Испорченные бланки строгой отчетности п 15 инструкции. Формы БСО, утвержденные «сверху». Переход на онлайн-кассы

Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН (Желонкина М.Н.)

Дата размещения статьи: 02.03.2017

Предположить, что какое-либо из образовательных учреждений смогло применить новинку - онлайн-кассу уже в 2016 году, сложно из-за особенностей закупочного процесса. Однако и отсрочка их внедрения до 1 июля 2018 года за счет применения бланков строгой отчетности (далее - БСО) вместо контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) неожиданно оказалась под вопросом.

Переход на онлайн-кассы

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ о применении ККТ (далее - Закон N 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) поставил окончательную точку в многолетних обсуждениях перехода на онлайн-кассы. Онлайн-кассами для краткости именуют ККТ с онлайн-режимом выгрузки данных, необходимых налоговым органам для контроля выручки.
Сама онлайн-касса вполне может быть результатом модернизации ККТ, которой пользуется учреждение. Более того, с задачей модернизации вполне может справиться центр технического обслуживания (далее - ЦТО), с которым у каждого учреждения, применяющего ККТ, заключен договор (контракт) на обслуживание.
Отметим, что после перехода на онлайн-кассы ЦТО потеряют практически все свои функции, кроме непосредственно технического обслуживания. И поскольку сотрудничество с ЦТО учреждения уже наладили, то расходы на осуществляемое им обслуживание привычно будут включены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Уже с 15 июля 2016 года разрешено добровольное применение онлайн-касс, в том числе параллельно с обычными ККТ и БСО. Соответственно, если возникнут какие-то сбои, то всегда можно использовать привычный способ расчетов и параллельно отладить систему, чтобы, когда офлайн-кассы и БСО станут незаконными, не иметь проблем.
Однако вряд ли какое-либо из учреждений сможет опробовать онлайн-кассу в относительно тестовом режиме до того момента, как ее применение станет обязательным. Причина - в необходимости заключить государственный (муниципальный) контракт не только с ЦТО, но и с новой специальной организацией - оператором фискальных данных (далее - ОФД). Именно через ОФД данные о пробитых чеках ККТ должны быть переданы в налоговые органы.
Поскольку изменения, внесенные Законом N 290-ФЗ, вступили в силу лишь с 15 июля 2016 года и еще долгое время не все учреждения могли их осознать, то надежды на то, что можно успеть запустить закупочный процесс до конца уходящего года, довольно слабы.

Обязательные даты перехода

С 1 февраля 2017 года онлайн-кассы начнут применять те учреждения, которые столкнутся с необходимостью:
- поменять электронную кассовую ленту защищенную (далее - ЭКЛЗ);
- приобрести новую ККТ.
Эта совсем уже близкая дата связана с тем, что именно с 1 февраля будет прекращена регистрация касс, оснащенных ЭКЛЗ. Останутся только те ККТ, которые оснащены фискальными накопителями (п. 6 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Учитывая, что ЭКЛЗ действует 13 месяцев, учреждений, у которых время замены выпадет на период с 1 февраля, будет немало. Если смена ЭКЛЗ прошла недавно и ее срок истекает после 1 июля 2017 года, то можно работать на старой офлайн-ККТ до 30 июня 2017 года включительно.
С 1 июля 2017 года применение онлайн-касс станет обязательным. Под исключения подпадут в основном учреждения, которые:
- расположены в местностях с медленным Интернетом (список таких местностей пока не определен), то есть удаленных и труднодоступных;
- обладают весьма специфическими особенностями ведения деятельности;
- продолжат применять БСО.

Отметим, что новая редакция Закона N 54-ФЗ приравняла БСО к чекам ККТ, что на практике означает отмену БСО, изготавливаемых типографиями, и переход на автоматизированные системы БСО (далее - АС БСО). Причем АС БСО станут фактически онлайн-кассами, так как их также приравняли к ККТ, притом что в настоящее время АС БСО:
- не имеют ЭКЗЛ;
- не подлежат регистрации в налоговых органах.
Указанные сроки - 1 февраля и 1 июля 2017 года подробно рассмотрены в Письме Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831.
Очевидно, что изменения провести гораздо сложнее, чем модернизацию ККТ в онлайн-кассы. Поэтому действующий на сегодняшний день порядок применения БСО разрешено использовать до 1 июля 2018 года, чем решили воспользоваться даже те учреждения, которые применяли ККТ.

