Понятие признаки форма вины административного правонарушения. По особенностям конструкции различаются. Объект и объективная сторона нарушения административного порядка

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности . Легальное определение понятия «административное правонарушения » дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица , за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения - противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.

Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.

1. Деяние . Законодатель счел нецелесообразным применять обобщенный термин «деяние», который уже используется в других нормативных правовых актах (например, в ст. 106 Налогового кодекса РФ). Представляется, что не является принципиальным закрепление в легальном определении правонарушения термина «деяние» или термина «действие или бездействие», поскольку по своему со-держанию эти понятия абсолютно тождественны.

Действие - это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия (например, мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ), часть - путем бездействия (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету - ст. 21.5 КоАП РФ). Есть и «смешанные» правонарушения, объективную сторону которых составляет совокупность действия и бездействия (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств - ст. 16.2 КоАП РФ).

Административным правонарушением выступают только внешне выраженные акты субъекта. Именно поэтому не могут признаваться правонарушением мысли, чувства и желания субъекта, если они не выражены в определенном поступке. И активное, и пассивное поведение для признания его административным правонарушением, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным. Отсутствие одной из характеристик - внешнего проявления поведения и его осознания субъектом - исключает рассмотрение деяния в качестве противоправного (например, действие непреодолимой силы или действия невменяемого лица или лица, не достигшего возраста административной ответственности).

2. Противоправность . Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права , регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.2 КоАП РФ). Особенность административной ответственности в том, что противоправность административных правонарушений проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного, но и ряда других отраслей права , например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового.

Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения. Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий - административным правонарушением может признаваться только сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права и охраняемых мерами административной ответственности (например, ст. 19.3 КоАП РФ). Вместе с тем не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

3. Виновность . Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям. Совершение деяния, формально подпадающего под признаки административного правонарушения, при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения. Не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения и невиновное совершение противоправного действия (бездействия) юридическим лицом.

4. Наказуемость . Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания.

5. Общественная вредность . Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность. Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

В теории административного права весьма распространена точка зрения о том, что административные правонарушения, как и преступления , тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений.

Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права. Представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их «массовости» (например, безбилетный проезд - ст. 11.18; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов - ст. 12.6 КоАП РФ). Б то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность).

Не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административных правонарушений от преступлений, хотя к этому подталкивает беглый анализ уголовного законодательства и законодательства об административ-н^1х правонарушениях. Статья 2.1 КоАП РФ в отличие от ст. 14 УК РФ не дает четкого ответа на вопрос: чем следует считать административные правонарушения - общественно вредными или общественно опасными деяниями? Вместе с тем ст. 2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминает о вредных последствиях административного правонарушения. Б качестве критериев разграничения административных правонарушений и преступлений могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий (например, при совершении нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств - ст. 264 УК РФ и нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего ,- ст. 12.24 КоАП РФ), размер материального ущерба (например, административно наказуемым по ст. 7.27 КоАП РФ признается мелкое хищение, совершенное на сумму до одного минимального размера оплаты труда , а уголовно наказуемым по ст. 158 УК РФ - свыше такого размера), а также иные обстоятельства. При любых условиях правоприменитель должен всесторонне и полно выяснять все обстоятельства, характеризующие состав правонарушения , для правильной квалификации деяния в соответствии с нормами либо Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо Уголовного кодекса РФ.

С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством. Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества , и это выражается в их противоправности.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения , общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти , общественному порядку и общественной безопасности, собственности , законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав - единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения - логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения - понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков - необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают. Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.

Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:

  1. объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
  2. объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
  3. субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);
  4. субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами , может повлечь административную ответственность.

Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Так, для конкретного административного правонарушения (например, мелкого хищения - ст. 7.27 КоАП РФ) такие его признаки, как собственность, отчуждение имущества , психическое от-ношение лица к деянию в форме умысла, достижение 16-летнего возраста, сами по себе ничего противоправного не содержат. Однако когда они существуют в совокупности и объединяются законодателем в диспозиции правовой нормы в качестве перечня признаков правонарушения - это уже правовая модель административного правонарушения, его юридический состав.

