Что такое опасные ситуации. Стрельба в школе и других помещениях. Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций


Опасностей вокруг хватает и вся хитрость состоит в том, чтобы их знать, уметь обойти.

Безопасность - это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.


Опасная ситуация - это стечение обстоятельств, которое при определённом развитии событий может привести к несчастью.

В большинстве случаев опасные ситуации создаёт сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.



Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил.

Например, когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих. Действия в экстремальных ситуациях требуют большого мужества и хорошей подготовки


Чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, ко­торые повлекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здо­ровью людей или окружающей природной среде.

Чрезвы­чайная ситуация отличается от опасной прежде всего тяжестью последствий.


  • Чрезвычайные ситуации природного характера.
  • Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
  • Чрезвычайные ситуации социального характера.

Чтобы снизить нежелательные последствия опасной и чрезвычайной ситуации, необходимо постоянно учиться вести себя безопасно, т. е. предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной ситуации.

Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности существуют не для них. До определённого времени так может и быть. Однако самые тяжёлые последствия опасной ситуации постигают человека, ко­торый её не ожидал и не был готов к грамотным действиям.


  • решать ситуационные задачи, продумывая своё поведение в различных условиях;
  • постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;
  • постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из неё.

Безопасность жизнедеятельности - это система поведения человека в повседневной жизни, снижающая вероятность опасной ситуации и уменьшающая ущерб от последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Главная задача нашего обучения ОБЖ состоит в том, чтобы всегда быть готовыми к встрече с любыми трудностями. И делать при этом как можно меньше ошибок.


  • изучай виды и причины опасностей;
  • учись предвидеть их возникновение в любом месте и в любое время;
  • по возможности избегай опасных ситуаций, обходи опасные места, не рискуй без нужды;
  • не пугайся и не плачь в трудных ситуациях;
  • при появлении опасности действуй без промедления и решительно;
  • всегда обращайся за советом и помощью;
  • выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных;
  • активно борись (любыми законными способами) за свою жизнь, свои права и имущество и т.д.


  • 112 или 01 – служба спасения,
  • 02 - милиция,
  • 03 – скорая помощь,
  • 04 – газовая служба.

Значительное количество современного населения Земли проживает в городах. Однако многие забывают, что, несмотря на все блага, предоставляемые ими, это места повышенной опасности. Характерными особенностями современных городов традиционно можно считать значительное количество населения, промышленных предприятий и транспортных средств. Все эти обстоятельства заставляют нас действовать согласно сложившимся и установленным правилам безопасности. Подобные меры позволяют обеспечить не только личную защищенность, но и охрану всех окружающих. В любой момент в жизни каждого человека способна сложиться опасная ситуация. Это, к примеру, может быть дорожно-транспортное происшествие, пожар или какая-либо криминальная обстановка. В ниже представленном материале будет рассмотрена не только классификация опасных ситуаций, но также и способы их избежать или же ликвидировать.

Терминология

Понятие "опасная ситуация" предполагает особое стечение обстоятельств, которое способно привести к авариям, катастрофам и прочим бедствиям. В настоящее время причины возникновения подобных состояний в большинстве своем носят антропогенный характер. Ведь значительное количество рассмотренных обстоятельств возникают в результате несоблюдения человеком установленных правил поведения. С другой стороны, понятие "опасная ситуация" можно охарактеризовать следующим образом: это особо сложная ситуация, в результате возникновения которой может быть вызвано негативное влияние на жизнь и здоровье людей. Однако в подобное взаимодействие оказывается вовлеченным не только население планеты, но также и окружающая среда.

Всю совокупность вышеописанных событий традиционно разделяют на три основные категории: природные, техногенные и социальные. К числу первых относят всевозможные а также эпидемии, приводящие к изменению биологического состояния окружающей среды. В свою очередь, вторая категория включает в себя катастрофы, связанные с транспортными средствами. К примеру, аварии на железнодорожных путях, автомобильных дорогах и так далее. Социально-опасные ситуации характеризуются политическими разногласиями и всевозможными конфликтами интересов.

