Примеры технологических решений обеспечения безопасности. Продовольственная и технологическая безопасность. Криминализация и пути ее преодоления. Общие требования безопасности к технологическим процессам

В последние десятилетия в экономике развитых стран отмечаются повышенные темпы использования достижений НТП. Это объясняется окончанием холодной войны и направлением все большей доли усилий научных работников на решение проблем невоенного характера, высокими темпами миграции научных кадров и, соответственно, расширением обмена творческими достижениями, углублением научной и производственной кооперации в современном мире, что обусловлено процессами глобализации. В таких странах формируется экономика постиндустриального типа, основанная на знаниях, инновациях, внедрении передовых технологий во все сферы жизни общества.

Сегодня государственное регулирование экономики в России ниже допустимого и проявляется в неадекватной оценке ситуации, игнорировании реальной возможности исправить положение дел в отраслях, где еще нет существенного технологического отставания от конкурентов на мировом рынке. Особенно четко - недооценка и снижение роли государственного сектора в экономике прослеживаются по остающейся не выше 2% доле расходов бюджета, связанных с фундаментальными исследованиями, которые могли бы стать базой инновационного процесса и активизации экономического роста в перспективе.

1. Государственная научно-техническая политика

В России государственная научно-техническая политика определяется рядом законов, международных соглашений, постановлений Правительства РФ, указами Президента РФ. Одним из таких документов является Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» с рядом изменений, внесенных федеральными законами . Этот Закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).

Основные положения Закона:

Государственная научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики и выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и их реализации.

Основные цели государственной научно-технической политики:

  • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
  • увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства;
  • реализация важнейших социальных задач;
  • обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства;
  • повышение эффективности и конкурентоспособности продукции материального производства;
  • улучшение экологической обстановки;
  • защита информационных ресурсов государства;
  • укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства;
  • упрочение взаимосвязи науки и образования.

Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Научной деятельностью называется работа, направленная на получение и применение новых знаний.

Законы Российской Федерации определяют направление развития экономики, а ресурсы и методы этого развития определяют государственные органы власти и прежде всего Правительство РФ и Дума. Именно от государственных органов власти зависят содержание научно-технической политики и результаты ее реализации.

Несмотря на принимаемые государством меры по развитию в стране науки и инновационной деятельности, удельный вес страны в показателях мировой науки очень низок . Удельный вес России в показателях мировой науки за 2004 г. составил только 1% (при 1/3 от всех мировых природных ресурсов), Индии - 2%, Китая - 3,9%, Японии - 15,1%, Европейского союза - 25,1%, США - 36,2%. Панов утверждает, что «традиционно мощный военно-промышленный комплекс сегодня дает всего около 8% наукоемкого объема промышленного производства региона. В то же время нарастающее техническое отставание бывших технологических лидеров, жесткие техпроцессы, ориентированные на традиционные виды продукции, стали основной причиной ситуации настоящей стагнации и кризиса на таких предприятиях. Мощности реально загружены не более чем на 12-15%. Причем со всеми вытекающими социальными и финансовыми последствиями - долгами по заработной плате, многомиллионной задолженностью перед бюджетами всех уровней. В таких условиях об инновациях в традиционных направлениях на этих предприятиях, как правило, говорить и не приходится. Есть, конечно, и приятные исключения, но их, к сожалению, не большинство и они скорее подтверждают общие тенденции» .

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от таких факторов:

  • стадии экономического развития;
  • социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.

Государственная научно-техническая политика может выступать как:

  • активная, умеренная или пассивная;
  • сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
  • протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
  • с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
  • высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;

с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ .

2. Научно-техническая безопасность России

Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих угроз.

Внутренние угрозы:

  • утрата приоритетов научно-технической политики;
  • разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;
  • снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;
  • возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;
  • утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.

Внешние угрозы:

  • разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;
  • стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;
  • расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.

Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической, информационной. Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них и ее безопасность напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер. Вместе с тем она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.

Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами. К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «современная наука становится все более технологизированной, а технология - научно-фундированной». Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей, культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства, жизнедеятельности, управления, информации и т.п. Все они должны быть предельно научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.

Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться, ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в фундаментальной и прикладной науке, а все остальное - это поддерживающие ее сферы и конкретные структуры (в частности финансовая, организационно-управленческая и т.д.), поскольку основная функция научно-технической сферы, как промежуточного звена между наукой и производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.

Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности страны, конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции.

Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной науки и технологий должны являться:

  • возвращение к стабильному экономическому развитию;
  • обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны;
  • выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.

Существенную роль призвано сыграть осуществление государственного регулирования в области международного технологического сотрудничества и трансфера технологий.

Это регулирование должно быть нацелено на повышение технологического уровня отечественной промышленности, ликвидацию последствий разрыва научных и технологических связей между республиками бывшего СССР, обеспечение конкурентоспособности российских научных и технологических достижений на мировом рынке.

