Арбитражный управляющий требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Порядок назначения управляющего на дело о банкротстве

Арбитражным управляющим, как следует из п.1 статьи 20, может быть только физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. Закон ограничивает правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Для назначения управляющим кандидат должен отвечать определенным требованиям. Их можно назвать позитивными (качества, которые должны присутствовать) и негативными (качества, которые должны отсутствовать). Кандидат должен соответствовать и позитивным, и негативным требованиям в совокупности.

К позитивным требованиям относятся:

  • 1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
  • 2. Высшее образование.
  • 3. Стаж руководящей работы в совокупности не менее 2 лет. Пункт 6 статьи 20 Закона устанавливает, что руководящей считается:
  • 1) работа в качестве руководителя юридического лица либо заместителя руководителя;
  • 2) работа в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника (т.е. на стадии наблюдения, если руководитель отстранялся от исполнения обязанностей; на стадии внешнего управления либо конкурсного производства) за исключением проведения процедур банкротства отсутствующего должника.
  • 4. Сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Пункт 1 статьи устанавливает, что организация и проведение этого экзамена осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением. Представляется, что разработка программы для сдачи такого экзамена будет осуществлена Правительством РФ либо компетентной организацией по его поручению.
  • 5. Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее 6 месяцев - организацию и проведение этой стажировки Закон относит к компетенции саморегулируемых организаций управляющих.
  • 6. Наличие договора страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве. Пунктом 8 ст.20 установлено, что указанный договор страхования является формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего. Он должен быть заключен сроком не менее чем на год с условием последующего возобновления на тот же срок; страховая сумма (минимальная сумма финансового обеспечения) не может быть менее 3 миллионов рублей в год. В настоящее время не предъявляется требований о наличии лицензии: в в ст. 17 Закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающей исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, арбитражное управление не указано. Важно отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 231 Закона в течение года после вступления его в силу управляющими могут утверждаться лица, не сдававшие теоретический экзамен, не проходившие стажировку, не являющиеся членами саморегулируемых организаций, если они имели лицензию управляющего, которая не была отозвана или аннулирована.

Соответствие кандидата в управляющие всем позитивным требованиям Закона подтверждается документом, выдаваемым саморегулируемой организацией, членом которой управляющий является. Если он не является членом такой организации, что возможно в течение первого года действия нового Закона в соответствии с п. 4 ст. 231, необходимые документы должен будет предоставить сам управляющий.

К числу негативных требований к кандидатуре управляющего относятся: 1. Судимость. Препятствием для назначения субъекта управляющим является судимость:

  • · за любые преступления в сфере экономики (то есть препятствием для назначения управляющим является судимость по ст. 158-204 УК РФ);
  • · за любые преступления средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие. При этом Закон не дает точного ответа на вопрос, является ли препятствием судимость снятая или погашенная .
  • 2. Заинтересованность по отношению к должнику или любому из кредиторов (заинтересованность определяется по правилам ст.19 Закона).
  • 3. Осуществление процедур банкротства в отношении управляющего - индивидуального предпринимателя.
  • 4. Наличие неудовлетворенных требований к кандидату о возмещении убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении в прошлом обязанностей арбитражного управляющего. 5. Дисквалификация либо лишение (в порядке, установленном законодательством) права занимать руководящие должности, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в Совет директоров, управлять делами или имуществом других лиц (соответствующее решение предусматривает срок дисквалификации или лишения названных прав).

Пункт 1 статьи Закона устанавливает: если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника то при осуществлении управляющим функций и полномочий руководителя на него распространяются все требования и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ для руководителя должника.

Из этого следует, что требования и ограничения, а также ответственность, установленные для руководителя учредительными документами должника (которые не являются нормативными актами), к управляющему, исполняющему функции руководителя, не применяются.

При осуществлении своих полномочий управляющий может столкнуться с необходимостью изучения документов, составляющих государственную тайну.

Для этого управляющий, как указано в п. 1 статьи, должен иметь допуск к государственной тайне либо получить такой допуск. Без получения допуска управляющий не сможет работать с секретными документами и материалами.

