Техногенная безопасность. Технологическая безопасность. Что такое чрезвычайное происшествие

Одной из важнейших задач ремонтно-монтажных служб является обеспечение требуемого уровня техногенной безопасности на предприятии.

В настоящее время создание новых и модернизация существующих производств должны основываться на жестком соблюдении высокого уровня экологической безопасности, надежности функционирования, энерго- и сырьевой экономичности. При этом характер труда человека должен измениться в направлении полного исключения монотонных, рутинных операций, ликвидации тяжелых вредных профессий. Однако важнейшим из названного является условие безопасности человека и отсутствия ущерба окружающей среде, то есть обеспечение техногенной безопасности объекта.

Понятие техногенной безопасности не сводится только к охране труда персонала и техники безопасности на производстве. Оно включает весь комплекс воздействий на здоровье и психическое состояние человека в совокупности с экологической безопасностью. Такая всеобъемлющая трактовка проблемы техногенной безопасности является идеализацией и не может быть реализована в настоящее время в полной мере.

Практическая реализация всех требований к техническим объектам возможна только на основе высокого уровня законодательного обеспечения, наличия полноты информации с использованием мирового опыта и, безусловно, высокого научного и технического уровня разработки. Целью создания таких совершенных объектов является не только экономическая выгода и удовлетворение потребностей людей, но и сохранение экологической целостности окружающей среды как основы для дальнейшего прогресса.

В настоящее время ситуация на Украине такова, что особую опасность представляет низкий уровень существующих технических объектов и недостаточные возможности решения проблемы инженерной экологии. Если в сфере оценки вредных воздействий на воду, почву, воздух и в целом в области экологической экспертизы производств, статистическом учете количества промышленных и бытовых отходов, а также в создании полигонов и свалок отходов имеются определенные достижения за рубежом, то в направлении разработки новой экологически чистой и безопасной техники явно недостаточно. Современные потребности в создании новых технологических объектов должны учитывать также необходимость в восстановлении уже нарушенной экологической целостности окружающей среды и решать проблемы ликвидации накопленных запасов различных отходов. При этом необходимо, чтобы научно-технический уровень объектов для восстановления окружающей среды был значительно более высокий в связи с особенностями перерабатываемого сырья: его высокой токсичностью, неоднородностью технического состава, разбросом физико-механических, теплофизических и прочих свойств.

Решение перечисленных сложных научно-технических задач по созданию безопасных экологически чистых объектов может быть найдено при одновременном формировании технической, энергетической, информационной структур объекта, создании многоплановой системы обеспечения техногенной безопасности на всех участках и стадиях данного конкретного производства.

Решение проблемы создания системы техногенной безопасности должно ответить на конкретные вопросы: определение зон, где уровень техногенной опасности превышает заданный; выдачи рекомендации по снижению уровня техногенной опасности до безопасных величин; оперативное оповещение персонала, находящегося в зоне техногенной безопасности об уровне опасности, времени пребывания и т.п.

В состав системы обеспечения техногенной безопасности входят следующие подсистемы:

  • - подсистема классификации оборудования;
  • - карты расположения оборудования;
  • - базы данных характеристик оборудования;
  • - базы данных по обслуживающему персоналу;
  • - подсистема динамического контроля и анализа технического и санитарного оборудования;
  • - подсистема оценки энергохимического потенциала оборудования;
  • - подсистема выявления наиболее опасных участков и сочетание неблагоприятных факторов;
  • - подсистема имитационного моделирования возможных ситуаций;
  • - подсистема принятия решений и генерирования технических и организационных предложений по предотвращению опасностей для человека и выбросов в окружающую среду.

Ключевыми понятиями данного подхода является техногенная зона (ТЗ), опасное или вредное воздействие (ОВ) и объект защиты (ОЗ).

Опыт эксплуатации потенциально опасных промышленных объектов как сложных организационно-технических систем показывает, что имеющиеся на них средства и способы защиты далеки от совершенства, В разных отраслях производства требования к системам защиты организационно-технических комплексов, принципы их построения и нормы эксплуатации весьма различны. В некоторых случаях требования к таким системам защиты или вовсе отсутствуют, или не отвечают.

Говоря об оборонно-промышленном комплексе, отметим, что многие его объекты спроектированы, построены и эксплуатируются в соответствии с действующими государственными и отраслевыми нормативными документами, учитывающими штатные условия эксплуатации и возможные проектные аварийные ситуации. Вероятность их возникновения в связи с увеличением количества потенциально опасных объектов в отрасли, естественно, растёт. Проведенный анализ позволил определить основные проблемные ситуации, которые обусловили снижение надежности предприятий, и выявить причинно-следственные связи между ними. Так вот, состояние объектов ОПК ныне характеризуется ростом дополнительных нагрузок и воздействий на них. Это обусловлено тем, что номинальные проектные нагрузки действуют на работоспособные конструктивные элементы предприятий, требующие ремонта или замены. По понятным причинам до последнего времени такой возможности фактически не было. Далее, выявились редкие сочетания функциональных нагрузок и природно-климатических воздействий на указанные элементы, ранее не принимавшиеся в расчёт.

