Содержание порядок формирования юридических дел клиентов. Формирование юр дел клиентов. Аудит правильности открытия счетов в банке

10.1. Юридическое дело формируется банком по каждому банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента.

Одно юридическое дело может формироваться по нескольким счетам клиента. Случаи и порядок формирования одного юридического дела по нескольким счетам клиента определяются банком в банковских правилах.

(в ред. Указания Банка России от 28.08.2012 N 2868-У)

Юридическому делу клиента присваивается порядковый номер в соответствии с банковскими правилами.

В случае если лицо, обратившееся в банк для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту), является представителем нескольких клиентов, банк вправе поместить копии документов (либо сведения об их реквизитах), удостоверяющих личность представителя, а также документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий, в юридическое дело одного из клиентов, в чьих интересах действует представитель. При этом юридические дела иных клиентов должны содержать информацию, указывающую на юридическое дело, в которое помещены указанные документы представителя этих клиентов. Случаи и порядок формирования юридических дел клиентов, по поручению и от имени которых действует один представитель, определяются банком в банковских правилах.

(абзац введен Указанием Банка России от 25.11.2009 N 2342-У)

10.2. В юридическое дело помещаются:

документы и сведения, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений;

договор (договоры) банковского счета, счета по вкладу (депозиту), изменения и дополнения к указанному договору (указанным договорам), другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета;

переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

утратившие силу карточки;

иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Представленные и используемые при обслуживании клиентов карточки подлежат хранению в месте, определяемом банком самостоятельно.

(п. 10.2 в ред. Указания Банка России от 14.05.2008 N 2009-У)

10.3. При изъятии (выемке) документа (его копии) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, на основании решения (постановления) государственного органа в юридическое дело помещаются документы, полученные банком при изъятии (выемке) документа (его копии).

При составлении одного документа при изъятии (выемке) документов из нескольких юридических дел, в одно из юридических дел помещается документ (его копия), полученный банком при изъятии (выемке) документов, в другие юридические дела помещаются заверенные банком копии указанного документа.

При изъятии (выемке) из юридического дела документа (его копии) банк обязан принять все необходимые и возможные в сложившихся обстоятельствах меры для помещения в юридическое дело заверенной надлежащим образом копии изымаемого документа.

10.4. Банк обязан исключить несанкционированный доступ к юридическим делам клиентов при их хранении.

10.5. В случае прекращения обслуживания клиента в одном подразделении банка и перевода его на обслуживание в другое подразделение банка юридическое дело может быть передано из одного подразделения банка в другое в порядке, установленном банковскими правилами.

(п. 10.5 в ред. Указания Банка России от 14.05.2008 N 2009-У)

10.6. Юридические дела хранятся банком в течение всего срока действия договора банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а после прекращения отношений с клиентом - в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации.

Сроки хранения документов в электронной форме, касающихся отношений банка и клиента по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) должны быть не менее сроков хранения соответствующего юридического дела клиента.

Юрий, добрый день. Известно, что «ЭЛАР» реализует несколько проектов по оцифровке клиентских досье, в том числе в банковской сфере. Чем руководствуются кредитные организации, приступая к автоматизации этого фронта работ? Как обосновывают их необходимость и чего ожидают от вендора?

Первопроходцами в оцифровке клиентских досье около семи лет назад стали НПФ и страховые компании. Им, как и банкам, необходимо хранить многие документы в бумажном виде на протяжении всего срока действия договора, плюс еще 10 лет для информации по индивидуальному счету. Отсюда и возникает классическая постановка задачи - перевести досье в электронный вид. Перечислю наиболее значимые задачи, решаемые за счет оцифровки хранилищ клиентских данных:

  • обеспечить оперативный доступ к документам для всех сотрудников;
  • повысить скорость и качество анализа информации по клиентам;
  • обеспечить клиенту возможность обратиться в любое отделение или филиал для получения услуги;
  • создать страховую копию на случай утраты или изъятия оригинала;
  • по возможности освободить площади офисов, занятые бумажными документами, выводя их в удаленное хранилище.

Подобные проекты по оцифровке документов и созданию электронных архивов наша компания реализовала, в частности, для таких крупных фондов, как «Лукойл-Гарант» и «Благосостояние». Для банков эти задачи также всегда были насущны, а в 2006 году вышла инструкция ЦБ РФ № 28-И от 14.09.2006, детально регламентирующая процессы создания, хранения и использования юридических дел клиентов. Сегодня мы реализуем несколько проектов по оцифровке клиентских досье в банках топ-100.

А что изменилось в последнее время? Ведь еще недавно банки не были готовы к этим расходам. За счет чего удается обеспечить эффективность инвестиций?

Прежде всего существуют сугубо материальные аспекты, приносящие мгновенный результат: на 95% сокращается обращение к бумаге, снижается объем перемещения бумажных документов по офисам и т.п. Но, на мой взгляд, основная причина повышения интереса со стороны банков - борьба за клиентов, которая требует улучшения качества обслуживания, повышения скорости принятия решений и реагирования на инциденты, создания клиенториентированных сервисов. Именно поэтому многие банки сейчас стремятся перевести документы в электронный вид сразу по мере их появления. В первую очередь это касается как раз досье физических и юридических лиц. Бумажные дела в этом случае - обременительный груз, который не позволяет до конца реформировать внутренние регламенты банка по скорости и качеству обслуживания, а оцифровка досье дает возможность сразу решить несколько важных задач.

Вообще, это сложный процесс? Есть ли различия между оцифровкой клиентских досье и, скажем, кадровой документации? Может ли банк перевести документы в электронный вид своими силами?

Практика показывает, что при самостоятельном переводе большого объема документации в электронный вид затраты на приобретение оборудования, обучение персонала и организацию технологического процесса в несколько раз превышают стоимость аналогичных услуг у профессионального подрядчика. Процесс оцифровки - это конвейер, на каждом участке которого применяется свой набор технологий и программных продуктов. Мы выстраивали этот процесс более 20 лет и до сих пор продолжаем его совершенствовать, так как появляются новые задачи и вызовы. Собственно, вызовом стал перевод в электронный вид юридических дел клиентов. Впервые мы столкнулись с этой задачей в одном крупном банке. В отличие от кадровой документации клиентские досье состоят из более чем 250 типов документов, часть из которых - неформализованные. Оцифровка классическим способом с ручным извлечением данных подходила, но требовала привлечения большого количества персонала, что увеличивало стоимость работ. Мы попытались обойтись программами распознавания форм, но такой подход тоже оказался не слишком эффективным по двум причинам. Во-первых, стоимость разработки такого количества форм превысила бы выделенный бюджет. Во-вторых, уже при наличии 40 типов документов скорость подбора формы для одного документа снижается до 30 секунд (большинство программ распознают документы, применяя последовательный подбор формы). В результате превышаются все разумные сроки реализации проекта. Кроме того, остаются неформализованные документы. Именно эти задачи побудили нас развивать альтернативные, «умные» технологии извлечения данных, накапливать базу знаний и компетенции. В результате родился новый формат услуг, который мы назвали «СК+».