Конкретное регулирование технологии обмена может основываться на следующих принципах:

  • должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной прав на технологии отечественной разработки;
  • должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);
  • заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан), следует осуществлять лишь по лицензиям.

Научно-техническая безопасность - один из видов безопасности, базирующейся в широком смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов, внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности и конкурентоспособности, а в узком смысле - обеспечивающей специальную систему защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии и развиваться в общенациональных интересах.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

3. Финансирование научных исследований и разработок

Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета составили в 2007 г. 132.7 млрд. рублей против 97.4 млрд. рублей в 2006 г. и 76.9 млрд. рублей в 2005 г. Их удельный вес в расходах федерального бюджета в эти годы был равен 2.25%, 2.27% и 2.19 % соответственно. Рост финансовых вливаний в науку в последние годы не позволил компенсировать их масштабное снижение в начале реформ. Так, объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2007 г. Достиг всего 41.8% от уровня 1991 г.

Внутренние затраты на исследования и разработки, выраженные в текущих ценах, в России составили в 2007 г. 371.1 млрд. руб. В пересчете по паритету покупательной способности их объем по предварительной оценке это всего 23.5 млрд. долл., что заметно ниже, чем в большинстве развитых и некоторых развивающихся странах (США - 343.7 млрд. долл., Япония - 138.8, Китай - 86.8, Германия - 66.7, Корея - 35.9). Таким образом, если в 1991 г. по масштабам финансирования науки Россия уступала лишь США, Японии, Германии и Франции, то в настоящее время она опустилась на 9-е место .

В условиях высоких цен на топливно-энергетические ресурсы динамика внутренних затрат на науку отстает от роста ВВП. После многообещающего увеличения с 0.95% до 1.28% в 1998 - 2003 гг. их доля в ВВП сначала упала - до 1.15% в 2004 г., затем стабилизировалась на уровне 1.07% в 2005-2007 гг. и выросла до 1.12% в 2007 г. По показателю внутренних затрат на науку Россия занимает 29-е место в мире.

Наша страна отстает от большинства развитых государств и по объему затрат, который приходится на одного исследователя - 50.1 тыс. долларов. Для сравнения в Германии на одного исследователя приходится 236.4, в США - 233.8, а в Корее - 179.4 тыс. долларов. С учетом стратегических планов основных экономических конкурентов России по наращиванию инвестиций в науку высока вероятность того, что указанное отставание в перспективе может еще больше увеличиться.

Структура затрат на исследования и разработки России по источникам финансирования и социально-экономическим целям в некотором смысле «уникальна». Спрос на научно-техническую продукцию формируется преимущественно за счет государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых 60-75% расходов на науку финансирует частный сектор, соизмеримые «проценты» обеспечиваются бюджетом. При этом зависимость науки от бюджета в последние годы даже усиливается.

Отечественная научная система лишь в незначительной степени ориентирована на потребности экономики и общества. По данным 2006 г. на социальные цели приходилось 4.1% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки, а на повышение экономической эффективности и технологического уровня производства (в рамках цели «развитие промышленности») - 2.9%. Мало ресурсов направляется на поддержку наукоемких отраслей: производства автомобилей и прочих транспортных средств - 5.0%, электронной промышленности и производства оборудования для радио, телевидения и связи - 3.2%, производства электрических машин и аппаратуры - 0.4%, приборов - 2.3%.

Относительно небольшие средства тратятся на исследования и разработки в области охраны здоровья населения (2% общего объема внутренних затрат), что противоречит общемировым тенденциям, поскольку практически всем развитым странам удалось добиться ощутимого изменения структуры расходов в пользу именно этого направления. Эффективность их усилий подтверждается увеличением продолжительности и улучшением качества жизни населения.

Сохранение в России невысоких по сравнению со странами - лидерами мировой экономики масштабов финансирования исследований и разработок не позволяет обеспечить необходимое улучшение материально-технического и кадрового обеспечения исследовательского процесса. Парк приборов и оборудования обновляется медленно, что ведет к накоплению устаревших технических средств. В результате уровень техновооруженности в этой сфере является крайне низким ; уменьшается стоимость машин и оборудования в постоянных ценах. Даже крупные научные организации недостаточно хорошо оснащены специализированной исследовательской техникой, измерительными и регулирующими приборами, лабораторным оборудованием, что препятствует не только получению прорывных результатов, но и осуществлению текущей исследовательской деятельности .

Как видим, обеспечение научно-технологической безопасности - сложная общественно-социальная, правовая, экономическая, научная проблема, решаемая в условиях жестких финансовых, материально-ресурсных, временных и иных ограничений, характерных для сложившейся в России социально-экономической обстановки. Лишь комплексное решение вышеназванных задач и целей одновременно в нескольких плоскостях сможет оказать свое регулирующее воздействие на обеспечение технологической безопасности страны.

