Административные процедуры: понятие и принципы. Административные процедуры и административные производства: понятие, сущность и виды

Административная процедура - это понятие, которое довольно часто встречается в юридической практике. Что это такое? Какие бывают виды административных процедур и каковы их особенности? Рассмотрим это далее более детально.

Общее понятие

Что подразумевает под собой понятие "административная процедура"? Законодатель приводит его четкое толкование, которое определяет, что под ним подразумевается установленный определенными нормами, предписанными в регламентах, порядок осуществления полномочий властного характера. Их действие всегда направлено на разрешение хода определенного административного дела, а в некоторых случаях - на исполнение функций управленческого характера.

Таким образом, если выразить данное понятие административной процедуры несколько иными словами, то под ним следует подразумевать установленные алгоритмы конкретного типа действий, которые подлежат исполнению государственной администрацией для осуществления решения по какому-либо делу.

Задачи и цели

Как и любое другое понятие в праве, процедуры административного характера имеют определенные задачи, на решение которых направлено их воздействие. Так, в первую очередь их воздействие направлено на обеспечение максимальной эффективности деятельности органов, попадающих под категорию публичной власти В число таковых структур также входит и публичная администрация.

Во-вторых, административные процедуры преследуют задачу создания наиболее положительных условий, в которых гражданам будет удобно участвовать в публичных отношениях, а также заниматься их организацией.

Что касается целей таких процедур, то их воздействие, прежде всего, направлено на создание равного правового положения субъектов двух различных характеров: властного и невластного. Кроме этого, данные действия способствуют превращению прав каждого представителя органов публичной администрации в некие обязанности и, кроме этого, предоставлению субъектам невластного характера определенных дополнительных прав.

Свойства

Всем административным процедурам из перечня, представленного ниже, присущи два основных свойства. Первое из них касается детальности проведения действий. Так, чем более детальной она является, тем более крупными будут материальные затраты, которые потребуются для ее осуществления. Причем в данном случае затраты будут производиться как со стороны самой администрации, так и представителей гражданской общественности.

Из вышесказанного можно выделить и другое свойство процедуры данного характера. Оно заключается в том, что чем большее значение имеет ее предмет, тем более детальной будет сама процедура и, как следствие, более затратной.

Значение

Административные процедуры - это действия, которые имеют определенное значение в юридической практике. В чем оно заключается? Рассмотрим это далее.

В первую очередь следует понимать то, что их действие существенным образом способствует уменьшению риска отклонений от цели, которую преследуют правоотношения. Так, если, например, конкретное правоотношение преследует целью наличие факта установления разрешения на ношения оружия, то для этого потребуется исключительно только то, что понадобится для его реализации.

Кроме этого, действия данного вида отлично снижают уровень усмотрения. Это означает, что существует определенный, установленный законодательством срок административной процедуры (30 дней), который не может быть нарушен в большую сторону по усмотрению конкретного органа.

Многие административные действия имеют еще одно немаловажное значение - они обеспечивают направленный и довольно эффективный контроль за той деятельностью, которую совершают органы публичной администрации. Следует отметить, что данный контроль осуществляется в двух видах: с внешней и с внутренней стороны. Он осуществляется привлеченными к этому судебными органами, а также институтами, которые занимаются защитой законных интересов и прав всего гражданского общества.

Все процедуры, которые имеют административный характер, имеют еще одно ценное свойство и, как следствие, значение - они придают всей практике по применению норм права единообразие. На деле, когда присутствует однообразный характер ситуаций, все они решаются по одной схеме, что довольно удобно.

Еще одно значение данных действий заключается в том, что все они способствуют приданию правоотношениям административного типа гласности. Это означает, что абсолютно каждый участник гражданского общества осведомлен в четкости поэтапного проведения каждой процедуры.

Стороны

Что касается участников процедур рассматриваемого характера, то ими могут выступать лица, которые наделены определенным правомочием осуществления функций публичного типа, а также простые граждане или организации.

Что касается первого вида субъектов, то к их числу относятся различные муниципальные учреждения, а также государственные органы. В некоторых случаях субъектами властного типа могут выступать и другие организации или учреждения, но это возможно лишь в том случае, если они были наделены на то специальными правами.

Что касается стороны, с которой выступают простые граждане и физические лица, то они относятся к группе неправомочных субъектов. Это означает, что их обязанности и реализация предусмотренных законом прав будут напрямую зависеть от тех решений, которые принимают должностные органы.

Все стороны имеют определенные обязанности и права, которые должны не только соблюдаться, но и уважаться взаимно.

Когда используется процедура, имеющая административный характер

Следует отметить то, что далеко не во всех правоотношениях могут быть применены в действии административные процедуры. В каких они просто необходимы и возможны?

В первую очередь к числу таковых можно отнести те ситуации, когда производится урегулирование обязанностей юридического характера и субъективных прав как отдельных граждан, так и целых организаций в процессе проведения взаимоотношений с публичной властью. В данном случае вытекает то, что за неимением проведенной процедуры, носящей административный характер, не будет возможности реализовать законное право.