В чем новизна и ценность этого сервиса, или, как это нередко бывает, за броским названием скрывается лишь маркетинговый ход? Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем формате «СК+».

Я понимаю ваш скепсис, псевдорешений на IT-рынке действительно много. Начну с того, что оцифровка состоит из двух больших элементов: сканирования и ретроконверсии (индексирования), то есть извлечения данных. Сканирование мы уже давно осуществляем оперативно на территории заказчиков, к которым выезжают наши мобильные бригады с необходимым парком профессиональной техники. А ретроконверсия традиционно проводилась в наших производственных центрах, потому что для каждого типа документов нужно подобрать свой набор технологий - от полностью ручного до полностью программного извлечения данных. Так вот, недавно мы научились проводить комплекс работ «под ключ» на территории заказчиков. Это касается банковских досье и любых других печатных документов. Мы лишь варьируем количество персонала в зависимости от объема документов и срочности работ. Такой формат имеет ряд преимуществ:

  • меньшая стоимость за счет сокращения привлекаемого штата специалистов и транспортных расходов;
  • оперативность благодаря применению уникальных технологий извлечения данных и максимальному сокращению ручной обработки;
  • дополнительная безопасность информации, поскольку документы не вывозятся из организации и обрабатываются в рамках соглашения о конфиденциальности.

Единственное условие - документы должны быть именно печатными, так как преимущества достигаются в первую очередь благодаря применению «умных» технологий извлечения данных.

Что значит «умное» извлечение данных? Если вы говорите об автоматическом распознавании формализованных документов, то как быть с обычными, не структурированными текстовыми приложениями? Перепечатывать данные вручную?

Это и есть основное преимущество сервиса «СК+». Мы можем обрабатывать абсолютно любые документы на территории банка. Все тайны раскрывать не буду, скажу лишь, что мы также используем программы распознавания - обычно два-три приложения на каждом проекте. А вот методов автоматической классификации и извлечения данных уже десяток, и применяются они в разных комбинациях в зависимости от типов документов. Формат услуги для кредитных организаций уже устоялся. На первом этапе наши специалисты приезжают и оперативно сканируют клиентские досье, а при необходимости - любую другую финансовую документацию. Второй этап - разделение электронных копий документов с помощью автоклассификации по видам и типам: договоры, учредительные документы, лицензии, разрешения, карточки и т.д. Затем документы объединяются в группы под эгидой основного документа: договор банковского счета (вклада, депозита) плюс все изменения, дополнения и приложения к нему. Отмечу, что для некоторых документов автоклассификация может работать без распознавания текстов: например, транспортные или таможенные накладные различаются по цвету бумаги, типовые заявки и переписка - по объему текста в том или ином месте документа (фотографические признаки). При необходимости для расширения поисковых и аналитических возможностей, проводится дополнительное индексирование отдельных документов - для каждого из них может извлекаться определенный набор атрибутов: тип, номер, дата, а также сумма, ИНН, КПП, наименование контрагента и т.п. Подготовленный пакет материалов электронного досье загружается в информационную систему банка. Человек участвует в процессе только на стадии верификации, для проверки качества сформированного ресурса.

Цель оцифровки клиентских досье вполне понятна. Но насколько гибок этот формат услуг? Есть какие-нибудь условия или дополнительные возможности сокращения стоимости, ведь многие организации сегодня вынуждены экономить?

Конечно. Во-первых, для решения многих задач достаточно второго этапа, то есть без проведения дорогостоящего индексирования. При небольших инвестициях банк, страховая компания или НПФ получает готовые досье клиента в электронном виде с распознанным текстом и возможностью поиска информации по реквизитам основного договора: наименование юридического лица, ИНН, номер счета и пр. Во-вторых, для оптимизации финансирования работы можно разбить на этапы. Также можно воспользоваться подпиской на услугу: в рамках договора или рамочного соглашения мы будем осуществлять плановую оцифровку документов по согласованному графику, либо оперативно приезжать по вызову. Подписка, кроме того, позволит зафиксировать стоимость на длительный период, получить дополнительные скидки.

"Юридическая работа в кредитной организации", 2008, N 2

Выработка определенного подхода к приему и анализу документов для формирования и ведения юридического дела клиента помогает минимизировать отдельные риски, возникающие в банковской деятельности.

Сущностная роль кредитной организации - техническое обеспечение перераспределения денежных масс между участниками рынка. Это определенное посредничество, которое выражено в различных формах: привлечение денежных средств во вклады с последующей выдачей кредитов за счет привлеченных средств, вексельные операции и пр.

Наиболее существенным инструментом такого посредничества, безусловно, является расчетно-кассовое обслуживание (РКО). Для оказания услуг по РКО, привлечения вкладов, выдачи кредитов и оказания иных услуг банку необходимо вступить с клиентом в договорные отношения и, как правило, открыть банковский счет.

В соответствии с требованиями действующего законодательства и прежде всего Инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция N 28-И) открытие счета невозможно без представления определенного пакета документов, из которых формируется юридическое дело клиента. Формирование юридического дела, как любое действие, направленное на возникновение прав и обязанностей или являющееся условием возникновения прав и обязанностей, влечет за собой появление рисков.

Опираясь на Письмо ЦБ РФ от 23.06.2004 N 70-Т "О типичных банковских рисках", выделяют такие виды банковских рисков, как кредитный, страновой, рыночный, фондовый, валютный, процентный, операционный, правовой, ликвидности, потери деловой репутации, стратегический.

Вопрос формирования юридического дела клиента тесно связан с возникновением таких банковских рисков, как операционный, правовой и риск потери деловой репутации.

Понятие рисков

В соответствии с Письмом ЦБ РФ от 24.05.2005 N 76-Т "Об организации управления операционным риском в кредитных организациях" операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и/или требованиям действующего законодательства, внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок.

В первую очередь операционные риски возникают при регламентации проведения банковских операций во внутренних документах банка, применительно к теме данной статьи - в банковских правилах открытия счетов.

Некорректно сформулированные требования к пакету документов, представление которого требуется для формирования (обновления) юридического дела, и не соответствующие масштабам деятельности банка процедуры проверки представляемых документов влекут за собой убытки в виде денежных выплат на основании решений судов и иных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации (в первую очередь Банка России и Федеральной службы по финансовому мониторингу), при отсутствии в деле надлежащих документов или наличии неверно оформленных документов. Также кредитная организация несет затраты на денежные выплаты клиентам в целях компенсации им во внесудебном порядке убытков, понесенных по вине кредитной организации, - например, при принятии карточки с образцами подписей без надлежащей проверки полномочий лиц, указанных в карточке, и проведении операций по счету неуполномоченным лицом.