Сегодня заявленные правительством высокие темпы развития не подкреплены соответствующими действиями, а результаты не соответствуют декларируемым целям. Очевидно, развитие наукоемких отраслей на основе технологического прорыва - важнейшая стратегическая задача России.

Эта задача может быть поставлена и решена исключительно государством, поскольку связана с решением как рыночных, так и нерыночных проблем. Выбор и реализация стратегии инновационного прорыва является экономической, научно-технической, социальной и нравственной необходимостью современной России. Проблема заключается в отсутствии внятной государственной стратегии инновационного прорыва, подкрепленной надежным долгосрочным научным прогнозом и конечными целями развития экономики России.

Россия как страна, стремящаяся к преодолению отставания и ускорению развития экономики, должна развиваться быстрее, чем передовые страны, применять новые эффективные достижения науки, новые принципы организации производства. Имитация и тиражирование широко известных достижений в технике и технологии никогда не дают эффекта большего, чем тот, который был получен страной-лидером, контролирующим, как правило, значительную часть мирового рынка. Поэтому для России чрезвычайно опасна осуществляемая ныне стратегия догоняющего развития. Ей сегодня нужно не пассивное приспособление к стремительным экономическим и научно-техническим новациям ведущих стран, а создание собственной национальной инновационной управляемой системы.

Источники и литература

Документы:

http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html - Совет Безопасности РФ.

Национальная безопасность России;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

Доктрина информационной безопасности РФ (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895);

Федерально-целевая программа:

http://www.fcpir.ru/ - ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.08.2007 N 531, от 19.11.2008 N 857, от 27.01.2009 N 62, от 06.04.2011 № 253);

Федеральный закон:

http://mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки РФ.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

http://www.aselibrary.ru/ - Российская Ассоциация электронных библиотек. Журнал «Информационные ресурсы России» №4 2009г., Статья - Понятие и сущность информационной безопасности, и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ, Т. Закупень.

http://economuch.com/ - Интернет-портал Экономист. Государственное регулирование экономики А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с. -Тема 7. Государственная научно-технологическая политика.

http://fin-result.ru/ - интернет-портал: Финансовый результат, Научно-техническая политика государства.

http://www.rau.su/ - Интернет-журнал «РАУ-Университет», статья Научно-техническая безопасность России, М.Арсентьев.

http://sbinnovation.ru/content/view/14/1/ - интернет-портал: Инновации в малом бизнесе. Статья: Государственная научно-техническая политика.

http://trvscience.ru/ - Электронный журнал «Троицкий вариант» статья: Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) от 30 августа 2011г. ТрВ № 86, c.4, "Бытие науки", Евгений Онищенко .

Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Http://sbinnovation.ru/%20- Совет Безопасности РФ. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Http://economuch.com/page/economikagos/ist/ist-11--idz-ax248--nf-8.html - Интернет-портал Экономист. Государственное регулирование экономики А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с. - Тема 7. Государственная научно-технологическая политика ;

Доктрина информационной безопасности утв. Президентом РФ (сентября 2000 г. № Пр-1895)

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Http://www.rau.su/observer/N03_00/03_25.HTM - Интернет-журнал "РАУ-Университет", статья Научно-техническая безопасность России, М.Арсентьев

Http://mon.gov.ru/work/nti/dok/str/08.12.18-prog.ntr.pdf - Министерство образования и науки РФ. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, с.16-19

1.Потенциально опасные технологические процессы. Требования безопасности к технологическим процессам.

Большинство нефтехимических процессов, несмотря на их многообразие, в определенных ситуациях и условиях, возникающих вследствие нарушений требований регламента, могут выходить в аварийные режимы. Особенно часто такие отклонения происходят при пуске или остановке производства, при переходе на ручное управление техпроцесса в случае выхода из строя автоматических средств регулирования и управления. Последствия аварийных нарушений, приводящих к аварийным режимам, могут иметь различную степень тяжести, а сами процессы называются в таких случаях потенциально опасными Потенциально опасные процессы в нефтехимии и нефтепереработке можно разделить на четыре группы: переработка и получение токсичных веществ; переработка и получение взрывоопасных веществ и смесей; процессы, протекающие с большой скоростью; смешанные процессы. Как правило, большинство процессов в нефтехимии и нефтепереработке – это смешанные процессы, т.е. такие, которые можно отнести одновременно к двум или трем указанным группам. В них присутствуют все или часть видов опасности: отравление, взрыв, механическое разрушение оборудования и аппаратуры, выброс продуктов, технологический брак. Технологические процессы протекают при нагреве продуктов до высоких температур (800-900 0 С) или значительном охлаждении (до - 50 0 С). Технология характеризуется также большим диапазоном давлений до 150-200 мН/м 2 (1500-2000 кгс/см 2). В большинстве производств применяются токсичные вещества, горючие жидкости и газы. Классификация потенциально опасных процессов нефтехимической технологии приведена на рисунке.

Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами. В нефтехимии и нефтепереработке большинствотехнологических процессов исключает непосредственный контакт работающих с перерабатываемыми материалами. Обеспечение этого требования безопасности достигается ведением технологических процессов в герметически закрытой аппаратуры, отделением работающих от вредных веществ, капсуляцией оборудования, выделяющего в воздух рабочей зоны вредные вещества. Устранение непосредственного контакта работающих с вредными веществами при ведении технологических процессов достигается также при дистанционным управлении процессами, применении средств механизации на стадиях загрузки, выгрузки и транспортировании исходных материалов, промежуточных продуктов и готовой продукции.

Замена опасных и вредных технологических операций на менее опасные. .Безопасность операций транспортирования вредных и пожароопасных веществ можно повысить переводя твердые вещества в растворы, суспензии, расплавы для передачи их с одной технологической операции на другую по трубопроводам. Безопасность производственных процессов существенно повышается при изменении технологических приемов работы; при замене сухого размола твердых веществ мокрыми; при транспортировании сыпучих продуктов пневмотранспортом; при изменении агрегатного состояния перерабатываемых продуктов (вместо сухих токсичных веществ использовать их растворы или в виде пасты).



Замена вредных и пожароопасных веществ на менее вредные и опасные. Для снижения пожаровзрывоопасности веществ, обращающихся в производстве, вводятся различные инертные добавки и флегматизирующие вещества. Герметизация оборудования. Особое значение она имеет при переработке токсичных, пожаро- и взрывоопасных сред, т.к. их утечка в окружающую среду может привести к профессиональным отравлениям, пожарам и взрывам. Наиболее частыми причинами нарушения герметичности являются неплотности в соединениях деталей оборудования. Устранение или уменьшение степени неплотности достигается применением уплотнителей. Выбор тех или иных видов уплотнений определяется требуемой степенью герметизации и условиями эксплуатации оборудования, в том числе давлением среды, температурным режимом, скоростями движения и др.

Механизация, автоматизация и дистанционное управление технологическими процессами. .Механизация технологических процессов позволяет заменить операции, выполняемые вручную, машинами и механизмами, тем самым, уменьшая опасности, связанные с ними. Автоматизация производственных процессов, являясь одним из самых прогрессивных направлений новой техники, имеет не только большое экологическое и социальное значение, но и играет существенную роль в обеспечении безопасности технологических процессов. В автоматизированном производстве значительно уменьшается количество выделяющихся в воздух производственного помещения вредных и пожароопасных паров, газов и пылей. Дистанционное управление не только облегчает труд человека, но и выводит его из опасной зоны, если эта зона не может быть изолирована. В нефтехимии и нефтепереработке наиболее широко применяются пять систем дистанционного управления механическое, пневматическое, гидравлическое, электрическое и комбинированно



2. Технологический регламент – основа безопасности технологического процесса. Планы ликвидации аварий. Инженерно-технические средства безопасности.

Технологический регламент – основной технический документ, определяющий режим и порядок проведения операций технологического процесса. Технологические регламенты утверждают руководители предприятия или вышестоящей организации. Руководитель предприятия обязан обеспечить точное соблюдение утвержденного технологического регламента с максимальным использованием современных средств технического контроля и автоматического регулирования процесса. В технологическом регламенте дается подробное описание всех стадий производства, его аппаратурно-механического оформления, приводятся: технологическая карта, нормы технологического режима, технологические инструкции по нормальному пуску, нормальной и аварийной остановке объекта, а также правила безопасного ведения технологического процесса и обслуживания аппаратов. Даются технические параметры нормального технологического процесса, такие как концентрация отдельных веществ, их температура, давление, скорости потоков и другие параметры, а также, что особенно важно, допустимые от них отклонения. Если же рабочие параметры процесса выйдут за пределы допустимых отклонений, то процесс может быть неуправляемым и понадобиться некоторое время, чтобы привести его в нормальное состояние, при этом потеря стабильности процесса может вызвать аварийные ситуации.

Основная цель ПЛВА: определение сценариев возникновения и развития аварийной ситуации;
планирование мероприятий и действий части персонала и сотрудников аварийно спасательных служб по локализации последствий аварий, путей эвакуации женщин и пожилых людей; определение уровня морально-психологической подготовки производственного персонала и наличия необходимого оборудования для локализации и ликвидации аварийных ситуаций; определение мероприятий и наличия оборудования, необходимых для повышения уровня противопожарной и противоаварийной защиты, а также для уменьшения масштаба последствий.

