Что такое министр юстиции. Задачи Министерства юстиции РФ. Функции Министерства юстиции РФ

Наконец-то мы дошли до самого юридического из всех министерств, которое действует на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации . У него есть много важных и полезных для нас функций, поэтому рассмотрим их по порядку.

1. Минюст занимается государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции РФ

— это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других

Недвижимость Новосибирска

Итак, после того как я по телефону узнал от кредитного инспектора что предварительный договор прошел проверку в юр. отделе банка без замечаний (это было в четверг), мы с кредитным инспектором договорились что во вторник вечером я с родителями приду на подписание кредитного договора и договора ипотеки.

За день до подписания договоров мне позвонила кредитный инспектор, напомнила что завтра подписание договоров и сказала что на подписание мне необходимо будет принести сберкнижку на мое имя.

Образовательный портал — все для студента юриста

Министерство юстиции РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, деятельности судебных приставов, нотариата, адвокатуры, органов регистрации.

Федеральная служба судебных приставов — государственный орган исполнительной ветви власти,

Регистрация договора долевого участия: документы

Сегодня рассмотрим документы для регистрации договора долевого участия. Поводом для раскрытия этой темы стал вопрос Юлии, которая воспользовалась онлайн формой «Задать вопрос».

Я стараюсь вовремя реагировать на вопросы и пожелания читателей моего блога, потому что только благодаря вам, уважаемые, могу предоставить полезный материал. При этом информацию получает не только тот, кто спросил, но и все остальные, кто хотел, но не решился.

Чем юстиция отличается от полиции?

Юстиция означает «законность, справедливость» (лат. Justitia). Слово «полиция» было известно еще древним грекам и первоначально означало «государство, город», постепенно обрастая таким значением, как охрана государства.

Министерство юстиции возглавляет территориальные органы, а также организации судебных приставов и управление исполнения наказаний. Кроме того, минюсту подконтрольна деятельность нотариусов, адвокатов, отделов ЗАГС.

Что делают в юстиции

Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

— Министр юстиции РФ, который руководит деятельностью Минюста России и отвечает за его работу, его заместители, руководители подразделений Минюста России.

Что такое юстиция?

Юстиция в буквальном переводе обозначает законность и справедливость. Также она является многоуровневой системой, включающей в себя судебные учреждения или судебные ведомства. Она относится к правовому полю, которое образовано человеком, и является неделимым.

Теперь вы знаете все значения слова «юстиция» и сможете успешно их применять. Также вы выяснили, чем занимается Министерство юстиции, какие важные для государства и людей функции оно выполняет.

Осуществляющего законность за соблюдением нормативно-правовых актов в стране, исполняющий многочисленные функции, а также обладающий рядом специфических полномочий, которые присущи лишь этому государственному звену.

XIX век: начало

Система органов юстиции Российской империи впервые была впервые введена российским императором Александром I, который издал специальный манифест «Об учреждении министерств». Данное событие произошло в 1802 году, 8 сентября. Данный нормативно-правовой акт предусматривал не только полномочия органов юстиции, но и в качестве руководителя провозглашал министра, должность которого мог занимать только генерал-прокурор Российской Империи.

Деятельность органов юстиции на тот момент состояла из подготовки законодательных актов, а также координации учреждений прокуратуры и судебной деятельности. в качестве дополнительных функций министерство осуществляло перевод, перемещение, увольнение должностных чинов, занимающих место в служебном аппарате государства. Первым и наиболее выдающимся министром юстиции стал Державин Гавриил Романович, который в своей жизни совмещал любовь к поэзии и государственную деятельность.

Непосредственное участие Министерство юстиции приняло в реализации судебной реформы, благодаря которой полномочия руководителя данного органа существенно увеличились. На момент наступления 1864 года этот элемент управления осуществлял не только руководство судебными звеньями и прокуратурой, но также занимался управлением тюремной и межевой частями, руководил нотариатом.

Роль органов юстиции в истории прослеживается благодаря отраслевым реформам, например, министерство ввело институт мирового судьи, который функционирует по сей день; принимало непосредственное участие в разработке государственной политики, а также претворении провозглашённых нормативных документов в жизнь.

