Права, свободы, законные интересы личности. Основные права, свободы и законные интересы личности

Юридические гарантии правового положения, его структурных элементов – прав, свобод, законных интересов, обязанностей и ограничений личности, – непосредственно обеспечивая его реализацию и защиту, составляют структурный элемент правового положения личности.

ОСНОВНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ ГАРАНТИЙявляется создание:

1) необходимых условий для реализации гражданами своих прав, свобод, законных интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения правоограничений;

2) механизма их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В общей теории права к ГАРАНТИЯМотносят политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические положения. Все виды таких гарантий действуют при реализации любых элементов правового статуса личности независимо от его особенностей и отраслевой принадлежности. Так, среди общеправовых гарантий можно выделить следующие:

Статья 33 Конституции РФ гарантирует право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, что является важнейшим средством привлечения внимания уполномоченных органов к возникающим проблемам при реализации правового статуса лиц;

В ст. 45 Конституции РФ определено, что государственная защита прав и свобод человека гарантируется. Здесь же установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;

Статья 46 Конституции РФ закрепляет следующие права: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

Статья 48 Конституции РФ определяет гарантированность права на получение квалифицированной юридической помощи. Причем в предусмотренных законом случаях такая помощь оказывается бесплатно;

Статья 51 Конституции РФ содержит процессуальную гарантию о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания;

В ст. 53 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

Процессуальной гарантией, базовой для производства по делам об административных правонарушениях, является ст. 54 Конституции РФ, определяющая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон;

Важной является и гарантия правомерного ограничения прав, свобод и законных интересов, установленная ст. 55 Конституции РФ: «.. в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Как уже говорилось выше, отдельные ограничения прав, свобод и законных интересов могут устанавливаться законодательством РФ, например, в случаях установления режимов военного и чрезвычайного положения. Однако ни при каких условиях не подлежат ограничению права и свободы, установленные в ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46–54 Конституции РФ.

Вместе с тем в административно-правовой сфере установлены и отраслевые гарантии, которые широко используются и в иных сферах жизнедеятельности, например:

Право административной жалобы;

Реализация полномочий федеральных органов исполнительной власти (федеральных служб и федеральных агентств) по надзору и контролю за иными органами публичной власти, организациями и гражданами и в установленных сферах деятельности (например, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, образовательной сфере и т. п.);

Ответственность должностных лиц и государственных служащих, нарушающих или ущемляющих права, свободы и законные интересы граждан или препятствующих их осуществлению, которая является важнейшей гарантией. Если акты управления каким-либо образом умаляют или нарушают права и свободы граждан, то они в установленном порядке могут быть отменены вышестоящими субъектами власти;

Установление КоАП РФ широкого спектра процессуальных гарантий, обеспечивающих правомерность реализации всех элементов административно-процессуального статуса лиц, например административный арест не может применяться к лицам, не достигшим возраста 18 лет (ст. 3 КоАП РФ).

Применительно к несовершеннолетним лицам можно говорить и о дополнительной системе гарантий, которую обеспечивают специально сформированные в Российской Федерации государственные и негосударственные органы и организации, а именно:

1) широким спектром полномочий по обеспечению прав, свобод, законных интересов, обязанностей и ограничений наделены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

2) с 2009 г. в России создан и функционирует институт Уполномоченного по правам ребенка (Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»);

3) в России создается и активно развивается система органов опеки, попечительства и патронажа;

4) законодательством РФ установлена система органов и учреждений, основной целью деятельности которых является обеспечение реализации административно-правового положения несовершеннолетних (образовательные учреждения; учреждения здравоохранения; разные центры по организации досуга; спортивные, художественные и музыкальные учреждения; и т. п.);

5) в Российской Федерации сформирована система учреждений, направленных на реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и др.

Поскольку не все из вышеназванных гарантий несовершеннолетний может использовать непосредственно лично, «на помощь» приходит институт восполнения административной дееспособности – от имени несовершеннолетнего в соответствии с законодательством РФ могут действовать его законные представители и (или) лица, наделенные соответствующими правами.