Нарушения со стороны управляющих, допускаемые ими при исполнении обязанностей, - явление достаточно распространенное. Как правило, такие нарушения приводят к возникновению убытков у должника, кредиторов либо третьих лиц. Однако практически неизвестны случаи, когда эти убытки возмещались. Можно выделить две причины подобного поведения арбитражного управляющего:

  • * сложность доказывания причинной связи между убытками и действиями управляющего;
  • * сложность реального применения ответственности, так как управляющий (физическое лицо) может не обладать и тысячной долей средств, необходимых для возмещения причиненных им убытков.

В федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 предпринята попытка решить вторую проблему. Во-первых, как уже отмечалось, в п.2 статьи введено новое требование к кандидатуре управляющего - наличие договора страхования ответственности. Во-вторых, в п.2 статьи установлено дополнительное требование страхования ответственности: в течение 10 дней с даты утверждения судом кандидатуры арбитражного управляющего он обязан заключить еще один договор страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве. Размер страховой суммы зависит от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры. Зависимость установлена следующая:

  • * если стоимость активов должника составляет от 100 до 300 млн. рублей, страховая сумма определяется в размере 3% стоимости активов, превышающей 100 млн. рублей;
  • * если стоимость активов должника находится в пределах от 300 млн. до 1 млрд. рублей, страховая сумма должна быть равна 6 млн. и 2% балансовой стоимости, превышающей 300 млн. рублей;
  • * если стоимость активов превышает 1 млрд. рублей, страховая сумма должна быть равна 20 млн. рублей и 1% от балансовой стоимости, превышающей 1 млрд. рублей.

Очевидно, что расходы, связанные с заключением управляющим договоров страхования (в частности, суммы страховых премий), не подлежат возмещению управляющему - он имеет право только на установленное вознаграждение.

Итак, набор требований, предъявляемые Законом к арбитражному управляющему, является достаточно широким и не каждый индивидуальный предприниматель способен выполнить все требования. Это связано, прежде всего, с большой ответственностью, возложенной на арбитражного управляющего, что заставляет законодателя применять строжайший отбор кандидатур на данную должность.

Банкротство – процесс довольно сложный и долгий. Данная процедура получила свое четкое законодательное регулирование. При этом законом получили свое регулирование права и обязанности участников этого процесса.

Одним из них является арбитражный управляющий. Кто же это такой и какую роль он играет в процедуре несостоятельности?

Место в процедуре банкротства

Арбитражный управляющий играет важную роль в процедуре несостоятельности юридического лица. Это – лицо, к которому переходит управление организацией в процессе признания ее банкротом . На него возложена обязанность возврата долгов кредиторам за счет имущества должника. Он осуществляет опись и продажу имущества, погашение за этот счет задолженностей.

При подтверждении плана финансового оздоровления управляющий следит за его осуществлением. Он наделен также многими другими полномочиями, которые дают возможность обеспечить удовлетворение требований кредиторов.

Физическое лицо может быть назначено на такую должность только в том случае, если оно является членом соответствующей .

Кто его назначает?

Законодательство тщательно регулирует порядок назначения управляющего. В частности, его кандидатуру необходимо указать , которое предъявляется в суд для признания должника банкротом. Если в документе не указывается кандидатура конкретного лица, то заявитель должен указать СРО, из членов которого назначается управляющий.

Законодательство гласит, что окончательное решение о назначении того или иного лица в качестве арбитражного управляющего по конкретному делу принимает суд . При этом суд также наделен возможностью замены данного лица в процессе рассмотрения дела о банкротстве.

Требования, предъявляемые к нему

Законодательство также предъявляет определенные требования к управляющим. В частности, как уже было сказано выше, он должен быть членом одной из соответствующих СРО. Кроме того, существуют следующие условия:

  • высшее образование;
  • стаж работы в качестве руководителя (не менее 1 года);
  • стаж работы в качестве помощника арбитражного управляющего (не менее 2 лет);
  • отсутствие дисквалификации в качестве меры административного наказания;
  • отсутствие судимости;
  • наличие страхования своей ответственности и т. д.

