Безвозмездная передача имущества. Какими налогами облагается безвозмездная передача имущества? Что выгоднее: передача или дарение? Исчисление НДС при безвозмездной передаче недостроенного объекта в муниципальную собственность

У лиц, владеющих имуществом, может возникнуть желание передать его кому-либо без какого-либо возмещения. В таком случае важно знать, какие виды безвозмездной передачи существуют, кто имеет на них право и как составлять договор на данную сделку.

Виды безвозмездно передаваемого имущества и образец договора

Такой договор по сути своей очень близок к договору дарения или пожертвования, если не оговорена какая-либо компенсация за имущество, сразу же после подписания документа или в будущем. Он должен быть составлен в форме, соответствующей требованиям закона, и содержать ясно сформулированное намерение владельца имущества.

Передача без требования компенсации возможна как для физических, так и для юридических лиц, при условии что последние не являются коммерческой организацией и не будут использовать подарок в коммерческих целях. Передавать можно:

Такой договор составляют согласно следующему образцу:

  • Место составления документа;
  • Стороны, участвующие в передаче имущества;
  • Предмет договора (указать документ, который подтверждает право собственности владельца, упомянуть о его желании передать его определенному лицу; получатель заверяет, что принимает подарок с чувством благодарности и будет использовать его по назначению);
  • Условия, на которых используются полученные ценности;
  • Причины, по которым получатель может отказаться от приема имущества, вручаемого ему без оплаты, до того момента, пока имущество не было фактически передано в его распоряжение (если получатель решает отказаться от подарка, это следует оформить в письменном виде; тогда договор считается расторгнутым).

Это основные особенности составления договора данного типа. В договор также следует включить следующие стандартные разделы: форс-мажорные обстоятельства, процедура разрешения спорных вопросов, подписи.

Данный образец подходит в том случае, если владелец решил безвозмездно передать имущество с правом собственности.

Договор о передаче имущества в безвозмездное пользование

Передача в безвозмездное пользование отличается от передачи имущества в качестве подарка. Составление договора на безвозмездное пользование имуществом дает получателю возможность какое-то время пользоваться имуществом на определенных условиях, но не распоряжаться им как своей собственностью.

  • 1. Данные участников договора.

Для физических лиц нужно указать Ф.И.О. и паспортные данные; юридическим лицам следует указать полное название предприятия, личные данные его представителей, должности, информацию о доверенности, которая дает право подписи.

  • 2. Имущество, которое является предметом договора, его детальная опись.

В текст документа вносятся данные документа, на основании которого передается имущество, указываются лица которые могут претендовать на него.

  • 3. Цель, для которой передается имущество.
  • 4. Обязанности сторон.

Собственник обязан передать имущество в том состоянии, которое описывается в договоре, получатель должен позаботиться о поддержании надлежащего технического состояния, предоставлять возможность осмотра имущества в оговоренные сроки и вернуть его в исправном состоянии.

  • 5. Стоимость имущества, подтвержденная документально: справка о балансовой стоимости, заключение оценщика, справка от изготовителя.
  • 6. Оплата затрат по содержанию и использованию имущества. Здесь необходимо детально изложить обязанности, возложенные на временного владельца (например, в связи с расходными материалами).
  • 7. Ответственность сторон.

Указываются сроки передачи, риск и возмещение убытков, ответственность получателя в случае нанесения убытков или вреда третьим лицам, причины и процедура досрочного расторжения договора.

  • 9. Подписи.

Договор следует оформить в письменном виде в обязательном порядке, если имущество стоит дороже десяти тысяч. Закон накладывает ограничение на передачу имущества в безвозмездное пользование, если сторонами сделки выступают какая-либо организация и ее учредитель.

Безвозмездное пользование муниципальным имуществом

Муниципальная собственность может быть передана в безвозмездное пользование юридическим и физическим лицам, если речь не идет о коммерческой деятельности. Чтобы получить такую возможность, заинтересованное лицо должно обратиться с заявлением в муниципальные органы.

Ответ должен быть дан в течение 30 дней со дня подачи заявления. Если ответ положительный, стороны могут заключить договор о передаче муниципального имущества во временное безвозмездное пользование. Передача муниципального имущества подтверждается актом приема-передачи.

Чаще всего такой договор подразумевает аренду какого-либо помещения, принадлежащего муниципальным властям, без предоставления оплаты. В договоре обязательно нужно подробно изложить все правила пользования помещением во избежание возникновения конфликтных ситуаций и указать срок аренды. По истечении данного срока помещение возвращается владельцу.

Правильно составленный договор безвозмездной передачи имущества учитывает все нюансы и позволяет сторонам добросовестно выполнить свои обязательства относительно предмета договора, будь то движимое или недвижимое имущество.

Операции с недвижимостью и иным имуществом в бизнесе, во взаимоотношениях между государственными, муниципальными органами и физлицами могут подразумевать безвозмездную передачу соответствующих объектов и ценностей. Каким образом подобного рода процедуры регулируются в России?

Субъекты передачи имущества

К какой сфере гражданских взаимоотношений правомерно относить такое явление как безвозмездная передача имущества? Здесь уместны две распространенные трактовки. В широком смысле безвозмездная передача имущества может пониматься как дарение некоей материальной ценности субъектом с любым статусом - физлицо, юрлицо - в пользу другого, правовые признаки которого также не имеют значения. Однако, в практике российской юриспруденции словосочетание, о котором идет речь, как правило, подразумевает взаимоотношения на уровне организаций.

Безвозмездная передача имущества в этой связи - это процедура, организуемая в рамках установленных законом норм, регулирующих, главным образом, отношения между юрлицами. Также, некоторые специалисты выделяют в отдельную категорию взаимодействие с участием бюджетных учреждений.

Кто может передавать имущество безвозмездно?