В соответствии с Письмом ЦБ РФ от 30.06.2005 N 92-Т "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах" правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

  • несоблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе по идентификации и изучению клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей;
  • несоответствия учредительных и внутренних документов кредитной организации;
  • неспособности кредитной организации своевременно приводить свою деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства;
  • неэффективной организации правовой работы, приводящей к правовым ошибкам.

Риск потери деловой репутации кредитной организации - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

  • несоблюдения обычаев делового оборота и принципов профессиональной этики;
  • отсутствия во внутренних документах механизмов, позволяющих эффективно регулировать конфликт интересов клиентов и контрагентов.

Данные риски отчасти пересекаются с операционным риском и возникают при формировании юридического дела с нарушением требований действующего законодательства, при этом риски возникают и в случаях:

  • как занижения, так и завышения требований к представляемым документам;
  • отсутствия отлаженной системы взаимодействия подразделений банка при формировании дел, которая не учитывает того, что юридическое дело клиента - это тот "кирпичик", который ложится в фундамент всей работы банка.

Рассмотрим некоторые аспекты формирования юридических дел, которые во многом способствуют минимизации указанных рисков.

Банковские правила открытия счетов

Основными внутренними документами банка в вопросе формирования юридических дел являются разрабатываемые на основе Инструкции N 28-И банковские правила открытия счетов. Указанная Инструкция N 28-И очень многое отдает на откуп самим банкам, предлагая им самостоятельно определить в разрабатываемых правилах:

  • порядок распределения полномочий между структурными подразделениями банка в области открытия и закрытия банковских счетов;
  • порядок ведения и хранения Книги регистрации открытых счетов;
  • процедуру установления наличия по местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления;
  • правила документооборота;
  • порядок оформления карточки с образцами подписей;
  • частоту обновления юридического дела;
  • порядок формирования юридического дела по нескольким счетам, принадлежащим одному клиенту, и пр.

С точки зрения формирования юридических дел банковские правила должны отвечать трем параметрам:

  1. соответствие действующему законодательству;
  2. не вступать в противоречие с другими внутренними документами банка (в частности, о противодействии легализации денежных средств, полученных преступным путем);
  3. смысловая доступность.

Последний критерий связан с тем, что основную работу с юридическими делами, в частности прием документов и их первичную проверку, ведут работники операционного зала, как правило, не обладающие достаточным уровнем правовой подготовки. Именно поэтому банковские правила должны быть подробными и понятными. Для минимизации рисков в банковских правилах целесообразно предусмотреть обязательную проверку юридическим подразделением банка документов, составляющих юридические дела, как при первичном формировании, так и при обновлении дела.

Документы для открытия счета

Обратимся к Инструкции N 28-И. В первую очередь необходимо учитывать положения п. 1.2 Инструкции, в котором указано, что основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации. Иными словами, до сих пор сохранившаяся в некоторых банках практика максимального благоприятствования клиентам, выражающаяся, в частности, в том, что счет открывается без представления всех требующихся документов под честное слово клиента - "мы в течение пары дней все донесем", категорически неприемлема, так как в соответствии с указанной нормой п. 1.2 Инструкции нет документов - нет счета.

Заключенный таким образом договор не влечет правовых последствий - возникновения договорных отношений - и не дает оснований для внесения записи о счете в Книгу регистрации открытых счетов, что грозит как санкциями со стороны Банка России, так и претензиями от клиента.

Правосубъектность клиента

В соответствии с п. 1.1 Инструкции N 28-И открытие банковского счета возможно только при наличии у клиента правосубъектности, соответственно, первый документ, который ложится в основу юридического дела, - это подтверждение наличия у конкретного клиента правосубъектности.

Вопрос об установлении наличия дееспособности у физического лица неоднократно обсуждался на банковских форумах и в прессе, а Банк России предоставил разъяснения <1>, поэтому просто напомним: в юридическом деле должна быть копия документа, удостоверяющего личность, а в случае, если в соответствии с данным документом лицо на момент открытия счета не достигло восемнадцати лет, - копия свидетельства о браке либо копия акта органа опеки и попечительства об эмансипации или вступившее в законную силу решение суда об эмансипации. Данное требование не распространяется на случаи открытия несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет счета по вкладу.

<1> Письмо ЦБ РФ от 12.02.2007 N 31-1-6/363 "О применении Инструкции N 28-И".

В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются:

  1. для резидентов:
  • паспорт гражданина Российской Федерации, общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт - для граждан Российской Федерации;
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта;
  • удостоверение личности или военный билет военнослужащих Российской Федерации;
  • паспорт моряка;
  • свидетельство о рождении с вкладышем (штампом), подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, - для граждан Российской Федерации, не достигших 14 лет;
  • вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;
  1. для нерезидентов:
  • паспорт иностранного гражданина;
  • для граждан государств - бывших республик СССР в качестве документа, удостоверяющего личность, - паспорт, выписанный на бланке паспорта СССР;
  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, - для лиц без гражданства;
  • свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе, удостоверение беженца - для беженцев.

Кроме документа, удостоверяющего личность, физическое лицо - нерезидент обязано представить в банк миграционную карту и документ, удостоверяющий право иностранного гражданина или лица без гражданства на нахождение на территории Российской Федерации, копия которого обязательно должна быть в юридическом деле.

Таким документом может быть вид на жительство, разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации или виза, если нормативными актами Российской Федерации не предусмотрено пребывание граждан определенных стран на территории Российской Федерации без оформления подобного документа.

В настоящее время к странам, для граждан которых установлен безвизовый режим въезда на территорию Российской Федерации, относятся: Азербайджан <1>, Армения <2>, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан; Украина <1>, Молдова <2>, Узбекистан <3>.

<1> Соглашение от 03.07.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Азербайджан.
<2> Соглашение от 25.09.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения.
<1> Соглашение между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан"; Соглашение от 16.01.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Украина о безвизовых поездках граждан РФ и Украины.
<2> Соглашение от 30.11.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова.
<3> Соглашение от 30.11.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан.

Документы, составленные на иностранном языке, представляются с нотариально заверенным переводом. Необходимо обратить внимание на то, что в таком случае нотариус удостоверяет не соответствие копии оригиналу документа, а подлинность подписи переводчика, т.е. в юридическом деле должна быть отдельная, заверенная нотариально или в порядке, определенном банковскими правилами, копия.

Установление правоспособности юридического лица, как правило, затруднений не вызывает. В соответствии со ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. Юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации и считается созданным с момента его государственной регистрации, таким образом, все необходимые кредитной организации сведения о правоспособности потенциального клиента можно почерпнуть из его учредительных документов.