Еще по теме § 4. Гарантии реализации основных прав, свобод, законных интересов, а также обязанностей и ограничений несовершеннолетних граждан в сфере государственного управления:

  1. 3.Обеспечение административно-правовыми нормами прав, свобод, законных интересов граждан и механизма их реализации
  2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  3. § 5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц 1. Понятие защиты публичных интересов, защиты прав и законных интересов других лиц путем обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и граждан

В самом общем виде защита прав, свобод и законных интересов личности выступает как противодействие их незаконным нарушени­ям и ограничениям, предупреждением этих нарушений и ограниче­ний, а также возмещение вреда, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось (А. М. Ларин).

Требует пояснения вопрос о различении прав, свобод и закон­ных интересов. Термин "право" определяет конкретные действия человека, в то время как термин "свобода" подчеркивает более ши­рокие возможности выбора, не очерчивая конкретно результата (например, право избирать и быть избранным и каждому гаранти­руется свобода совести). Законный интерес в отличие от субъек­тивного права выступает как гарантированное государством дозво­ление, выраженное в стремлении субъекта пользоваться определен­ным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой. Законный интерес включает два правомочия: возможность пользо­ваться конкретным благом (право пользования) и возможность об­ращаться за защитой к государству (право притязания), где второй элемент является дополнительным, поскольку суть законного инте­реса в юридическом дозволении.

Значение прав, свобод и законных интересов личности в меха­низме действия права выражено в признании за ними возможности прямого действия. Это означает, что личность может осуществлять их, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь не­посредственно Конституцией и ссылаясь на нее.

Государственные гарантии прав, свобод и законных интересов личности разделяются на общие и специальные. Среди общих га­рантий: конституция, определяющая объем, осуществление и защи­ту закрепленных прав, свобод и законных интересов; выведение на уровень законов правовой регламентации прав, свобод и законных интересов; признание за президентом роли гаранта прав, свобод и законных интересов; установление правовых процедур защиты (кон­ституционных, судебных, административных и др.); применение юридической ответственности к лицам, нарушающим права, свободы и законные интересы. Среди специальных гарантий: 1) система судебной защиты; 2) административно-правовые способы защиты; 3) деятельность омбудсмена; 4) оказание адвокатской помощи; 5) возмещение вреда, причиненного незаконными действиями орга­нов государственной власти и должностных лиц и т. д.

Наряду с государственными гарантиями прав, свобод и законных интересов, которые являются важнейшими в пределах националь­ной правовой системы, существуют международная защита прав че­ловека, а также региональные формы и средства защиты прав че­ловека (европейская защита прав человека).

В современном мире защита прав, свобод и законных интересов личности перестает быть исключительно внутренним делом госу­дарства. Яркое подтверждение тому деятельность Европейского суда по правам человека, решения которого являются обязательны­ми для государств присоединившемся к Европейской конвенции по защите прав и свобод.

41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания. Под функциями права понимается его назначение, выраженное в направлениях воздействия на сознание и волю людей, на их поведе­ние. При рассмотрении функций права необходимо проводить раз­личие между правовым воздействием и правовым регулированием. При этом понятие правовое воздействие включает в себя не только регулятивное воздействие с помощью юридических средств (право­вое регулирование), но также идеологическое, информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Функции права проявляют­ся по всем этим направлениям. В этой связи может быть осуществ­лено деление функций права на регулятивные, идеологические, ин­формационные и ценностно-ориентирующие.

Распространение получила классификация функций права на общесоциальные и специальные. Среди общесоциальных функций права выделяются экономическая, политическая и воспитательная. Среди специальных (юридических) функций права различают регу­лятивную, охранительную, компенсационную, ограничительную и воспитательную.