По мнению некоторых юристов, в общем случае передача имущества от одной организации другой попадает под действие, трактуемое как "дарение". Если соответствующее юрлицо - коммерческая фирма, то это значит, что в отношении него действуют ограничения, предусмотренные 575-й статьи ГК РФ. Там сказано, что, если сумма имущества - более 3 тыс. рублей, то передавать в дар его от одной коммерческой организации другой нельзя.

Компания, ведущая бизнес, вместе с тем, может принимать имущество безвозмездно от физлиц, некоммерческих объединений, а также органов власти. Возможна имущества от учредителя в пользу фирмы. В этом случае его соответствующая активность будет осуществляться на правах физлица. При этом безвозмездная передача имущества от учредителя не будет облагаться налогом при условии, что человек владеет не более, чем 50% уставного капитала фирмы.

Передача или аренда?

В числе дискуссионных моментов, касающихся проблематики регулирования имущественных отношений в гражданском праве России - корректность употребления термина, о котором идет речь. Дело в том, что такое явление как безвозмездная передача имущества очень похоже на предоставление ценностей в бесплатную аренду. Но это совершенно не одно и то же.

Если речь идет о бесплатной аренде, то корректнее применять словосочетание "передача имущества в безвозмездное пользование". В этом случае права собственности на передаваемую ценностью остаются у ее исходного владельца. Если речь идет о как таковом дарении, то мы вправе употребить термин именно в том звучании, в котором мы сейчас его рассматриваем - то есть, именовать процедуру безвозмездной передачей имущества.

Аренда де-юре, передача де-факто

Но есть здесь один нюанс. Дело в том, что фактическое содержание взаимоотношений между гражданами или организациями в аспекте передачи имущества в обоих случаях может быть одинаковым. Вполне можно допустить, что один субъект передаст в адрес другого ценность на правах бесплатной аренды с очень долгим сроком, не испрашивая ее обратно впоследствии. Формально исходный владелец имущества не теряет права собственности, но де-факто ее распорядителем становится другое лицо. Этот нюанс позволяет многим компаниям обойти ограничение в 3 тыс. рублей, установленное 575-й статьей, что мы отметили выше. Предприниматели неофициально договариваются о том, что подпишут договор бесплатной аренды, а на деле - один бизнес передает другому имущество в фактическое владение.

Правда, как отмечают юристы, безвозмездная передача в аренду имущества - процедура, требующая должного документального оформления. В договоре между организациями должно быть, в частности, четко изложено: что за ценность передается, каковы ее характеристики и состояние. Если этих данных в документе нет, то сделка, как отмечают юристы, считается недействительной.

Также, отметим, что некоторые ограничения, связанные с процедурой предоставления имущества в аренду при участии коммерческих организаций, все же есть. Например, фирма - АО или ООО, не может предоставлять ценности в бесплатное пользование своим учредителям или лицам, входящим в управляющий орган.

Передача или дарение?

Выше мы отметили, что безвозмездная передача имущества в собственность в общем случае отождествляется с процедурой дарения. В связи с чем некоторые виды субъектов гражданских отношений при определенных условиях могут быть ограничены в правах передавать или получать имущество - как, например, у которых есть лимит в 3 тыс. рублей при проведении таких процедур. Многие фирмы обходят это ограничение, пользуясь возможностью предоставить (получить) ценности в бесплатную аренду, договариваясь с другими организациями. Однако, есть еще один легальный механизм, при котором взаимодействие между бизнесами в аспекте безвозмездной передачи имущества не будет квалифицироваться как дарение.

Его применение возможно, если речь идет о взаимоотношениях компаний и их дочерних структур. Дело в том, что безвозмездная передача имущества в собственность головной структурой в пользу дочерней фирмы, как правило, не квалифицируется как облагодетельствование. Эта процедура признается частью процесса управления материальными активами, связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, если между головной структурой фирмы и ее дочерним обществом заключается договор безвозмездной передачи имущества, то он не квалифицируется как сделка дарения, несмотря на то, что подобного рода соглашения, как отмечают некоторые юристы, не предусмотрены законом. Но, в то же время, здесь нет никакого противоречия нормам ГК РФ.

Вместе с тем, других легальных вариантов, при котором передачу имущества в безвозмездном порядке можно как-то "замаскировать", юристы не выделяют. Некоторые бизнесы пытаются найти лазейки в законе. Например, встречается такой вариант: предприниматели формулируют условия сделок, намереваясь скрыть основную цель, характерную для дарения - удовлетворение конкретных интересов, которые есть у одариваемой стороны (и отсутствие их, в свою очередь, у прежнего владельца имущества). На практике это чаще всего значит, что договор безвозмездной передачи имущества сопровождается другим таким же источником права, но стороны сделки в нем меняются местами и даритель получает взамен другое имущество. Получается, таким образом, что одариваемый не удовлетворил свои интересы, а выполнил условия договора. Однако, составление подобного рода контрактов, как считают юристы - ошибка бизнесов. В случае, если процесс дарения сопровождается встречными предоставлениями - соответствующая сделка, если следовать нормам, изложенным в 572 статьей ГК РФ, признается недействительной.

Различия между двумя рассмотренными явлениями мы можем пронаблюдать на примере структуры договоров, отражающих соответствующий тип гражданских отношений.

Договор безвозмездного пользования: особенности

Договор безвозмездной передачи имущества (образец структуры которого мы сейчас изучим) в бесплатное пользование регулируется положениями 36-й главы ГК РФ, в частности 689-й статьи Кодекса. Стороны соответствующего соглашения именуются "ссудодателем" и "ссудополучателем". Второй должен по договору обязаться вернуть первому имущество в состоянии, в котором получил с учетом вероятного износа (если в соглашении не указано иное).

Соответствующего типа договор рекомендуется заключать в простом письменном виде. Виды имущества, которые могут быть переданы в рамках подобного соглашения, самые разные: недвижимость, земельные участки, оборудование, транспорт и иные, обладающие натуральными признаками, ценности.