Причины и источники

Как уже говорилось ранее, возникновение опасных ситуаций в большинстве своем обусловлено несоблюдением правил и техники безопасности человеком. Тем не менее, современные ученые выделяют также ряд факторов, не связанных с действиями отдельно взятых людей. Рассмотрим некоторые из них подробнее. В настоящее время существует определенная классификация, которая позволяет разделить причины опасных ситуаций на две основные категории: естественные и искусственные. К первым традиционно относят всевозможные проявления матушки-природы. Например, землетрясения, наводнения, оползни и прочее, а также космическую активность в виде солнечной радиации и различных небесных тел, таких как кометы, метеориты и так далее. В свою очередь, ко второй категории относятся причины опасных ситуаций, которые возникают в результате действия антропогенных источников. В числе последних традиционно значатся бедствия техногенного характера, военные угрозы и прочее.

Техногенные риски

Для начала рассмотрим факторы, в результате которых может возникнуть подобная опасная ситуация. Это прежде всего всевозможные объекты которые оказывают влияние на человека. Например, транспортные средства, взрыво- и пожароопасные вещества и материалы. Ведь именно они несут угрозу при особом воздействии определенных факторов, к числу которых относят повышенные значения температуры и давления, соединения-катализаторы, электрический ток, а также всевозможные виды излучения (акустическое, электромагнитное, ионизирующее) и так далее. Вышеприведенные характеристики дали название всей группе - опасные техногенные ситуации.

Природные катастрофы

Подобные ситуации могут возникнуть в результате невнимательного и некорректного отношения к особенностям окружающей среды (например, к условиям региона проживания). С другой стороны, угроза жизни и здоровью людей, имуществу и природным ресурсам имеет место быть из-за несоблюдения правил поведения в различное время года.

Социально-опасные ситуации

Данная категория источников угрозы появляется в результате нарушения правил общественного порядка или же личной защищенности. Как уже говорилось ранее, к причинам подобных опасных ситуаций относят конфликты интересов, политические разногласия и прочие аспекты социальной жизни.

Комбинированные источники

Жизнедеятельность человека традиционно считается сложным и многогранным процессом, поэтому и угрозы ей зачастую разнообразны. Причины, в свою очередь, могут складываться из нескольких факторов, относящихся к разным группам. Результатом подобных взаимодействий стали смешанные или комбинированные источники. Именно из-за них в современном мире существует дополнительная классификация. Она включает в себя три группы: естественно-техногенные, естественно-социальные и социально-техногенные источники. Перечислим особенности каждой категории.

Естественно-техногенные

Рассматриваемая опасная ситуация - это результат смешения природных явлений и факторов, обусловленных человеческой жизнедеятельностью. В настоящее время многие проблемы возникают в результате смога, уменьшения плодородности почв, пылевых бурь и прочих неприятностей.

Естественно-социальные

Данная группа совмещает в себе природные явления и общественные аспекты. В качестве примера можно назвать глобальные эпидемии опаснейших инфекционных заболеваний. Наверняка многие наслышаны о птичьем и свином гриппе или вирусе Эбола. К данной категории также относят наркоманию и многие венерические заболевания, а также рак и СПИД.

Социально-техногенные

Рассматриваемая опасная ситуация - это симбиоз общественных аспектов и особенностей человеческой жизнедеятельности. Данная специфическая категория характеризуется профессиональными травмами и заболеваниями, а также психологическими отклонениями, которые могут возникать в результате производственной деятельности. Как ни странно, к этой группе относят и массовые психические расстройства, которые возникают в процессе воздействия на подсознание человека средств массовой информации или же специального технического оборудования.

