Понятие правовой нормы. решение компетентных органов государства в случаях, предусмотренных действующим законодательством. д) субъективное право конкретно, а право способность абстрактна

Отношение - формула - норма права

«Средний путь - самый безопасный», - гово­рил две тысячи леї назад древнеримский поэт Овидий. Эти слова выражают сушность и пред­назначение нормы права. Средний путь - это устойчивая взаимозависимость между людьми, которая позволяет каждому вести спои дела не в ущерб дезам других.

Такая необходи­мая взаимозависимость называется отношением. Наличие отноше­нии позволяет людям организовывать свою жизнь Если мы знаем закономерности построения отношений, мы можем упорядоченно вести свои дела и нормально жить.

Закономерности построения отношении выражаются формулой. В естественных науках формулы указывают на закономерности от­ношений между явлениями природы. В правоведении формулы от­ражают закономерности отношений между лицами, т.е. людьми, способными познавать явления природы и организовывать свою жизнь в соответствии с этим знанием. Эти правовые формулы на­зываются нормами права.

Норма права - (то провоззлашенное различными способами, оче­видное дія всех по результатам общественной практики и потому обя- затс іьнос, руководящее начало построения устойчивых отношений ме­жду [инами с целью их самореализации путем применения в конкрет­ных делах данных от природы способностей.

Какое-либо установление становится нормой права именно по­тому, что выражает закономерность отношений между лицами, суть которой состоит в том. чтобы, избегая крайностей, прокладывать средний путь. Норма права указывает на этот прямой путь із по­строении отношений между лицами, поэтому норма права - это ве­ление закона, который не придумывается, а познается людьми, если они желают нормально жить.

Закон есть зила природы, он - ум и сознание мудрого человека, он - мерило правії п бесправия.. Бу іем же при обосновании нрава ис­ходить из гого высшего закона, который, бу цчн общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы го ни было писаный закон, вернее, рань­ше, чем какое-либо государство вообще было основано.

Это одно из известных высказываний выдающегося древнерим­ского юриста и политика Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.). Древнеримские правоведы стали для современных юристов класси­ческими математиками права. Это им принадлежат формулы, кото­рыми питается правосознание в наши дни и на которых основыва­ется содержание нормативных правовых актов и судебных решений нашего и других государств:

Право проявляется в поступках людей по отношению друг к другу;

Право относится к случаям, которые происходят часто;

Закон смотрит вперед, а нс назад,

Обычай является лучшим толкователем закона;

Никто не может быть судьей в собственном деле.

Эти и другие крылатые правовые формулы, дошедшие до нас во многом благодаря кодификации, проведенной в VI в. н.э. византий­ским императором Юстинианом I (483-565 н.э.), показывают, что всякое обобщение может стать и становится нормой права, если под­мечает сущность определенных отношений, игнорирование которой делает невозможным построение данных отношений в реальности.

Итак, норма права - это идеальный образец отношений, следова­ние которому на практике приводит к построению необходимых дли жизни отношений в реальности.

Латинское слово norma в первом значении выражает понятие «на­угольник», т.е. говорит о накладке, скрепляющей угол ящика, рамы, переплета и т.д. Это совпадение вряд ли случайно. Норма права - это наугольник отношений между людьми. Только скрепляет она не материальные, зримые детали, а невидимые отношения между субъектами права (лицами). И делает это путем установления их взаимных, взаимосвязанных обязательств. Данную суть и выражает второе значение латинского слова norma - «норма, руководящее начало, правило, образец».

Таким образом, правовая норма - это право для определенного отношении. В соответствии с руководящими указаниями нормы данное отношение должно оформиться в жизни в случае, если в ре­альности возникнут обстоятельства, предусмотренные нормой.

Не следует отождествлять действия лиц, которыми провозгла­шается норма, с самой нормой.

Способы выраже­ния правовых норм

Нормы права обычно выражаются при помощи нормативных правовых актов, т.е. организую­щих действий органов государственной власти, которые оформляются принятыми по специальной процедуре и об­народованными для всеобщего сведения документами.