Система защиты предприятий представляет собой упорядоченную совокупность элементов (сооружений, конструкций, устройств и т.д.), мер (экономического, политического, социального, правового и иного характера) и предназначена для предотвращения или уменьшения возможного ущерба в случае аварии на потенциально опасных организационно-технических комплексах. Под общими принципами обеспечения их безопасности следует понимать концептуальные положения о путях предотвращения и эффективной локализации последствий в случае возникновения тех или иных катаклизмов природного и техногенного происхождения. Эти пути можно условно разделить на три направления: предотвращение потенциальных аварий; их локализация и минимизация последствий, если ЧС всё же произошла; прекращение функционирования опасных объектов.

Общие принципы обеспечения безопасности организационно-технических систем учитываются на стадиях их проектирования, строительства, эксплуатации и плановой ликвидации (остановки). Речь идёт о возведении безаварийных объектов, создании препятствий развитию опасных факторов, мероприятиях, способствующих эффективной ликвидации последствий аварий.

Анализируя работы, посвященные рассматриваемой проблеме, нельзя не отметить, по нашему мнению, присущий им технократический подход, стремление свести многосложную проблему к решению нескольких групп научно-технических задач. При таком подходе опускается комплексность и системность в оценке эффективности мероприятий по обеспечению техногенной безопасности объектов. Это уже привело к формированию узковедомственных направлений исследований, нацеленных главным образом не на предупреждение чрезвычайных ситуаций и защиту от их поражающих факторов, а на ликвидацию последствий аварий и катастроф. Использование упрощенных технократических подходов приводит к негативным последствиям, о чём свидетельствует подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Последующая же интеграция узковедомственных направлений обеспечения устойчивости, построенных на основе различных принципов и стандартов, неизбежно ведет к возникновению значительных трудностей технического и организационного характера, к неоправданно большим финансовым затратам. Да, в интересах обеспечения техногенной безопасности предприятий, скажем, ОПК в условиях угрозы возникновения ЧС растут объемы диагностики, увеличиваются объемы выборочного ремонта, однако затрачиваемые на всё это финансовые средства не приносят ожидаемого эффекта и не могут коренным образом изменить ситуацию. Используемые сейчас экономические механизмы для решения проблемы оказались неадекватными в сложившихся условиях. Следовательно, необходимо искать и внедрять новые экономические механизмы для повышения устойчивости функционирования предприятий в чрезвычайных обстоятельствах, К сожалению, мы ещё далеко не избавлены от различных угроз и рисков как техногенного, так и природного характера.

Экономические механизмы управления рисками в техногенной сфере

Воздействие современных производств на условия общественно-экономического развития столь велико, что принимает глобальные последствия, и темпы изменения окружающей среды становятся соизмеримыми с темпами изменения самого общества. Возрастающее воздействие техносферы на природную среду приводит к тому, что соответственно возрастает и воздействие самой природы на развитие общества. Отсюда возникает необходимость учитывать закономерности взаимодействия производства и природы. Одна из них - возрастающее воздействие производственно-экономических систем на природную среду другая - возрастающая зависимость общества от природной среды. Причём вторая закономерность может рассматриваться как неизбежное следствие первой.

Их учёт существенно меняет понимание взаимосвязи производственной и природной среды в сравнении с тем, которое преобладало до недавнего времени. В соответствии с ним географическая среда рассматривалась как фактор в основном инвариантный, развивающийся по своим естественным законам настолько медленно, что им можно пренебречь при определении стратегии развития производства. Это противоречит современной парадигме развития общества, ибо в нынешних условиях его зависимость от состояния природной среды нарастает. Стало быть, темпы и характер развития промышленности требуется согласовывать с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть - в целое. И тут становится очевидно противоречие между возможностями развития общественного производства и ограниченными компенсаторными возможностями биосферы, что является существенным тормозом для наращивания объемов производства.

Ещё одна закономерность, определяющая пути и средства развития предприятий промышленного комплекса страны, - оптимальное соответствие состояния природной среды темпам и характеру развития этого комплекса. Учет её, как и предыдущих, позволяет по мере продвижения по пути устойчивого развития экономики неуклонно повышать гарантии обеспечения техногенной и экологической безопасности населения и территорий, а также их защищённость при опасных природных явлениях и катастрофах. Одновременно будет возрастать их экономическая безопасность.

В качестве экономических регуляторов для предупреждения и снижения уровня техногенной опасности предприятия помимо мероприятий инвестиционно-инновационного характера могут рассматриваться экономические механизмы: ответственности; фондовые и бюджетного финансирования; резервирования финансовых, трудовых и материальных ресурсов;стимулирования повышения уровня безопасности (льготное налогообложение, кредитование); перераспредления риска и страхования; применение штрафных санкций.