Согласно нормам план ликвидации должен пересматриваться каждые 5 лет с учетом появления новых технологий, а также он пересматривается в послеаварийных случаях и в связи с введением в эксплуатацию нового оборудования, новых производственных помещений, смены специализации производства.И опыт, и специалисты-аналитики есть в нашем ТОО «Safety & Consulting Service», которое предлагает свои услуги по разработке документа, в основе которого лежат: анализ сценариев возникновения и развития аварий, а также прогноз вероятности их возникновения; анализ готовности персонала и предприятия к активным мерам по локализации и ликвидации; анализ мер принятых для предупреждения аварийных ситуаций. Инженерно-технические средства безопасности:- средства инженерно-технической укрепленности,-системы охранной сигнализации, -системы пожарной сигнализации, -системы охранные телевизионные, - системы контроля доступом, -системы оповещения о тревоге, - системы оперативной свзи, - технические средства досмотра, - системы электропитания и охранного освещения.

Технологическая безопасность – это один из аспектов безопасности техногенной сферы, определяющий степень защищенности человека, общества, объектов и окружающей среды от угроз, связанных с реализацией имеющихся или новых технологий в производственной деятельности, включая меры и средства, обеспечивающие уровень развития технологий в ключевых направлениях для обеспечения суверенитета, социально-экономического развития государства и его национальной безопасности.

Т.б. и техногенная безопасность представляют два взаимодополняющих и взаимовлияющих аспекта безопасности техногенной сферы. Т.б. определяет возможности парирования внутренних и внешних угроз при реализации используемых или проектируемых технологий производственной деятельности государства. Она обеспечивается выполнением научно обоснованных требований к разрабатываемым и используемым технологиям, тесно связана с экономической, оборонной, экологической, химической, биологической и радиационной безопасностью. В системе обеспечения национальной безопасности Т.б. рассматривается как компонент национальной безопасности, отражающий национальные интересы в обеспечении технологической независимости и технологического развития. Т.б. необходимо строить с учетом особенностей объектов Т.б., факторов и угроз Т.б. Стратегия в области Т.б. зависит от оценок уровня технологической уязвимости как страны в целом, так и отдельных объектов экономики и организаций, а также от условий поддержания технического баланса в системе международных связей и уровня развития критических технологий и национальной технологической базы. Если проблемы обеспечения техногенной безопасности были комплексно сформулированы и в значительной степени решены в последние годы, то постановка на государственном уровне вопросов об обеспечении Т.б. должна стать актуальной при современном ускоренном развитии реального сектора экономики на основе знаний и высоких технологий в гражданском и оборонном комплексах страны. Применительно к сфере предупреждения и ликвидации ЧС развитие теории, методов и систем Т.б. означает ориентацию на создание таких технологий, технологических процессов и технологических установок, которые способствуют снижению рисков техногенных аварий и катастроф. Сюда относятся технологии с контролируемыми параметрами выбросов опасных веществ, энергий и потоков информации, технологии диагностики и мониторинга, технологии автоматизированных защит от опасных отказов, аварий, катастроф. Проблемы Т.б. должны анализироваться и решаться при разработках и создании систем ликвидации ЧС, реабилитации населения и территорий, это особенно важно при развитии таких технологий, как технологии уничтожения оружия массового поражения (химического, ядерного, биологического), технологии специальных спасательных глубоководных, подземных, космических работ. Обеспечение и повышение Т.б. должно базироваться на анализе и управлении технологическими рисками. См. Безопасность производственного процесса.

Технологическая безопасность. Физика горения и взрыва


Вопросы по материалу

1. Основные причины возникновения очага возгорания.

2. Поражающие факторы.

3. Определение взрыва, его формы.

4. Что такое горение? Скорость горения. его виды.

5. Классификация ВС по выполнению целевой функции.

6. Охарактеризовать начальный импульс.

7. Показатели чувствительности.

8. Что является показателем взрывопожароопасности?

9. Что понимают под чувствительностью вещества к искровому разряду?


Технологическая безопасность

При производстве ВМ в большинстве случаев развитие аварии происходит по следующей схеме: образование начального очага загорания - рас­пространение горения за пределы очага - переход горения во взрыв или детонацию - возникновение вторичных факторов поражения, некото­рые из которых могут стать причиной образования новых зон аварии.

Как правило, производство ВМ на исправном оборудовании, из ка­чественного сырья, при соблюдении технологического регламента и правил эксплуатации оборудования не приводит к возникновению оча­га загорания.

Однако, при производстве, транспортировке и использовании ВМ нередки случаи, когда из-за воздействия неблагоприятных факторов или их сочетания в энергоемком материале возникает начальный очаг заго­рания. Основные причины возникновения очага - механическое и (или) тепловое воздействие, электрический разряд, химическая реакция. Тех­ническими и организационными мероприятиями можно снизить часто­ту появления таких причин, но нельзя исключить их полностью. Чем раньше будет прервано развитие аварии, тем меньшим будет ущерб.