Имеются и другие способы выражения правовых норм:

Судебный и административный прецедент;

Правовой обычай;

Правовая доктрина;

Нормативный договор.

Наличие или отсутствие таких способов зависит от традиций конкретного общества и особенностей осуществления государствен­ной власти.

Правовая норма может выражаться в нормативных правовых актах по-разному. Если установления нормативных актов отражают суть нужных практике отношений, то можно сказать, что такие установ­ления выражают нормы права.

Таким образом, нормативный правовой акт и другие способы выражения норм права являются способами познания права как та­кового.

Если нормативное установление не выражает норму права, хотя и устанавливает определенное правило, - оно фиктивно. Фиктив­ность нормативных установлений распознается при их применении на практике.

Н а п р и м е р, в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ говорится, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. На первый взгляд эта норма кажется действенной, рабочей. Вроде бы все здесь ясно и понятно. Но попробуем построить в соответст­вии с данной нормой отношения на практике. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20 июля 1998 г. № 120 «Об оріанизации торгов по закупке товаров, работ и услуг для государ­ственных нужд в Республике Хакасия» было утверждено Временное положение об организации торгов в Республике Хакасия. Пункт первый раздела 1 этого положения по заключению Министерства юстиции РФ (Минюста) нс соответствует абзацу второму ст. 3 Феде­рального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках про­дукции для федеральных государственных нужд». Следовательно, есть основания полагать, что норма, содержащаяся в акте Респуб­лики Хакасия, противоречит Федеральному закону и в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ применению на практике не подле­жит. Но полномочия Минюста России Констшуцией РФ не опре­делены, поэтому данное им заключение еще нс подтверждает факт несоответствия акта органа исполнительной власти Республики Ха­касия названному Федеральному закону.

Не вдаваясь в дальнейший анализ текста Конституции РФ и со­поставление конституционных норм, отметим сразу, что субъект, имеющий полномочия устанавливать факт противоречия между акта-

ми субъектов Российской Федерации и федеральными законами, прямо не определен. В ч. 2 ст. 85 Конституции РФ говорится о «со­ответствующем суде». Как видим, это противоречит теоретическому принципу выражения правовой нормы: норма права призвана не просто указать на те или иные отношения, - она обязана подме­тить необходимую связь в действиях субъектов данных отношений. Регулирующее воздействие рассматриваемой конституционной нор­мы на практике не проявляется.

Представим, что в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ установлено:

В случае, если любой акг органов государственной власти субъектов

Российской Федерации будет признан Верховным Судом Российской

Федерации несоответствующим федеральному закону, действует феде­ральный закон.

Видимо, в таком варианте выражения образец отношении оказы­вается более действенным для практики. Теперь понятно, что несо­ответствие любого акта субъекта Российской Федерации федераль­ному закону вправе признать Верховный Суд Российской Федера­ции. Факт такого признания означает, что акт субъекта Федерации в части, не соответствующей федеральному закону, не действует, становится юридически ничтожным. Отношения так или иначе, но определены. Следовательно, норма права действует, потому что в соответствии с ее требованиями на практике складываются устой­чивые, определенные отношения.

Все препятствия в осуществлении необходимых обществу отно­шений должны учитываться в процессе правового регулирования. И если возникает препятствие, а нормы, позволяющей снять напря­жение, нет, отношения становятся слабо урегулированными, неоп­ределенными, т.е. практически не складываются.

Это в полной мерс относится и к другим способам выраже­ния правовых норм, о которых мы упомянули выше.

п При анализе правовых предписаний различают

нормативные предписания и индивидуальные.

Правовое предписание - это специфические отношения, через кото­рые определенные субъекты получают возможность осуществлять кон­кретные функции іибо действовать онредезениым образом согласно нормам права или морали.