Осуществление административных процедур также необходимо тогда, когда создаются отношения, в рамках которых определенные органы, имеющие властные полномочия, осуществляют определенные меры воздействия на граждан. К числу таковых мер можно отнести те, которые подразумевают принуждение или, например, произведение надзора, контроля.

Определенные процедуры, производимые органами администраций, публичного характера также обязательны для исполнения. Они требуются в то время, когда производятся процедуры нормотворческого характера (издания актов, законов и т.п.), закрепления прав отдельных представителей администрации, а также принятия особенно важных решений.

Законодательное регулирование в России и в соседних государствах

Все моменты, связанные с осуществлением процедур данного характера, регламентированы отдельными нормативными актами и регламентами. Что касается закрепления как самого понятия, так и его особенностей на общегосударственном уровне, то это производится в Законе "Об административных процедурах", а также в Указе № 200 с одноименным названием.

Кроме этого, порядок совершения данных действий прописан в различных регламентах для специализированных органов.

Что касается регулирования действий данного рода в иных странах, то оно также производится на основании нормативных документов. Так, например, административные процедуры в РБ (Республика Беларусь) производятся на основании положений, предписанных законом, название которого полностью совпадает с российским. Если говорить об Украине, то в законодательной базе данного государства предусматривается целый спектр актов, которые предусматривают их совершение в разных сферах деятельности государственных органов.

Реализация прав путем совершения обращений в органы государственной власти

Это один из видов административных процедур. Они очень часто применяются на практике. Данная группа закрепляет в своем составе целый набор прав и специальных возможностей. К числу таковых относятся возможности подачи заявлений и ходатайств, отзывы представленных ранее заявлений, а также подача дополнительных документов.

Что касается обязанностей в данном виде правоотношений, то они заключаются в необходимости предоставления определенного рода документов, получении согласований, даче пояснений по ходу конкретного события или, например, совершения явки в определенный орган.

Контрольно-надзорные

Данный вид административных процедур предполагает проведение мероприятий контрольного характера, которые осуществляются специально уполномоченными на то органами. Если говорить о правах и обязанностях, что возникают между сторонами в процессе их исполнения, то та сторона, в отношении которой проводятся все контрольные действия, должна быть заранее уведомлена о предстоящих событиях. Кроме этого, уведомление должно осуществиться в установленном законом порядке. Данная сторона имеет право присутствовать при процессе осуществления контрольных мероприятий, ознакамливаться со всеми составленными по ходу дела документами. Что касается обязанностей, то в их число входит невмешательство в процесс проведения работы контролирующими органами, а также максимально возможное способствование обеспечению доступа к необходимым материалам.

Процедуры разрешения споров

В юридической практике встречаются ситуации, когда просто необходимо разрешение спора в отношении какого-либо предмета. Особенность данного вида процедур состоит в том, что при их осуществлении у сторон отсутствуют обязанности как таковые. Однако, несмотря на это, они имеют определенные права. В частности, они заключаются в том, что сторона может заявлять ходатайства или отводы, предоставлять определенный ряд доказательств, которые имеют прямое или косвенное отношение к предмету спора. Кроме всего этого, стороны разбирательства имеют право присутствовать на процессе рассмотрения ситуации по существу, а также ознакамливаться со всеми документами, которые были составлены в процессе, в том числе и с заключительным решением.

Конкурсные процедуры

К данному перечню административных процедур также относятся и аукционные. Что касается данного вида действий, то стороны, которые принимают в них участие, имеют одну общую обязанность - соблюдать все требования, которые предписаны для участников самого процесса. Что касается прав, которыми обладают участники, то их спектр более широк. В частности, в их число входит право на своевременное информирование относительно сроков порядков проведения конкурсов. Кроме этого, они могут присутствовать при вынесении решения, а также знать те причины, по которым был сделан именно такой выбор. Перед началом и в течение самого процесса производства данного типа процедуры стороны могут ознакамливаться с основными этапами проведения конкурса, а также со всеми особенностями, связанными с ходом всей процедуры.

Регистрационные

Данный вид процедур также очень популярен, если оценивать статистику применения на практике всех действий данного характера. Данные действия, как правило, связаны с производством регистрации особого акта, имеющего правовой или нормативный характер. Кроме этого, на основании Указа № 200 "Об административных процедурах" действия данного рода могут быть произведены и по поводу регистрации конкретных прав (например, на недвижимость) или юридических лиц.

Сроки

Как и многие другие действия, применяемые в юридической практике, все процедуры по административным правонарушениям и относительно остальных обязательных вопросов, по которым они проводятся, должны быть осуществлены в определенные сроки. Основное правило, которое свойственно для действий данного характера, - ограниченность в сроках.