Что должен содержать рассматриваемый договор безвозмездной передачи имущества, образец структуры которого мы изучаем? Важнейший критерий - включенность описания предмета соглашения. Если имущество обладает документами, характеризующими его принадлежность на праве собственности, источниками технического характера, то сведения из них следует также использовать при составлении договора. В тексте соглашения следует также описать фактическое состояние ценностей, степень износа, возможные недостатки во внешнем виде и т.д. То же самое должен содержать и безвозмездного имущества в бесплатное пользование, который юристы также рекомендуют составлять для узаконивания соответствующего типа гражданских отношений.

Отдельно следует поговорить об особенностях передачи в пользование недвижимости.

Недвижимость - в пользование

В бесплатное пользование таковы требования 131-й статьи ГК РФ. При этом, потребуется уплата соответствующей государственной пошлины за регистрационные услуги компетентных ведомств. Вместе с тем, если срок договора - менее года, то указанные процедуры производить необязательно. Поэтому, на практике, данная норма, как отмечают юристы, применяется достаточно редко: организациям проще, время от времени, перезаключать договора.

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (ст. 572 ГК).

Рассмотрим теперь то, каким образом осуществляется бесплатная передача имущества в собственность. Как мы уже отметили выше, с юридической точки зрения данная процедура идентична дарению. Поэтому, и договор будет составлен соответствующего типа.

Договор дарения: особенности

Интересен тот факт, что законодательство РФ допускает "устное" заключение - но только если речь не идет о случаях, которые изложены во 2 и 4 пунктах 574-й статьи ГК РФ. Сделка при этом считается завершенной, когда человек, прежний владелец, вручает ценность, или на нее, другому, новому собственнику. Вместе с тем, если сумма имущества - более 3 тыс. рублей, то заключать договор дарения нужно в письменном виде. При этом, в его структуре могут иметься отлагательные условия. Например, обещание подарка в связи с таким-то праздником.

Договор, о котором идет речь, предполагает быть сделкой, обе стороны которой - обязанные. Даритель должен передать имущество, а одариваемый, в свою очередь - принять ее. Также, договором могут быть предусмотрены иные обязательства для нового владельца. Например, даритель может заключить соглашение при том условии, что передаваемым имуществом будут пользоваться строго по определенному назначению. Или, например, одариваемый возьмет на себя обязательство относиться к полученной вещи бережно.

Муниципальное имущество

Есть такое явление как безвозмездная передача муниципального имущества. Каковы его особенности? Данного рода процедура, как отмечается в ряде правовых источников, может быть осуществлена в целях решения задач социальной или благотворительной направленности. Безвозмездная передача муниципального имущества может осуществляться в пользу физических или юридических лиц на основе распоряжения учреждения, или, по согласованию с органом муниципалитета.

Если речь идет о передаче недвижимости, то допустим только второй вариант. В то же время, возможна передача имущества и в бесплатное пользование. Правда, в этом случае ссудодателем, подписывающим договор безвозмездной передачи муниципального имущества в бесплатное пользование может быть только муниципалитет. Вне зависимости от того, недвижимость ли это, или иные активы.

Федеральное имущество

Рассмотрим также то, как осуществляется безвозмездная передача федерального имущества. Эта процедура может иметь разную направленность. То есть имущество может передаваться из федеральной собственности в пользу субъекта или муниципалитета, как и наоборот.

Если безвозмездная передача федерального имущества осуществляется из собственности субъекта в пользу РФ, то соответствующая процедура, как правило, осуществляется согласно нормам постановлений региональных правительств, отражающих реализацию ФЗ №122 от 22.08.2004 в той части, что касается передачи имущества.

Если предстоит обратная процедура - передача объектов в собственность региона, то, как правило, задействуются правовые акты, принятые на уровне субъекта, которые регулируют порядок принятия федерального имущества. Если регион предполагает передать объекты в пользу муниципалитетов, то основным источником права также становятся акты, принятые на уровне субъекта - но только те, что регулируют взаимоотношения с органами местного самоуправления. Обратная процедура, как правило, осуществляется на базе нормативных актов, рассматривающих аспект разграничения полномочий между региональными органами власти и муниципалитетами.

Вместе с тем, как отмечают юристы, региональные законы, нормами которых регулируется безвозмездная передача государственного имущества, очень схожи между собой. Кроме того, на уровне формулировок соответствующи правовых актов можно пронаблюдать некоторое единообразие норм с теми, что регулируют взаимоотношения на муниципальном уровне.

Взаимоотношения бюджетных учреждений

Возможен вариант, при котором предстоит безвозмездная передача имущества бюджетному учреждению. Какие нормы закона действуют для такого типа правоотношений? Прежде всего отметим, что у учреждения существует две возможности получить имущество безвозмездно: в дар - от физлиц или организаций, не относящихся к государственной финансово-распределительной системе, а также посредством передачи от других бюджетных организаций. Рассмотрим особенности каждого из вариантов.

В бюджет - от физлиц и юрлиц

Если безвозмездная передача имущества бюджетному учреждению осуществляется по договору дарения, то одной из сторон соглашения может быть, таким образом, физическое или юридическое лицо, статус субъекта передачи ценностей не играет роли. Оновной источник права, регулирующим отношения между указанными типами субъектов в рамках соответствующих соглашений - 32-я глава ГК РФ.

Кроме того, процедура, о которой идет речь, регулируется также и бухгалтерским законодательством. Поэтому, важный аспект процесса, когда от лица физлиц или организаций в пользу бюджетного учреждения осуществляется безвозмездная передача имущества - проводки. Они должны быть корректны. Рассмотрим несколько примеров, раскрывающих нюансы этой процедуры.