Индивидуальные предписания регулируют отношения путем ука­зания конкретным лицам на конкретный порядок действий или пу­тем изменения правового положения конкретного лица. Если лицо выполнило то, что от него требуется, или если его правовое поло-

жснис изменилось так, как это предписано, - действие индивиду­ального предписания прекращается.

Пример ы индивидуальных предписаний, требующих от конкретных ниц конкретных действий". Распоряжение Президента РФ о подготовке проекта Федерального закона Правительством Россий­ской Федерации в срок до 1 июля 2003 г.; решение суда о необходи­мости уплаты алиментов одним из разведенных супругов в пользу другого до момента совершеннолетия ребенка, оставшегося на по­печении последнего; решение суда по іражданскому иску, в котором гражданину А предписывается возместить материальный ущерб, при­чиненный гражданину Б; требование сотрудника таможни к авиапас­сажиру открыть саквояж для проведения таможенного досмотра.

Примеры индивидуальных предписаний, изменяющих пра­вовое положение лица", приговор суда о назначении лицу наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление; приказ ми­нистра внутренних дел РФ об увольнении сотрудника министерст­ва Н; постановление следователя органов внутренних дел о заклю­чении под стражу гражданина В.

Таким образом, требование к конкретному лицу совершить кон­кретное действие или требование, изменяющее правовое положение конкретного лица, не содержит нормы права, даже если это требова­ние исходит от высшего оріана государственной власти.

Принципы Следовательно, норма права основана на осо- рсгулироваиия бом принципе регулирования отношений, ко­торый можно назвать принципом нормативного регулирования. Суть его сводится к тому, что вначале определяется необходимый для практики образец поведения, после чего все ли­ца, попавшие в предусмотренные данным образцом обстоятельст­

ва, поступают так, как это предписывает названный образец.

Принципом ненормативного регулирования является применение правовых норм для разрешения конкретных дел уполномоченными к тому лицами (кадровые вопросы, назначение пенсии, заключение брака, привлечение к ответственности, назначение наказания и т.п.) или издание данными лицами распоряжений для решения конкретных организационных вопросов, например Указ Президента Рос­сийской Федерации от 9 марта 2004 г., в котором определяется но­вое положение о системе и структуре федеральных органов испол­нительной власти и порядок их деятельности.

Таким образом, правоприменительные акты и индивидуальные распоряжения нс содержат норм права.

Правопрнмените и>ные акты - это властные решения уполномочен­ных лиц, которыми подтверждается, что требование нормы права отн о-

снтся к данным конкретным динам, и которыми обеспечивается вы­полнение требования нормы права данными конкретными линами.

В индивибуа іьньїх распоряжениях предусмотрены правила, которые в отличие от норм права обращены к конкретным лицам.

Если при нормативном регулировании лицо соотносит реальную ситуацию с тем образцом поведении, который закреплен нормой права, чтобы понять, находится ли оно в сфере действия данной нормы, то при регулировании с помощью индивидуальных предги- саний этого делать не нужно.

Кроме того, нормы права следует отличать от предписаний, ука­зывающих на основания, принципы, условия действия и поняткй- ный аппарат правовых норм.

В юридической литературе часто можно встретить утверждение, что содержащиеся в тексте законодательства дефиниции (например, определение понятия преступления в Уголовном кодексе РФ или определение понятия земельных участков в ст. 5 Земельного колосса РФ), декларации (например, положения главы 2 Конституции РФ, провозглашающие перечень прав человека и гражданина и закреп­ляющие их незыблемость), принципы (например, положения статей законодательства, в которых содержатся ссылки на принципы гірша), организационные начала (например, предписания статей главы 2 Та­моженного кодекса РФ об организации таможенного дела) также являются нормами права.

На наш взгляд, с таким пониманием вряд ли можно согласить­ся по следующим причинам.