XX век: послереволюционные реформы

История органов юстиции в двадцатом веке обернулась преобразованием вышеназванного ведомства в под названием «Народный комиссариат юстиции». Несмотря на коренное изменение наименования министерства, деятельность его осуществлялась в том же направлении - формирование судебных органов и подбор высококвалифицированных профессионалов своего дела. Непосредственная роль в формировании новой государственной политики советского государства заключалась в разработке и внедрении качественного нового законодательства СССР.

В 1936 году происходят радикальные изменения - прокуратура выделяется в самостоятельное ведомство. Однако в связи с подобными реформами задачи органов юстиции существенно увеличиваются в сфере систематизации и подготовке кодифицированных нормативно-правовых актов. складывался из трёх основных этапов:


Научно-исследовательские лаборатории, институты, разработки также входили в органы юстиции. Функции государственного аппарата во второй половине XX века в области законотворческой деятельности были самыми существенными по сравнению с другими ведомствами и оказывали на Правительство СССР непосредственное влияние.

В 1991 году Верховный Совет постановил впредь именовать данный орган Министерством Юстиции Российской Федерации. В 1992 году были внесены все соответствующие поправки в Конституцию государства, а также были изданы новые федеральные законы и иные подзаконные нормативно-правовые акты.

Органы юстиции: функции, понятие, место на современном этапе развития государства

На сегодняшний день органы юстиции - это неотъемлемый элемент правительственного аппарата государства. Существует огромное количество мнений о терминологическом значении слова «юстиция». Одни предполагают, что деятельность юстиции означает законную деятельность, другие считают, что перевод говорит о координации судебной деятельности. В любом случае, какая бы точка зрения ни была вам ближе, терминологическое значение слова связано с законной деятельностью, то есть той, которая носит юридический характер. Разбираясь в данном вопросе более подробно, необходимо уточнить, что терминологическое толкование слова «юстиция» в большей мере связано с историческими традициями и историей развития данного органа.

На данный момент органы юстиции Российской Федерации осуществляют функции организационно-управленческого характера. Основным регулирующим документом, осуществляющим координацию деятельности вышеназванного элемента государственного аппарата, является Положение о Министерстве юстиции РФ. Немаловажную роль в этой сфере играют многочисленные постановления Правительства РФ, а также указы главы государства.

Органы юстиции: задачи, функции, система

Органы юстиции - это государственное ведомство, на которое возложен следующий перечень задач:

Основные функции органов юстиции распределены по её системе, которая выглядит следующим образом:

  1. Министерство юстиции РФ.
  2. Органы и учреждения УИС.
  3. Министерства юстиции краёв, республик и иных регионов, входящих в состав Российской Федерации.

Министерство юстиции как главенствующий, центральный аппарат системы

Органы юстиции - это учреждения и организации, которые входят в главное Министерство юстиции страны. К таковым, как правило, относят нотариаты, органы ЗАГС, Российскую правовую академию, центры правовой информации, лаборатории по осуществлению судебной экспертизы, редакции журналов официального выпуска и так далее.

Министерство юстиции - это центральное звено, основная деятельность которого складывается из руководящих и координирующих полномочий в отношении территориальных органов и учреждений, которые входят в вышеперечисленную систему. В России статус управленца данным элементом государственного аппарата выступает Министр юстиции, который несёт персональную юридическую ответственность за полноту реализации возложенных на министерство задач.

Каким образом происходит работа «законодательной» системы? Министр юстиции вносит на рассмотрение главы государства либо Правительства РФ проекты документов нормативно-правового характера. Важно отметить, что министр вправе вносить на рассмотрение лишь те документы, которые непосредственно относятся к выполняемой им деятельности.

Что касается структуры данного государственного ведомства, то оно состоит преимущественно из управлений, департаментов и отделов. Каждое занимается отведённым ему видом деятельности в порядке, установленным нормативно-правовыми актами. В качестве примера, на данный момент, полномочия органов юстиции Российской Федерации принадлежат управлению по систематизации законодательства, управлению экспертных учреждений, отделу судебной практики и так далее.

Вспомогательная роль отводится Научному центру правовой информации, центру судебной экспертизы на федеральном уровне, а также Российской правовой академии.

