Деление права на правовые отрасли. Отрасль права: понятие и виды. Основания деления системы права на отрасли

В основе деления права на отрасли находятся предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия.

Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять – как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

– дозволение – предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

– обязывание – возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий;

– запрещение – возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий.

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) – это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) – это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Принято также данные методы именовать в юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.

Еще по теме 2. Основания деления права на отрасли.:

  1. 32. Предмет и метод правового регулирования как основания деления на отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права
  2. 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли
  3. 24. Проблема деления права на частное и публичное. (Исторические и теоретические основания. Его практическое значение).
  4. Вопрос 65. Предмет и метод правового регулирования, их значение для образования отраслей права. Общая характеристика отраслей права.

Публичное право включает административное; конституционное; финансовое; уголовное; земельное и др.

Публичное право занимается регулированием отношений государства с гражданами и другими субъектами права.

В систему частного права входят семейное; гражданское; трудовое.

В частном праве царят личные интересы граждан и частных объединений.

К материальным отраслям относят:1) административное;2) конституционное;3) уголовное;4) семейное;5) трудовое право и др.

Процессуальные отрасли определяют порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей права взаимная и двусторонняя. Это означает, что материальные отрасли обусловливают правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. Процесс рассмотрения конкретного предмета и доминирующий метод правового регулирования дает характеристику отраслей права.

Система права Российской Федерации включает следующие отрасли: 1) конституционное право представляет собой отрасль, нормы которого закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования органов государственной власти и управления, основные права, свободы и обязанности граждан; 2) административное право представляет собой отрасль права, регулирующую отношения, которые складываются в процессе государственного управления; 3) финансовое право – это совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению государственных финансов; 4) земельное право связывает нормы, регулирующие отношения, которые складываются по поводу владения, пользования и распоряжения землей; 5) гражданское право связывает нормы, регулирующие имущественные отношения и некоторые личные неимущественные отношения; 6) трудовое право – это система норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих с предприятиями, организациями; 7) семейное право представляет собой систему норм, которые регулируют брачно-семейные отношения, связанные со вступлением в брак, его прекращением, алиментированием и усыновлением; 8) уголовное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, которые предусмотрены Уголовным кодексом; 9) уголовно-исполнительное право является пенитенциарной отраслью, нормы которой регулируют условия и порядок отбывания наказаний; 10) в уголовно-процессуальное право входят нормы, которые регулируют порядок производства по уголовным делам; 11) гражданско-процессуальное право устанавливает порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.



В системе права отдельное место занимает международное право – частное и публичное. Поскольку это право устанавливается не отдельным государством, а соглашением разных государств и регулирует их взаимоотношения, то можно сказать, что эта отрасль не входит в систему внутригосударственного права.

Различные отрасли права стоят на разных ступенях развития, у одних объем общественных отношений увеличивается, а у других – сужается. Понемногу формируются банковское право, предпринимательское, жилищное и др.

Отрасль права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например, те нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право.
Наиболее объемные по содержанию отрасли права могут делиться на отдельные части, которые обычно называются подотраслями .
Отрасль права, в свою очередь, обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами . В правовой институт входят нормы, регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством. Так, семейное право делится на такие институты, как порядок заключения и прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей, алиментные обязательства членов семьи и др.
Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты , состоящие из норм различных отраслей и регулирующие взаимосвязанные отношения в определенной сфере государственной жизни (транспортное, морское право и др.).

1.Основаниями деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это качественные особенности своеобразия регулируемых правом отношений в различных сферах жизни общества. Так, правовой регламентации подвергаются имущественные, семейные, организационно-управленческие, трудовые, финансовые и прочие качественно самостоятельные отношения.

Метод правового регулирования - второе, дополнительное основание деления права на отрасли. Это установленные правом специфические способы и приемы, с помощью которых государство воздействует на определенные виды общественных отношений. Так, право может воздействовать на поведение людей путем властных категорических требований (административное, уголовное право), а может и давать им возможность в рамках закона самим устанавливать свои права и обязанности путем соглашений (гражданское и некоторые другие отрасли права).

2.Широко известно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли - публичное и частное право.

Публичное право - эта та часть системы действующего права, которая регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, фирмами, предприятиями, отношения между государственными органами, причем в этих отношениях орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества.

