Конституция (основной закон) чувашской асср

Предисловие

В Российской Федерации нет ни одного гражданина, который бы не знал словосочетание "Конституция - Основной Закон государства". Большинство людей знакомы с Конституцией Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации, а также наслышаны об основных законах Соединенных Штатов Америки, Франции, Бельгии, Испании и других государств. Но в таких федеративных государствах, как Россия, республики, входящие в их состав, также имеют свои конституции.

В последние годы государственная и общественная жизнь заметно обновляется. И Конституцию, без сомнения, можно смело назвать зеркалом развития государства и современного гражданского общества. Она представляет собой универсальный законодательный акт, всесторонне регламентирующий многообразные общественные отношения, создающий юридическую базу для издания других законов, нормотворческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направленный на обеспечение стабильности в государстве, обществе и рассчитанный на длительный исторический период. Одной из главных ее функций является устройство государственной власти в субъектах Российской Федерации, то есть создание определенной системы органов власти.

В конституциях республик, как и в уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, последовательно излагаются принципы, порядок организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти, закрепляются их полномочия, порядок обеспечения прав и свобод человека и гражданина, вопросы собственности, административно-территориального устройства и местного самоуправления.

Конституция Чувашской Республики принята 30 ноября 2000 года. В ходе разработки депутаты Государственного Совета Чувашской Республики старались обеспечить ее максимальное соответствие Конституции Российской Федерации и в этой связи учитывали все положения Конституции Российской Федерации. Поэтому она идеально перекликается с Основным Законом Российской Федерации и за годы своего существования всего четыре раза подверглась изменениям, в то время как в других субъектах России поправки в основные законы вносились до тридцати и более раз (Республика Адыгея - 34 раза, Республика Алтай - 32 раза, Республика Коми - 22 раза). К тому же поправки к Конституции Чувашской Республики были продиктованы лишь изменениями федерального законодательства. Это касается порядка утверждения общих и запасного списков присяжных заседателей, назначения представителей общественности в Квалификационную коллегию судей Чувашской Республики, представителей в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Чувашской Республики, а также порядка наделения полномочиями высшего должностного лица республики - Президента Чувашской Республики.

3 августа 1994 года Указом Президента Чувашской Республики была образована Конституционная комиссия по подготовке проекта новой Конституции Чувашской Республики. Возглавил ее работу Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров, который обеспечил принятие качественного, юридически выверенного конституционного акта. Соответственно основой для издания книги "Конституционный процесс в Чувашии: практика, проблемы, теория" послужили вышеуказанный правовой акт Президента Чувашской Республики и деятельность Президента Чувашской Республики, Государственного Совета Чувашской Республики по рассмотрению и принятию Конституции Чувашской Республики.

Книга, основанная на документах и стенографических отчетах сессий законодательного органа республики, охватывает период с 1926 года по настоящее время, но масштабно раскрывается в ней конституционный процесс по подготовке и принятию Конституции Чувашской Республики в 2000 году.

В издании также представлены основные вехи истории зарождения, развития, совершенствования чувашской государственности и ее конституционного оформления.

Каждая из Конституций (1926, 1937, 1978, 2000 годов), была результатом политических, общественных, социальных, экономических, правовых явлений, соответствовавших конкретному историческому этапу развития республики.

Это глубокое исследование и документальное повествование раскрывает многогранную, творческую, трудную работу всего депутатского корпуса и руководителей республики по подготовке особого юридического документа - Конституции Чувашской Республики, имеющей важное значение в жизни человека, коллектива, общества. Безусловно, принятие Конституции Чувашской Республики обогатило и российскую конституционно-правовую практику, теорию и практику всего конституционного законодательства.

Нам предстоит еще многое сделать в деле дальнейшего конституционного развития республики, совершенствования правотворческой деятельности Государственного Совета Чувашской Республики, являющегося высшим законодательным, представительным органом власти, обеспечивающим принятие законов по всем вопросам жизни республики.

Данная книга включила все четыре варианта проекта Конституции Чувашской Республики, подготовленные разными группами и официально внесенными в Конституционную комиссию Чувашской Республики. Каждый из них заслуживает внимания и, думается, приведенный здесь правовой их анализ поможет читателям лучше ознакомиться и глубже изучать историю конституционализма в Чувашской Республике.

Предлагаемое читателю издание заслуживает особого внимания, поскольку ее автор, являясь руководителем правовой службы Аппарата Государственного Совета Чувашской Республики, участвовал во многих мероприятиях по рассмотрению, доработке и принятию Основного Закона республики и обеспечивал юридическое сопровождение принимаемых документов.

Представляется, что книга окажется полезной и интересной не только для тех, кто непосредственно участвовал в подготовке, обсуждении и принятии новой Конституции Чувашской Республики, но и для широкого круга читателей, преподавателей, аспирантов, студентов, работников органов законодательной и исполнительной власти, интересующихся вопросами парламентаризма, теории и практики конституционного строительства.

Глава 1

Основные этапы и практика конституционного строительства в Чувашии (1926-2006 годы)

§ 1.1. Образование государственности в Чувашском крае и ее конституционное оформление

Интерес к истории становления государственности Чувашской Республики и ее правовой системы, в частности конституционного законодательства, растет из года в год. Это прежде всего связано с повышением правосознания населения и резким увеличением в республике количества учебных заведений, готовящих юристов.

Конституция как Основной Закон, всегда отличалась от иных правовых актов тем, что она конкретно и официально регламентирует общественные отношения, возникающие в обществе, и создает юридическую базу для издания других законов и правотворческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

30 ноября 2000 года Государственным Советом Чувашской Республики была принята новая Конституция Чувашской Республики, но не все знают - которая по счету. Поэтому, полагаем, надо вернуться к истории становления Чувашского края, его законодательного, конституционного закрепления.

