По каким признакам определяют противозаконное поведение, понятие и примеры. Виды неправомерного поведения Какое есть противозаконное поведение и его особенности

Классификации неправомерного поведения и начинается с характеристики правонарушения. Отмечается, что данное понятие является одним из основополагающих в юридической науке. В общей теории права оно традиционно понимается как поведение дееспособных лиц, которое противоречит правовым предписаниям, является общественно вредным (опасным), противоправным, виновным и влечет за собой наступление юридической ответственности. В отраслевых юридических науках сформулированы понятия отраслевых, специфических правонарушений - уголовного, административного, трудового, гражданско-правового. Выделяются также процессуальные и дисциплинарные правонарушения.

Юридический состав правонарушения определяется в соответствии со сложившейся в частных теориях позицией (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Подробно характеризуются признаки правонарушения (противоправность, виновность, общественная вредность (опасность), способность повлечь меры юридической ответственности).

Следующим видом неправомерного поведения выступает объективно-противоправное деяние, не являющиеся правонарушением. Его объективные признаки совпадают с признаками последних, однако субъективная сторона характеризуется отсутствием вины.

Невиновность состоит в том, что лицо, совершающее объективно-противоправное деяние, не осознает и по обстоятельствам дела не может осознавать общественную опасность своих действий (бездействия), либо не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно и не может их предвидеть, при этом принимает все меры для исполнения требований закона, обязательств исходя из надлежащей степени заботливости и осмотрительности. Отсюда вытекает особенность объективно-противоправного деяния: его субъектами, помимо традиционных, могут быть невменяемые, недееспособные, а также лица, не достигшие к моменту совершения деяния возраста, предусмотренного законом.

Фролова Н.Ю. считает, что объективно-противоправное деяние - это вид неправомерного поведения, представляющий собой невиновное, общественно вредное (опасное), противоправное действие или бездействие, влекущее применение мер защиты и в предусмотренных законом случаях обязанность возмещения причиненного вреда Фролова Н.Ю. Правомерное поведение, неправомерное поведение и правонарушение: вопросы соотношения // Мир юридической науки. 2010. №3 С.1-25. .

В систему видов неправомерного поведения включает злоупотребление правом и выделяет два его аспекта: юридический и психологический, которые охарактеризованы.

С точки зрения Фроловой Н.Ю., злоупотребление правом характеризуется наличием у субъекта таких субъективных прав, которые реализуются им в противоречии с целями и назначением права, причиняя при этом вред охраняемым и неохраняемым законом общественным интересам.

Злоупотребление правом становится возможным при наличии определенных условий (в работе они названы).

В заключение сделан вывод о том, что злоупотребление правом - это пограничная категория (между правомерным и неправомерным поведением), характеризующаяся наличием у субъекта субъективных прав, которые реализуются им в противоречии с целями и назначением права, сопровождаемая причинением вреда охраняемым и неохраняемым законом общественным интересам либо затрудняющая реализацию прав иных субъектов.

Одним из важных средств регулирования общественных отношений и направлено на сдерживание деструктивной активности субъектов права, а также на поддержание баланса интересов общества и государства. В самом общем виде ограничение представляет собой механизм ограничения прав, действий; стеснение определенными условиями.

Правовые ограничения тесным образом связаны с такими категориями как «воля», «интерес», «цель», «мотив» и «социальная ориентация». Они влияют на субъекта путем внешнего информационного воздействия, вынуждая его на ту или иную форму активности, предполагающую сознательное изменение поведения субъекта в юридической сфере. Выделяются признаки правовых ограничений, а также их функции (охранительная, воспитательная, мотивационная, коммуникативная), цели и виды. Среди правовых ограничений выделены запрет, приостановление, юридическая обязанность, санкция, наказание. Проанализированы правовые ограничения в различных отраслях права.