Органы юстиции РФ в субъектах страны

Нетрудно догадаться, исходя из представленной выше системы, что органы юстиции Российской Федерации на региональном уровне представлены в качестве министерств краёв, республик, отделов субъектов РФ. Каждым регионом определяется самостоятельно возглавляющая данное министерство должность начальника или министра.

Все органы юстиции на местах, независимо от формы их образования, подчиняются Министерству юстиции и другим федеральным исполнительным органам государственной власти. Полномочия органов юстиции на местах во многом сходны с деятельностью центрального аппарата, так региональные органы юстиции задачи, функции выполняют следующим образом:

  • Осуществляют нормотворческую деятельность в незапрещённых законом пределах.
  • Организуют работу нотариата на местах.
  • Осуществляют лицензионную деятельность: выдачу лицензий, контроль за сроком действия, применение юридических мер ответственности к лицам, нарушивших законодательство и так далее.

В дальнейшем планируется возложить на органы субъектов полномочия по организации обеспечения материально-технической базы для мировых судов.

Основные направления деятельности органов юстиции в субъектах заключаются в:

  1. Правовом обеспечении нормотворческой деятельности.
  2. Осуществление государственной регистрации локальных нормативных актов как органов государственной власти, так и юридических и физических лиц (регистрация сделок с недвижимостью, запись актов гражданского состояния и так далее).

Роль министерства юстиции в нормотворческой деятельности органов правительства

Одной из главнейших сфер деятельности (понятие органов юстиции это подтверждает) является нормотворческая.

Осуществляя поручения президента Российской Федерации, представители Министерства участвуют в экспертизе по проверке соответствия нормативно-правовых актов на предмет законности по отношению к вышестоящим правовым документам. Причём это относится лишь к тем актам, которые направляются на подпись президенту страны и ещё не прошли стадию официального опубликования. К данной отрасли также относятся полномочия по рассмотрению предложений Правительства РФ по вопросу совершенствования законотворческой деятельности. Уполномочено Министерство юстиции и давать заключения о необходимости разработки того или иного законопроекта, обосновывая свою точку зрения в письменном виде.

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что органы юстиции Российской Федерации обладают полномочиями по самостоятельной разработке законопроектов, которые впоследствии вносятся на рассмотрение в Правительство РФ. Юридическая экспертиза по проверке законности нормативно-правовых актов заключается в том, что в случае выявления каких-либо несоответствий (Конституции РФ, федеральному законодательству и так далее) органу, принявшему данный документ, выносится мотивированное заключение. Вследствие этого каждый орган, который принял тот или иной правовой акт, обязан отправлять копию на рассмотрение в Министерство юстиции.

Ещё одним направлением деятельности является осуществление работы, связанной с систематизацией законодательства. Так, юстиция в РФ содержит Единый банк нормативных актов государства, где каждый желающий может ознакомиться с той или иной нормой. Кроме того, Министерство юстиции является непосредственным участником в деятельности по составлению и изданию Свода законов РФ.

Контроль за ведомствами и учреждениями на местах

Реализация данной функции непосредственно связана с нормотворческой деятельностью органов юстиции, так как контроль осуществляется в том числе и посредством проверки соответствия ведомственных НПА Конституции РФ, федеральному законодательству и постановлениям Правительства. Только после полной проверки «местного» законопроекта с согласия органов юстиции он проходит стадию официального опубликования. Те акты, которые не прошли регистрацию, однако, вопреки несогласию органа юстиции, были обнародованы, не имеют юридической силы, а, следовательно, их несоблюдение не влечёт ответственности.

Контроль местных органов также осуществляется путём государственной регистрации их уставов: общероссийских, межрегиональных, международных объединений. Также к данной категории относятся религиозные организации. В случае отказа в государственной регистрации религиозного образования оно должно немедленно прекратить свою деятельность, в противном случае объединение приобретает статус религиозной секты, которая не имеет права на существование в России.

