48 й регион. Коды регионов рф, коды фнс. Порядок выдачи и изменения серии и номера на номерах ТС

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

О НАПРАВЛЕНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового законодательства об образовании, направляет Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме.

Обращаем внимание, что согласно части 12 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В.Ш.КАГАНОВ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ

1. Введение

Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в соответствии с положением Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) вправе при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа (далее - ДПП) может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, на основе сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций, а также полностью или частично в форме стажировки.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В сфере дополнительного профессионального образования Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрен перечень образовательных программ, при реализации которых не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

При реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

При реализации ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Данные методические рекомендации рассматривают основные вопросы реализации образовательными организациями ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с использованием сетевой формы в соответствии с законодательством об образовании, в частности с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499) (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам), Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2) (далее - Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ).

2. Реализации дополнительных профессиональных программ

с использованием дистанционных образовательных технологий,

электронного обучения

2.1. Модели использования электронного обучения,

дистанционных образовательных технологий в дополнительном

профессиональном образовании

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации могут быть применены следующие модели:

полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя);

частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя).

Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).

Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий при реализации ДПП, очные занятия чередуются с дистанционными.

Применение (использование) этих моделей образовательной организацией обуславливается в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих организаций, а именно:

нормативной базой образовательной организации (локальные нормативные акты, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);

материально-технической базой (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся);

уровнем кадрового потенциала организации (наличие у административных и педагогических работников соответствующего основного и (или) дополнительного профессионального образования; методическое сопровождение педагогических работников, использующих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии).

2.2. Нормативная правовая база применения электронного

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий основано на положениях Федерального закона N 273-ФЗ, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ и других нормативных правовых актах.

На основе имеющейся нормативной правовой базы образовательная организация, использующая электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, разрабатывает соответствующие локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих образовательную деятельность организации.

В образовательной организации могут быть разработаны следующие локальные нормативные акты:

положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ;

нормы времени для расчета объема учебной, учебно-методической и организационной работы, выполняемой преподавателями при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

требования к структуре, содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплектов;

инструкции для слушателей, педагогических работников, технических специалистов (программистов, техников) и др.

Образовательная организация разрабатывает формы документов, оформляемые при реализации ДПП с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (заявление слушателя на обучение по программе, реализуемой с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; учебного плана программы, реализуемой с использованием частично или в полном объеме электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; календарных учебных графиков проведения дистанционных занятий и др.).

Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ является основным локальным нормативным актом, регламентирующим использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации.

Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ разрабатывается для всех участников образовательного процесса: административно-управленческого персонала, преподавателей, технических специалистов, а также для слушателей ДПП.

Для расчета оплаты труда педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, участвующих в реализации ДПП с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в образовательной организации могут быть утверждены конкретные виды учебной, учебно-методической, организационной работы и введены соответствующие нормы времени для расчета объема работы, выполняемой по ДПП, реализуемым с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В инструкциях по работе в системе дистанционного обучения для слушателей, преподавателей и специалистов по учебно-методической работе целесообразно предоставить описание в рамках законодательства об образовании подхода к электронному обучению, принятого в образовательной организации, для того чтобы пользователям (слушателям, преподавателям, специалистам по учебно-методической работе) была понятна логика предстоящей работы.

В инструкциях должна быть представлена последовательность таких действий как:

вход в систему дистанционного обучения (для всех пользователей);

поиск необходимых курсов (для слушателей и преподавателей);

поиск и изучение необходимой информации; поиск и выполнение заданий; поиск и прохождение этапов промежуточной аттестации - зачетов, экзаменов (для слушателей);

наполнение курсов информацией - ресурсами и заданиями (для преподавателей);

создание новых курсов, создание новых пользователей, зачисление пользователей на курсы, контроль наполнения курсов ресурсами и заданиями, контроль выполнения слушателями заданий и выполнение других административных операций (для специалистов по учебно-методической работе).

Инструкции рекомендуется сопровождать изображениями экранов (скриншотами) системы дистанционного обучения. Желательно также создание кратких видеоинструкций, которые можно разместить в системе дистанционного обучения или на других ресурсах (например, на сайте образовательной организации).

Инструкции для технических специалистов (программистов, техников) необходимы для описания последовательности и особенностей сопровождения (обеспечения функционирования) информационных систем дистанционного обучения и видеоконференцсвязи, а также информационно-коммуникационных устройств, используемых при реализации программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

2.3. Материально-техническая база применения электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий

В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения образовательная организация обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающую освоение обучающимися образовательных программ полностью или частично независимо от места нахождения обучающихся.

Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии наличия качественного доступа педагогических работников и обучающихся к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет).

Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.

Для использования дистанционных образовательных технологий необходимо предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.

Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками).

Требования к рабочему месту педагогического работника определяются внутренним локальным нормативным актом организации.