Для этого приоткроем страницы истории. Так, 8 июня 1920 года Политическое бюро Центрального комитета Российской коммунистической партии (большевиков) рассмотрело вопрос о Чувашской Республике, а 22 июня того же года - об образовании Чувашской автономии в форме автономной области. На заседании Совета народных комиссаров РСФСР (далее - СНК РСФСР) заместитель наркома внутренних дел М.Ф.Владимирский доложил о проекте постановления об образовании Чувашской автономной области. Проект был одобрен, а затем за подписью В.И.Ленина направлен во ВЦИК для принятия окончательного решения. 24 июня 1920 года было принято совместное постановление Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (далее - ВЦИК) и СНК РСФСР "Об Автономной Чувашской области", которым образована Чувашская автономная область как часть Российской Федеративной Социалистической Республики (далее - РСФСР) с административным центром в городе Чебоксары.1

В состав Чувашской автономной области были включены:

из Казанской губернии в полном составе уезды Цивильский с 13 волостями (40574 хозяйства), Чебоксарский с 12 волостями (30380 хозяйств) и Ядринский с 14 волостями (39995 хозяйств); 5 волостей Козьмодемьянского уезда - Янгильдинская, Сундырская, Татаркасинская, Акрамовская и Малокарачкинская;

из Симбирской губернии - часть Курмышского уезда с 3 волостями - Атаевской, Курмышской, Алгашинской; из Буинского уезда 5 волостей - Хомбусь-Батыревская, Муратовская, Торхановская, Шемуршинская и Шамкинская.

Через 12 дней Революционный комитет вновь созданной Чувашской автономной области издал свой первый Приказ (от 6 июля 1920 года). Подписал его Председатель Революционного комитета Д.Эльмень. Согласно этому документу, до созыва 1-го съезда Советов области вся полнота власти в Чувашской автономии области принадлежала Революционному комитету, а вся власть на местах - уездным и волостным исполнительным комитетам, волисполкомам и сельским Советам.

Все ранее изданные декреты, узаконения и распоряжения Советской власти оставались в силе и должны были исполняться неуклонно. Советским, военным учреждениям предписывалось придерживаться порядков военного времени, установленным в Казанской, Симбирской губерниях в годы гражданской войны. # За неисполнение приказов, постановлений и распоряжений Революционного комитета Чувашской автономной области ответственность возлагалась на уездные и волостные исполнительные комитеты и сельские Советы.

В целях обеспечения порядка и законности Революционный комитет указал на свою готовность решительно бороться "с контрреволюционной агитацией, умалением успехов освобожденного народа, против тех, кто игнорирует решения Совета и кто нарушает трудовую дисциплину, и карать законами военного и революционного времени".

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 сентября 1921 года к Чувашской автономной области были присоединены из Татарской АССР: две волости из бывшего Буинского уезда Симбирской губернии - Шихирданская и Шемалаковская (с двумя селениями Энтугановской волости); из бывшего Тетюшского уезда, Казанской губернии - Новошимкусская волость, 14 селений Алькеевской волости и 7 селений Большетаябинской волости, из которых образована Малояльчиковская волость.

Позднее, 21 апреля 1925 года, постановлением Президиума ВЦИК "О преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику" была образована Чувашская АССР.

С приобретением статуса автономной республики начался новый этап развития государственности Чувашии. Республика получила право на принятие своей конституции и иных правовых актов по вопросам организации внутренней жизни в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР.

Начало работы по созданию конституционных основ административно-территориального устройства Чувашской АССР было положено на заседании Президиума ВЦИК от 21 апреля 1925 года. В протоколе заседания указано на необходимость выработки и представления в месячный срок на утверждение Президиума ВЦИК проекта положения о государственном устройстве Автономной Советской Чувашской Социалистической Республики. По итогам работы Комиссии ВЦИК по конституционным вопросам было принято постановление ВЦИК от 15 июня 1925 года "О государственном устройстве Чувашской АССР". Руководствуясь указанными документами, органы государственной власти и управления Чувашской АССР приступили к подготовке проекта Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР.

Первый проект Конституции Чувашской АССР был рассмотрен и утвержден 31 января 1926 года I (VI) Учредительным съездом Советов в Чувашской АССР. В постановляющей части протокола указывалось: "Проект Конституции и декларацию утвердить и поручить ЦИК ЧАССР внести на утверждение во ВЦИК".

Утвержденный проект Конституции состоял из двух частей: первой - Декларации об образовании Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики и второй - текста Конституции, содержащего 87 статей, объединенных в 13 глав. Декларация была включена в состав Конституции Чувашской АССР 1926 года по рекомендации Комиссии ВЦИК по конституционным вопросам. В ней кратко изложены исторический путь, пройденный чувашским народом в борьбе за национальную самостоятельность и национальную культуру, быт и язык, а также стремление к строительству новой социалистической жизни и готовность поддержать единство Союза Советских Социалистических Республик. "Долгий путь упорной борьбы прошел чувашский народ за свое освобождение, - говорилось в Декларации. - ... чувашские трудящиеся массы, вместе со всеми трудящимися Советских республик, начали строить новую жизнь".2

Небезынтересно, о чем же мечтали и думали тогда наши соплеменники? Внимательное изучение этого исторического документа свидетельствует о том, что в проекте Конституции закреплены основные институты власти Чувашской АССР, права на свободу совести, свободу выражения своих мнений и развитие печати, свободу союзов, а государственными языками на территории республики, как и в ныне действующей Конституции, признаны чувашский и русский.

Глава 5 была посвящена институту представительства Чувашской АССР в центральных органах РСФСР. Статья 37 гласила, что "для осуществления постоянной связи между Правительствами Чувашской АССР и РСФСР и в целях обеспечения интересов ЧАССР при Президиуме ВЦИК состоит Представитель Чувашской АССР, действующий на основании особого положения".3

Оказывается, еще на заре становления Чувашской Республики были найдены и выработаны действенные эффективные инструменты и формы сотрудничества и взаимодействия с центральными органами власти. В настоящее время представительства Чувашской Республики успешно функционируют при Президенте Российской Федерации и в некоторых субъектах Российской Федерации (г.Санкт-Петербурге, Республике Татарстан). Работа по расширению связей с другими субъектами России продолжается.

