2003 № 14-П. В нем говорится, что «неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц».

Кроме того, в названном выше постановлении судьи ФАС Восточного округа привели мнение ВАС РФ: при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридичес­кое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84).

В рассматриваемом случае компания представляла в инспекцию налоговую отчетность, исправно платила налоги и зарплату работникам, ущерб правам и законным интересам третьих лиц не причинен. Поэтому в иске о ликвидации суд отказал (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.03.2011 № А33-9410/2010).

…без вступления в саморегулируемую организацию

В обновленной ст. 61 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ) прямо предусмотрено, что ликвидация возможна в случае «осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО».

В частности, обязательное членство в СРО предусмотрено в области:

  • оценочной деятельности (ст. 15 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»);
  • строительства и проектирования при выполнении некоторых видов работ (ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ);
  • аудиторской деятельности (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • деятельности арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Членство в СРО - это дорогое «удовольствие». Нужно уплатить немалый вступительный взнос, а потом перечислять периодические взносы. Поэтому некоторые организации пытаются игнорировать законодательные требования об обязательном вступлении в СРО.

Если перечисленные выше виды деятельности будет осуществлять компания, не являющаяся членом «своей» саморегулируемой организации, она может быть ликвидирована по решению суда.

Как будет складываться арбитражная практика после вступления в силу новой редакции ст. 61 ГК РФ - неизвестно.

…и другими нарушениями

Статья 61 ГК РФ (и в старой, и в новой редакции) предусматривает возможность ликвидации компании при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В данной норме не конкретизировано, какие именно положения и сколько раз надо нарушить, чтобы попасть под принудительную ликвидацию.

Как отметил ФАС Уральского округа, ликвидация не может применяться только по формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений правовых актов. Неоднократные нарушения закона должны быть столь существенными, чтобы позволить суду принять решение о ликвидации компании в качестве меры, необходимой для защиты прав и интересов других лиц (постановление от 02.06.2009 № Ф09-3580/09-С4 по делу № А60-37775/2008-С11).

К примеру, суды посчитали, что реализация электроэнергии без сертификатов соответствия - это не причина для ликвидации, несмотря на то что при этом нарушаются правила, установленные Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2011 № А61-1943/2010).

К нарушениям законодательства относится и деятельность компании в ситуации, когда стоимость чистых активов организации меньше законодательно установленного минимального размера уставного капитала:

  • ООО должно принять решение о своей ликвидации в случае, если стоимость чистых активов окажется меньше 10 000 руб. (п. 4 ст. 90 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • ОАО - если меньше 100 000 руб., ЗАО - если меньше 10 000 руб. (ст. 26 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Как правило, компании в таких случаях ликвидироваться не собираются. А вот налоговики, наоборот, нередко подают в суд иск об их ликвидации на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ. Однако если компания платит налоги, сдает отчетность, продолжает свою деятельность и принимает меры к повышению стоимости чистых активов, суды отказывают налоговикам в иске (постановления ФАС Уральского округа от 18.02.2013 № Ф09-14030/12, Восточно-Сибирского округа от 10.12.2012 № А33-3547/2012).

Итак, если компания является вполне добросовестным налогоплательщиком (платит налоги и взносы, сдает отчетность), честным контрагентом (не имеет затянувшихся конфликтов с кредиторами) и порядочным работодателем (вовремя выплачивает зарплату), то, вероятнее всего, суд не будет принимать решение о ее принудительной ликвидации, даже если она допускает грубые нарушения какого-либо закона. Понятно, что свою благонадежность и желание устранить нарушения надо подтвердить соответствующими документами.

Если суд принял решение о ликвидации

В большинстве случаев суды отклоняют иски налоговиков о принудительной ликвидации, однако в арбитражной практике встречаются и решения в пользу инспекций.

Суд может возложить обязанности по ликвидации компании на ее учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными докумен­тами (п. 2 ст. 61 ГК РФ). При этом учредители выступают в качестве ответчиков (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84).

