Должны ли бюджетные учреждения вести реестр закупок. Для чего создан реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов. Реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов, форма сделок

Огромное количество публикуемой в открытом доступе информации о потребностях заказчиков, естественно, требует упорядочивания и структурирования. Поставщику — найти заказ в интересующей его сфере, контрольным органам и общественным организациям — проанализировать документацию на предмет соответствия законодательству, да и заказчику после публикации отыскать закупку с целью внесения изменений, отмены или прикрепления протоколов. Для этого и нужен реестр как информационный ресурс, включающий в себя сведения и документы опубликованных заказов.

Реестр закупок по 44-ФЗ, образец (бланк)

Что можно найти

На сайте ЕИС в открытом доступе находятся: список планов закупок и планов-графиков, закупки гов реестр контрактов, закупки гов реестр недобросовестных поставщиков, перечень плановых и внеплановых проверок, жалоб, перечень банковских гарантий, библиотека типовых контрактов. Также здесь есть:

1. Общая информация: способ определения поставщика, наименование объекта, сведения о связи с позицией плана-графика, этап заказа (подача заявок, работа комиссии, завершенный или отмененный заказ).

2. Информация об организации, осуществляющей определение поставщика: наименование, адрес, телефон, электронная почта, ответственное лицо.

3. Информация о процедуре: даты начала и окончания подачи заявок, торгов, вскрытия и рассмотрения заявок.


4. Информация об объекте: начальная цена, источник финансирования, идентификационый код, наименование предмета, код позиции, единица измерения, количество, стоимость.

5. Требования к участникам: нормы в части участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, учреждений уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, общие требования к участникам любых категорий.

6. Условия контракта и обеспечение: место и сроки поставки, размер обеспечения заявок и контракта, порядок его внесения, платежные реквизиты для перечисления.

7. Документы заказа: извещение, документация, техническое задание, проект контракта, протоколы выявления победителя.

8. Результаты определения поставщика и журнал событий: протоколы, сведения контракта, все события по заказу с указанием времени совершения.


Как пользоваться реестром по 44-ФЗ

Более 2,5 млн извещений, опубликованных в 2017 г. на общую сумму более 6,5 трл руб. Более 280 тыс. заказчиков, работающих в сфере контрактной системы. Впечатляющие объемы. Без структурированного вида планируемых к закупке товаров, работ, услуг, опубликованных заказов не представляется возможным оперативно подготовить заявку на необходимый заказ.

Разобраться в дебрях закупок 44-ФЗ помогает перечень Единой информационной системы.

Алгоритм его нахождения достаточно прост:

1. Зайти на главную страницу ЕИС.

2. В контекстном меню системы выбрать раздел «Осуществление закупок», далее «Все закупки».

3. Используя систему фильтров, указать параметры заказа.

Помимо информации, которая хранится в открытом доступе, заказчикам доступна функция отслеживания закупок посредством личного кабинета.

При входе в систему посредством электронной подписи заказчик имеет возможность не только отсортировать тендеры, найти интересующий, но также внести изменения в торги, отменить тендер, опубликовать разъяснения положений документации и др.

Реестр 223-ФЗ

Не секрет, что объем заказов по 223-ФЗ в разы превышают объем по 44-ФЗ. (21 трл руб. за 2017 г.). Таким образом, поставщикам также необходима база данных.

Реестр 223-ФЗ представляет аналогичный 44-ФЗ перечень, размещаемый в ЕИС. Адрес и алгоритм поиска полностью совпадает с реестром 44-ФЗ. Однако на странице списка необходимо уточнить, в соответствии с каким законом осуществляется поиск.

Поставщику нет необходимости заходить на сайт конкретного заказчика, к примеру, реестр закупок Роснефть. Вся необходимая информация в первую очередь публикуется на сайте Единой информационной системы, а далее может дублироваться на прочих сайтах сети Интернет.

Согласно 223-ФЗ, на сайте ЕИС ведется перечень планов, положений заказчиков, перспективных потребностей в продукции машиностроения, отчетность по договорам, результаты контрольных мероприятий.

Как пример обширной системы заказов можно указать также сайт Надлок реестр закупки недропользователей. Перечень товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей является торговой площадкой Казахстана и находится по следующему адресу: реестр Надлок КЗ закупки .