Чтобы стать членом СРО, физическое лицо также должно сдать определенные экзамены, которыми проверяются его знания и навыки в сфере банкротства.

Если кандидат соответствует вышеуказанным требованиям, он может стать членом саморегулируемой организации управляющих.

Законодательство также предусматривает возможность СРО устанавливать дополнительные требования к своим членам. В подобных случаях данные требования устанавливаются внутренними нормативными документами и распространяются только на членов данного объединения.

Порядок назначения

  1. Как уже говорилось выше, заявитель должен указать кандидатуру управляющего или СРО в своем заявлении, которое предъявляется в суд для признания должника банкротом.
  2. Если заявитель указал данные конкретного лица, то суд направляет запрос в СРО, чтобы выяснить соответствие данного кандидата предъявляемым законодательством требованиям. Организация должна направить ответ в течение 9 дней после получения соответствующего запроса.
  3. Если же заявитель указал лишь саморегулируемую организацию, то подбор подходящей кандидатуры осуществляется в соответствии со внутренними правилами данного объединения.
  4. После выбора управляющего СРО обязано отправить уведомление суду.

Это основной порядок назначения арбитражного управляющего по делам о банкротстве.

О том, кто такой арбитражный управляющий, можно узнать из видео ниже.

Его права, обязанности, вознаграждение за работу

Управляющий, как участник судебного процесса о несостоятельности, наделен определенными правами и обязанностями (ст. 20.3 ФЗ-127). К перечню его прав можно отнести следующие:

  • возможность созыва собрания или комитета кредиторов;
  • при необходимости предъявление соответствующих ходатайств в суд;
  • привлечение экспертов и специалистов при необходимости предъявления соответствующего заключения по делу о несостоятельности;
  • возможность получения вознаграждения за свою работу;
  • направление запросов в банки, государственные и негосударственные учреждения для выявления имущества должника;
  • предъявление ходатайства о своем отстранении от дела;
  • обжалование заключенных должником сделок в случаях, предусмотренных действующим законодательством и т. д.


Но кроме прав и возможностей, он наделен также определенными обязанностями:

  • принимать определенные меры, направленные на выявление имущества должника;
  • принимать определенные меры, необходимые для обеспечения сохранности этого имущества;
  • ведение реестра требований кредиторов, которые были предъявлены в соответствии с установленным законодательством порядком;
  • осуществление анализа финансового состояния должника;
  • выявление признаков фиктивного или преднамеренного банкротства и предъявление соответствующих сведений об этих данных в уполномоченные государственные органы;
  • при обнаружении признаков административных правонарушений или преступлений сообщить о них уполномоченным гос. органам и т. д.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 20.6 ФЗ-127), арбитражный управляющий имеет право на получение вознаграждения. Устанавливается 2 его вида — фиксированное и процентное :

  • Размер фиксированной суммы варьируется в зависимости от роли лица и составляет 15 000-30 000 рублей .
  • Что же касается процентов, то они выплачиваются на основании балансовой стоимости активов должника. Закон устанавливает, что размер процентов не может превышать 60 000 рублей .

Также кредиторы могут предоставить управляющему дополнительное вознаграждение за счет своих собственных денежных средств.

Кто и почему его может отстранить?

Арбитражный управляющий может быть отстранен от дела по собственному желанию на основании ходатайства, которое он должен предъявить суду. После рассмотрения документа суд принимает соответствующее решение.

Он также может прекратить свое членство в СРО. В этом случае организация несет обязанность уведомления суда о прекращении членства конкретного лица. При получении подобного уведомления суд принимает решение об освобождении управляющего от участия в конкретном деле.

Он также может быть исключен из членства в СРО при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством.

Нормы Закона о банкротстве (ст.19) определяют, что арбитражный суд, если иное не предусмотрено законом, может назначить арбитражным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. По действующему законодательству юридическое лицо не может стать арбитражным управляющим.

Закон, определяя правовой статус арбитражного управляющего, устанавливает предъявляемые к последнему требования. Всю совокупность требований принято разделять на две группы: позитивные, которыми должен обладать кандидат в арбитражные управляющие, и негативные, которые должны у него отсутствовать.