Действующий порядок применения БСО

Для БСО, утвержденных Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н и применяемых учреждениями всех типов, предусмотрена единая форма - квитанция с кодом по ОКУД 0504510 (далее - ф. 0504510). Указанная форма имеет все признаки первичных учетных документов, установленных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Возможность применения квитанций в случае оказания учреждением услуг населению была предусмотрена п. 2 ст. 2 прежней редакции Закона N 54-ФЗ. Отметим, что применять положения устаревшей редакции смогут только те учреждения, которые до 1 февраля 2017 года перейдут на применение БСО.
Помимо наличия в учреждении БСО, отпечатанных в типографии или АС БСО, должно соблюдаться важное условие - учреждение принимает оплату, оформленную БСО, по услугам населению. Такое условие предусмотрено и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 порядком осуществления без применения ККТ наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт (далее - Положение N 359).
В частности, квитанции, оформленные на БСО, в обязательном порядке должны содержать реквизиты, установленные в п. 3 Положения N 359.

Типографские БСО

Так, в случае изготовления БСО типографским способом, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов, они должны содержать сведения об изготовителе:
- сокращенное наименование;
- ИНН организации;
- место нахождения;
- номер заказа и год его выполнения, тираж;
- наименование документа, шестизначный номер и серию;
- наименование организации и ее организационно-правовую форму;
- местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
- ИНН, присвоенный организации;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дату расчетов и составления документа;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации.
Кроме того, БСО может содержать иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ. В исключительных случаях, предусмотренных п. п. 5 и 6 Положения N 359, на состав реквизитов БСО могут оказывать влияние федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Как было отмечено выше, как правило, в работе применяют квитанцию по ф. 0504510, утвержденную Приказом N 52н. Отметим, что указанная форма оставлена без изменений Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н, которым внесены различные изменения в том числе и в Приказ N 52н.
Кроме того, к действующим формам БСО, которые иногда применяют образовательные учреждения, относятся, в частности, "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка". Указанные формы утверждены Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257.
Согласно п. 4 Положения N 359 БСО можно формировать и с использованием АС БСО.

Преимущества АС БСО

БСО можно распечатывать, как чек ККТ, в единственном экземпляре, если учреждение применяет АС БСО. В данном случае выполнено условие о том, что все или часть реквизитов БСО должны быть указаны в электронном виде (пп. "б" п. 8 Порядка N 359).
Если учреждение применяет БСО, изготавливаемые типографским способом, то уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения полученные денежные средства при составлении реестра сдачи документов с приложением копий квитанций (ф. 0504510). При использовании АС БСО реестры не применяются (п. 11 Порядка N 359). Учет выручки идентичен ее оприходованию при использовании ККТ.

Вместо ОКУН

Идентификация услуг учреждения населению основана на применении ОК 002-93 "Общероссийский классификатор услуг населению", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН). Такой вывод следует из множества писем финансового ведомства, например из Письма Минфина России от 22.05.2014 N 03-01-15/24495.
С 1 января 2017 года ОКУН утрачивает силу в связи с введением в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - Приказ N 14-ст).
Это обстоятельство, несомненно, затрудняет учреждениям принятие решения о переходе на БСО. Особенно смущает многих бухгалтеров, что все же в нормативной базе происходят изменения, связанные с толкованием понятия услуг населению.
На основании ОКВЭД 2 и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного Приказом N 14-ст, были разработаны Собирательные классификационные группировки "Платные услуги населению". Указанные группировки утверждены Приказом Росстата от 23.05.2016 N 244 (далее соответственно - Группировки N 244 и Приказ N 244).
Некоторые эксперты считают, что за неимением другого источника и в отсутствие официальных разъяснений учреждение имеет право использовать Группировки N 244 и отказаться от применения ККТ в пользу оформления БСО. Однако, если следовать этому совету, то БСО вместо чека ККТ можно будет выдавать только в отношении бытовых услуг населению. По мнению автора, такой подход в корне не верен, так как Группировки N 244:
- не предназначены для определения услуг населению в целях применения Положения N 359;
- применимы только для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению (п. 2 Приказа N 244).
Предложения экспертов применять то, что есть, не выдерживают критики не только потому, что сужают применение БСО до бытовых услуг населению. Например, еще один Перечень бытовых услуг населению был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р "Об утверждении кодов в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" (далее - Распоряжение N 2496-р), которое вступает в силу с 1 января 2017 года.
Как видно уже из самого названия Распоряжения, необходимость его принятия обусловлена иными целями, чем те, которые обусловили применение Группировок N 224, а также изменениями в Налоговом кодексе РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 248-ФЗ и действующими с 1 января 2017 года. Указанные изменения касаются состава бытовых услуг для целей применения, в частности, УСН и ЕНВД.
В целях УСН и ЕНВД с 1 января 2017 года необходимо применять не ОКУН, а Перечни кодов видов деятельности и кодов услуг по ОКВЭД 2 и ОКПД 2, относящихся к бытовым услугам, определяемым Распоряжением N 2496-р.

Запросы в ФНС и Минфин России

В отношении услуг населению для целей применения БСО совсем иная ситуация, чем с бытовыми услугами населению. Для тех учреждений, которые имеют право на их применение согласно прежней редакции Закона N 54-ФЗ и соответственно Положению N 359, такая возможность сохранена до 1 июля 2018 года. Разъяснения этого момента представители ФНС России дают пока исключительно устные, однако поступление многочисленных запросов (срок ответа - один месяц) должно привести к выпуску системного письма.
Отметим, что такое письмо или ответ на индивидуальный запрос необходимо ждать именно от налоговых органов, так как регулирование ККТ - их прерогатива. Более подробно о том, что регулируют налоговые органы в части ККТ, можно узнать на официальном сайте ФНС России в разделе "Иные функции ФНС России". Впрочем, Минфин России благодаря наличию в нем Департамента по налоговой и таможенной политике также не оставит запрос без ответа. Так, в отношении возможности применения БСО и АС БСО за почти 7 лет действия Положения N 359 именно из финансового ведомства вышло много разъяснений, например это Письма Минфина России:
- от 20.01.2016 N 03-11-06/2/1651;
- от 05.05.2014 N 03-01-15/20962;
- от 03.08.2010 N 03-01-15/6-170;
- от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285;
- от 18.05.2009 N 03-01-15/5-238.
Переход на онлайн-кассы также активно комментируется Минфином России, однако пока только с точки зрения пользы потребителей и фискальной системы в целом.

Подробности о БСО

Если учреждение не может приобрести АС БСО, можно использовать бланки ф. 0504510, распечатанные типографским способом. В сложившейся ситуации наиболее выгодное положение имеют те учреждения, которые отказались от единой учетной политики в пользу комплекта организационно-распорядительных документов (далее - ОРД), регулирующих учетную политику. Если учреждение утвердило положение о БСО в виде составляющей части учетной политики, то все необходимые изменения можно внести в этот отдельный ОРД, не затрагивая при этом остальные положения учетной политики.
Если учетная политика оформлена единым документом, то из ее состава также можно выделить отдельный ОРД в отношении БСО. Например, лучше оформить отдельный ОРД для определения состава БСО и лиц, ответственных за их хранение.
Соответственно, отдельный ОРД будет регламентировать порядок хранения и учета БСО на забалансовых счетах.

Забалансовый учет

В соответствии с требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), БСО необходимо учитывать на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке "один бланк - один рубль". Выбытие бланков при их выдаче или в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи или принятием решения об их уничтожении (списании) производят на основании соответствующего акта по той же стоимости, по которой они были ранее приняты к учету.
Согласно п. 337 Инструкции N 157н учитывать БСО на счете 03 необходимо в разрезе:
- ответственных за их хранение и выдачу лиц;
- мест хранения.
Также места хранения указываются в книге по учету бланков строгой отчетности. В настоящее время можно ввести дополнительный уровень аналитики - по БСО старой и новой форм.
По счету 03 следует отражать также и внутренние перемещения БСО в учреждении - на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и места хранения.
Таким образом, в учетной политике и рабочем плане счетов учреждения здравоохранения необходимо предусмотреть соответствующие субсчета и аналитические счета к счету 03 "Бланки строгой отчетности".

Пример. В рабочем плане учреждения предусмотрен субсчет 03.1 "Неиспользованные квитанции", к которому открыты аналитические счета:
- 03.11 "Неиспользованные квитанции у лица, ответственного за их получение и хранение" (на этот счет приходуются все поступившие квитанции, при этом счет дебетуется);
- 03.12 "Неиспользованные квитанции в кассе" (отражается передача квитанций кассирам, ответственным за их оформление).
Дальнейшая аналитика возможна по фамилиям кассиров.
Счет 03.12 дебетуется при передаче квитанций кассирам и кредитуется при сдаче врачом корешков использованных или аннулированных квитанций. Также рабочим планом счетов предусмотрены субсчета:
- 03.2 "Использованные квитанции" (дебетуется при сдаче использованных квитанций кассирами и кредитуется при уничтожении корешков по истечении трех лет на основании акта, составляемого соответствующей комиссией);
- 03.3 "Аннулированные квитанции" (дебетуется при сдаче кассирами аннулированных квитанций, кредитуется при уничтожении квитанций по истечении трех лет на основании акта, составляемого комиссией);
- 03.4 "Квитанции - бланки старого образца".
На субсчете 03.4 отражаются квитанции старых форм, подлежащие уничтожению (переходный период на ф. 0504510 Письмом Минфина России от 24.08.2015 N 02-06-10/48743 был установлен до 1 апреля 2016 года).

Ведение бухгалтерского учета БСО, в том числе и квитанций, нередко становится предметом проверки различных контрольных органов. Одна из самых распространенных ошибок кассиров, выявляемых проверяющими, - отсутствие квитанций на платежи, осуществленные с применением платежных банковских карт.

Примечание. Полномочия ФНС России по контролю за ККТ
Правительство РФ Постановлением от 12.11.2016 N 1173 уполномочило ФНС России осуществлять контроль и надзор за применением контрольно-кассовой техники.
В частности, установлено, что ведомство:
- ведет реестр фискальных накопителей и экспертных организаций;
- выдает разрешения на обработку фискальных данных;
- принимает решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;
- устанавливает порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники и др.

Акт списания бланков строгой отчетности, образец и бланк которого доступны для скачивания чуть ниже, является важным для многих организаций документом. Он подтверждает факт уничтожения БСО.

ФАЙЛЫ

Бланк строгой отчетности – это бумага, которая подтверждает факт получения денежных средств от граждан. Оплата поступает юридическому лицу или ИП за предоставленные услуги. Оформлять операции между юридическими лицами БСО категорически запрещается.

Законодательная база

Списание бланков строгой отчетности в законе регулируется Постановлением Правительства №359 от 6 мая 2008 года. Именно в нем описаны все нюансы процедуры. Также рекомендации по работе с БСО описывается в Приказе Минфина №52Н от 30 марта 2015 года. Это два основных документа, и ими следует руководствоваться при возникновении вопросов по теме.

Правила предписывают хранить акты подобного рода 5 лет (а точнее, их корешки). Даже если при заполнении БСО была допущена ошибка, его нельзя сразу же уничтожать. Как только документ был заполнен, он автоматически должен храниться до момента списания.

Обязательна ли именно такая форма

Муниципальные и государственные учреждения для этих целей с успехом используют форму 0504816 по ОКУД. Для них она утверждена законодательно и зафиксирована в качестве единственно возможной. С коммерческими же организациями процедура может быть мягче. Компания вправе сама разработать и закрепить за собой право использовать тот или иной бланк для заполнения акта списания бланков строгой отчетности. Но для этого нужно вносить его в учетную политику, разрабатывать приказ.

Таким образом, перспективу самостоятельного формирования рассматривают редко. Чаще всего скачивается обычный и принимаемый «на ура» проверяющими органами бланк формы 0504816. Он закрепился в деловых кругах. Кроме того, он удобен и имеет графы для размещения всех необходимых данных.

Важные условия

В приводимой документации помарки и исправления недопустимы.

Еще один значительный нюанс: для заполнения акта нужно отдельным приказом созывать комиссию.

Последняя выбирает из своих членов председателя. Именно эти люди будут нести ответственность в случае, если ситуация с бланками строгой отчетности выйдет из-под контроля. Они расписываются в документе в знак подтверждения факта окончательного списания БСО.

Элементы документа

Акт списания бланков строгой отчетности устроен достаточно просто. В начале его располагается:

  • Ссылка на законодательный акт, который предписывает его использование. Она содержится только в тех формах, которые не формируются организациями самостоятельно. Малейшее расхождение с типовой формой – и организация не имеет права публиковать ссылку на закон правом верхнем углу.
  • Виза руководителя учреждения. Она включает в себя: подпись, расшифровку подписи, должность начальника, печать организации (при наличии таковой).
  • Наименование документа с присвоенным ему номером. Именно этот номер вместе с датой подписания акта являются его опознавательным знаком при занесении в последующие регистрационные документы.
  • Мини-таблица с кодами. Там расположены: код по ОКУД (он уже проставлен в прилагаемом бланке), дата подписания акта, код по ОКПО.
  • Название организации. При необходимости – наименование структурного подразделения. Этот пункт особенно актуален при списании бланков строгой отчетности при проведении инвентаризации в рамках одного их подразделении компании.
  • ФИО материально ответственного лица, его должность.
  • Бухгалтерская информация: кредит и дебет счета, по которому проводится акт. Эта информация заполняется уже после поступления акта списания бланков строгой отчетности в бухгалтерию.
  • Перечисление состава комиссии. Оно включает ФИО председателя (отдельно) и членов комиссии с указанием должностей.

Основная часть акта списания бланков строгой отчетности – это таблица с перечислением пригодных к уничтожению документов. Удобство таблицы в обилии данных, которые в нее могут быть помещены. Хотя приведенная в бланке таблица предполагает указание в каждой из строк:

  • Номера и серии бланка, подлежащего списанию.
  • Причины списания.
  • Даты уничтожения документа.

Продолжительность таблицы определяется только конкретными условиями, в частности, количеством БСО, трудностью принятия решения об их списании и пр.

Заключительная часть документа, которая может располагаться как на той же странице, так и на значительном расстоянии от начала (смотря по объему прикрепляемой таблицы), – это подписи комиссии во главе с председателем. Каждая подпись требует расшифровки. Также здесь указываются должности всех, кто ставит свои «автографы».

При каких условиях БСО подлежат уничтожению

Организация имеет право уничтожить любой из бланков строгой отчетности, только если у него истек пятилетний срок хранения. В дополнение к этому в организации не должна проводиться инвентаризация.

Согласно существующему законодательству, списание бланков строгой отчетности возможно только в случае, если инвентаризация проводилась более месяца назад. Однако именно факт проведения инвентаризации на практике служит отправной точкой для списания корешков бланков строгой отчетности, срок которых вышел.

Если бланк испорчен

Испорченный бланк вопреки распространенному убеждению не подлежит уничтожению сразу же. По закону он хранится так же, как и корешки действующих БСО, 5 лет. Он тоже регистрируется в книгах учета организации. Это нужно для соблюдения хронологического порядка, создания и поддержания системы в документообороте бланков строгой отчетности.

Таким образом, это действие закреплено законодательством не просто так. Любой произвольно взятый бланк строгой отчетности из регистрационных документов не старше 5 лет должен быть доступен для изучения.

За заполнение акта списания бланков строгой отчетности отвечает руководитель организации. Однако в большинстве случаев он перепоручает эти обязанности своим работникам. Это может быть кадровик, бухгалтер или любой другой сотрудник. Главное, чтобы этот функционал значился в трудовом договоре сотрудника.

Владимиром Владимировичем Путиным. Состоялось подписание важного документа 3 июля того же года. Практически сразу же многие предприниматели начали задаваться вопросами – как теперь применять бланки строгой отчетности и что изменилось в применении БСО для ИП?

Об отмене БСО с 2018 года начали говорить сразу после подписания закона об онлайн-кассах. Так ли это? Из данной статьи Вы узнаете все нюансы применения БСО, основываясь на новом законе.

Что такое БСО для ИП?

БСО или бланки строгой отчетности – это, в первую очередь, документ, который подтверждает факт получения оплаты за услуги. Причем оплата может проводиться как наличным расчетом, так и безналичным, то есть, с помощью карты. Можно сказать, что БСО успешно заменяют кассовые чеки.

Наиболее распространенными БСО являются различного рода квитанции. Допустим, владелец косметического салона при оплате клиентами услуг предоставляет квитанцию вместо кассового чека. Квитанция отображает плату за полученные услуги.

Также в качестве БСО выступают:

  • абонементы в спортзал, бассейн, фитнесс клуб и т.д.;
  • туристические путевки (как заграницу, так и на ближайший туристический маршрут);
  • талоны;
  • билеты (на концерт, автобусный, на трамвай и т.д.);
  • другие квитанции.

Формы бланков строгой отчетности, утвержденные законодательно

Если вид деятельности ИП относится к услугам, предполагающим пассажирские перевозки, ветеринарную помощь, оформление страховки, а также туризм, услуги ломбардов и др., то предприниматель может использовать формы БСО, которые утверждены Министерством финансов РФ.

Если же фирма предоставляет иные услуги, для которых не предусмотрены установленные Минфином БСО, то можно запросто выполнить бланки строгой отчетности самостоятельно. Одним из главных условий разработки такого документа выступает обязательное содержание таких реквизитов:

  • Наименование документа;
  • Серия документа;
  • Номер БСО (должен состоять из шести знаков);
  • Идентификационный номер;
  • Название вида предоставляемой услуги;
  • Цена за услугу;
  • Размер полученной оплаты;
  • Дата составления документа;
  • Дата расчета;
  • ФИО и должность лица, которое совершает операцию, включая личную подпись;
  • Печать;
  • Информация о производителе БСО и тираже.

Основные данные на корешке и полях документа должны быть идентичны, так как предполагается, что корешок остается у предпринимателя.

Преимущества использования БСО для ИП

В чем же состоит превосходство бланков строгой отчетности для частных предпринимателей перед кассовыми чеками? Все очевидно:

  • Во-первых, пропадает необходимость покупки кассового аппарата, который, на минуточку, стоит вовсе не двести рублей. Новый кассовый аппарат обойдется владельцу компании в сумму, равную, как минимум, десяти тысячам рублей.
  • Во-вторых, предприниматель получает освобождение от необходимой регистрации контрольно-кассового оборудования в налоговой, не говоря уже об обучении всех сотрудников работе с ККТ.
  • В-третьих, в случае, если предприниматель не привязан к какому-то конкретному месту и ему приходится выезжать, к примеру, на дом к клиенту, чтобы сделать прическу или макияж, то заполнить квитанцию будет комфортнее, чем носить с собой кассу для выбивания чеков.
  • В-четвертых, отсутствие кассы автоматически отметает необходимость платы за ее обслуживание.

Налицо много преимуществ использования бланков строгой отчетности. А что можно сказать о недостатках?

Недостатки использования БСО

Первым и главным недостатком бланков строгой отчетности является не такая уж широкая область их применения. Как уже говорилось выше, использовать БСО можно лишь при оказании услуг.

Также для многих не так уже удобно заполнять бланки от руки, а это, согласитесь, в разы сложнее, чем напечатать чек нажатием некоторой комбинации кнопок.

Помимо прочего, стоит вспомнить, что корешки от бланков или копии БСО обязательно нужно хранить в течение 5 лет. А для этих целей предпринимателю следует выделить специально отведенное место и поддерживать режим хранения документов на должном уровне.

Изменения в применении БСО с 1 июля 2018 года

До 1 июля 2018 года предприятия и компании, которые оказывают услуги населению, вправе были применять бланки строгой отчетности в порядке, установленном прежде. Иными словами, БСО можно было печатать в типографии и заполнять от руки.

Однако с 1 июля 2018 года правила выдачи БСО кардинально изменятся. Продавцы должны будут передавать данные о выданных бланках строгой отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде. Причем порядок отправки БСО налоговикам будет точно таким же, как и порядок отправки в налоговую службу кассовых чеков. По сути, «старые» БСО канут в лету и станут представлять собой обычные и привычные кассовые чеки.

Новый закон от 3 июля 2016 года о новых кассах фактически уничтожил БСО в том виде, в котором они существовали. Теперь придется формировать бланки строгой отчетности только с помощью автоматизированных систем. При реальном взгляде на вещи, становится понятно, что смысл в БСО практически полностью утерян. С 1 июля 2018 года использование бланков строгой отчетности станет не проще, чем использование онлайн-касс.

Акт о списании бланков строгой отчетности - документ, обязательный для использования организациями при осуществлении процедуры уничтожения БСО с прошедшим сроком хранения. Как его правильно составлять, вы узнаете из данной статьи.

Какие правовые акты регулируют процедуру списания бланков строгой отчетности?

Основной источник права, регулирующий процедуру списания БСО, - постановление Правительства от 06.05.2008 № 359. Его юрисдикция распространяется на все российские организации. Работа с БСО в государственных и муниципальных учреждениях должна осуществляться в соответствии с приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Но и для тех и для других организаций предполагается оформление актов о списании бланков строгой отчетности.

Посмотреть, можно ли вам воспользоваться БСО или нужно применять кассовый аппарат, можно в статьях:

Можно отметить, что в постановлении № 359, как и в других источниках права федерального уровня, не содержится положений, регулирующих то, какой должна быть структура соответствующих актов. В свою очередь приказ Минфина № 52н предписывает государственным и муниципальным структурам задействовать акт на списание бланков строгой отчетности конкретной формы, соответствующей номеру 0504816 по ОКУД.

Российские организации, не имеющие отношения к бюджетной системе РФ, при решении задач по списанию бланков БСО предпочитают:

  • формировать акты, о которых идет речь, определяя их структуру самостоятельно (поскольку это не запрещено законодательством);
  • пользоваться формой, которая обязательна для государственных и бюджетных учреждений в силу положений приказа № 52н.

Вне зависимости от методики формирования акта уничтожения БСО организация при проведении соответствующей процедуры должна следовать ряду положений постановления № 359. Рассмотрим их подробнее.

Порядок уничтожения бланков строгой отчетности в соответствии с постановлением № 359

В соответствии с п. 19 постановления № 359 организации обязаны хранить копии БСО или корешки бланков (отрывные части БСО, которые поставщик услуг оставляет у себя) в систематизированном виде в течение 5 лет и более. По прошествии отмеченного срока, а также после истечения месяца с момента проведения последней инвентаризации копии БСО или корешки бланков подлежат уничтожению. Основанием для данной процедуры должен выступать, как мы уже отметили выше, акт, составляемый комиссией, которая формируется руководителем фирмы либо ИП. Аналогичный порядок установлен и для уничтожения некомплектных либо испорченных БСО.

Нужно ли сразу списывать испорченные бланки строгой отчетности?

В соответствии с п. 10 постановления № 359 БСО должны заполняться четко, разборчиво. В бланках не должно быть каких-либо исправлений. В случае если они будут присутствовать в документе либо БСО будет заполнен неправильно, бланк должен быть перечеркнут и изъят из дальнейшего документооборота. Однако уничтожать его нельзя, вопреки распространенной точке зрения.

Испорченный БСО нужно приложить к соответствующей книге учета (которая может составляться по форме, соответствующей номеру 0504045 по ОКУД). По истечении 5 лет хранения испорченные бланки подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном постановлением № 359.

Как мы отметили выше, многие российские организации, хотя это и не требуется по закону, предпочитают составлять акты уничтожения БСО на основе формы 0504816 по ОКУД. Скачать для акта на списание бланков строгой отчетности образец можно на нашем сайте.

Алгоритм составления акта списания бланков строгой отчетности по форме 0504816

В правом верхнем углу формы должно присутствовать слово «Утверждаю», строчкой ниже посередине пишем: «Руководитель учреждения», напротив оставляем место для подписи и ее расшифровки.

На следующей строке должна проставляться дата утверждения документа. Эти данные расположены справа.

Строчкой ниже, посередине страницы, должно присутствовать словосочетание «АКТ о списании бланков строгой отчетности», напротив него - место для проставления номера соответствующего документа.

Строчкой ниже, также посередине, следует проставить дату составления акта, ниже вписать слово «Учреждение», справа от него оставить пространство для указания названия организации. Строчкой ниже - вписать словосочетание «Материально-ответственное лицо», справа - место для указания его должности, фамилии и инициалов.

Справа относительно указанных выше двух строк можно вставить табличку из 5 строк. В первой - вписать слово КОДЫ, во второй - указать код формы, используемой в качестве основы, по ОКУД - 0504816. В следующих строчках может быть зафиксирована дата, а также ОКПО организации.

Коды ОКПО часто используются также во многих других отчетных документах, например в форме 2 бухгалтерского баланса, о заполнении которой можно узнать из статьи .

Строчкой ниже нужно вставить 2 табличные ячейки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. В первой будет фиксироваться дебет счета, во второй - кредит (ячейки должны быть подписаны соответствующим образом).

На следующей строчке нужно вписать словосочетание «Комиссия в составе» и справа оставить место для указания должностей, фамилий и инициалов сотрудников организации, входящих в данную комиссию.

Строчкой ниже можно вписать словосочетание «Назначенная приказом от», справа обозначить место для указания даты и номера соответствующего приказа, после этого вписать словосочетание «составил (-а) настоящий акт о том, что за период с», справа - обозначить место для указания начала периода, затем вписать предлог «по» и оставить место для указания окончания периода. Ниже следует вставить словосочетание «подлежат списанию».

Важнейшая часть акта - таблица

На следующей строке нужно расположить таблицу, состоящую из 4 столбцов. Первые 2 строчки в столбцах 3 и 4 следует объединить. Первые 2 столбца на уровне строчки 1 также нужно объединить.

В первые два объединенных столбца, расположенных на уровне строчки 1, следует вписать словосочетание «Бланк строгой отчетности». В столбце 1 на уровне строчки 2 пишем слово «Номер», во 2-м - «Серия». В столбце 3 на уровне объединенных строчек 1 и 2 следует вписать словосочетание «Причина списания». В строчке 1 столбца 4 должно быть словосочетание «Дата уничтожения (сжигания)». Столбцы 1, 2, 3 и 4 на уровне строчки 3 таблицы заполняем цифрами 1, 2, 3 и 4 соответственно.

В таблице нужно создать необходимое количество ячеек, расположенных ниже строчки 3. Во всей таблице текст должен быть ориентирован по центру.

На следующей строчке документа после таблицы следует вписать словосочетание «Председатель комиссии», справа от него зафиксировать место для должности, подписи, а также расшифровки.

Строчкой ниже нужно вписать «Члены комиссии», а справа оставить место для указания должности каждого члена, подписи и ее расшифровки. Необходимо скопировать участок формы, расположенный справа от словосочетания «Члены комиссии», несколько раз на строчках ниже в зависимости от количества членов комиссии.

На самой последней строчке формы следует обозначить место для указания даты составления документа - можно в левой части страницы.

Негосударственные организации, составляющие акты уничтожения бланков строгой отчетности самостоятельно, вправе отклоняться от рассмотренного нами варианта. Однако общий алгоритм составления этого документа должен соответствовать рассмотренному нами образцу.

Итоги

Процедура списания бланков строгой отчетности не представляет сложности, но нужно помнить, что форма акта, на основании которого предполагается списывать БСО, должна быть утверждена в учетной политике организации или ИП. Исключением являются организации государственного сектора. Для них обязательна форма, установленная приказом Минфина России № 52н.

Ваши действия:

  1. Составляете реестр БСО, подлежащих уничтожению за ХХ.ХХ.ХХХХ.
  2. В последний рабочий день месяца:
    • составляете акт на списание использованных БСО, в который включаете 9 БСО: 9 использованных, а испорченный не включаете, так как он хранится вместе с реестром.
    • в карточке-справке по МОЛ показываете расход 10 БСО и выводите остаток;
    • в приходно-расходной книге по 1 акту в графе «Списано» показываете 1 испорченный + 9 использованных БСО, выводите остаток.
  3. Храните испорченный бланк и реестр.
  4. Один раз в 12 месяцев проводите инвентаризацию.
  5. Ждёте налоговую проверку и через месяц по приказу создаёте комиссию и действуете в соответствии с главой 4 Постановления МФ РБ от 18.12.2008 № 196 «Об утверждении Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учёта бланков строгой отчётности, признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь»:

«15. Испорченные и (или) аннулированные бланки строгой отчётности сохраняются организацией (индивидуальным предпринимателем) вместе с составленным реестром бланков строгой отчётности, подлежащих уничтожению, по форме согласно приложению 6 в течение месяца после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства».

«16. Подготовка к уничтожению испорченных и (или) аннулированных бланков строгой отчётности начинается по истечении срока, указанного в пункте 15 настоящей Инструкции (по истечении месяца после налоговой проверки), по письменному разрешению руководителя организации (индивидуального предпринимателя) или лиц, им уполномоченных. Для этой цели приказом назначается комиссия в составе должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), которая обязана проверить наличие подлежащих уничтожению бланков строгой отчётности и дать заключение, подтверждающее необходимость их уничтожения.

В присутствии комиссии проверенные бланки строгой отчётности упаковываются, опечатываются (опломбируются). Затем составляется акт на списание испорченных, аннулированных бланков строгой отчётности по форме согласно приложению 7 с указанием серий и номеров бланков строгой отчётности, подлежащих уничтожению».

«17. Списанные бланки строгой отчётности оставляются на хранение в той же организации (у того же индивидуального предпринимателя). В трёхдневный срок акт на списание бланков строгой отчётности представляется на утверждение руководителю организации (утверждается индивидуальным предпринимателем). Руководителем организации акт утверждается в течение пяти дней после его получения».

«18. После утверждения акта на списание испорченных, аннулированных бланков строгой отчётности комиссией производится их фактическое уничтожение, о чём составляется акт об уничтожении бланков строгой отчётности по форме, утверждённой руководителем организации (индивидуальным предпринимателем).

Акт об уничтожении бланков строгой отчётности в трёхдневный срок утверждается руководителем организации (индивидуальным предпринимателем)».

С уважением, ЧП «ЛюксБаланс»