1. Цель нормативного правового акта - сделать наиболее важ­ные для государства и общества правовые нормы доступными для широкого понимания, поэтому документ, которым оформляется дан­ный акт, как правило, имеет описательный характер и в его текст за­конодатель включает положения, которые разъясняют смысл право­вых норм и являются по отношению к нормам вспомогатсльп [МИ, обеспечительными. В то же время обеспечительный характер дан­ных положений не умаляет необходимость их учета в процессе реа­лизации правовых норм субъектами права, поскольку упомянутые положения выражены нормативным правовым актом и обяаггельны для учета на практике. Но из этого вовсе не следует, что названные положения сами являются нормами права.

2. Правовая норма, если строго следовать сс понятию, - это мо­дель отношений, образец, закрепляющий необходимую связь между

субъектами и указывающий им на порядок действий в тех или иных случаях, которые также предусмотрены нормой. Сущность понятия нормы в том. что она есть регулятор отношений между лицами. Де­финиции, декларации, принципы и т.д. нс могут проводить собст­венно правовое регулирование - >то нс является их функцией. По своему предназначению они помогают понять основания и цели пра­вового регулирования, смысл и необходимость тех или иных право­вых норм. Главное их предназначение состоит в том, чтобы указать основы отношений, исходные начала формулирования и обеспече­ния действия собственно правовых норм.

С-.сдоватсльно, обнародование правовых норм при помощи нор­мативных правовых актов связано с необходимостью отражения в тексте этих актов нс только содержания собственно правовых норм, регулирующих общественные отношения, но и положений, помо­гающих понять основания, цели и смысл правового регулирования.

С учетом сказанного становится возможным выделить признаки нормы нрава.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Отношение между людьми и их организациями, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной (либо односторонней) связи субъективных прав и юридических обязанностей. (Манов)

Объективно возникшие в обществе, в соответствии с законом или даже до закона, особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и охраняемым им в лице определенных органов. (Лазарев)

Возникающие на основе норм права волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности обеспечиваемые государством.

Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом . При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство.

Право - не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности. Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились еще в предперестроечное время в виде "теневой", полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в "чистом виде", представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, "творит" общественные отношения, порождая новые связи.

В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права.

Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье, помимо материальных, существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.

Наиболее характерные признаки правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем.

1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм , которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями , которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

3. Правовые отношения носят волевой характер . Во-первых, потому, что через нормы прав в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством . Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, но последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов , строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение "кого-то" с "кем-то". Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

6. Правоотношение - это отношение общественное (разновидность общественных отношений), то есть отношение между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут лишь возникать по поводу этих объектов.

7. Характеризуются наличием субъективных прав и юридических обязанностей .

8. Осуществляют субъективные права и юридические обязанности .

9. В основе лежит юридический факт .

Предпосылки возникновения:

Социальные: это фактические отношения связи, возникшие в обществе и объективно требующие юридического закрепления

Юридические: совокупность условий без которых правоотношения возникнуть не могут.

В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:

а) субъектов (участников) правоотношения;

б) субъективные юридические права и обязанности (которые именуют также юридическим содержанием правоотношения);

в) фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (его называют материальным содержанием правоотношения);

объекты правоотношения.

Основные общетеоретические позиции в этом вопросе таковы:

1. Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием - фактическое правомерное поведение субъектов, которое эти права и обязанности реализует (проф. В.Н. Щеглов, проф. Л.С. Явич и др.). Надо заметить, что в данном варианте методологические возможности категорий «форма» и «содержание» использованы наиболее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотношения и правильно установлена их функциональная связь: форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм путем правотворческой деятельности.

2. Проф. С.С. Алексеев называет субъективные юридические права и обязанности «юридическим содержанием» правоотношения, а фактическое правомерное поведение субъектов - «материальным содержанием». При этом автор полагает, что оба эти содержания являются элементами правоотношения и наряду с ними выделяет другие элементы - субъекты и объект правоотношения.