Реестр заказов без публикации в ЕИС

Не все госзакупки, проводимые заказчиком, имеют этап заключения контракта. К примеру, по отдельным покупкам вместо заключения договора предприятия торговли просто выдают товарный чек. Логично, что «малая покупка» не требует оформления договора и не подлежит публикации в реестре контрактов. Но перечень таких покупок заказчики также обязаны вести (ч. 1 ст. 73 БК РФ).

Случаи отсутствия обязанности заключать договор оговорены в п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, 46 (с физическими лицами) и п. 52 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. К примеру, с единственным поставщиком на сумму до 100 000 руб. (400 000 руб. для образовательных организаций) на содержание и ремонт нежилых помещений, находящихся в безвозмездном пользовании или оперативном управлении, на оперативно-розыскную деятельность и др.

Порядок ведения законодательством не установлен, поэтому целесообразно его урегулировать. Поручить его ведение можно контрактному управляющему, сотруднику контрактной службы или иному лицу. Эту обязанность нужно отразить в документах, определяющих функции сотрудника, например, в трудовом договоре.

Реестр заказов и закупок представляет собой систематизированный перечень, содержащий актуальную информацию о действующих и завершенных закупках, совершаемых для нужд отдельных организаций или публичных органов. Реестр существует в рамках единой информационной системы (ЕИС) и является одним из ее ресурсов.

При этом юридически неверно будет отождествлять реестр закупок с самой информационной системой, поскольку последняя представляет собой более широкое понятие, включающее также реестры организаций, положений о закупках, недобросовестных поставщиков, планов проверок уполномоченных органов и т. д.

  1. Регулирующий закон («О контрактной системе...» от 05.04.2013 № 44-ФЗ или «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ), от которого зависит вид субъекта-заказчика, а также порядок и форма заключения соглашения (договор или контракт).
  2. Этап закупки (от подачи заявок до завершения или отмены закупки).
  3. Сведения о процедуре закупки. Например, если исполнитель выбирается с помощью запроса котировок, сведения о процедуре включают:
    • время начала и окончания срока подачи заявок;
    • место и порядок подачи;
    • форма котировочной заявки;
    • время и порядок вскрытия конвертов и т. д.
  4. Начальная или максимальная цена контракта.
  5. Основные сведения о заказчике. Обязательно указываются наименование организации или органа, адрес, ответственное лицо и контакты для связи (адрес электронной почты, телефон).
  6. Способ определения исполнителя (запрос котировок, электронный аукцион и т. д.).
  7. Требования к участникам.
  8. Обеспечение контракта.
  9. Объект закупки.
  10. Идентификационный код закупки.
  11. Дата размещения заказа.

Форма единого реестра закупок

На основании п. 3 порядка функционирования ЕИС, утв. постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414, сведения, содержащиеся в системе, размещаются на официальном сайте системы (www.zakupki.gov.ru), поэтому реестр закупок как часть ЕИС ведется в электронной форме. При этом сведения являются общедоступными.

В то же время каждый заказчик документально фиксирует заключенные контракты и договоры, поэтому обычной практикой является и ведение государственными органами и иными заказчиками собственных реестров в электронной и/или бумажной форме, содержание которых аналогично единому реестру.

Применительно к реестру закупок также важно упомянуть ст. 73 Бюджетного кодекса, которая установила для пользователей средств бюджета обязанность вести учет закупок, осуществляемых без заключения с исполнителем контракта. Такие реестры должны содержать:

  • наименование объекта закупки;
  • названия и адрес местонахождения исполнителя;
  • дату закупки;
  • цену сделки.

Как отмечается в определении Верховного суда России от 10.11.2011 № 201-В11-51, порядок ведения реестров такого рода не регулируется правовыми нормами, за исключением указанной статьи Бюджетного кодекса. Однако в силу ст. 6 ГК на него может быть распространено общее регулирование порядка ведения реестров закупок, поэтому форма такого реестраможет быть и электронной.

Кто по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ ведет реестр закупок?

Как указано в постановлении Правительства России «Об определении федерального органа …» от 13.04.2017№ 442, единая система и реестр как ее часть, находятся в ведении определенного уполномоченного органа:

Федерального казначейства, подчиненного Минфину, которое обеспечивает:

  • создание, развитие и обслуживание системы;
  • ведение ЕИС;
  • определение порядка регистрации в системе и пользования ей.