Общетеоретический подход к анализу сущности правовых ограничений, их признаков, целей и функций позволит продвинуться в понимании этого правового феномена и использовать его в законодательной и правоприменительной практике для ограничения неправомерного поведения. В итоге делается вывод о том, что ограничение неправомерного поведения необходимы для реализации насущной потребности общества и государства в сдерживании неправомерных действий в различных сферах деятельности субъектов права. С помощью правовых ограничений обозначаются рамки удовлетворения интересов субъектов, границы их правомерного поведения. Одновременно правовые ограничения неправомерного поведения позволяют четко определить границы, пределы правомерного поведения, провести грань между этими взаимопроникающими правовыми явлениями, рассмотреть их в качестве парных юридических категорий.

Про­тивоправным признается такое поведение, которое нарушает норму права независимо от того, знал или не знал правонарушитель о неправомерности своего поведения.

Нормами гражданского законодательства установлены различные требования, предъявляемые к поведению участников гражданского оборота. Так, в соответствии со ст. 1064 ГК противоправным призна­ется поведение лица, причиняющее вред личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица. Противоправным является также такое поведение должника, которое не отвечает требо­ваниям, предъявляемым к надлежащему исполнению обязательств.

В соответствии с гражданским законодательством требования, предъяв­ляемые к исполнению обязательств содержатся не только в законе, иных правовых актах, обычаях делового оборота или иных обычно предъявляемых требованиях, но и в самих основаниях возникновения обязательств. Поэтому критериями противоправности поведения дол­жника должны служить и некоторые основания установления обяза­тельств Если обязатель­ство возникает из договора, то противоправным признается поведение должника, нарушающее условия договора. Если же в основе обязатель­ства лежит односторонняя сделка, то противоправным будет поведение должника, не соответствующее условиям односторонней сделки.

Противоправное поведение может выражаться в виде противоправ­ного действия или в виде противоправного бездействия. Действие должника приобретает противоправный характер, если оно либо прямо запрещено законом или иным правовым актом, либо противоречит закону или иному правовому акту, договору, односторонней сделке или иному основанию обязательства. Так, в ст. 310 ПС содержится прямой запрет на односторонний отказ от исполнения обязательства и одно­стороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмот­ренных законом.

Бездействие лишь в том случае становится противоправным, если на лицо возложена юридическая обязанность действовать в соответст­вующей ситуации. Обязанность действовать может вытекать из условий заключенного договора. Так, противоправным является бездействие поставщика, не осуществившего поставку товара в сроки, определенные договором поставки. Обязанность действовать может вытекать из слу­жебного положения лица. Неисполнение этой обязанности делает его поведение противоправ­ным. Обязанность совершить опре­деленное действие может вытекать из закона. Так, в соответствии со ст. 227 ГК нашедший потерянную вещь обязан возвратить ее лицу, потерявшему ее, или собственнику вещи.

3. Причинная связь.

В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК возмещению подлежат лишь убытки, причиненные противоправным поведением должника. Это означает, что между противоправным поведением должника и возникшими у кредитора убытками должна существовать причинная связь.

В отдельных же ситуациях решение вопроса о причинной связи может вызывать значительные трудности. Например, по договору по­ставки вместо стали марок «Прима» и «А» поставщик отправил покупателю сталь марок «А» и «Б», а последний пустил эти два вида стали в переплавку без проверки, в результате чего сплав оказался недобро­качественным. Гражданин Г. нанес гражданину Д. удар ножом в живот, который сам по себе не мог привести к смерти при надлежащим образом проведенной операции. Однако операция была проведена без предва­рительной очистки желудка, после чего последовала смерть гражданина Д. По указанию врача медсестра закапала в глаза новорожденного лекарство в результате чего младенец полностью потерял зрение выяснилось, вместо лекарства, указанного врачом, медсестра по ошибке закапала другое лекарство. В приведенных примерах ответ на вопрос о том, чьи действия послужили причиной противоправного результата, не является столь очевидным.