Другой формой контроля является реализация государственных полномочий в сфере регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. Все необходимые данные подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

Служба судебных приставов как структурный элемент аппарата Министерства юстиции

Многочисленные проблемы органов юстиции связаны с тем, что они обладают обширным кругом полномочий, разграничить которые между отделами или ведомствами представляется весьма затруднительным. Для того чтобы внести ясность в структуру функционирующего аппарата, необходимо упомянуть об отдельном ведомстве, который входит в систему Минюста - это

Основная деятельность этого структурного подразделения направлена на обеспечение соблюдения порядка проведения судебных заседаний, исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также реализацию иных принудительных мер.

Организация и координация деятельности данного ведомства содержатся в ФЗ «О судебных приставах», а также в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность исполнительного производства.

В состав этого структурного подразделения входят:

  1. Главный департамент судебных приставов, относящихся непосредственно к Минюсту РФ.
  2. Служба судебных приставов военных судов.
  3. Служба судебных приставов, располагаемые на местах в субъектах: в районных или межрайонных подразделениях.

Все приставы подразделяются на две группы, в зависимости от выполняемых ими функций:

  • Приставы, которые обеспечивают установленный порядок деятельности и функционирования судов, судебных заседаний.
  • Приставы, которые уполномочены осуществлять исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также иные решения суда.

В целях реализации возложенных полномочий судебные приставы обладают законными основаниями применения физической силы, например, для обеспечения порядка в зале судебного заседания.

Уголовно-исполнительная система как один из элементов юстиции

Уголовно-исполнительная система представлена Центральным аппаратом, главная задача которого - осуществлять координирующую деятельность и разработку государственной политики в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний. Помимо руководящего органа, в УИС присутствует огромное множество учреждений, непосредственно исполняющих уголовных наказания, а также применяющих иные меры уголовно-правового характера. Центральный аппарат представлен в виде отдельного ведомства под названием Федеральная служба исполнения наказаний, которая также обладает определённой иерархичной структурой.

Деятельность УИС складывается из следующих направлений:

  1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. Как правило, основная роль здесь отводится структурным подразделениям в лице уголовно-исполнительных инспекций, которые ведут учёт, контроль исправления лиц, осуждённых к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы и так далее.
  2. Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества , организация деятельности учреждений по исполнению и отбыванию наказания в виде лишения свободы в определённом судом виде исправительного учреждения.
  3. Выполнение по постановлению суда меры пресечения в виде заключения под стражу путём организации функционирования следственных изоляторов, а также ряд иных полномочий.
  4. Осуществление сотрудниками УИС конвоирования осуждённых к лишению свободы.
  5. Ресоциализация осуждённых и возвращение их в общество после отбытия уголовного наказания.

Важно отметить, что вышеизложенный перечень деятельности не является исчерпывающим, так как уголовно-исполнительная система представлена разрозненной ветвью организаций различного характера, в том числе и научно-исследовательских институтов ФСИН, высших учебных заведений, контролирующих органов и так далее.

Министерство юстиции Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции возглавляет министр, который по должности входит в Правительство Российской Федерации.

Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Однако в настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как исполнение наказаний, назначенных судом, и других судебных решений.

Организация и деятельность органов юстиции основана на Законе РФ "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.

На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с нею; регулирование сферы правового обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация и другие.

Система органов юстиции состоит из:

* Министерства юстиции РФ;

* министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;

* органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции РФ является центральным органом, осуществляющим руководство деятельностью территориальных органов юстиции и других учреждений и организаций, входящих в его систему. Возглавляет его Министр, который несет персональную ответственность за реализацию возложенных на Министерство и его органы задач. Министр вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции РФ, подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, вносит представления Президенту РФ и Правительству РФ о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции РФ, законов и нормативных актов Правительства РФ и Президента РФ. Министр юстиции РФ возглавляет Совет по кадровой политике при Президенте РФ, рассматривающий кандидатуры для назначения на должность судей федеральных судов РФ, входит в состав Совета по судебной реформе при Президенте РФ. Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра и его заместителей входят другие руководящие работники Министерства. Коллегия обсуждает важнейшие вопросы деятельности Министерства юстиции РФ, ее решения проводятся в жизнь приказами и распоряжениями Министра юстиции.