Меры индивидуальной защиты

После изучения характерных особенностей рассматриваемых обстоятельств необходимо также уделить внимание важному аспекту под названием "Поведение в опасных ситуациях". Ведь зачастую именно от него зависит сохранение вашего здоровья и даже выживания. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Как правило, чтобы максимально минимизировать негативные последствия, которые могут возникнуть в результате опасных ситуаций, необходимо учиться постоянно обращать внимание на собственную Это не только осторожное поведение в общественных местах, но также и умение избегать опасности и предвидеть возможные угрозы. Помимо этого, конечно же, необходимо знать, основные правила поведения в экстремальных обстоятельствах.

Как этому научиться?

Большинство современных людей не обладают врожденными инстинктами, которые бы позволили им избежать подобных моментов или же устранить всевозможные риски. А тем временем опасные ситуации в жизни поджидают нас буквально на каждом шагу. Например, аварии с участием разнообразного транспорта, социальные разногласия и прочие конфликты, которые способны привести к возникновению обстановки, угрожающей нормальной деятельности каждого человека. Итак, как же избежать подобных моментов? Конечно же, как и многим прочим премудростям, этому можно обучиться. Следует помнить, что так называемые нам преподают еще в общеобразовательной школе.

Государственные структуры

В настоящее время в каждой стране существует определенный перечень служб, куда следует обращаться в результате возникновения той или иной опасной ситуации. Традиционно, это пожарная охрана, полиция, медицинская помощь, а также аварийное газовое обслуживание. Тем не менее, даже при успешном обращении в любой из вышеперечисленных органов вы должны максимально оградить себя от негативного влияния поражающего фактора. Давайте разберемся, что же необходимо для этого.

Основные правила

Дабы обезопасить себя от непредвиденных событий, следует научить себя безопасному поведению. А для этого, в свою очередь, важно знать несколько правил. Для начала необходимо морально подготовить себя к корректным действиям в чрезвычайных и экстремальных обстоятельствах. Ни в коем случае не надо поддаваться панике. Научитесь решать ситуационные задачи. К примеру, выберите из СМИ несколько сложных моментов, решение которых может потребовать от вас собранности и правильных действий. 5 опасных ситуаций будет вполне достаточно. Затем выявите источник и характер угрозы. После чего следует определить основные направления и пути решения подобных ситуаций. Сравните выбранные вами методы с общеиспользуемыми. Оцените правильность своего мышления. Помимо вышеописанных действий также необходимо принимать во внимание следующие правила. Все время совершенствуйте вашу физическую форму. Вряд ли вы сможете принимать какие-либо решения при отсутствии надлежащих навыков. Следовательно, занятия спортом, а также будут особенно полезными. Постоянно воспитывайте в себе волевые качества. Однако не лишней будет и способность оставаться спокойным, здравомыслящим и уравновешенным в любой ситуации. Вышеперечисленные качества помогут вам найти наиболее рациональные пути решения задачи в самой сложной обстановке. Помимо этого, необходимо не только знать, но и обладать достаточным набором различных навыков и умений в области безопасности жизнедеятельности. Подобная система правил поведения каждого человека в повседневной жизни в значительной степени снижает вероятность возникновения опасной ситуации, а также снижает уровень наносимого ущерба.

Заключение

Многие из нас придерживаются мнения, что с ними никогда не случится ничего плохого. Это, конечно, похвально, ведь позитивный настрой делает нашу жизнь достаточно простой и интересной. Тем не менее, неприятности в определенный момент могут настигнуть каждого из нас. Однако тяжесть возможных последствий, обрушившихся на голову несчастного, будет зависеть только от готовности к рациональным и грамотным действиям.

Человечество в процессе развития цивилизации постоянно сталкивается с различными опасными явлениями и ситуациями. Наши далекие предки постоянно испытывали на себе влияние природных явлений. Наводнения, землетрясения, извержения вулканов, бури и ураганы, природные пожары, низкая или высокая температура воздуха, ливни, грозы, град, лавины, обвалы и другие стихийные бедствия приводили к гибели людей и уничтожению материальных ценностей.

В дальнейшем цивилизация развивалась по пути создания техники и машин, которые заменяли ручной труд человека, повышали производительность труда, благосостояние общества. Технический прогресс способствовал также развитию науки, культуры, делал жизнь человека более обеспеченной материальными благами, необходимыми для жизнедеятельности. Однако технический прогресс принес с собой не только благополучие для человека. С прогрессом возникли и техногенные опасности, связанные с авариями технических устройств.