В подобных ситуациях необходимо руководствоваться разработан­ными цивилистической наукой теориями причинной связи. Наиболее приемлемой как с теоретической, так и с практической точек зрения представляется теория прямой и косвенной причинной связи. Во-первых, причинность представляет собой объективную связь между явлениями и существует независимо от нашего сознания. Возмож­ность предвидения наступления убытков носит субъективный характер и имеет значение при решении вопроса лишь о вине правонарушителя, но не причинной связи. Во-вторых, причина и следствие, как таковые, имеют значение лишь применительно к данному отдельному случаю.

Противоправное поведение лица только тогда является причиной убытков, когда оно прямо (непосредственно) связано с этими убытками. Наличие же косвенной (опосредованной) связи между противоправным поведением лица и убытками означает, что данное поведение лежит за пределами конкретного случая, а стало быть и за пределами юридически значимой причинной связи.

Таким образом, прямая (непосредственная) причинная связь имеет место тогда, когда в цепи последовательно развивающихся событий между противоправным поведением лица и убытками не существует каких-либо обстоятельств, имеющих значение для гражданско-право­вой ответственности. В тех же случаях, когда между противоправным поведением лица и убытками присутствуют обстоятельства, которым гражданский закон придает значение в решении вопроса об ответст­венности (противоправное поведение других лиц, действие непреодо­лимой силы и т.п.), налицо косвенная (опосредованная) причинная связь.

Противоправное поведение лица лежит за пределами рассматриваемого с точки зрения юридической ответствен­ности случая, ледовательно, и за пределами юридически значимой причинной связи. Так, в приведенных примерах причиной получения недоброкачественного сплава являются действия самого покупателя, который без проверки пустил в переплавку поставленные ему виды стали. Между же противоправным поведением поставщика и испор­ченным сплавом имеется лишь косвенная причинная связь, недоста­точная для гражданско-правовой ответственности за испорченный сплав.

Например, изготовитель недоброкачественного товара ссыла­ется на недостатки полученного им сырья или ухудшение товара в результате его длительной перевозки либо неправильного хране­ния и т. д. Такие причины не могут быть приняты во внимание применительно к убыткам, возникшим в результате их действия у конечного потребителя. Если контрагент по договору был в состо­янии предотвратить изготовление и передачу недоброкачествен­ного товара потребителю и не сделал этого, его поведение, без­условно, и должно считаться причиной нарушения договорных обязательств. В свою очередь, он вправе в регрессном порядке обратиться к своим контрагентам, например изготовителям недо­брокачественного сырья, с требованием о возмещении ему соот­ветствующей части убытков (ибо в определенной части они стали следствием и его ненадлежащего поведения). Таким образом, «це­почка» названных причин становится условием появления соот­ветствующей «цепочки» в применении мер гражданско-правовой ответственности.

Действия человека можно оценивать с разных точек зрения и даже находить им оправдание, если они расходятся с общепринятыми нормами. Но уже со школьной скамьи граждане должны твердо усвоить, что такое противозаконное поведение, поскольку оно всегда осуждаемо и наказуемо, так как наносит вред людям и обществу.

Что такое поведение

По тому, как человек ведет себя дома, на работе и в общественных местах, можно судить о его образе жизни, уровне воспитанности, психическом и психологическом здоровье. Поведение - это его форма взаимодействия с миром. Привычки, поступки, внутренние установки, внешние влияния диктуют действия, обращенные на объекты, с которыми ему приходится контактировать - на людей, предметы, природу, постройки, памятники и пр.

Поведение может меняться в течение всей жизни в лучшую или худшую сторону под воздействием внешних факторов и в результате изменений в моральной сфере индивида. Например, ярый атеист может стать искренним верующим, изменится его поведение в соответствии с канонами веры. Попавший в неблагополучную компанию подросток хочет стать в ней полноправным членом, поэтому старается вести себя в соответствии с новыми требованиями к нему.