В Указе "Об административных процедурах" говорится о том, что на проведение определенного действия должно отводиться ровно такое количество времени, за которое оно фактически может быть произведено. Так, например, если на процедуру рассмотрения законодатель отводит 15 рабочих дней, то в случае необходимости осуществления его дополнительной проверки процедура должна быть осуществлена суммарно за 45 дней.

Что касается стандартного срока, отведенного на рассмотрение заявки и совершение действий по ней, то он, в соответствии с положениями Указа № 200 "Об административных правонарушениях" составляет 30 дней. Однако, как показывает практика, он нередко смещается в большую сторону, что связано с частым возникновением необходимости проведения дополнительных действий.

Решения

По итогу проведения процедуры, имеющей административный характер, обязательно должно быть принято определенное решение, которое выносится специализированным органом, в производстве которого находится дело. Такие решения могут быть двух видов: итоговые и промежуточные.

Что касается промежуточных решений, то они, как правило, принимаются в ходе совершения определенных этапов. Это свойственно для сложных процедур, которые требуют поэтапного рассмотрения ситуации. В некоторых случаях промежуточное решение требуется тогда, когда рассмотрение ситуации по факту переходит от одного лица (или органа) к другому. В случае приостановления хода рассмотрения дела в связи с необходимостью выяснения обстоятельств также следует сделать промежуточное решение.

Итоговое решение принимается на финальном этапе совершения административной процедуры. Из понятия становится понятно то, что данное решение является окончательным, в нем должны быть выражены все выводы, которые были сделаны в ходе рассмотрения отдельных этапов сложной ситуации, а также в конце проведения одноэтапного действия.

Все решения, в том числе и итоговое, должны быть отражены в конечном акте. Данный документ считается действительным только при наличии подписи должностного лица.

Многообразная управленческая, контрольная, экономическая и иная деятельность всегда сопряжена с нормативными правилами и усмотрением. Дистанция между ними всегда подвижна, поскольку от правового начала до его реального окончания каждый субъект права проходит ее сам. Ошибки, отступление от норм, злоупотребления встречаются постоянно.

В публично правовой сфере их можно предотвращать с помощью тех или иных способов упорядочения, и прежде всего процедур. Наиболее актуален в настоящее время вопрос об административных процедурах, без которых трудно наладить эффективную государственную и социально - экономическую деятельность.

Понимание процедуры как порядка не вызывает никаких сомнений. Оно породило систему сложных процессуальных норм, с помощью которых развивается законодательный, бюджетный, гражданский процесс и т. п. Сложнее на практике формируется процесс в административной сфере ввиду ее безграничных объемов, динамики развития, быстротекучести.

Существование процедур в административных и местных органах власти наблюдалось и ранее, так министерства и ведомства часто принимали регламенты, правила и т. п., посвященные в основном регулированию организационных вопросов. И все же многие органы обходились без легально установленных процедур.

Довольно часто в законах содержится понятие «порядок», которое можно рассматривать как процедуру действий, подлежащих осуществлению, и подготовки правовых актов и документов, которые следует разобрать, утвердить и ввести в действие.

Трактовка юридического процесса в общетеоретическом плане означает его рассмотрение как порядка деятельности компетентных органов, урегулированной процессуальными нормами и состоящей в принятии общих или индивидуальных юридических режимов. В этом смысле юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным 1 . В науке административного права юридический процесс служит разновидностью процедур, понимаемых в широком смысле в качестве способов упорядочения деятельности. Ему присущи система процессуального законодательства, а в частности административные процессы и административное производство 2 .

Под процедурой в узком смысле обычно понимают порядок совершения действий, необходимых для выполнения какого - либо дела, решения, задания 3 .

Понимание процедур в позитивном смысле породило интерес к изучению управленческих процедур, охватывающих разные виды управленческой деятельности (нормотворчества, контроля, реализации прав и обязанностей граждан и т.п.). Ю.А. Тихомиров высказывал мнение о том, что «административные процедуры это - нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей 4 ». Возникает вопрос: каковы же критерии введения процедур? Если его не решить, процедуры утратят свою специфику и сольются со своим объемом деятельности, а административные усмотрение исчезнет. В этой связи вполне обоснована постановка вопроса об элементах административной процедуры, позволяющих точнее определить их критерии. К таким элементам относятся:

  • а) процедурные правила, предназначенные для легального применения материальных норм;
  • б) типичный «набор» юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых компетентными субъектами;
  • в) стадии деятельности компетентных субъектов и связанных с ними других субъектов права, последовательность совершения юридических действий и их связь;
  • г) временная характеристика (сроки, продолжительность, периодичность).

Каким же образом названные элементы опосредуются правом? По своей природе они являются преимущественно организационно - функциональными правилами. Их юридический аспект выражен в расчленении диспозиции материальной нормы 1 .