Эти механизмы могут применяться на всех уровнях управления - государственном, региональном, отраслевом, корпоративном, муниципальном, а также внутри предприятия. На рис. изображена обобщенная схема функционирования предприятия, рассматриваемого с позиций его взаимодействия с основными экономическими контрагентами и средами.

На рисунке предприятие представлено в виде точки пересечения финансовых, материальных, кадровых и информационных потоков, отражающих производство продукции, перемещение и потребление инвестиций, сырья, материалов, перерабатываемой продукции, оборудования, используемых и разрабатываемых технологий. Основные для данной классификации факторы социально-экономической игеографической сред изображены в виде широких заостренных полос (сверху и снизу). Они играют роль фоновых, увеличивающих или уменьшающих риски во взаимоотношениях с данным предприятием.

Его функционирование с позиций воздействия техногенных факторов постоянно подвержено угрозе срыва или ухудшения вследствие возможного нарушения указанных на рисунке потоков (входных и выходных). Их изменения нельзя заранее предвидеть и однозначно предсказать, пользуясь обычной информацией и интеллектуальными ресурсами. Однако некоторые факторы долгосрочного риска, например отказ технологического оборудования, если число таких отказов в среднем стабильно сохраняется на протяжении длительного периода, можно с достаточной достоверностью экстраполировать на будущее.

В общем случае техногенный риск срыва деятельности предприятия определяется одной или несколькими причинами: внезапно наступившими и непредвиденными изменениями в состоянии или функционировании промышленного оборудования; изменениями физических условий перемещения ресурсов и др. При этом важно точно определить сущность риска (суть, описание неожиданных и неблагоприятных событий); его причины (объективные или субъективные действия или бездействия, ведущие к наступлению неблагоприятных событий); факторы риска (предпосылки, увеличивающие вероятность и реальность рисковых событий); методы и механизмы его снижения и компенсации (предотвращения таких событий или ослабления их негативного эффекта).

Оценить эффективность экономических механизмов снижения и компенсации риска можно по величине остаточной прибыли после введения соответствующих экономических рычагов управления уровнем техногенной безопасности на предприятии. При такой оценке используют подход, применяемый для соответствующих экономических оценок работы предприятий.

При нарушениях заданных ограничений в функционировании предприятия осуществляется принудительное уменьшение объёмов производства, времени, мощности, других значений в деятельности объекта. Их величина пропорциональна наносимому им ущербу.

Следует заметить, что эти принудительные меры могут рассматриваться и как следствие определенных директивных санкций (штрафов).

Ограничительный экономический механизм регулирования уровня устойчивости функционирования предприятия в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера предусматривает введение таких ограничений для фактора промышленного производства (обусловливающего увеличение техногенной опасности), при котором обеспечивалось бы достижение максимума остаточной прибыли.

Условие соблюдения ограничений, установленных на параметры деятельности объекта, сводится к следующему: потери в прибыли или уменьшение до требуемого уровня фактора, определяющего отрицательное воздействие объекта на уровень техногенной безопасности всего предприятия, должны быть меньше, чем потери в результате снижения такой безопасности или в результате штрафов за повышение этого уровня.

Итак, в современных условиях для функционирования предприятия с учетом необходимого уровня техногенной безопасности важно учитывать и совершенствовать экономические механизмы управления рисками в техногенной сфере.

Управление техногенной безопасностью предприятий

Одним из перспективных направлений обеспечения техногенной безопасности предприятий в современных условиях может быть развитие системы управления ими. Сущность последнего состоит в идентификации, выявлении и предупреждении инцидентов и аварий на объектах. По своей внутренней основе это единый функционально и организационно структурированный механизм, в котором органически увязаны системная и целенаправленная социальная, экономическая и иная деятельность администрации предприятия, органов управления отраслью, государственных и муниципальных органов власти и других структур, занимающихся в большей или меньшей степени вопросами обеспечения безопасности на опасных производственных объектах.

В иерархических системах обычно рассматриваются задачи как централизованного, так и децентрализованного управления (когда учитываются интересы управленческих структур нижних уровней). При этом принимается во внимание, что самостоятельные действия управленческих подсистем, преследующих свои цели, в определенной мере могут снизить эффективность решения задач центром.

С учетом этого управление техногенной безопасностью, в частности, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на федеральном уровне должно быть направлено на достижение долгосрочных стратегических целей. Они заключаются, во-первых, в формировании стратегии управления риском опасных производственных объектов; во-вторых, в формировании нормативно-правовой базы в интересах установления приемлемых уровней риска для каждого типа техногенных воздействий и вместе с этим обеспечения необходимых условий жизнедеятельности персонала предприятий и населения.

Конкретнее эти цели могут быть сформулиро ваны следующим образом:

    устранение причин возникновения опасностей и угроз техногенных аварий и катастроф на производстве и обеспечение безопасного и устойчивого функционирования предприятия;

    локализация опасных техногенных ситуаций и предотвращение развития опасной техногенной обстановки на предприятии, если по тем или иным условиям невозможно устранить причину ее возникновения и начинается «цепная реакция» негативных событий;

    максимальное ослабление последствий опасных техногенных воздействий на население, персонал предприятия, окружающую среду и ликвидация последствий ЧС в кратчайшие сроки.