Классификация общесоциальных функций достаточно условна, поскольку в реальности сложно провести разграничение правового воздействия при решении различного рода задач. Экономическая функция права во многом связана с использованием договорных от­ношений. При этом экономическая функция права осуществляется как путем регулирования правомерных действий в экономических отношениях, так и косвенным путем, угрозой применения санкций за совершение правонарушений в сфере экономики. Политическая функция права заключается в урегулировании отношений власти, отношений между социальными группами, политическими партиями и т. д. Регулирование прав и свобод человека - важное направле­ние политической функции права. Воспитательная функция права связана с воздействием по формированию правового сознания и правовой культуры, формированию правовой активности граждан. Право устремлено к обеспечению гуманного, справедливого отно­шения между людьми.

Среди специальных (юридических) функций права регулятивная функция занимает особое место, поскольку она связана с установ­лением позитивных правил поведения, направлена на организацию общественных отношений, координацию социальных взаимодей­ствий и обеспечение социальной целостности. Охранительная функ­ция права представляет собой правовое воздействие, нацеленное на охрану общезначимых экономических, политических, национальных и личных отношений, вытеснение явлений, чуждых обществу. Не следует охранительную функцию права связывать только с уже со­вершенными правонарушениями. Важнейшая ее составляющая - превентивное действие, предотвращение правонарушений.

Компенсационная функция права - инструмент обеспечения социальной справедливости (возмещение морального вреда, ком­пенсация за причиненный вред потерпевшим от преступлений и т. д.). Она свойственна различным отраслям права, является необхо­димым инструментом гармонизации интересов субъектов права. Ограничительная функция связана с необходимостью уравновеши­вания противоположных интересов. Это касается ограничения прав, чтобы действия одних субъектов не нарушали действий дру­гих (запрет на участие в политической деятельности государствен­ных служащих, ограничение прав и свобод в условиях чрезвычай­ного положения и т. д.). Восстановительная функция права позво­ляет восстановить прежнее правовое состояние, вернуть имуще­ство, реабилитировать имя, восстановить на работе и т. п. Она связана с неправомерными действиями других субъектов права и выражается в отмене вынесенных решений, восстановлении пра­вового статуса и т. д.

42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания. Правовое воспитание - это постоянное воздействие на человека и общество с целью формирования правовой культуры. Субъектами правового воспитания выступают как институты государства, так и институты гражданского общества: семья, трудовые коллективы, объединения граждан, учебные заведения, СМИ, политические деяте­ли, преподаватели, журналисты и др, Формы правового воспитания .

1) правовое обучение - состоит в передаче, накоплении и усво­ении правовых знаний в школе и иных учебных заведениях. Эта форма является наиболее эффективной и результативной, посколь­ку она предоставляет воспитываемому индивиду определенную сис­тему правовых знаний;

2) правовая пропаганда - заключается в распространении пра­вовых идей и правовых требований среди населения при помощи СМИ (пресса, телевидение, радиовещание, Интернет), Данная форма правового воспитания привлекает своими широкими возможностями - она доступна практически неограниченному числу индивидов;

3) юридическая практика - способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия людей в реализации пра­ва и правоприменительной деятельности. Юридические действия, осуществляемые индивидом самостоятельно, исполнение решений правоприменительного органа способствуют закреплению знаний о праве, обретению правовых умений и навыков;

4) самовоспитание - связано с личным опытом, самообразова­нием, собственным анализом правовых явлений. Без самовоспита­ния не может быть эффективной ни одна из форм правового воспи­тания. Только собственные усилия по приобретению правовых зна­ний, размышления о правовой действительности способствуют вы­работке правовой культуры личности.

Методы правового воспитания - это совокупность приемов и способов, с помощью которых приобретаются правовые знания, умения и навыки, формируется уважение к праву и социальным ценностям, которые оно охраняет. Основные методы правового вос­питания - убеждение, поощрение, позитивный пример, принужде­ние и наказание. Показатели: правовая активность, правовая самостоятельность, креативность личности.

43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность

Законность в юридической литературе рассматривается в трех ракурсах: как метод, как принцип и как режим. Законность как ме­тод связывается с изданием законов и проведением в жизнь их предписаний. Законность как принцип состоит в строгом и неуклон­ном соблюдении и исполнении требований законов всеми субъекта­ми права. Законность как режим выражается в обоюдном соблюде­нии и исполнении законов как государственной властью и ее пред­ставителями с одной стороны, так и гражданами и всеми другими субъектами с другой.

В последние годы отмечается стремление связывать законность только с деятельностью государственных органов и должностных лиц (Н. В. Витрук). Иными словами субъектами законности не счи­таются граждане и иные негосударственные образования. Стремле­ние сделать законность уделом государственных структур, превра­тить в профессиональное понятие слабо согласуется с идеей верхо­венства права, отказом государству и его органам быть исключение и (особыми) субъектами права. Потому следует признать обоснован­ным сохранение традиционного подхода к вопросу о субъектах за­конности. Другое дело содержательная характеристика законности, связанная с проблемой соотношения права и закона, поскольку в самой законности не ставится вопрос о правовом и неправовом за­коне. Законность - это соблюдение и исполнение любого закона. Как представляется именно в правовом государстве, законность приобретает качество правозаконности.

Как сложное, многогранное явление законность перебрасывает мостик, фиксирует связь между законом и социальной реальностью. Законность выражается в системе требований, среди которых выде­ляют: верховенство закона, равенство всех перед законом, единство понимания и применения законов, соблюдение и исполнение зако­нов всеми субъектами права, обеспечение реализации прав и сво­бод граждан, последовательная борьба с правонарушениями, недо­пустимость произвола в деятельности должностных лиц.

В структуре законности выделяют ее нормативный компонент, который определяется действующим законодательством; идеологи­ческий компонент, который составляют правовые идеи, принципы, взгляды, т. е. правовая идеология; организационный компонент, ко­торый включает средства, приемы и условия осуществления закон­ности; обеспечительный компонент, который выделен в системе контроля и надзора за законностью.

Существование законности определено системой основополагаю­щих начал (принципов), тех характеристик, которые выражают ее природу и назначение. Чаще всего среди принципов законности на­зывают: 1) принцип верховенства закона, заключающийся в том, что все иные законодательные акты должны издаваться на основании и в соответствии с законом; 2) принцип равенства всех перед зако­ном, состоящий в том, что никто не может уклониться от предписа­ний закона; 3) принцип единства, выражающийся в том, что дости­гается единообразное понимание и применение законов на всей территории государства; 4) принцип ненарушаемости закона, не допускающий уклонений от исполнения законов ни по каким осно­ваниям.

В современной юриспруденции особое значение придается такой разновидности законности как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система требований и юридических средств, обеспечивающих неукоснительное действие всех субъектов права в соответствии с Конституцией. Для консти­туционной законности характерны такие признаки: правовой харак­тер Конституции, верховенство Конституции, прямое действие кон­ституционных норм, действие Конституции на всей территории государства. Режим конституционной законности обеспечиваемого с помощью специфического института конституционного контроля (в Украине - Конституционного Суда).

Институт прав и свобод является центральным в правовой системе общества. В ст. 2 Конституции Российской Федерации отражено: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

Общая концепция прав и свобод человека Конституцией РФ была воспринята из таких крупных международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.); Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принята членами Совета Европы в Риме, 4 ноября 1950 г., кроме того, приняты протоколы к Конвенции № 1, 2, 4, 6, 7, 11, 12 (Конвенция и Протоколы ратифицированы Российской Федерацией 30 марта 1998 г.) и др.

Обратимся к терминологическому значению понятия права.

В толковом словаре русского языка под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано определение права, как совокупности устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе деляется в двух смыслах: в объективном и в субъективном. В объективном смысле – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни. В субъективном смысле, право – это предусмотренная (или не запрещенная) законом либо иным правовым актом возможность лица обладать имущественным или неимущественным благом, действовать в определенной ситуации способом, установленным правовой нормой, или воздержаться от совершения соответствующего действия

С.С. Алексеев дал следующее определение правам человека: “права человека – это нечто предельно важное не только для личной, индивидуальной жизни. Права человека, связанные с господством права в обществе и разделением властей, – преграда для тоталитарной власти”

Определений термина “право” существует очень много, но нам представляется обоснованным выделение двух смыслов термина, а именно объективного и субъективного.

Обратимся к объективному смыслу термина “право”. В юриспруденции понятия субъективное и объективное право отличны от понятий субъективного и объективного в философском понимании. В философии субъективное – это то, что существует в сознании субъекта, а объективное – это то, что существует независимо от сознания личности, в юриспруденции же субъективное право вполне объективно, оно именуется так, потому что принадлежит лицу, которое им пользуется, т.е. субъекту.

Права личности, выраженные и закрепленные в законе, в нормах права, именуются в теории субъективными правами. В сфере уголовного судопроизводства к субъективным правам можно отнести, например, такое право, как право подозреваемого, обвиняемого на защиту.

М.С. Строгович определяет различие субъективного и объективного права: “смысл обозначения “субъективное право” заключается в том, что это есть право в смысле полномочия (или правомочия), принадлежащего лицу, субъекту, тогда как обозначение “объективное право” относится к общим, безличным правовым норам, общеобязательным правилам поведения”

В главе 2 Конституции РФ дана яркая картина многообразных и содержательных прав и свобод. В ней говорится о правах и свободах личности. В ч. 2, 3 ст. 17 говорится: “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц”. Как мы видим, права и свободы стоят в одной иерархической нише. Но почему же они, при всей своей, на первый взгляд, одинаковой сущности, определяются не одним термином?

В юридической науке традиционен подход, в соответствии с которым в форме “права” или в форме “свободы” фиксируются те или иные возможности граждан. Причем большинство исследователей считают, что “установленные законом возможности в одних случаях традиционно именуются правами, а в других свободами. Эти понятия не всегда поддаются разграничению, поскольку одну и ту же правовую возможность можно характеризовать и как право, и как свободу”

М.С. Строгович предложил свое видение соотношения прав и свобод, а именно: “Не надо, по примеру некоторых авторов, – писал он, – различать права и свободы таким образом, что права – это одно, а свободы – нечто другое, отличное от прав человека. Свобода личности – это тоже право личности, вид ее прав. Каждая свобода, указанная в Конституции, есть в то же время и право личности, вид ее прав”

В качестве доказательства он приводит следующий пример: “Свобода слова. Что такое свобода слова? Это право гражданина свободно выражать свои мысли, мнения и убеждения” нституции РФ указано право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Аналогичные положения нашли свое выражение и в статьях 28, 29, 34 и др. Конституции РФ.

Как нам представляется точку зрения М.С. Строговича можно оспорить и все же провести грань между правом и свободой, а именно, с позиции объективного права разницы между свободой и правом в субъективном смысле слова по существу нет. И то, и другое есть мера возможного, допустимого поведения, т.е. опосредованная правом возможность. Однако стилистически эти термины различаются.

Принимая во внимание одинаковую смысловую нагрузку слов “свобода” и “право”, проведем небольшой эксперимент и вместо слова “свобода” подставим слово “право” в текст ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, которая звучит следующим образом: “Каждому гарантируется свобода мысли и слова”. В результате получится: “Каждому гарантируется право мысли и слова”. Нам представляется, что данный термин, а именно “право”, не уместен, ведь право подразумевает под собой возможность одного выбора, в отличие от свободы, которая предоставляет более широкий выбор вариантов поведения. В данном случае свобода предполагает пропаганду, агитацию, свободу информационного вещания, свободу средств массовой информации и т.д.

Здесь вновь уместно привести мнение М.С. Строговича на этот счет: “В Конституции говорится о правах и свободах не для того, чтобы противопоставлять свободы правам, а права – свободам, а для того, чтобы оттенить, подчеркнуть специфические свойства этого вида прав: право свободно совершать не запрещенные законом действия, поступки, свободно развертывать в пределах закона свою деятельность”. Если мы обратимся к высказыванию М.С. Строговича о соотношении прав и свобод, которое было приведено нами ранее в тексте, то увидим, что и сам ученый косвенно подошел к этому выводу, определив, что свобода – это вид прав личности.

Таким образом, можно сказать, что сущность понятий “право” и “свобода” одна, но данные термины различны, во-первых, по масштабу возможностей, которые имеет личность в данном конкретном случае; во-вторых, исторически сложившейся эмоциональной окраской слова (свобода слова, но право на обжалование).

К понятию “свободы”, как и к понятию “права” применима та же классификация на конституционные (или основные) свободы и отраслевые свободы.

В ч.1 ст. 55 Конституции РФ отражено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Принимая во внимание данное положение, мы видим, что перечень общепризнанных прав и свобод в Законе не ограничен, данную формулировку можно толковать как признание неисчерпаемости прав и свобод, их уважении, хотя они и не попадают в категорию основных.

Однако термин “свобода” употребляется не только в значении субъективной возможности совершать или не совершать какие-либо действия, но и в общем смысле, а именно, когда термин “свобода” обозначает состояние отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. В этом случае термин “свобода” выполняет роль основополагающего принципа, реализуемого в Конституции РФ.

Правовое положение личности обуславливается не только правами и свободами, но и таким понятием, как “интерес”. Интерес в толковом словаре русского языка определяется как нужда, потребность, выгода, корысть еской литературе рассматриваются как осознанные побуждения к деятельности ой литературе высказаны различные суждения: интерес – это объективная категория", субъективная категория ому вполне объективными причинами, считаю, что приемлемо определение интереса именно, как сочетание субъективной формы и объективного содержания.

Категория “интерес” по объему содержания гораздо шире прав и свобод. Законодательное закрепление интересов личности, обладающих качеством значимости для граждан и общества, переводит их в категорию официальных норм права. В данном случае интерес выступает причиной его законодательного признания, а права и свободы – следствием, то есть своеобразным результатом признания их обществом. Но не все права и свободы поглощают интересы, так как их диапазон очень значителен и разнообразен.

Классификация интересов очень обширна. Интересы подразделяются по следующим основаниям: по носителю (субъекту) интереса (интересы общества, интересы личности), по отражению в законе (интересы законные, интересы незаконные), по социальной значимости (интересы главные, интересы основные, интересы второстепенные), по содержанию мотива (уголовно-правовые интересы, гражданско-правовые интересы, уголовно-процессуальные интересы и т.д.), по времени действия (интересы постоянные и интересы временные), по отношению к развитию уголовного процесса (интересы прогрессивные, интересы реакционные), по соответствию природе (интересы реальные и интересы мнимые), по отношению к обвинению (интересы обвинения, интересы защиты от обвинения, интересы отказа от обвинения)

Остановимся на классификации интересов по основанию отражения в законе: интересы законные и незаконные. Законные интересы – это, прежде всего те, которые соответствуют субъективным правам личности. Так, свидетель, преследуя свой частный интерес, дал в ходе допроса ложные показания. Такой интерес не охраняется законом, он прямо предусмотрен как посягающий на Закон, поэтому будет считаться незаконным интересом. Примером законного интереса в уголовном процессе может быть факт отказа от дачи показаний близкого родственника обвиняемого. Данный частный интерес взят под охрану законом.

Частные интересы, взятые под охрану уголовно-процессуальным законом, хотя и противоречат цели уголовного судопроизводства, в конечном счете, также носят общественный характер, поскольку общество признает приоритет отдельного частного права человека и берет их под охрану закона, исходя из нравственных критериев. Значит, объектом охраны, защиты и обеспечения общественных и частных интересов в уголовном судопроизводстве могут быть не только те, которые названы в законе, но и те, которые не противоречат ему

Р.Е. Гукасян предложил классифицировать процессуальные интересы на личные и функциональные, понимая под последними государственные, общественные интересы, вытекающие из государственных, общественных функций т из функции, а обусловливает функциональную деятельность.

На иных классификациях интересов мы останавливаемся, так как считаем, что они вполне определенны.

Резюмируя все изложенное выше, мы можем сделать следующий вполне определенный вывод: правовое положение личности в обществе во многом определяется правами, которые декларируют основные правомочия человека, гражданина в государстве. Свободы, их природа, по своей сущности, аналогична природе прав, но имеются и различия, как в стилистическом значении, так и в смысловом, однако и права и свободы берут свое начало в сфере интересов, значимых для личности и общества, в определенной направленности деятельности субъектов на удовлетворение их осознанных потребностей.

А.М. Ильина, адъюнкт кафедры уголовного процесса Уральского юридического института МВД России

Свобода личности – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, без принуждения со стороны других субъектов. В нашей привычной конституционной трактовке прав и свобод человека и гражданина, употребляемые как однопорядковые, эти две ипостаси отличаются существенно. Право - это легитимное притязание человека на материальные и духовные блага, на получение которых он обладает правомочием, а свобода – возможность действовать по своему усмотрению без какого либо внешнего вмешательства и принуждения, независимость от чужой воли во внешнем проявлении. Именно такое понимание свободы стало превалировать с созданием доктрины прав человека.

Действующая Конституция Российской Федерации взяла на себя обязательства обеспечивать свободу передвижения и свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Гражданину гарантируется возможность свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свобода мысли и слова. Другая ипостась свободы личности предполагает неприкосновенность человека. С точки зрения ограждения его самого и его жилища от произвольных арестов, задержаний и обысков. Лишение свободы имеет место, если человек против его воли на какое-то время удерживается в определенном месте. Чаще всего это случается в практике правоохранительных органов, которым в силу своей деятельности приходится посягать на свободу людей.

Свободная личность в государстве - это личность, действующая со знанием и учетом объективных ограничений, по собственному волеизъявлению и в условиях выбора возможностей, а не по принуждению. Независимо от политического режима и формы правления за государством всегда сохраняется определенный объем свободы. И чем больше ее у государства, тем меньше ее будет у личности. Поэтому необходима мера свобода государственной власти, которой определяется и задается мера его ответственности. Право призвано устанавливать гарантии каждой личности в беспрепятственном осуществлении принадлежащих ей прав и свобод. Гарантированное от вмешательства власти пространство есть зона свободы и самодеятельности личности.

Еще одна категория, которая характеризует правовой статус личности, наряду с правами и свободами – это законные интересы. Мы имеем право на труд, однако почему-то не можем найти работу по специальности; мы имеем право на ежегодный оплачиваемый отпуск, но не всегда можем отдохнуть именно летом; мы имеем право на бесплатное медицинское обслуживание, тем не менее, зачастую нам приходится обращаться не в те медицинские учреждения, где бы мы действительно хотели бы лечиться. В подобных случаях участники правоотношений «имеют дело» с категорией «законный интерес».

Законный интерес – это стремление субъекта пользоваться определенными социальными благами и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права потребностей.

· их существование немыслимо без того, чтобы субъект правоотношений не стремился к обладанию благом, способным удовлетворить его потребности;

· стремление к обладанию определенным благом должно соответствовать существующим нормативным предписаниям, смыслу действующего законодательства;

· благо, к которому стремиться субъект не должно быть противоправным, что лишит интерес статуса «законного»;

· несмотря на то, что лицо, обладающее законным интересом, не может потребовать от других лиц его ненарушения, что и отличает последний от субъективного права, законный интерес – самостоятельный объект правовой охраны и защиты.

Для того, что бы субъект правоотношения мог реализовать свой законный интерес ему необходимо обосновать правомерность и законность своих интересов и выдвигаемых в соответствии с ними требований, а также суметь найти и воспользоваться защитой, «способной» исходить от компетентных органов в случае признания ими значимости и правомерности выдвигаемых субъектом притязаний.

Виды законных интересов

Обязанности личности

Наряду с правами, свободами и законными интересами в правовой статус личности входят и обязанности. При этом законодатель исходит из того, что блага, получаемые гражданином от государства, являются основанием его обязанностей.

У личности возникают различные социальные обязанности перед обществом и государством, выступающим от имени общества. Различают политические, экономические, юридические, моральные, религиозные, семейные обязанности, которые часто взаимодействуют, дополняя друг друга. Политические обязанности состоят в том, что гражданин должен активно участвовать в государственной и общественной жизни, поддерживать демократические преобразования в обществе и государстве. Политическим долгом гражданина является участие в формировании органов государственной власти через различные формы их избрания, в осуществлении государственной власти непосредственно или через органы местного самоуправления; ряд политических обязанностей связан с участием личности в политических партиях, общественных объединениях, т.е. уставными обязанностями.

Экономические обязанности связаны, прежде всего, с необходимостью укрепления экономического строя общества и государства. Используя свои способности, имущество, возможности экономической деятельности, каждый должен на основе улучшения своего экономического благополучия повышать уровень экономического развития страны. Экономической обязанностью, которая сочетается с юридической, является необходимость платить установленные в государстве налоги и сборы. Семейными обязанностями являются: забота о детях и их воспитание; помощь престарелым и нетрудоспособным родителям и другие.

Самыми обширными обязанностями гражданина являются юридические, которые устанавливаются Конституцией РФ или вытекают из ее содержания, а также закрепляются в других нормативных правовых актах. Отсюда следует различать конституционные, гражданско-правовые, экологические, административные и другие обязанности граждан.

Таким образом, юридическая обязанность есть социально обусловленная и гарантированная необходимая возможность в поведении личности, границы которой определены нормами объективного права (конституцией, законами), в целях использования определенных благ и ценностей для удовлетворения как собственных, так и общественных, корпоративных и иных потребностей и интересов на основе их единства и сочетания.

Права и свободы человека должны корреспондировать с определенными обязанностями человека и гражданина по их обеспечению в форме активного участия в управлении государством, заключающимся в создании надлежащих условий для реализации прав и свобод граждан либо в организации самого процесса осуществления их личностью. В данном случае утверждается принцип господства права, который охватывает приоритет прав человека по отношению к государству и взаимную ответственность человека перед государством и государства перед человеком.

Юридические обязанности удовлетворяют потребности личности в чужих действиях, служат специальным юридическим средством воздействия на других лиц, с тем, чтобы вызвать к жизни такую их деятельность, в которой нуждается индивид при реализации его субъективного права.

Кроме того, существуют общие (универсальные) юридические обязанности, содержание которых не может быть прямо и непосредственно выведено из субъективных прав личности как их коррелятов в правовых связях и отношениях. Эти юридические обязанности обеспечивают охрану общественных интересов, благ и ценностей, свободу для активных собственных действий, а также свободу от вмешательства со стороны иных лиц в сферу позитивной свободы личности, посягательств на личные блага человека - его жизнь, личную свободу, честь, достоинство и т.д. Целью такого рода юридических обязанностей служит удовлетворение общественных, коллективных интересов, а также интересов других лиц. К числу общих обязанностей граждан РФ следует отнести основные обязанности, установленные в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.

Особую группу среди общих юридических обязанностей составляют правовые запреты, устанавливающие необходимость воздержания от определенных активных действий. В число правовых запретов входят конституционные запреты всякой проповеди расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения. КоАП РФ, УК РФ, формулируя конкретные составы административных правонарушений и преступлений, тем самым устанавливают правовые запреты, направленные на охрану общественных и личных интересов, благ и ценностей.

В свободном демократическом обществе государство всеми имеющимися у него средствами обеспечивает необходимость поведения, выраженного в юридической обязанности. Таким средством выступает, прежде всего, убеждение. Если же оно оказывается недостаточным, то к лицам, уклоняющимся от необходимости признанной линии поведения, применяется государственное принуждение.

Юридические права, свободы, обязанности и законные интересы личности составляют единую систему. Правовой статус личности как система ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов представляет собой их структурную совокупность, т.е. деление внутренне единой совокупности прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности на группы, виды, находящиеся между собой в определенных связях и взаимодействии в соответствии с особенностями материального содержания и правовой формы.