В гражданском и уголовном процессах система норм строго регламентирована законом. Их нормы как бы привязаны к типичным фактам и событиям. В административном праве, нормы которого имеются почти во всех отраслях права, нужны иные процедуры. С помощью процедур организуется деятельность публичных субъектов принятия решений, юридических лиц и граждан, действующих в русле этих решений. Речь идет о резком увеличении законодательного регулирования административных процедур. Лишь тогда эти процедуры выйдут из - под опеки подзаконных актов и станут на прочную и стабильную почву закона. Все участники получат гарантии устойчивой деятельности в соответствии с их правами и законными интересами. Отечественные традиции и опыт иностранных государств служат тому доказательством 2 .

В самом деле, законодательство иностранных государств давно впитало в себя институт административных процедур. В США с 1996 г. действуют Правила административной процедуры (Свод законов США. Титул 5 главы 1-5), в рамках которых регулируются статус, полномочия, документы, решения, действия административных агенств по рассмотрению обращений. В Швейцарии на уровне федерации и кантонов есть законы об административных процедурах преимущественно с судебными элементами. Близок к ним по структуре и Административно - процессуальный кодекс Эстонии (1999 г.); Кодекс административной процедуры в Польше (1960 г.); Закон об административной процедуре в Болгарии (1979 г.) 1 .

Детальная регуляция юридических процедур взаимоотношений граждан с субъектами исполнительной власти и защиты прав граждан от произвола администрации. Данный принцип современного административного права диктует необходимость тщательного регулирования административных процедур, закрепляющих порядок позитивной деятельности органов и должностных лиц публичной администрации по отношению друг к другу и иным участникам управленческой деятельности, прежде всего к гражданам. В отличие от традиционного административного процесса, имеющего юрисдикционную направленность, административные процедуры призваны гарантировать граждан от злоупотреблений властью посредством установления на уровне закона единых прозрачных правил, определяющих порядок осуществления полномочий органов и должностных лиц государственного аппарата. Этими правилами должна быть пронизана деятельность Администрации по рассмотрению обращений граждан, принятию административно - правовых актов, совершению распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений предписаний, контрольно - надзорных, координационных, регистрационных, лицензионных и иных функций управления. Зарубежный опыт законодательного оформления и исполнения административных процедур свидетельствует о том, что именно благодаря прозрачности и относительной простоте гражданин может быть защищен от ведомственного произвола 2 .

По существу административные процедуры призваны играть сдерживающую, ограничительную роль в процессе реализации государственными и местными органами власти принадлежащих им полномочий, лишая их возможности злоупотреблять своим статусом, сводя к минимуму необоснованное административное усмотрение, исключая чрезмерную свободу публичных органов и их должностных лиц в определении допустимого режима собственно управленческой деятельности. Все это подчеркивает исключительную значимость юридических процедур осуществления исполнительной власти.

Под административной процедурой понимается нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере гос.управления вопрос, связанный с применением адм.норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.

=> административная процедура – алгоритм действий, который д.выполнить публичная администрация для решения конкретного дела.

Значение административных процедур сводится к тому, что они:

1. уменьшают риск отклонения от цели правоотношения. Если целью правоотн-я явл-ся установить право на ношение огнестрельного оружия – требуют только то, что необх-мо для установления этого права

2. процедуры снижают степень усмотрения. Решение д.б. принято в течение 30 дней => нет возможности рассматривать дело столько, сколько ему хочется.

3. обеспечивают процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации, причем как контроля внутреннего, так и внешнего – со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражд.общества.

4. создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.

5. обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.

При административных процедурах решаются след. задачи:

1. обеспечивается эффективность деятельности публичной администрации

2. создание благоприятных условий для участия граждан и организаций в публичных правоотношениях

Использование администр.процедур необходимо в след.правоотношениях:

1. при регулировании реализации субъективных прав и юр.обязанностей граждан и организаций во взаимоотношении с публичной администрацией. Если нет процедуры => невозможность реализации права.

2. в отношениях, регулирующих применение должностными лицами публичной администрации полномочий, связанных с воздействием на граждан, в т.ч. применение мер гос.контроля и надзора, а также мер принуждения.

3. при закреплении прав представителей публ.администрации, связанных с изданием индивид. и нормативных правовых актов, принятием иных видов управленческих решений с совершением юридически значимых действий. Порядок издания НА – нормотворческая процедура.

Этот перечень открытый. Но эти 3 группы – обязательно использование администр.процедуры.

Цели административных процедур:

1. выровнять правовое положение властного и невластного субъектов. Процедура позволяет превратить права представителя публичной администрации в обязанности, а также предоставить доп.права невластному субъекту.

2. процедура д.давать возможность невластным субъектам понять, в каком порядке они могут реализовать свое право или каким образом будет осуществляться контроль за исполнением возложенной на них обязанности.

Структура административной процедуры.