Рабочее место педагогического работника рекомендуется оснащать интерактивной доской с проектором. Также могут использоваться принтер, сканер (или многофункциональное устройство). Для предметов естественнонаучного цикла могут использоваться: цифровой микроскоп, комплект цифровых измерителей (датчиков) и лабораторное оборудование. Для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации (музыкальная клавиатура и графический планшет). Наряду с указанными технологическими устройствами могут использоваться и иные.

В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено (установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления образовательного процесса:

общего назначения (операционная система (операционные системы), офисные приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы, графический, видео- и аудиоредакторы);

учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие виртуальные среды и другие).

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения.

С помощью системы дистанционного обучения (далее - СДО):

педагогический работник планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает нужные для обучающихся ресурсы и задания;

администрация образовательной организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;

обучающиеся выполняют задания, предусмотренные образовательной программой, при необходимости имеют возможность обратиться к педагогическим работникам за помощью;

все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий невозможно осуществлять без использования СДО, однако СДО не обязательно должна быть установлена в образовательной организации, которая осуществляет обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Образовательные организации могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией на основании договора.

Возможности системы электронного обучения непосредственно влияют на эффективность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Используемая система электронного обучения должна удовлетворять следующим требованиям по управлению курсом:

разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;

педагогический работник должен иметь все возможности по организации обучения, без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например, добавить индивидуальное задание для обучающегося, педагогический работник обращается к разработчику курса);

должна быть обеспечена возможность загрузки курсов;

должна быть обеспечена возможность включения в образовательную программу большого набора различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора "ленты времени", построения схем и другого;

должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;

должны быть предоставлены различные способы оценки работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для оценки результатов обучения по критериям;

все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок;

должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая отслеживать участие как в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;

должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, а также отзывы и комментарии педагогических работников и другую учебную информацию.

Информационная СДО должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося как локально, так и на внешнем сайте.

Необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.

При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру обучающегося, так и к компьютеру педагогического работника. Более высокие требования могут быть предъявлены к компьютеру разработчика образовательной программы, реализуемой с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Для проведения учебных занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в режиме видеоконференцсвязи (вебинара) рекомендуется использование специализированных информационных систем, позволяющих в процессе видеоконференции демонстрировать различные текстовые, графические или видеоматериалы; демонстрировать различные приложения и процессы; получать доступ к управлению удаленным компьютером; совместно работать над документами и т.д. Некоторые системы дистанционного обучения имеют интегрированные системы видеоконференцсвязи.

Организацию учебных занятий, проводимых в режиме видеоконференций (вебинаров), рекомендуется осуществлять специалистами образовательных организаций. Организация видеоконференции включает информирование слушателей о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, предварительную проверку связи со слушателями, создание и настройку вебинара в информационной системе видеоконференцсвязи, предоставление преподавателям и слушателям гиперссылки на URL-адрес (адрес ресурса в сети Интернет) вебинара, предоставление (при необходимости) рабочего места преподавателю, контроль состояния вебинара в процессе его проведения, запись вебинара, видеомонтаж вебинара (при необходимости), предоставление слушателям доступа к записи вебинара.

2.4. Кадровый потенциал организации, реализующей

образовательные программы с применением электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий

Для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная организация выбирает модель, адекватную ее ресурсному и кадровому обеспечению.

Имея в штате образовательной организации или на другом законном основании программиста, веб-дизайнера в дополнение к педагогическим работникам, которые непосредственно организуют обучение с применением дистанционных образовательных технологий, можно повысить уровень и качество предоставляемых обучающимся услуг.

Уровень компетентности педагогических работников образовательной организации, реализующей ДПП с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий при организации обучения играет одну из важных ролей при выборе модели обучения, описание которых приведено ранее.

Методическое сопровождение педагогических работников, применяющих электронное обучение, использующих дистанционные образовательные технологии. Для того чтобы педагогические работники профессионально владели средствами электронного обучения, могли квалифицированно применять при реализации ДПП дистанционные образовательные технологии, необходимо организовывать для них соответствующее дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку), а также методическое сопровождение деятельности педагогических работников (обеспечение информацией, посещение специализированных семинаров, научно-практических конференций, выставок и другое).

Дополнительное профессиональное образование педагогических работников, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно подбирать таким образом, чтобы в ходе его реализации использовались системы дистанционного обучения, в рамках которых в дальнейшем им предстоит работать.

Программы повышения квалификации педагогических работников целесообразно строить таким образом, чтобы часть программы была реализована в очной форме, а часть - с использованием дистанционных образовательных технологий.

2.5. Особенности итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ

с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Освоение ДПП завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией. Итоговая аттестация, проводимая с использованием дистанционных образовательных технологий, может проводиться в режиме видеоконференцсвязи, в режиме компьютерного тестирования, в режиме обмена файлами (с использованием системы дистанционного обучения или электронной почты) или обмена сообщениями в форумах или чатах.