В бюджет от физлиц и организаций: проводка

Предположим, что бюджетная структура получила в дар некое недвижимое имущество имущество от коммерческой организации. В этом случае она должна зафиксировать эту процедуру следующей двойной записью:

Дебет: 2 101 02 310 (это "Увеличение стоимости нежилых помещений");

Кредит: 2 401 01 180 (это "Прочие доходы").

Также в бухгалтерской документации необходимо отразить рыночную стоимость полученной недвижимости. Для этого эксперты рекомендуют пользоваться публичными сведениями в официальных источниках, данными Росстата, объявлениями о свободной продаже аналогичных типов собственности, услугами независимых оценщиков.

Один бюджет - другому

Второй вариант, при котором возможно безвозмездное получение имущества бюджетным учреждением - передача ценностей от другой организации с аналогичным статусом. Данная процедура может быть осуществлена:

Между учреждениями, которые подведомственны общему распорядителю;

Между организациями, подотчетными разным головным структурам, но в рамках бюджета на одном уровне;

Между учреждениями, функционирующими на разных уровнях бюджета;

Отметим, что и в этом случае обязательно, чтобы после того как осуществлена безвозмездная передача имущества, проводки были зафиксированы корректно.

Если ценности передаются по первому сценарию - между учреждениями, подотчетными одному распорядителю, то необходимо отразить в бухгалтерии следующую (на том же примере с недвижимостью):

Дебет: 0 101 02 310 (то есть, "Увеличение стоимости нежилых помещений");

Кредит: 0 304 04 310 (это "Внутриведомственные расчеты").

При втором сценарии дебит - такой же. Но кредит другой: 0 401 01 180 (то есть "Прочие доходы"). В третьем сценарии дебит - вновь тот же. Кредит опять же отличается: 0 104 10 410 (или "Доходы от поступлений других бюджетов").

Договор N ______
безвозмездной передачи имущества
в муниципальную собственность (дарение)

г. __________ "__"________ ____ г.

Именуем__ в дальнейшем "Передающая сторона",
(Ф.И.О., паспортные
данные)
с одной стороны, и ________________________________, именуем__ в дальнейшем
(наименование органа
местного самоуправления)
"Принимающая сторона", в лице ____________________________________________,
(должность, Ф.И.О. уполномоченного
представителя)
действующего на основании ________________________________________________,
(документ, подтверждающий полномочия)
с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", заключили настоящий
Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Предметом настоящего Договора является безвозмездная передача
Передающей стороной в муниципальную собственность Принимающей стороны
___________________________________________________, располож___ по адресу:
(наименование передаваемого имущества)
________________________________________________________________ (именуем__
в дальнейшем "Имущество").
1.2. Имущество принадлежит Передающей стороне на праве собственности, что подтверждается ________________________ N ________ от "__"__________ ____ г.
1.3. Передающая сторона гарантирует, что передаваемое Имущество никому не продано, не заложено, под арестом не состоит, судебных споров по нему не имеется, на него нет прав третьих лиц.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Передающая сторона обязуется:
2.1.1. Безвозмездно передать Имущество в собственность Принимающей стороны.
2.1.2. Подписать акт приема-передачи Имущества.
2.2. Передающая сторона вправе:
2.2.1. Отменить передачу Имущества, если Принимающая сторона совершила покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинила Передающей стороне телесные повреждения.
2.3. Принимающая сторона обязуется:
2.3.1. Принять передаваемое Имущество в собственность ________________ муниципального округа (региона, района или др.) в соответствии с настоящим Договором.
2.3.2. Подписать акт приема-передачи Имущества.
2.4. Принимающая сторона вправе:
2.4.1. В любое время до передачи ей Имущества от него отказаться. В этом случае настоящий Договор считается расторгнутым.

3. Ответственность Сторон и форс-мажорные обстоятельства

3.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
3.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.
3.3. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 3.2 настоящего Договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону.
3.4. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору.
3.5. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 3.2 настоящего Договора, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.
3.6. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 3.2 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.

4. Разрешение споров

4.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.
4.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5. Срок действия Договора. Порядок изменения
и расторжения Договора

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до момента исполнения Сторонами всех взятых на себя обязательств по настоящему Договору.
5.2. Условия настоящего Договора могут быть изменены по взаимному согласию Сторон путем подписания письменного соглашения.

6. Заключительные положения

6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.
6.2. Стороны обязуются письменно извещать друг друга о смене реквизитов, адресов и иных существенных изменениях.
6.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
6.4. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему предварительному Договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.
6.5. Во всем остальном, что не урегулировано настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

7. Реквизиты и подписи Сторон:

Передающая сторона: Принимающая сторона:
____________________________________ ____________________________________
(наименование органа местного (Ф.И.О.)
самоуправления) Адрес: _____________________________
Адрес: _____________________________ ____________________________________
____________________________________ Паспортные данные: _________________
Телефон: __________ Факс: __________ ____________________________________
Адрес электронной почты: ___________ Телефон: ___________________________
Адрес электронной почты: ___________

В лице _________________________________________:
(должность уполномоченного представителя)

_______________/______________ _______________/______________
(Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.) (подпись)

М. ШОКОТЬКО,

преподаватель Академии труда и социальных отношений,

адвокат Адвокатской палаты Московской области

МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Российское государство принадлежащую ему публичную собственность может передавать как в государственную собственность субъектов Российской Федерации, так и в муниципальную собственность .

Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 01.01.01 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. постановлений ВС РФ от 01.01.2001 г. № 000-1, от 01.01.2001 г. № 000-1, от 01.01.2001 г. № 000-1 (ред. 24.12.1993 г.), с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 01.01.2001 г.) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд , растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

Процедура передачи объектов собственности разделена на два этапа (регулируется ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 01.01.01 г. (с изменениями на 3 июня 2006 г.), а также Указом Президента РФ от 01.01.01 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», которым органам местного самоуправления было предоставлено право самостоятельного утверждения перечней объектов, составляющих муниципальную собственность, руководствуясь постановлением № 000-1 от 01.01.01 г. При этом их решения могли быть оспорены только в судебном порядке.