Проект Конституции Чувашской АССР в те годы подлежал утверждению на заседании ВЦИК. В с # связи с этим ВЦИК Чувашской АССР 23 марта 1926 года препроводил проект Конституции в адрес Представительства Чувашской АССР при ВЦИК. К сожалению, сведений о его рассмотрении и утверждении ВЦИКом, по данным исторического архива республики, не имеется. Скорее всего, названный документ, как и проекты конституций соседних республик, так и не прошел стадии утверждения. Однако это не умаляет его исторической и общественно-политической значимости, не снижает ценности, качества и юридической отработанности. Проект был разработан в полном соответствии с действующими Конституциями СССР и РСФСР, путем тщательного изучения законодательных основ, правовых норм и наработанного опыта в молодой Российской Федерации. Работа над первой Конституцией ЧАССР и полученные в этой области знания оказывали и определенное влияние на дальнейшее развитие в правотворческой деятельности в республике.

Конституция Чувашской АССР 1926 года впервые была опубликована в 1930 году малым тиражом в форме брошюры под грифом "на правах рукописи".

Важно отметить, что на съездах Советов и сессиях ЦИК Чувашской АССР вплоть до преобразования органов государственной власти и управления по Конституции Чувашской АССР 1937 года вопросы о дополнениях или изменениях статей проекта Конституции Чувашской АССР 1926 года не ставились.

На сессии Верховного Совета Чувашской АССР 2 декабря 1948 года Конституция Чувашской АССР 1926 года была названа "первой Конституцией республики", хотя в правовом отношении, на наш взгляд, до конца она не была оформлена и не вступила в юридическую силу.

Но ход истории не остановить. Жизнь и связанные с ней государственные и общественные отношения в Чувашии год от года развивались, совершенствовались. Чрезвычайный XI съезд Советов Чувашской АССР 18 июля 1937 года принял новый проект Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР и решил внести его на утверждение Верховного Совета РСФСР. Его одобрению предшествовало принятие Конституции СССР (5 декабря 1936 года) и Конституции РСФСР (21 января 1937 года). Статья 20 Конституции РСФСР предоставляла автономным республикам право иметь свои конституции, учитывающие особенности автономных республик и построенные в строгом соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР.

Согласно этим конституционным актам и была разработана Конституция Чувашской АССР 1937 года, которая объявила ЧАССР социалистическим государством рабочих и крестьян, что власть в республике принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, а политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, экономическую - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность (статьи 1, 2, 3, 4). В ней определены:

виды социалистической собственности, которая выступает в форме государственной либо кооперативно-колхозной собственности (статья 5);

функционирование мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда (статья 9);

ведение хозяйственной (производственной) деятельности на основе государственного и народнохозяйственного планов (статья 11);

принцип социализма "от каждого по его способностям, каждому по его труду" (статья 12).

Важно отметить, что Центральный исполнительный комитет Чувашской АССР (ЦИК Чувашской АССР) работу над проектом Конституции ЧАССР начал еще до объявления о принятии Конституций СССР и РСФСР. 25 июля 1936 года Президиум ЦИК Чувашской АССР образовал Конституционную комиссию в составе 30 членов, которой было поручено разработать проект новой конституции. Он был опубликован для обсуждения в республиканских газетах 18 мая 1937 года и, кроме того, издан отдельной брошюрой.

Конституция (Основной Закон) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики была принята в 1937 году Верховным Советом ЧАССР, что было обусловлено соответствующими изменениями, которые произошли в Российском государстве и Чувашской АССР. Она закрепила вторую фазу развития социализма.

Конституция 1937 года состоит из одиннадцати глав: 1. Общественное устройство; 2. Государственное устройство; 3. Высшие органы государственной власти ЧАССР; 4. Органы государственного управления ЧАССР; 5. Местные органы государственной власти; 6. Бюджет ЧАССР; 7. Суд и прокуратура; 8. Основные права и обязанности граждан; 9. Избирательная система; 10. Герб, флаг, столица; 11. Порядок изменения Конституции ЧАССР.

2 июня 1940 года Конституция (Основной Закон) Чувашской АССР была утверждена Верховным Советом РСФСР. Но коренные изменения в обществе и государстве требовали дальнейшего ее развития.

7 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция (Основной Закон) Союза ССР, а 12 апреля 1978 года высший законодательный орган РСФСР принял Конституцию (Основной Закон) РСФСР.

Постановлением Верховного Совета Чувашской АССР от 24 июня 1977 года была образована Комиссия по подготовке проекта новой Конституции Чувашии, который был одобрен 11 мая 1978 года Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР и вынесен на всенародное обсуждение.

30 мая 1978 года в Чебоксарах состоялась восьмая сессия Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва, где была определена необходимость принятия новой Конституции Чувашии. Причинами тому явились вступление в силу Конституции СССР и Конституции РСФСР, а также изменения, произошедшие в социально-экономической и политической жизни республики. На этой же сессии была образована редакционная комиссия по подготовке окончательного варианта проекта Конституции. А 31 мая 1978 года Верховный Совет Чувашской АССР после заслушивания доклада об итогах работы редакционной комиссии голосованием по разделам и в целом единогласно принял Конституцию (Основной Закон) Чувашской АССР. Были приняты также Декларация "О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР" и Закон Чувашской АССР "О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР". Декларация была подписана Председателем Президиума Верховного Совета ЧАССР С.М.Ислюковым и Секретарем Д.И.Абашевым.4

Конституция Чувашской АССР 1978 года законодательно закрепила реальное расширение прав автономной республики. Если Конституция 1937 года к ведению Верховного Совета ЧАССР относила установление Конституции Чувашской АССР, внесение ее на утверждение Верховного Совета РСФСР и контроль за ее исполнением, то Конституция 1978 года предоставила Верховному Совету республики право самостоятельного ее принятия и внесения в нее изменений и дополнений.