Итоговая аттестация, проводимая в режиме видеоконференцсвязи, как правило, проводится в режиме двусторонней видеоконференцсвязи, т.е. и слушатель и члены итоговой аттестационной комиссии имеют возможность видеть и слышать друг друга. При достаточной пропускной способности Интернет-канала и наличии соответствующей технической возможности используемой информационной системы видеоконференцсвязи возможно увеличение одновременно транслируемых пользователей (три и более), например, в случае различного территориального присутствия членов итоговой аттестационной комиссии и (или) слушателей.

В случае проведения итоговой аттестации в режиме видеоконференцсвязи слушатели должны быть заранее проинформированы о технических требованиях к оборудованию и каналам связи. Специалисты организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны удостовериться в технической возможности слушателей участвовать в видеоконференции путем предварительной проверки связи.

Компьютерное тестирование может быть проведено с помощью инструментов, встроенных в системы дистанционного обучения, или с помощью отдельных инструментов. Процесс тестирования должен быть автоматизирован. Должны быть обеспечены автоматизированная обработка результатов тестирования, процедура оценивания, системы документирования результатов тестирования, хранения результатов тестирования и персональных данных слушателей.

При итоговой аттестации в режиме обмена файлами или с помощью обмена сообщениями в форумах или чатах должно быть обеспечено хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, проводимую с использованием дистанционных образовательных технологий, получают соответствующие документы о квалификации лично; через другое лицо по заверенной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником; по заявлению выпускника через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

3. Реализация дополнительных профессиональных программ в сетевой форме

Реализация ДПП с использованием сетевой формы предусмотрена статьей 15 Федерального закона N 273-ФЗ.

Сетевая форма реализации ДПП - это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования.

При реализации ДПП в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ.

Сетевая форма реализации ДПП обеспечивает обучающимся свободный доступ к современной инфраструктуре, технологиям и средствам получения образования.

Сетевые структуры, реализующие ДПП, могут формироваться под влиянием заинтересованности образовательных организаций - участников сети в объединении ресурсов с целью наилучшего соответствия запросам обучающегося и требованиям к обеспечению реализации конкретной ДПП.

При формировании сетевой структуры для использования сетевой формы реализации программ заключается договор о сетевой форме реализации ДПП.

Сетевая форма реализации ДПП может применяться в результате интеграции деятельности и образовательных ресурсов двух и более организаций. Правовую основу сетевой формы реализации ДПП составляет договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций. Предметом договора является сотрудничество сторон в процессе реализации ДПП.

Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ в договоре о сетевой форме реализации ДПП указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями - участниками сети, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемый документ или документы о квалификации, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации ДПП, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.

В случае решения органов управления организациями, участвующими в реализации ДПП, о создании интегрированной структуры (консорциума, центра, комплекса, лаборатории) между организацией-исполнителем по договору об образовании и организацией, предоставляющей ресурсы для реализации образовательной деятельности, могут заключаться иные по своему содержанию договоры (договор безвозмездной ссуды, договор консорциума, рамочный договор о сотрудничестве и т.д.), создающие условия для дальнейшей совместной деятельности при реализации образовательных программ в сетевой форме. Такие договоры могут составлять основу интеграции, обоснование для принятия решений в области управления сетевым взаимодействием, однако экономическое содержание в таких договорах отсутствует. Для фактического осуществления деятельности по реализации ДПП необходимо заключение дополнительных договоров, которые по своему экономическому содержанию также будут договорами возмездного оказания услуг.

Частным случаем договора о сетевом взаимодействии является договор об организации обучения, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и иной организацией, ответственной за подготовку и организацию образовательного процесса с использованием собственной материально-технической базы, за информирование, набор слушателей и комплектование учебных групп. Этот договор по своему содержанию также представляет собой договор возмездного оказания услуг. Ответственность за качество образования, соблюдение лицензионных требований при использовании материально-технической базы сторонней организации и иных ресурсов при этом несет организация, осуществляющая образовательную деятельность.

Сетевая форма реализации ДПП предполагает проведение образовательной организацией, проектирующей ДПП, всестороннего исследования рынка доступных образовательных ресурсов и средств обучения с целью выбора партнера (партнеров) по сетевому взаимодействию.

В целях разработки различных по своему содержанию ДПП, учебных и учебно-методических материалов для обеспечения образовательного процесса может привлекаться профессорско-преподавательский состав других организаций, а также специалисты и консультанты различных сфер деятельности, в том числе организаций, предоставляющих материально-техническую, научно-техническую и организационно-методическую базу для проведения практики, стажировок как формы обучения и иных практико-ориентированных мероприятий.

Взаимоотношения между организацией, разрабатывающей образовательные программы, и привлекаемым внешним персоналом могут строиться на основе договоров гражданско-правового характера.

Качество реализации ДПП в сетевой форме определяется созданием интегрированных структур, обеспечивающих воспроизводство самих образовательных программ, технологическим, информационным обеспечением системы дополнительного профессионального образования, которое соответственно потребностям самих обучающихся и потребностям рынка труда, расширением использования информационно-коммуникационных технологий и сетевых сервисов в практике профессиональной деятельности педагогических работников, развитием образовательных сетей, изучением и внедрением передового зарубежного и международного опыта в части разработки форм и методов реализации ДПП.