Особое место в мире всегда занимали чрезвычайные ситуации социального характера: войны, терроризм, преступность, массовые беспорядки и др.

В настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, по мнению ученых, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растет. Увеличивается экономический ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций, а также, к сожалению, и количество людей, гибнущих в различных чрезвычайных ситуациях.

Статистика

Во всем мире количество катастроф с высоким экономическим ущербом возросло с 60-х до 90-х гг. более чем в 4 раза. Если в 60-х гг. в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в среднем в год страдал 1 человек из 62, проживающих на Земле, то в 90-х гг. - уже 1 из 29.

В мире установилась устойчивая тенденция ежегодного роста в результате чрезвычайных ситуаций числа пострадавших на 6,8% и материальных потерь на 10,4%.

По данным МЧС России

В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, международном терроризме и распространении наркомании.

Человек на протяжении всего периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Но он почти не думал о сохранении окружающей природной среды. Результаты такой безрассудной деятельности человека налицо: растет количество различных чрезвычайных ситуаций, увеличиваются их масштаб и отрицательные последствия, деградирует окружающая природная среда. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на планете Земля. Некоторые ученые отмечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.

Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельности человечества в будущем на Земле вплотную начало заниматься мировое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.

В Российской Федерации в 2009 г. была утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г., которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.

Таким образом, были определены общая теоретическая база безопасности личности, общества и государства и условия обеспечения национальной безопасности России .

Коротко остановимся на основных ключевых понятиях в области безопасности жизнедеятельности и специальной терминологии, характеризующей степень опасности конкретного события и его возможные последствия.

Основные ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся:

Личность - ее права и свободы;
- общество - его материальные и духовные ценности;
- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности. Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1 - сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Российской Федерации.

1 Жизнедеятельность - повседневная деятельность и отдых, способ существования человека

Национальная безопасность Российской Федерации - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Опасность - свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздействий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и определенному ущербу окружающей его среды.

Опасное явление - явление, приводящее к формированию вредных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды.

Опасная ситуация - стечение обстоятельств, которые при определенном развитии событий могут привести к несчастью.

Экстремальная ситуация - крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая.

Опасные и экстремальные ситуации - это своего рода предпосылки, которые при определенных условиях могут привести к несчастному случаю, но в экстремальной ситуации вероятность несчастного случая особенно велика.

В результате аварии на электростанции в Капотне
южные районы Москвы остались без электроэнергии,
а поезда метрополитена на несколько часов остались без движения.
Май 2005 г.

Авария - опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам. При авариях происходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей.

Столкнулось несколько автомашин, но люди не пострадали - это авария. Рухнуло здание, в котором не было людей (еще не заселили или уже отселили), тоже авария. Таким образом, авария - это повреждения объектов и транспортных средств, при которых никто из людей не пострадал.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями (см.: Ожегов С. И. Словарь русского языка). Это может быть крупная авария, приведшая к гибели людей. Катастрофа представляет собой непредвиденную и неожиданную ситуацию, возникшую в результате природных явлений или деятельности человека и несущую угрозу для его жизни, следствием которой стала гибель одного человека или большой группы людей (например, землетрясение в Нефтегорске, Чернобыльская катастрофа, ураган «Катрина» в США и др.).

Стихийные 2 бедствия - катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся наводнения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насекомых - вредителей, грызунов и др.

2 Стихия - явление природы, проявляющееся как чудовищная, разрушительная сила.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует стихийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих чрезвычайной помощи извне.

Мощное землетрясение в Пакистане.
Погибли десятки тысяч человек.
9 октября 2005 г., Исламбад

Противопожарные службы Подмосковья
ведут борьбу с лесоторфяными пожарами.
Апрель 2005 г.