Структурно Министерство юстиции РФ состоит из управлений (департаментов) и отделов, каждый из которых возглавляет работу по одному из направлений деятельности министерства: Управление систематизации законодательства, Управление организационно-правового обеспечения юридической помощи, Управление регистрации ведомственных нормативных актов, Управление экспертных учреждений, Отдел судебной практики и др. В качестве самостоятельного структурного подразделения в состав Министерства юстиции РФ входит центральный орган уголовно-исполнительной системы. Руководство подразделениями осуществляют начальники, назначаемые Министром.

При Министерстве юстиции РФ состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия.

Органы юстиции субъектов Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящихся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции РФ, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов - Министерству юстиции РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность по обеспечению нормотворческой деятельности законодательных органов субъектов федерации, организации работы нотариата, лицензионной работы. Предполагается возложить на них организацию материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

Структурно министерства юстиции республик в составе РФ, управлений (отделов) юстиции субъектов Российской Федерации состоят из отделов, осуществляющих работу в соответствии с определенными функциями органов юстиции.

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции относятся:

1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Это направление реализуется путем координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, вносимых в Федеральное Собрание Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

2. Проведение юридической экспертизы правовых актов. В случае несоответствия правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти. На Министерство юстиции возложены и функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации. Министерством определен также полномочный орган, осуществляющий координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией между государствами - участниками СНГ.

3. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В области законодательства Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер; контроль за своевременностью и правильностью их официального опубликования; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий - кодексов и сборников законодательства, занимается систематизацией законодательства, ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов Российской Федерации.

4. Обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эта функция возложена на службу судебных приставов, входящую в систему органов Министерства юстиции.

5. Исполнение судебных актов и актов других органов. В этой сфере деятельности Министерство юстиции организует и контролирует порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий.

6. В связи с проведением реформы пенитенциарной системы страны и совершенствованием системы исполнения уголовных наказаний в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" предусматривается передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции и возложить на Министерство юстиции функцию по обеспечению исполнения уголовных наказаний.

7. Организация и развитие системы юридических услуг. В области оказания правовых услуг гражданам и юридическим лицам Министерство юстиции сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов; обязано способствовать развитию системы юридических услуг. Его органы регистрируют и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право заниматься деятельностью по оказанию правовых услуг; участвуют в правовом просвещении граждан.

8. Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан. В этой области Министерство юстиции Российской Федерации наделено функциями представления в установленном порядке согласованных с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложений о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи юридическим и физическим лицам по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет необходимые переговоры. Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, конвенций и соглашений в части, относящейся к его компетенции.

9. Контроль за исполнением законодательства. При осуществлении такого контроля Министерство юстиции наделено функциями:

* запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;

* вносить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

10. Реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.

11. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ними, создание Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

12. Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.

13. Взаимодействие с адвокатурами и нотариатом в целях обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; выдача лицензий на право нотариальной деятельности; координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

14. Руководство деятельностью учреждений судебной экспертизы, создание их, развитие и совершенствование.

15. Обеспечение кадрами органов и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров. В сфере кадровой политики государства Министерство юстиции взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями по подготовке юридических кадров; организует работу по обеспечению кадрами органов и учреждений юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для федеральных органов исполнительной власти.

Смотрите также:

Юридическая энциклопедия

Юридический словарь

Эмблема Минюста Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных … Википедия

При учреждении должности министра юстиции в 1802 г. ему предписано было на первое время руководствоваться инструкцией генерал прокурора. В 1803 г. был образован департамент М. юстиции, и в том же году ему была подчинена комиссия составления… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ - JUSTICE, DEPARTMENT OFОбразовано 22 июня 1870 г. во главе с генеральным атторнеем (он же министр юстиции). В качестве лица, возглавляющего М.ю., и высшего должностного лица, ведающего правовыми вопросами в федеральном правительстве, генеральный… … Энциклопедия банковского дела и финансов

В РФ центральный орган федеральной исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере юстиции. Основными задачами Минюста РФ являются: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и… … Энциклопедический словарь экономики и права

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ - (МЮ), в административном отношении ведало всеми судебными установлениями империи. Должность министра юстиции совмещалась с должностью генерал прокурора, которому были подчинены и обер прокуроры департаментов Сената. Личный состав канцелярий… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

министерство юстиции - в РФ центральный орган федеральной исполнительной власти; решает следующие основные задачи:участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; организационно правовое обеспечение судебной реформы;… … Большой юридический словарь

Книги

  • Министерство юстиций За Сто Лет, 1802-1902: исторический Очерк , Министерство юстиции России. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство`S.-Peterburg, Senatskaia tipografiia`). В…

Минюст занимается государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Наконец-то мы дошли до самого юридического из всех министерств, которое действует на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации . У него есть много важных и полезных для нас функций, поэтому рассмотрим их по порядку.