Изложенный подход некорректен с философской точки зрения. Во-первых, нельзя выделять в одном и том же объекте два содержания и ни одной формы. Эти категории - парные: каждому содержанию должна быть найдена своя форма. Во-вторых, форма и содержание исчерпывают явление полностью: если что-то отнесено к содержанию, то все остальное должно быть отнесено к форме, и никаких других «элементов» в явлении уже быть не может. В-третьих, содержание никогда не может выступать в качестве элемента. Наоборот, содержание - это структурно-организованное единство элементов.

Надо заметить, что ранее проф. О.С. Иоффе выделял в правоотношении вообще три содержания - юридическое, материальное и идеологическое.

3. Правоотношение в целом выступает как форма регулируемого нормами права общественного отношения, а последнее является содержанием правоотношения (проф. О.А. Красавчиков, проф. Б.Л. Назаров и др.). При этом, по мнению авторов, содержание (общественное отношение) находится за пределами своей формы (правоотношения), является внешним содержанием.

Относительно данной точки зрения можно заметить, что, во-первых, философия такой связи формы и содержания не знает: внешней в их связи может быть только форма, но никогда содержание. Во-вторых, авторы не дают ответа на вопрос, какое явление в таком случае образуется единством правоотношения (как формы) и общественного отношения (содержания).

Виды правовых отношений. Прежде всего правоотношения, как и юридические нормы, можно классифицировать по отраслевому признаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д.

Различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые - возникают из правомерных действий субъектов; вторые - из противоправных, связанных с применением государственного принуждения. Регулятивные правоотношения - это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее. Такие правоотношения и составляют суть правопорядка, их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинтересовано общество. Имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, - это все регулятивные отношения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, других граждан на такое поведение. Цель правоохранительных правоотношений - защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охранительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д. Целиком охранительной отраслью является уголовное право, но охранительные отношения возникают и на основе предписаний других отраслей права, включая конституционное право.

По степени конкретизациии и субъектному составу правоотношения подразделяются на абсолютные, относительные и общерегулятивные . В абсолютных точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его реализации. В этом смысле, например, право собственности является абсолютным. В относительных - строго определены обе стороны (например, "должник-кредитор", "продавец-покупатель"). Их можно назвать поименно.

Общерегулятивные, или просто общие, правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, правопорядок). Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.

По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные . В активных - обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

По форме правоотношений : правовые состояния и собственно правоотношения .

По форме индивидуализации субъекта : общие (правовые связи основанные на общих правах и обязанностях субъекты которых не имеют поименной индивидуализации) и конкретные (правовые связи субъекты (как min 1) определены путем поименной индивидуализации).

По происхождению : возникшие в связи с естественными правами и основанные на позитивном праве .

По времени : постоянные и временные .

Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.

В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системы правоотношения делят наматериальные и процессуальные, частные и публичные.

Содержание правоотношений. В любом правовом отношении выделяются фактическое, юридическое и волевое содержания. О фактическом (экономическом, политическом и т.д.) уже говорилось выше. Оно не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов. Любое правоотношение выступает как единство содержания и формы.

Структура правоотношения. В состав правоотношения входят следующие элементы: 1) субъект; 2) объект; 3) субъективное право; 4) юридическая обязанность.

право нормативный общественный

Становление права, как социальной нормативно-регулятивной системы, как целостного социального института на рубеже III-II веков до н. Э. Привело к коренным изменениям в политической, экономической, духовной и других сферах жизни человечества. Значительные перемены произошли в социальной сфере - в отношениях людей и их коллективных образованиях между собой, в организации общественных отношений.

Каждый человек состоит с другими людьми, их коллективными образованиями в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, учебных, бытовых, творческих, научных, личных, родственных, дружественных и иных. Прервав эти связи, лишив того или иного человека общения с другими людьми, получим деградацию личности, разрушение человеческого естества. Не случайно, самое страшное наказание, которое придумало человечество для нелюдей, преступников, конечно, после смертной казни, - это пожизненное заключение в одиночной камере. Праобразом этого наказания у древних племен была наивысшая мера - изгнание из племени.