Позитивные требования:

а) наличие специальных знаний в области несостоятельности;

б) обязательная регистрация кандидата в качестве индивидуального предпринимателя;

в) наличие лицензии на право осуществления деятельности по арбитражному управлению;

г) обязательная регистрация в качестве арбитражного управляющего в арбитражном суде.

Негативные требования:

а) отсутствие заинтересованности лица в отношении должника или кредиторов;

б) неосуществление кандидатом на данную должность управления делами должника в течение трех лет до момента назначения его арбитражным управляющим;

в) отсутствие дисквалификации;

г) отсутствие судимости.

Арбитражным управляющим может стать только квалифицированный специалист. Поэтому претендент на указанную должность, во-первых, обязан иметь высшее юридическое или экономическое образование, во-вторых, должен пройти специальное обучение на курсах подготовки арбитражных управляющих для получения профессиональных знаний о несостоятельности. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - Федеральная служба) организует подготовку арбитражных управляющих через аккредитованные организации, как правило, это высшие учебные заведения. После освоения программы и успешной сдачи квалификационного экзамена кандидату выдается свидетельство - документ, подтверждающий наличие специальных знаний о несостоятельности.

Следующим позитивным требованием, установленным законом, является регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей определен положением "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.

Вид деятельности - арбитражное управление (иногда регистрационные органы называют его антикризисным управлением) - должен быть прямо указан в регистрационном свидетельстве индивидуального предпринимателя. Этот вид деятельности указывается в свидетельстве о государственной регистрации только при наличии свидетельства о сдаче экзамена по типовой программе обучения специалистов по антикризисному управлению Федеральной службы. Если гражданин был ранее зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, то ему придется переоформить свидетельство для включения в него указанного вида деятельности.

После регистрации кандидат обязан стать на учет в налоговых органах и после получения свидетельства о постановке на учет подать заявление о выдаче лицензии в Федеральную службу. Наличие лицензии - это третье позитивное условие.

Российским законодательством предусмотрена выдача лицензий трех категорий:

Лицензия первой категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, граждан, индивидуальных предпринимателей, малых предприятий. Для получения лицензии первой категории достаточно выполнения перечисленных позитивных и негативных требований закона.

Лицензия второй категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех из них, которые отнесены в установленном порядке к категории крупных экономически или социально значимых. Для получения лицензии второй категории гражданин в качестве дополнительного условия должен иметь стаж работы в качестве арбитражного управляющего не менее 6 месяцев.

Лицензия третьей категории дает право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего или заместителя арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций (т.е. всех должников без исключения). Для получения лицензии третьей категории гражданин должен в период работы арбитражным управляющим с лицензией второй категории завершить не менее двух процедур внешнего управления и (или) конкурсного производства, получивших положительное заключение экспертной комиссии по арбитражному управлению, а также пройти переподготовку (повышение квалификации) арбитражных управляющих и успешно сдать квалификационный экзамен.

Срок действия лицензий всех категорий - 3 года. Передача (продажа) лицензии другому лицу запрещается.

После получения лицензии кандидат обязан зарегистрироваться в течение 30 дней хотя бы в одном арбитражном суде. Закон допускает регистрацию в нескольких арбитражных судах.

Закон о банкротстве наряду с получением лицензии предусматривает получение аттестатов для отдельных категорий арбитражных управляющих. В соответствии со ст.149 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, наряду с лицензией арбитражного управляющего должен иметь аттестат, выдаваемый государственным органом РФ, занимающимся регулированием рынка ценных бумаг. Обязанность получения арбитражным управляющим квалификационного аттестата Центрального банка РФ предусмотрена в ст.6 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" при проведении процедур банкротства кредитных организаций.

Арбитражный управляющий не должен относиться к числу лиц, заинтересованных в делах должника или кредиторов. Круг заинтересованных лиц очерчен в ст.18 Закона о банкротстве. К таковым относятся:

1) руководитель должника (кредитора), а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника (кредитора), коллегиальный исполнительный орган должника (кредитора), главный бухгалтер (бухгалтер) должника (кредитора), в том числе и освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве;

2) супруги лиц, перечисленных в первом пункте, их родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супругов.