Сложно обстоит дело с регулированием межбюджетных отношений. Местные бюджеты муниципальных образований не сбалансированы. По этой причине местное самоуправление лишено возможности использования потенциала собственной территории для социально-экономического развития , а местным органам власти приходится все более ориентироваться на собственные силы, собственные инициативы и собственные ресурсы и все менее рассчитывать на помощь сверху.

Существуют проблемы и другого порядка. Так, объекты, относящиеся к исключительной собственности Российской Федерации (земли, воды, природные объекты, средство внебюджетных государственных фондов, федеральные предприятия, объекты исторического и культурного наследия) передаются в собственность субъектов РФ с существенными нарушениями действующего законодательства (в частности, ст. 71 Конституции РФ, постановления № 000-1). Практически повсеместно не соблюдается порядок передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; документы на передачу имущества направляются без учета мнения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом России; нарушаются сроки направления в Правительство РФ документов для решения вопроса о передаче федеральной собственности в собственность субъекта Федерации.

Приведем пример из судебной практики. 22 февраля 2002 г. мэр города Ростова-на-Дону издал постановление, согласно которому в муниципальную собственность города должен был быть передан жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, находившийся на тот момент на балансе созданного путем приватизации открытого акционерного общества - комбината хлебопродуктов.

Основаниями для издания постановления мэра являлись:

1) Указ Президента РФ от 01.01.01 г. № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (далее - Указ);

2) Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 000 (далее - Положение).

1 апреля 2004 г. распоряжением департамента имущественно-земельных отношений Муниципального образования (далее - Департамент) помещение внесено в реестр собственности Муниципального образования. 21 февраля 2006 г. на основании торгов, проведенных Департаментом, ООО "Росток" (далее - Покупатель) заключило в качестве покупателя договор купли-продажи помещения. 27 марта 2006 г. Покупатель фактически получил помещение от Департамента по акту приемки - передачи. 3 мая 2006 г. регистрационной службой был зарегистрирован переход права собственности на помещение к Муниципальному образованию. 13 июня 2006 г. регистрационная служба отказала Покупателю в государственной регистрации перехода права собственности к Покупателю от Муниципального образования, так как за Муниципальным образованием право собственности было зарегистрировано после заключения договора купли-продажи от 01.01.01 г.

Покупатель обратился в суд с иском о признании права собственности на помещение и об обязании регистрационной службы зарегистрировать право собственности на приобретенное им помещение.

Основанием иска являлось следующее. Покупатель является добросовестным приобретателем помещения, поскольку приобрел его на торгах, и ему не было известно о том, что Муниципальное образование своевременно не зарегистрировало право собственности на помещение. Помещение не может быть истребовано у Покупателя на основании статьи 302 ГК РФ, так как выбыло из владения собственника по его воле. Порядок организации и проведения торгов, установленный статьями 447, 448 ГК РФ, был соблюден. Решением суда первой инстанции в иске было отказано, постановлением суда апелляционной инстанции оно оставлено без изменения. В обоснование судебных актов приведен следующий аргумент: договор от 01.01.01 г. является ничтожной сделкой, учитывая, что органы Муниципального образования не имели права распоряжаться помещением и выставлять его на торги, предварительно не зарегистрировав право собственности на него. Суд кассационной инстанции отменил указанные судебные акты и удовлетворил исковые требования Покупателя. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ оставил постановление суда кассационной инстанции без изменения.

Указанные судебные акты мотивированы следующим. Помещение в силу закона признавалось муниципальной собственностью, подлежащей передаче в состав этой собственности, и фактически было передано Комбинатом в состав муниципальной собственности. На торгах было продано имущество муниципальной собственности. Торги в судебном порядке не оспорены. Покупатель обладает признаками добросовестного приобретателя, у которого не может быть истребовано имущество в порядке, предусмотренном статьей 302 ГК РФ.

Итак, проанализируем вышеизложенные факты. Согласно Указу и Положению объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности подлежали передаче в государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность. Ни Указ, ни Положение не позволяют утверждать, что до момента такой передачи помещение "признавалось муниципальной собственностью, подлежащей передаче в состав этой собственности", как полагает Президиум ВАС РФ в рассматриваемом постановлении. Напротив, подлежащие передаче объекты прямо именуются в Указе и Положении объектами федеральной собственности, находящимися в ведении предприятий, в том числе приватизированных.

"Передача объекта в собственность" означает изменение собственника, прекращение собственности одного субъекта гражданских прав и возникновение собственности другого субъекта. Собственник (Муниципальное образование) не мог передать помещение в собственность самому себе, а именно это следует из мотивировки Президиума.

Поскольку процесс передачи помещения в собственность Муниципального образования был начат 22 февраля 2002 г., то к процедуре такой передачи должны были применяться нормы уже действовавшего на тот момент Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". По состоянию на 22 февраля 2002 г. помещение продолжало находиться в федеральной собственности. Исходя из пункта 1 ст. 6 Закона о регистрации, право федеральной собственности на помещение, как возникшее до вступления в силу Закона о регистрации, признавалось юридически действительным. При этом согласно пункту 2 ст. 6 Закона о регистрации переход права, возникшего до вступления в силу этого Закона, требовал регистрации данного, ранее возникшего права, а также регистрации его перехода. Редакция данной нормы позволяет утверждать, что сделка, влекущая переход ранее возникшего права, может быть совершена до регистрации данного права. Сам же переход ранее возникшего права может быть зарегистрирован только после предварительной регистрации данного права.