Величина ущерба в основном определяется физическими, химичес­кими, механическими и т.д. процессами, которые происходят в ВМ, и количеством материала, в них вовлеченного. Физические процессы, происходящие в ВМ, характеризуются различными поражающими фак­торами. Если развитие аварии заканчивается на стадии горения, то эти­ми факторами в основном являются сравнительно длительное действие пламени, тепловое излучение и образование токсичных продуктов го­рения. Если же горение перейдет во взрыв или детонацию, то среди поражающих факторов будут преобладать воздушная ударная волна (УВ), разлетающиеся осколки и обломки оборудования и строительных конструкций. Каждый из поражающих факторов имеет свои законы воз­никновения и распространения, размеры зон поражения, и знание этих законов необходимо для того, чтобы можно было правильно оценить тяжесть возможных последствий от различных аварий.

Актуализация вопросов обеспечения взрывобезопасности производ­ства твердых ракетных топлив в конце 50-х - начале 60-х годов привела к созданию нового научного направления - технологической безопасности. Оно появилось на стыке наук, с одной стороны, физики горения и взрыва и, с другой стороны, химии и технологии производства ВМ. Это научное направление изучает причины возникновения начального очага загорания в перерабатываемых материалах. При этом тщательно исследуется чувствительность ВМ к различным внешним воздействи­ям: удару, трению, тепловому импульсу, электрическому разряду; ста­бильность ВМ и его совместимость с различными веществами. Не каж­дый начальный очаг приводит к распространению реакции за его пре­делы. Следующим шагом является изучение условий распространения химической реакции после возникновения начального очага. Посколь­ку химические реакции могут протекать различными способами (в виде медленного химического разложения, горения или детонации), то сле­дует определить условия, в которых реализуется тот или иной механизм реакции, и условия, когда один из механизмов переходит в другой (пе­реход горения в детонацию). Необходимо изучить и механизмы процес­сов, и законы формирования сопровождающих реакции поражающих факторов, а также влияние на эти факторы различных защитных средств и сооружений. Кроме того, надо решить, а чего, собственно, нельзя до­пустить: возникновения начального очага загорания, массового пожара или мощного взрыва? Необходимый шаг в разработке стратегии обес­печения безопасности - это установление границы между гипотетичес­кими авариями и проектными. Гипотетические аварии происходят из-за таких естественных инициирующих событий, возникновение кото­рых маловероятно, а устранение либо экономически и социально не обо­сновано, либо технически недостижимо (например, падение самолета на вагон со взрывчаткой). Проектные аварии порождаются определен­ными инициирующими событиями. Так, например, падение упаковки с ВМ с максимально предусмотренной регламентом проведения работ высоты на землю есть проектная авария. Для предотвращения ущерба от нее необходимо осуществление технических мероприятий, напри­мер, разработка погрузочно-разгрузочных средств и конструкции упа­ковки, позволяющих снизить вероятность такой ситуации, и, кроме того, не допустить воспламенения ВМ даже в случае падения содержащей его упаковки.

Граница между гипотетическими и проектными авариями во мно­гом определяется техническими и экономическими возможностями предприятий. Новые технические решения или даже просто ресурсы для реализации известных, но дорогостоящих мероприятий могут при­вести к тому, что гипотетическая авария станет проектной.

Научно обоснованный подход в обеспечении безопасности состоит в том, что необходимо оценить не только вероятность возникновения той или иной аварии, но и масштабы ее последствий, то есть оценить риск аварии. Необходимо разработать совокупность специальных мер, не позволяющих аварии развиться до значительных масштабов.

Решение этих вопросов позволяет сформулировать требования к технологическому оборудованию, его размещению в производственных зданиях, размещению зданий и защитных сооружений на промплощадке, определить эффективность различных видов защитных сооружений и выбрать оптимальные из них в каждом конкретном случае, установить безопасные и допустимые расстояния между ними.

Результатами исследований в рамках этого научного направления являются нормы, правила и стандарты, исходные данные для проекти­ровщиков и конструкторов, рекомендации по схемам построения тех­нологических процессов, по конструкциям специальных зданий и за­щитных сооружений, методы исследований и испытаний различных видов ВМ.

Важность решения проблемы обеспечения безопасности настолько велика, что в последние годы вопросы безопасности стали одним из решающих факторов при выборе той или иной технологии производ­ства, а иногда и самой возможности организации производства, пред­ставляющего угрозу для персонала, населения и окружающей среды. Все это нашло свое отражение в вышедшем в 1997 г. «Законе о про­мышленной безопасности». Превалировавшая до сих пор концепция «абсолютной безопасности» перестала соответствовать внутренним за­конам техносферы. Техника безопасности, цель которой - не допустить никаких аварий и тем самым защитить работника, должна смениться качественно новой наукой, способной обнаруживать наиболее риско­ванные звенья производственных комплексов и подсказывать оптималь­ные пути их замены.