В связи с тем что банки не наделены полномочиями по обращению в компетентные органы с целью проверки достоверности представленных сведений и документов (согласитесь, распечатать устав, поправив в нем, например, пункт о полномочиях генерального директора, труда не составит), для приобщения в юридическое дело предпочтительно принимать нотариально заверенные копии учредительных документов с отметкой о регистрации. Если же заверение копий документов происходит в помещении банка, сотрудник, их заверяющий, должен действительно сверять копии с оригиналом, а не проставлять удостоверительную надпись не глядя, что, к сожалению, встречается весьма часто.

Конечно, банк не может проверить добросовестность нотариуса при сличении заверяемой копии с оригиналом, но нотариус, по крайней мере, несет ответственность, в том числе и материальную, за совершаемые им нотариальные действия, но к нему банк может обратиться за взысканием ущерба при наступлении неблагоприятных последствий из-за представления копий документов, не соответствующих оригиналу.

В состав учредительных документов юридического лица, созданного по законодательству Российской Федерации, входят:

  1. для юридических лиц, зарегистрированных до 01.07.2002, - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельство о регистрации, выданное Регистрационной палатой при создании; для юридических лиц, зарегистрированных после 01.07.2002, - свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  2. устав юридического лица;
  3. для обществ с ограниченной ответственностью - учредительный договор, а в случае, если в обществе один участник, - решение участника об учреждении общества;
  4. при наличии изменений в учредительных документах юридического лица - зарегистрированные соответствующим органом изменения в учредительные документы, протокол заседания уполномоченного органа, принявшего решение о внесении изменений, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений.

Также при первичном формировании юридического дела должны быть представлены:

  1. свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
  2. документ, подтверждающий регистрацию в Статрегистре Росстата;
  3. лицензии;
  4. анкета в соответствии с Положением ЦБ РФ от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <1> (далее - Положение N 262-П);
  5. иные документы, представление которых предусмотрено банковскими правилами открытия счетов.
<1> Положение ЦБ РФ от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Требования к уставу подробно изложены в:

  • Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ);
  • Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

При проверке устава отдельно стоит обратить внимание на разграничение полномочий органов управления: к компетенции какого органа отнесено избрание единоличного исполнительного органа и срок, на который он избирается.

Достаточно часто встречается ситуация, когда устав акционерного общества просто "списан" с Закона N 208-ФЗ без учета потребностей и возможностей конкретного общества и предусматривает образование совета директоров, к компетенции которого и относит избрание единоличного исполнительного органа, однако акционеры не планируют избрание совета директоров и назначают директора общества сами.

В таком случае для подтверждения того, что единоличный исполнительный орган избран полномочным на то органом, в юридическом деле обязательно должен храниться протокол заседания общего собрания акционеров, в котором прямо указано, что акционерами принято решение совет директоров не избирать и назначать директора самостоятельно. К учредительным документам относится также протокол собрания учредителей/участников, на котором принято решение о создании организации и утверждении уставных документов. В деле должны храниться все изменения и дополнения в устав, имеющие юридическую силу на момент формирования дела.

Это означает, что если у юридического лица был устав, в который вносились изменения, но на момент формирования юридического дела принята новая редакция устава, старый устав с изменениями банку не потребуется (за исключением одного случая - когда единоличный исполнительный орган назначался в период действия старой редакции устава и нам нужно подтвердить его полномочия). Аналогична ситуация и с внесением изменений в учредительный договор.

Что касается свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, для юридического лица - резидента это банальное свидетельство о присвоении ИНН, и, если организация меняла юридический адрес, в деле должно быть также свидетельство о постановке на учет по местонахождению юридического лица. То же справедливо и для информационного письма об учете в Статрегистре Росстата.

Иностранная организация получает в налоговых органах КИО - код иностранной организации. Если иностранная организация не осуществляет деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, не поставлена на учет в качестве международной организации, не имеет недвижимого имущества и транспортных средств на территории Российской Федерации, то такая организация подлежит учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (по месту нахождения филиала), в котором им открывается счет. Такой иностранной организации выдается свидетельство об учете в налоговом органе <1>.

<1> Положение "Об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 25.

Иностранная организация может осуществлять деятельность в Российской Федерации через свои обособленные подразделения - филиалы и представительства. Представительство иностранного юридического лица считается открытым в России со дня выдачи разрешения на его открытие - аккредитации. Аккредитация осуществляется на срок до 3 лет <2>. Филиал создается в аналогичном порядке. Аккредитация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Аккредитация филиалов иностранных юридических лиц на территории России и ведение их реестра осуществляются Государственной регистрационной палатой при Минюсте России. Аккредитация филиала иностранного юридического лица осуществляется сроком до 5 лет с возможностью последующего продления.

<2> Постановление Совмина СССР "Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций" // Свод законов СССР. Т. 9. С. 173.

Инструкция N 28-И определяет, что представление клиентом имеющихся у него лицензий требуется только в случае, если данные лицензии имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида. Однако на практике вид деятельности, осуществляемой клиентом, имеет значение для определения уровня риска в соответствии с правилами внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В связи с этим, если у клиента имеются лицензии, целесообразно копии этих лицензий иметь в юридическом деле, независимо от того, имеют они отношение к правоспособности открыть счет или нет.

Идентификация клиента

Определение уровня риска напрямую связано с идентификацией клиента, провести которую банк обязан в соответствии с п. 1.2 Инструкции N 28-И и Положением N 262-П. В соответствии с п. 1.8 Инструкции N 28-И все сведения о клиенте должны быть документированы.

Документом, подтверждающим идентификацию клиента, является анкета клиента, форма и порядок заполнения которой утверждаются банком в правилах внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Заполненная анкета является полноправной частью юридического дела и должна обновляться с каждым изменением самого дела.

К иным документам, представление которых при открытии счета предусмотрено банковскими правилами открытия счетов, может относиться в первую очередь выписка из ЕГРЮЛ, которая просто незаменима, так как, только сверившись с ней, можно проверить, все ли зарегистрированные изменения в учредительные документы представил клиент - юридическое лицо. Также в юридическом деле должен быть документ, подтверждающий присутствие постоянно действующего органа управления по месту нахождения организации. Процедура подтверждения и вид такого документа устанавливаются самим банком.

В качестве дополнительной проверки отдельные банки осуществляют выезд по месту нахождения клиента и составляют акт проверки, который приобщается в юридическое дело. Но, как правило, банки ограничиваются проверкой действительности адреса местонахождения по различным базам данных или удовлетворяются письменным подтверждением от клиента.

Инструкция N 28-И и Положение N 262-П также требуют от банка проводить идентификацию выгодоприобретателей. Обычно при первоначальном формировании юридического дела клиента просят представить документ (своеобразный аналог гарантийного письма), которым клиент подтверждает, что действует исключительно в своих интересах и не имеет выгодоприобретателей, а в случае, если таковые появятся, обязуется представить всю необходимую для их идентификации информацию в определенный банком срок.