Внутренне он может страдать от этого до тех пор, пока новая форма поведения не станет для него привычной и естественной.

Виды поведения: правомерное и противозаконное

Деятельность человека, облеченная в его реальные поступки по отношению к обществу, называется социальным поведением. Видов его много. Например, словарь по социальной педагогике (автор-составитель Мардахаев Л. В., 2002 г.) называет их более 20, которые можно разделить на 2 группы. Это ответ на вопрос о том, по каким признакам определяют противозаконное поведение:

  • не противоречащее законам, социальным правилам и нормам - правомерное;
  • противоречащее закону, нарушающие общественные установки и порядок - противозаконное.

Примерами одобряемого поведения являются нравственное, соответствующее общественным нравственным ценностям. Просоциальное - полезное людям и обществу в целом.

Агрессивное, криминальное, аномальное, антисоциальное, девиантное - примеры противозаконного поведения, когда индивид (группа) допускает нарушения правовых запретов, указанных в законе, наносит вред людям.

Наказуемые действия

Объем и характер вреда, который нанес государству и обществу гражданин, определяет и уровень его наказания, ответственности. По каким признакам определяют противозаконное поведение, степень его пагубности?

Преступления - наиболее тяжелые действия:

  1. Наносящие существенный вред здоровью человека (побои), его достоинству и чести (публичные оскорбления).
  2. Лишение жизни (убийства).
  3. Нарушения равноправия по различным признакам (по полу, национальности, вероисповеданию).
  4. Кражи, грабежи, угон транспорта и др.

Проступки, влекущие менее тяжелые последствия, но нарушающие общественный порядок, ПДД и пр. У всех на слуху вызывающий поступок панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве. Граждане имеют право на выражение позиции своей или группы, которую они представляют, при условии, что оно не нарушает покой окружающих и их привычный уклад.

Действие музыкального коллектива суд определил по двум статьям УК РФ: злостное хулиганство (ст. 213) и оскорбление чувств верующих (ст. 148).

Государство в лице органов охраны правопорядка выявляет и расследует противозаконное поведение граждан, в чем бы оно ни проявлялось. С учетом его тяжести определяется и мера наказания: тюремное заключение, штрафы, лишение наград, должности и пр.

Кто нарушает законы?

Изучая, по каким признакам определяют противозаконное поведение, нельзя не задуматься о том, для кого оно характерно. Психологи пришли к выводу, что, как правило, оно обозначает, что у личности, его совершившей, имеются неразрешенные и существенные для нее противоречия с социумом (явные или скрытые, осознаваемые или не осознаваемые).

Многие предпосылки формирования преступной личности кроются в ошибках семейного воспитания.

По каким признакам определяют противозаконное поведение в будущем растущего человека с наибольшей долей вероятности? В общем виде можно сказать, что к нему склонны личности, у которых не сформировано правильное отношение к обществу и его ценностям. Негативизм, неуважительное и агрессивное отношение к людям, высокомерие, жадность, лень и неспособность к труду, пренебрежительное отношение к семейным и общественным обязанностям и правилам поведения, слабоволие, безответственность и отсутствие самокритичности, неумение противостоять негативным внешним влияниям (друзья, СМИ, Интернет), отсутствие достойных интересов… Все это - признаки несформированности у человека моральных и духовных ценностей, что зачастую приводит его на скамью подсудимых.

  • Почему общество нуждается в порядке?
  • Какова роль законов в жизни общества?
  • Почему законопослушный человек вызывает уважение?
  • В каком случае наказание считается справедливым?

Знать закон смолоду

В книге писателя Н. И. Ветрова «Если бы я знал закон» есть письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю. Вот отрывок из этого письма: «...Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...»

Из этого письма ты, конечно, понял, что с бывшим школьником случилась беда. Почему это произошло? Почему государству порой приходится привлекать к ответственности и наказывать да-йсе несовершеннолетних?