Цель:

· выявление потенциальных опасностей, способ­ных нанести существенный урон при производстве и применении ВМ;

· анализ условий проявления разрушительного потенциала ВМ;

· изложе­ние требований к конструкции оборудования, его размещению, защит­ным сооружениям, порядку организации технологического процесса и т.п., направленных на снижение вероятности возникновения и тяжести последствий возможных аварий;

· описание методов регламентирования безопасности.


Похожая информация.


Обеспечение безопасности технологических процессов

Одной из базовых и определяющих задач управления охраной труда на предприятии является задача управления безопасности технологических процессов.

Безопасность технологического процесса определяется многими составляющими:

Орудия труда - оборудование, оснастка, инструмент (безопасность работы которых во многом опре­деляет безопасность технологического процесса) характеризуется опасными и вредными факторами, возни­кающими в процессе работы;

Предмет труда - исходные и технологические материалы, детали, сборочные единицы, которые сами по себе или в процессе обработки в данном технологическом процессе могут представлять определœенную опасность;

Продукт труда - окончательный вид полуфабриката͵ детали сборочной единицы, изделия на выходе технологического процесса, которые в соответствии со своими характеристиками (к примеру, масса, темпера­тура, излучение, воспламеняемость и т.д.) могут представлять известную опасность;

Организация труда - организация рабочего места в соответствии с эргономическими требованиями, рациональная планировка участка, соответствующая организация режимов труда и отдыха и т.д.;

Условия труда - наличие на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов и их па­раметры (параметры воздуха рабочей зоны, освещения, шума, вибрации, электромагнитных излучений и т.п.), наличие и эффективность средств коллективной и индивидуальной зашиты;

Исполнитель - выполняющий данный технологический процесс субъект, который характеризуется соответствием индивидуальных психофизиологических особенностей содержанию и условиям труда (опре­деляется при профотборе), профессиональной подготовкой и обученностыо безопасным приемам труда;

Окружающая среда - коллектив с его морально-психологическим климатом, социально-бытовые ус­ловия на производстве и вне его игл.

На безопасность технологических процессов непосредственно воздействуют безопасность произ­водственного оборудования, обеспеченность средствами коллективной и индивидуальной защиты, органи­зация лечебно-профилактического обслуживания, эффективность обучения работающих охране труда, нор­мализация санитарно-гигиенических условий труда и т.д., которые сами являются объектами управления или реализации задач управления охраной труда на предприятии. Из всœех влияющих на безопасность техно­логического процесса факторов можно выделить такие, которые непосредственно связаны с физической сущностью, содержанием технологического процесса, с применяемым для его реализации оборудованием. Определœению этих факторов, степени их опасности и вредности, борьбе с их проявлением, определœению мер защиты от воздействия этих факторов на работающих должно постоянно уделяться внимание на всœех стади­ях разработки и эксплуатации технологического процесса.

На стадии ʼʼисследованиеʼʼ безопасность технологического процесса должна рассматриваться и обеспечиваться при проведении теоретических исследований, определœении физико-химических основ, вы­боре методов, исходных и технологических материалов, разработке лабораторного оборудования, исследо­вании технологических режимов и т.д.

На стадии ʼʼпроектированиеʼʼ безопасность технологических процессов должна обеспечиваться при разработке оборудования, обработке технологических режимов, разработке комплекта технологической документации и т.д.

На этих двух стадиях обеспечение безопасности можно осуществлять наиболее эффективно, так как здесь предоставляется полная возможность осуществлять борьбу с вредными и опасными факторами непосредственно в источнике их возникновения.

На стадии ʼʼопытной проверкиʼʼ (эксплуатации) безопасность технологических процессов обеспе­чивается в процессе проверки и корректировки технологических методов, приемов, режимов обработки, устранения недостатков конструкций оборудования, внесения изменений в технологическую документацию. На этой стадии должны окончательно определяться методы борьбы с проявлением опасных и вредных про­изводственных факторов как в самом технологическом процессе, так и в оборудовании, устанавливается рациональная организация рабочих мест; определяется уровень профессиональной подготовки будущих исполнителœей. В идеале три первых стадии должны обеспечить решение всœего комплекса вопросов по обес­печению безопасности технологического процесса, чтобы в процессе промышленной эксплуатации технологический процесс представлял собой минимум опасности: и вредности для работы. Стадия ʼʼпромышлен­ная эксплуатацияʼʼ разделяется на стадии: ʼʼтехнологической подготовки производстваʼʼ и собственно ʼʼпромышленной эксплуатацииʼʼ. В процессе технологической подготовки производства разработанный, а зачастую типовой технологический процесс прорабатывается в соответствии с конкретными условиями данного производства и с особенностями данного объекта производства (детали, сборочные единицы, изделия). Здесь вопросы обеспечения безопасности технологического процесса решаются исходя из конкретных условий цеха (участка), где планируется применение технологического процесса.