Одним из важнейших документов юридического дела является карточка с образцами подписей. Если счет принадлежит физическому лицу, Инструкция N 28-И позволяет карточку не оформлять (п. 1.12), во всех иных случаях без карточки не обойтись. При проверке карточки с образцами подписей следует обратить внимание на:

  • соответствие представленной карточки форме, утвержденной Инструкцией N 28-И;
  • наличие надлежащей удостоверительной надписи;
  • отсутствие исправлений и разборчивость подписей.

В соответствии с Инструкцией N 28-И лица, наделенные правом первой или второй подписи, обязаны представить документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие наличие соответствующих полномочий.

Согласно п. 7.5 Инструкции N 28-И право первой подписи принадлежит руководителю клиента - юридического лица (единоличному исполнительному органу), а также иным лицам (за исключением лиц, указанных в п. 7.6 Инструкции N 28-И), наделенным правом первой подписи распорядительным актом руководителя юридического лица либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.6 Инструкции N 28-И право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру клиента - юридического лица и/или лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета на основании распорядительного акта руководителя юридического лица. Иными словами, Инструкция N 28-И определенно устанавливает, что лицам, не являющимся руководителем и главным бухгалтером юридического лица, право подписи должно быть предоставлено. При этом наделение правом второй подписи возможно только в отношении лица, уполномоченного на ведение бухгалтерского учета, на что должно быть прямое указание в распорядительном документе или доверенности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации функции единоличного исполнительного органа могут быть возложены на управляющую организацию. В этом случае в качестве лица, обладающего правом первой подписи, выступает единоличный исполнительный орган управляющей организации либо сотрудники управляющей организации, которым такое право предоставлено распорядительным актом управляющей организации или доверенностью.

Когда функции единоличного исполнительного органа выполняет управляющая организация, возникает вопрос заверения первой подписи печатью. На этот счет мнения существуют прямо противоположные.

С одной стороны, лицом, исполняющим обязанности единоличного исполнительного органа клиента, является управляющая организация в целом, и, соответственно, действующее от ее имени лицо должно заверять свою подпись печатью управляющей организации, а в случае, когда документ (в том числе финансово-расчетный) издается от имени управляемой организации, - еще и ее печатью, т.е. на одном документе ставится одна подпись и две печати.

С другой стороны - проставление двух печатей разных организаций на одну подпись вызывает сомнения с точки зрения обычаев делового оборота.

Законодательно, к сожалению, этот вопрос никак не урегулирован, однако мы хотим привести пример из судебной практики. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 16.10.2003 по делу N А66-2852-03 установил, что доверенность, совершенная управляющей организацией от имени управляемой организации, составлена надлежащим образом, если подписана генеральным директором управляющей организации с приложением печати управляемой организации.

Некоторые особенности формирования юридического дела по счету нерезидента

Документы, составленные за пределами Российской Федерации с участием иностранных должностных лиц, должны быть легализованы или апостилированы в установленном порядке. Документы, составленные на иностранном языке, также должны сопровождаться надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. Существуют два возможных случая легализации <1>.

<1> Ключников Ю.В. Проверка документов нерезидентов в банковской деятельности // Банковское право. 2005. N 4.

В первом случае консульскими должностными лицами российских загранучреждений производится легализация документов, оформленных в пределах консульского округа. Во втором - легализация документов, оформленных за границей, осуществляется в России должностными лицами Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Российская Федерация является участником Гаагской конвенции от 05.10.1961 (далее - Гаагская конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, которая предусматривает, что единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи и качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в определенном случае подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, в государствах - участниках Конвенции является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого дополнительного заверения, однако требование о переводе апостиля на русский язык ничем не отменялось и должно соблюдаться.

Апостилированию не подлежат документы, относящиеся к коммерческой деятельности, но совершенные на этих документах официальные акты (например, удостоверительная надпись нотариуса) должны быть апостилированы.

Освобождение от легализации и совершения иных формальностей в отношении документов иностранного происхождения также предусматривается договорами о правовой помощи, в которых участвует Российская Федерация.

Наиболее известным и часто применяемым договором такого рода является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22 января 1993 г. (далее - Минская конвенция).

Минская конвенция действует в отношениях России со странами СНГ; для России вступила в силу 10 декабря 1994 г. Согласно ст. 13 данной Конвенции документы, которые подготовлены или засвидетельствованы на территории одной из договаривающихся сторон учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Так, например, представленная для открытия счета копия устава белорусского банка, удостоверенная белорусским нотариусом, в легализации или апостилировании не нуждается (что не отменяет требования о переводе, такой перевод либо подпись переводчика целесообразнее удостоверить в России у российского нотариуса, в противном случае удостоверительную надпись белорусского нотариуса вновь потребуется переводить на русский язык).

Сходные договоры действуют, в частности, в отношениях России с Албанией, Алжиром, Аргентиной, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Ираном, Ираком, Испанией, Италией, Йеменом, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Монголией, Польшей, Румынией, Словенией, Тунисом, Чехией и Словакией, Финляндией, Эстонией.

Поскольку формулировки соответствующих договорных положений в различных соглашениях имеют отличия, при проверке документов нерезидентов необходимо каждый раз обращаться непосредственно к тексту определенного международного договора, который может ограничивать действие положений, отменяющих удостоверительные процедуры, определенными ситуациями.

В соответствии со ст. 1202 ГК РФ статус юридического лица, в том числе его внутренние отношения, определяется личным законом юридического лица; личным законом считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, проверка правоспособности юридического лица - нерезидента и полномочий его органов/представителей на совершение юридически значимых действий должна осуществляться по иностранному законодательству. В обобщенном виде информация о правоспособности конкретного юридического лица содержится в уставных документах.

На основе информации, содержащейся в уставе, можно сделать вывод о целях деятельности юридического лица, порядке управления им, в том числе порядке назначения единоличного исполнительного органа (директора), а в случае назначения нескольких директоров - порядке принятия ими решений. Сам факт регистрации юридического лица подтверждается, как правило, свидетельством об инкорпорации. Не менее важным документом является выписка из торгового реестра страны инкорпорации юридического лица, в которой, помимо сведений о регистрации юридического лица, его акционерах (участниках), местонахождении, содержатся, как правило, сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от его имени.

Право подписи документов может следовать из альбомов с образцами подписей. В таких альбомах должностные лица нерезидента разделены на определенные категории (например, A, B, C). Составной частью альбома является обычно развернутый перечень сделок с указанием на право их единоличного либо совместного подписания должностными лицами определенных категорий.

Особенности формирования юридического дела по счетам нотариуса, адвоката, суда, службы судебных приставов, корреспондентского счета кредитной организации

Инструкцией N 28-И предусмотрены определенные особенности при формировании юридического дела по счетам нотариуса, адвоката, суда, службы судебных приставов, корреспондентского счета кредитной организации.

При открытии корреспондентского счета, смене карточки в дело приобщаются письмо территориального учреждения Банка России с подтверждением согласования кандидатур служащих кредитной организации, назначение на должность которых подлежит согласованию с Банком России, при указании данных лиц в карточке.

При открытии счета нотариуса, адвоката в дело приобщается документ, подтверждающий назначение на должность нотариуса, выдаваемый органами юстиции субъектов Российской Федерации, адвокат представляет документ, удостоверяющий регистрацию адвоката в реестре адвокатов.

При открытии депозитного счета суда, службы судебных приставов представляется документ о правовом статусе суда, подразделения службы судебных приставов, которому открывается счет. Право первой подписи принадлежит председателю суда, которому открывается счет, старшему судебному приставу подразделения службы судебных приставов, которому открывается счет. Право второй подписи предоставляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, руководителем органа юстиции либо главным судебным приставом субъекта Российской Федерации <1>.

<1> Распоряжение Минюста России от 29.01.1998 N 10 "О счетах службы судебных приставов".

В соответствии с п. 1.10 Инструкции N 28-И банк обязан систематически обновлять информацию о клиентах, частота таких обновлений должна определяться банковскими правилами открытия счетов, однако никаких полномочий для выполнения данного требования Инструкция банкам не дает, сами же клиенты представляют обновленную информацию, только когда появляется необходимость замены карточки. Тем не менее имеет смысл с периодичностью, определенной банковскими правилами открытия счетов для обновления дела, направлять клиентам письма-запросы с просьбой подтвердить данные, хранящиеся в юридическом деле клиента, или, в случае каких-либо изменений, произошедших с момента последнего обновления юридического дела, представить новые документы. Копии писем-запросов должны храниться в деле.

При закрытии счета юридическое дело подлежит хранению. Ранее существовал Примерный перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения, который был отменен в 2000 г. В настоящее время мы можем определять срок хранения юридического дела на основании Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения <1>.

<1> Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. Росархивом 06.10.2000) // Сборник руководящих документов Росавтодора и федеральных органов власти, имеющих отраслевое значение. М., 2001. N 2.

В соответствии с Перечнем договоры банковского счета хранятся пять лет, в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <2> сведения, необходимые для идентификации клиента, подлежат хранению не менее пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом. Таким образом, срок хранения документов юридического дела составляет пять лет по окончании срока договора.

<2> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В данной статье рассмотрены некоторые аспекты формирования юридических дел клиентов, которые могут вызывать затруднения у практических работников.

В заключение хотелось бы отметить, что законодательная регламентация состава юридического дела за последние годы стала более четкой и менее противоречивой и благодаря этому на настоящий момент работа с делами клиентов в основном требует только последовательности, внимательности и аккуратности.

Ю.С.Суворова

Главный специалист

Регистрационно-эмиссионный отдел

договорно-правового управления,

1. По физическим лица – делается копия документа удостоверяющего личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (либо сведения об их реквизитах). Для иностранных граждан или лиц без гражданства дополнительно делается копия миграционной карты и (или) копия документа подтверждающего его право на пребывание (проживание) в РФ.

Департамент банковского аудита о вопросах, связанных с хранением юридического дела клиента

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 года № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» определен срок хранения Договора банковского счета в течение 5 (пяти) лет после истечения срока действия договора.

Глава 10

В случае если лицо, обратившееся в банк для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту), является представителем нескольких клиентов, банк вправе поместить копии документов (либо сведения об их реквизитах), удостоверяющих личность представителя, а также документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий, в юридическое дело одного из клиентов, в чьих интересах действует представитель. При этом юридические дела иных клиентов должны содержать информацию, указывающую на юридическое дело, в которое помещены указанные документы представителя этих клиентов. Случаи и порядок формирования юридических дел клиентов, по поручению и от имени которых действует один представитель, определяются банком в банковских правилах.

Юридическое дело клиента банка

Пояснения для физических лиц В случае если договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счёте, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, представляются документы, подтверждающие полномочия лиц, наделённых правом использовать аналог собственноручной подписи.

Статья: Особенности формирования юридического дела клиента (Суворова Ю

Соглашение между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан»; Соглашение от 16.01.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Украина о безвизовых поездках граждан РФ и Украины.

Договор банковского счета, его содержание, ответственность сторон

Банк не несет ответственность за задержки, ошибки, возникающие вследствие неясных, неточных или неполных поручений Клиента. Также ответственность Банка не наступает в случае, если операции по счету Клиента задерживаются по вине Центрального банка Российской Федерации, иных кредитных организаций.

Положение о порядке открытия и закрытия банковских счетов клиентов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, в ОАО акб «тгб» Тверь 2012

При составлении одного документа при изъятии (выемке) документов из нескольких Юридических дел, в одно из Юридических дел помещается документ (его копия), полученный Банком при изъятии (выемке) документов, в другие Юридические дела помещаются копии указанного документа, заверенные Банком/Филиалом Банка.

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от N 28-И (ред

При наличии нескольких банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) одного клиента, открытых в одном банке, может формироваться одно юридическое дело по нескольким счетам клиента. Случаи и порядок формирования одного юридического дела по нескольким счетам клиента определяются банком в банковских правилах.

Раскрытие банковской тайны в угоду фискальным интересам государства

Всевозможные схемы уклонения от уплаты налогов и попытки незаконного возмещения НДС из бюджета находятся под постоянным пристальным вниманием налоговой службы. При появлении подозрений в недобросовестности, налоговики в обязательном порядке проводят так называемые «встречные проверки» всех контрагентов организации, попавшей в поле интереса фискалов. При проверке они, как правило, запрашивают информацию о хозяйственной деятельности контрагента, месте нахождения его офисов и складов, наличии персонала в штате, уровне заработной платы, наличии основных средств и иные сведения.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ДЕЛА КЛИЕНТА

Наиболее существенным инструментом такого посредничества, безусловно, является расчетно-кассовое обслуживание (РКО). Для оказания услуг по РКО, привлечения вкладов, выдачи кредитов и оказания иных услуг банку необходимо вступить с клиентом в договорные отношения и, как правило, открыть банковский счет.