В решении суда о ликвидации должны указываться сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки суд может продлить (ст. 118 АПК РФ). Однако нередко суды не указывают в решении данные сроки, и компании пользуются этим, чтобы отсрочить ликвидацию. ФНС России в Письме рекомендовала инспекциям отражать в заявлении о ликвидации юридического лица ходатайство об установлении предельного срока представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Он не должен превышать шести месяцев со дня вступления решения (постановления) суда в законную силу (п. 5.3 Письма).

Если лица, которые должны осуществить ликвидацию, не исполнят решение суда в течение десяти дней с момента истечения указанного в нем предельного срока, регистрирующий орган направит в суд заявления о наложении судебного штрафа по ст. 119 АПК РФ. Причем в каждом случае неисполнения судебного акта после наложения штрафа налоговые органы будут направлять в суд заявления об очередном наложении штрафа на указанных лиц. Другими словами, оштрафовать могут несколько раз (ст. 332 АПК РФ, п. 7 Письма). Компания может попытаться оспорить эти штрафы, но шансов не очень много. В Письме ФНС России привела примеры арбитражных дел, в которых суд оказался на стороне инспекции.

К сведению

В Письме налоговая служба ссылается на постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2012 № А56-27250/2005. История следующая. Суд принял решение о ликвидации компании, обязанности по ликвидации возложены на учредителя, назначен срок ликвидации - март 2006 г. Однако прошло пять лет, а ликвидация так и не состоялась. В 2011 г. инспекция обратилась в суд с заявлением о наложении на компанию за неисполнение указанного решения судебного штрафа по ч. 1 ст. 119 АПК РФ в размере 100 000 руб., на должностное лицо - руководителя и учредителя - в размере 5000 руб. и 2500 руб. соответственно. В результате с руководителя взыскан штраф в размере 2500 руб., в остальной части требований суд отказал. Руководитель пытался оспорить решение, поскольку, по его мнению, прошел срок исковой давности. Но суд возразил, что для исполнения судебных актов, которые в силу ст. 16 АПК РФ являются обязательными на всей территории РФ, срок давности не установлен.

Одновременно с подачей заявления в суд о наложении судебного штрафа на лиц, которые должны осуществлять ликвидацию, регистрирующий орган отправит судебному приставу-исполнителю ходатайство о вынесении постановления о взыс­кании исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе. Если требования, содержащиеся в исполнительном листе, не будут выполнены, судебный пристав составляет протокол о вынесении административного штрафа по ст. 17.5 КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Количество случаев привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ законодательством не ограничено (п. 8 Письма).

Справка

Согласно ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа:

На граждан - в размере от 1000 до 2500 руб.;

На должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;

На юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном до­кументе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа:

На граждан - от 2000 до 2500 руб.;

На должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб.;

На юридических лиц - от 50 000 до 70 000 руб.

Таким образом, если суд уже вынес решение о ликвидации, его лучше выполнить. Иначе можно «попасть» на два вида штрафа (судебный и административный), причем налагаться они могут неоднократно.

Принудительная ликвидация ООО представляет собой процедуру, при которой деятельность предприятия заканчивается не в добровольном порядке, но по решению судебного органа. Таким органом может быть ФНС, ФАС, различные муниципальные образования.

Процедура инициируется в том случае, если организация нарушала закон. Это довольно длительный процесс, который не выгоден владельцам компаний. Даже после его прохождения, существующие кредиторы имеют право на предъявление своих претензий. Процедура может стать выгодной только в том случае, если руководство организации желало её закрыть из-за отсутствия перспектив.

Основания для принудительно ликвидации юридического лица

Лицу, заинтересованному в ликвидации, требуется направить соответствующее заявление в арбитражный судебный орган. Перед этим, как правило, предприятию направляются уведомления, что он нарушает закон. Если руководство не прислушивается к пожеланиям, инициируется судебное дело. Обратиться в судебный орган можно и в том случае, если учредители:

  • Указаны лишь в документах, но фактически не ведут никакой деятельности;
  • Находятся в розыске.