Элементы процедуры (обязательные):

1. участники процедуры и их правовой статус. 2 стороны:

Наделенная властными полномочиями и осуществляющая публичную функцию, по общему правилу это гос.органы, м.б. гос.и муницип.учреждения, а также при передаче соотв.функции иные организации. М.б. представлена несколькими органами и должностными лицами. В этой ситуации процедура д.определять порядок координации действий этих органов и должностных лиц. Процедура д.определять, чье требование будет решающим. Способы:

А. указывается, какой орган д.скорректировать свои требования в случае противоречия требованиям иных органов.

Б. если внутри администрации МО устанавливается согласование в нескольких инстанциях, д.б. определен единый орган/структурное подразделение, которое курирует процесс согласования и ответственно за подготовку единого консолидированного решения.

Невластные субъекты – граждане или организации. Правовой статус включает права и обязанности. С т.зр.нормативного регулирования права и обязанности субъектов, обладающими властными полномочиями делятся на 2 группы:

А. права, не связанные с обременением невластных субъектов. => право запросить информацию у другого органа. Реализация данного права невластного субъекта не затрагивает. Право собирать доп.информацию, запрашивать документы. Их регулирование может носить максимально общий характер в рамках процедуры.

Б. права, связанные с обременением невластных субъектов. Затребовать у гр-на доп.сведения, или обязать предоставить доп.справку, обязать явиться. Реализация таких прав д.б. максимально подробной. Должно быть определено, при каких условиях соотв.право м.б. реализовано. Простого усмотрения должностного лица недостаточно. => Д.б. основания для реализации права, формы решения, сроки и требования, предъявляемые к действиям гражданина или организации.

Права и обязанности невластных субъектов зависят от характера процедуры, а также степени усмотрения должностных лиц при разрешении дела. Общее правило: чем меньше усмотрения у должностных лиц, тем меньше доп.процедурных прав предоставляется гражданам и организациям. Чем больше усмотрения – тем больше прав, чтобы обеспечить контроль за использованием этого усмотрения.

Виды процедур

Процедуры реализации права посредством обращения в орган власти. Возможность закрепления след. прав : предоставления доп.документов, заявление ходатайств, право быть проинформированным о ходе процедуры, право отозвать заявление. П: регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязанности: предоставить доп.документы, получить согласование, явиться в орган, дать пояснения

Контрольно-надзорная процедура. Права: знать о проведении проверки и присутствовать при её проведении, право давать пояснения с занесением их в акт проверки, знакомиться с документами, оформляющими наиболее важные этапы проверки и её результат. Обязанности: не препятствовать проведению проверки, в т.ч. в предоставлении доступа к объекту проверки.

Процедура разрешения споров. Права: присутствовать при разрешении споров, заявлять ходатайства, представлять доказательства, получить итоговое решение. Как таковой обязанности нет.

Конкурсные или аукционные процедуры. Права: право быть проинформированным о проведении конкурса, знакомиться с результатами основных этапов конкурсной или аукционной процедуры, присутствовать при вынесении решения, право знать о мотивах принятия решения. Общая обязанность – соблюдение требований, предъявляемых к участникам процедур.

Регистрационные процедуры: регистрация НА, регистрация прав на недвиж.имущество, регистрация юр.лиц. Регистрация НА: ПП №1009. Независимая антикоррупционная экспертизаучебное заведение, или физ. лицо с опред.треб-ями.

Сроки.

Общее правило – любая процедура д.б. ограничена по времени. В противном случае => опасность её неограниченного затягивания, что влечет нарушение прав и свобод гр-н и юр.лиц. Общий срок процедуры, т.е. максимальный промежуток времени, в теч-е которого д.б.вынесено решение по существу д.устанавливаться исходя из суммарной продолжительности всех действий, которые м.б. совершены должностным лицом.

В случае, когда в рамках процедуры отдельные действия, которые могут б. совершены, составляют её значительную часть (более половины) и при этом являются факультативные, то в процедуре м.б. предусмотрены 2 и более альтернативных общих срока. П: срок рассм-я заявления 15 дней, если док-т треб.доп.проверки - то 45 дней.

Следует избегать возможностей продления общих сроков, базирующейся на усмотрении. П: «в исключит.случаях» . В наиб.важных процедурах, треб.максимальной процессуальной защиты, м.б. предусмотрены промежуточные сроки. П: сроки совершения отд.действий (срок личного приема).

Административные процедуры рассматриваются в теории административного права в следующих аспектах: как формы осуществления исполнительной власти; правовые акты управления (или административно-правовые акты); административный процесс; урегулирование правовых споров; административная юстиция, зашита прав и свобод человека и гражданина.

Об административных процедурах говорится как о системе административно-процедурных правоотношений, складывающихся в различных административно-правовых институтах. Административно-процедурные правоотношения, обладающие признаком однородности, находятся в системе более широких администрагивно-процессуальных отношений.

