Статья 100 142 о несостоятельности банкротстве. Внесены изменения в законодательство о банкротстве. Предложение конкурсного управляющего

Развитие бизнеса требует, как правило, немалых вложений. В большинстве случаев капитал, используемый на первоначальную «раскрутку», например, на аренду офиса, закупку необходимого оборудования, материалов или товаров, даже на приобретение канцелярии, фирме предоставляет ее учредитель либо же генеральный директор. Когда же специфика деятельности требует серьезных вливаний, организация бывает вынуждена обращаться за финансовой поддержкой в банк. В первом случае речь будет идти о получении займа, во втором – о кредите. Об учете кредитов и займов в бухгалтерском учете и пойдет речь в настоящем материале.

Бухучет кредитов и займов

Взаимоотношения, которые возникают между займодавцем и заемщиком, регулируются статьей 807 Гражданского кодекса. Согласно представленным в ней тезисам по договору займа одна сторона передает другой стороне деньги или другие вещи с определенными родовыми признаками, а получатель займа обязуется возвратить ту же сумму денег или равное количество других полученных им вещей такого же рода и качества. То есть закон вполне позволяет предоставлять займы и в виде каких-то конкретных объектов имущества или товаров, однако все же в большинстве случаев речь идет именно о деньгах. Заключенным договор займа считается с момента, в котором заемщику передается оговоренная сумма. Предоставляться она может безвозмездно – тогда заем будет считаться беспроцентным , либо же предполагать уплату какого-либо процента.

О кредитном договоре рассказывается в статье 819 Гражданского кодекса. По кредитному договору банк либо же иная аналогичная кредитная организация обязуется предоставить денежные средства получателю в размере и на условиях, предусмотренных договором. Как и в случае договора займа, предоставленную сумму нужно возвратить, и кроме того, уплатить предусмотренные по ней проценты. Иными словами, кредит всегда предполагает наличие некоего коммерческого интереса кредитора, беспроцентным он быть не может. Еще одно отличие кредита от займа заключается в том, что кредиты предоставляются исключительно в деньгах.

Несмотря на некоторые отличия между двумя видами поступлений, бухгалтерские проводки по учету кредитов и займов у компании-получателя идентичны. Учет займов в бухгалтерском учете, когда речь идет о получении средств, предполагает проводку по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», если средства получены на срок до года. Проводка для кредита или займа долгосрочного, то есть на срок от одного года и более, проходит по идентичному счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Корреспондируют данные счета с дебетом «денежных» счетов, то есть 50 «Касса» или 51 «Расчетный счет». Аналитический учет кредитов и займов ведется в разрезе источников получения средств, то есть по тем кредитным организациям или лицам, которые предоставили компании ту или иную сумму.

Стоит отметить, что полученный кредит или заем не является доходом компании ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Не являются такие суммы и расходами в момент их возврата. Это следует из пункта 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», пункта 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации», а также из положений статей 251 и 270 Налогового кодекса. Подобные «временные» суммы отражаются отдельно в бухгалтерской отчетности , при этом они не включаются в налоговую базу как по налогу на прибыль, так и по «упрощенному» налогу.

Проценты по займам и кредитам

Проценты, предусмотренные к уплате согласно условиям кредитного соглашения или договора займа, напротив, считаются расходами, связанными с выполнением обязательств перед кредитором или займодавцем. В бухгалтерском учете они отражаются в составе прочих расходов согласно пунктам 3, 7 и 8 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».

Проценты по кредитам и займам отражаются в учете отдельно на специальных субсчетах, открытых к 66 или 67 счету, таким образом, они не смешиваются с основной полученной суммой. Расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Данный тезис, указанный в пункте 6 ПБУ 15/2008, предполагает ежемесячный расчет и отражение процентов в бухучете по займам полученным, либо же по предоставленным компании кредитам.

В налоговом учете по налогу на прибыль проценты по кредитам и займам также включаются в состав расходов, на этот раз внереализационных . В силу положений пункта 1 статьи 269 Налогового кодекса, по долговым обязательствам любого вида расходом по налогу на прибыль признаются проценты, исчисленные исходя из фактически установленной ставки. Однако, по сделкам, признаваемым контролируемыми (а именно к ним относятся, например, взаимоотношения между организацией и ее учредителем), необходимо принимать по внимание не только установленную сторонами процентную ставку, которую уплачивает получатель кредитных или заемных средств, но и дополнительные ограничения. Так, если речь будет идти о рублевом займе учредителя, полученном в 2016 году, то процент по нему должен укладываться в диапазон от 75% до 125% от действующей ключевой ставки – в этом случае уплаченную сумму можно будет включить в состав внереализационных расходов.