Как следует из рассматриваемого постановления Президиума, сделка по передаче права собственности на помещение из федеральной в муниципальную собственность совершена в апреле 2002 г., а переход права собственности к Муниципальному образованию зарегистрирован в мае 2006 г. То есть Муниципальное образование стало собственником помещения только 3 мая 2006 г., что следует из нормы пункта 2 ст. 223 ГК РФ, определяющей момент перехода права собственности к приобретателю моментом государственной регистрации отчуждения имущества. В связи с императивным характером нормы пункта 2 ст. 223 ГК РФ представляется неверной ссылка Президиума в постановлении на то, что помещение "фактически было передано акционерным обществом в состав муниципальной собственности задолго до проведения торгов". Передача "в состав собственности", т. е. переход права собственности, может иметь только юридическое, а не фактическое содержание. Фактическая передача помещения Муниципальному образованию в 2002 г. и внесение информации о помещениях в реестр собственности муниципального образования в 2004 г. не повлекли переход к Муниципальному образованию права собственности на помещение, так как переход не был зарегистрирован в порядке, установленном Законом о регистрации.

Договор купли-продажи помещения между Муниципальным образованием и Покупателем был заключен 21 февраля 2006 г., т. е. на момент заключения договора Муниципальное образование собственником помещения не являлось. Однако договор купли-продажи может заключаться и не собственником, что прямо следует из пункта 2 ст. 455 ГК РФ. Например, отмечает: действующее законодательство "не содержит никаких препятствий для заключения обязательственного договора о продаже чужой вещи лицом, не управомоченным на ее отчуждение, и не предусматривает оснований недействительности такого договора". Продавец принимает на себя обязательство передать вещь в собственность покупателя в оговоренный в договоре срок. В течение указанного срока он, не являясь собственником отчуждаемой им вещи, имеет возможность приобрести право собственности на нее и исполнить свое обязательство перед покупателем по передаче ему права собственности. В случае нарушения своего обязательства продавец отвечает перед покупателем за неисполнение договора купли-продажи. Отвечать продавец может только по действительному договору. Поэтому нельзя считать верной позицию по рассматриваемому делу судов первой и апелляционной инстанций о том, что органы Муниципального образования не могли распоряжаться объектом до регистрации права муниципальной собственности на него, соответственно, является неверным вывод о ничтожности договора купли-продажи от 01.01.01 г.

Договор купли-продажи заключался на торгах, однако торги и совершенная на них сделка в установленном порядке не были оспорены. Согласно пункту 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица, и такое признание влечет недействительность договора, заключенного на торгах.

В соответствии с пунктом 1 ст. 447 ГК РФ обязательное условие проведения торгов - организация их собственником вещи либо обладателем имущественного права , либо специализированной организацией, действующей на основании договора с кем-либо из указанных лиц. Муниципальное образование не являлось собственником помещения по состоянию на 21 февраля 2006 г. Но даже если бы иск о признании торгов недействительными по этому основанию был бы подан, Покупатель мог бы сослаться на наличие у Муниципального образования на момент проведения торгов права законного владения помещением. Согласно пункту 14 постановления Пленума ВАС РФ от 01.01.01 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "после передачи недвижимого имущества покупателю, но до государственной регистрации перехода права собственности: покупатель является его законным владельцем ". в связи с этим отмечает, что "законное владение в отличие от незаконного является правом". На наш взгляд, вышеуказанная позиция Пленума может быть применена не только к купле-продаже, но и к любой сделке, влекущей переход права собственности от одного лица к другому, в том числе к ситуациям передачи имущества из государственной в муниципальную собственность и обратно. При согласии с такой позицией нет оснований утверждать, что торги были организованы с нарушением пункта 1 ст. 447 ГК РФ, так как они были организованы обладателем имущественного права - законным владельцем помещения.

Так как Президиум в постановлении утверждает о наличии у Муниципального образования права собственности на помещение на момент проведения торгов, представляется нелогичной позиция Президиума о том, что Покупатель "обладает признаками добросовестного приобретателя, у которого не может быть истребовано имущество в порядке, предусмотренном статьей 302 Кодекса".

В судебной практике, к сожалению, имеет место тенденция поддержки судами позиций истцов либо ответчиков, ссылающихся на добросовестное приобретение ими имущества, даже в случаях, когда вообще не может обсуждаться и решаться вопрос о наличии либо отсутствии "доброй совести" на стороне соответствующего лица.

Добросовестным приобретателем может выступать только лицо, не получившее титул на приобретенное им имущество, так как имущество было приобретено им не от собственника. Если же, по мнению Президиума, Покупатель приобрел имущество от собственника, то данный собственник как продавец не может предъявлять покупателю виндикационный иск в порядке статьи 302 ГК РФ. Согласно пункту 23 Постановления Пленума № 8 "иск собственника о возврате имущества лицом, с которым собственник находится в обязательственном правоотношении по поводу спорного имущества, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данное правоотношение". Муниципальное образование, являвшееся собственником на момент спора, могло бы предъявить к Покупателю только личный (обязательственный) иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Однако, как указывалось выше, нет оснований считать ничтожным договор купли-продажи от 01.01.01 г.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в приложении 3 к постановлению Верховного Совета РФ № 000-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же постановлением. Этот порядок в основном касается передачи в муниципальную собственность имущества субъектов РФ. Его несоблюдение может привести к тому, что решение муниципального образования о принятии имущества в муниципальную собственность будет признано недействительным. Передача имущества из собственности РФ в муниципальную собственность проводится по распоряжению Правительства РФ.

Вместе с тем объекты (имущество), относящиеся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность могут передаваться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Согласно п. 2 ст. 61 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке. В п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 8 установлено, что подтверждающим право муниципальной собственности является реестр муниципальной собственности, который обязан вести комитет по управлению муниципальным имуществом. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким доказательством может служить перечень объектов муниципальной собственности, который в соответствии с Указом Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 01.01.01 г. № 000 утверждается органами местного самоуправления самостоятельно.