Таким образом, было снято обязательное требование утверждения Конституции автономной республики высшим органом власти союзной республики. Кроме того, расширена компетенция Президиума Верховного Совета Чувашской АССР в решении ряда вопросов местной жизни, в том числе в сфере административно-территориального устройства.

Впервые в Конституцию Чувашской АССР был введен институт постоянных комиссий всех уровней Советов народных депутатов республики, являющихся важной формой привлечения депутатов к предварительному рассмотрению и подготовке вопросов, к участию в контроле за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Конституция Чувашской АССР 1978 года состояла из 16 глав в составе 10 разделов: 1. Основы общественного строя и политики Чувашской АССР; 2. Государство и личность; 3. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Чувашской АССР; 4. Советы народных депутатов Чувашской АССР и порядок их избрания; 5. Высшие органы государственной власти и управления Чувашской АССР; 6. Местные органы государственной власти и управления в Чувашской АССР; 7. Государственный план экономического и социального развития Чувашской АССР. Государственный бюджет Чувашской АССР; 8. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; 9. Герб, флаг и столица Чувашской АССР; 10. Действие Конституции Чувашской АССР и порядок ее изменения.

Она действовала продолжительное время - 22 года. За это время в нее восемь раз были внесены изменения и дополнения. 29 августа 1991 года впервые была внесена поправка, касающаяся введения в Чувашии поста Президента Чувашской АССР. Но до этого, по времени на полчаса раньше, депутаты Верховного Совета двенадцатого созыва приняли Закон об учреждении поста Президента Чувашской ССР. Это произошло на VI внеочередной сессии Верховного Совета Чувашии двенадцатого созыва. За введение в республике института президентства проголосовали 171 из 200 депутатов.

Институт президентства сыграл и играет позитивную роль в развитии национальной государственности. "Необходимость учреждения института президентства в Чувашии, - пишет кандидат исторических наук Д.А.Захаров в статье "Институт президентства в Чувашской Республике: становление и развитие (1991-2000 гг.)", - была вызвана объективными причинами: 1) социально-экономическим кризисом, с которым не справлялись ни федеральные, ни республиканские органы власти; 2) демократическими преобразованиями; 3) ослаблением исполнительной власти; 4) принятием в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР, требовавшей от органов государственной власти защиты провозглашенного суверенитета, которую эффективнее бы осуществил Президент."5

Кроме того, на учреждение нового института власти повлияли специфические факторы политической ситуации в республике осенью 1991 года:

1. Осторожно-нерешительная позиция руководства республики на события 19-21 августа в столице страны вызвала опасения у депутатов и чиновников, что в Чувашию посадят наместника из Москвы, как это произошло в некоторых областях и регионах;

2. После запрета деятельности КПСС, которая фактически управляла республикой в период советской власти, возник своего рода вакуум власти, который должен был заполнить Президент;

3. Сказалось и влияние схожих процессов по введению института президентства в соседних республиках (Татарской, Марийской, Мордовской);

4. Свою роль сыграли и личные амбиции некоторых политических деятелей, в частности Председателя Верховного Совета Э.А.Кубарева, претендовавшего на пост Президента. Следует учесть и то обстоятельство, что осенью 1991 года резко обострился конфликт между председателями Совета Министров и Верховного Совета. Поэтому учреждение института президентства в регионе было выгодным руководителю парламента Э.А.Кубареву, так как в этом случае Н.А.Зайцев отходил на второй план. Более того, у Кубарева были основания думать, что именно он станет Президентом. На наш взгляд, личная позиция Э.А.Кубарева по этому вопросу имела огромное, если не определяющее значение.

"Решения VI внеочередной сессии Верховного Совета Чувашской ССР 29 августа 1991 года положили начало законотворческому процессу формирования института президентства. Парламент поручил Президиуму Верховного Совета Чувашии разработать пакет законопроектов и внести на рассмотрение следующей сессии законодательного органа. Была сформирована редакционная комиссия, в работе которой активное участие приняли депутаты Н.А.Мальчугин, А.П.Хузангай, П.С.Краснов и другие. В течение сентября разрабатывалось законодательство о Президенте республики. Особое внимание при этом уделялось изучению уже принятых и действующих правовых актов о Президенте РСФСР, а также законов Татарской, Мордовской, Марийской и Калмыцкой ССР. За основу документа был принят российский Закон о Президенте. В начале октября текст законопроекта был опубликован в республиканских газетах".6

Введенная в Конституцию Чувашской ССР глава II-1 называлась "Президент Чувашской ССР", и состояла она из одной статьи 109-1:

"Статья 109-1. Президент Чувашской Советской Социалистической Республики является высшим должностным лицом Чувашской ССР и главой исполнительной власти в Чувашской ССР.

Президент Чувашской ССР не может быть народным депутатом.

Президент Чувашской ССР не занимает никакие другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имеет права на предпринимательскую деятельность".7

На этой же сессии в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики и учреждением поста Президента Чувашии Верховный Совет Чувашской ССР в преамбуле, статье 161-1 Конституции слова "Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика" заменены словами "Чувашская Советская Социалистическая Республика". Так началось поэтапное конституционно-правовое изменение статуса Чувашской АССР в Чувашскую Республику.

Вскоре Конституция Чувашской Республики претерпела новые изменения. На этот раз 29 апреля 1992 года были внесены изменения в статью 157, которая получила следующую редакцию:

"Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца", обрамленного пурпуровой окаймленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики" - "Чувашская Республика", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю".

Статья 158 Конституции Чувашской Республики была изложена в следующей редакции:

"Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением 5:8, пересеченное по горизонтали на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля. В центре находятся гербовые эмблемы "Древо жизни" (символ Возрождения) и "Три солнца".