Законопослушный человек

Тебе наверняка приходилось слышать слово «законопослушный». Нетрудно понять, что речь идёт о человеке, который соблюдает законы - послушен им. Только не думай, что законопослушный человек - это пай-мальчик, боящийся сделать лишнее движение, чтобы, не дай бог, не нарушить закон. Именно законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны.

Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

    Путешествие в прошлое
    В первобытном обществе действовали правила, с помощью которых поддерживался порядок. Среди них особое место занимали табу и принцип талиона.
    Слово «табу» означает «запрет». Запреты охватывали все стороны жизни людей: еду, одежду, охоту, отдых и даже слова. Например, нельзя было произносить имя бога, имя умершего или священного животного. Нельзя было есть определённую пищу, например сердце.
    Талион значит «возмездие». Принцип талиона гласил: «Наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть равным преступлению». Это правило выражается образным изречением «Око за око, зуб за зуб».
    Современный человек в талионе может усмотреть одну лишь жестокость. Однако для древних людей талион служил способом ограничить наказание: не больше того, чем сделали тебе. Ибо случалось, что отмщение было более жестоким, чем само преступление. Например, за убийство сородича мстители из его рода порой стремились уничтожить не только самого убийцу, но и весь его род, включая детей и стариков. Пострадавшие отвечали такой же жестокостью. В кровопролитной войне противники могли почти целиком истребить друг друга.
    Принцип талиона служил своеобразной мерой справедливости. В дальнейшем табу и талион оказывали сильное воздействие на составителей законов.

    В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

Противозаконное поведение

Ах, какая это коварная штука - малозначительный проступок! Многие привыкли закрывать на него глаза - пусть, мол, немного пошалят. Но юристы предостерегают: от такого проступка до грубого нарушения общественного порядка - один шаг. И этот шаг зачастую такой предательски неожиданный: вроде бы и не хотел ничего плохого - и вдруг беда.

    Как ты думаешь, можно ли называть любителями спорта болельщиков, которых изобразил художник? Почему поход на стадион закончился для них в отделении внутренних дел?

Возьмём такой случай. Любил парнишка пострелять из рогатки. Сначала целился в банку, потом в птичку, а затем в человека - пошутить хотел. Выстрелил камешком - и попал случайно в глаз. Вот и всё - предательский шаг сделан, беда пришла: человек пострадал, может быть, даже стал инвалидом на всю жизнь. Это уже нарушение закона, которое определяется как преступление против жизни и здоровья.

Противозаконным называют такое поведение, которое запрещено законом. Ну а если в законе нет запрета на какой-либо поступок? Значит, такой поступок не является нарушением закона. Например, в законе не записано, что нельзя рассказывать о какой-нибудь тайне, которую тебе доверил друг. А ты, извини, проболтался. Друг вправе обидеться. С точки зрения морали ты поступил подло. Но никакого государственного закона при этом не нарушил.

Однако, если кто-либо передаст иностранцам сведения, составляющие государственную тайну (если он, конечно, её знает), это настоящее и очень тяжёлое нарушение закона. Потому что закон строго запрещает так поступать.

Почему же противозаконное поведение запрещено? Ответ прост: такое поведение ведёт к нарушению порядка в обществе. А юристы ещё добавляют: оно вредит людям, всему обществу.

Противозаконное поведение - это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.

Закон наказывает

Ещё древнеримские законодатели утверждали: закон учит жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым.

Как же добиться справедливости? Ведь не может быть одинаковым наказание, например, для зайца за безбилетный проезд в транспорте и для вора, ограбившего квартиру. Грабёж, несомненно, является более вредным для общества, чем безбилетный проезд. Значит, и наказания будут разные. Юристы так и говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.