3.1. Условия применения сетевой формы реализации

дополнительных профессиональных программ

Условиями применения сетевой формы организации дополнительного профессионального образования являются:

наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере ДПО у организации, осуществляющей обучение, как субъекта образовательных отношений (образовательной организации) в процессе реализации ДПП;

наличие договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организацией, осуществляющей обучение, и иной организацией, ресурсы которой используются в процессе реализации дополнительного профессионального образования (организацией-партнером);

наличие согласованной ДПП, разработанной образовательной организацией совместно с организацией-партнером, ресурсы которой используются в процессе реализации дополнительного профессионального образования.

Инициаторами применения сетевых форм реализации ДПП могут выступать:

органы государственной власти, органы местного самоуправления, определяющие общую политику в сфере образования на различных уровнях управления образованием;

организации, осуществляющие образовательную деятельность, в лице своих руководителей (ректор, директор, заведующий, начальник и др.), коллегиальных органов управления (общее собрание, конференция, ученый совет, управляющий совет и др.);

учредители организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

заказчики образовательных услуг, обучающиеся, реализующие образовательные потребности при участии образовательной организации;

иные заинтересованные лица (работодатели, общественные организации и т.п.).

Организация образовательного процесса при реализации ДПП в сетевой форме осуществляется с привлечением материально-технических, научно-технических, учебно-методических, организационно-методических, информационно-коммуникационных и иных ресурсов и средств обучения организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, а также силами научно-педагогических, педагогических и иных работников этих организаций.

Управление ресурсами и совместной деятельностью в процессе реализации ДПО в сетевой форме осуществляется на основе:

договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организациями (управление взаимодействием),

положения об интегрированной структуре (образовательном или научно-образовательном консорциуме, центре, комплексе, лаборатории).

3.2. Порядок заключения договора об образовании

при реализации дополнительных профессиональных программ

в сетевой форме и ответственность за его реализацию

Договор об образовании при реализации ДПП в сетевой форме заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на образовательную деятельность, и лицом, оплачивающим образовательные услуги (заказчиком), в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг).

Заказчиком при реализации ДПП в сетевой форме может выступать физическое лицо (сам обучающийся или иное заинтересованное лицо, оплачивающее образовательные услуги) или юридическое лицо, направляющее обучающегося (обучающихся) для прохождения обучения по образовательной программе в целях непрерывного образования взрослых.

ДПП, реализуемая в сетевой форме, должна быть согласована с партнерами по сетевому взаимодействию и утверждена образовательной организацией в установленном порядке.

ДПП, разработанная и согласованная участниками сетевого взаимодействия в целях реализации дополнительного профессионального образования, является приложением к договору об образовании, заключаемому между организацией и заказчиком платных образовательных услуг. Организация обязана обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательной программой и условиями договора.

Образовательная организация до заключения договора и в период его действия предоставляет заказчику достоверную информацию о себе, об организациях-партнерах по сетевому взаимодействию и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора ДПП, реализуемых в сетевой форме. Данная информация предоставляется на территории фактического осуществления образовательной деятельности, а также через сайт организации-исполнителя в сети Интернет, через сайты организаций-партнеров по сетевому взаимодействию.

Договор об образовании в целях реализации ДПП в сетевой форме заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность ДПП (часть ДПП определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения ДПП (продолжительность обучения);

н) вид документа о квалификации, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей ДПП (части ДПП);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение и обучающихся, или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

При обнаружении недостатков или существенных недостатков платных образовательных услуг, в том числе нарушения сроков, изменения объемов оказания услуг или содержания образовательной программы, иных недостатках, влекущих ответственность со стороны исполнителя в порядке, предусмотренном Правилами оказания платных образовательных услуг, ответственность возлагается на организацию-исполнителя, заключившую договор об образовании с заказчиком.

Иные организации - партнеры по сетевому взаимодействию, ресурсы которых используются в целях реализации дополнительного профессионального образования педагогических работников в сетевой форме, несут ответственность перед организацией-исполнителем в рамках заключенных между этими организациями и организацией-исполнителем договоров или соглашений.

Заключение договора о сетевом взаимодействии может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты образовательной организации: правила внутреннего распорядка, порядок оплаты труда педагогических работников, коллективный договор и иные документы.

3.3. Особенности организации образовательного

процесса при реализации дополнительного профессионального

образования в сетевой форме

ДПП является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность и организацию образовательного процесса при реализации ДПП в сетевой форме.

ДПП разрабатывается совместно организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сетевой форме, либо образовательной организацией самостоятельно при участии специалистов организаций-партнеров по сетевому взаимодействию.

Разработка ДПП (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) осуществляется с учетом требований профессиональных стандартов, квалификационных и иных требований.