Как видно, первая из этих целей имеет предупредительный характер. Управление техногенной безопасностью и рисками при ее реализации может быть названо превентивным. Оно осуществляется в плановом порядке и включает многие мероприятия. Проводится идентификация возможных техногенных опасностей и рисков, анализируются и оцениваются уровни риска, разрабатываются нормативные и правовые акты, регулирующие управление техногенными рисками, создаются и адаптируются к региональным и местным условиям методические, нормативно-технические и другие документы по идентификации техногенных опасностей, принципам и организации мониторинга, процедурам контроля уровня риска, критериям для принятия решений по защите от опасных воздействий и обеспечению безопасности предприятия, его персонала, населения, а также окружающей среды.

Кроме того, вырабатываются принципы размещения потенциально опасных в техногенном отношении предприятий и создаются нормативные документы по выбору оптимальных вариантов их размещения, лицензируются проекты строящихся объектов, проводится их паспортизация. Осуществляются государственный надзор и контроль на потенциально опасных производствах ОПК.

Формируются и развиваются пространственно-распределенные базы данных для анализа и оценки всех видов техногенных рисков, устойчивости функционирования предприятия, здоровья и жизни его персонала и населения, состояния окружающей среды. Принимаются управленческие решения по переходу на другой уровень техногенного риска, обоснованный и установленный исходя из изменившихся социально-экономических условий, а также из новых научных данных.

Подготавливаются силы и средства, предназначенные для нормализации техногенной обстановки, обеспечения техногенной безопасности при угрозе опасных событий. Персонал предприятия, органы местного управления, надзора и контроля в сфере техногенной безопасности, население, общественные и другие заинтересованные организации информируются о характере и степени опасности, уровне риска и о предусматриваемых мерах по его снижению.

Наконец, вырабатываются соответствующие предложения в программы экономического развития предприятия, в планы распределения финансовых средств в интересах эффективного управления техногенными рисками. Две другие названные выше цели реализуются в порядке оперативного реагирования на возникновение и развитие аварий, катастроф и других опасных событий. Управление техногенной безопасностью предприятия при этом включает:

выявление, оценку и прогнозирование развития обстановки, влияния факторов воздействия опасных производственных объектов на персонал, население, инфраструктуру и окружающую среду;

выработку и принятие решений по локализации аварий, недопущению или максимально возможному ослаблению, а также ликвидации их последствий, возмещению причиненного объекту ущерба;

постановку задач службам и другим организационно-управленческим структурам предприятия, привлекаемым к реализации принятых решений, информирование органов власти и местного самоуправления, населения и общественности об обстановке и принимаемых мерах по обеспечению безопасности;

руководство действий администрации предприятия, отрасли и органов власти всех уровней и их координацию в ходе мероприятий по локализации и предотвращению развития опасных техногенных событий, максимальному снижению вероятного ущерба и ликвидации последствий ЧС в соответствии с принятыми управленческими решениями и планами.

Каждая из трех целей управления техногенной безопасностью предприятия ОПК не исключает и другие, а, наоборот, предполагает дополнительные, направленные на повышение эффективности такого управления. А политика, обеспечивающая достижение стратегических целей, есть стратегия управления техногенной безопасностью и рисками. В сферу стратегического управления входят высший менеджмент отрасли (ОПК), органы государственной власти, отвечающие за осуществление военно-технической политики, другие управленческие структуры, . через которые выбираются и реализуются организационно-технические, экономические и нормативно-правовые механизмы регулирования уровня техногенной безопасности предприятий.

На уровне органов государственной власти управление в данной сфере должно быть сосредоточено на решении перспективных, долгосрочных задач, формировании целевых установок и стратегий управления, создании необходимой нормативно-правовой базы.

На уровне руководства отраслью (ОПК), органов управления субъектов Федерации и муниципальных образований, кроме выполнения перечисленных задач, целесообразно предусматривать: адаптацию принятых в государстве, регионе и отрасли стратегий управления техногенной безопасностью и рисками предприятий к условиям региона; формирование пространственно-распределенных баз данных и знаний в сфере техногенной безопасности; решение практических задач по реализации проводимой стратегии управления, анализу и оценке показателей техногенной безопасности и риска; организацию, руководство и координирование действий по защите объектов предприятия, его персонала, населения, а также по ликвидации последствий аварий и снижению техногенных рисков до приемлемого уровня. Иными словами, стратегическое управление на указанных уровнях сводится главным образом к адаптации и реализации выработанных стратегий руководства.