Редакция статьи 158-1 также была обновлена:

"Государственным гимном Чувашской Республики является песня "Таван сершыв" (музыка Г.С.Лебедева, стихи И.С.Тукташа) (дополненная редакция)".8

Все эти изменения внесены в Конституцию Чувашской Республики законами Чувашской Республики, подписанными Председателем Верховного Совета Чувашской Республики до введения в республике института президентства.

Так завершилась работа над конституционными актами советского периода. Но в стране продолжались коренные изменения государственной, политической, экономической и общественной жизни.

С принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации, основанной на идеологии приоритета прав человека и гражданина и принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, создалась необходимая правовая база для коренного обновления республиканских конституций и принятия уставов субъектов Российской Федерации.

Конституция (Основной Закон) Чувашской АССР

Документ по состоянию на январь 2016 года

Глава I

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 1. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу Чувашской АССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождения чувашского народа от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии и разгрома националистической контрреволюции.

Статья 3. Вся власть в Чувашской АССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Статья 4. Экономическую основу Чувашской АССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 5. Социалистическая собственность в Чувашской АССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.


Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно устава сельскохозяйственной артели.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то-есть навечно.

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в Чувашской АССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как и право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.

Статья 11. Хозяйственная жизнь Чувашской АССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости социалистического государства и усиления его обороноспособности.


Статья 12. Труд в Чувашской АССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест".

В Чувашской АССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по способностям, каждому по труду".

Глава II

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 13. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика входит в состав РСФСР на правах Автономной Республики.

Вне пределов статьи 14 Конституции СССР и статьи 19 Конституции РСФСР, Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика осуществляет государственную власть на автономных началах.

Статья 14. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика состоит из районов: Алатырского, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Ишлейского, Канашского, Козловского, Кувакинского, Красно-Четайского, Мариинско-Посадского, Порецкого, Тархановского, Татаркасинского, Траковского, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Шихазановского, Шихирдановского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчиковского, Янтиковского и города Чебоксары, непосредственно подчиненного высшим органам государственной власти Чувашской АССР.

Статья 15. Территория Чувашской АССР не может быть изменена без согласия Чувашской АССР.

Статья 16. Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Чувашской АССР. В случае расхождения закона Чувашской АССР с законами СССР и РСФСР, действуют законы СССР и РСФСР.

Статья 17. Каждый гражданин Чувашской АССР является гражданином РСФСР и СССР.

Граждане РСФСР и всех других союзных республик пользуются на территории Чувашской АССР одинаковыми правами с гражданами Чувашской АССР.


Статья 18. Ведению Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов власти и органов государственного управления подлежат:

а) установление Конституции Чувашской АССР, внесение ее на утверждение Верховного Совета РСФСР и контроль за ее исполнением;

б) установление районного деления Чувашской АССР, границ районов, городов и внесение на утверждение Верховного Совета РСФСР;

в) законодательство Чувашской АССР;

г) охрана государственного порядка и прав граждан;

д) утверждение народнохозяйственного плана Чувашской АССР;

е) утверждение бюджета Чувашской АССР;

ж) установление, в соответствии с законодательством СССР и РСФСР, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов;

з) руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов;

и) руководство страховым и сберегательным делом;

к) управление промышленными, сельскохозяйственными, торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью;

л) контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчиненных органам СССР и РСФСР;

м) руководство и контроль за порядком пользования землей, недрами, лесами и водами в соответствии с законами СССР и РСФСР;

н) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест;

о) дорожное строительство, руководство местным транспортом и местной связью;

п) контроль за проведением законов СССР и РСФСР о труде;

р) руководство делом здравоохранения;

с) руководство делом социального обеспечения;

т) руководство делом начального и среднего образования, контроль и наблюдение за делом высшего образования;

у) руководство культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями Чувашской АССР;

ф) руководство и организация дела физической культуры и спорта;

х) организация судебных органов Чувашской АССР.

Глава III

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 19. Высшим органом государственной власти Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является Верховный Совет Чувашской АССР.

Статья 20. Верховный Совет Чувашской АССР осуществляет все права, присвоенные Чувашской АССР, согласно статей 13 и 18 Конституции Чувашской АССР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету Чувашской АССР органов Чувашской АССР: Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Совета Народных Комиссаров Чувашский АССР и Народных Комиссариатов Чувашской АССР.

Статья 21. Верховный Совет Чувашской АССР является единственным законодательным органом Чувашской АССР.

Статья 22. Верховный Совет Чувашской АССР избирается гражданами Чувашской АССР по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 12 тысяч населения.

Статья 23. Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом Чувашской АССР простым большинством голосов.

Статья 24. Законы, принятые Верховным Советом Чувашской АССР, публикуются на чувашском и русских языках за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

Статья 25. Верховный Совет Чувашской АССР избирает председателя Верховного Совета Чувашской АССР и двух его заместителей.

Статья 26. Председатель Верховного Совета Чувашской АССР руководит заседаниями Верховного Совета Чувашской АССР и ведает его внутренним распорядком.


Статья 27. Сессии Верховного Совета Чувашской АССР созываются Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР по его усмотрению или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета.

Статья 28. Верховный Совет Чувашской АССР избирает Президиум Верховного Совета Чувашской АССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, двух его заместителей, секретаря Президиума и 12 членов Президиума.

Статья 29. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР подотчетен Верховному Совету Чувашской АССР во всей своей деятельности.


Статья 30. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР:

а) созывает сессии Верховного Совета Чувашской АССР;

б) дает толкование законов Чувашской АССР, издает указы;

в) производит всенародный опрос (референдум);

г) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР, а также решения и распоряжения районных и городских Советов депутатов трудящихся Чувашской АССР в случае их несоответствия закону;

д) в период между сессиями Верховного Совета Чувашской АССР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров Чувашской АССР по представлению председателя Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета Чувашской АССР;

е) присваивает почетные звания Чувашской АССР.