Частное право защищает частный интерес личности, обеспечивает его свободную самореализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношения между отдельными лицами, фирмами, предприятиями

3. Система современного российского права складывается из следующих отраслей:

конституционного (государственного);

административного;

финансового; гражданского; семейного; трудового права социального обеспечения;экологическогоуголовного;уголовно-процессуального;гражданское процессуального; уголовно-исполнительного.

Особое место занимаютмеждународное публичное право и международное частное право

Следует различать систему права (деление юридических норм на отрасли и институты) и систему законодательства , т.е. деление нормативных правовых актов на определенные части. Это результат целенаправленной деятельности законодателя, формирование им всего массива актов, регулирующих общественные отношения. Система права служит основой для деления законодательства на отрасли и институты, побуждает законодателя издавать нормативные акты, придерживаясь, в первую очередь, устоявшегося деления права на отрасли и институты. Отраслями законодательства, например являются конституционное, гражданское, трудовое право и др.
Вместе с тем в современной правовой системе существуют также комплексные отрасли законодательства , которые складываются из норм различных отраслей права (законодательство о здравоохранении, образовании, транспорте, связи и др.). За последние годы в Российской Федерации активно формируются новые комплексные отрасли законодательства (налоговое, таможенное право, законодательство о приватизации и др.)


Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод - формальным.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной степени и структурное деление права на отрасли и институты. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, трудовое - отношения между работником и работодателем, финансовое - отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Сами общественные отношения имеют сложную структуру, в которую включены: субъекты общественных отношений; предметы материального мира; социальные взаимосвязи; общественные события, обстоятельства, выступающие причинами возникновения или прекращения общественных отношений.

Однако некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права. Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом, а некоторые их разновидности - еще и административным. Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно. Становится очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно. Поэтому в науке существует и второй критерий - метод правового регулирования.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Основные характеристики метода правового регулирования включают в себя: основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения; способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений; характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.).

На основе указанных характеристик выделяют императивный, диспозитивный, поощрительный и рекомендательный методы правого регулирования.

Императивный метод правового регулирования характеризуется неравноправием сторон, отношениями власти и подчинения, когда один субъект должен строго следовать предписаниям, указанным в правовых нормах, и подчиняться требованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения. Императивный метод не предоставляет возможности субъектам самим договориться о взаимных правах и обязанностях. Для императивного метода правового регулирования свойственно установление запретов на совершение тех или иных действий, или обязанностей совершить определенное в диспозиции правовой нормы действие. Правоотношения, основанные на императивном методе правового регулирования, возникают помимо воли одной из сторон, вне зависимости от ее желания. К примеру, уголовно-процессуальное правоотношение возникает по факту обнаружения преступления и не зависит от волеизъявления преступника.

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно-процессуальное и некоторые другие отрасли права. Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение. Например, на отдельных элементах диспозитивного метода в уголовном праве основан институт необходимой обороны. Так, все граждане без исключения наделены правом на необходимую оборону, которую могут реализовать в случае общественно опасного посягательства, а могут и избежать нападения, т.е. не причинять вреда преступнику. Если говорить обывательским языком: можешь обороняться, а можешь убежать, но в любом случае действия будут являться правомерными. В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы диспозитивности, например, дела частного обвинения (о клевете, оскорблении и некоторые другие) возбуждаются по жалобе потерпевшего и прекращаются примирением сторон.

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равноправием сторон и предоставляет субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему усмотрению. Такие правоотношения возникают по обоюдному волеизъявлению субъектов. Диспозитивный метод основан на дозволениях, но дозволения нельзя понимать как вседозволенность и возможность поступать любым образом. Суть диспозитивного метода заключается в предоставлении субъектам права возможности самим договориться о взаимных правах и обязанностях, по своему усмотрению вступать в правовые отношения. Если они договорились о правах и обязанностях, то обязаны следовать установленным предписаниям, а их нарушение будет влечь применение мер государственного принуждения. Впрочем, чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) договориться о мерах ответственности в случаях нарушения обязательства. Например, в гражданском праве существуют договорная и законная неустойка. Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права. Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойственен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным.

Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм - поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения. Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение. В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом. Например, правомерное поведение осужденных влечет за собой смягчение режима и условий отбывания наказания (их переводят на более мягкий режим, им предоставляются дополнительные свидания, передачи, отпуска с выездом за пределы колонии и т.п.), а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания. Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат отдельные поощрительные нормы.