ДПП согласовывается образовательной организацией с другими организациями, участвующими в ее разработке, а также при необходимости - с заказчиком и утверждается образовательной организацией. В случае, если договором о сетевом взаимодействии предусмотрено получение обучаемым при успешном завершении обучения документов об образовании (квалификации) нескольких организаций, участвующих в реализации образовательной программы, ДПП утверждается всеми организациями, участвующими в ее реализации при организации непрерывного образования взрослых в сетевой форме.

Учебный план, календарный учебный план (график), расписание занятий и иные документы, регламентирующие реализацию образовательной деятельности, разрабатываются образовательной организацией и согласовываются с организациями, участвующими в сетевой форме реализации ДПП.

Расписание занятий составляется с учетом видов учебной нагрузки, места фактического прохождения обучения или используемых дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Обучающиеся принимаются (зачисляются) на обучение по ДПП в образовательную организацию, заключившую договор об образовании, в установленном порядке, независимо от места фактической реализации образовательной деятельности.

Организация образовательного процесса регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации, которые должны предусматривать возможность реализации ДПП в сетевой форме.

Место проведения обучения, характер используемых материально-технических, учебно-методических и иных ресурсов, место хранения учебной документации определяются договором о сетевом взаимодействии между организациями, участвующими в реализации ДПП в сетевой форме.

При обучении по индивидуальному учебному плану индивидуальный годовой календарный график и индивидуальное расписание занятий разрабатываются и утверждаются образовательной организацией и согласовываются с организациями, ресурсы которых планируется использовать при обучении. При этом индивидуальный учебный план может определять количество часов на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, при условии обеспечения обучающегося необходимыми ресурсами.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении учебных курсов, дисциплин, модулей, видов учебной деятельности засчитываются образовательной организацией независимо от места фактического прохождения промежуточной аттестации.

Проведение итоговой аттестации осуществляется организацией, заключившей договор об образовании с заказчиком.

По окончании обучения обучающиеся, прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о квалификации, форму которого устанавливает организация самостоятельно. По соглашению между организациями, участвующими в реализации ДПП в сетевой форме, могут быть выданы несколько документов о квалификации, если это предусмотрено совместно разработанной образовательной программой и договором о сетевом взаимодействии.

Учет рабочего времени и оплата труда профессорско-преподавательского состава осуществляется на основании локальных нормативных актов организации, с которой заключается трудовой договор или договор гражданско-правового характера. При участии в реализации ДПП в сетевой форме профессорско-преподавательского состава нескольких организаций оплата труда осуществляется каждой из организаций самостоятельно, если договором о сетевом взаимодействии не предусмотрено иное.

Заместитель директора

Департамента государственной

политики в сфере подготовки

рабочих кадров и ДПО

Коды регионов Российской Федерации - это цифровые обозначения (две-три цифры), которые позволяют идентифицировать регион РФ. Эти коды применяются при регистрации транспортных средств в ГИБДД, а также при присвоении ИНН в ФНС. Код ФНС всегда соответствует коду ГИБДД. Если в регионе заканчиваются двузначные номера, то выделяется следующая серия с девяткой в начале, если она не занята, потом выделяется еще одна серия (трехзначная), в которой код состоит из порядковой цифры сотни плюс собственно код региона (например, коды Москвы 77, 97, 177). Ниже приведен список кодов регионов:

01 Республика Адыгея
02 Республика Башкортостан (также 102)
03 Республика Бурятия
04 Республика Алтай
05 Республика Дагестан
06 Республика Ингушетия
07 Кабардино-Балкарская Республика
08 Республика Калмыкия
09 Карачаево-Черкесская Республика
10 Республика Карелия
11 Республика Коми
12 Республика Марий Эл
13 Республика Мордовия
14 Республика Саха (Якутия)
15 Республика Северная Осетия
16 Республика Татарстан (также 116)
17 Республика Тыва (Тува)
18 Удмуртская Республика (также 118)
19 Республика Хакасия
20 Чеченская Республика (старые номера)
21 Чувашская Республика (также 121)
22 Алтайский край
23 Краснодарский край (также 93)
24 Красноярский край
25 Приморский край (также 125)
26 Ставропольский край
27 Хабаровский край
28 Амурская область
29 Архангельская область
30 Астраханская область
31 Белгородская область
32 Брянская область
33 Владимирская область
34 Волгоградская область
35 Вологодская область
36 Воронежская область
37 Ивановская область
38 Иркутская область (также 138)
39 Калининградская область
40 Калужская область
41 Камчатский край
42 Кемеровская область
43 Кировская область
44 Костромская область
45 Курганская область
46 Курская область
47 Ленинградская область
48 Липецкая область
49 Магаданская область
50 Московская область (также 90, 150)
51 Мурманская область
52 Нижегородская область (также 152)
53 Новгородская область
54 Новосибирская область (также 154)
55 Омская область
56 Оренбургская область
57 Орловская область
58 Пензенская область
59 Пермская область (также 159)
60 Псковская область
61 Ростовская область (также 161)
62 Рязанская область
63 Самарская область (также 163)
64 Саратовская область (также 164)
65 Сахалинская область
66 Свердловская область (также 96)
67 Смоленская область
68 Тамбовская область
69 Тверская область
70 Томская область
71 Тульская область
72 Тюменская область
73 Ульяновская область (также 173)
74 Челябинская область (также 174)
75 Читинская область
76 Ярославская область
77 г. Москва (также 97, 99, 177, 197, 199)
78 г. Санкт-Петербург (также 98)
79 Еврейская автономная область
80 Агинский Бурятский автономный округ
81 Коми-Пермяцкий автономный округ
82 Республика Крым
83 Ненецкий автономный округ
84 Таймырский автономный округ
85 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
86 Ханты-Мансийский автономный округ
87 Чукотский автономный округ
88 Эвенкийский автономный округ
89 Ямало-Ненецкий автономный округ
90 Московская область (также 50, 150)
92 Севастополь
93 Краснодарский край (также 23)
94 Территории, которые находятся за пределами РФ и обслуживаеются Управлением режимных объектов МВД (напр. Байконур)
95 Чеченская Республика (новые номера)
96 Свердловская область (также 66)
97 г. Москва (также 77, 99, 177, 197, 199)
98 г. Санкт-Петербург (также 78)
99 г. Москва (также 77, 97, 177, 197, 199)
102 Республика Башкортостан (также 02)
116 Республика Татарстан (также 16)
118 Удмуртская Республика (также 18)
121 Чувашская Республика (также 21)
125 Приморский край (также 25)
138 Иркутская область (также 38)
150 Московская область (также 50, 90)
152 Нижегородская область (также 52)
154 Новосибирская область (также 54)
159 Пермская область (также 59)
161 Ростовская область (также 61)
163 Самарская область (также 63)
164 Саратовская область (также 64)
173 Ульяновская область (также 73)
174 Челябинская область (также 74)
177 г. Москва (также 77, 97, 99, 197, 199)
197 г. Москва (также 77, 97, 99, 177, 199)
199 г. Москва (также 77, 97, 99, 177, 197)

Отдельного внимания заслуживает такой, вопрос, как государственные регистрационные знаки (автономера). Следует отметить, что номера для автомобиля выдают в момент его регистрации в органах ГИБДД. Они остаются на авто до того момента, пока один из владельцев не примет решения об их замене.

Автономера всегда уникальны, и ситуации, при которой разные автомобили имеют одинаковые регистрационные номера, быть не может (они имеют обязательные отличия хотя бы в одной цифре либо букве).

В этой статье мы расскажем читателям о том, какие автомобильные коды на номерах используются, а также об основных особенностях и порядке получения госномеров.

Номерной знак автомобиля: что это?

Каждый номерной знак имеет 2 зоны, в одной из которых (слева) указывается серия (З буквы) и регистрационный номер (З цифры). Другая зона (с правой стороны) имеет код того региона, в котором зарегистрировано ТС, изображение флага, а также буквенный код страны (в нашем случае — RUS).

Подробно рассмотрим вид автономеров, которые чаще всего используются на территории России:

Подавляющее большинство российских ТС имеют именно такие госномера. В первом приближении может показаться, что на номере указаны малопонятные буквенные и числовые обозначения, однако при подробном изучении это не так.

Порядок выдачи и изменения серии и номера на номерах ТС

Важно знать, что в госномерах используют любые цифры (от 0 до 9), но далеко не все буквы. Было принято решение об использовании в обозначениях лишь тех литер, которые имеют схожие по написанию обозначения в алфавите латинском. Таким образом, на госномерах автомобилей используют следующие буквы: А, В, С, Е, К, М, Н, О, Р, Т, У, Х.

Теперь следует остановиться на таком моменте, как порядок выдачи номеров.

За исключением специальных серий, автономера выдают владельцам ТС по порядку. Отдельного внимания заслуживает порядок изменения в номерах символов, поскольку меняются они по системе, которую с трудом можно назвать легкой и понятной. Так, при выдаче последующих номеров:

  1. Чаще всего меняют 3-ю цифру (к примеру, после А688ВС следующему автомобилю будет выдаваться номерной знак А689ВС);
  2. Второй по частоте замены является 2-я цифра номера (к примеру, после А689ВС следующему автомобилю будет выдаваться номерной знак А690ВС);
  3. Третьей по частоте замены является 3-я цифра номера (к примеру, после А699ВС следующему автомобилю будет выдаваться номерной знак А700ВС);
  4. Четвертой по частоте замены является 1-я буква (к примеру, после А688ВС следующему автомобилю будет выдаваться номерной знак В688ВС);
  5. Пятой по частоте замены является 3-я буква (к примеру, после А688ВС следующему автомобилю будет выдаваться номерной знак В688ВЕ);
  6. Последней, шестой по частоте замены является 2-я буква (к примеру, после А688ВС следующему автомобилю будет выдаваться номерной знак В688СС).

Указанная выше цифровая и буквенная нумерация определяет нумерацию транспортных средств внутри определенного региона. Для тех, кто любит конкретные цифры сообщаем, что в рамках одного региона возможно выдать номерные знаки одного кода, общее количество которых не превысит 1 726 272 автономеров.