В том случае, если такой объект и не был включен в реестр или перечень объектов муниципальной собственности, но в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ № 000-1 подлежал передаче в муниципальную собственность, судебная практика признаёт его объектом этой собственности в силу прямого указания закона. Аналогичной позиции придерживаются суды и при решении вопроса о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений. В соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета РФ № 000-1 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

В соответствии с разъяснением ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов. Но вся последующая судебная практика пошла по пути отнесения нежилых помещений, включая встроенно-пристроенные, к муниципальной собственности вне зависимости от этих обстоятельств.

В постановлении от 5 марта 1996 г. по делу № 000/95 Президиум ВАС РФ указывает, что встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, отнесены к объектам муниципальной собственности. То обстоятельство, что указанные помещения ранее находились на балансе соответствующих структур Миноборонпрома СССР, не может свидетельствовать о необоснованности отнесения их к объектам муниципальной собственности.

Подобный же подход использован Президиумом ВАС РФ при решении других дел, в том числе в отношении помещений, не являющихся встроенно-пристроенными. Напротив, если спорные нежилые помещения изначально были заняты отделениями федеральной почтовой связи, то в соответствии с приложением 1 к Постановлению Верховного Совета РФ № 000-1 они являются объектами федеральной собственности и к муниципальной отнесены быть не могут.

Согласно ст. 19 Земельного кодекса, в числе прочих к объектам муниципальной собственности относятся следующие земельные участки : признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Имущественные комплексы предприятий федеральной собственности вносятся в уставной капитал вновь создаваемых коммерческих организаций , а впоследствии незаконно продаются на аукционах. Для оценки высвобождаемого военного имущества привлекаются независимые оценщики, не имеющие необходимых оценочных лицензий и полиса страхования гражданской ответственности , связанной с оценкой рыночной или иной стоимости, в разрез Федерального закона от 01.01.01 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности ». В результате начальные цены для продажи указанного имущества на аукционах занижаются в 6-8 раз.

Поэтому существует острая необходимость на федеральном уровне принятия Федерального закона «О разграничении федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности и о порядке передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность». Здесь важно будет урегулировать порядок передачи объектов, находящихся в государственной собственности (федеральной и собственности субъектов РФ), в муниципальную форму собственности и обратно. При этом было бы целесообразно при передаче в муниципальную собственность объектов федеральной собственности, имеющих местное значение, не предусматривать согласование перечней передаваемых объектов с субъектом РФ. Согласование субъекта РФ предусматривается в отношении лишь тех объектов, которые могут быть переданы в целях обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Что касается первой составляющей задачи, то дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной государственной собственности, должны полностью направляться на финансирование объектов социально-культурного и бытового назначения, передаваемых на баланс местных органов власти, в случае отсутствия таких объектов - в федеральный бюджет . Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 01.01.01 г. уполномочивает Правительство РФ и органы власти субъектов РФ принимать решения об использовании «золотой акции » в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России.

По мнению, «трансформированный институт «золотой акции» - специального права РФ (субъектов РФ) на участие в управлении открытыми акционерными обществами » создает широкие возможности по ограничению корпоративного управления , позволяет государству оказывать серьезное давление на бизнес, рождает предпосылки для коррупции и произвольного вмешательства в экономику.

Правительству РФ или органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право назначать своих представителей в совет директоров и в ревизионную комиссию акционерных обществ. Перед представителями государства в постановке конкретных задач оставляют желать лучшего порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в акционерных обществах, в которых участвует Российская Федерация, а также отчетность управляющих, контроль за ними.

Кроме того, акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права (используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества, но при этом, специальное право не может быть использовано при приватизации муниципальных предприятий) на участие Российской Федерации или ее субъектов в управлении обществом, ограничивается в своих правах. Это ограничение установлено Законом о приватизации 2001 г. и вопреки правилу п. 2 ст. 49 ГК РФ не может быть обжаловано обществом в суд, поскольку ограничения его правоспособности устанавливаются органами государственной власти при принятии решения об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия , находящегося в государственной собственности.

Остановимся и на второй составляющей задачи по управлению государственной собственностью, которая была озвучена в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (г. г.), т. е. важным вопросом на сегодняшний день является повышение эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и обеспечение перечисления в бюджет части их прибыли.

10 апреля 2002 г. под № 000 было принято постановление Правительства «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственное ведение федеральных государственных унитарных предприятий», которое обязывает федеральные государственные унитарные предприятия перечислять часть прибыли в федеральный бюджет.

Однако собственнику (государству, муниципалитету) порой трудно проконтролировать деятельность предприятий и самих директоров, поэтому насущной проблемой остается на сегодня обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества. В сложившейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации объективно назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) провести полную инвентаризацию объектов государственной и муниципальной собственности, разработать и реализовать систему учета этих объектов и оформить права на них;

2) повысить эффективность управления государственным и муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, осуществить детальную правовую регламентацию процессов управления;

3) классифицировать объекты собственности по признакам, определяющим специфику управления и распоряжения;

4) обеспечить контроль над использованием и сохранностью государственного и муниципального имущества;

5) обеспечить поступления доходов в бюджеты всех уровней и более эффективно использовать имеющееся имущество.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (г. г.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. , особое внимание было уделено управлению государственной собственностью. Одной из задач этого управления являлась выработка эффективной дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (специальное право, «золотая акция »), а также повышение эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и обеспечение перечисления в бюджет части их прибыли.

Существенной проблемой в законодательстве остается учет и
регистрация права собственности объектов государственной и муниципальной собственности. Чтобы осуществить учет объектов собственности, необходимо зарегистрировать их в учреждении юстиции.

Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 01.01.01 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разъяснения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснил, что документом, подтверждающим право собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр собственности. Как отмечает, внесение имущества в реестр федеральной собственности или реестр собственности субъекта федерации «является юридическим основанием для отнесения имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Федерации». До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 01.01.2001 г. № 000 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

В случае возникновения спора о праве собственности на объекты, не включенные в реестры (перечни), либо по поводу необоснованного включения в таковые, судам необходимо с учетом конкретных обстоятельств дела разрешать спор о праве собственности по существу применительно к критериям разграничения государственной собственности по уровням, содержащимся в приложениях № 1, 2, 3 к Постановлению № 000-1.