Ведение реестра в части надзора за достоверностью размещенной информации и бесперебойностью работы ЕИС осуществляется уполномоченными органами. Непосредственное внесение сведений в список закупок осуществляется заказчиками.

Заказчиками по закону № 44-ФЗ признаются государственные и муниципальные органы, а также казенные и бюджетные учреждения, МУП и ГУП. По закону № 223-ФЗ к ним отнесены:

  • публично-правовые компании;
  • государственные корпорации;
  • хозяйственные общества, доля государственных образований в которых превышает половину, и др.

ВАЖНО! Правило, регулирующее формирование позиций о закупках заказчиком, действует не для всех ресурсов информационной системы. К примеру, перечень недобросовестных поставщиков формирует Федеральное казначейство на основании данных, предоставленных заказчиками.

Правила ведения реестра

Ни правила функционирования ЕИС, ни законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ не содержат перечня правил ведения реестра госзакупок, но возможно провести аналогию с действующими правилами ведения реестра договоров, утв. постановлением Правительства России от 31.10.2014 № 1132.

Таким образом, можно выделить следующие нормы:

  1. Список ведется в электронном виде.
  2. Заполнение граф производится на русском языке, кроме имен иностранцев и апатридов, для обозначения которых разрешено использовать латинский алфавит.
  3. Каждой записи о закупках присваивается уникальный номер.
  4. Внесение записей в реестр осуществляется в установленные сроки и в отношении определенных сведений.
  5. Обмен информацией между Федеральным казначейством и заказчиками производится с помощью электронного документооборота. Заказчик в таком случае высылает документы, содержащие электронную подпись представителя.

При этом в правилах ведения реестров закупок и договоров имеются и существенные различия:

  1. Позиции существующих закупок формируются не Федеральным казначейством, а непосредственно заказчиками, которые последовательно заполняют электронные формы, размещенные в ЕИС в сфере закупок.
  2. Создание заказчиком записи в реестре о новой закупке начинается с входа в личный кабинет на сайте и выбора поля «Создать» в реестре, после чего заполняются поля об основании внесения записи (например, она может вноситься на основании плана-графика), форме определения исполнителя, требованиях к нему и т. д. Точный порядок дополнения реестра новыми графами отражен в руководстве пользователя ЕИС.

Можно ли внести изменения в реестр?

Нормативного регулирования порядка внесения изменений в заполненные позиции о существующих закупках не предусмотрено. Более того, такая возможность отсутствует даже технически. Это означает, что внесенные записи о государственных заказах и закупках изменению не подлежат.

Однако некоторые пункты все же изменяются. Заказчик в единой системе не только отражает текущую информацию о заказах, но и раскрывает информацию о планах и планах-графиках закупок. Они же, в отличие от реестра закупок, изменяемы. Система предлагает целые перечень (открытый) причин внесения поправок в планы, в т. ч. изменение:

  • цели или требований к планируемой покупке;
  • производимое по итогам общественного обсуждения закупки;
  • сроков либо периодичности;
  • производимое вследствие поправок в закон о федеральном бюджете.

Подведем итоги. Реестр заказов и закупок в рамках единой информационной системы является систематизированной описью информации о заказчиках, объекте заказа, требованиях к исполнителю, начальной или наибольшей цене контракта, договора и пр. Информация представлена в электронной форме на специальном сайте ЕИС, деятельность которого обеспечивает Федеральное казначейство. Порядок заполнения реестра не урегулирован нормативно, установлен лишь технически: заказчик заполняет определенные позиции в рамках специальных полей, причем при невнесении необходимой информации пользователь системы не сможет завершить операцию. За размещение недостоверной информации возможно привлечение к ответственности.

1. Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

2. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:
краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
цена и дата закупки.

3. Пункт утратил силу с 8 февраля 2006 года - Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ.

Комментарий к статье 73 БК РФ

Комментируемой статьей для получателей бюджетных средств установлены требования о ведении реестра закупок, осуществляемых без заключения государственных и муниципальных контрактов.

На практике это означает, что положения комментируемой статьи должны применять лишь те лица, которые признаются получателями бюджетных средств в силу статьи 6 БК РФ: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Иные лица, не подпадающие под это определение, не должны исполнять требования комментируемой статьи.

