На сколько подорожает осаго в. Страховщики повысят цену осаго втрое

В апреле 2015 года регулятор российского рынка моторного страхования вновь поднял планку максимальной цены страховки ОСАГО. Впрочем, повышение цен не стало неожиданностью, так как еще осенью эксперты в области автострахования в один голос заявляли о необходимости дальнейшего увеличения стоимости страхового полиса. Тогда многие владельцы личного автотранспорта всерьез опасались, что после подорожания обязательная автостраховка будет стоить немногим меньше договора КАСКО.

И действительно, в 2015 году цена ОСАГО была существенно увеличена, особенно в отдельных крупных городах. Однако и сейчас даже расширенная обязательная автостраховка на легковую машину частного лица все равно обойдется значительно дешевле договора добровольного страхования транспорта. Несмотря на это, различные сообщества российских автомобилистов непрестанно требуют предоставить финансовые расчеты, подтверждающие необходимость роста тарифов на «автогражданку».

По мнению отдельных автолюбителей, цена страховки ОСАГО на автомобиль была увеличена слишком сильно. Так ли это на самом деле, и сколько теперь придется отдать за полис? Чтобы ответить на эти вопросы и оценить адекватность нынешней величины тарифов нужно рассмотреть динамику изменения стоимости «автогражданки» за последние двенадцать месяцев. Причем логично провести сравнение стоимости ОСАГО не только для легковых машин, но и для грузового транспорта, а также отдельно рассмотреть динамику роста тарифов для неопытных автомобилистов.

Цена ОСАГО на легковой автомобиль

Довольно проблематично просчитать все возможные вариации итоговой цены обязательной автостраховки, поэтому расчет величин, указанных в Таблице 1, производился исходя из заранее определенных критериев. Нужно отдельно отметить, что в качестве территории использования авто была выбрана столица. За последний год в Москве ни разу не изменяли территориальный коэффициент. Следовательно, динамика изменения цены страховки ОСАГО в столице будет справедлива для любого российского города, в котором не был изменен коэффициент территории. Помимо этого, при вычислениях были использованы следующие данные:

  • Мощность двигателя машины составляет 115 л.с.;
  • Автомобиль используется без прицепа;
  • У собственника и водителя отсутствуют скидки за безубыточность;
  • Страховая защита оформляется сроком на один год.

Также необходимо сразу уточнить, что при расчете были использованы максимальные значения базового тарифа, так как автостраховщики чаще всего устанавливают для легковых машин предельно допустимую цену ОСАГО. Правда, в некоторых городах и поселениях страховые компании все-таки используют более низкие тарифы, но это скорее исключение из правил, не относящееся к подавляющему большинству крупных российских городов.

Таблица 1. Динамика изменения цены ОСАГО для легковых машин.

таблица скроллится вправо
Показатель Автомобиль
частного лица*
Автомобиль
предприятия**
Такси*

Цена на 01 июня
2014 года, руб.
4 752,00 10 260,00 7 116,00

Цена на 11 октября
2014 года, руб.
6 177,60 13 335,84 9 249,60

Рост, руб. 1 425,60 3 075,84 2 133,60

Динамика + 30% + 30% + 30%

Цена на 12 апреля
2015 года, руб.
9 883,20 13 335,84 14 678,40

Рост, руб. 3 705,6 0 5 428,8

Динамика + 60% 0% + 59%

* – к управлению допущен один водитель в возрасте 28 лет со стажем 7 лет.

** – неограниченный список водителей.

Итак, в октябре 2014 года цена ОСАГО на легковой автотранспорт увеличилась на 30%, но уже в начале апреля 2015 года тарифы были вновь скорректированы. Примечательно, что в последнем случае подорожание полисов не коснулось автопарков предприятий. Ради объективности нужно отметить ряд особенностей, оказавших влияние на ценовую политику государства в отношении легкового транспорта юридических лиц.

  1. Во-первых, к управлению автомобилем предприятия может быть допущен любой водитель, вписанный в путевой лист. Соответственно, вместо обычного коэффициента возраста и стажа в отношении такого транспорта применяется коэффициент КО, равный 1,8. Получается, что полис ОСАГО для организации изначально оформляется на условиях «без ограничений», а значит обходится значительно дороже, чем страховка для частного автолюбителя.
  2. Во-вторых, опять же в силу отсутствия списка конкретных водителей, коэффициент бонус-малус при страховании машин предприятий определяется по статистике аварийности собственника транспорта. То есть в случае частых аварий по вине работников фирмы-страхователя автоматически увеличивается цена ОСАГО для всех автомобилей, принадлежащих данной организации.

Выходит, что юридическое лицо в любом случае заплатит за обязательную автостраховку на легковой автомобиль больше частного автовладельца. При этом водители служебных автомобилей гораздо реже становятся виновниками дорожных происшествий, ведь они, как правило, более внимательно управляют машиной и стараются избегать любых нарушений ПДД.

Возвращаясь к данным Таблицы 1, нужно отметить, что частным автомобилистам теперь придется заплатить за страховку на 90% больше, чем год назад. В денежном выражении рост цены ОСАГО в 2014-2015 годах для этой категории владельцев машин превысил пять тысяч рублей, что для большинства россиян, особенно проживающих в провинции, составляет приличную сумму. Однако нельзя не учесть, что именно частные автолюбители приносят страховщикам основные убытки.

Также стоит отметить значительный рост цены ОСАГО на страхование автомобиля, используемого для коммерческого извоза. После второго этапа подорожания полис для частных владельцев такси стоит рекордные 14 678 рублей 40 копеек, а страховка на машину, принадлежащую предприятию, обойдется и того дороже. Таксомоторным организациям отныне придется выложить за страхование каждой единицы транспорта 26 421 рубль 12 копеек. При этом нельзя забывать, что используемые как такси машины гораздо чаще попадают в дорожные аварии.

Цена страховки ОСАГО для неопытных водителей

Увеличение тарифов на машины частных лиц под управлением неопытных водителей заслуживает отдельного внимания, ведь ежегодно право вождения получают сотни тысяч россиян. Логично, что у таких водителей практически нет опыта эксплуатации легковых транспортных средств, поэтому к ним применяется соответствующих повышающий коэффициент. При этом начинающих автомобилистов со стажем до трех лет включительно можно условно поделить на две категории:

  1. Возраст 22 года или моложе.
  2. Возраст больше 22 лет.

Именно так разделены автолюбители в тарифном руководстве Центробанка, используемом для определения цены страхования ОСАГО. Динамику изменения тарифов для упомянутых категорий начинающих водителей можно найти в Таблице 2. При ее составлении были использованы следующие вводные данные:

  • У собственника транспорта московская прописка;
  • Мощность двигателя авто составляет 112 л.с.;
  • Машина эксплуатируется без прицепа;
  • Период действия автостраховки составляет один год.

При расчете не было учтено значение коэффициента бонус-малус, регулирующего цену страховки ОСАГО в зависимости от наличия выплат. К водителю, впервые получившему права, применяется базовое значение коэффициента безаварийности, равное единице. Следовательно, в данном случае этот критерий никак не влияет на итоговую стоимость страхового полиса.

Таблица 2. Цена ОСАГО для неопытных водителей.

таблица скроллится вправо
Показатель Водители в возрасте
22 года и моложе
Водители
старше 22 лет

Цена на 1 июня
2014 года, руб.
8 553,60 8 078,40

Цена на 11 октября
2014 года, руб.
11 119,68 10 501,92

Рост, руб. 2 566,08 2 423,52

Цена на 12 апреля
2015 года, руб.
17 789,76 16 801,44

Рост, руб. 6 670,08 6 299,52

Естественно, в процентном отношении рост тарифов для неопытных водителей не отличается от общего роста цены страхования ОСАГО для легковых машин частных автолюбителей. Однако в рублевом выражении получается весьма существенная разница. Если средняя величина годового платежа за легковое авто под управлением опытного водителя за последние 12 месяцев выросла на 5 131 рубль 20 копеек, то для начинающих автолюбителей итоговая цена полиса увеличилась на 9 236 рублей 16 копеек. Разница между двумя суммами составляет 4 104 рубля 96 копеек. Вне всяких сомнений столь значительный рост тарифов существенно повлияет на бюджет неопытных российских автовладельцев.

Учитывая, что цена ОСАГО в 2015 году для начинающих водителей составляет без малого 18 000 рублей, таким автомобилистам стоит задуматься о вариантах экономии на «автогражданке». Здесь уместно вспомнить, что на сегодня существует лишь два предусмотренных законом способа выгадать при покупке полиса обязательного страхования автогражданской ответственности.

  1. Скидка за безаварийное вождение по итогам истекшего срока действия страховки.
  2. Скидка, предоставляемая автостраховщиком за счет использования тарифного коридора .

Как было упомянуто ранее, первый вариант совершенно точно не подходит для начинающих автовладельцев. А вот второй пункт стоит рассмотреть более внимательно, ведь это реальный шанс сэкономить на полисе почти три тысячи рублей.

Как известно, с осени 2014 года страховщики получили возможность в определенных рамках самостоятельно регулировать цены автострахования ОСАГО. Проще говоря, теперь стоимость полиса в различных компаниях может отличаться.

Таким образом, у страхователей появляется возможность найти автостраховщика с наиболее конкурентными ценами. Вот только на практике страховые компании не спешат делать скидки автомобилистам, тем более только что получившим водительское удостоверение. Как показывает расчет цены страховки ОСАГО в «Росгосстрахе» и других крупных федеральных компаниях, страховщики практически повсеместно применяют максимально возможное значение базового тарифа.

Конечно, всегда остаются небольшие региональные фирмы, готовые продать полис с существенной скидкой, но в последние месяцы Центробанк все чаще отзывает либо приостанавливает лицензии таких компаний. Потому следует тщательно проверять репутацию и финансовое состояние регионального страховщика еще до момента оформления договора.

Если же в силу обстоятельств начинающему водителю не удалось найти компанию с приемлемыми расценками, стоит обратить внимание на возможность получения рассрочки платежа. Правда, в калькуляторе ОСАГО данный пункт завуалирован фразой «период использования ТС». Однако суть соответствующего поправочного коэффициента сводится именно к рассрочке оплаты страховой премии.

Например, можно застраховать автогражданскую ответственность на три месяца, что позволит автовладельцу оплатить лишь 50% от годовой стоимости обязательной страховки. Для продления периода использования еще на 9 месяцев нужно будет внести оставшиеся 50%. А вот при оформлении полиса на полгода размер первого платежа увеличивается до 70%. Соответственно, для продления действия страховой защиты на оставшиеся шесть месяцев потребуется доплатить 30%.

В самом крайнем случае может быть оформлена временная страховка на срок до 20 дней. Стоит отметить, что у собственника автомобиля есть возможность купить полис на столь короткий срок, только если машина следует к месту регистрации либо на техническую станцию для проведения техосмотра, в том числе повторного. Стоимость временного договора страхования составляет 20% от размера годового платежа, причем в данном случае не получится продлить действие страховки.

Стоимость ОСАГО для грузового транспорта

Было бы неправильно обойти вниманием владельцев грузовых автомобилей. Особенно учитывая тот факт, что на сегодняшний день немалое количество такого транспорта находится в собственности физических лиц либо частных предпринимателей. Например, знаменитую «Газель», успевшую за короткий срок стать поистине народным автомобилем, обычно приобретают либо небольшие транспортные компании, либо частные лица.

Итак, расчет значений из Таблицы 3 производился исходя из следующих критериев:

  • Собственник транспорта зарегистрирован в Москве;
  • Отсутствует скидка за безаварийность;
  • Полис оформляется на условиях «без ограничений по водителям»;
  • Автостраховка действует один год.

Как правило, даже при страховании небольшого парка машин страховщик зачастую используют минимальное значение исходного тарифа. Особенно в том случае, если вкупе с «автогражданкой» оформляется КАСКО. Поэтому ради объективности в вычислениях была использована средняя величина базовой ставки. Кроме того, в расчете не учитывается возможное наличие прицепа к грузовому автомобилю.

Таблица 3. Изменение цены автострахования ОСАГО на грузовики.

таблица скроллится вправо
Показатель Максимальная масса
16 тонн и меньше
Максимальная масса
свыше 16 тонн

Цена на 01 июня
2014 года, руб.
7 290 11 664

Цена на 11 октября
2014 года, руб.
9 228,6 14 769

Рост, руб. + 26,5% + 26,6%

Цена на 12 апреля
2015 года, руб.
13 896 20 925

Рост, руб. + 50,5% + 41,7%

Как видно из приведенных цифр, увеличение тарифов на грузовой автотранспорт оказалось меньше роста цен на страховку для легковых машин. В этом факте нет ничего удивительно, так как из-за большей численности легковые автомобили попадают в дорожные происшествия чаще грузовиков. Следовательно, именно легковушки приносят страховым компаниям больше убытков. При этом базовая ставка тарифа для грузового транспорта всегда была выше. И даже после увеличения цены ОСАГО в 2015 году максимальная планка базовых тарифов для грузовиков различных типов все равно превышает аналогичные значения для легковых автомашин. Причем динамика изменения стоимости обязательной автостраховки на грузовой транспорт практически не отличается от динамики роста тарифов на легковые авто.

В 2014 году цена страхования автогражданской ответственности для владельцев грузовиков с разрешенной предельной массой до 16 тонн выросла на 26,5%, а в 2015 году рост составил уже 50,5%. В среднем полис ОСАГО на такой транспорт теперь стоит около 14 000 рублей. А вот за обязательную автостраховку на машину с разрешенной предельной массой свыше 16 тонн придется отдать около 21 000 рублей. То есть с начала 2014 года тарифы на страхования данной категории грузовых автомашин выросли почти на 80%.

Региональная поправка

Рассматривая увеличение стоимости «автогражданки», нельзя обойти вниманием изменение территориального коэффициента в ряде крупных городов. Коррективы в соответствующую таблицу тарифного руководства были внесены в начале апреля 2015 года. В некоторых населенных пунктах цена автостраховки была снижена, а где-то, напротив, увеличена. Подорожание, прежде всего, коснулось жителей больших городов, таких как Мурманск, Ульяновск, Челябинск.

При этом сотрудники Центробанка не стали изменять тарифы в Санкт-Петербурге, Самаре, Уфе, Оренбурге и ряде других достаточно крупных городов. Конечно же, подобная градация обусловлена различиями в статистике выплат автостраховщиков в определенной местности. Например, в Вологде происходит чуть меньше дорожных происшествий чем в Нижнем Новгороде, потому территориальный коэффициент для этих городов отличается на 0,1.

Правильный выбор

Конечно, цена ОСАГО в «Росгосстрахе», «Согласии», «Югории» и других ведущих отечественных компаниях может оказаться на порядок выше нежели расценки сравнительно небольших страховщиков. Однако автовладельцу при выборе компании нельзя исходить лишь из вопроса экономии. С введением системы безальтернативного прямого возмещения ущерба собственник машины в отдельных случаях может обратиться за выплатой только к своему страховщику. Следовательно, теперь ошибки при выборе страховой компании могут доставить массу проблем самому страхователю, а не только пострадавшим по его вине гражданам.

Многие автомобилисты могут возразить, что с середины 2014 года к цене ОСАГО в «Росгосстрахе» или другой крупной фирме непременно приплюсовывается стоимость дополнительных услуг, таких как полис страхования здоровья или техосмотр. На деле страхователь всегда имеет возможность повлиять на нерадивых сотрудников страховой компании, но лишь при условии заблаговременного обращения за пролонгацией страховки. Например, за месяц или даже два до окончания скора действия страхового договора. Как показывает практика, после жалобы в прокуратуру или в Центробанк России страховщики становятся более сговорчивыми. Однако необходимо отличать соответствующие поборы от законодательного повышения

Страхование своей автогражданской ответственности, носящее в нашей стране обязательный характер, — это одна из основных статей расходов у современного автомобилиста.

Еще в прошлом году в силу вступили новые правила, по которым производится расчет стоимости полиса в каждом конкретном случае. После того как эти нововведения обрели юридическую силу автовладельцы стали платить за покупку ОСАГО на 40, а то и на 60% больше по сравнению с предыдущим периодом.

Как заявляют власти страны, это еще не предел подорожанию, ведь уже в нынешнем 2017 году планируется очередная переиндексация стоимости, после которой полис ОСАГО будет обходиться еще дороже.

Автострахование в 2015 и 2017 годах

Еще практически каждый автомобилист помнит те славные времена, когда полис ОСАГО обходился в копеечную сумму и о его покупке никто даже и не задумывался: это принималось как необходимость. Однако, несмотря на то, что времени с тех славных пор прошло не так уж и много, стоимость полиса изменилась кардинально и сегодня все больше россиян задумываются о том, приобретать ли им страховку.

Страховка в прошлом

12 апреля 2015 года произошло масштабное подорожание страховки ОСАГО, после которого стоимость полиса взлетела на сумму от 40 до 60% большую, чем была до этого. Это было связано с тем, что по указанию Центробанка страны были значительным образом изменены базовые тарифы, по которым происходит расчет стоимости полиса. Если до 12 апреля 2015 года этот тариф составлял сумму от 2 440 рублей до 2 574 рубля, то после подорожания тариф составил уже от 3 432 до 4 118 рублей . Разница ощутимая и это заметили практически все автовладельцы.

До этого подорожания было еще одно – 1 апреля 2015 года, но оно касалось тарифов, установленных в отдельных регионах.

После того, как автовладельцы стали массово возмущаться таким подорожанием, и было замечено, что россияне отказываются от страховки все чаще и чаще, Центробанк разъяснил, с чем связано изменение тарифов. В апреле 2015 года была повышена минимальная ставка по выплатам потерпевшим, которым был причинен ущерб жизни и здоровью. Если раньше она составляла 160 000 рублей, то после изменений стала 500 000 рублей . Также изменились и лимиты имущественных выплат.

Сегодняшняя ситуация

В настоящее время на территории РФ действуют базовые тарифы 2015 года с учетом поправочных коэффициентов. Вопрос о повышении тарифов и изменении расчета стоимости полиса ОСАГО находится в стадии разработки и утверждения, поэтому окончательно говорить о том, что до конца текущего года автолюбителей настигнут изменения говорить еще рано.

Подорожание ОСАГО

Почему стоимость может измениться?

РСА провел некоторые исследования, на основании которых они предполагают, что в текущем году стоимость страхового полиса ОСАГО может измениться в сторону повышения. В большей мере это связано с ростом курса доллара, что в свою очередь приведет к увеличению стоимости автозапчастей и ремонтных работ по восстановлению поврежденных транспортных средств. Так как страховые компании в этом случае будут нести большие чем сейчас убытки, то и денег на возмещение расходов им понадобится больше.

Эксперты Аналитического КРА сообщают, что к настоящему времени (данные на июнь 2017 года) убыточность автострахования по ОСАГО составляет чуть больше 73%. Прогнозируется, что к началу следующего 2017 года убытков станет еще больше и они составят около 94%. Если такое произойдет, то при нынешней стоимости полиса страховщики не смогут покрывать все расходы по страховке даже если задействуют активы с других видов страхования.

Это является прямой предпосылкой к повышению тарифов по ОСАГО уже в текущем году, чтобы не допустить обвала страховщиков в начале следующего календарного года.

Основными причинами, которые приводят к убыткам, считаются высокие выплаты по страховкам в случае причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также подорожание стоимости ремонтных работ и автозапчастей к поврежденным в ДТП автомобилям.

Второй причиной повышения стоимости полиса ОСАГО (не для всех граждан, а лишь для определенных «проблемных» категорий) становятся слишком быстрые темпы роста количества аварий на дорогах. Если автовладельцы, пренебрегающие культурой вождения и ПДД будут платить большие деньги за получение полиса, то это заставит их задуматься о своем поведении на дороге и пересмотреть его в лучшую сторону, чтобы в следующий раз заплатить меньшую сумму.

Чего ожидать?


В текущем году планируется масса изменений относительно стоимости и порядка оформления полисов ОСАГО. Но, не стоит сразу впадать в панику, ведь окончательно еще не решено с какого числа и месяца такие изменения вступят в силу, а также кого точно они будут касаться.

В озвученных на сегодняшний день планах по расчету стоимости страховки значится введение в действие дополнительного (десятого) коэффициента, который и повлияет на всю стоимость страховки в целом.

Так, уже точно известно, что он будет носить повышающий характер.

На сегодняшний день озвучен следующий алгоритм его действия:

  • если у вас меньше, чем 5 нарушений ПДД в текущем году, то ваш коэффициент будет равен 1;
  • если вы нарушили ПДД от 5 до 10 раз в год, то будьте готовы к тому, что ваш коэффициент возрастет до 1,86;
  • 10 – 15 нарушений в календарном году повлекут за собой применение коэффициента в 2,06;
  • если вы имеете от 15 до 20 нарушений – в 2,26;
  • все, что свыше, — 3,05.

Т.е. те, кто постоянно нарушает правила езды по автомобильным дорогам нашей страны, должен платить за ОСАГО почти в три раза больше, чем добросовестный и порядочный водитель.

Это первый возможный вариант повышения цен на ОСАГО, но в прессе встречается еще и другой. Согласно второму сценарию нарушители, имеющие за своими плечами 5 нарушений, должны будут уплатить стоимость ОСАГО с учетом повышающего коэффициента в 3,12. Злостные нарушители должны быть готовы к еще большим тарифам, вплоть до 8-кратного увеличения стоимости от первоначальной.

Как видите, если вы законопослушный гражданин, аккуратно управляющий своим транспортным средством и не имеющий нарушений, можете быть спокойны, каких-либо изменений стоимости ОСАГО в этом году для вас не предвидится.

Более того, Правительство РФ подсчитало, что если ввести в действие дополнительный повышающий коэффициент для автолюбителей, допускающих частые нарушения ПДД и аварии на дорогах, то культура вождения в разы повысится, а количество ДТП сократится как минимум на 30%.

Будет ли снижение стоимости полиса?


В настоящее время есть небольшая надежда на то, что все же хоть немного, но стоимость полиса может уменьшиться или хотя бы после введения повышающего коэффициента останется без изменения.

А.Журавлев, действующий депутат Госдумы и член партии «Единая Россия», внес предложение о том, что коэффициент мощности двигателя из расчета стоимости полиса ОСАГО стоит исключить.

Политический деятель считает, что эта характеристика автомобиля никоим образом не влияет на создание аварийной ситуации на дорогах страны.

Если же обратить внимание на статистические данные в отношении ДТП на дорогах, то подавляющее большинство аварий произошло с участием именно малолитражных транспортных средств.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что предложение А.Журавлева не безосновательно и имеет право на существование.

Чего еще ждать от ОСАГО в текущем году?


2016 год, как и последние годы до него, привносит все большее количество изменений не только в расчет стоимости ОСАГО, но и в процедуру оформления полиса и заключения договора.

Среди наиболее значимых изменений текущего года значатся:

  1. До конца календарного года в планах ввести фото- и видеофиксацию номерных знаков автомобилей с целью выявления водителей, не заключивших договор ОСАГО и управляющих транспортным средством без полиса. Для запуска пробной версии совместного проекта уже достигнуты некоторые договоренности между главными органами, контролирующими наличие полисов у водителей – ГИБДД и страховые компании. Первые пробные камеры появятся в столичной Москве и в Казани. Первоначально планируется, что камеры будут срабатывать на нарушителей правил дорожного движения, а затем эти люди будут «пробиваться» по базе страховых компаний относительно наличия у них полиса ОСАГО.
  2. В настоящее время подготавливается законопроект, согласно которому страховщики смогут уйти от единого тарифа, утвержденного Центробанком России. В ближайшей перспективе страховщикам будет предоставлена свобода выбора базового тарифа, но в пределах четко ограниченного коридора – от 20 до 30%.
  3. Нововведения коснутся и деятельности непосредственно страховых агентов. Если в настоящее время они могут отказать вам в заключении договора страхования, если вы, например, не хотите заключать договора на дополнительные виды страхования, то уже в ближайшем будущем за безосновательный отказ в заключении обязательного страхования ОСАГО на страховую компанию могут быть наложены штрафные санкции. Аналогичная кара постигнет и тех агентов, что силой навязывают не нужные вам страховки. Озвучены ориентировочные суммы штрафа: 5 000 рублей – за отказ физическим лицам и от 100 000 до 500 000 рублей – юридическим лицам.
  4. В виду нелегкого экономического и финансового положения в стране страховщиков обязали сформировать страховые резервы за счет активов. Эти деньги должны стать гарантией погашения долговых обязательств страхователей перед потерпевшими лицами.
  5. Изменения постигнут и систему проверки полисов ОСАГО. Так, планируется, что право проведения проверочных мероприятий у страховщиков будет предоставлено некоторым общественным организациям и ассоциациям. Таким образом они смогут оказывать влияние на деятельность страховых компаний.

Еще одним положительным изменением в порядке получения полисов ОСАГО стало то, что с 1 июля 2017 года появилась возможность покупать электронный полис, т.е. имеющийся в базе данных, но отсутствующий на руках, т.е. возить такой документ с собой совершенно не обязательно. В начала года до 1 июля эта возможность носила тестовый характер и была доступна не всем, но успешность ее использования позволила внедрить повсеместное использование электронных полисов ОСАГО уже с лета 2017 года.

Таким образом, 2017 год не планирует масштабных повышений тарифов расчета ОСАГО для всех граждан, а затрагивает интересы лишь отдельных категорий водителей, которые считаются «проблемными» и ведут себя на дорогах вопреки правилам дорожного движения. Когда такие нововведения вступят в действие еще не известно, так как окончательный вариант повышающих коэффициентов находится в стадии утверждения. Помимо изменений стоимости полиса ОСАГО есть еще ряд изменений, которые затронут не только интересы автовладельцев, но и немного ограничат страховые компании.

Владельцы автомобилей, которые обратились в страховые компании с 1-го апреля 2015 года, чтобы оформить страховку по ОСАГО, были удивлены повышением тарифов. Так, в среднем цена полиса увеличилась на 40 процентов. Таким образом, за последние полгода увеличился больше, чем на сто процентов:

  • до октября 2014 года он составлял 1980 рублей;
  • с октября по апрель 2015 - 2440 рублей;
  • с апреля - 3440-4118 рублей.

Подорожание к 2016 году связывают с несколькими основными причинами. Во-первых, свою роль сыграли инфляция и подорожание запчастей. Во-вторых, страховщикам стало невыгодно вести свою деятельность во многих регионах, что привело к закрытию районных филиалов некоторых компаний. В-третьих, повышение тарифов, по мнению представителей ЦБ России, должно привести к выравниванию несбалансированных территориальных коэффициентов (из-за чего, собственно, и закрывались филиалы СК).

Но есть еще одна причина подорожания полисов ОСАГО, и эта причина не может не радовать:

  • наряду с повышением увеличатся и выплаты по ОСАГО:
  • за вред здоровью максимальная сумма выплат будет составлять не 160, а 500 тысяч;
  • ущерб имуществу так же, как и раньше, будет оцениваться в максимальную сумму 400 тысяч (если же водителей оформит дополнительную страховку своей ответственности - ДСАГО, то данная сумма может быть увеличена в несколько раз).

Во сколько обойдется ОСАГО?

Сумма полиса формируется на основе базовой ставки и различных коэффициентов, учитывающих общий стаж вождения, тип транспортного средства и форму собственности, регион Российской Федерации. Важную роль играет также предыдущий опыт водителя: страховые случаи, ДТП, штрафы за нарушение ПДД.

Больше всего за ОСАГО будут платить москвичи - территориальный коэффициент для столицы составляет 2,0, то есть ОСАГО на автомобили типа Lada Granta (82-106 л.с.) или Ford Focus (75-136 л.с.) обойдется в 8-10 тысяч рублей. Меньше всего платить будут жители Байконура, Чукотки и Биробиджана (Еврейская автономная область) - с апреля территориальный коэффициент здесь понижен до 0,6, соответственно ОСАГО обойдется примерно в 2,5 тысяч рублей.

Уменьшение территориальных тарифов коснулось также городов Забайкалья - Чита, Краснокаменск. Повезло в этом плане и Ленинградской области - с 1,6 ставка понижена до 1,3. А вот платить больше по территориальному признаку придется в Челябинской, Мурманской, Ульяновской и некоторых других областях.

Есть положительные новости для следующих категорий:

  • на легковые авто юрлиц нижняя граница снижена на 22 процента (до 2,5-3 тысячи рублей);
  • тракторы - 25% (1100-1600 рублей);
  • мототранспорт - 42% (860-1600 рублей).

Одним словом, подорожание на себе ощутят в полной мере владельцы легковых автомобилей - тариф повышен на целых 40 процентов. А вот на грузовики весом от 16 тонн полис ОСАГО подорожает лишь на 32 процента и будет составлять 5284-6341 рублей (базовая ставка).

  • В страховых компаниях утверждают, что такое повышение цен не пройдет даром и качество обслуживания улучшится в разы. К тому же, сам механизм формирования цен станет более прозрачным для клиентов.

МОСКВА, 28 марта. /ТАСС/. Повышение территориального коэффициента стоимости ОСАГО в 2-6 раз необходимо провести в 10 российских городах. При этом в ряде регионов этот коэффициент можно снизить. Такие оценки Российского союза автостраховщиков (РСА) привел в свой презентации исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев на страховой конференции.

Как следует из материалов РСА, союз рассчитал необходимость повышения территориального коэффициента ОСАГО по трем сценариям: если убыточность в регионе "автогражданки" останется примерно на прежнем уровне; если она продолжит расти из-за действий недобросовестных автопосредников; и промежуточный вариант между этими сценариями.

Больше всего, по расчетам союза, нужно повысить территориальный коэффициент в Волгограде: по разным сценариям, в 4,41-6,5 раза. Сейчас коэффициент к стоимости полиса установлен там на уровне 1,3, а для сбалансированности бизнеса ОСАГО он должен составлять 5,73-8,45, подсчитали в РСА. В случае максимального повышения стоимость страховки в Волгограде вырастет с 5,353 тыс. руб. до 34,797 тыс. руб., следует из презентации.

Кроме того, по расчетам союза, территориальный коэффициент нужно увеличить в Иваново (в 2,94-3,38 раза), Ростове-на-Дону (в 2,77-3,23 раза), Краснодаре (в 2,47 - 3,02 раза), Уфе (в 1,72-2,02 раза), Мурманске и Челябинске (в 2-2,26 раза), Ульяновске (2,78-3,58 раза), Казани (в 2,06-2,3 раза) и Нижнем Новгороде (2,26-2,68 раза).

При этом в некоторых других регионах ситуация с убыточностью ОСАГО позволяет снизить территориальный коэффициент, отмечается в презентации. Например, коэффициент 2 в Москве можно уменьшить до 1,77-1,96, а в Горно-Алтайске показатель 1,3 можно снизить до 1,12-1,24. В Ижевске, Перми, Череповце, Кемерово, Курске, Великом Новгороде, Новосибирске, Тюмени и Московской области, по расчетам РСА, требуется незначительное повышение коэффициента.

В 2016 году РСА проводил исследование тарифов ОСАГО, используя несколько сценариев расчетов, напомнил Уфимцев. По первому сценарию, если частота страховых случаев останется на прежнем уровне, а средний размер выплаты увеличится на размер инфляции, тариф ОСАГО нужно будет увеличить на 26,24%. В другом сценарии выплата и частота страховых случаев продолжат расти из-за действий недобросовестных автоюристов, в этом случае тариф ОСАГО нужно будет повысить на 43,52%. Третий вариант является промежуточным между первыми двумя и предполагает повышение тарифа на 35,7%. При этом, если действия по борьбе с автомошенниками не дадут результата, страховщикам для безубыточной работы будет не хватать 64% тарифа.

Коэффициент территории - один из основных параметров, влияющих на стоимость ОСАГО. Для расчета окончательной стоимости ОСАГО он умножается на базовый тариф, который установлен Центробанком в коридоре 3432-4118 руб. (всего в ОСАГО восемь коэффициентов). Территориальный коэффициент ОСАГО также определяется Банком России, максимальный сейчас установлен в Челябинске и Мурманске (2,1), минимальный - в Крыму и Севастополе (0,6).