1. Минюст занимается государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти , которые касаются прав, свобод и обязанностей человека, или устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер. Во 2 главе уже говорилось, что если они не зарегистрированы Минюстом, то не вступают в силу и не могут применяться.

2. Минюст руководит Службой судебных приставов , которая занимается принудительным исполнением судебных решений. Ею руководит Главный судебный пристав - заместитель Министра юстиции РФ.

В нее входят: департамент судебных приставов Минюста, служба судебных приставов Управления военных судов Минюста, службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, а также районные, межрайонные и т.д. подразделения судебных приставов.

И здесь все обстоит очень просто: на нижестоящие подразделения судебных приставов нужно жаловаться в вышестоящие.

3. Минюст занимается исполнением уголовных наказаний , содержанием подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраной, этапированием и конвоированием, а также контролем за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Раньше эту работу выполняло МВД, но теперь ею занимается Минюст.

4. Минюст руководит работой судебно-экспертных учреждений , правда, учреждения, проводящие судебные экспертизы есть и в других ведомствах (например, Экспертно-криминалистический центр при МВД РФ и т.д.). Главным экспертным учреждением Минюста является Федеральный центр судебных экспертиз РФ, находящийся в г. Москве. В регионах экспертизы проводят экспертные центры, лаборатории и т.д.

5. Минюст наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий , контролирует исполнение ими своих обязанностей, выдает им лицензии, и т.д.

Контролем за нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, занимаются органы юстиции, а за нотариусами, занимающимися частной практикой - нотариальные палаты.

Определение . Нотариальная палата - это некоммерческая и негосударственная организация, в которую входят все нотариусы, занимающиеся частной практикой. Поэтому можно сказать, что в лице нотариальной палаты нотариусы контролируют сами себя и они редко бывают к себе слишком строги.

6. Минюст ведет реестры адвокатов и участвует в работе адвокатских палат. При этом Минюст руководствуется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" 35 .

Определение Адвокатские палаты - это некоммерческие организации, членами которых являются адвокаты, именуемые в законе “независимыми советниками по правовым вопросам”. Палаты создаются в каждом субъекте федерации и, кроме того, существует Федеральная палата адвокатов РФ.

Об адвокатах и о контроле за ними мы поговорим в 6 главе.

7. Минюст удостоверяет подлинность подписи нотариуса и его печати при легализации документов . Документы, полученные из другого государства, должны быть легализованы, т.е. специальный орган (в нашей стране это Минюст) должен подтвердить подлинность печатей и подписей на них, поскольку органы другого государства не имеют возможности проверить ее сами.

Легализация - это сложная процедура, поэтому в некоторых международных договорах предусматривается, что подписавшие их государства принимают друг у друга официальные документы без легализации, если на них есть апостиль т.е. штамп, подтверждающий подлинность подписей и печатей .

Наконец есть страны, которые принимают документы даже без апостиля, но на это должно быть специально указано в международных договорах

8. Минюст регулирует работу по регистрации актов гражданского состояния , которой занимаются органы ЗАГСа .

Определение . Актами гражданского состояния называются рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

9. Минюст является уполномоченным органом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Недвижимость, (т.е. земельные участки, недра, и все, что прочно связано с землей, иными словами, вещи, которые нельзя переместить без ущерба для их назначения, в том числе леса, здания, сооружения) - это наиболее ценные и важные для общества вещи. Поэтому права на них регистрируются государством в особом порядке .

Регистрацию проводят специальные органы юстиции, которые создаются субъектами федерации. Например, в Москве это Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, а в Московской области - Московская областная регистрационная палата.

Минюст контролирует их работу, оказывает им помощь, а также назначает и освобождает от должности регистраторов по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации.


Утверждено Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954