Рекомендательный метод - метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диспозитивным методом, т.к. предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей.

Предмет и метод в науке рассматривают как основные критерии деления права на отрасли и правовые институты, но кроме них выделяют еще и дополнительные: вид юридической ответственности и отраслевые принципы.

Предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия. Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять, как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

· дозволение - предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;

· запрещение - возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий;

· обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) - это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) - это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Принято также данные методы именовать в юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.

Действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право, как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль – судебное право).

Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный – метод правового регулирования.

Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли.

1.2 Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;

в) существует объективная потребность в их урегулировании. В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.):

б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: 1) диапозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон регулируемых отношений и 2) императивный, или метод власти и подчинения, основывающийся на соподчиненности одних участников отношений другим. Диспозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный – в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление.

1.3 Выводы

Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

  • предмет правового регулирования - однородная и отделимая от других группа общественных отношений;
  • метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения.
  • способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.

В науке также принято деление отраслей права на профилирующие (главные, базовые отрасли), специальные (регулирующие особые сферы отношений) и комплексные (соединяющие в себе разнородные институты специальных и профилирующих отраслей). Путем создания комплексных отраслей права (предпринимательского, коммерческого, экологического и др.) происходит дальнейшая дифференциация отраслевого регулирования правоотношений.

Система права находится не только в относительно стабильном состоянии, но и в процессе постоянного становления, нахождения определенного баланса в правовом регулировании общественных отношений. Например, в процессе становления находятся такие отрасли права, как конституционно- процессуальное, административно-процессуальное и др.

Отрасли права.

Отрасли права являются главным подразделением системы права, представляя собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. Другими словами, отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу сходных по характеру (однородных) общественных отношений. Так, например, отношения, связанные с имущественной сферой, регулируются нормами гражданского права, а отношения в сфере управления - административным правом, брачно-семейные отношения - семейным правом и др.

Отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений требуют формирования определенной отрасли права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли права складываются из подотраслей, институтов и норм права.

Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это обособленная область общественных отношений, которая нуждается в урегулировании нормами данной отрасли. Например, общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения объединены в Конституционном праве; общественные отношения в сфере наемного труда, правоотношения между наемными работниками и предприятием (организацией) работодателем объединены в группу норм трудового права.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует. Существует два основных метода правового регулирования:

  • - императивный метод содержит строгие предписания, выполнение которых обязательно и применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений (конституционное, административное, финансовое, уголовное право).
  • - диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношения власти и подчинения, предоставляет право выбора варианта поведения и применяется в частно-правовой сфере (гражданское, семейное право).

По особенностям юридических режимов все отрасли права принято подразделять:

  • 1) на профилирующие, базовые отрасли. К этому виду отраслей относятся отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;
  • 2) специальные отрасли, в рамках которых правовые режимы изменены и приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право;
  • 3) комплексные отрасли, отличительным признаком которых является соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей: торговое право, морское право.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: конституционное (государственное) право; административное право; гражданское право; предпринимательское право; трудовое право; финансовое право; уголовное право; экологическое право; семейное право; право социального обеспечения и др.

К процессуальным отраслям права относятся: гражданско-процессуальное право; уголовное процессуальное право; арбитражный процесс (особенность России)

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

По предметному единству отрасли делятся:

  • - на основные - в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, являются изначальными и восходят к древности;
  • - вторичные - они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право - это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов.

Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях.

Краткая характеристика некоторых отраслей права

Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает конституционное право. Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Преобладающим методом является императивный. Главный нормативный акт этой отрасли - Конституция РФ, другие источники - ФКЗ, конституции и уставы субъектов Федерации и др.

Административное право. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т. д. Основной метод - императивный. Основные нормативные акты: Конституция РФ, КоАП РФ.

Гражданское право. Предметом его регулирования являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право регулирует отношения хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т. д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники пользуются автономией в выборе вариантов поведения, т.е преобладающий метод, используемый в отрасли, - диспозитивный. В силу большого нормативного объема гражданское право дифференцировалось. Отдельные комплексы норм гражданского права обособились сначала в правовые институты, а затем и в отдельные отрасли: земельное право; авторское право; предпринимательское право; патентное право и др.

К источникам гражданского права относятся: Конституция РФ, ГК РФ, законы о собственности, о предприятиях и т. д.