Но если кредит получен в стороннем банке, то, как правило, проблемы взаимозависимости сторон сделки не возникает, и фирма имеет права включать в налоговую базу проценты целиком. Впрочем, в этом случае нужно учитывать другую особенность таких взаимоотношений.

Если в договоре займа, как правило, самим соглашением предусматривается ежемесячный расчет и уплата процентов, то, как правило, банки требуют погашать некую сумму ежемесячно на определенное число. При этом в состав платежа входит частичное погашение самого «тела» кредита, так и процент по нему. В то же время, расчетный период может не совпадать с календарным месяцем. В этом случае ежемесячный платеж может включать в себя часть процентов за конец предыдущего месяца, и часть - за текущий период, если согласно договору, сумма перечисляется в середине месяца, а не на последнее число. Отделить сумму основного погашения кредита от процентов труда не составит – к любому договору прилагается график платежей, где подобная информация подробно расписана. А вот проценты требуют распределения по месяцам, поскольку и в учете они должны быть отражены именно в том периоде, к которому они относятся по факту их начисления.

Не забываем о НДФЛ

И еще раз вернемся к ситуации с предоставлением займа компании ее учредителем. Если заем является процентным, то перечисляемые физлицу деньги сверх суммы основного долга согласно условиям договора, становятся его доходом. Компания, которая уплачивает такие проценты, обязана исполнить функции налогового агента, то есть удержать и перечислить в бюджет из выплачиваемого дохода 13% налога. Речь опять же идет только о сумме процентов, возврат самого займа налогообложению у физлица не подлежит. Разумеется, данный доход учредителя затем отражается в справках по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ .

Если говорить об уплате процентов займодавцу или кредитору – ИП или другой организации, то такие суммы, безусловно, также станут у них налоговым доходом, однако обязательства по расчету с бюджетом в данном случае будут исполняться без участия заемщика. Иными словами, никаких удержаний в этом случае делать не требуется, проценты перечисляются в полной сумме согласно условиям договора.

Пример: получение и погашение кредита, проводки

Как уже было сказано выше, если заем или кредит предоставляется на срок от 12 месяцев, то все выше приведенные проводки оформляются не по 66-му счету, а по счету 67, на котором учитываются расчеты по долговым обязательствам со сроком погашения более одного года.

Получение кредита от банка или от иной кредитной организации происходит на основании договора. Деньги перечисляют на расчетный или валютный счет компании. За их использование необходимо уплачивать проценты. Рассмотрим типовые проводки по выдаче, возврату и .

Проценты по краткосрочному кредиту

Заемные средства выдаются банком на срок до 12 месяцев. Кредит не является доходом компании и не подлежит налогообложению. А вот начисленные по кредиту проценты можно учесть в расходах организации.

Получение кредита отражают записью по дебету и кредиту . Именно с момента перечисления на расчетный счет организации кредитных денежных средств, возникает обязательство по их уплате.

Проценты по кредиту начисляют проводкой:

  • Дебет 91.2 Кредит 66 .

Если банк за предоставление кредита взимает комиссию в виде однократного платежа в фиксированном размере, его учитывают, как прочий расход:

  • Дебет 91.2 Кредит 66 .

Списывается эта сумма в соответствии с условиями учетной политике: единовременно или равными долями в течение всего срока кредита.

  • Дебет 91.2 Кредит 76 (66) .

Организация получила краткосрочный кредит в сумме 450 000 руб. Процентная ставка 9% годовых. Срок — 4 месяца.

Проводки по получению и процентам по кредиту:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ- основание
66 Получен кредит 450 000 Выписка банка
91.2 66 Начислены проценты по краткосрочному кредиту 13 500 Договор займа

Бухгалтерская справка

66 Ежемесячное перечисление процентов по кредиту 13 500 Платеж. поручение исх.
66 Ежемесячное погашение задолженности по кредиту 112 500 Платеж. поручение исх.

Проценты по долгосрочному кредиту

Заемные средства, которые выданы на срок больше года называют долгосрочными. Их учитывают на . Получение идентично краткосрочному кредиту:

  • Дебет Кредит 67 – поступление на расчетных счет заемных средств.