В структуру административно-процедурных правоотношений включаются: ʼʼпозитивныеʼʼ, т. е. неконфликтные, правоотношения, которые формируются между исполнительными органами государственной или муниципальной власти, с одной стороны, и между гражданами и организациями - с другой. Содержанием таких правоотношений в области публичного управления (государственного или муниципального управления) является потребность в осуществлении либо реализации гражданами и организациями принадлежащих им прав, свобод или законных интересов (эти отношения называются иногда внешними публичными правоотношениями).

Основная цель формирования административных процедурных правоотношений - установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения управленческих действий; совершение юридически значимых действий в отношении заявителœей.

Современный законодатель под административными процедурами понимает установленный порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Признаками административных процедур являются:

реализация компетенции соответствующего исполнительного органа публичной власти. При этом властные административные полномочия обеспечивают исполнение соответствующих функций управления;

создание процедурных форм, способствующих реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателœей;

правовая форма осуществления публичного управления и исполнительной власти;

нормативность административных процедур, т. с. нормативно установленный порядок их применения;

административно-правовая регламентация целœей и задач соответствующей административной процедуры;

определœение административно-правового статуса участников (субъектов) административных процедур, т. е. субъектов процедурных правоотношений;

рассмотрение и разрешение индивидуального административного дела;

связь реализации административной процедуры с применением норм различных отраслей материального права;

принятие различных правовых актов управления (как промежуточных, так и окончательных).

Административная процедура с точки зрения своей внутренней структуры воспринимается как система последовательно совершаемых уполномоченными субъектами организационных действий, оформляемых в промежуточных и окончательных решениях по каждому административному делу. Основными стадиями административных процедур являются: возбуждение административного производства; рассмотрение административного дела; принятие решения по административному делу (принятие административного акта); пересмотр решения по административному делу; исполнение решения по административному делу.

Основными принципами административных процедур являются:

1. законность , т. с. точное соблюдение участниками административного производства Конституции РФ. федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ.

2. презумпция достоверности , т. е. поданные заявителями сведения о фактических обстоятельствах рассматриваемого административным органом административного дела считаются достоверными и подлинными во всœех случаях до того момента͵ пока обратное не будет доказано должностными лицами административного органа;

3. запрет злоупотребления правом , т. е. применение административным органом всякого правового акта только в строгом соответствии с его смыслом и главной целью. Недопустимо злоупотреблять пробелами или неясностями действующего законодательства в процессе деятельности административных органов;

4. запрет произвола , т. е. безусловное исключение из административной практики проявлений неравного подхода в оценке одних и тех же фактических обстоятельств дела в одинаковых правовых ситуациях;

6. открытое рассмотрение административных дел в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления;

8. соразмерность осуществления любых действий административных органов тем целям и задачам, ради которых они реализуются на практике;

9. право выразить мнение . Административный орган вправе принять административный акт только при условии, что лицу, права или законные интересы которого ограничиваются данным актом, была предоставлена возможность выразить свое мнение по всœем обстоятельствам, имеющим значение для законного и правильного разрешения дела;

10. беспристрастность .

11. обоснованность каждого административного решения или действия. На административном органе лежит обязанность всœестороннего и глубокого исследования всœех обстоятельств, имеющих значение для законного разрешения дела;

13. оперативность и экономичность , т. е. рассмотрение дела в достаточно короткие сроки и с разумной экономией сил и средств административного органа при осуществлении своих полномочий.

Виды административных процедур определяются, главным образом, сферами отношений, регулируемых законодательством об административных процедурах, к примеру: регистрационные административные процедуры; лицензионные административные процедуры; сертификационные административные процедуры; процедуры, направленные на осуществление компетенции управленческого органа; процедуры, реализующие правовой статус гражданина или юридического лица; разрешительные административные процедуры.

Основной вид административных процедур - позитивные. Это процедуры построения, организации и деятельности исполнительных органов публичной власти в целях обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций; процедуры, способствующие осуществлению компетенции властвующих субъектов публичного управления (к примеру, принятие актов управления; рассмотрение обращений граждан); процедуры совершения исполнительными органами публичного управления специальных правовых действий по регистрации, лицензированию, разрешению, контролю или надзору.

Позитивная административная процедура - это нормативно урегулированная, направленная на достижение конкретного результата формализованная деятельность уполномоченных исполнительных органов публичной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел и принятию административных решений, способствующих реализации установленных в законах прав, свобод, законных интересов граждан и организаций.

В случае если исходить из мнения, что в процессе применения мер административного принуждения также используются административные процедуры, то можно говорить о так называемых юрисдикционных процедурах. Юрисдикционные, или административно-деликтные, процедуры - правоохранительные процедуры, используемые уполномоченными административными органами и должностными лицами для реализации охранительной функции публичного управления. Как правило, из системы юрисдикционных административных процедур исключаются те, которые установлены в КоАП РФ.