Если в деянии отсутствует хотя бы один из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и самого состава, следовательно, оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. Б нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъект действий и его психическое отношение к деянию. По этой причине в составе административного правонарушения также присутствуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков, характеризующих и детализирующих его (например, для субъективной стороны - это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме вины, а также мотив и цель).

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В отличие от уголовного права , в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (с отягчающими признаками - ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ) составы.

По особенностям конструкции различаются:

  • материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);
  • формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:

  • казуистичные - как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ);
  • обобщенные - охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Большое практическое значение имеет и такое деление составов административных правонарушений:

  • однозначные составы, в которых четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ);
  • альтернативные составы, содержащие два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением, т.е. административным правонарушением будет являться совершение одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения - на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений.

Кроме того, учение о составе административного правонарушения имеет большое значение: оно способствует выявлению наиболее существенных признаков административных правонарушений, разграничению их и установлению справедливых санкций; помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; позволяет по-нять закон.

На протяжении всего периода существования человеческого общества проблема совершения административных правонарушений была весьма актуальной. Таковой остается она и на сегодняшний день. Кроме того, эта проблема не утрачивает своей значимости при любой формации и строе. Дело в том, что правонарушения допускались во все времена. Существуют они и сегодня. В этой статье мы рассмотрим, что такое административное правонарушение. Понятие, признаки, состав и основные виды этого проступка тоже не обойдем стороной.

Определение термина

Объективная сторона рассматриваемых проступков обладает своими признаками. Причем их формирование осуществляется вокруг основы проступка - деяния. В перечне признаков объективной стороны, которая входит в состав административного правонарушения РФ, находится:

Место (железнодорожный путь, пограничная зона);
- время (сезон для охоты, рыболовства);
- способ (подделка документов, бланков, печатей) и т. д.

Объективная сторона рассматриваемых проступков имеет важную составляющую в виде лиц, не выполняющих:

Законные требования сотрудника полиции;
- распоряжения судебного пристава или судей;
- требования прокурора, следователя, а также иного должностного лица, которое рассматривает состав дела об административном правонарушении.

Помимо всех вышеперечисленных лиц, объективная сторона включает в себя и тех правонарушителей, которым виновным оказывалось незаконное содействие в регистрации транспортных средств, а также в осуществлении деятельности по вопросам трудоустройства российских граждан за границей и т. д.

Субъект правонарушения

В данный элемент в состав административных правонарушений входят физические и юридические лица. Причем к хозяйствующим субъектам может быть применено наказание в случаях несоблюдения:

Экологических норм;
- земельного законодательства;
- таможенного права;
- требований в сфере производства стройматериалов и строительства;
- налогового законодательства;
- пожарной безопасности;
- антимонопольного законодательства;
- природоохранных и санитарных правил;
- валютного законодательства и проч.

В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).

Для некоторых должностных лиц существуют дополнительные основания, усиливающие применяемую меру административного наказания. В эту категорию входят работники торговли, водители и др. Некоторые лица при исполнении своих должностных обязанностей несут дополнительную административную ответственность за бездействие или действие лиц, находящихся в их подчинении.

Некоторые законодательные ограничения существуют для граждан, находящихся на военных сборах, для военнослужащих, беременных женщин, а также для матерей, имеющих несовершеннолетних детей.

Субъект состава административного правонарушения всегда несет административную ответственность за свои деяния. Однако и в этом вопросе имеются некоторые исключения. Так, для военнослужащих, как и для гражданских лиц, имеет одинаковое административное правонарушение понятие, признаки, состав, а также меры наказания. Однако того, кто проходит срочную службу, за ряд проступков могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Об этом сказано в статье под номером 2.5 КоАП.

Однако не все граждане нашей страны являются субъектами в составе административной ответственности. Согласно общему правилу, такому наказанию не подлежат лица младше 16 лет. При этом в составе административного проступка такой признак, как его субъект, будет отсутствовать. Этот же случай наступит и тогда, когда физическое лицо во время совершения незаконных действий будет находиться в невменяемом состоянии.

Субъективная сторона

Данный признак состава административных правонарушений представляет собой психическое отношение субъекта, совершившего проступок, к последствию своего действия либо бездействия. При этом оно может быть выражено в форме неосторожности или умысла. Исходя из этого, в каких случаях имеется полный состав административного правонарушения? Статья 2.2 КоАп указывает на то, что обязательно должно быть наличие лица, совершившего противоправное бездействие или действие, выраженное в форме неосторожности или умысла. При этом должны присутствовать и другие признаки состава правонарушения.