Так, в Письме Минфина России от 26.11.2013 N 02-03-011/51165 пояснено, что поскольку фонд (некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели) не является получателем бюджетных средств, на него не могут распространяться требования, установленные БК РФ, в том числе комментируемой статьей в части ведения реестра закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

"Внимание!"
Бюджетное учреждение (а равным образом и автономное учреждение) не является получателем бюджетных средств, поэтому положения комментируемой статьи на него не распространяются.

Такой вывод изложен в Письме Минфина России от 19.09.2012 N 02-11-08/3805.

"Официальная позиция"
В Письме от 17.02.2014 N 02-02-06/6567 Минфин России пришел к выводу, что обязательства, возникающие между Аппаратом Совета Федерации и организацией, оказывающей услуги по авиа- и железнодорожному обеспечению, обслуживанию в залах официальных лиц и делегаций, являются расходными обязательствами Российской Федерации и в этой связи подлежат отражению в реестре закупок, ведение которого осуществляется в соответствии с комментируемой статьей.

Консультации и комментарии юристов по ст 73 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 73 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Система контрактов, обеспечивающих деятельность органов власти, в частности, муниципалитета, вызывает немало вопросов, в части заключения проведения закупок без обычного .

Реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов, форма сделок

Правила оформления контрактов должны соблюдать все

Независимо от того, кто является заказчиком услуг или товаров, правила заключения контрактов, за счет средств бюджета, одинаковы для всех: и для федеральных органов, и для региональных органов власти и для муниципалитета. Некоторые тонкости работы обеспечены полномочиями этих органов, в части принятия актов, регулирующих и приобретение товаров.

Основная масса заключается путем проведения конкурса или аукциона, некоторые сделки заключается напрямую, перечень таких случаев минимальный и они прописаны в законе.
Их особенность вправе не применять закупкам такого рода требования, обычно применяемые к контрактам. В ст. 34 п. 15 закона ФЗ-44 перечисляются условия, отступление от которых допустимо.

Подписание контракта производится в свободной форме и делается ссылка на Гражданский кодекс. Его требования минимальны, но их не выполнение приведет к тому, что сделка по заказу или поставке может быть сорвана или признана несостоявшейся. Требования таковы:

  1. письменная форма обязательна при сделках между юридическими лицами;
  2. сделки между юридическими лицами и гражданами (касается ).

ГК ссылается на иные нормативные документы, затрагивающие сделки в той или иной области экономики (ж/д, автомобильные перевозки, авиаперевозки и т.д.). Требования могут устанавливаться и в подзаконных актах, если они приняты в рамках предписанных законом и с применением полномочий, например, сделка подписывается на основе типового договора.

Кроме этого лицо, подписывающее сделку со стороны государственного или муниципального органа власти или учреждения или предприятия или иного получателя услуг или товаров, должно иметь право на подписание. Оно закрепляется в положении, заключенном с директором, приказе или распоряжении вышестоящего органа.

Подписание контракта на основе норм ГК требует соблюдения пунктов о существенных условиях, требований иных нормативных актов, не связанных напрямую с участниками сделки. Простейший пример, формирование документа с учетом выполнения норм документооборота. Закон допускает сделки, совершенные путем пересылки документов:

  • отправка предложения его принятия;
  • действия, свидетельствующие о его принятии;
  • переписка контрагентов:
  • разрешается использовать материалы электронного документооборота с цифровыми подписями;
  • разрешается использовать материалы переписки через электронную почту.

Разрешается заключение сделок с минимальным оформлением документов: стандартные бланки, заявки и т.д., достаточно порой квитанций и счетов. Закупка товаров и услуг без заключения контракта обычно связана с тем, что поставщик или исполнитель одно лицо или в силу объективных причин (предприятие — естественный монополист) или вполне услуг одного исполнителя (проведение лекции).

  1. заказ может быть связан с оборонными нуждами государства или с правоохранительной деятельностью (поставки вооружения, оборудования, техники);
  2. заказы могут касаться поставок музейных, культурных ценностей;
  3. заказы на управление многоквартирным домом на конкурсе, организованным местными властями, если жители не определились с выбором в сроки, прописанные в законодательстве.

Всего в законе указывается почти 50 случаев проведения закупок или оплаты услуг у одного поставщика или исполнителя – ст. 93 ФЗ 44.