После прохождения процесса ликвидации, компания считается несуществующей. Весь процесс должен осуществляться за счёт предприятия, в отношении которого заведено дело. Однако иногда встречаются ситуации, при которых нужных средств у учредителей нет. Тогда упразднение производится за счёт государственных средств.

Чаще всего весь процесс оплачивает ООО.

Принудительная ликвидация предприятия может быть инициирована на следующих основаниях:

  • Грубые нарушения законодательства;
  • Выполнение работы без лицензии, если она требуется в данной сфере;
  • Конкуренция, нарушающая нормы;
  • Отсутствие фактической деятельности. Выявляется по операциям на расчётном счете. Если на нём не зафиксировано никаких изменений в течение 14 месяцев, появляются основания для ликвидации.

Коснёмся нарушений закона, которые приводят к инициации процедуры ликвидации помимо воли владельцев компании. К примеру, если предприятие ухудшает экологию, в процессе его деятельности происходит выброс вредных элементов, заинтересованные лица могут подать в суд.

Законы, регулирующие процедуру

Различные законы регулируют разные действия, которые производятся в рамках судебного процесса:

  • Обращение заинтересованного лица с исковым заявлением – статьи АПК под номерами 125, 126;
  • Рассмотрение инициируемого дела – второй раздел АПК;
  • Осуществление банкротства – ФЗ под номером 127;
  • Заявление в налоговую службу и органы регистрации – приказ ФСН от 25 января 2012 года;
  • Проведение ликвидации – ГК, статьи 61-64.

Каждое действие в рамках процесса должно быть осуществлено на основании закона. Если будут нарушения, владелец ООО имеет право на признание дела недействительным.

Особенности процедуры

Юридически инициироваться ликвидация может следующими структурами:

  • Природоохранительные прокуратуры;
  • Органы региональной исполнительной власти;
  • Учреждения федеральной исполнительной власти.

Все структуры, которые инициируют дело, должны обладать соответствующими полномочиями. Также ликвидацию могут начать и кредиторы ООО, однако это возможно только в рамках осуществления процедуры банкротства. Этот вариант можно провести только в том случае, если непокрытые обязательства компании составили более 100 000 рублей.

Если судебный орган, в результате ведения дела, признал обоснованность требований и принял решение о ликвидации, а учредители с ним не согласны, то его можно обжаловать. Выполняется процедура путём подачи жалоб:

  • Надзорная;
  • Апелляционная;
  • Кассационная.

Принудительная ликвидация юридического лица выполняется при некоторой подготовке. В частности, требуется проанализировать платёжеспособность предприятия, вычислить объём его активов. Затем, как и при стандартном процессе, назначается ликвидационная комиссия. Однако и здесь есть свои особенности. Если при классической ликвидации комиссия организуется в соответствии с пожеланиями учредителями, то при принудительном процессе она собирается по судебному решению. Должен быть выбран ликвидатор. Он отвечает за выполнение следующих действий:

  • Выполнение расчётов с лицами, являющимися кредиторами предприятия;
  • Выплата зарплат и выходных пособий штату, который планируется увольнять. Образец уведомления работников о ликвидации ;
  • Выплата денежных обязательств перед различными внебюджетными фондами;
  • Ликвидатор должен добиться выплат от кредиторов организации.

При упразднении ООО должны быть выполнены следующие обязательные действия:

  • Составление промежуточного ликвидационного баланса, если он не сдан за прежний отчётный период. Оформление и предоставление органам окончательного ликвидационного баланса;
  • Выполнение оценки долей уставного капитала, их распределение между учредителями;
  • Расчёт объёма задолженностей перед кредиторами;
  • Сдача документации в архив, уничтожение штампов и печатей.

Без этих процедур упразднение не может быть выполнено.

Альтернативным способом прекращения деятельности фирмы является . Но эта процедура требует тщательной подготовки и юридической помощи, так как вызывает массу претензий со стороны налоговиков.
Процедура ликвидации ООО . Внимательно изучите все этапы процесса.

Этапы проведения упразднения

Если заинтересованное лицо подало соответствующее исковое заявление в суд, оно имеет право на уведомление о начале процесса ООО. Перед подачей заявления требуется собрать все доказательства того, что организация нарушает закон, и предъявить их вместе с иском. Если судебный орган сочтёт, что собранные доказательства обоснованы, он примет положительное решение по вопросу упразднения.

После этого собирается ликвидационная комиссия. Организуется она в соответствии с судебными решениями. Она осуществляет следующие действия:

  • Оформление бухгалтерского учёта;
  • Выполнение аудита работы предприятия;
  • Приём требований от кредиторов ООО;
  • Составление промежуточного баланса;
  • Закрытие расчётных счетов в банковских учреждениях.

После этого производится принудительная ликвидация юридического лица. Для проведения процедуры потребуется подготовить следующие документы:

  • Решение органов с соответствующими полномочиями;
  • Доказательства нарушения законов со стороны ООО. Это могут быть результаты прокурорских проверок;
  • Промежуточный и окончательный баланс.

Пошлина за упразднение составляет 20% от пошлины, уплаченной при регистрации ООО.

Особенности упразднения предприятия по инициативе налогового органа

Процесс представляет собой исключение организации из ЕГРЮЛ. Проводится при наличии следующих признаков:

  • В течение года органы не получали от фирмы налоговую и бухгалтерскую отчётность;
  • На расчётном счете, в течение 12 месяцев, не выполнялось никаких операций.

Рассмотрим примерный алгоритм процедуры, проводимой налоговым органом:

  1. Оформляется внутренняя бумага о том, что отчётность ООО не высылается, а счета не используются в течение длительного времени;
  2. Выпускается постановление о начале упразднения;
  3. Публикуется новость в «Вестнике государственной регистрации» о том, что ООО планируют ликвидировать. Необходимо это для того, чтобы все кредиторы компании были уведомлены о том, что она закрывается. Они имеют право на подачу своих претензий в течение трёх месяцев. В новости требуется указать сроки и порядок предоставления заявлений с претензиями. Их могут оформить не только кредиторы, но и участники процесса упразднения. В том случае, если в течение трёх месяцев будет подано хотя бы одно заявление, исключение организации ООО из ЕГРЮЛ будет отложено;
  4. Когда все дела с кредиторами уложены, начинается вывод лица из ЕГРЮЛ.

Теория и практика в рассматриваемом деле могут различаться. В частности, по закону, если поступили претензии от кредитора, ликвидация должна быть приостановлена. Однако, на практике, обычно упразднение продолжается.

Последствия процедуры

Упразднение обозначает, что организация больше не имеет прав на коммерческую деятельность или иные типы работы. В его итоге происходит списание задолженностей, которые не были покрыты. Обусловлено это тем, что у компании-должника отсутствует собственность для погашения. Имущество учредителей остаётся неприкосновенным. Реализация собственности участников выполняется только в том случае, если именно из-за намеренных действий произошёл развал предприятия.

Иногда упразднение можно предупредить. Для этого от учредителей требуется:

  • Признание искового заявления и его пунктов;
  • Обеспечение грамотного руководства, которое направлено на восстановление платёжеспособности.

Участники могут организовать деятельность компании таким образом, чтобы она больше не противоречила закону. Можно предупредить инициирование дела путём получения лицензий.

Смотрите видео с дополнительной информацией о процедуре принудительной ликвидации ЮЛ на основе обновленного ГК:

Стоит помнить, что такая процедура является крайней мерой, которая применяется к злостным неплательщикам. Перед её проведением ООО, обычно, уведомляется о перспективе подобных мер. У организации есть время для того, чтобы уладить все проблемы. Если она будет проводить меры, направленные на улучшение ситуации, упразднения можно избежать.

Одним из возможных вариантов прекращения деятельности юрлица является его принудительная ликвидация через суд по требованию налогового органа. Однако правомерность данной процедуры можно оспорить. На практике у налогоплательщика есть ряд преимуществ при оспаривании оснований принудительной ликвидации, о них и пойдет речь в данной статье.

Деятельность юридического лица может быть прекращена несколькими путями: по волеизъявлению учредителей (либо уполномоченного на это органа организации) или по решению суда, то есть принудительно.
Обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право. К ним относятся, в частности, налоговые органы, которые вправе предъявлять в суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы и о признании недействительной госрегистрации юрлица или госрегистрации физлица в качестве ИП (п. 11 ст. 7 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”).
Принудительная ликвидация юрлица возможна в следующих случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ):

  • при обнаружении грубых нарушений закона, допущенных на этапе создания юрлица, причем если эти нарушения нельзя исправить или устранить;
  • при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • при невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Также юрлицо может быть ликвидировано, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то есть в случае признания его банкротом.
Обратите внимание: при ликвидации организации ее деятельность прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация недействующего юрлица во внесудебном порядке

Регистрирующий орган может исключить юрлицо из ЕГРЮЛ без обращения в суд в том случае, если оно фактически прекратило свою деятельность. Недействующим юрлицо признается тогда, когда оно в течение последних двенадцати месяцев (предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения) не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).
Стоит отметить, что исключение юрлица из ЕГРЮЛ – даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юрлица, – является правом, но не обязанностью регистрирующего органа. То обстоятельство, что регистрирующий орган не воспользовался таким правом, не рассматривается судами как нарушение требований закона в связи с неисполнением возложенных на него обязанностей (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2013 по делу N А27-15710/2012).
Регистрирующий орган при принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен опубликовать его в органах печати в течение трех дней. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением из реестра.
В случае направления заявлений (срок для направления составляет три месяца со дня опубликования решения регистрирующего органа) решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юрлицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (то есть в соответствии со статьей 61 ГК РФ).
Исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда такое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пени и санкциям перед бюджетами разных уровней, при этом принимается во внимание отсутствие у должника какого-либо имущества, на которое может быть обращено взыскание в погашение задолженности (п. 1 постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, определение ВАС РФ от 22.10.2013 N ВАС-14257/13 по делу N А82-13099/2012).

Обратите внимание! Налоговики вправе требовать через суд ликвидации юридического лица в случае обнаружения допущенных при его создании грубых и неустранимых нарушений закона.

Устранимые нарушения – не причина для ликвидации!

Судьи считают, что само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер (постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2003 N 14-П).
В пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса указан перечень положений, нарушение которых может привести к ликвидации юрлица. Однако этот факт не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Ведь нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела оценить вызванные ими последствия и принять решение о ликвидации юрлица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судебная практика также иллюстрирует затруднения реализации налоговыми органами своего права требования принудительной ликвидации через суд. Например, суд отклонил доводы инспекции о недостоверности сведений, послуживших основанием для регистрации ООО, а также внесения изменений в учредительные документы об учредителе и месте нахождения юрлица, поскольку данные обстоятельства не могут быть отнесены к нарушениям, носящим неустранимый характер. При рассмотрении материалов дела суд отклонил ссылку инспекции на протокол допроса учредителя (по данным ЕГРЮЛ), согласно которому последний им не являлся и не обращался с заявлением о его госрегистрации при создании ООО. При этом никакими другими доказательствами, кроме показаний этого лица, данное обстоятельство не подтверждалось (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А56-33784/2012).

Важно знать. Если стоимость чистых активов ООО становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации, если не устранит это снижение в установленном порядке (п. 4 ст. 90 ГК РФ).

Связь с фирмой по юрадресу невозможна

Местонахождение (место госрегистрации) юридического лица должно указываться в его учредительных документах и (или) в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 52; п. 2, 3, 5 ст. 54 ГК РФ).
Юрлицо, не находящееся по месту своей регистрации, несет риски, связанные с неполучением почтовой корреспонденции, направленной по этому адресу. При этом почтовые письма будут считаться доставленными ему надлежащим образом.
Налоговый орган наделен возможностью проверить, находится ли в действительности постоянно действующий исполнительный орган по адресу, указанному в представленном заявлении на госрегистрацию, после ее проведения. Критерий достоверного адреса выражается в действительном нахождении организации по заявленному местонахождению.
Если связь с юрлицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (его представители по адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой “организация выбыла”, “за истечением срока хранения” и т.п.), регистрирующий орган направит этому юрлицу (в т.ч. в адрес его учредителей (у частников) и лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности) уведомление о необходимости представления достоверных сведений о его адресе. Регистрирующий орган в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
Судебная практика не поддерживает позицию налоговых органов в решении принудительной ликвидации в том случае, если не установит, что несоответствие адреса в уставе и в заявлении на регистрацию юрлица повлекло какие-либо негативные последствия для третьих лиц, нарушение их прав и законных интересов. Суды отклоняют доводы инспекций о том, что существенными нарушениями, достаточными в совокупности для процедуры принудительной ликвидации, являются:

  • указание недостоверных сведений в учредительных документах юрлица препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля;
  • нарушение требований к форме и содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию;
  • неосуществление с момента создания финансово-хозяйственной деятельности, непредоставление отчетности, отсутствие открытых счетов в банке (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А82-10460/2012).

Законодательством не предусмотрено принятие налоговым органом такого ненормативного акта как предписание, обязывающее фирму внести изменения в учредительные документы в части ее место нахождения, а также зарегистрировать их в установленном порядке. Такая позиция подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2014 по делу N А60-16016/2013).
Правовые последствия устранения выявленных налоговым органом нарушений, предусмотренные, в частности, пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, могут повлечь к привлечению к административной или уголовной или ответственности.
Обратите внимание: в госрегистрации создаваемого юридического лица может быть отказано, только если в заявлении будет указан несуществующий адрес. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

  • адрес обозначен как местонахождение большого количества других юрлиц (адрес массовой регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;
  • адрес в действительности не существует, или находившийся по нему объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юрлицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти и т.п.);
  • имеется заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юрлица по этому адресу.

При наличии хотя бы одного из таких обстоятельств сведения об адресе юрлица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
При этом у налоговиков нет оснований для отказа в регистрации по заявленному адресу, если постоянно действующего исполнительного органа юрлица там нет, то есть – нет ни офиса, ни представителей организации.
Отметим также: с 1 июля 2014 года при выявлении в ходе оказания госуслуг факта отсутствия в информационной адресной системе госреестра сведений об адресе инспекция не вправе отказать юрлицу в госрегистрации и обязана совместно с уполномоченным органом провести работу по его уточнению либо его внесению в этот реестр (Закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ, письмо ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по сути, достоверность сведений ЕГРЮЛ об адресе организации обеспечивается добросовестностью лица, представляющего заявление о ее регистрации.

На заметку. Стоит иметь в виду, что налоговый орган при установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юрлица, должен доводить информацию об этом в 10-дневный срок до банков, в которых открыты счета организации для приостановления операций по ним (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).

Чистые активы организации ниже минимального размера уставного капитала

Одним из оснований принудительной ликвидации ООО является уменьшение стоимости чистых активов относительно размера уставного капитала по окончании второго или каждого последующего финансового года.
Чтобы избежать такой ситуации организации следует:

  • увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 90 ГК РФ в ред., вступившей в силу с 01.09.2014);
  • или же зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала (п. 4 ст. 90 ГК РФ)

Судьи считают, что отрицательное значение стоимости чистых активов общества не всегда является признаком ухудшающегося финансового состояния общества и само по себе не свидетельствует о необходимости ликвидации общества, поскольку может быть исправлено принятием соответствующих мер (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 N 06АП-4292/2012).
Кроме того, есть судебная практика, согласно которой сделан вывод о том, что само по себе несоблюдение юрлицом установленного законом порядка действий при установлении факта снижения стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для удовлетворения иска о его ликвидации (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А33-5916/2012).
Стоит отметить, что в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года, пункт 4 статьи 90 Гражданского кодекса изменился как раз в части порядка действий юрлица при снижении чистых активов относительно уставного капитала. Можно предположить, что эти изменения не повлияют на оценку судами споров по таким обстоятельствам, так как арбитрам предписано руководствоваться единым подходом к их разрешению.

Фирма предоставила в налоговую недостоверные сведения

Непредставление (несвоевременное представление) или представление недостоверных сведений о юрлице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий госрегистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Если же в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения, но такое действие не содержало уголовно наказуемого деяния, то в этом случае предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Привлечение лица к административной ответственности по таким основаниям, например, возможно при факте несвоевременного представления предпринимателем в налоговый орган сведений об основном документе гражданина Российской Федерации (паспорте) при его замене или утере. Такой вывод подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2009 N Ф08-8210/2008 по делу N А53-17269/2008-С4-48, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2009 по делу N А21-2001/2008, постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2010 N Ф09-11176/09-С1 по делу N А50-22858/2009).
Если же налоговый орган получит информацию о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, к заявлению о госрегистрации или деятельности организации либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, то соответствующие материалы инспекция направит в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).
Из смысла статьи 170.1 Уголовного кодекса фальсификацией ЕГРЮЛ является представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений:

  • об учредителях (участниках) организации;
  • о размерах и номинальной стоимости долей участия учредителей в уставном капитале;
  • о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;
  • о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли;
  • о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования;
  • о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица, либо в иных целях, направленных на приобретение прав на чужое имущество.

Такие незаконные действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового (постановление президиума Московского городского суда от 31.01.2014 по делу N 44у-17/14, постановление Московского городского суда от 30.05.2013 N 4у/2-3453).

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2014-11-24 13:07:02 2016-03-29 17:56:08 Принудительная ликвидация организации

В российском законодательстве предусмотрены все возможные случаи, когда производится ликвидация юридических лиц или некоммерческих организаций. Подобная акция может проводиться двумя путями: добровольно или по решению судебных органов. Возможна ликвидация предприятия и путем банкротства, которая также может быть добровольной или принудительной.

Добровольное прекращение деятельности ООО, ЗАО, ОАО осуществляется по решению учредителей. При этом их права и обязанности не переходят к другим фирмам. В этом случае издается документ: решение или протоколо ликвидации предприятия. Основания могут быть следующими:

  • потеря интереса собственников к данному виду деятельности;
  • нерентабельность (убыточность) бизнеса;
  • окончание срока работы компании;
  • полное достижение задач, поставленных перед предприятием.

Процесс добровольной или официальной ликвидации достаточно длителен и трудоемок, поэтому без участия грамотных юристов здесь не обойтись. Завершение ликвидации – регистрация ее окончания в ЕГРЮЛ. После этого данные об организации изымаются из всех официальных реестров и списков.

Основаниями для принудительной ликвидации предприятия могут быть грубые нарушения закона при создании юридического лица, которые носят неустранимый характер, отсутствие лицензии на осуществляемую деятельность, ведение деятельности, запрещенной законом, или с грубыми нарушениями, финансовая несостоятельность (банкротство). Одним из оснований для принудительной ликвидации является срыв сроков сдачи годовой бухгалтерской отчетности, а также подача недостоверных сведений о предприятии.

Иск о принудительной ликвидации юридического лица могут подать регистрирующие органы, налоговые инспекции, прокуратура, антимонопольные органы, Банк России, Пенсионный фонд. Иск о ликвидации фондов могут подать любые заинтересованные лица, в том числе его учредители и участники.

Особый случай – ликвидация фирм-однодневок, созданных для краткосрочных хозяйственных операций и не ведущих деятельности. Иск об их ликвидации подают, как правило, налоговые органы.

Решение о принудительной ликвидации предприятий выносит арбитражный суд после внимательного изучения деятельности и выявления конкретных нарушений.

Ликвидация предприятий путем банкротства всегда производится по решению арбитражного суда, даже если ее инициаторами выступают учредители самого предприятия. Инициирование процесса банкротства является официальным признанием невозможности дальнейшей работы предприятия, расчета с кредиторами и налоговыми органами.

Для проведения принудительной ликвидации по решению суда назначается независимый арбитражный управляющий. Одна из главных целей его работы – выявить признаки умышленного банкротства, выгодного учредителям. После распродажи имущества предприятия оно частично рассчитывается по налогам и с кредиторами.