После того, как указанный лимит исчерпан, производится изменение номера региона России, который находится в правой части каждого регистрационного номера. После проведения подобной процедуры, номера в рамках конкретного региона начинают выдавать сначала.

При этом в РФ каждому субъекту присвоен отдельный код, а в регионах с очень большим количеством зарегистрированных автомобилей – сразу несколько кодов.

Таблица автомобильных кодов регионов 2017 года

Код Субъект Российской Федерации
01 Республика Адыгея
02, 102 Республика Башкортостан
03, 103 Республика Бурятия
04 Республика Алтай (Горный Алтай)
05 Республика Дагестан
06 Республика Ингушетия
07 Кабардино-Балкарская Республика
08 Республика Калмыкия
09 Республика Карачаево-Черкессия
10 Республика Карелия
11 Республика Коми
12 Республика Марий Эл
13, 113 Республика Мордовия
14 Республика Саха (Якутия)
15 Республика Северная Осетия - Алания
16, 116 Республика Татарстан
17 Республика Тыва
18 Удмуртская Республика
19 Республика Хакасия
21, 121 Чувашская Республика
22 Алтайский край
23, 93, 123 Краснодарский край
24, 84, 88, 124 Красноярский край
25, 125 Приморский край
26, 126 Ставропольский край
27 Хабаровский край
28 Амурская область
29 Архангельская область
30 Астраханская область
31 Белгородская область
32 Брянская область
33 Владимирская область
34, 134 Волгоградская область
35 Вологодская область
36, 136 Воронежская область
37 Ивановская область
38, 85, 138 Иркутская область
39, 91 Калининградская область
40 Калужская область
41 Камчатский край
42, 142 Кемеровская область
43 Кировская область
44 Костромская область
45 Курганская область
46 Курская область
47 Ленинградская область
48 Липецкая область
49 Магаданская область
50, 90, 150, 190, 750 Московская область
51 Мурманская область
52, 152 Нижегородская область
53 Новгородская область
54, 154 Новосибирская область
55 Омская область
56 Оренбургская область
57 Орловская область
58 Пензенская область
59, 81, 159 Пермский край
60 Псковская область
61, 161 Ростовская область
62 Рязанская область
63, 163 Самарская область
64, 164 Саратовская область
65 Сахалинская область
66, 96, 196 Свердловская область
67 Смоленская область
68 Тамбовская область
69 Тверская область
70 Томская область
71 Тульская область
72 Тюменская область
73, 173 Ульяновская область
74, 174 Челябинская область
75, 80 Забайкальский край
76 Ярославская область
77, 97, 99, 177, 197, 199, 777 г. Москва
78, 98, 178 г. Санкт-Петербург
79 Еврейская автономная область
82 Республика Крым
83 Ненецкий автономный округ
86, 186 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
87 Чукотский автономный округ
89 Ямало-Ненецкий автономный округ
92 г. Севастополь
94 Территории, находящиеся за пределами РФ и обслуживаемые Департаментом режимных объектов МВД России
95 Чеченская республика

Скачать таблицу автомобильных кодов регионов РФ

Для того, чтобы всегда иметь под рукой эти коды, предлагаем вам скачать таблицу автомобильных номеров регионов России.

Вы можете сами выбрать, что вам удобнее: версия для печати, либо лучше в формате pdf скачать автомобильные коды регионов:

Номерные знаки: основные разновидности

Обратите внимание, что кроме номерных знаков для автомобилей гражданских, существуют еще номера для дипломатических машин и военных ТС.

Рассмотрим примеры номерных знаков разных видов.


3-х значные коды регионов, которые начинаются с цифры «2»

У тех, кто разбирается в специфике госномеров, часто вызывает удивление тот факт, что в теле- или кинофильмах можно увидеть автомобиль, код региона которого трехзначный и начинается на цифру «2».

Чтобы разобраться, что же означает, к примеру, 202-ой регион, рассмотрим Приложение 1, в котором приведен Приказ «О государственных регистрационных знаках транспортных средств»:

Поэтому, трехзначные коды регионов, начинаются исключительно на цифры «1» либо «7». Другие цифры в таких кодах не применяются по причине, того, что попросту не вмещаются по ширине на номерной знак стандартного размера.

Вот и выходит, что если вы видите на номерном знаке ТС код региона, к примеру, 202,236,277 и пр., то можете смело делать вывод, что эти номера изготовлены и размещены на данном автомобиле незаконно. О таком факте целесообразно сообщить в ГИБДД по телефону 102.

Хотим попросить читателей, что в случае, если вы встречали ТС с кодами регионов, которых в нашей таблице нет, то напишите, пожалуйста, об этом в комментариях к этой статье.

Из приведенной выше информации можно сделать вывод, касательно количества зарегистрированных в конкретном регионе ТС. К примеру, Москва насчитывает сейчас около 10 500 000 машин.