Полная характеристика состава административного правонарушения невозможна без рассмотрения такого понятия, как вина. Она выражается в психологическом отношении человека к содеянному, а также к возможным негативным последствиям проступка.

Вина - это элемент, входящий в юридический состав административного правонарушения. Однако ее присутствия явно недостаточно для того, чтобы совершившее проступок лицо было привлечено к ответственности. Это происходит в связи с тем, что субъект состава административного правонарушения должен иметь соответствующий возраст и быть дееспособным. Например, виновность деяния будет отсутствовать в том случае, если правила дорожного движения нарушил несовершеннолетний или недееспособный гражданин.

Субъективная сторона является немаловажным признаком в составе преступления. Она указывает не только на вину нарушителя законности, но и на цель, а также на мотив его деяния.

КоАП предусматривает также случаи, когда дело об административном нарушении должно быть прекращено. Это становится возможным при отсутствии вины гражданина.
Несколько иначе субъективная сторона определяется для юридических лиц. В ст. 2.1 КоАП указывается на то, что предприятия и организации считаются виновными в совершении противоправного деяния, если они могли не нарушать нормы и правила, но не приняли меры к соблюдению действующих законодательных актов. При этом к ответственности может быть привлечено не только само юридическое лицо, но и его директор, а также ряд иных работников. Для этого на каждого виновного должен быть оформлен отдельный протокол.

В том случае, когда вина хозяйствующего субъекта не доказана, никаких мер ответственности к нему применяться не может. В чем же она выражается? В отличие от физического лица, деяние организации не может рассматриваться через призму неосторожности или умысла. Бессмысленно искать в этом случае волевые и интеллектуальные моменты совершенных деяний. Юридическое право двояко трактует понятие вины юрлица, рассматривая при этом субъективные и объективные стороны.
Первая из них выражается в том, как рассматривается организацией противоправное деяние. При этом изучается отношение работников и представителей юридического лица к нарушению законодательных норм.

При определении состава административного проступка рассматривается и объективная вина организации. Она находится в зависимости от совершенного деяния и обусловлена объективной стороной, входящей в состав правонарушений. Выбор того или иного подхода, как правило, зависит от специфики несоблюдений законодательства.

Группировка составов административных проступков

Все рассмотренные выше признаки позволяют отметить определенные виды их совокупности. Выделяют такие составы административных правонарушений, как:
- материальные и формальные;
- простые и квалифицированные;
- однозначные и альтернативные.

Такие виды составов административных правонарушений, как материальные, содержат в себе признаки наступления негативных материальных последствий или ведущих к таковым. Размер причиненного ущерба описывается законом для того, чтобы правильно классифицировать правонарушение и выставить виновному лицу счет для возмещения ущерба. В формальных составах признак наступления негативных последствий отсутствует.

Такие виды составов административных правонарушений, как простые, имеют место при конкретном деянии без всякого усиления. Но иногда при рассмотрении такого проступка в него вводятся квалифицирующие факторы. Они усиливают негативную силу деяния, что позволяет рассматривать правонарушение по иному пункту статьи. В этом случае виновного ждет более строгое наказание за содеянное.

Если в качестве административного проступка выступает только одно деяние, то состав правонарушения считается однозначным. Но иногда виновное лицо совершает несколько противозаконных деяний. В таких случаях состав правонарушений является альтернативным.

Меры наказания

Полный перечень санкций, применяемый к виновным лицам, приведен в статье 3.2 КоАП. Данный список жестко регламентирован и не подлежит расширенному толкованию. Так, виновному лицу может быть назначено:

Предупреждение (официальное порицание);
- денежное взыскание, предусмотренное в виде штрафа;
- изъятие или конфискация предмета либо орудия административного правонарушения;
- лишение прав (определяется только судом);
- наложение административного ареста;
- выдворение за пределы страны;
- дисквалификация в части занятия физическим лицом руководящей должности.

Административная ответственность наступает после того, как уполномоченным на то органом или его должностным лицом вынесено решение о применении административного взыскания к лицу, совершившему противозаконный поступок.

Фактическим основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения со всеми элементами его состава.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Данное определение включает все основные признаки административного правонарушения.