На предприятиях ОПК (опасных в техногенном отношении объектах) управление техногенной безопасностью и рисками должно сосредоточиваться на решении практических задач, связанных с организацией комплексного мониторинга и осуществлением всех видов контроля за источниками возможных техногенных воздействий, с выявлением, оценкой и прогнозированием развития обстановки в условиях повседневного функционирования объектов и в аварийных ситуациях, с разработкой и принятием решений по внедрению экономических механизмов регулирования степени техногенной опасности, по нормализации обстановки и защите персонала, населения и окружающей среды на прилегающих территориях, по снижению уровня техногенных рисков и ликвидации последствий аварий.

На этом уровне предусматриваются также: выработка и обоснование оптимальных вариантов структуризации предприятия, направлений его развития исходя из критериев обеспечения безопасности и приемлемых уровней риска при вероятных техногенных воздействиях; лицензирование и паспортизация потенциально опасных объектов; создание и развитие необходимых баз данных. Решаются важные задачи по подготовке штатных и нештатных подразделений и формирований различных ведомств и объектов, привлекаемых к выполнению задач по обеспечению защиты и безопасности персонала, населения и окружающей среды, к реализации управленческих решений.

Как и во многих других случаях, при управлении безопасностью и рисками могут приниматься индивидуальные и групповые решения. При этом учитывается четкое распределение задач и полномочий между органами управления, представляющими те или иные структуры.

В рамках системы управления техногенной безопасностью и рисками целесообразно совместно использовать два принципа: централизации руководства, основывающегося на единстве полномочий и ответственности; распределенных обязанностей и ответственности, что обеспечивает проведение соответствующих согласований и консультаций, создает условия для устранения возможных разногласий и даже конфликтов при осуществлении мероприятий.

Анализ современного состояния и тенденций развития промышленной безопасности предприятий ОПК свидетельствует, что при принятии управленческих решений в этой области следует учитывать значительную неопределенность относительно рисков. Она заключается в вероятности возникновения таких аварийных ситуаций, которые не могут быть заранее спрогнозированы и учтены. В этих условиях традиционный планово-директивный подход к управлению функционированием предприятия (с негибкой его организационной структурой, действующей по строго определенному алгоритму) неприемлем с точки зрения всего спектра возможных труднопрогнозируемых сценариев развития ЧС. Поэтому необходимо формировать адаптивную систему управления, которая в наибольшей степени была бы приспособлена к меняющимся условиям обстановки.

В частности, подобный подход предлагается использовать для формирования организационной структуры системы управления инновационно-инвестиционным процессом обеспечения техногенной безопасности предприятия. Именно свойство адаптивности этой системы в наибольшей мере соответствует требованию повышения уровня такой безопасности. При этом рекомендуется руководствоваться некоторыми основными принципами совершенствования управления инновационными и инвестиционными процессами в сфере обеспечения техногенной безопасности предприятий ОПК. Вот эти принципы.

1. Система управления должна использовать рыночные критерии оценки эффективности инноваций, основанные на анализе и прогнозе интегрированного показателя стоимости бизнеса.

2. Экономические механизмы управления инновациями и инвестициями в сфере обеспечения устойчивости функционирования предприятий ОПК должны совершенствоваться на единой системной основе функциональной, информационной и организационной интеграции инновационных и инвестиционных процессов. В свою очередь интеграция последних представляется возможной на основе логически согласованной системы организационно-экономических и эксплуатационно-технических показателей. Формализация и систематизация этих показателей позволяет разработать организационно-экономическую модель интегрированного адаптивного управления инновациями и инвестициями в сфере обеспечения промышленной безопасности.

3. Гибкости и эффективности системы управления можно достигнуть путем динамической оптимизации комплекса мероприятий по обеспечению техногенной безопасности предприятий с учетом значимых внутрен­них и внешних ситуационных факторов.

Таким образом, адаптивная система управления в наибольшей степени способна обеспечить поддержку принятия управленческих решений в условиях неопределенности и рисков, связанных с угрозой возникновения различных ЧС техногенного характера, путем применения методов оптимизации для расчета вариантов управленческих решений по обеспечению техногенной безопасности объекта при изменении этих условий. Такая система охватывает весь процесс принятия решений на всех уровнях и является основой для формирования организационно-экономической системы управления техногенной безопасностью предприятий ОПК, основанной на проблемно-ориентированном применении современных информационных технологий.

Известно, что человек и окружающая его окружающую среду гармонично взаимодействуют и развиваются лишь при условии, когда интенсивности потоков вещества (Р), энергии (Е) и информации (И) находятся в пределах, оптимальных (комфортных) для человека и окружающей среды.

В условиях производства интенсивность потоков Р, Е, И может существенно отклоняться от оптимальных и допустимых значений, при которых обычно происходит жизнедеятельность человека. В условиях чрезвычайных ситуаций она становится неконтролируемой и приобретает величин, угрожающих жизни и здоровью человека. Такой негативное влияние интенсивности потоков Р, Е, И в антропосфере происходит со стороны элементов техносферы - части антропосферы, в корне преобразована человеком в инженерно-технические сооружения: города, заводы и фабрики, карьеры и шахты, дороги, плотины, водохранилища и т.