Можно сказать, что стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидрологического или биологического происхождения крупных масштабов, при с которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности, разрушением и уничтожением материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут приводить к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход развития событий, они зачастую происходят внезапно, и последствия их малопредсказуемы, так как зависят от мощности природного явления (землетрясения, наводнения, урагана), их вызвавшего. Единственно правильные действия населения в таких ситуациях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае возникновения стихийного бедствия, и умении правильно действовать и использовать рекомендации специалистов в соответствии с конкретной обстановкой.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 3 отмечено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.

3 Принят в 1994 г.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

Причиной чрезвычайной ситуации могут быть промышленные аварии и катастрофы, опасные природные явления и стихийные бедствия, а масштаб возможных последствий от этих происшествий определяет уровень чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера2 чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделяются на:

Локальные;
местные;
территориальные;
региональные;
федеральные;
трансграничные.

Локальная чрезвычайная ситуация - это такая ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда надень возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории производственного или социального объекта.

Таким образом, понятие «локальная чрезвычайная ситуация» определяет минимальный масштаб, тяжесть и зону распространения последствий для жизнедеятельности человека от природного или техногенного опасного явления. Если от опасного явления пострадал хотя бы один человек и нанесен определенный материальный ущерб, а зона действия этого явления не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, это локальная чрезвычайная ситуация. Для ликвидации последствий такой ЧС достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайных ситуаций.

Местная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50. но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда надень возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Федеральная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная чрезвычайная ситуация - это ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.

Внимание!

Абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты.

Вопросы

1. В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их масштабов и отрицательных последствий на жизнедеятельность человека?

2. Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным?

3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера? Назовите основные причины их возникновения.

4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести их последствий?

5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

Задание

Подберите примеры имевших место в текущем году в регионе вашего проживания опасных или чрезвычайных ситуаций. Определите по масштабу их распространения и тяжести их последствий, к какому классу их можно отнести (локальные, местные и т. д.).

«Опасные места» - Опасные места. Не заглядывай в трансформаторную будку. Безопасно ли гулять. Здесь тебя могут подстерегать преступники. Никогда не входи в лифт с незнакомым человеком. Белые круги с красной каймой. Белый треугольник с красной каймой. Все дорожные знаки делятся на группы: Знаки сервиса. С ледяной горки не катайся на ногах!

«Радиационно-опасные объекты» - Действия при оповещении о радиационной аварии. Содержание. Движение по зараженной радиоактивными веществами местности. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо. Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания и поспешите в укрытие. Если ваш дом попал в зону радиоактивного заражения.

«Опасные химические вещества» - Характеристика аварий на ХОО. Химические вещества и опасные объекты. - железнодорожные станции, порты, терминалы и склады на конечных (промежуточных) пунктах перемещения АХОВ; К химически опасным объектам относятся: - заводы и комбинаты химических отраслей промышленности, а также отдельные установки (агрегаты) и цеха, производящие и потребляющие АХОВ;

«Опасные природные явления» - При работе над уроком была использована следующая литература. Метеонаблюдение на леднике. Сухие лавины состоят из рыхлого снега и мчатся особенно стремительно. Геофизические: землетрясения; извержения вулканов. Абсолютной защиты нет. Под тяжестью снега нижние слои сдавливаются все сильней. Счет идет на минуты.

«Опасные места» - Составь предложение с одним из слов. Подчеркните «опасные места». Хочешь бегать далеко, Хочешь прыгать высоко, пей почаще … Раз, два, три, четыре. Задание на дом Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 2 кл., с.1. Русский язык. Работа по учебнику. Собака. Во многих словах есть опасные места.

«Аварии на химически опасных объектах» - Аварии на химических объектах способны привести к массовым поражениям людей, а также животных и растений и заражению окружающей среды ядовитыми веществами. План. Химическая авария. Первая помощь при отравлении сернистым газом. Химически опасный объект. Полный покой тепло кислородное дыхание. Аварии на химиески опасных объектах.

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций;
  • учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях;
  • закрепить знания основных принципов самоспасения;
  • развивать кругозор детей, мышления, память, внимание;
  • воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

Задачи урока:

Оборудования: плакат «Шаги принятия решений»;
пословицы, стихи, рисунки учащихся; предметные картинки.
Учебники, компьютер, экран и т.д.

Ход урока

I.Организационный момент
- Сегодня я хочу начать урок с известного вам четверостишия.

На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.

Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (об опасностях, с которыми встречается человек каждый день);
- Правильно. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают.

II. Изучение новой темы:
Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает, и вся хитрость состоит в том. Чтобы их знать и уметь избежать в трудную минуту. Ведь во всём мире и в нашей стране ежедневно гибнут люди, оказавшиеся в разнообразных опасных ситуациях. Число жертв в нашей стране перевалило гигантскую цифру – 250 тысяч человек в год, 10% среди погибших – дети. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности.
Но прежде чем мы начнём говорить об опасных ситуациях, мы должны выяснить, а что же такое безопасность?
Безопасность
Следовательно, возникает вопрос.
- А, что такое опасная ситуация?
Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы не только узнаем опасные места, но и определим главное слово нашего урока.

III. Разгадывание кроссворда.

1.Спортивное сооружение. (Стадион)
2.Зелёная зона отдыха в городе. (Парк)
3.Место покупки и приобретения товаров. (Магазин)
4.Он бывает наземным, воздушным и морским. (Транспорт)
5.Помещение, предназначенное для приготовление пищи. (Кухня)
6.Место прибытия и отправления поездов. (Вокзал)
7.Помещение для занятия спортом. (Спортзал)
8.Подземная железная дорога. (Метро)
9.Помещение для просмотра кинофильмов. (Кинотеатр)
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Опасности)
Но ведь это наши хорошо знакомые места и там гораздо больше полезного и интересного, чем опасного, скажете вы. И совершенно правильно. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

Что же относиться к таким факторам:


IV. Чтение статьи учебника (стр.5 -8).
- Найдите и прочитайте в статье, какие ситуация называются чрезвычайными?
Чрезвычайные ситуации – это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжёлыми последствиями.
- Какие ситуации называют экстремальными?
Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации. Которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
- На сколько групп можно условно разделить опасные ситуации?

Все термины и схему дети записывают в тетрадь.

V. Закрепление новой темы.
А) Решение ситуационной задачи .
Существование вокруг нас многочисленных опасных ситуаций не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определённые условия, обстоятельства. Знание опасностей и причин их проявления позволяет их избегать.
Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ «Жажда». Вы должны ответить на вопросы:
- В чём заключалась опасность для мальчика?
- Что могло бы произойти с мальчиком?
Затем вы должны помочь герою предупредить опасность и закончить предложение так, чтоб помочь мальчику избежать опасности.
Рассказ «Жажда»
Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась. Ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано «Пиво»……..
Закончить рассказ можно было так: «Женя взглянул на этикетку, прочитал «Пиво», и поставил бутылку обратно в холодильник».
Давайте подумаем, как можно избежать опасной ситуации и сделаем плакат «Шаги принятия решений»

Шаги принятия решений:
1 шаг . Если ты хочешь что–то сделать, то сначала остановись;
2 шаг . Представь, как твой поступок отразиться на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;
3 шаг . Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия;
4 шаг . Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.

Б) Работа в парах по рисунку.
Рассмотрите рисунок. Отметьте на нём кружки красным цветом в местах, которые вы считаете опасными.

В) Работа в тетради (опасные и чрезвычайные ситуации)
- Соберите из слов на стр. 8 определение безопасности.
- Что у вас получилось?
Безопасность – это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

VI. Итог урока.
- Что такое опасная ситуация?
- Какие ситуации называют чрезвычайными?
- На сколь групп можно условно разделить все опасные ситуации?
VII. Домашнее задание.
Записать в тетрадь места повышенной опасности нашего города. Нарисовать рисунок по изученной теме.

Спасибо за урок. До свидания!