Вопрос о правовых процедурах осуществления административно-публичной деятельности в последние годы приобрел в науке административного права особую актуальность. Это связано прежде всего с тем, что в условиях построения в России правовой государственности возникла необходимость в установлении четкого порядка осуществления административными органами административно-публичной деятельности, который позволил бы обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод физических и юридических лиц. Урегулированные нормами права процедуры осуществления административными органами как внутренней, так и внешней административно-публичной деятельности могут быть охарактеризованы как административные процедуры. В административно-правовой науке под административной процедурой понимается, как правило, урегулированный нормами права порядок последовательного совершения административным органом определенных юридически значимых действий, направленных на разрешение им индивидуального юридического дела в рамках административного процесса и входящего в него соответствующего административного производства, например производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо разграничивать понятия «административный процесс» и «административная процедура». Под административным процессом следует понимать внешнюю правоприменительную административно-публичную дея тельность (систему последовательно совершаемых действий) административных органов по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических (административных) дел, осуществляемую в соответствии с предусмотренными административно-процессуальными нормами специальными юридическими (административными) процедурами. Административный процесс неоднороден и состоит из целого ряда административных производств, то есть отдельных видов внешней административнопубличной деятельности по разрешению специфических категорий индивидуальных юридических (административных) дел. С учетом приведенного понятия административного процесса возникает закономерный вопрос: вся ли внешняя правоприменительная административно-публичная деятельность административных органов осуществляется в рамках административного процесса и соответствующих входящих в его структуру видов административных производств? Ответ на этот вопрос, с нашей точки зрения, должен быть отрицательным. Это объясняется тем, что внешняя правоприменительная административнопубличная деятельность включает в себя не только системно организованные виды деятельности административных органов, связанные с разрешением индивидуально определенных юридических дел и представляющие собой логически завершенные юридические процессы, но и иные виды деятельности, не обладающие признаками юридического процесса. В частности, включаемая в содержание внешней правоприменительной административно-публичной деятельности деятельность административных органов по разрешению дел об административных правонарушениях представляет собой юридический процесс, отдельный вид административного производства. В то же время такой вид деятельности, как надзор органов внутренних дел за соблюдением гражданами правил поведения в общественных местах, правил дорожного движения, также входящий в содержание внешней правоприменительной административнопубличной деятельности, не связан с разрешением индивидуальных административных дел и не обладает признаками юридического процесса. В этой связи необходимо сделать вывод о том, что вся внешняя правоприменительная административно-публичная деятельность административных органов включает в себя как процессуальные виды такой деятельности - административные произ водства, так и внепроцессуальные виды этой деятельности, осуществляемые вне рамок административного процесса. При этом как процессуальные, так и внепроцессуальные виды внешней правоприменительной административно-публичной деятельности осуществляются административными органами в соответствии с определенным порядком, установленным административно-процессуальными нормами, то есть в соответствии с определенной административной процедурой. С учетом названных обстоятельств административная процедура, с нашей точки зрения, может быть охарактеризована как урегулированный административно-процессуальными нормами специальный порядок осуществления административным органом деятельности (производства) по разрешению подведомственной ему категории однородных индивидуальных административных дел либо совершения этим органом иных юридически значимых (административно-правовых) действий вне рамок каких-либо административных производств. Рассмотрим далее основные признаки, характеризующие понятие «административная процедура». 1. Административная процедура - это порядок осуществления административного производства или совершения отдельных административно-правовых действий. Под порядком осуществления деятельности или совершения действий, с нашей точки зрения, следует понимать установленные административно-процессуальными нормами стадийность, то есть последовательность, очередность совершения соответствующих действий и способы их официально-документального оформления (фиксации). Например, ст. 12-15 Закона РФ «О милиции» устанавливают процедуру применения сотрудниками милиции специальных средств и огнестрельного оружия, которая заключается в определении последовательности соответствующих действий сотрудников милиции и их процессуального оформления. 2. Административная процедура - это порядок осуществления административного производства или совершения отдельных административно-правовых действий, который определен административно-процессуальными нормами, содержащимися в соответствующих законах или подзаконных нормативных правовых актах. Иными словами, административная процедура - это юридически установленный порядок, который должен неукоснительно соблюдаться административными органами при осу ществлении соответствующей деятельности или при совершении соответствующих действий. 3. Административная процедура - это юридически установленный порядок осуществления определенной деятельности не только в целом, в системе, то есть административного производства, но и порядок совершения отдельных юридически значимых действий как в рамках того или иного производства, так и вне какого-либо производства. В частности, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях определяют как в целом процедуру осуществления производства по делам об административных правонарушениях, так и процедуру совершения отдельных административно-правовых действий, совершаемых в рамках этого производства, в частности, таких, как административное задержание, осмотр, досмотр, изъятие вещей и документов и т.