Госконтракты контролируются разными инстанциями

Процесс размещения контракта проходит в той же схеме, что и другие. В извещении должна иметься информация:

  1. о заказчике;
  2. суть контракта (краткое изложение условий);
  3. ограничения, делающие невозможным участие в контракте.

Когда предусмотрено наличие обеспечения, чтобы подать заявку на контракт, сведения об этом также располагаются в системе. Эти 3 пункта обязательно вносятся в реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов.

Дополнительные требования и некоторые особенности оформления предусмотрены в ситуации, когда имеет место государственная тайна, правительством в 2013 году на этот счет принято специальное постановление.

В случаях, предусмотренных в законе, в ст. 93 муниципальный орган, в частности, обязан направить в контролирующую организацию копию, подписанного контракта. Вместе с ней направляется и обоснование необходимости контракта.

Осуществляется региональными властями, федеральными, в области государственной деятельности. В основном контролем муниципальных заказов занимаются региональные власти, в местных правительствах созданы специальные отделы. Все перечисленные правила контрактов работают с многочисленными исключениями оговорками. Правда они собраны в одном законе, что упрощает понимание и выполнение правил.

Финансовые ограничения

Закон ограничивает проведение закупки объемами средств, вложенных в него а также сроками. Так, например, за 12 месяцев заказчик вправе сделать покупки в объеме не более 2 млн., и не более 5 % от общего объема покупок.

Законом разрешается проводить небольшие закупки в рамках, ограниченных законом, без привычного контракта. Подача заявки проводится на общей основе. Подписание договора регулируется правилами Гражданского Кодекса и другими нормами.

Как ведется реестр закупок, осуществленных без заключения муниципальных контрактов, положения в законодательстве

Бюджетный кодекс как главный документ

На основании чего ведется реестр закупок, осуществленных без заключения муниципального контракта, можно ли им верить, рассказывается ниже. Главным документом, предписывающим вести реестр, является Бюджетный Кодекс, ст. 73.

В ней говорится, что проведение закупки без контракта проходит фиксацию в реестре. Обязанность его ведения возлагается на получателей бюджетных средств. Закупки за счет федерального бюджета контролируются федеральным казначейством, оно отвечает за фиксацию закупок.

Муниципалитеты занимаются этими вопросами самостоятельно. Администрация МО издает акт по вопросам реестра. Если сравнить принимаемые в разных муниципалитетах документы, они весьма схожи, т.е. методические рекомендации разрабатываются федеральными министерствами.

Что же содержит в себе реестр закупок, осуществленных без заключения муниципального контракта:

  1. краткое название товаров, работ, услуг;
  2. название, ФИО, адреса исполнителя по каждому заказу;
  3. цена, дата проведения закупки.

Правила о реестре имеют примерно такое содержание:

  • законодательное основание для принятия положения (Закон о закупках, Бюджетный Кодекс, статью устава, дающую право принимать акты);
  • указание на заказчика.

Заказчиком могут быть или администрация или бюджетные организации, предприятия, получающие деньги из муниципального бюджета. Обязанность вносить записи в реестр ложится на администрацию. В содержание реестра включают также номер закупки, код товара или услуги согласно общероссийскому классификатору.

Организации, физлица указываются полностью в соответствующей графе. Заполняется раздел общая стоимость, вносятся данные в рублях и копейках. Если имели место дополнения к договору, то они указываются. Если контракт расторгнут раньше времени, по суду, то вписывается сумма фактически полученных товаров и услуг.

Порядок предписывает как заполнять графы реестра. Ответственным за ведение списка является контрактный управляющий или другое должностное лицо, назначенной главой администрации.

Ведение реестра регулируется актом муниципальной администрации, как заполняется каждая графа, кто является заказчиком, кто несет за заполнение.

Расчет нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания — в видеоуроке:

1. Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

2. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

цена и дата закупки.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

Комментарии к ст. 73 БК РФ


Осуществляя закупки в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд без заключения государственных или муниципальных контрактов, бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, иные государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок. При этом под реестром закупок следует понимать документ, содержащий в себе перечень приобретенных товаров (работ, услуг) и оплаченных за счет бюджетных ассигнований.

Статья 73 БК РФ содержит перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в реестре закупок. К ним относятся: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; цена и дата закупки.

Ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, регулируется положениями статьи 18 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2006 г. N 117 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов" установлено, что с 1 января 2007 г. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.