Если лицо в течение трех лет до момента назначения арбитражного управляющего уже осуществляло управление делами должника - юридического лица, то оно не может быть назначено арбитражным управляющим. Это второе негативное требование.

Следующим требованием является отсутствие ограничений на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц. Иначе говоря, у претендента не должно быть взысканий за совершение административного правонарушения (например, лишение специального права, предоставленного гражданину).

Наличие наказания за совершенные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (например, лишение лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), противоречило бы четвертому негативному требованию, и это правило не следует путать с предыдущим. В данном случае речь идет о том, что гражданин, желающий стать арбитражным управляющим, не должен иметь судимости. Для подтверждения отсутствия судимости кандидату необходимо представить в лицензирующий орган наряду с прочими документами справку из информационного центра Управления внутренних дел.

Наличие всех позитивных и отсутствие всех негативных требований дает лицу право быть назначенным арбитражным судом на должность арбитражного управляющего.

Правовая природа деятельности арбитражного управляющего

Согласно ст.19 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим может быть лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Это обязательное условие для осуществления деятельности арбитражного управляющего дает основание предположить, что данный вид деятельности законодатель относит к разряду предпринимательской.

В то же время на арбитражного управляющего на различных стадиях банкротства возлагаются функции руководителя должника (при наблюдении - могут быть возложены), в таком случае арбитражный управляющий, по юридическому статусу индивидуальный предприниматель, станет исполнительным органом должника.

Эта двойственность породила разные подходы к определению его статуса.
С одной стороны, арбитражный управляющий - это исполнительный орган должника. При возложении полномочий руководителя должника на арбитражного управляющего последний становится "новым директором" на период банкротства.
С другой стороны, арбитражный управляющий является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим самостоятельный вид предпринимательской деятельности - за вознаграждение обеспечивает сохранность имущества должника, управляет и распоряжается им в интересах всех кредиторов.

Следует отметить, что даже для обозначения деятельности арбитражного управляющего используется разная терминология. В Законе о банкротстве она называется "деятельность для проведения процедур банкротства". В экономической литературе можно встретить термин "антикризисное управление". В лицензии этот вид деятельности определен как "деятельность в качестве арбитражного управляющего".

Для уяснения статуса арбитражного управляющего по действующему законодательству сопоставим его правовое положение с положением индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В первую очередь предпринимательство является деятельностью, т.е. совокупностью постоянно или систематически осуществляемых действий. К определяющим признакам деятельности относятся: а) системность - наличие в действиях единой неразрывной связи; б) целенаправленность - подчиненность всей системы действий единой цели; в) постоянство - длительность осуществления операций. Деятельность арбитражного управляющего, таким образом, представляет собой совокупность действий по осуществлению процедур банкротства.

Второй признак предпринимательства - самостоятельность осуществления деятельности. Самостоятельность предполагает волевое осуществление деятельности своей властью и в своих интересах. Арбитражный управляющий может участвовать в процессе банкротства от своего имени и осуществлять полномочия, предусмотренные федеральным законом для различных процедур банкротства. В этом случае можно говорить о деятельности арбитражного управляющего, осуществляемой своей властью в интересах кредиторов или должника. В то же время в соответствии со ст.69, п.2 ст.98 и п.1 ст.101 Закона о банкротстве на стадиях внешнего управления и конкурсного производства на внешнего и конкурсного управляющего возлагаются полномочия органов управления должника, в том числе и по распоряжению его имуществом. Даже на стадии наблюдения, когда не происходит обязательной передачи временному управляющему функций исполнительных органов, в случае недобросовестного поведения руководителя должника (препятствие временному управляющему, необеспечение сохранности имущества должника, иные нарушения требований законодательства) арбитражный суд вправе отстранить руководителя от должности и возложить все его функции на временного управляющего. Таким образом, арбитражный управляющий может выступать как от своего имени в интересах кредиторов или должника, так и выражать волю должника, действуя от его имени и в его интересах. Это обстоятельство свидетельствует о том, что деятельность арбитражного управляющего имеет существенные особенности, не свойственные другим индивидуальным предпринимателям.

В качестве третьего признака предпринимательской деятельности названа ее цель, определенная в законе как систематическое извлечение прибыли. Однако указанная цель все же не является единственной. В литературе справедливо утверждается, что для предпринимательской деятельности характерно единство двух целей. Во-первых, должен быть создан товар, способный удовлетворить или сформировать потребности общества. Во-вторых, посредством этого товара необходимо извлечь прибыль.

Что касается арбитражного управляющего, то его товаром являются профессиональные навыки и умения, которые позволяют ему осуществлять процедуры банкротства, руководство должником и управление его имуществом. Причем реализация его возможностей идет в рамках достижения целей всего процесса банкротства. Такими целями являются: а) управление должниками, столкнувшимися с финансовыми трудностями, и, в случае наличия у них производственного потенциала, оказание им поддержки для выхода из кризисного положения; б) ликвидация убыточных предприятий; в) защита законных прав и интересов должников и кредиторов. Перечисленные цели, на наш взгляд, являются основными и для деятельности арбитражного управляющего. Что же касается такой цели, как извлечение прибыли, то, безусловно, деятельность арбитражного управляющего, как и любая другая деятельность в обществе, должна быть оплачена. В статье 22 Закона о банкротстве установлено, что вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определенном собранием кредиторов и (или) утвержденном арбитражным судом. Можно ли в данном случае вознаграждение, за вычетом затрат, считать прибылью, которую он получает как предприниматель за свою деятельность?

Понятие прибыли раскрывается в налоговом законодательстве. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) устанавливает, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Арбитражный управляющий получает вознаграждение за счет имущества должника. Если имущества последнего недостаточно, вознаграждение может выплачиваться кредиторами (способ оплаты может быть различным, на юридической природе вознаграждения это не отражается). В любом случае размер вознаграждения утверждается определением или решением арбитражного суда. На основании указанного акта бухгалтерия должника или кредитора (в зависимости от того, из чьих средств выплачивается вознаграждение), производит выплаты в том же порядке, что и по исполнительным документам.

Поскольку понятие прибыли раскрывается в российском законодательстве с точки зрения уплаты налогов, то необходимо подчеркнуть, что порядок налогообложения доходов арбитражного управляющего не отличается от порядка, установленного для других индивидуальных предпринимателей. Вознаграждение за деятельность включается в совокупный доход, который уменьшается на размер затрат, произведенных для осуществления деятельности (расходы на проезд к местонахождению должника, почтовые расходы, канцтовары и др.). Оставшаяся часть является прибылью и облагается подоходным налогом. Таким образом, с экономической и фискальной точек зрения вознаграждение арбитражного управляющего, за вычетом затрат, можно признать прибылью.

Легальный подход к регулированию оплаты деятельности арбитражного управляющего имеет свои особенности. Во-первых, федеральные законы и иные правовые акты могут определять максимальный или минимальный размеры вознаграждения. Во-вторых, закон вправе установить дополнительное вознаграждение арбитражному управляющему. В-третьих, минимальный размер вознаграждения выплачивается по договору из фонда при Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству. Возникает вопрос: можно ли представить, что государство устанавливает сумму выручки индивидуального предпринимателя или гарантирует получение ее минимального размера? Очевидно, что нет. Нехарактерно для практики индивидуального предпринимателя и утверждение государственным органом суммы выручки подобно тому, как арбитражный суд утверждает размер вознаграждения арбитражному управляющему. Как же в этом случае определить юридическую природу вознаграждения арбитражного управляющего?

По российскому законодательству гражданин может получать от другого хозяйствующего субъекта денежные средства в качестве заработной платы, вознаграждения по гражданско-правовым договорам или по решению суда.

К заработной плате вознаграждение отнести невозможно, так как для ее получения лицо должно состоять в трудовых отношениях с должником или кредитором. При этом необходимо учитывать, что наличие трудовых отношений с кредитором и должником может явиться так называемым негативным требованием для назначения арбитражного управляющего.

Можно было бы вознаграждение приравнять к выплатам по гражданско-правовым договорам, но для этого необходимо как минимум заключение такого договора, а закон ничего не говорит о договорных отношениях арбитражного управляющего с должником или кредитором. Представляется, что определение прав и обязанностей арбитражного управляющего в подобных договорах неизбежно будет вести к нарушению прав и интересов участников процедур банкротства.

В случае с арбитражным управляющим вознаграждение устанавливается арбитражным судом, а обязанность платить установленную сумму возникает на основе судебного акта. Это уникальная ситуация, когда размер вознаграждения, которое, за вычетом затрат, с экономической точки зрения является прибылью индивидуального предпринимателя, определяется судом. Юридическая природа вознаграждения неоднозначна, законодательство использует по отношению к нему такие способы регулирования, которые к прибыли неприменимы.

Четвертым признаком предпринимательской деятельности является осуществление ее на свой риск. К сожалению, легального определения риска нет. В литературе он трактуется как "психическое отношение субъектов к результату собственных действий или действий других лиц, а также к результату объективно случайных либо случайно-невозможных действий, выражающееся в осознанном допущении отрицательных имущественных последствий". Арбитражный управляющий, безусловно, несет множество рисков при осуществлении своей деятельности. Но "свой риск" означает возможность отрицательных последствий именно для себя. А ведь арбитражный управляющий в большинстве случаев рискует не своим имуществом, последствия его деятельности касаются прежде всего управляемого должника или кредиторов. В то же время при выполнении полномочий руководителя на арбитражного управляющего возлагается и риск убытков должника. Распределение предпринимательского риска между участниками процедур банкротства принимает более сложные формы, чем при обычных хозяйственных отношениях, что придает особые черты статусу арбитражного управляющего как предпринимателя.

Пятым признаком, не указанным в легальном определении предпринимательской деятельности, является самостоятельная гражданская ответственность предпринимателя. Она состоит в обязанности нести неблагоприятные последствия, применяемые в установленном законом порядке. Предприниматель несет ответственность всем своим имуществом. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей арбитражным управляющим арбитражный суд может отстранить его от исполнения обязанностей. Если эти же действия причинят убытки должнику или кредиторам, то Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству может отозвать у арбитражного управляющего лицензию. Кроме того, должник и кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных его незаконными действиями. В этом случае применяются положения о гражданско-правовой ответственности, и предприниматель обязан возместить убытки даже при отсутствии вины. Условием освобождения его от ответственности является только действие непреодолимой силы.

Шестым признаком предпринимательской деятельности является обязательная государственная регистрация. Каждый предприниматель, прежде чем начать деятельность, должен стать на учет в государственных органах. За невыполнение этого требования предусматривается административная и уголовная ответственность.

После получения регистрационного свидетельства и постановки на учет в статистические и налоговые органы, внебюджетные фонды предприниматель вправе осуществлять указанные в его свидетельстве виды деятельности. Ограничение установлено только для лицензируемых видов деятельности, которые можно осуществлять с момента получения лицензии. Для арбитражных управляющих, вопреки общим правилам, предусмотрена совершенно уникальная процедура, согласно которой он не вправе действовать ни с момента регистрации, ни с момента получения лицензии, а только с момента назначения его арбитражным судом. В данном случае суд не влияет на деятельность арбитражного управляющего, а только определяет начальный момент ее осуществления в отношении конкретного должника.

Сопоставление правового статуса предпринимателя и арбитражного управляющего позволяют сделать некоторые выводы.

Арбитражный управляющий по правовому положению значительно отличается от исполнительного органа юридического лица, поэтому нет оснований утверждать, что арбитражный управляющий становится "новым директором" должника на период банкротства. Во-первых, установленные Законом о банкротстве полномочия арбитражного управляющего значительно шире полномочий исполнительного органа юридического лица. Во-вторых, цель деятельности арбитражного управляющего иная, чем цель деятельности должника, от имени которого выступает исполнительный орган. В-третьих, исполнительный орган не обладает той самостоятельностью, которая свойственна арбитражному управляющему как предпринимателю. Арбитражный управляющий в отличие от исполнительного органа действует не только в интересах должника, но и в интересах кредиторов. В-четвертых, при осуществлении своей деятельности арбитражный управляющий как предприниматель несет больше рисков, чем исполнительный орган юридического лица.

Деятельность арбитражного управляющего содержит в себе все признаки предпринимательской деятельности. Это требующая государственной регистрации самостоятельная деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на свой риск и под свою ответственность.

Правовое положение арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя имеет свои особенности, которые были рассмотрены в настоящей статье. Оно обусловлено спецификой процедур банкротства и находит свое выражение в необходимости особого распределения предпринимательских рисков и осуществления арбитражным управляющим деятельности как от своего имени, так и от имени должника, как в интересах должника, так и в интересах кредиторов. Даже получение вознаграждения, которое с экономической точки зрения является прибылью, регулируется способами, не применимыми к прибыли.

Для арбитражного управляющего как предпринимателя государственная регистрация обязательна, но начальный момент осуществления его деятельности определяется не государственной регистрацией или получением лицензии, а определением или решением арбитражного суда.

Российское законодательство в настоящее время определяет правовой статус арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя. Многочисленные проекты изменений и дополнений в действующий Закон о банкротстве предлагают изменить и объем полномочий арбитражного управляющего, и порядок его ответственности, и многие другие положения, которые все больше выделяют его среди индивидуальных предпринимателей. Но в одном прослеживается последовательность - в целом подход к правовому статусу арбитражного управляющего законодатель менять не намерен.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 23. Требования к кандидатуре арбитражного управляющего. 1. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) к кандидатуре арбитражного управляющего вправе предусмотреть следующие требования:

наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать не предусмотренные настоящим пунктом требования к кандидатуре арбитражного управляющего.
2. При выдвижении конкурсным кредитором или уполномоченным органом (собранием кредиторов) требований к кандидатуре арбитражного управляющего конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему.
Комментарий к статье 23
1. В отличие от ст. 20 Закона о банкротстве, которая содержит обязательные требования к арбитражным управляющим, данная статья устанавливает дополнительные требования, которые могут быть сформулированы в запросе, направляемом саморегулируемой организации в целях представления кандидатур арбитражных управляющих.
Эти требования к кандидатуре арбитражного управляющего могут предъявить конкурсные кредиторы или уполномоченные органы (собрание кредиторов). Указанные дополнительные требования могут диктоваться характером будущей деятельности арбитражного управляющего, сферой деятельности должника, спецификой соответствующей отрасли экономики, сложностью управления имущественным комплексом должника. Это - дополнительные правила для отдельных категорий арбитражных управляющих. Перечень возможных дополнительных требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, сводится к следующему:
1) наличие определенного специального высшего образования - юридического, экономического или образования (высшего) по специальности, соответствующей сфере деятельности должника. Высшее образование должно быть подтверждено дипломом государственного образца. Арбитражный управляющий в этом случае должен быть специалистом, например, в металлургической, нефтехимической промышленности и т.п.;
2) наличие у кандидата определенного стажа работы на должности руководителя организации в соответствующей отрасли экономики. Если ст. 20 Закона о банкротстве предусматривает в качестве общего требования к арбитражным управляющим стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности, то комментируемая статья говорит о наличии стажа работы именно в той отрасли, к которой относится должник - юридическое лицо;
3) установление определенного количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего. Фактически речь идет об определенном опыте работы в качестве арбитражного управляющего, когда учитывается количество проведенных процедур банкротства, их эффективность.
2. Все перечисленные в ст. 23 Закона о банкротстве требования к кандидатуре арбитражного управляющего носят специальный и исчерпывающий характер. Это значит, что ни конкурсный кредитор, ни уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать иные не предусмотренные комментируемой статьей требования к кандидатуре арбитражного управляющего.
3. Выдвижение дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего может служить основанием для выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган или собрание кредиторов могут указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов, которое выплачивается в зависимости от результатов его деятельности. Арбитражный суд утверждает размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения. Это является дополнительным стимулом для арбитражного управляющего.