Проценты за пользование долгосрочным кредитом оформляют записью:

  • Дебет 91.2 Кредит 67 «Проценты по кредиту».

Уплату процентов по кредиту и суммы основного долга оформляют записями:

  • Дебет 67 Кредит .

Пени по процентам за просрочку оплаты начисляют проводкой:

  • Дебет 91.2 Кредит 76 .

Организация получила долгосрочный кредит на 5 лет в сумме 4 250 000 руб. Ставка – 12% годовых. Погашение кредита – ежемесячно, равными платежами. В один из месяцев по оплате процентов были начислены пени за просрочку платежа в сумме 1 749,30 руб.

Проводки по начисленным процентам и получению кредита от юридического лица:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
67 Получен кредит 4 250 000 Выписка банка
91.2 66 Проводка: начислены проценты по кредиту 42 500 Договор займа

Бухгалтерская справкаТе проценты, которые подлежат нормированию (из среднего уровня долговых обязательств или из ставки рефинансирования) могут по-разному отражаться в бухгалтерском и налоговом учете. Из-за этого возникают постоянные разницы. Сверхнормативные проценты нужно отразить в учете по Дебету 99 счета и кредиту 68.

К основным затратам относятся проценты, подлежащие уплате по кредитам (займам).

Проценты по кредиту (займу) начисляют в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 6 ПБУ 15/2008). Поскольку отчетным периодом является месяц, проценты следует начислять помесячно. Соглашение о порядке уплаты процентов, закрепленное в договоре, на порядок начисления не влияет.

С 1 января 2015 года прекращено нормирование расходов по уплате процентов за пользование заемными средствами (включая проценты по сделкам,заключенным до этой даты). То есть проценты по долговым обязательствам любого вида признаются доходом (расходом) исходя из фактической ставки, за исключением контролируемых сделок (п. 1 ст. 269 НК РФ).

К контролируемым сделкам относятся:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в оффшорах (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Кроме того, в отношении НДС сделку признают контролируемой, только если в результате ее совершения хотя бы у одной стороны произойдет увеличение или уменьшение налогооблагаемой базы (если одна из сторон не является плательщиком или освобождена от исполнения обязанностей по уплате НДС).

Затраты по кредитам (займам) включите в состав прочих расходов:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 66
– учтены затраты по кредиту (займу).

Это нужно делать равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), могут включаться в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения (п. 8 ПБУ 15/2008).

Дополнительные затраты по кредиту (займу)

К дополнительным расходам по кредитам (займам) относят:

  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
  • суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);
  • другие затраты, которые непосредственно связаны с получением кредита (займа).

Дополнительные затраты отразите проводкой:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 66-2
– учтены дополнительные затраты по кредиту (займу).

В учетной политике фирмы вы можете предусмотреть один из двух вариантов отражения дополнительных расходов.

  1. В составе расходов будущих периодов с последующим их равномерным включением в состав прочих расходов в течение срока действия кредитного договора (договора займа). Проводки будут такими:

ДЕБЕТ 97   КРЕДИТ 60
– отражены дополнительные расходы по кредиту (займу);

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 97
– часть дополнительных расходов списана в состав прочих расходов.

  1. Единовременно в составе прочих расходов.

При этом сделайте проводку:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 60
– учтены дополнительные расходы по кредиту и займу.


Сумма кредита составила 1 200 000 руб.

Кредит предназначен для пополнения оборотных средств.

В погашение кредита «Актив» должен ежемесячно перечислять банку 1/3 от его суммы (400 000 руб.).

«Активом» были оплачены услуги по юридической экспертизе кредитного договора стоимостью 6000 руб. (без НДС).

В учетной политике «Актива» записано, что дополнительные расходы по займам и кредитам учитывают как расходы будущих периодов. Для упрощения примера проценты по кредиту не рассматриваются.

При получении кредита бухгалтер «Актива» должен сделать проводку:

ДЕБЕТ 51   КРЕДИТ 66
– 1 200 000 руб. – получен кредит;

ДЕБЕТ 60   КРЕДИТ 51
– 6000 руб. – оплачены юридические услуги, связанные с получением кредита.

Ежемесячно бухгалтер может включать в состав прочих расходов часть затрат по оплате юридических услуг в сумме:

6000 руб. × 1/3 = 2000 руб.