  • § 7. Квалификационный паспорт юриста и его структурная характеристика
  • Глава 2. Психологическая культура юриста
  • § 1. Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста
  • § 2. Личность, ее виды и структура
  • § 3. Понятие психики и психического склада личности
  • § 4. Общая характеристика структурных элементов склада психики личности
  • § 5. Система психических свойств личности: темперамент, способности, характер
  • § 6. Направленность личности. Система мотивационных психических факторов деятельности личности активно-динамического и стабильного порядка
  • § 7. Психология делового общения и межличностных отношений в рабочей группе
  • § 8. Психическая совместимость и психологический климат в коллективе
  • § 9. Конфликты в юридической практике и стили их решения
  • § 10. Психологическая диагностика в юридической практике. Тестирование
  • Глава 3. Правовая культура юриста как профессионала
  • § 1. Понятие правовой культуры и ее виды
  • § 2. Структура правовой культуры общества
  • § 3. Правовой нигилизм как антипод правовой культуры: пути преодоления
  • § 4. Правовое всеобщее обучение (правовой всеобуч) как условие развития правовой культуры.
  • § 6. Профессиональное мышление юриста
  • § 7. Профессия, специальность и квалификация юриста
  • Общие черты профессии юриста:
  • § 8. Юрист как должностное лицо. Основные стили руководства
  • 1.Индивидуальный стиль работы руководителя;
  • § 9. Юридическая практика, ее место и назначение в гражданском обществе и государстве
  • § 10. Соотношение юридической практики с юридическим образованием и юридической наукой
  • § 11. Правовые формы деятельности государства и их характерные черты
  • § 12. Профессиональная юридическая деятельность. Юридическое дело. Юридический процесс.
  • § 13. Издержки юридической практики. Профессиональная деформация и ее преодоление
  • § 14. Компетентность как показатель профессионального мастерства юриста. Структура компетентности
  • § 15. Квалификационная аттестация юриста как правовое требование определения его профессионализма
  • § 16. Особенности аттестации отдельных категорий профессиональных работников юридического труда
  • § 17. Дисциплинарная ответственность некоторых категорий профессиональных работников юридического труда
  • § 18. Высший Совет юстиции Украины
  • Как высший независимый надзорный орган
  • За дисциплинарной стороной деятельности
  • Судей и прокуроров
  • § 19. Международные стандарты профессиональной деятельности юриста
  • Глава 4.
  • § 2. Профессиограмма судьи общего суда
  • § 4. Профессиограмма судьи арбитражного суда
  • § 5. Профессиограмма прокурора и его помощников
  • § 6. Профессиограмма адвоката
  • § 7. Профессиограмма нотариуса
  • § 8. Профессиограмма юрисконсульта
  • § 9. Профессиограмма следователя
  • § 10. Профессиограмма инспектора уголовного розыска
  • § 11. Профессиограмма эксперта - криминалиста, участкового инспектора милиции, инспектора гаи
  • Глава 5. Политическая культура юриста
  • § 1. Политическая культура и ее виды
  • § 2. Политическая культура юриста: понятие, структура
  • § 3. Уровни политической культуры юриста. Субкультура работников юридического труда
  • 1.Мировоззренческие ориентации;
  • 2.Отношение к власти;
  • § 4. Принцип политического плюрализма и формальная внепартийность некоторых работников юридического труда
  • § 5. Общественные объединения юристов
  • Глава 6. Этическая культура юриста
  • § 1. Этика и ее объект изучения - мораль.
  • Соотношение норм морали и норм права
  • § 2. Правовая этика: понятие, функции. Место в ней этической культуры юриста
  • § 3. Кодекс профессиональной этики юриста
  • § 4. Профессиональный долг юриста
  • § 6. Профессиональная тайна юриста
  • § 7. Присяга юриста-практика
  • § 8. Моральная деформация юриста: ее причины. Моральная ответственность
  • Глава 7. Эстетическая культура юриста
  • § 1. Эстетика и правовая эстетика: понятие.
  • Место в них эстетической культуры юриста
  • § 2. Формы проявления эстетической культуры юриста
  • § 3. Служебный этикет юриста
  • § 4. Внешний вид юриста. Форменная одежда. Внешние атрибуты, символика
  • § 5. Требования к дизайну и эргономике в юридических учреждениях
  • § 6. Эстетические требования к оформлению правовых документов
  • Приложение- 1 (Тексты)
  • I. Международно-правовые документы
  • 1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка1
  • (Принят Генеральной Ассамблеей оон 17 декабря 1979 г.)
  • 2. Основные принципы этики полицейской службы2
  • 3. Основные положения о роли адвокатов3
  • Обязанности и ответственность
  • Профессиональные ассоциации адвокатов
  • II. Законы и иные нормативные акты украины.
  • 1. Закон України “Про Конституційний Суд України”
  • 2. Закон України “Про Вищу раду юстицiї”
  • Закон України “ Про прокуратуру”
  • 3.1. Додаток до Постанови Президiї Верховної Ради України вiд 29 червня 1992 року
  • 3.2. Положення про класні чини працiвникiв органiв прокуратури України
  • 4. Закон України “Про адвокатуру ”
  • 5. Закон України “Про міліцію”
  • 5. Закон України “Про нотаріат”
  • 6. Закон України “Про державний захист працiвникiв суду I правоохоронних органiв”
  • 7. Закон України “Про квалiфiкацiйнi комiсiї, квалiфiкацiйну атестацiю I дисциплiнарну вiдповiдальнiсть суддiв судiв України”
  • Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации
  • 2. Морально-этический кодекс полицейского сша
  • Приложение - 2 (Списки)
  • I. Международно-правовые документы
  • Законодательные акты Украины
  • Литература
  • § 12. Профессиональная юридическая деятельность. Юридическое дело. Юридический процесс.

    Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

    Профессиональная юридическая деятельность - целенаправленные действия (поведение) юриста-профессионала по решению юридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права и направленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве.

    В юридической деятельности и через юридическую деятельность проявляются основные закономерности функционирования юридической практики. Юридическая деятельность - основа юридической практики.

    Профессиональная деятельность юриста в большинстве своем протекает в рамках правовой формы деятельности государства - правоприменительной, правоохранительной и др., исходной единицей которой является юридическое дело. Поэтому юридическая суть профессиональной деятельности юриста та же, что и правовой формы деятельности государства: она всегда связана с нормами права, основана на законе, и имеет юридические последствия (См.§ Правовые формы деятельности государства)

    Типовые элементы профессиональной деятельности юриста:

      правовая оценка представленных или найденных фактов;

      программирование поиска, проверки, оценки фактической информации;

      поиск правовой информации;

      подбор правовых норм, получение юридического вывода;

      ведение в правовых рамках переговоров, выступление в судах и других органах, посредничество для решения конфликтов;

      подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование позиций;

      контроль за процессом и результатами чьей-либо деятельности и др.

    Деятельность юриста представляет собой труд, требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности, а также затрат энергии и времени. Работа юриста состоит в повседневной затрате усилий: поиск правового материала, его чтение, обработка, учет возможных замечаний коллег, непонимание клиента - невинное или умышленное, необходимые поездки для получения материалов в постороннем учреждении и др. Условия деятельности (транспорт, связь,. множительная техника, информационное обслуживание и др.) юриста нередко определяют количество выполненной работы и влияют на ее качество.

    Деятельность проявляется, как правило, в действиях - целенаправленных, планируемых. Сами действия требуют навыков, умения, приемов, подготовки, технической оснащенности и овладения ею, т.е. профессиональной образованности, профессионализма. Разумеется, деятельность следователя и юрисконсульта разнятся между собой. Однако и та, и другая деятельность является юридической и профессиональной. Все виды деятельности юриста имеют общие черты, определяемые общностью права, его единством, взаимозависимостью принимаемых решений в результате разбирательства юридического дела..

    Профессиональной юридической деятельности присущи следующие качественные черты:

      формально-определенный характер выполняемой юридической работы;

      наличие пределов свободы выбора методов работы;

      степень творческой самостоятельности при решении правовых задач;

      подконтрольный характер деятельности;

      уровень риска;

      доступность информации и информационная насыщенность выполняемой работы;

      темп выполнения работы, ее непрерывность;

      степень ответственности;

      сложность использования технических средств;

      возможная конфликтность деятельности и др.

    Профессиональная деятельность юриста (адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта, судьи и др.) связана с решением юридических дел.

    Юридическое дело - предусмотренное нормами права определенное жизненное обстоятельство, решение которого требует конкретных действий (операций) на основе норм процессуального права и влечет юридические последствия.

    Юридические дела : гражданские споры, правонарушения, семейные конфликты, трудовые конфликты и др. Юридическое дело как жизненное обстоятельство, прямо предусмотренное законом, нуждается в юридическом обеспечении со стороны юриста-профессионала. Напр., уголовным законом предусмотрено, что такое преступление и какие виды наказания следует применять к преступнику за посягательства на объекты, охраняемые законом. Преступление требует применения мер уголовного наказания со стороны государства, которое в лице уполномоченных органов (дознание, предварительное расследование, прокуратура, суд) решает юридическое (уголовное) дело.

    Юридически значимые вопросы решаются правоприменителями (юристами-практиками: судьями, прокурорами, следователями, нотариусами и др.) в виде конкретных действий - операций.Решение юридического дела представляет собой определенный юридический процесс.

    Юридический процесс - система процедур разрешения (разбирательства) юридических дел на основе норм права уполномоченными органами государства, должностными лицами и иными субъектами, состоящих в проведении конкретных действий (операций) и влекущих юридические последствия.

    Система действий (операций) представляет собой определенный нормами права порядок (процедуру). Соответствующим законодательством четко названы участники юридического процесса и распределены функции между ними (что обязан делать каждый участник юридического процесса), а также указано, каким образом он должен осуществлять свои функции.

    В соответствующих законах предусмотрен круг субъектов, уполномоченных проводить дознание, предварительное следствие по уголовным делам, осуществлять надзор за следствием и правосудием, поддерживать государственное обвинение, исполнять приговоры и решения судов. Юрист-специалист обязан знать все секреты ведения юридического дела и уметь анализировать его до малейших деталей.

    В процессе рассмотрения юридического дела должны быть получены результаты, которые являются официальными. Это - процессуальные документы, содержащие индивидуальные предписания и имеющие установленную нормами права определенную форму (обвинительное заключение следователя, приговор и решение суда, протест прокурора и др.) и соответствующие реквизиты (подпись, печать и т.п.). Процессуальные документы называются правоприменительными процессуальными актами . Они являются предписаниями, подводящими итог рассмотрения юридического дела.

    Можно выделить два вида правоприменительных процессуальных актов - решений:

      простой - принятый в результате только экономического подсчета: заключение продавцом и покупателем договора торговой купли-продажи; решение, определяющее размер алиментов в соответствии с доходами должника и потребностями кредитора (их незначительное количество по сравнению со вторыми);

      сложный - принятый в результате разностороннего анализа всех аспектов ситуации; решение суда должно состоять из таких частей: вводная, описательная, мотивировочная, результативная.

    Решение юридического дела - это творческий акт юридического мышления, умение диалектически анализировать юридические факты, а не вычисление среднеарифметического из имеющихся юридических фактов. Научно-логическое мышление юриста связано с его эрудицией, малоплодотворной вне общей культуры и юридического опыта.

    Кроме итоговых предписаний юридического дела имеются процессуальные акты промежуточного (постановления следователя о признании потерпевшим) вспомогательного (постановления следователя о проведении дополнительных следственных действиях) или информационного (протоколы судебного заседания) характера. (См.§ Эстетические требования к оформлению правовых документов)

    Следует отметить, что принятие правовых решений - не единственный элемент юридической деятельности, профессиональной работы юриста-практика. Важную роль играет консультативная часть деятельности практикующего юриста - умение разъяснить, дать необходимые справки клиенту. Консультации адвоката, заключения юрисконсульта, мнения следователей - результат определенного вида деятельности, процедуры.

    Юридический процесс традиционно включал в себя три отрасли: уголовный, гражданский, административный. Однако такая классификация не дает возможности определить роль юридического процесса в механизме правового регулирования и представить его как систему. В современных условиях утверждается научная доктрина широкого понимания юридического процесса, объединяющего в себе все правовые формы деятельности. Это соответствует концепции правового государства, согласно которой все сферы юридической практики "уравновешены" и равноценны. Поэтому целесообразно давать следующую классификацию юридического процесса: правотворческий, правоприменительный (сюда входит судебный), правоохранительный, контрольно-надзорный, учредительный.

    Каждый из указанных видов юридического процесса имеет структуру , состоящую из элементов :

      процессуальный режим - атмосфера отработанного порядка рассмотрения юридического дела, предусмотренная нормами права в целях эффективного достижения результатов;

      процессуальные производства - комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных процессуальных действий, которые проявляются в совокупности процессуальных правоотношений, взаимодействующих с материальными правоотношениями; в системе способов добывания и обоснования всех обстоятельств юридического дела и их доказывания, в системе официальных документов, закрепляющих все достигнутые результаты в ходе рассмотрения дела;

      процессуальные стадии - система взаимосвязанных процессуальных обстоятельств, протекающих во времени и направленных на достижение оптимальных результатов юридического дела. Они характеризуют динамику рассмотрения юридического дела.

    Элементы юридического процесса (процессуальной формы) регламентируется нормами процессуального права.

    Правотворческий, учредительный, правоохранительный, контрольно-надзорный и другие виды процессов осуществляются через процессуальные правоотношения , субъектами которых являются:

    1.субъекты, заинтересованные в результатах юридического процесса (потерпевшие, обвиняемые и др.);

    2.юристы-профессионалы (следователи, прокуроры, работники милиции), обеспечивающие осуществление "чужих" интересов.

    Для успешного решения юридического дела необходимы ум, глубокие профессиональные знания, богатое воображение, душевность, интуиция. Хорошим юристом-практиком может стать лишь цельная творческая личность, способная решать сложные, четко поставленные, неформализованные юридические задачи.