Безопасность человека в техносфере часто рассматривают, анализируя систему Л-М-С ("Человек - Машина - Среда"), в которой буквой М обозначают элементы (объекты) техносферы.

Техносфера в целом, как и большинство ее элементов (объектов) представляет собой замкнутую систему. Никакой самоорганизации и саморегулирования в таких системах не происходит. Если они будут предоставлены сами себе, то направляться в состояния равновесия (второй закон термодинамики). При этом накопленные в техносфере (на объекте) вещество, энергия, информация рассеиваются, равномерно распыляясь в пространстве.

Подавляющее большинство объектов техносферы безаварийно функционирует только при условии постоянного поддержания на должном уровне изолирующей способности технологического оборудования и наличия надежного физической защиты (оболочек, инженерных сооружений и конструкций, санитарно-защитных зон и т.п.), которые предотвращают рассеиванию вредных веществ и энергии.

Нарушение однородности системы Л-М-С сопровождается созданием на грани элемента М больших градиентов вещества, энергии, информации (градиент [от лат. Gradiens или gradientis - шагающий] - мера возрастания или убывания в пространстве какой физической величины на единицу длины).

Рис. 1.1. Участок неоднородности в системе Л-М-С

Участки системы Л-М-С, на которых наблюдаются большие градиенты вещества, энергии, информации, являются участками самой потенциальной опасности, где наиболее ярко может проявить себя отрицательное свойство живой и неживой материи способностью нанести вред самой материи: человеку, материальным ценностям, окружающей среде.

Потенциальная опасность объектов техносферы вызвана наличием в ее структуре потенциально опасных объектов (ПОО), на которых возможно неконтролируемое высвобождение вредных химических веществ или взрывное высвобождение энергии.

По данным Государственной службы Украины по вопросам труда в 2014 году в стране функционировало 9424 ПНО, в перечень которых входят промышленные предприятия, шахты, карьеры, магистральные газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, гидротехнические сооружения, узловые железнодорожные станции, мосты, тоннели, накапливаемые и полигоны промышленных отходов, места хранения опасных веществ.

При таких условиях особенно актуальным становится проблема обеспечения техногенной безопасности. Под термином " техногенная безопасность " понимают состояние защищенности населения, территории, объектов от негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Техногенными объектами называют объекты, деятельность которых может спровоцировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Большинство существующих техногенных объектов в их современном виде не могут дальше обеспечивать не только устойчивое развитие экономики, но и собственно безопасное функционирование.

NON Mult, SED MULTUM

В 1976 году на заводе швейцарско-итальянской компании JCMESA, расположенном в городе Севезо (Италия), произошла крупномасштабная технологическая авария, во время которой произошел выброс диоксина. В результате аварии сильное отравление получили 2000 человек, почувствовали ухудшение своего физического состояния несколько тысяч человек. Площадь загрязненной территории составила 18 км2.

В 1984 году на химическом предприятии американской компании Union Carbide India Ltd, расположенном в городе Бхопал (Индия), в результате выброса метализоцианиту погибло более 2500 человек, а около 100 000 стали инвалидами.

В апреле 1986 года в Украине произошло Чернобыльская катастрофа , которая имела тяжелые трансграничные последствия как для населения, так и для окружающей среды многих стран, прежде всего Украины, Беларуси и России.

В 2000 году в городе Бая-Маре (Румыния) произошла авария на ХОО, во время которой в реки Тиса и Дунай было сброшено более 100 тыс. М3 воды, загрязненной цианидами. Авария имела серьезные трансграничные последствия.

В 2000 году на пиротехнической фабрике компании Fireworks, расположенной в городе Энсхеде (Нидерланды) произошла серия взрывов, вызванная нарушением правил хранения и производства пиротехники и взрывчатых веществ.

В 2001 году произошел взрыв на заводе по производству минеральных удобрений в городе Тулузе (Франция), который продемонстрировал опасность хранения нитрата аммония и удобрений на его основе, а также соответствующего сырья, забракованной в производственном процессе.

11 марта 2011 в результате самого мощного в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами, произошла крупная радиационная авария на АЭС Фукусима-1. Финансовые убытки, включая расходы на ликвидацию последствий, расходы на дезактивацию и компенсации, оцениваются в 100 млрд. Долларов.

Эти техногенные аварии были резонансными как в научной, технической, технологической, управленческой, так и в правовой, социальной и философских сферах. Человечество навсегда отбросило концепцию "абсолютной безопасности" или "нулевого риска" относительно промышленных объектов. Если до этого в промышленности делался упор на развитие служб и видов обеспечения "поставарийных ситуации" и доминирующим был принцип гражданской обороны "своевременно реагировать и ликвидировать", то теперь основное внимание было перенесено на обеспечение превентивности (лат. Praeventivus - мера ), то есть предотвращению проявления техногенных опасностей.

Была выдвинута концепция " приемлемого техногенного риска », на основе которой в ведущих странах Европы, в СЕЛА, Канаде и Японии началось интенсивное развитие науки о техногенной безопасности. Концептуализация превентивной политики по техногенной безопасности открывает пути к формированию и реализации новой модели защиты персонала, населения и территорий от угроз техногенного характера.