Статья 31. Верховный Совет Чувашской АССР избирает мандатную комиссию, которая проверяет полномочия депутатов Верховного Совета Чувашской АССР.

По представлению мандатной комиссии Верховный Совет Чувашской АССР решает либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.


Статья 32. Верховный Совет Чувашской АССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.

Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Статья 33. Депутат Верховного Совета Чувашской АССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета Чувашской АССР, а в период между сессиями Верховного Совета Чувашской АССР, - без согласия Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

Статья 34. По истечении полномочий Верховного Совета Чувашской АССР Президиум Верховного Совета Чувашской АССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий Верховного Совета Чувашской АССР.

Статья 35. По истечении полномочий Верховного Совета Чувашской АССР Президиум Верховного Совета Чувашской АССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Чувашской АССР нового Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

Статья 36. Вновь избранный Верховный Совет Чувашской АССР созывается Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР прежнего созыва не позже, как через месяц после выборов.

Статья 37. Верховный Совет Чувашской АССР образует Правительство Чувашской АССР - Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР.

Глава IV

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 38. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР.

Статья 39. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР ответственен перед Верховным Советом Чувашской АССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Чувашской АССР - перед Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР, которому подотчетен.

Статья 40. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Чувашской АССР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и РСФСР и проверяет их исполнение.

Статья 41. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР обязательны к исполнению на всей территории Чувашской АССР.


Статья 42. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР:

а) объединяет и направляет работу Народных Комиссариатов Чувашской АССР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных и союзно-республиканских Народных Комиссариатов;

б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;

в) принимает меры по осуществлению республиканского и местного бюджетов Чувашской АССР;

г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;

д) руководит и проверяет работу исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся.


Статья 43. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся, а также приостанавливать решения и распоряжения районных и городских Советов депутатов трудящихся.

Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР имеет право отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров Чувашской АССР.


Статья 44. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР образуется Верховным Советом Чувашской АССР в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР;

Двух заместителей председателя Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР;

Председателя Государственной плановой комиссии Чувашской АССР;

Народных Комиссаров Чувашской АССР:

Пищевой промышленности;

Лесной промышленности;

Земледелия;

Финансов;

Внутренней торговли;

Внутренних дел;

Здравоохранения;

Просвещения;

Местной промышленности;

Коммунального хозяйства;

Социального обеспечения;

Начальника дорожного управления;

Уполномоченного Комитета заготовок ССР;

Начальника Управления по делам искусств.

Статья 45. Правительство Чувашской АССР или Народный Комиссар Чувашской АССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета Чувашской АССР, обязаны не более, чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совете Чувашской АССР.

Статья 46. Народные Комиссары Чувашской АССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Чувашской АССР, согласно Конституций РСФСР и Чувашской АССР.

Статья 47. Народные Комиссары Чувашской АССР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР, РСФСР и Чувашской АССР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР, РСФСР и Чувашской АССР, приказов и инструкций Народных Комиссариатов РСФСР и проверяют их исполнение.

Статья 48. Народные Комиссариаты Чувашской АССР руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров Чувашской АССР, так и соответствующим Народным Комиссариатам РСФСР.

Глава V

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 49. Органами государственной власти в районах, городах, поселках, селах, деревнях являются Советы депутатов трудящихся.

Статья 50. Районные, городские, поселковые, сельские Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися района, города, поселка, села, деревни сроком на два года.

Статья 51. Советы депутатов трудящихся (района, города, поселка и села) руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан.

Статья 52. Советы депутатов трудящихся принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, РСФСР и Чувашской АССР.

Статья 53. Исполнительными и распорядительными органами районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.

Статья 54. Исполнительным и распорядительным органом сельских Советов депутатов трудящихся в небольших поселениях являются избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь.

Статья 55. Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся (района, города, поселка, села) осуществляют руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов.

Статья 56. Сессии районных Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год.

Статья 57. Сессии городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными органами не реже одного раза в месяц.

Статья 58. Районные и городские Советы депутатов трудящихся избирают на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседания сессии.

Статья 60. Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Статья 61. Вышестоящие исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов и приостанавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся.

Статья 62. Вышестоящие Советы депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.


Статья 63. Районные Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы исполнительных комитетов:

земельный;

народного образования;

финансовый;

внутренней торговли;

здравоохранения;

социального обеспечения;

дорожный;

плановую комиссию;

и, кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства района, с утверждения Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, районные Советы депутатов трудящихся образуют отделы: коммунальный и местной промышленности.

Статья 64. В соответствии с условиями района, на основе законов СССР и РСФСР, с утверждения Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Народный Комиссариат Внутренних Дел образует при районных Советах депутатов трудящихся свои управления.

Статья 65. Отделы районных Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как районному Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату Чувашской АССР.


Статья 66. Городские Советы депутатов трудящихся образуют следующие отделы исполнительных комитетов:

финансовый;

коммунального хозяйства;

внутренней торговли;

здравоохранения;

народного образования;

социального обеспечения;

плановую комиссию;

сектор кадров при председателе исполкома,

и, кроме того, в соответствии с особенностями промышленности города, его городского и пригородного хозяйства:

местной промышленности;

земельный.

Статья 67. Отделы городских Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как городскому Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу районного Совета депутатов трудящихся.

Статья 68. Отделы городского Совета депутатов трудящихся города Чебоксары подчиняются в своей деятельности как Совету депутатов трудящихся города Чебоксары и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату Чувашской АССР непосредственно.

Статья 69. Бюджет Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики составляется Советом Народных Комиссаров Чувашской АССР и вносится им на утверждение Верховного Совета Чувашской АССР.

Утвержденный Верховным Советом Чувашской АССР бюджет Чувашской АССР публикуется во всеобщее сведение.

Статья 70. Верховный Совет Чувашской АССР избирает бюджетную комиссию, которая докладывает Верховному Совету свое заключение по бюджету Чувашской АССР.