Общественные связи, общественные отношения получили большой размах. Тысячелетия назад они имели локальный характер, хотя и тогда были относительно развиты. Сейчас же человечество приобретает иные черты, оно действительно становится всеобъемлющим сообществом. Участники общественных отношений формально, с помощью права, наделяются разнообразными правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами) и превращаются в субъектов правовых отношений. Правовые отношения - это возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности. Правоотношения - это разновидность общественных отношений. Общественные отношения - это социальные связи между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности и существовании. Некоторые из них возникают по воле конкретных лиц, другие являются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретного человека или даже целого поколения людей. Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в поступках человека, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения.

Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают невидимые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим происходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязнение окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограничениями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отношении имеются и определенные границы свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивает существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) в юридическую обязанность. В юридической литературе сложилось два основных подхода в понимании правоотношений. Существует мнение, что правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права. Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода. Правоотношение - это юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения. Правоотношение - это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако, в похожих случаях, когда субъекты не выполняют требований правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие. Содержанием этого общественного отношения является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели - юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектом правового отношения. Однако существует и другая точка зрения относительно соотношения правовых и общественных отношений.

Правовое отношение - следствие действия права, как социального и государственного института. В догосударственном обществе правоотношений не было, т.к. там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правоотношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это, прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, брачно-семейные и другие отношения. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы:

регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых;

не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;

частично регулируемые.

В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.

В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность). Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз и навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом. Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.

Наиболее характерные черты (признаки) правоотношений, как особого вида общественных отношений, заключаются в следующем:

Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Именно в правоотношении достигаются цели правовых норм, проявляется их сила, эффективность, именно в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, т.к. не требуют правового вмешательства. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны между собой юридическими правами и обязанностями. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой и наоборот. Участниками правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные, так и правообязанные лица.

Правоотношение - это всегда двусторонняя связь. Сама норма права, вызвавшая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. В еще в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность. Правоотношение содержит интеллектуальный и волевой элементы. Интеллектуальный элемент - осознанность поведения, а так же способность самого субъекта правоотношения осознавать свои действия и руководить ими. При этом вовсе не обязательно, чтобы участник правоотношения руководствовался только юридической нормой. Он может соблюдать моральный аналог правовой нормы, действовать по привычке. Важно, чтобы поведение было осознанным и волевым. Право регулирует только такие поступки человека, которые контролируются сознанием и волей индивида. Воля субъекта должна в принципе соответствовать воле общества и государства, выраженной в юридической норме и конкретизированной в правоотношении. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правоотношениях государство заинтересовано. И, казалось, ему незачем их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических норм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, т.к. последние в своей совокупности и образуют правопорядок, как результат законности. Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы. Таковы основные особенности правовых отношений. Как надстроенные явления, они обусловлены, в конечном счете, экономическими и иными факторами и причинами.

Правовая норма и правоотношение органично взаимосвязаны между собой и пред- ставляют такую динамичную систему, в которой эти два компонента предполагают друг друга. Сложный и многосторонний характер этой взаимосвязи проявляется в следующем.

1. Норма права и правовые отношения являются элемента- ми единого механизма правового регули-рования и выполняют в нем как собственные, так и некоторые общие функции.

2. Норма права выступает одной из предпосылок возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Правоотношение имеется там, где существует предусматривающая его юридическая норма. Эта общая закономерность проявляется в необходимости четкого законодательного регулирования, к примеру, форм государственного правления и устройства, отношений собственности, гражданства, основных прав и свобод граждан и т. п. Другими словами, субъекты не могут вопреки воле государства устанавливать необходимые им правоотношения.

3. Нормы права - это статичная форма правовой регуляции, а правоотношение - динамичная, т. е. правоотношение является формой реализации юридической нор- мы. Речь идет о том, что важно не только выработать и установить нормы права, но и воплотить их в реальной практике. Формой такой конкретизации и реализации правовой нормы выступают права и обязанности конкретных участников правовых отношений. Именно в правовом отношении и проявляется реальная сила государственного предписания, и достигается определенная цель.