Опасности техногенного характера составляют не только потенциальную , но и реальную угрозу человечеству, проявляя себя в виде промышленных аварий и катастроф.

NON Mult, SED MULTUM

Частота глобальных техногенных катастроф, по данным российских исследователей, составляет 0,02 ... 0,03 в год, техногенных катастроф наииональногомасштабу - 0,05 ... 0,1 в год, регионального масштаба - 0,5 ... 1, 0 в год, мисиевого масштаба -

1 ... 20 в год, объектный - 10 ... 500 в год. По их оценкам, суммарные убытки от последствий техногенных катастроф в России ежегодно составляют около 8 ... 12 млрд. Долларов.

В Украине статистическая отчетность обнародует ежегодные убытки от чрезвычайных ситуаций на порядок меньше - в пределах 15 ... 30 млн. Долларов. Однако хронические техногенные аварии в системах жизнеобеспечения е или не самой препятствием на пути внедрения в Украине и других постсоветских странах европейских стандартов жизни.

Преодоление разрушительной для общества тенденции роста техногенных угроз возможно только за счет формирования эффективной государственной превентивной политики в области техногенной безопасности. Ее основным лозунгом должно быть - "Работать на опережение!". Важным элементом такой политики в отношении техногенных угроз является, в частности, создание законодательной и нормативно-правовой базы, которая бы спряла действенным мерам по предотвращению проявлений техногенных опасностей.

Техногенная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, объектов экономики от воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Основными причинами возникновения крупных техногенных аварий и катастроф в России являются:

  • - недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов в энергетике, на транспорте и в промышленности, включая производства повышенного риска;
  • - низкое качество установленного оборудования, строительно-монтажных и ремонтных работ, низкий уровень эксплуатации энергетических объектов;
  • - нерациональное размещение производительных сил, приведшее к концентрации производств повышенного риска на небольших площадях вблизи от крупных населенных пунктов.

Наметившееся в последние годы уменьшение количества возникающих аварий и катастроф и их последствий в значительной мере связано с принятием соответствующих мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

К этим мерам следует отнести:

  • - внедрение экономических механизмов, стимулирующих принятие мер по предупреждению аварий и катастроф;
  • - улучшение взаимодействия ведомственных и межведомственных надзорных органов;
  • - комплекс организационно-технических мероприятий по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • - совершенствование организационной структуры и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе ее территориальных и функциональных подсистем, деятельности органов управления РСЧС и более эффективное взаимодействие их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вместе с тем, сделанные прогнозные оценки с учетом современного социально-экономического состояния страны, прогрессирующего износа основных производственных фондов на фоне начавшегося определенного роста промышленного производства, показывают, что в период до 2010 года среднегодовое суммарное количество относительно крупных аварий и катастроф может сохраниться еще на достаточно высоком уровне.

Расчеты показывают, что меры, направленные на снижение вероятности таких аварий и катастроф, связаны с очень большими затратами. Поэтому в промышленно развитых странах, в том числе и России, перешли от принципа обеспечения абсолютной безопасности к принципу достижения такого уровня риска, какой только возможен с учетом социальных и экономических факторов, к так называемому принципу приемлемого риска.

Вместе с тем, экономическое состояние России существенно ограничивает возможности установления достаточно низких показателей приемлемого риска. Сегодня показатели рисков возникновения тяжелых аварий и катастроф на потенциально опасных объектах в России на 1-2 порядка выше показателей рисков, достигнутых в мировой практике в последние годы.

В связи с этим главной задачей улучшения обеспечения техногенной безопасности в России на сегодняшний день является, прежде всего, возможное снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций в техногенной сфере и ущерба от них.

Существенное влияние на снижение вероятности возникновения крупномасштабных катастроф должно оказать внедрение государственной системы нормирования безопасности (ГСНБ) сложных технических систем, которая содержит общие требования запретительного, предписывающего и разрешительного характера, обязательные для выполнения и находящиеся под государственным контролем. В основе этой системы обязательно наличие следующих нормативных документов:

  • - перечней потенциально-опасных объектов;
  • - методик оценки опасности объектов и последствий возможных катастроф;
  • - требований к безопасности объектов, а также региональных программ обеспечения безопасности и др.

Взаимосвязанная система условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, сформулирована в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» . Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий в случае их возникновения. В нем оговорены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательного декларирования промышленной безопасности объекта. Законом, в частности, предписывается лицензирование ряда видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности, разработка декларации промышленной безопасности и страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Сфера влияния указанного федерального закона распространяется на производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются определенные виды опасных веществ.

Кроме того, вопросы обеспечения пожарной, радиационной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений регулируются специальными федеральными законами:

«О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями;

«Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ, который определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, в том числе направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды;

«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ, который определяет правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, принципы и мероприятия по обеспечению безопасности, устанавливает гигиенические нормативы (допустимые дозы облучения) на территории Российской Федерации и ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности;

«О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в период от начала их проектирования до ликвидации гидротехнических сооружений и другими.

Вместе с тем, следует отметить, что проблемы ресурса и безопасности сложных систем на сегодня окончательно не отработаны и являются предметом дальнейших исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Как правило, создание системы безопасности сложной технической системы реализуется по следующему алгоритму: производится оценка вероятности и возможного ущерба от аварии, оценивается приемлемый уровень риска, осуществляется построение с помощью инженерных и организационных мер системы защиты от чрезмерной опасности.

Таким образом, проблема сводится к решению технической задачи, оперирующей понятиями предприятия или отрасли, хотя представление о техногенной сфере, как особом созданном человеком мире, требует междисциплинарного, неклассического подхода. Такому подходу созвучна концепция техносферной безопасности, согласно которой безопасность необходимо рассматривать не как свойство объекта (качество, надежность), за которое отвечает то или иное ведомство, а как всестороннюю взаимную защищенность человека, окружающей среды и биосферы от вредных воздействий техногенной сферы вообще и защищенность последней от человека и окружающей среды.

Проблему техногенной безопасности необходимо рассматривать не только как научно-техническую, а скорее как социально-экономическую и социально-психологическую проблему. При этом необходимо исходить из того, что безопасность пользуется приоритетом в вопросах сохранения жизни и здоровья личности, нормального функционирования и развития общества, среды обитания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере личной и общественной деятельности и общечеловеческих ценностей.

Существует и несколько иной взгляд на проблемы обеспечения безопасности. Традиционно, анализируя причины сложившейся ситуации в области обеспечения безопасности, специалисты разных отраслей ссылаются на целый ряд объективных факторов: сложные природные условия, износ основных производственных фондов, катастрофическое состояние городских инфраструктур и транспорта, недостатки нормативной правовой базы, недостаток финансирования и т.д. Однако в результате такого анализа, как правило, не дается ответ на вопрос «почему сложившаяся ситуация воспроизводится»?

Вместе с тем, вывод напрашивается следующий: однотипные аварии и катастрофы воспроизводятся и повторяются из-за того, что не анализируется имеемый опыт и не используется в последующей деятельности.

Примером может служить положение дел на химически опасных объектах. На большинстве из них имеются автоматические или автоматизированные системы, обеспечивающие возможность в той или иной степени осуществлять обнаружение аварийной ситуации. Однако уровень технического совершенства этих систем имеет существенный разброс, многие из них морально и физически устарели, поскольку более 57% их находятся в эксплуатации более 20 лет.

Контроль и обнаружение аварийных ситуаций только путем постоянного или периодического наблюдения за показаниями соответствующих приборов, выбросами, проливами и другими явлениями и факторами, специально выделенными для этих целей должностными лицами, не могут обеспечить необходимую безопасность, особенно учитывая тот факт, что в последние годы мелкие аварии на производстве стали практически нормой жизни. Так, в химической и нефтехимической отраслях промышленности России ежегодно происходит около 1500 аварий, связанных с утечками взрывоопасных и вредных продуктов из технологических систем, возгораниями, взрывами, сбросами загрязняющих веществ в водоемы.

В Японии один из принципов, положенных в основу системы промышленной безопасности, состоит в том, что между крупными и мелкими авариями существует лишь тонкая грань: до тех пор, пока не покончено с мелкими авариями, не исключена возможность и крупных. Поэтому после каждой новой аварии должен проводиться анализ содержания деятельности по обеспечению безопасности.

Методологически он включает в себя следующие этапы:

  • - инвентаризация существующих «знаний об опасностях» и их пересмотр после каждого нового негативного явления;
  • - разработка (на основе наличных знаний) особых превентивных мер, «вживляемых» в подведомственную деятельность средствами управления;
  • - анализ причин каждого фактически имевшего место нового негативного явления (т.е. анализ «связки» из наличных знаний, принимавшихся мер и негативных последствий);
  • - принятие новых мер (в новых социальных, политических или производственных ситуациях) на основе новых знаний.

Необходимо отметить, что нынешняя ситуация в России такова, что большинство параметров развития экономики и общества находятся в критической области. С теоретической точки зрения это означает, что набор главных, ключевых переменных, характеризующих безопасность человека, быстро меняется со временем. Природные и техногенные катастрофы оказываются гораздо более тесно связанными с социальными бедствиями, чем при стабильном общественном развитии. Отсюда следует неэффективность большинства традиционных методов управления безопасностью, используемых в условиях системного кризиса.

В настоящее время в России на основе накопленного опыта создается теория безопасности и риска. Она формируется именно сейчас потому, что с одной стороны, человечеством осознается угроза, которую несут аварии, катастрофы и стихийные бедствия, а с другой стороны, - развитие точных наук достигло необходимого уровня для содержательного анализа этой области.

Однако мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий. Надо добиваться, чтобы эти меры были понятны людям, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологии человека.