В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. К одной относят преступления - наиболее вредные нарушения. Наш закон (Уголовный кодекс) содержит их перечень. Это нарушения, которые направлены против здоровья и жизни человека (убийство, побои, истязания и др.), против его чести и достоинства (похищения людей, оскорбление, клевета и др.), против прав и свобод граждан (нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда и др.). Преступления могут быть направлены также против собственности (кража, грабёж, вымогательство и др.), общественной безопасности и порядка (терроризм, захват заложников, хищение оружия и др.).

Справедливо, что за преступления положены очень суровые наказания. Они указаны в Уголовном кодексе. Основные виды наказаний - это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.

Другая группа - проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение. Это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. К проступкам закон относит также и нарушение различных правил общественного порядка: дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил и т. д. За подобные нарушения наказывают предупреждением, штрафом, лишением специальных прав (вождения автомобиля и др.).

К проступкам относятся нарушения, которые причиняют вред чужому имуществу. Закон (Гражданский кодекс) требует полностью возместить причинённый ущерб. Если, например, кто-то взял чужой велосипед и сломал его, то он обязан починить или заплатить за него.

Бывают различные нарушения дисциплины по месту работы или учёбы (например, опоздания, прогулы). Согласно закону (Трудовому кодексу) за такие нарушения могут сделать замечание, объявить выговор и даже уволить, исключить.

К сожалению, среди нарушителей закона встречаются и несовершеннолетние (совершеннолетие в нашей стране наступает с 18 лет).

Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.

Может быть, они не знали, что нельзя ломать телефоны, скамейки, чужие автомобили, бить стёкла, фонари, лампочки? Может быть, не понимали, что нельзя оскорблять прохожих, устраивать драки, после чего у пострадавших появляются телесные повреждения - ушибы, раны, вывихи, переломы? Они считали, что это безобидная шалость - силой отнимать у младших школьников вещи, залезать в чужой карман или в чужой автомобиль, магазин, дачу?

    Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышлёнышей»? Что ты об этом думаешь?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие - с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.).

К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Но не надо думать, что общественно вредные действия в раннем подростковом возрасте вообще остаются безнаказанными. Безнаказанность обещают подросткам более взрослые подстрекатели: «Давай, ты же несовершеннолетний! Тебе всё равно ничего не будет!» Это подлая ложь. И конечно, предательство - прятаться за спину ребёнка. Закон считает подстрекателя соучастником преступления и сурово его наказывает.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет - в спецшколу, а с 14 - в воспитательно-трудовую колонию (ВТК). Такие учреждения, как ты сам догадываешься, - суровая школа. Если дома ты можешь жить, как тебе удобно (пойти, куда нужно, встречаться, с кем захочется, посмотреть телевизор, когда тебе интересно), то в колонии, за высоким забором с охраной и колючей проволокой, действует строжайший режим. Всё по расписанию: сон, еда, учёба, труд, приготовление уроков, свободное время, отбой. О джинсах и кроссовках забудь - у всех единая тёмная униформа. Всюду - строем. За нарушения - штрафной изолятор: мрачная, пустая комната, где даже кровать откидывается от стены только на ночь... Короче, лучше туда не попадать.

Подростки в воспитательно-трудовой колонии

И всё-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет одного - помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.

Проверим себя

  1. Кого называют законопослушным человеком?
  2. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.
  3. По каким признакам определяют противозаконное поведение?
  4. Какое наказание считается справедливым?
  5. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?
  6. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

В классе и дома

  1. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?
  2. Французский учёный Пьер Буаст (1765-1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.
  3. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.
  4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.
  5. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное - будет». Кто из них прав? Объясни.

Учимся уважать закон

  1. Помни, что законопослушные люди составляют основную часть нашего народа. А законопослушное поведение - это нормальное, привычное поведение большинства людей.
  2. Никогда не забывай, что мелкое нарушение порядка не только мешает людям, но и всегда находится на грани нарушения закона.
  3. Учти, закон не любит, когда его нарушают. И строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.
  4. Знай, что у государства есть много способов наказать нарушителя. И делает оно это для того, чтобы восстановить справедливость.