Обращаем внимание водителей, что в настоящий момент они могут проводить регистрацию собственного транспортного средства в любом из регионов РФ (вне зависимости от прописки автовладельца). Таким образом, код региона на автономерах не всякий раз соответствует действительному месту проживания хозяина авто.

Еще раз на видео повторим какие существуют коды регионов в России и какие бывают номерные знаки:

В заключение следует отметить, что коды регионов довольно важны для всех участников движения (как для автоводителей, так и для обычных пешеходов). Они нужны для того, чтобы с легкостью идентифицировать конкретную машину, а также узнать информацию о ее владельце.

По виду госномеров и содержащейся в них информации опытный пользователь с легкостью может определить место, где авто было зарегистрировано, кто является владельцем (дипломатическое либо частное лицо), а также к какой именно структуре принадлежит конкретный автомобиль.

Согласитесь, что любые знания никогда не будут лишними, а информация, которая приведено выше, гарантированно окажется полезной при разных ситуациях, которые могут возникнуть на дороге.

Регистрационные номерные знаки Российской Федерации - специальный символический знак (№), изготовленный (нанесённый) на металлические (или из другого материала) пластины (формы) или транспортное средство (ТС), используемое для учёта автомобилей, мотоциклов, грузовой, специальной, строительной техники и вооружения, прицепов.

Устанавливаются на передней и задней частях техники (на прицепы и мотоциклы - только сзади).

В Российской Федерации большинство регистрационных знаков - стандартные знаки образца 1993 года, вид которых определен ГОСТ Р 50577-93. Номерные знаки маршрутных ТС, военных ТС, ТС дипломатических миссий, ТС МВД, прицепов, строительной техники и мотоциклов имеют формат и/или размеры, немного отличающиеся от стандартного.

Комбинации на стандартных номерных знаках строятся по принципу - 3 буквы, 3 цифры. Буквы означают серию номерного знака, а цифры - номер. ГОСТом для использования на знаках разрешены 12 букв кириллицы, имеющие графические аналоги в латинском алфавите - А , В , Е , К , М , Н , О , Р , С , Т , У и Х . В правой части номерного знака, в обособленном четырёхугольнике, расположены: в нижней части - флаг РФ с надписью RUS , а в верхней - кодовое обозначение субъекта РФ, где был зарегистрирован автомобиль. Причём буквы по размеру шрифта меньше, чем цифры.

Все используемые номера зарегистрированы. Для каждого административного района есть свой номер, общий для всех автомобилей, зарегистрированных в этом округе. Общее количество комплектов регистрационных знаков, которое может быть изготовлено для каждого субъекта России, определяется ГОСТом и составляет 1 млн 726 тыс. 272 (=12??(10?-1), номера из трёх нулей быть не может).

Изначально в качестве кодов регионов применялись только числа от 01 до 89 , по количеству регионов РФ на 1 января 1993 года. Однако количество регистрируемых автомобилей с каждым годом увеличивается, и номерных знаков с допустимыми комбинациями начинает не хватать. По этой причине в ряде субъектов России введены дополнительные кодовые обозначения, которые можно использовать на знаках; сначала началась выдача кодов регионов из девятого десятка () (кроме кода 92), а затем перешли к трёхзначным кодам регионов. Три и более кодов региона используют Москва (коды 77, 99, 97, 177, 199, 197, 777), Московская область (50, 90, 150, 190, 750), Красноярский край (24, 84, 88, 124), Санкт-Петербург (78, 98, 178), Краснодарский край (23, 93, 123), Пермский край (59, 81, 159) и Свердловская область (66, 96, 196), при этом Красноярский и Пермский края получили коды на 8 «в наследство» от вошедших в их состав других субъектов федерации. 19 субъектов используют два кода региона. Первый код региона, начинающийся на 9 начал выдаваться с июля 1998 года, а первый трёхзначный код - с февраля 2005 года (в обоих случаях - в Москве). После прошедших в 2005-2008 годах объединений регионов, выдача большей части номеров с кодами регионов из восьмого десятка (начинающихся на 8 ), прекращена.

Цифровые коды, применяемые на регистрационных знаках, с 01 по 89 первоначально совпадали с номерами регионов - субъектов Российской Федерации в порядке их перечисления в ст. 65 п. 1 Конституции России в редакции на момент создания стандарта на государственные автомобильные номера. Полный список цифровых кодов закреплён Приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 19 февраля 1999 года № 121 «О Государственных регистрационных знаках транспортных средств» и, в последующем, Приказом МВД РФ от 28.03.2002 № 282 (ред. от 29.08.2011) «О государственных регистрационных знаках транспортных средств». В нём, в частности, устанавливается: «На регистрационных знаках транспортных средств, отнесённых к типу 1, допускается применять в трёхзначном коде региона в качестве первой цифры кода цифру 1». Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 478 г. Москва «О внесении изменения в Перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, утвержденный приказом МВД России от 28 марта 2002 г. N 282» в Российской Федерации вводятся новые трёхзначные коды регионов. Они будут начинаться с цифры 7.