Так, например, между администрацией Тюменской области и одной из иностранных фирм по результатам конкурса была произведена закупка телевизионного оборудования за счет средств областного бюджета. В этой связи издано Распоряжение Губернатора области, согласно которому данное имущество принято в казну Тюменской области и включено в реестр государственной собственности, однако оно балансодержателю казны ГУТО «Дирекция содержания и эксплуатации объектов государственной собственности» передано не было. Имущество какое-то время использовалось специализированной фирмой, которая не имела права собственности на указанное оборудование.

См.: Алексеева государственной, муниципальной собственности в процессе предпринимательской деятельности : состояние законности // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 2. - С. 39.

См., например, Определение Верховного Суда РФ от 01.01.01 г. 05-22.

См., например, постановление ФАС Московского округа от 8 сентября 2005 г. № КГ-А41/8550-05.

См.: Тузов при недействительности сделок и защита добросовестного приобретателя в российском гражданском праве. - М.: Статут, 2007. С. 192.

Примечательна в связи с этим норма абз. 1 § 308 Германского Гражданского Уложения: "Невозможность исполнения обязательства не лишает договор действительности, если невозможность может быть устранена, а договор заключен на тот случай, что исполнение станет возможным в дальнейшем" / Цит. по: Тузов. соч. С. 194.

Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. № 12.

См.: Скловский спор. Практическая цивилистика. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003. С. 220.

См.: О практике применения законодательства о правах на недвижимость // Законодательство и экономика. 2008. № 2. С. 7.

См.: , Павлодский исполнения обязательств в современном гражданском праве / В кн.: Проблемы современного гражданского права. М., 2000. С. 223-235.

См.: Вестник ВАС РФ. 1996. N 6.

См.: СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4537.

См.: «Золотая акция» и публичные интересы // Юрист. 2003. № 9. - С. 6.

См.: Крусс собственности в контексте российской приватизации: теория и практика // Государство и право. 2003. № 9. - С. 30.

См.: Сборник постановлений, распоряжений Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области. Сентябрь 2005 г. - С. 15.

См.: Сахарнова муниципальной собственностью и муниципальный заказ // Законодательство и экономика. 2001. № 6. - С. 8.

См.: СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1440.

См.: СЗ РФ. 2003. № 34. Ст. 3396.

См.: Долинская государственными пакетами акций // Закон. 2004. № 3. - С. 80.

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. № 10. - С. 15.

См.: Скловский гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. - М.: Стататут, 2004. - С. 107.

Договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность города Магнитогорска N _________ г. Магнитогорск "___"_______________ 20__ г. _________________________________________________________________________ (полное наименование, ФИО Дарителя) в лице _____________________________________________, действующего(ей) на основании ___________________________________, именуемый(ое) в дальнейшем "Даритель", с одной стороны, от имени Муниципального образования города Магнитогорска, Администрация города Магнитогорска Челябинской области, в лице ________________________________________, действующего на основании ________________________________, именуемая в дальнейшем "Одаряемый", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет Договора 1.1. Даритель безвозмездно_________________, а Одаряемый принимает в (передает или обязуется передать) муниципальную собственность______________________________________________ _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________, (указать имущество, передаваемое по договору, с индивидуализирующими признаками) далее именуемое Имущество. 1.2. Имущество передается Арендатору по акту приема - передачи (приложение N 1 к Договору). 1.3. Имущество не является предметом залога, не обременено правами третьих лиц, не является предметом спора о праве, под арестом не состоит. 2. Права и обязанности Сторон 2.1. Даритель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в случаях, предусмотренных ст. 577 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отказ Дарителя от исполнения Договора дарения по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ст. 577 Гражданского кодекса Российской Федерации, не дает Одаряемому права требовать возмещения убытков. 2.2. Даритель вправе отменить дарение либо потребовать отмены дарения в судебном порядке в случаях, указанных в ст. 578 Гражданского кодекса Российской Федерации. 2.3. Одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае настоящий Договор считается расторгнутым. Отказ от дара должен быть совершен в письменной форме. 3. Действие Договора 3.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента передачи Имущества/его государственной регистрации и прекращает действие после выполнения принятых на себя Сторонами обязательств в соответствии с условиями настоящего Договора. 4. Разрешение споров 4.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.2. Не урегулированные в процессе переговоров споры разрешаются в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5. Заключительные положения 5.1. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации. 5.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и зарегистрированы в установленном законом порядке. 5.3. Настоящий Договор составлен в двух/трех экземплярах, из которых один находится у Дарителя, второй - у Одаряемого, третий - для регистрирующего органа. 6. Юридические адреса и банковские реквизиты Сторон Даритель Одаряемый Примечание : требования о государственной регистрации применяются в случае, если в качестве дара выступает недвижимое имущество

Приложение N 1
к Договору безвозмездной передачи имущества
в муниципальную собственность
города Магнитогорска
N _______от "___"_______________20__ г.

Акт приема-передачи г. Магнитогорск "___"_______________ 20__ г. _________________________________________________________________________ (полное наименование дарителя) в лице _____________________________________________, действующего(ей) на основании ___________________________________, именуемый(ое) в дальнейшем "Даритель", с одной стороны, от имени Муниципального образования города Магнитогорска, Администрация города Магнитогорска Челябинской области, в лице ________________________________________, действующего на основании ________________________________, именуемая в дальнейшем "Одаряемый", с другой стороны, составили настоящий акт о нижеследующем: Даритель безвозмездно передал, а Одаряемый принял в муниципальную собственность _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________, (указать имущество, передаваемое по договору, с индивидуализирующими признаками) Даритель Одаряемый