4. Норма права определяет участников правоотношения.

5. Структура нормы права предопределяет структуру правоотношения. При этом норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения; в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения в санкции содержит указание на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникающего на ее основе правового отношения. В отечественной литературе по обшей теории права высказываются различные мнения о характере взаимосвязи нормы права и правоотношения. Так, некоторые исследователи считают некорректным закрепление какого-либо приоритета за правовой нормой и сведение связи юридической нормы и правоотношения как причины и следствия. Их понимание сводится к тому, что норма права и правовое отношение - это самостоятельные формы существования права. Согласно другой точке зрения, правоотношения выступают средством регулирования общественных отношений. Последовательность здесь такая: норма права - правоотношения - общественные отношения. Наконец, по мнению большинства ученых, правоотношение - это результат воздействия юридической нормы на общественные отношения, что можно представить в следующем: норма права - общественные отношения - правоотношения. Здесь правовая норма и правоотношения соотносятся как причина и следствие.

Понятие правового отношения.

Любое правоотношение обладает рядом специфических признаков.

Правоотношение это такое общественное отношение, которое складывается на основе правовых ном, точнее юридических норм, которые определяют форму и содержание правоотношений:

А) Могут непосредственно вызывать правоотношения

Б) могут не оказывать прямого воздействия на возникновение правоотношений. В этом случае пра-воотношение возникает не из законов, а из договоров, сделок, не противоречащих закону.

Правоотношения основаны на наличии у сторон взаимных субъективных прав и юридических обя-занностей.

Все отношения имеют по крайней мере 2 стороны, иначе невозможно было бы говорить об отноше-нии

Право наделяет одних правами, а других обязанностями. Сл-но в правоотношении всегда одна сто-рона – носитель субъективного права (управомоченное лицо), а вторая – лицо обязанное.

Правоотношение – это волевое отношение. Кроме норм права, которые уже выражают определенную волю, необходима воля участников общественных отношений. При этом воля может быть обоюдной (брак,купля-продажа), либо односторонней.

Правоотношение всегда охраняется государством.

Правоотношение не может возникнуть без определенных, предшествующих ему факторов, а уже те-кущее может прекратиться, если их в наличии не будет. Поэтому принято говорить о материальной и формальной предпосылках правоотношений:

материальные предпосылки правоотношений – это система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных отношений.

Юридические предпосылки – это необходимые формально-юридические условия, при наличии кото-рых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.

Структура правоотношения.

Правоотношение – это охраняемое государством общественное отношения, которое возникает вследствие воздействия норм позитивного права на поведение людей и характеризуется наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.

1) Субъекты правоот-ий- индивиды или организации, которые на основании юридических норм мо-гут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

2) Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направ-лены субъективные права и юридические обязанности.

Юридическое содержание- это возможность определенных действий управомоченного, необходи-мость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанно-го, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступ-ления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъектив-ного права.

Субъективное право и юридическая обязанность: понятие, структура.

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью госу-дарственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интере-сах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пас-сивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограни-чений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собствен-ные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права; б) право на юридические действия, на принятие юридических решений; в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия; г) право притязания, которое за-ключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности.

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Вопросы:

    Понятие нормы права и ее структура.

    Виды правовых норм.

    Понятие и виды правовых отношений.

    Субъективные права и юридические обязанности.

    Субъекты и объекты правоотношений.

    Юридические факты.

1. Понятие нормы права и ее структура.

Норма права – это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.

Правовые нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения и, таким образом, определяют меру свободы участников общественных отношений. Нормы устанавливают, что можно, нужно или нельзя делать при наступлении нормативно-определенных обстоятельств. Признаки правовых норм:

Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят неперсонифицированный, всеобщий характер. Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые «правила игры» для всех членов общества.

Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.

Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.

Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.

Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать. Например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной компании 1996 г.

Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни.

Признаки нормы права совпадают с признаками права в целом, поскольку право состоит из норм. Взаимодействуя и дополняя друг друга, нормы образуют основу правовой системы государства.

Властные веления государства можно разделить на два вида - нормы и индивидуально-правовые предписания. Рассмотрим их соотношение между собой:

Правовые нормы всегда предшествуют индивидуально-правовым предписаниям. Индивидуально-правовые предписания издаются на основании и во исполнение действующего законодательства. Назначение индивидуально-правовых предписаний - содействовать реализации нормы права, применить ее к отдельным лицам, ситуациям, обстоятельствам.

Индивидуально-правовые предписания обращены к конкретным, индивидуально поименованным адресатам. В свою очередь, нормы относятся не к отдельному случаю, отношению или лицу, а к целой категории лиц, какому-либо виду однородных общественных отношений.

Индивидуально-правовые предписания действуют однократно и полностью исчерпываются таким однократным применением. Нормы всегда рассчитаны на многократное применение, действуют непрерывно, не прекращают своего действия в случае каждой отдельной реализации.

Индивидуально-правовые предписания предназначены для регулирования строго определенных случаев, однократного применения в отношении индивидуально-определенных субъектов. В отличие от них нормы права регулируют типичные, стандартные, многократно повторяющиеся социальные взаимодействия.

Задача норм права состоит в установлении единого правопорядка, общих для всех субъектов правоотношений условий. Назначение индивидуально-правовых предписаний состоит в организации оперативного, повседневного государственного управления.

Ориентационно-стимулирующая функция норм права. Норма права выступает юридическим критерием правомерного и неправомерного поведения. Сообразуя свои фактические действия с нормативной моделью, участники общественных отношений получают представление о законности своих действий. Стимулирующий аспект проявляется здесь в том, что нормативно предусмотренные меры поощрения такие как льготы, привилегии и др. побуждают субъектов к правомерной реализации своих прав, обязанностей и запретов, способствуя тем самым достижению общественно полезных результатов.

Регулятивная функция норм права. Нормы права призваны организовать, упорядочить общественные отношения. Нормативно закрепляя те или иные аспекты общественных отношений, они способствуют реализации определенной политики, которую государство осуществляет на данном историческом этапе. Право придает нормативную определенность, стабильность и устойчивость общественным отношениям.

Охранительная функция норм права. Правовые нормы устанавливают четкие границы индивидуального или коллективного усмотрения субъектов, за пределы которых они не вправе выходить. К нарушителям применяются государственные меры принуждения профилактического, пресекательного, карательного или правовосстановительного характера. Предоставление правовых гарантий и средств защиты своих субъективных прав также способствует реализации охранительной функции правовых норм.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если... - то... - иначе... » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.

Гипотезы в зависимости от структуры бывают:

· простыми, т.е. в которых содержится только одно условие;

· сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права;

· альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

· Абстрактными - гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

· Казуистическими - гипотеза указывает на частные условия.

Диспозиция - это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях определенных в гипотезе. Диспозиция - это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных активных действий, запрещающих - отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия.

Диспозиции бывают:

Простыми - диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его;

Описательными - в диспозиции называется и описывается вариант поведения;

Ссылочными - диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права;

Бланкетными - диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам.

Санкция - это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые меры воздействия, применяемые государством в случае нарушения кем-либо из участников правоотношений диспозиции нормы. Дозволяющие правовые нормы каких-либо санкций не содержат, поскольку их реализация зависит от свободного усмотрения самого лица. Какая-либо угроза государственного принуждения здесь не предусматривается.

Различают абсолютно определенные и относительно определенные санкции.

Абсолютно определенные санкции точно, однозначно, безальтернативно устанавливают те пли иные структурные элементы нормы. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений.

Относительно определенные санкции закрепляют альтернативность тех или иных неблагоприятных последствий.