1. Общественная опасность означает, что правонарушение причиняет вред интересам граждан, общества и государства. В юридической науке нет единства мнений относительно данного признака правонарушения. Одни авторы утверждают, что общественной опасностью обладают только преступления (как наиболее тяжкий вид правонарушений), а административные правонарушения являются общественно вредными. Другие отмечают, что по существу административный проступок есть общественно опасное деяние, которое отличается от преступления характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Законодатель, давая в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ определение административного правонарушения, вообще не называет среди прочих признаков (противоправность, виновность, наказуемость) ни общественную вредность, ни общественную опасность деяния.

2. Противоправность деяния означает, что оно нарушает нормы административного и иных отраслей права (финансового, земельного, экологического и др.), охраняемых мерами административной ответственности. Действующее законодательство не допускает применения аналогии закона, противоправность является обязательным признаком административного правонарушения. «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - провозглашено в ст. 1.6 КоАП РФ, - не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по деду об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом». Административная ответственность может наступить, если лицо совершило нарушение, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

3. Виновность деяния. КоАП РФ закрепил данный признак на уровне принципа административной ответственности. Так, согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо (физическое или юридическое) подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

4. Наказуемость деяния означает возможность применения к лицу, совершившему противоправное деяние, мер административной ответственности (административных наказаний), которые могут быть установлены КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, административному правонарушению должны быть присущи вышеперечисленные признаки.

Нормативное регулирование

Откроем КоАП. В нем определены: понятие административного проступка, их перечни, основания и порядок привлечения к ответственности. За нарушения на виновных налагаются наказания. Предлагается несколько вариантов наказаний, и чиновник или суд выбирает одно из них, наиболее подходящее в разбираемом деле.

Регионы вправе принимать свои законы или Кодексы об административной ответственности. Эти акты основаны на КоАП и не могут ему противоречить. Они предлагают дополнительный перечень проступков и в них прописываются:

Периодически судами делаются обзоры практики применения законодательства. В частности, несколько документов было издано ВС РФ.

Понятие правонарушения

Согласно закону административный проступок – это действие или бездействие, запрещенное законом. Оно характеризуется виной, и за его совершение непосредственно законом предусматривается административная ответственность. Привлекаются и граждане, и юридические лица.

Элементы правонарушения

Исследователи выделяют несколько свойств характерных для административного проступка:

  • противоправность;
  • наличие вины;
  • субъектность;
  • наказуемость.

Противоправность означает выход за рамки правового поля, нарушение требований норм права.


Вина – отношение человека к совершаемому им действию. Выражается в форме прямого умысла и в виде неосторожности.

Прямой умысел – включает в себя:

  • осознание вредности своего поступка;
  • желание наступления вредных последствий своего поступка;
  • лицо предвидит последствия поступка либо ему неинтересно, наступят ли они.

При неосторожности виновный проявляет самонадеянность, думая, что последствия не наступят, либо он их предотвратит. Виновный также мог и не предвидеть того, что произойдет, хотя и должен был (иногда это характеризуется как легкомыслие).

Субъектность – наличие признаков, одновременное присутствие которых дает право составить протокол и вынести решение по делу в отношение конкретного лица.

Например, дети привлекаются лишь с 16 лет. Также привлечь к ответственности за нарушение должностного лица возможно, если виновный имеет соответствующий статус. Ряд нарушений могут допускаться только людьми или организациями.

Наказуемость – наказание за выход за рамки закона непосредственно установлено законом.

Состав нарушения

За административный проступок ответственность возникает при наличии элементов состава:

  • объект нарушения;
  • объективная сторона;
  • субъект нарушения;
  • субъективная сторона.

Объект – общественные отношения, затронутые проступком, блага, на которые посягнули. Например, право гражданина принять участие в выборах.

Объективная сторона. Сюда включаются само деяние (действие или бездействие), вредные последствия, а также связь между ними.


Субъект – лицо должно быть вменяемым (осознавать свои действия и иметь возможность их контролировать), достичь определенного возраста. Специальный субъект должен обладать определенными правами или статусом – лица, находящиеся в должности, водители и др.

Субъективная сторона представляет собой наличие или отсутствие умысла. За некоторые нарушения ответственность полагается лишь при прямом умысле.

Примеры административных проступков

Наиболее распространенные примеры, с которыми сталкиваются почти все – нарушения ПДД. Даже человек, не имеющий прав на вождение автомобиля, имеет возможность оказаться наказанным. Стоит ему перейти через дорогу в неположенном месте – и сотрудник полиции уже составляет протокол.

Приведем примеры административных проступков:

  • нарушение регламентов пожарной безопасности;
  • повреждение имущества, принадлежащего другим гражданам и организациям;
  • распитие спиртных напитков в общественных местах.

Особенность данного вида ответственности в том, что она распространяется на нарушения, имеющие очевидно разную степень опасности.


Административным проступком является безбилетный проезд, и таким же проступком считается нарушение норм о порядке проведении митингов. За первый полагается небольшой штраф, за второй - арест до 2 недель.

Категории проступков

Выше затрагивался вопрос об объектах нарушений. В принципе, это главный критерий разделения административных проступков на виды. Законодатель ввел достаточно четкую структуру нарушений. Если посмотреть КоАП, выделена ответственность за нарушения прав граждан, нарушения в области промышленности, в области государственного управления.


Не так давно были попытки внести изменения и дополнить градацию нарушений по степени тяжести, но их признали неудачными. Тем более, что сейчас активно обсуждается тема введения в УК или принятие отдельного закона об уголовных проступках. Формально являющихся нарушением УК, но привлекаемые лица будут испытывать на себе менее серьезные последствия, в части судимости и ограничения прав в будущем (например, запрет на занятие некоторых должностей).

Что общего с преступлениями

Законодательство об уголовной и административной ответственности построено по аналогичным правилам:

  • наличие состава для привлечения к ответственности;
  • меры наказания за конкретные нарушения выбираются согласно перечню, прописанному в законе;
  • закон должен предусматривать норму, которой установлена ответственность за деяние.

В то же время имеется и существенная разница.

Во-первых, строгость наказаний, во-вторых, наличие судимости. Отметки об административной ответственности в прошлом, как правило, никак не влияют на ограничение в правах. Осужденный по нормам УК, даже по истечение срока судимости будет сталкиваться с последствиями до конца жизни.

Таким образом, между преступлением и административным проступком имеется существенная разница.

Дисциплинарные нарушения

Они стоят особняком в иерархии нарушений. Хотя и касаются должностных обязанностей человека, все же выходят за рамки чисто трудовых отношений. К дисциплинарной ответственности привлекают лиц, занимающих особое положение в среде государственных служащих. Сюда включаются собственно государственные и муниципальные служащие, судьи, прокуроры, полицейские и военнослужащие.


Законы о прохождении соответствующего вида службы предусматривают основания и порядок привлечения к этому виду ответственности, а также принимаемые к нарушителям меры.

Стандартные меры:

  • понижение в чине;
  • лишение премии;
  • понижение в должности.

Наиболее серьезные проступки, допущенные в служебной деятельности, приводят к увольнению. Причем, это не столько воля руководителя, сколько требование закона.

Как сочетаются административная и дисциплинарная ответственность? Нарушение запретов КоАП, напрямую не затрагивающих служебную деятельность, может повлиять на карьерные перспективы человека. Например, военнослужащий в случае привлечения к ответственности за нарушение ПДД, рискует досрочно уволиться.

Судья, неоднократно попадающий в подобные ситуации, рискует лишиться мантии из-за действий, порочащих судебную власть.

В заключение

Дисциплинарный проступок, административный проступок и преступление – понятия разные и, вроде бы, не связанные между собой. Первые два могут вообще сочетаться и оказывать влияние на карьеру человека.

Преступление - наиболее опасная форма нарушений закона для общества, о чем так и говорится в УК.


Одновременно с этим процедуры, основания и принципы привлечения к ответственности в административном порядке напоминают процесс привлечения к уголовной ответственности. Сходство заканчивается, если сравнить строгость наказаний и наличие судимости.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

16.2. Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

16.3. Объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Значение объекта административного правонарушения:

1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;

2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;

3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда. Виды объектов административного правонарушения:

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

2) предмет является факультативным элементом объекта;

3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

16.4. Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

16.5. Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

16.6. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

Доказыванию по делу об административном правонарушении;

Учету при определении меры и вида административной ответственности;

Анализу при изучении причин совершения правонарушения.

16.7. Виды административных правонарушений

В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.

В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.