п. 4. Административная процедура - это необходимый юридический атрибут осуществления любого вида внешней правоприменительной административно-публичной деятельности, совершения любого административно-правового действия. Административные органы, с нашей точки зрения, не вправе совершать административно-правовые действия, правовая процедура совершения которых не установлена действующим законодательством. Рассмотрим далее вопрос о классификации административных процедур осуществления внешней административнопубличной деятельности. С нашей точки зрения, указанные административные процедуры могут быть классифицированы по следующим критериям. В зависимости от процессуальных особенностей осуществления правоприменительной административно-публичной деятельности: 1) процессуальные административные процедуры - это процедуры осуществления административно-публичной деятельности по разрешению административными органами индивидуальных административных дел в рамках соответствующих административных производств. В административно-правовой литературе давно отмечено, что правовая процедура разрешения индивидуальных административных дел в рамках административного процесса независимо от вида административного производства имеет общую схему. В частности, процессуальная административная процедура включает в себя такие стадии, как возбуждение индивидуального административного дела, установление фактических обстоятельств этого дела (административное расследование), подготовка дела к рассмотрению по существу, рассмотрение дела по существу и вынесение по нему решения, обжалование (опротестование) вынесенного по делу решения и исполнение решения по делу. В то же время правовая процедура разрешения административных дел в рамках каждого отдельно взятого административного производства имеет свои особенности. К процессуальным административным процедурам, в частности, можно отнести процедуры осуществления регистрационного, лицензионно-разрешительного производства, производства по делам об административных правонарушениях. В свою очередь, процессуальные административные процедуры могут быть подразделены на два вида: а) общие процессуальные административные процедуры - это процедуры осуществления тех или иных административных производств в целом. Например, существует общая административная процедура производства по делам об административных правонарушениях, которая представляет собой урегулированный административно-процессуальными нормами общий порядок, в том числе стадии, разрешения дела об административном правонарушении; б) частные процессуальные административные процедуры - это процедуры осуществления отдельных административно- правовых действий в рамках соответствующего административного производства. Например, в производстве по делам об административных правонарушениях административно-процессуальными нормами регулируются частные процедуры совершения в рамках этого производства таких действий, как административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения; 2) внепроцессуалъные административные процедуры - это процедуры осуществления административными органами административной деятельности или совершения ими отдельных административно-правовых действий, не связанных с разрешением индивидуального административного дела, вне рамок какого- либо административного производства. К числу таких административных процедур можно отнести процедуры осуществления сотрудниками милиции надзора за поведением граждан в общественных местах, за соблюдением ими правил дорожного движения, процедуры применения общих мер административного ограничения в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц. Внепроцессуальные административные процедуры также могут быть подразделены на два вида: а) общие внепроцессуальные административные процедуры - это процедуры осуществления какого-либо вида внешней административно-публичной деятельности в целом. К таким процедурам относятся, например, общая процедура организации несения сотрудниками милиции патрульно-постовой службы в общественных местах, общая процедура организации несения сотрудниками милиции дорожно-патрульной службы, общая процедура введения и реализации режима карантина на определенной территории; б) частные внепроцессуальные административные процедуры - это процедуры совершения административными органами отдельных административно-правовых действий в ходе осуществления какого-либо вида внешней административно-публичной деятельности. К числу таких процедур следует, в частности, отнести процедуру досмотра транспортных средств, осуществляемого сотрудниками милиции в ходе несения дорожнопатрульной службы, процедуру применения сотрудниками милиции в ходе несения службы специальных средств и огнестрельного оружия, процедуру отстранения от работы инфекционного больного при введении карантина. В зависимости от содержания внешней правоприменительной административно-публичной деятельности: 1) административные процедуры осуществления административно-регулятивной деятельности - административнорегулятивные процедурыЫ; 2) административные процедуры осуществления административно-наблюдательной (контрольно, надзорной) деятельности - административно-наблюдательные (контрольные, надзорные) процедуры; 3) административные процедуры осуществления административно-ограничительной деятельности - административноограничительные процедурыы; 4) административные процедуры осуществления административно-принудительной деятельности - административнопринудительные процедурыы; 5) административные процедуры осуществления административно-арбитражной деятельности - административно-арбитражные процедуры. В последующих параграфах данной главы будут рассмотрены отдельные виды административных процедур, выделенные нами в зависимости от содержания внешней административнопубличной деятельности. 15.2.

Еще по теме Понятие и классификация административных процедур:

  1. Понятие, признаки и классификация административных органов
  2. Административно-правовые действия: понятие и классификация
  3. Понятие, отличительные признаки и классификация мер административной ответственности
  4. Понятие и классификация методов административно-публичной деятельности
  5. Понятие и классификация форм административно-публичной деятельности
  6. В. Понятие, классификация и оценка доказательств в административном процессе
  7. Раздел VI Административные процедуры и административный процесс
  8. Правовые процедуры в регулировании и контроле отношений конкуренции и монополии. Административные процедуры В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ
  9. 7.5. Административный процесс и управленческий процесс (административные процедуры) в России
  10. 3.1. Процедура административного расследования налоговых правонарушений

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -