Исследование психологической природы детских жалоб производилось нами в контексте общения ребенка с окружающими людьми. Жалоба в Верховный суд. Виды общей административной жалобы

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». В качестве примеров приведем наиболее харатерные типы жалоб. Выделение этих типов жалоб достаточно условно.

1. «Непонятная» жалоба. Вот одна из них: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». После такой жалобы так и хочется спросить: «Что Вы имеете в виду?» Жалоба действительно не понятна. Можно только гадать о чем говорит клиент. «Непонятные» жалобы могут проистекать, как минимум, из двух источников: с одной стороны, это осторожность и недоверие клиента к терапевту, а с другой–клиент сам для себя еще не сформулировал проблему, и «непонятная» жалоба – это ее формулировка в первом приближении. Конечно, можно попросить у клиента дополнительную информацию, например: «Что Вы имеете в виду, когда говорите, что бываете несчастным?». Такую реакцию терапевта нельзя квалифицировать как неправильную. Тем не менее, она может напугать клиента, если будет воспринята им как грубый толчок, как давление. А это может произойти в том случае, когда клиент осторожничает и поэтому дает «непонятную» жалобу. Если «непонятная» жалоба является следствием того, что клиент только–только конструирует проблему, то указанная выше реакция психотерапевта может быть очень полезной клиенту. Однако возможно и другое, – клиент таким вопросом подталкивается к интеллектуализированной позиции. В этом варианте клиент превращается в квазиисследователя, который интерпретирует свою жизнь. Клиент не переживает, а рассуждает – он не в опыте, не в эмоциях. Поэтому одна из возможностей работы с «непонятной» жалобой клиента – это просто повторить то, что сказал клиент (режим психотерапевтического зеркала, рефлексивная техника). Если же клиент представил свою жалобу совершенно спокойно, ему можно сказать: «И тем не менее, вы спокойны» (или «У вас хватает мужества быть при этом спокойным»). Если же клиент жаловался, едва сдерживая плач, реакция терапевта может быть: «Я вижу, как вам тяжело – вы чуть не плачете». Приведенные реакции психотерапевта помогают клиенту быть в своих переживаниях, а не выходить из них и рассуждать о них. Следовательно, при «непонятной» жалобе, с нашей точки зрения, следует: 1) поощрять вхождение клиента в эмоциональный процесс; 2) дать возможность клиенту самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.

2. «Глупая» жалоба. На консультацию пришла супружеская пара, и одной из их жалоб была следующая: «Вы понимаете, – говорила женщина, – мы никак не можем договориться о взаимоприемлемом времени интимной близости. Я ему говорю, что 22.30 – самое подходящее время, – и далее она логично обосновывала это время. – Интимная близость до 23.00, а затем сон в течение 7 часов до 6 утра. Затем я встаю, делаю завтрак и ухожу на работу. Логично?! Но муж не согласен – он так рано не ложится спать». Эта «глупая» жалоба представляет собой ни что иное, как семейный миф, который мы ранее описали как миф «22.30». Этот миф быстро развенчивать не только нельзя, но и очень опасно. В данном случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?». «Глупая» жалоба (а за ней лежит, соответственно, и «глупая» проблема) – это вид защитной рационализации, «срыв» которой не самая лучшая реакция психотерапевта.



Вместе с тем за приведенной жалобой лежат полоролевые проблемы: жена находится в симбиотической связи с матерью, инфантилизирована и не нуждается в партнере. В случае «глупой» жалобы мы как будто сталкиваемся со «слепым» клиентом. Один вопрос возникает при этом: «Следует ли клиенту раскрывать глаза?» В индивидуальной и групповой психотерапии в случае таких жалоб, по нашему опыту, хорошо себя зарекомендовала техника метафор, позволяющая, во–первых, как бы со стороны посмотреть на собственную ситуацию и, во–вторых, с иронией отнестись к своей проблеме. Существуют и другие психотерапевтические возможности у метафоры. В групповой психотерапии терапевтическими являются реакции других членов группы, когда они не дают советов, а лишь отзываются на указанную проблему какого–либо члена группы, создавая тем самым полифонию «голосов» и человеческих смыслов. В этой ситуации «смягчаются» механизмы защиты.

3. «Составная» жалоба. Пример такой жалобы: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что–либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары». С каким именно содержанием следует работать психотерапевту, с какой частью предъявленной проблемы? Составная жалоба – это одна из разновидностей «непонятной» жалобы. Реакции психотерапевта по типу выяснения: «Что у вас с мужем?», «Что у вас с начальником?» и т. п. малоэффективны. Техника работы с составной жалобой следующая. Имеются три возможности: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент (техники повтора, обобщения, парафраза и т. п.);.2) «услышать», на какую часть составной жалобы клиент дает эмоциональные отклики и отреагировать именно на нее; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, как бы упустив содержание проблемы (техника эмпатического ответа).



4. «Сложная» жалоба. Вот пример. Клиентка высказывает следующую жалобу: «Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын не слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает свою следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.

5. Жалоба со скрытым содержанием. Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться. Вряд ли имеет смысл терапевту сразу же переводить скрытое содержание проблемы в явное. Хочет ли об этом говорить клиент, доверяет ли он психотерапевту – это то, что следует учитывать. Если же скрытое содержание не осознается клиентом, не всегда следует прояснять его клиенту. Терпение психотерапевта, готовность ждать – это важные качества терапевта. Например, психотерапевт может отреагировать: «Я чувствую, что вам трудно говорить об этом», или «Я слышу, что вы говорите» (если клиент осознает скрытое содержание жалобы). Возможна и другая реакция психотерапевта (особенно если скрытое содержание не осознается клиентом) – психотерапевт реагирует на переживаемую клиентом эмоцию, а не на вербально выраженное содержание жалобы. Например: «Я слышу, что вы раздражены на жену, чувствуете себя непонятым и обиженным». Это реакция психотерапевта – приглашение клиенту войти в собственные переживания. Часто оказывается, что клиент до интервью имел один план жалобы, во время интервью этот план нарушается и клиент говорит совсем не то, что предполагал.

6. «Хитрая» жалоба. Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем (приступы кардиалгии, дыхательный дискомфорт и т. п.). Несколько лет она лечится у врачей–терапевтов с диагнозом «вегето–сосудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь сердца – прекрасный способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»). В этом случае также следует быть терпеливым, хотя порой бывает эффективным и метод конфронтации: «У Вас нет другого способа быть нужной мужу?!» и углублять процесс переживания.

7. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…».

В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Это достаточно трудный случай для психотерапии.

8. Мотивационная ориентация клиента. Виды мотивационной ориентации. Типы клиентов в консультировании. Типы запросов и способы их трансформации.

9. Предмет, задачи и методы возрастно-психологического консультирования и его специфические особенности.

10. Особенности консультирования клиентов в период возрастных кризисов.

Психология личности.

  1. Ключевые принципы отечественного подхода к изучению личности.

Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности: 1917 - 1936 гг. - личность как профиль психологических черт; 1936 - 1950 гг. - личность как опыт человека; 1950 - 1962 гг. - личность как темперамент и возраст; 1962 - 1970 гг. - личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Точного и ясного ответа на вопрос об авторстве этого подхода не получено до сих пор. Считается, например, что впервые этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном в статье 1922 г. "Принцип творческой самодеятельности". Есть и иное мнение, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Л.С. Выготского, написанные в 20-30-е г. прошлого века.

Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:

С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).

С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться.

80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой-Славской, являются:

Обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова;

Сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации;

Особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);

Благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.

Типологические исследования можно разделить на два направления:

Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям (априорная);

Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная).

  1. Основные проблемы психологии личности и ключевые разделы большинства теорий личности.

1. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности , который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности". Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй - к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".

2. Проблема мотивации поведения личности основана на принципе активности и связана с решением следующего круга вопросов:

1) классификации мотивов,

2) изменения мотивационной системы,

3) измерения мотивов,

4) актуализации мотивов,

5) динамики мотивационного процесса,

6) соотношения мотива и цели,

7) многообразия влияния мотивации на поведение.

Задача классификации мотивов формулируется на основе общепринятого положения о полимотивированности человеческого поведения, о наличии одновременно нескольких мотивов, побуждающих индивида к действию. В русле этой проблемы формулируются такие частные задачи, как определение критериев классификации мотивов, выделение биогенных исоциогенных потребностей, изучение принципов связи разноуровневых мотивов (например, принципа функциональной автономии мотивов по Г. Олпорту и др.).

Проблема изменения мотивов включает в себя механизмы образования новых потребностей путем мотивационного опосредствования (В. Вилюнас), с помощью механизма сдвига мотива на цель (А.Н. Леонтьев), идентификации и принятия ролей.

Вопрос об измерении мотивов возникает в связи с их частой неосознаваемостью и вследствие этого невозможностью применения традиционных тестов и опросников, именно поэтому обсуждается вопрос об использовании проективных тестов и о их психометрических характеристиках.

Проблема актуализации мотивов вызвана влиянием фактора ситуации на поведение человека, тем, что определенные условия могут создавать внутреннее напряжение (интенсивность стимуляции, новизна, сложность) и провоцировать индивида на совершение однотипных действий (например, реактивных агрессивных действий, опекающего поведения, ориентации на успех или неудачу и др.).

Изучение динамики мотивационного процесса состоит в выяснении этапов распада деятельности или ее возобновления, причин, которые их обусловливают, последовательности, очередности стадий.

Вопрос о соотношении мотива и цели связан с установлением смысла деятельности, характера отношений между тем, что побуждает индивида действовать, и тем, что направляет его действия.

3. Проблема развития личности связана с рядом методологических принципов, в первую очередь с принципом детерминизма и развития.

Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли, устанавливая собственные ориентиры по отношению к общепринятым нормативам и стандартам. "Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности… а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути - активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм" (Анцыферова Л.И., 1989. С.211). Кроме прохождения этапов социогенеза, индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, определяя направление своего жизненного пути. Жизненный путь - развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности. В парадигме социального развития личности личностный рост описывается как процесс "овладения все более совершенными способами" познания и взаимодействия с окружающим миром, где она выступает как "субъект не только своего поведения, но и всего внутреннего мира, своей психической жизни" (Л.И. Анцыферова). Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя".

Человек как субъект проходит три уровня развития:

Первый уровень характеризуется тем, что "субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает степень своего воздействия на ситуацию… качества субъекта на этом уровне проявляются через акты целеполагания и действия по преодолению трудностей на пути достижения целей"

Второй уровень означает, что личность начинает выступать как "субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий", она способна регулировать свои цели и поведение, осознавать мотивы.

Личность на третьем уровне развития "становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности - не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы - свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества"

4. Проблема психического здоровья и психопатологии касается, прежде всего, критериев здоровой личности . Так, по З. Фрейду, таким критерием является умение поддерживать удовлетворительные межличностные отношения, по А. Маслоу, - сдвиг от примитивных потребностей к более сложным, зрелым, например, самоактуализации, по Э. Эриксону, - умение положительным образом разрешить основную проблему той стадии развития, на которой находится личность.

Один из важнейших вопросов, обсуждаемых в русле этой проблемы, заключается в стратегиях диагностики заболевания. Существует мнение, что диагностика имеет ряд недостатков, в частности, она как бы упрощает представление о человеке, делает общение с ним очень формальным и поверхностным.

Н. МакВильямс тем не менее отмечает пять взаимосвязанных достоинств диагностики: 1) диагноз необходим для планирования лечения; 2) он тесно связан с прогнозом, т.е. будущим состоянием клиента; 3) диагноз обеспечивает защиту интересов клиентов; 4) он может обеспечить эмпатийное отношение терапевта к клиенту; 5) он уменьшает вероятность отклониться от лечения некоторых клиентов. Диагноз - результат сбора информации, внимательного выслушивания, он дает терапевту уверенность в своих дальнейших шагах, определенность в индивидуальном процессе вылечивания и ориентацию длительности этого процесса. Для диагностики степени сохранности/нарушенности личности используют два критерия: 1) оценка уровня развития личностной организации, уровня индивидуации или степени патологии (психотический, пограничный, невротический, нормальный); 2) оценка защитного стиля внутри этой организации, или тип характера человека - параноидный, депрессивный, шизоидный и проч.

  1. Представление о направленности как подструктуре личности в деятельностном подходе.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности.

Направленность, как подструктура личности, включает в себя различные побуждения. Все они взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, т.е. представляют систему. При этом одни из ее компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют опорную роль. Основную линию поведения определяют доминирующие мотивы. В зависимости от сферы проявлений различают следующие направленности личности: морально-идейную, профессиональную и бытовую.

Идейно-моральная направленность личности выражается в ее мировоззрении, моральной воспитанности. Идейным человеком называют того, кто постоянно руководствуется в жизни определенными идеалами, составляющими сущность его убеждений. Моральная воспитанность проявляется в гуманности, коллективизме, ответственности; она характеризует личность со стороны ее отношения к людям.

Профессиональная направленность проявляется в устойчивом стремлении заниматься определенной профессией и совершенствоваться в ней.

Бытовая направленность выражается в материальных, житейских, а также культурных и эстетических индивидуальных устремлениях.

При характеристике направленности личности выделяют следующие качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень направленности - это общественная значимость направленности личности. Низкий уровень направленности проявляется в ориентировке исключительно на узколичные интересы и безразличии к делам общества.

Широта направленности - это круг интересов личности. Широкая направленность подразумевает не только широкий круг интересов личности, но и достаточную их глубину.

Интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она может колебаться от смутных, нечетких влечений через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

  1. Представления о движущих силах развития личности в разных теориях личности.

(бихевиористкая и необихевиористкая ориентации)

Основные формы научения:Классическое Оперантное Обучение;;обусловливание обусловливание через наблюдение

(Дж. Уотсон) (Б.Ф. Скиннер) (А. Бандура)

Классическое обуславливание:Классически обусловленное научение (научение на основании выработки условного рефлекса)

Принципы научения по Павлову:Принцип подкрепления Принцип генерализации (обобшения) – реакция вырабатывается на сходные стимулы Принцип дифференциации (может быть выработана реакция на специфические стимулы).

На основании этой теории американский исследователь Джон Уотсон предложил теорию формирования эмоций у детей.

Виды эмоций: Эмоции врожденные (страх в условиях потери опоры, страх при воздействии громкого звука (все остальные страхи – выученные); гнев (злость) в случае ограничения свободы движений; удовольствие (эмоция любви, связана с привязанностью к другому человеку)).

Эмоции приобретенные (все остальные)

Избавление ребенка от страха определенного объекта за счет соединения двух противоположных видов эмоций: эмоции страха и эмоции удовольствия, отдыха, расслабления.

Стимул – реакция

Оперантное обуславливание (Берес-Фредерик Скиннер)

Реакция 1 – Стимул – Реакция 2

Реакция 1 – реакции оперантные (поисковые, хаотичные, ориентировочные)

Реакция 2 – реакции ответные (респондентные)

Принципы оперантного научения: Принцип подкрепления Принцип дифференциации и генерализации стимулов и реакции (реакции распространяются на сходные стимулы, сходные стимулы могут вызывать несколько реакций) Принцип игнорирования негативных реакций Принцип режима подкрепления Принцип незамедлительности поведения

Теория социального научения Альберта Бандуры

Априорное научение – научение, основанное на наблюдении за другими и подражании им (косвенное социальное воздействие).

Основной механизм нучения – подражание.

Этапы научения через подражание: Этап демонстрации образца (привлечение внимания) Запоминание образца в символической форме Тренировка необходимого поведения в безопасных условиях Закрепление желаемого поведения, косвенное воздействие социума.

Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории з. Фрейда.

Фрейд заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения.

У каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающее психическую активность.

Цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятной для него скоплением этой энергии.

Мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

Психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами.

Влечение или побуждение (инстинкты) вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознательного размышления. Такие влечения являются основным мотивом всей деятельности.

Все существующие влечения человека имеют четыре составляющих элементы:

1) Источник – какая-то часть тела либо весь организм в целом (место, где происходит возникновение потребности).

2) Стимул – это количество энергии, сила или движение, которое используется для удовлетворения влечения.

3) Цель – должна ослаблять потребность до такой степени, чтобы отпадала необходимость к действию. Это дает организму удовлетворение его актуальных желаний.

4) Объект – любая вещь или действие, позволяющее удовлетворить исходное желание.

Пр., Источник – потребность организма в жидкости

Стимул – жажда

Цель – вода, достать и выпить жидкость

Объект – выбор жидкости

Любая активность человека определяется инстинктами.

Модификация идей классического психоанализа в теориях к. Юнга, а. Адлера, к. Хорни, э. Фромма.

К. Юнг: главной целью по мнению Юнга является обретение самости, которая в свою очередь выступает результатом отношения различных компонентов личности к единству.

Процесс становления индивида: индивидуация – это процесс развития динамической связью между эго и самостью вместе с интеграцией различных частей самости.

Цель индивидуации – объединение сознательного и бессознательного.

4 этапа индивидуации:

1. Раскрытие персоны – осознание ограниченности

2. Борьба с тенью – осознание и принятие

3. Противостояние анима и анимуса – принятие. Бессознательное видит верно даже тогда, когда доводы сознания слепы и бессмысленны.

4. Развитие самости.

Итог осуществления индвидуации очень непросто досягаем.Это самореализация.

А. Адлер…Непрерывность постоянства развития и роста человека. Человек постоянно включен в процесс развития.

Признавал значение и окружающей среды в формировании личности, индивидуумы нечто большее, чем итог этих двух воздействий.

Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться собственной жизнью.

Сущность психологического роста состоит прежде всего в движении от эгоцентрических целей достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества.

3 главных жизненных задачи:

1) Работа – которая приносит пользу обществу

Комплекс неполноценности – преувеличение чувства собственной слабости и несостоятельности.

Гиперкомпенсация комплекса неполноценности может привести к комплексу превосходства (преувеличение физических, интеллектуальных и социальных способностей).

3 вида страдания как препятствие для роста и развития:

1) органическая неполноценность

2) избалованность либо чрезмерная опека. Односторонние требования к друзьям и семье.

3) заброшенность либо отверженность со стороны родителей

Карен Хорни: решающий фактор развития личности – это социальные отношение между ребенком и родителями. Две базовые потребности ребенка:

1) потребности в удовлетворении

2) в безопасности (ведущая)

С одной стороны зависит от родителей, с другой – испытывает по отношению к ним чувства негативизма.

Три стратегии базовой тревожности:

1) от людей

2) к людям

3) против людей

Эрих Фром: значимость социальных факторов в развитии человека. Основные черты современного человека:

1. отчуждение

2. изоляция

3. одиночество

[хотим быть свободными, но становимся одинокими]

Стратегия бегства от свободы:

2. деструктивность

3. научение

4. позитивная свобода – человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижения данного состояния требует спонтанной активности в жизни.

Свобода – безопасность (дихотомия).

Универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловленный экзистенциальными потребностями.

5 основных экзистенциальных потребностей:

1) потребность в установлении связей – всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то (продуктивная любовь, адекватная стратегия; неадаптивная – нарциссизм).

2) потребность в преодолении – все нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активным и творческим создателем своей жизни. Адаптивная – творчество, ценности; неадаптивная – разрушение.

3) в корнях – необходимость в ощущении себя частью мира, в чувстве стабильности и прочности.

4) потребность в идентичности – в тождестве с самим собой, в ощущении непохожести на других.

5) потребность в системе взглядов и преданности, наличие постоянно опоры для объяснения сложности мира, значимость формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество.

Представление о движущих силах развития личности в когнитивистской теории (к. Левин, л. Фестингер, Дж. Келли).

Курт Левин: развитие личности – это движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида. Личностное развитие – это включение в жизненное пространство какой-то новой неизвестной зоны, движение к которой реорганизует все пространство в целом.

Дифференцированность личностного пространства – чем больше дифференциация; тем на большей ступени развития находится личность.

Дифференциация характеризуется широтой и степенью, поэтому развитие можно описать как:

1) увеличение широты жизненного пространства в отношении того, что является частью психологического настоящего либо временной перспективы либо изменение реальности или ирреальности.

2) развитие как растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства на множество социальных связей и областей деятельности.

3) развитие как растущая организация жизненного пространства (характер интегрированности)

4) развитие как изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства

Препятствия личностного роста:

1) фиксация на отдельном регионе

2) насыщенность

3) низкая прочность границ

4) недефференцированность след. пространства

Леон Фестингер: теория когнитивного диссонанса (конфликта)

1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт будет мотивировать индивида в попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанс (созвучие, единство).

2. В случае возникновения диссонанса помимо стремления к его уменьшению индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

3 формы преодоления диссонанса:

1) изменение поведенческих когнитивных элементов (подстраивает поведение под убеждения)

2) изменение элементов под влиянием окружающей среды

3) добавление новых когнитивных элементов.

Джорж Келли: теория конструктов.

Движущая сила развития – система конструктов (внутренний источник развития личности).

2 фактора: выбор и опыт человека (как способ развития)

Тенденция к развитию является врожденной. Если активность не реализуется, то формируется патология.

Развитие личности предполагает расширения конструктов, изменение, апробация, формирование новых конструктов.

Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теории а. Маслоу.

Самоактуализация – желание стать тем, кем он может стать.

Достижение целей.

Факторы, препятствующие самоактуализации:

1) негативное влияние прошлого опыта

2) влияние социума

3) внутренняя защита самого человека.

Факторы, способствующие самореализации:

1. концентрация – внимание ко всему том, что происходит в ситуации и внутри человека

2) выбор роста

3) самопознание

4) честность перед собой, ответственность за слова и поступки

5) суждения (собственные)

6) саморазвитие

7) вершинные переживания

8) отсутствие защиты собственного «Я»

Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (в. Франкл, к. Роджерс).

Роджерс: все развитие характеризуется тенденцией к актуализации (тенденция развивать все свои способности, чтобы развивать и сохранять личность). Она направлена на повышение, а не на снижение напряжения, которое возникает в ходе развития. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что жив

Жалоба и запрос клиента

Первоначальное предъявление клиентом проблемы можно определить как «жалобу». В качестве примеров приведем наиболее харатерные типы жалоб. Выделение этих типов жалоб достаточно условно.

1. «Непонятная» жалоба. Вот одна из них: «У меня все не так. Я не могу добиться того, чего хочу. Конечно, это не всегда так. Но когда это так, я чувствую себя несчастным». После такой жалобы так и хочется спросить: «Что Вы имеете в виду?» Жалоба действительно не понятна. Можно только гадать о чем говорит клиент. «Непонятные» жалобы могут проистекать, как минимум, из двух источников: с одной стороны, это осторожность и недоверие клиента к терапевту, а с другой–клиент сам для себя еще не сформулировал проблему, и «непонятная» жалоба – это ее формулировка в первом приближении. Конечно, можно попросить у клиента дополнительную информацию, например: «Что Вы имеете в виду, когда говорите, что бываете несчастным?». Такую реакцию терапевта нельзя квалифицировать как неправильную. Тем не менее, она может напугать клиента, если будет воспринята им как грубый толчок, как давление. А это может произойти в том случае, когда клиент осторожничает и поэтому дает «непонятную» жалобу. Если «непонятная» жалоба является следствием того, что клиент только–только конструирует проблему, то указанная выше реакция психотерапевта может быть очень полезной клиенту. Однако возможно и другое, – клиент таким вопросом подталкивается к интеллектуализированной позиции. В этом варианте клиент превращается в квазиисследователя, который интерпретирует свою жизнь. Клиент не переживает, а рассуждает – он не в опыте, не в эмоциях. Поэтому одна из возможностей работы с «непонятной» жалобой клиента – это просто повторить то, что сказал клиент (режим психотерапевтического зеркала, рефлексивная техника). Если же клиент представил свою жалобу совершенно спокойно, ему можно сказать: «И тем не менее, вы спокойны» (или «У вас хватает мужества быть при этом спокойным»). Если же клиент жаловался, едва сдерживая плач, реакция терапевта может быть: «Я вижу, как вам тяжело – вы чуть не плачете». Приведенные реакции психотерапевта помогают клиенту быть в своих переживаниях, а не выходить из них и рассуждать о них. Следовательно, при «непонятной» жалобе, с нашей точки зрения, следует: 1) поощрять вхождение клиента в эмоциональный процесс; 2) дать возможность клиенту самому «развернуть» собственные смыслы и содержание проблемы.

2. «Глупая» жалоба. На консультацию пришла супружеская пара, и одной из их жалоб была следующая: «Вы понимаете, – говорила женщина, – мы никак не можем договориться о взаимоприемлемом времени интимной близости. Я ему говорю, что 22.30 – самое подходящее время, – и далее она логично обосновывала это время. – Интимная близость до 23.00, а затем сон в течение 7 часов до 6 утра. Затем я встаю, делаю завтрак и ухожу на работу. Логично?! Но муж не согласен – он так рано не ложится спать». Эта «глупая» жалоба представляет собой ни что иное, как семейный миф, который мы ранее описали как миф «22.30». Этот миф быстро развенчивать не только нельзя, но и очень опасно. В данном случае смысловую проблему «как быть вместе?» супруги заменили технической «когда быть вместе?». «Глупая» жалоба (а за ней лежит, соответственно, и «глупая» проблема) – это вид защитной рационализации, «срыв» которой не самая лучшая реакция психотерапевта. Вместе с тем за приведенной жалобой лежат полоролевые проблемы: жена находится в симбиотической связи с матерью, инфантилизирована и не нуждается в партнере. В случае «глупой» жалобы мы как будто сталкиваемся со «слепым» клиентом. Один вопрос возникает при этом: «Следует ли клиенту раскрывать глаза?» В индивидуальной и групповой психотерапии в случае таких жалоб, по нашему опыту, хорошо себя зарекомендовала техника метафор, позволяющая, во–первых, как бы со стороны посмотреть на собственную ситуацию и, во–вторых, с иронией отнестись к своей проблеме. Существуют и другие психотерапевтические возможности у метафоры. В групповой психотерапии терапевтическими являются реакции других членов группы, когда они не дают советов, а лишь отзываются на указанную проблему какого–либо члена группы, создавая тем самым полифонию «голосов» и человеческих смыслов. В этой ситуации «смягчаются» механизмы защиты.

3. «Составная» жалоба. Пример такой жалобы: «У меня не ладится на работе, в семье – с мужем и детьми, вечно со мной что–либо случается, и даже ночью меня преследуют кошмары». С каким именно содержанием следует работать психотерапевту, с какой частью предъявленной проблемы? Составная жалоба – это одна из разновидностей «непонятной» жалобы. Реакции психотерапевта по типу выяснения: «Что у вас с мужем?», «Что у вас с начальником?» и т. п. малоэффективны. Техника работы с составной жалобой следующая. Имеются три возможности: 1) рефлексивно отразить то, что говорит клиент (техники повтора, обобщения, парафраза и т. п.);.2) «услышать», на какую часть составной жалобы клиент дает эмоциональные отклики и отреагировать именно на нее; 3) отреагировать на эмоциональное состояние клиента, как бы упустив содержание проблемы (техника эмпатического ответа).

4. «Сложная» жалоба. Вот пример. Клиентка высказывает следующую жалобу: «Вы знаете, у меня сын 14 лет, и отношения с ним очень плохие. Сын не слушается ни меня, ни отца. Случается так, что он не ночует дома». Клиентка как бы «прощупывает» терапевта первой жалобой. А затем, поверив ему, дает свою следующую сокровенную проблему: «Вы знаете, я окончательно запуталась. У меня есть любимый человек, есть и муж. Мужа я не люблю, но он отец моего ребенка и в состоянии хорошо меня обеспечить, чего не может сделать мой любимый мужчина». Женщина впервые плачет. Очевидно, что любая первая жалоба может быть «пробным шаром». Поэтому не следует бросаться помогать и глубоко, «с головой» погружаться в первую предложенную клиентом проблему. Следует слушать, что на самом деле говорит клиент, это значит, что он на самом деле переживает.

5. Жалоба со скрытым содержанием. Суть такой жалобы состоит в несовпадении явного и скрытого содержания. Например, муж говорит: «Ведь это неправильно, что жена два часа укладывает девятимесячного ребенка спать, ребенок должен быть самостоятельным». За этим содержанием лежит скрытая жалоба: «Я ревную жену к ребенку, прихожу усталый домой после работы и вынужден сам сидеть на кухне и ждать, пока не освободится жена». Скрытое содержание может слабо осознаваться. Вряд ли имеет смысл терапевту сразу же переводить скрытое содержание проблемы в явное. Хочет ли об этом говорить клиент, доверяет ли он психотерапевту – это то, что следует учитывать. Если же скрытое содержание не осознается клиентом, не всегда следует прояснять его клиенту. Терпение психотерапевта, готовность ждать – это важные качества терапевта. Например, психотерапевт может отреагировать: «Я чувствую, что вам трудно говорить об этом», или «Я слышу, что вы говорите» (если клиент осознает скрытое содержание жалобы). Возможна и другая реакция психотерапевта (особенно если скрытое содержание не осознается клиентом) – психотерапевт реагирует на переживаемую клиентом эмоцию, а не на вербально выраженное содержание жалобы. Например: «Я слышу, что вы раздражены на жену, чувствуете себя непонятым и обиженным». Это реакция психотерапевта – приглашение клиенту войти в собственные переживания. Часто оказывается, что клиент до интервью имел один план жалобы, во время интервью этот план нарушается и клиент говорит совсем не то, что предполагал.

6. «Хитрая» жалоба. Этот вид жалобы имеет скрытое содержание. При этом явное содержание жалобы имеет целью «запутать» психотерапевта и добиться своего. Например, женщина имеет мучающие ее проблемы с сердцем (приступы кардиалгии, дыхательный дискомфорт и т. п.). Несколько лет она лечится у врачей–терапевтов с диагнозом «вегето–сосудистая дистония», но безуспешно. Оказывается, что она ревнует своего мужа и болезнь сердца – прекрасный способ контролировать свободное время мужа: он провожает жену на работу и встречает с работы. У мужа выражен психастенический радикал личности и поэтому моральные нормы являются важными регуляторами его поведения. На этом жена и играет («бросить больную нехорошо!»). Очевидно, что она пришла не с целью избавиться от «болезни сердца», а, напротив, за подтверждением серьезности этой болезни и невозможности излечения (скрытый запрос: «Скажите мужу, что я серьезно больна»). В этом случае также следует быть терпеливым, хотя порой бывает эффективным и метод конфронтации: «У Вас нет другого способа быть нужной мужу?!» и углублять процесс переживания.

7. Жалоба на другого. Например: «Мне очень тяжело… (женщина плачет) на работе… Я не могу найти общий язык с директором. Он очень тяжелый и неумный человек, работа его совершенно не интересует…». В этом случае клиентом является директор. Клиент же может не иметь готовности к изменению. Это достаточно трудный случай для психотерапии.

Из книги Ужасы на Западе автора Делюмо Жан

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Шаг первый - Запрос на непроизвольный бессознательный сигнал Что такое непроизвольный бессознательный сигнал? Руку я могу поднять сознательно, а вот чтобы у меня зачесалось колено - этого я сознательно сделать не могу (обычно). Или чтобы у меня стрельнуло в ухе или чтобы

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Занятие 2.2. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба» Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Воздействие на клиента (Влияние на клиента) В физике есть принцип под названием "Теорема о неопределенности Гейзенберга", которую вполне можно применять к любому взаимодействию людей, включая сеанс процессинга. По сути этот принцип утверждает, что невозможно

Из книги Конфликт: участвовать или создавать... автора Козлов Владимир

Ситуация 4.3.9 «Запрос шефа» Описание ситуацииРуководитель подразделения перешел в конкурирующую фирму. На его место может быть продвинут один из заместителей. При этом один из них (Борис) жаждет занять это место и открыто заявляет о своем желании. Второй (Владимир), по

Из книги Курс настоящей стервы автора Шацкая Евгения

Жалоба Если человек на что-то жалуется, даже сам того не понимая, он тебя о чем-то просит. Немного пораскинув мозгами, ты легко поймешь, о чем именно. Если он о чем-то тебя просит, то не ждет отказа, и если получит его, обидится. Весь парадокс ситуации заключается в том, что

Из книги Освоение одиночества. О чем молчат любимым. автора Покрасс Михаил Львович

О ЧЕМ МОЛЧАТ ЛЮБИМЫМ (последняя жалоба подростка) - Я тебя ненавижу!.. Я не знаю, за что я тебя ненавижу, но, если бы я знал (знала), то сказал (сказала) бы вот что...(Таких чувств и помыслов я бы не простил (не простила)’ себе, спасибо, что их нет у меня, что я о них ничего не

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Жалоба 1. Почему я не властелин мира? Так прямо никто не говорит, конечно. Это жалоба обычно замаскирована в виде невинных фраз: «Вот этот украл миллиарды»; «Вот тот обманом прорвался к власти»; «Вот та вышла замуж за президента».Сразу хочется спросить:– А тебе какое

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Жалоба 2. Должен же быть хоть какой-то порядок! Обычно эта жалоба следует после описания какой-либо ситуации, где произошла какая-либо неприятность, например, пришлось отстоять очередь.Да, в жизни бывают самые разные ситуации, в том числе и недоразумения. Это реальная

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Жалоба 3. Вот когда-то было хорошо, а сейчас все испортилось Возможно, было хорошо, возможно – не было. Кто знает? Как река направляет свои воды по горам и долинам, так и жизнь течет себе неспешно среди разных житейских событий.Будьте в потоке жизни. Живите здесь и сейчас.

Из книги автора

Жалоба 4. Я хочу вот это и прямо сейчас, а этого нет Все в мире делается постепенно. Постепенно растет цветок, постепенно тает снег, постепенно восходит солнце. В этом прекрасная величавость жизни. Постепенность дает возможность насытиться каждым мгновением жизни.

Из книги автора

Жалоба 5. Мне никто не подчиняется Этой фразы тоже никто прямо не говорит. Она маскируется под невинные фразы: «Начальник – идиот»; «Дети от рук отбились»; «Соседи достали».Но в основе всех этих фраз лежит странная вера в то, что все окружающие должны почему-то

Из книги автора

Жалоба 6. Вот тот хорошо устроился, а я нет Судить о том, как хорошо кому-либо живется, вы не можете. Кто там его знает, что у человека в голове. В самых распрекрасных условиях он может быть недовольным жизнью.Поэтому завидовать кому-либо бессмысленно. Это никак не сделает

Из книги автора

Жалоба 7. Я хочу, но мне лень Это самый простой случай. Если вы что-то хотите, но вам лень к этому идти, то желание ложное. Оно не ваше. Вспомните ребенка, который даже еще не может ходить, но в другом углу уже замечает яркую игрушку. Он тут же на четвереньках рванет в другой

Из книги автора

1. Вопрос о смысле – симптом болезни? Запрос на психоанализ Когда человек задумывается о смысле и ценности жизни, он болен, так как ни того, ни другого объективно не существует; это лишь указание на неудовлетворенное либидо, и, должно быть, при этом происходит что-то

Из книги автора

Жалоба клиента Президент сети обувных магазинов получил от покупателя такое письмо: «Господа! Сегодня утром я проходила мимо вашего магазина по Мейн-стрит и увидела в витрине туфли, которые мне очень понравились. Я вошла в помещение и стала искать продавца. В задней части

Каждый человек (любой специальности) за свою трудовую деятельность (это цифры статистики) получает порядка 30 жалоб (письменных и устных), то есть в среднем 1 жалоба в год. Кому то "везет" чаще. Всех жалобщиков и жалобы можно поделить на 3 части:
1. "Дурацкие" жалобы, которые сразу же при первом

Синдром зависимости от налбуфина

Коллеги, поделитесь, пожалуйста, опытом. Лежит в отделении девочка с декомпенсированным сахарным диабетом первого типа, кетоацидозом. Четыре года принимает налбуфин. вчера ввела сама себе шесть мл, в несколько приемов, и в/в и в/м. Сейчас получает активную инфузионную терапию, сахар 28, ацетон ++++

Как вылечить больного шизофренией?

От 25 до 30% больных шизофренией не поддаются лечению и сообщают о постоянных слуховых галлюцинациях или демонстрируют симптомы бреда, несмотря на адекватный режим терапии. Транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS) - неинвазивный метод, который модулирует возбудимость коры через электроды...

Кандидоз клитора.

Не думаю, что это частая патология, поэтому с интимными фото в комментариях. На приём обратилась 38-летняя женщина с жалобами на отек, покраснение и зуд в области влагалища, а также дискомфорт и выделения на клиторе. Считает себя больной в течение суток после трёхдневного полового разгулия с Новым...

Распущенность

Снова о наших "любимых". Поступает "колобок" килограммов этак на 140. Высота равна ширине. С ходу у девчонок требует: " Меня только в платную палату!". Иду смотреть. Спрашиваю фамилию. Не глядя на меня: " Я это! Надоели уже смотреть!" Я, предельно сдерживаясь: " Так мне что, уйти?" - Да ладно, смот...

🎈Тема дня: Международный день редких заболеваний

Уважаемые коллеги, сегодня хороший случай поделится своим опытом, знаниями о тех заболеваниях, которые встречаются не так часто в нашей практике.
Это могут быть редкие случаи рака, тропические болезни, аномалии развития и репозиции органов, сосудов, нервов, а также нетипичное или бессимптомное

ЕРХПГ ~Taenia Saginata

Инфекция T. saginata встречается во всем мире, но особенно в животноводческих районах тропиков и субтропиков Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы, Мексики и Южной Америки. Инфекция редко встречается у крупного рогатого скота США и контролируется федеральной инспекцией. Пациенты могут быть бесс...

И снова о каннабисе

Легальные нанаркотики –алкоголь, кофе, табак и нелегальный каннабис. Лечение 4-летнего ребенка печеньем с каннабисом в Калифорнии. Лечение детей в США аналогами экстази. Каннабис при эпилепсии. Не курим, а лечимся. Психопатология законотворческой деятельности и закон групповой интеллектуальной регрессии

Вопрос про вакцинацию

Дорогие коллеги. У нас в Турции недавно прошел экзамен национальный (по типу егэ) для поступления врачей на специализацию. Вот один из вопросов спорных, который активно обсуждается. Интересны ваши мнения.
Родители с ребенком в возрасте 9 недель обращаются в поликлинику для проведения вакцинации.

Зрительные вызв. потенциал мозга при алкогол.

В случае синдрома отмены алкоголя наблюдаются отклонения зрительных вызванных потенциалов (VEP), включающие длительные задержки (63%) со статистически значимым отличием от здоровых людей. Преобладающее снижение амплитуды с нормальной задержкой зарегистрировано в 37% случаев отмены. Отчетливые измене...

Электролитный дисбаланс -причина аритмий.

Одна из причин аритмии электролитные нарушения. Установить причину этого может лаборатория, также помогает сбор анамнеза, клинические данные.
Раньше мы титровали электролиты, а сейчас на анализаторах результат может быть получен за несколько минут.
Изменения концентрации и соотношений содержания

1. - по локусу (по субъектной направленности) жалобы клиента (например, клиентка жалуется на плохое поведение своего ребёнка, а скрытое содержание жалобы направлено на отца ребёнка, который не занимается его воспитанием);

2. - по самодиагнозу клиента (например, свои личностные нарушения (трудности, сложности) клиент объясняет собственными ошибками, а его мимика, жесты указывают на другие, внешние, социальные причины проблем));

3. - по истоку проблемы клиента в его личном психологическом понимании, что, конечно, может быть совсем не объективным (например, клиентом открыто заявляется, – «не знаю» или «не могу», при этом скрыто – «не умею» или «не хочу»);

4. - по запросу клиента, который так же может быть «двойственным» (например, явное содержание – просьба женщины о помощи: «Что делать, если муж мне изменяет?», скрытое содержание – просьба об оказании влияния (прямого или косвенного) на её мужа в собственных интересах: «Помогите мне его удержать»)).

Подтекст жалобы клиента открыто не экспонируется (не проявляется, не отображается) психологом-консультантом клиенту на первой-второй встрече, иначе это может разрушить устанавливающийся (установившийся) психологический контакт между клиентом и консультантом. В дальнейшем, (на последующих психоконсультативных встречах), скрытое содержание жалобы клиента психологом-консультантом открыто (но корректно!) предъявляется клиенту (обсуждается, осмысливается совместно с клиентом). Этот процесс должен происходить максимально корректно, постепенно, мягко, – так, чтобы не активизировать психологические защиты клиента (отрицание, вытеснение, подавление, замещение).

Скрытое содержание жалобы клиента – это недоговорённое клиентом (потаённое и/или латентное) содержание его психологической проблемы. Содержательный подтекст жалобы клиентаможет быть неосознанным и/или вытесненным. При анализе подтекста жалобы клиента , психологу-консультантунеобходимо особо обратить своё профессиональное внимание на следующее :

1 . Отношение клиента к тому лицу, о котором идёт речь в жалобе клиента. В этом случае, «текст» жалобы клиента может быть проинтерпретирован в терминах эмоциональных отношений: симпатии–антипатии, уважения–неуважения, близости–отдалённости. Консультант анализирует то, совпадают ли декларируемые (и демонстрируемые) клиентом чувства с его истинным эмоциональным отношением к тому человеку, на которого он жалуется. Этот анализ производится по ходу консультирования, путём включённого, систематического, стандартизированного наблюдения (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 7) за невербальными (неречевыми) и вербальными (речевыми) проявлениями клиента по отношению к субъекту (психологическому «объекту») его жалобы. Анализируется логическое соответствие выказываемого («предъявляемого») отношения клиента к «предмету» («объекту») его жалобы (как правило, – к вполне определённому физическому лицу), к его личностным внешним психологическим проявлениям (подвергается пристальному анализу вышеописанный «маскируемый» подтекст жалобы клиента);


2 . Отношение клиента к консультированию : деловое, рентное, игровое (Бодалёв А.А., Столин В.В.) или «смешанное» (с элементами, например, каких-либо двух видов «отношений»). Итак, по А.А. Бодалёву и В.В. Столину , существует три базовыхвида отношения клиентов к психологическому консультированию :

1. Деловая ориентация (деловое отношение) клиента :

а) адекватная ориентация, – клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (в решении своей проблемы), клиент не сомневается в профессиональной компетентности психолога-консультанта, готов сотрудничать с психологом, он доверяет учреждению (психологическому центру) в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи;

б) неадекватная ориентация, – клиент явно преувеличивает (неадекватно воспринимает) возможности психолога-консультанта («Вы маг и волшебник, только Вы можете мне во всём и сразу помочь»).

2. Рентная ориентация (рентное отношение) клиента :

а) тип клиента: «обаятельный рантье», – откровенность клиента, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту – это тот некий психологический капитал, на (за) который клиент неизбежно получит (ожидает обязательно получить) определённые «проценты» в виде, во-первых, «переложения» своей ответственности за консультирование «на плечи» консультанта, и, так же, в виде других подобного рода психологических выгод (т.н. психологический феномен «вторичной выгоды»);

б) тип клиента «требовательный рантье», – клиент хочет получить «причитающийся» ему некий социально-психологический «процент» с (от) самой клиентской позиции посетителя (обслуживаемого) психологической консультации. Клиент получает положительные эмоции от того, что о нём «заботятся», оказывают ему внимание, персонально и направленно осуществляют психологическую помощь именно ему и т.д.

3. Игровая ориентация (игровое отношение) клиента .

Клиент только внешне заинтересован в изменении своей жизненной ситуации, что выражается, прежде всего, в контексте взаимодействия клиента с консультантом («Посмотрим, такой ли Вы специалист, каким Вы представляетесь (кажетесь, выглядите, позиционируетесь и т.п.)»)). Доказательства компетентности консультанта клиент принимает (воспринимает, оценивает) с заметным оживлением, но при этом клиент выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы». Клиент всячески внешне усиливает (подчёркивает) трудность (трудности) и субъективную безнадёжность своей проблемы (якобы – своё отчаяние), – хотя реально этого не чувствует (не «имеет» в форме глубоких переживаний). Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Возможно, для того, чтобы просто получить т.н. «релакс» (психологически расслабиться, снять эмоциональное напряжение) и не более того, так как такой клиент относится к консультированию не серьёзно. «Игра» в консультирование... Вероятно, – с целью снятия личностной тревожности по поводу (из-за) своей проблемы и/или из-за того, чтобы показать («предъявить») обеспокоенным родным, что он «работает и растёт над собой» и т.п.

Здесь столь подробно проанализирован этап «исповеди», потому, что он является, с позиций профессиональной оценки, наиболее сложным и комплексным .

Итак, после того, как психолог-консультант досконально проверит свои консультативные гипотезы и, весьма вероятно, найдёт основные причины, лежащие в основе социально-психологических проблем клиента (попутно выявив его психологические особенности), логично перейти собственно (в «узком» смысле) к анализу и интерпретации проблемных «клиентских» вопросов. Это, – уже самое непосредственное начало следующего, третьего этапа (содержательного периода, информационной стадии, глобальной психоконсультационной фазы) всего целостного процесса психологического консультирования.

Виды жалоб (административного иска).

Право граждан на жалобу подразделяется на: общее право на жалобу , которым обладают все граждане как таковые и специальное право на жалобу, представленное лицам как участникам уголовного, гражданского процесса, производства по делам об административных правонарушениях.

Специальное право на жалобу регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а лицом, в отношении которого данное постановление вынесено, либо потерпевшим. Порядок реализации гражданами специального права на жалобу регламентируется специальными нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Таможенном и Налоговом кодексах, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров и некоторых иных актах.

Порядок рассмотрения первых регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в ред. от 2 февраля 1988 года) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные действия. В письмах граждан зачастую речь идет о несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимании к критическим замечаниям и т.д. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений прав граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний – не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Кроме того, общее право на жалобу подразделяется на административную жалобу и судебную жалобу (административный иск).

Административные жалобы и административные иски. Специфической чертой права жалобы является то, что данное право определяет адресаты, т.е. называет органы государства и должностных лиц, куда и кому жалобы могут быть поданы. Каждый такой адресат образует канал обжалования. По российскому законодательству круг органов, учреждений и должностных лиц, куда можно обращаться с жалобой, достаточно широк. Это - вышестоящие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, общественные объединения, их должностные лица. С этой стороны закон не ограничивает подателя жалобы и предоставляет ему широкие возможности. Но в целом конструкция ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», свидетельствует о двух основных каналах обжалования незаконных действий администрации: жалоба может подаваться в вышестоящие органы исполнительной власти и судебные органы. Эти два канала определяют два основных вида жалоб: 1) административные жалобы и 2) административные иски (жалобы - иски).

Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган, это, как выражались в старину: "жалоба по начальству". Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе - в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, - в этом состоит ее процессуальная сторона.

Административная жалоба - не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы. Родословная административной жалобы уходит к челобитной московского периода русской истории, которая как процессуальный документ сложилась во второй половине XVI в. и заключала в себе "формулу просьбы" и даже мольбы. Административная жалоба представляет собой форму, в которую облекается требование - просьба к административному органу о правовой защите субъективного права в области государственного управления. Говорить о полном отсутствии искового элемента в административной жалобе было бы неверно. Но исковой элемент здесь присутствует в рудиментарном, неразвернутом виде. Этим административная жалоба отличается от жалобы-иска, с которой гражданин обращается в судебный орган.

Административный иск или жалоба-иск представляет собой форму, в которую облекается требование потерпевшего гражданина к суду об отмене незаконного или неправильного решения администрации. Жалоба-иск во многом сходна с административной жалобой, но сходство это - внешнее. В административной жалобе исковой элемент содержится в недоразвитом виде. Подача административной жалобы не делает гражданина стороной, не обусловливает его личного участия в административном процессе. "Жалобщик, как правило, не вырастает до положения стороны, он остается "просителем" . Возникающее в результате этого правоохранительное отношение является вертикальным. Гражданин ждет решения по своей жалобе "сверху". Напротив, подача жалобы-иска в судебный орган приводит к возникновению оригинального процессуального управленческого отношения: оно является правоохранительным и одновременно горизонтальным, в котором субъекты (гражданин - истец и должностное лицо - ответчик) противостоят друг другу как равные стороны. Истец ждет не "милости" сверху, а решения независимого и объективного органа. Гражданин, оспаривая действия должностного лица или органа управления, принимает личное участие в процессе, как сторона. Поэтому правовые нормы, закрепляющие право гражданина на жалобу-иск, закрепляет его право на административный иск. Право административного иска есть, таким образом, право гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его субъективного права. "В судебном споре с субъектом власти гражданин должен быть всегда истцом, а не жалобщиком, каковым он является в административном процессе" .

Охарактеризованным двум видам жалоб соответствуют в правовой действительности два вида обжалования или два вида производств: производство по административным жалобам в административном органе и производство по административному иску в судебном органе.

Вместе с тем, на наш взгляд необходимо изложить и иную точку зрения, существующую в науке административного права, относительно определения жалобы как административного иска. По мнению, например, М. Масленникова, черта отграничения искового производства от производства по жалобам в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. проводится следующим образом: в исковом производстве существует юридический спор, не урегулированный не только сторонами, но главным образом, эта спорная ситуация нечетко либо неполно урегулирована законом. В производстве по жалобам тоже существует юридический спор, не урегулированный законом, и только в тех случаях, когда закон неправильно применен к конкретному гражданину. При этом одна из сторон - орган управления - вправе (а чаще - обязана) самостоятельно, без вмешательства суда, устранить нарушение закона и разрешить возникший конфликт (его и спором-то нельзя назвать ввиду очевидности), для чего не требуется доказательств, доказывания и оценки доказательств, а необходимо только правильное, адекватное понимание и применение закона к конкретному гражданину.

Говоря об отнесении к исковому производству жалоб на действия (решения) органов управления, надо учитывать прежде всего происхождение терминологии.

Иск - это обращение к суду с требованием о защите гражданских прав, а глагол "искать" означает стремление обнаружить что-то спрятанное, потерянное, скрытое; жалоба - это официальное заявление о незаконном или неправильном действии какого-либо лица, учреждения, организации (Словарь русского языка. Т. 1. М., 1981. С. 676 - 677, 470). "Иск" интерпретируется как заявление в суд о разрешении какого-либо гражданского спора, а "искать" - стараться, стремиться найти, обнаружить что-либо скрытое, не видимое в данный момент (Историко- этимологический словарь современного русского языка. Т. 1. М., 1994. С. 356 - 357).

Исковое производство обеспечивает защиту реального или предполагаемого гражданского права, а судебное разрешение административно - правового спора по жалобе обеспечивает устранение нарушений прав и свобод граждан, связанных с изданными актами управления, устраняет препятствия для возникновения гражданских правоотношений. Таким образом, есть основания утверждать, что рассмотрение судом жалоб в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. - это не только составная часть правоприменительного процесса, но и установление материального содержания существа спора, его содержательной, главным образом - гражданско-правовой основы субъективного права конкретного гражданина.

Исковому производству присущ ряд характерных черт. В нем возможны: участие прокурора в качестве истца; в производстве же по жалобе круг заявителей ограничен представителем гражданина либо представителем общественной организации или трудового коллектива (ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г.); заключение и утверждение мирового соглашения; в производстве же по жалобе оно исключается, ибо связано с компромиссом, чреватым нарушением интересов государства (иного органа), а также других лиц, не участвующих в деле.

При рассмотрении судом иска участие третьих лиц правомерно; в производстве по жалобам - исключено, так как здесь презюмируется решение исключительно в отношении конкретного акта управления и в отношении конкретного гражданина, конкретного должностного лица (ст. ст. 7, 9 Закона от 27 апреля 1993 г.).

Исполнимость судебных решений по искам зачастую бывает проблематична, по жалобе - реальна ввиду кратких сроков рассмотрения жалоб (до 10 дней) и их исполнения (возможно немедленное исполнение) и возможного предписания об обязанности сообщить об исполнении решения (ст. 8 Закона от 27 апреля 1993 г.).

Далее. Иски рассматриваются по месту нахождения ответчика; жалобы могут быть поданы и рассмотрены по месту жительства гражданина - заявителя. Наконец, в исковом производстве бремя доказывания возлагается на истца, в производстве по жалобе - на ответчика (ст. 6 Закона от 27 апреля 1993 г.).

И так, как уже было сказано, иск – средство защиты через суд (арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Различают две стороны исков материально-правовую и процессуально-правовую. В первом случае речь идет о возможности удовлетворения заявленного требования по существу на основе установленных факторов и юридических норм гражданского, трудового, семейного, административного права. Во втором – о правомерности обращения в суд с целью получения судебного решения. В законе четко оговариваются мотивы, по которым суд отказывает в принятии иска, прекращает производство по делу или оставляет иск без рассмотрения.

Классификация административных исков происходит по ряду оснований:

1. По характеру предъявляемых истцом к ответчику требований;

2. По характеру административного иска;

4. По объему доказывания;

5. По форме.

По характеру предъявляемых истцом к ответчику требований административный иск может быть направлен на:

Принуждение ответчика к совершению определенных действий или к воздержанию от неправомерных действий (возвратить имущество, возместить убытки, уплатить неустойку не препятствовать пользоваться имуществом);

Установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (подтвердить договор или признать его недействительным);

Изменение (выделить свою долю из общего имущества) или прекращение правоотношений (разделить общую собственность).

Три вида иска определяют характер защиты и исследования дела: основание для предъявления, предмет и содержание. Основание иска – это фактические обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений между заинтересованными лицами. Предмет иска – это спорное правоотношение. Содержание иска – это требования истца по восстановлению своих прав, свобод и законных интересов.

По характеру административные иски подразделяются на иски:

а) подаваемые в связи с нарушением экономических прав;

б) направленные на защиту политических прав и свобод;

в) способствующие защите прав граждан в сфере культуры;

г) вызываемые нарушением социальных прав;

д) имеющие своей целью охрану личных прав и свобод граждан.

В зависимости от содержания следует выделить иски, направленные на неправомерное применение административно-предупредительных мер, мер административного пресечения, мер административного взыскания, а также иски, связанные с иными действиями должностных лиц (грубость, нетактичность, ненадлежащее исполнение своих обязанностей).

По объему доказывания выделяются:

а) иски, не требующие дополнительного изучения и проверки;

б) иски, по которым необходимо проводить дополнительную проверку.

По форме различаются устные и письменные иски. В зависимости от того, в который раз иск выступает предметом рассмотрения соответствующих органов, можно говорить о первичных и повторных исках. Наконец, в зависимости от субъекта, обратившегося с иском, следует различать анонимные, индивидуальные и коллегиальные иски (анонимные иски в судебном порядке не рассматриваются).

Необходимо в двух словах обратиться к классификации обжалования, которое осуществляется на основе двух критериев: порядок обжалования и его последствия.

Основываясь на первом критерии классификации, различают судебный и административный порядок обжалования. Оба порядка обжалования должны дополнять друг друга. Суд в отношении дел по искам, вытекающим из административно-правовых отношений, может и должен выступать либо как орган первой инстанции, либо в роли органа второй инстанции. В законодательстве установлен перечень дел, по которым суд осуществляет разбирательство в качестве органа первой инстанции. Другими словами необходимо признать возможность судебного обжалования любых действий должностных лиц, которые совершены с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан. Такой вывод основывается на положениях Конституции РФ.