Статья 71. Отчет об исполнении бюджета Чувашской АССР утверждается Верховным Советом Чувашской АССР и публикуется во всеобщее сведение.

Статья 72. В бюджет Чувашской АССР и в местные бюджеты районных, городских, поселковых и сельских Советов включаются доходы от местного хозяйства, отчисления от поступающих на их территории государственных доходов, а также поступления от местных налогов и сборов в размерах, устанавливаемых законодательством СССР и РСФСР.

Глава VII

СУД И ПРОКУРАТУРА

Статья 73. Правосудие в Чувашской Автономной Советской Социалистической Республике осуществляется народными судами, Верховным Судом Чувашской АССР, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР.

Статья 74. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

Статья 75. Верховный Суд Чувашской АССР является высшим судебным органом Чувашской АССР. На Верховный Суд Чувашской АССР возлагается надзор за Судебной деятельностью всех судебных органов Чувашской АССР.

Статья 76. Верховный Суд Чувашской АССР избирается Верховным Советом Чувашской АССР сроком на пять лет.

Статья 77. Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года.

Статья 78. Судопроизводство в Чувашской АССР ведется на чувашском языке, в сельских районах, городах и поселках с большинством русского или татарского населения соответственно на русском и татарском языках с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.

Статья 79. Разбирательство дел во всех судах Чувашской АССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения с обеспечением обвиняемому права на защиту.

Статья 80. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 81. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории Чувашской АССР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР и Прокурора Чувашской АССР.

Статья 82. Прокурор Чувашской АССР назначается Прокурором СССР сроком на пять лет.

Статья 83. Районные и городские прокуроры Чувашской АССР назначаются Прокурором РСФСР с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.

Статья 84. Органы Прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР и РСФСР.

Глава VIII

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 85. Граждане Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики имеют право на труд, то-есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.


Статья 86. Граждане Чувашской АССР имеют право на отдых.

Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной палаты, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.


Статья 87. Граждане Чувашской АССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности.


Статья 88. Граждане Чувашской АССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучение в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.


Статья 89. Женщине Чувашской АССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских ясель и садов.


Статья 90. Равноправие граждан Чувашской АССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом.

Статья 91. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в Чувашской АССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 92. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам Чувашской АССР гарантируются законом:

а) свобода слова,

б) свобода печати,

в) свобода собраний и митингов,

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

Статья 93. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам Чувашской АССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных.

Статья 94. Гражданам Чувашской АССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Статья 95. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Статья 96. Чувашская АССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

Статья 97. Каждый гражданин Чувашской АССР обязан соблюдать Конституции Союза Советских Социалистических Республик, Российской Советской Федеративной Социалистической республики и Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Статья 98. Каждый гражданин Чувашской АССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.

Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.


Статья 99. Всеобщая воинская обязанность является законом.

Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан Чувашской АССР.

Статья 100. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина Чувашской АССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

Глава IX

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 101. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет Чувашской АССР, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся, - производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 102. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Чувашской АССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

Статья 103. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 104. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

Статья 105. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Статья 106. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета Чувашской АССР, производятся гражданам непосредственно путем прямых выборов.

Статья 107. Голосование при выборах депутатов является тайным.

Статья 108. Выборы в Советы депутатов трудящихся Чувашской АССР производятся по избирательным округам по следующим нормам:

районного Совета, в зависимости от размеров района, - один депутат не менее, чем от 500, и не более, чем от 1500 населения;

городского Совета, в зависимости от размеров города, - один депутат не менее, чем от 100, и не более, чем от 1000 населения;

сельского Совета, в зависимости от размеров района деятельности сельского Совета, - один депутат не менее, чем от 100, и не более, чем от 250 населения.

Избирательные нормы для каждого, районного, городского, поселкового и сельского Совета депутатов трудящихся устанавливаются "Положением о выборах в Советы депутатов трудящихся Чувашской АССР" в пределах избирательных норм, указанных в настоящей статье.


Статья 109. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам.

Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.

Статья 110. Каждый депутат, обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Глава X

ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА

Статья 111. Государственным гербом Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный герб РСФСР, который состоит из изображения золотых серпа и молота, помещенных крест на крест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском и чувашском языках, с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Чувашская АССР" на русском и чувашском языках.

Статья 112. Государственным флагом Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг РСФСР, состоящий из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые буквы "РСФСР" на русском и чувашском языках, с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Чувашская АССР" на русском и чувашском языках.

Статья 113. Столицею Чувашской АССР является город Чебоксары.

Глава XI

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Статья 114. Изменение Конституции Чувашской АССР производятся лишь по решению Верховного Совета Чувашской АССР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета Чувашской АССР, с утверждения Верховного Совета РСФСР.

С приобретением статуса автономной республики начался новый этап развития государственности Чувашии. Республика получила право на принятие своей конституции и иных правовых актов по вопросам организации внутренней жизни в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР.


31 января 1926 года Первый проект Конституции Чувашской АССР был рассмотрен и утвержден 31 января 1926 года I (VI) Учредительным съездом Советов в Чувашской АССР. Конституция Чувашской АССР 1926 года впервые была опубликована в 1930 году малым тиражом в форме брошюры под грифом "на правах рукописи". На сессии Верховного Совета Чувашской АССР 2 декабря 1948 года Конституция Чувашской АССР 1926 года была названа «первой Конституцией республики»


Чрезвычайный XI съезд Советов Чувашской АССР 18 июля 1937 года 18 июля 1937 года принял новый проект Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР и решил внести его на утверждение Верховного Совета РСФСР. Его одобрению предшествовало принятие Конституции СССР (5 декабря 1936 года) и Конституции РСФСР (21 января 1937 года) Статья 20 Конституции РСФСР предоставляла автономным республикам право иметь свои конституции, учитывающие особенности автономных республик и построенные в строгом соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР


31 мая 1978 года 30 мая 1978 года в Чебоксарах состоялась восьмая сессия Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва, где была определена необходимость принятия новой Конституции Чувашии. Причинами тому явились вступление в силу Конституции СССР и Конституции РСФСР, а также изменения, произошедшие в социально-экономической и политической жизни республики. На этой же сессии была образована редакционная комиссия по подготовке окончательного варианта проекта Конституции. А 31 мая 1978 года Верховный Совет Чувашской АССР после заслушивания доклада об итогах работы редакционной комиссии голосованием по разделам и в целом единогласно принял Конституцию (Основной Закон) Чувашской АССР года Она действовала продолжительное время - 22 года. За это время в нее восемь раз были внесены изменения и дополнения


10 апреля 1995 года проект новой Конституции Чувашской Республики был официально внесен Конституционной комиссией в Государственный Совет Чувашской Республики. 26 апреля 1995 года Государственный Совет принял постановление N 224, в котором говорилось, что 31 марта 1995 года Конституционная комиссия Чувашской Республики закончила свою работу над проектом новой Конституции Чувашской Республики и представила его на Рассмотрение в Государственный Совет Чувашской Республики.


31 января 1997 года Государственный Совет республики на своей сессии рассмотрел вопрос «О проекте Конституции Чувашской Республики" и принял соответствующее постановление за номером 587 о проведении всенародного обсуждения проекта Конституции Чувашской Республики, подготовленного Конституционной комиссией, в течение двух месяцев с момента его опубликования. Данный конституционный законопроект и другие альтернативные варианты в апреле того же года были опубликованы в республиканских газетах.


2 июля 1997 года депутаты Государственного Совета Чувашии обсудили на сессии итоги всенародного обсуждения проекта новой Конституции. На сессии было решено образовать до 20 июля 1997 года согласительную комиссию для рассмотрения предложений и замечаний, высказанных в ходе всенародного обсуждения. С 6 февраля по 6 апреля 1997 года состоялось всенародное обсуждение проекта Конституции


8 июля 1999 года десятая сессия парламента Чувашии продолжила свою работу. На ней варианты проектов Конституции Чувашской Республики, подготовленные временной комиссией и Комитетом по законодательству, не нашли поддержки. 29 апреля 1999 года в Государственном Совете Чувашской Республики проведено парламентское слушание по проекту новой Конституции Чувашской Республики и приняты соответствующие рекомендации.


Продолжением работы над проектом Конституции Чувашской Республики стало его рассмотрение на десятой сессии Государственного Совета 21 июня 1999 года Восьмая сессия Государственного Совета Чувашской Республики (2 и 9 апреля 1999 года). Процесс рассмотрения вопроса, связанного с проектом Конституции Чувашской Республики, возобновился на восьмой сессии.


В ходе обсуждения поступило 29 апреля 1999 года проведены парламентские слушания по проекту Конституции Чувашской Республики более 1500 предложений и замечаний от граждан, организаций, средств массовой информации. Девятнадцатая сессия Государственного Совета Чувашской Республики (16 июня 2000 года). В повестке дня значилось 7 вопросов, среди которых первым был вопрос "О проекте Конституции Чувашской Республики".

26-31 января исполняется 85 лет со дня проведения первого съезда Советов Чувашской АССР и принятия первой Конституции республики.

В 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. После этого встала непосредственная задача по подготовке проекта Конституции ЧАССР. Была образована специальная конституционная комиссия, куда вошли опытные политические, хозяйственные работники и специалисты. В доработанном виде проект основного закона был представлен на рассмотрение I съезда Советов. После обсуждения участники съезда с учетом замечаний и предложений приняли первую Конституцию ЧАССР. Таким образом, рождение Чувашской АССР было юридически узаконено 31 января 1926 г.

В РГУ «Государственная книжная палата Чувашской Республики» хранится первая «Конституция Автономной Советской Социалистической Республики» на чувашском и русском языках, выпущенная в свет отдельным изданием в 1930 г. Центральным исполнительным комитетом ЧАССР.

Конституцию ЧАССР 1926 г. открывает «Декларация образования Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики». «Долгий путь упорной борьбы прошел чувашский народ за свое освобождение, – гласила декларация. - В течение многих веков чувашские трудящиеся массы находились под тяжелым гнетом самодержавия. Героическими усилиями отстаивал чувашский народ свою экономическую и национальную независимость, культуру, быт и язык в борьбе с угнетателями и притеснителями». Далее в декларации отмечалось, что с образованием республики, вступая в новый период строительства жизни, чувашский трудовой народ ставит перед собой основную задачу – укрепление хозяйства, поднятие политического и культурного уровня чувашского народа: «Стоя на страже равноправия всех национальностей, чувашские трудящиеся массы признают братскую солидарность всех национальностей Чувашской Республики необходимым условием экономического и культурного развития».

Конституция Чувашской АССР состоит из 87 статей, объединенных в 13 глав. Все ее положения пронизаны демократизмом: ЧАССР есть государство рабочих и крестьян (статья 1); вся власть в пределах ЧАССР принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (статья 3). Основной закон республики ставил своей задачей «предоставить рабочим и крестьянам всестороннее, полное бесплатное образование и введение всеобщего обучения», а также провозгласил «труд обязанностью всех граждан республики».

В первой Конституции ЧАССР значительное внимание уделено языковой политике. Так, чувашский и русский языки признавались государственными языками на территории республики, ставилась задача полного введения чувашского языка во всех государственных и общественных учреждениях и организациях.

В главе «О выборах в Советы» изложены статьи об активном и пассивном избирательном праве, о производстве выборов, о проверке и отмене выборов и отзыве депутатов.

Таким образом, первая Конституция Чувашской АССР сыграла важную роль в хозяйственном, культурном и политическом развитии республики и чувашского народа. Принятый 85 лет назад основной закон ЧАССР по своей политической значимости и социально-экономическим последствиям сохранил свою базовую основу и по сегодняшний день.