Наибольший интерес для СУОТ на промышленном предприятии безопасность технологических процессов, как объект управления, представляет именно на стадии собственно промышленной эксплуата­ции, когда всœе недоработки предыдущих стадий могут явиться причиной неблагоприятного воздействия на рабочих, эксплуатирующих технологический процесс. При этом даже в данном случае, в случае если на предыдущих стадиях проведены всœе необходимые мероприятия, обеспечивающие высокий уровень безопасности технологического процесса, в условиях промышленной эксплуатации уровень безопасности технологического процесса изменяется в различных периодах эксплуатации.

Весь срок эксплуатации технологического процесса можно условно разделить на три периода. Начальный I период характеризуется относительно низким уровнем безопасности, связанным с освоением технологического процесса. По мере накопления опыта у работников, обслуживающих данный технологический процесс приработки оборудования, уровень безопасности повышается и достигает верхнего уровня полной безопасности. II период характеризуется устойчивым уровнем безопасности, связанным с полным освоением технологического процесса и безотказной работой оборудования. В III периоде вновь наблюдается снижение уровня безопасности, связанное с износом оборудования, оснастки, инструмента. Наступает такой критический момент, когда снижение уровня безопасности требует прекращения эксплуатации, технологического процесса и проведения комплекса ремонтных и восстановительных работ. После ремонта безопасность процесса несколько повышается, на какой-то период стабилизируется и опять снижается, ᴛ.ᴇ. вновь требуется остановка и проведение ремонтных работ. Межремонтные периоды сокращаются, и наступает момент, когда требуемого уровня безопасности можно достичь только полной заменой оборудования. Длительность указанных периодов эксплуатации, включая межремонтные периоды, зависит от содержания технологического процесса, сложности и надежности оборудования, выполнения требований эксплуатации, качества ремонтных работ и т.д.

Следует также отметить, что даже в период устойчивого уровня безопасности возможны резкие изменения уровня, связанные с нарушением технологической и производственной дисциплины, изменением внешних условий, появлением внезапных отказов оборудования и т.д., в связи с этим во всœе периоды эксплуатации технологического процесса нельзя допускать ослабления внимания к соблюдению норм и правил безопасной работы, надежности средств коллективной и индивидуальной защиты, поддержанию на высоком уровне профессиональной и психофизиологической защищенности обслуживающего персонала. Обеспечение безопасности технологического процесса во многом зависит от полноты изложения требований безопасности в технологической и нормативно-технической документации.

Литература

1. Васильева Н. И. Экономические основы технологического развития..- М.: Банки и биржи, 1995.

2. Государственное регулирование экономики: Курс лекций /Под ред. Н.Б.Антоновой. - Мн.: ООО ʼʼМисантаʼʼ, 2002.

3. Композиционные материалы: Справочник / В.В.Васильев, В.Д. Протасов, В.В.Болотин и др.; Под общ. ред. В.В.Васильева, О.М.Тарнопольского.- М. : Машиностроение, 1990.

4. Лахтин Ю.М. Материаловедение /Ю.М. Лахтин, В.П.Леонтьева. М.:Машиностроение, 1990.

5.Материально-техническое снабжение: Учебное пособие / под ред. Л.М. Михневича. – Мн.:БГЭУ, 2000.

6. Машиностроительное производство /Под ред. Ю.М. Соломенцева.-

М.: Высшая школа, 2001.

7. Нехорошева Л.Н. Научно-техническое развитие и рынок. –Мн. , 1996.

8. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятий / Под ред. Ф.П.Висюлина, Л.М.Михневича.- Мн.: Вышейшая шк., 1991.

9. Основы отраслевых технологий и организация производства: Учебник /Под ред. В.К.Федюкина.-Спб.: Политехника, 2002.-312 с.: ил.

10. Прогнозирование и планирование в экономике /Под общ. ред. В.И.Борисевич,Г.А.Кандауровой.- Мн.: ООО ʼʼИнтерпрессервисʼʼ, 2001.

11. Проектирование и производство режущих инструментов / Под ред. П.И.Ящерицын. – Мн.: Высш. шк., 1991. 12. Сварка в машиностроении: Справочник, т. 3 / Под ред. В.Л. Винокурова. – М.: Машиностроение, 1990.

13. Справочник по композиционным материалам /Под. ред. Дж. Любина, пер.
Размещено на реф.рф
с англ. : в 2-х т. – М. : Машиностроение, 1988.

14. Справочник по лазерной технике. - М: Энергоатомиздат, 1991.

15. Справочник технолога-машиностроителя в 2-х т. - М.: Машиностроение,

16. Технология машиностроения: В 2-х т. / Под общ. ред. А.М.Дальского.- М.: изд-во МГТУ им.Баумана, 2001.

17. Федоров Б.Ф. Лазеры. Основы устройства и применения.- М. : ДОСААФ, 1988.

18. Фурмер И.Е. Общая химическая технология.- М.: Высш. шк., 1997.

Обеспечение безопасности технологических процессов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обеспечение безопасности технологических процессов" 2017, 2018.