§2. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского права по аналогии. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие законов в пространстве

Действие закона во времени

Действие закона во времени определяется временем начала действия и временем прекращения действия закона. Закон вступает в силу после официального опубликования. Федеральные конституционные законы, Федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самим законом (или специальным законом о его введении в действие) не установлен иной порядок вступления в силу (например, вступление в силу со дня официального опубликования или введение в действие с определенной даты, по истечении 30 дней со дня официального опубликования, возможно также установление различных сроков вступления в силу различных положений закона) (ФЗ РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 22.10.2999 № 185-ФЗ) «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

По общему правилу закон обратной силы не имеет (не применяется к отношениям, возникшим до его вступления в силу). Согласно статье 54 Конституции РФ не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а согласно статье 57 - устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Обратная сила закона (применение к отношениям, возникших до его вступления в силу), возможно лишь в порядке исключения, в случаях, установленных законом (в соответствии со статьей 54 Конституции РФ закон, устраняющий или смягчающий ответственность за правонарушение, имеет обратную силу).

По общему правилу в закон вносятся изменения, его действие приостанавливается, он признается утратившим силу (отменяется) законом того же вида. Действие закона или отдельных его положений может быть приостановлено законом. Закон (как и отдельные его положения) утрачивает силу (прекращает действие) по истечении установленного срока его действия, в связи с официальной отменой, а также в связи с изданием нового закона, заменяющего прежний (косвенная отмена), а также в связи с судебной отменой (законы, признанные неконституционными, утрачивают силу). В некоторых случаях возможно применение закона, утратившего силу, к отношениям, возникшим во время его действия (переживание закона).

Действие закона в пространстве

По общему правилу действие закона государства в пространстве распространяется на территории, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция государства: на территории государства (территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними), на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне.

Действие закона государства, как правило, также распространяется на территории его дипломатических представительств, воинских частей, на суда и воздушные суда, приписанные к порту государства и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве (а также на все военные и воздушные суда) в соответствии с нормами международного права. Применение иностранного права допускается в некоторых случаях. Действие закона субъекта РФ (несуверенного государства или государственного образования), как правило, распространяется на всю его территорию (возможны исключения по отдельным территориям или по кругу лиц). Действие норм закона в пространстве может быть ограничено, если это установлено самим законом или следует из его содержания, при этом сами законы действуют на всей территории РФ (например, Федеральные законы «О континентальном шельфе», «Об особой экономической зоне в Магаданской области»).

Действие закона по кругу лиц

По общему правилу действие закона государства распространяется на лиц, находящихся на его территории и территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Однако из этого правила есть масса исключений. Права, свободы и обязанности, связанные с гражданством (избирательное право, воинская обязанность), распространяются только на граждан РФ, даже находящихся за ее пределами. Под действие закона государства (государственного образования) подпадают его государственные органы и должностные лица при исполнении должностных обязанностей, независимо от их местонахождения (например, Президент РФ во время зарубежной поездки, а также органы государственной власти Московской области, расположенные на территории города Москвы). Некоторые законы (а также отдельные нормы) распространяют действие только на определенных лиц (например, многие нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О статусе судей в РФ» адресованы военнослужащим и судьям соответственно). Некоторые законы не распространяются на лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью в соответствии с международными договорами.

Еще по теме 2.6. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц:

  1. § 4. Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц
  2. Действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц
  3. § 2. Понятие и значение уголовного закона, его действие во времени и пространстве
  4. 2.2.3. Действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц
  5. Глава 2. Действие немецкого уголовного права во времени и пространстве (сфера действия) (Der Geltundsbereich des deutschen Strafrechts)

Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

Предметное действие нормативных правовых актов состоит в том, что они регулируют различные виды общественных отношений. Акты, регулирующие имущественные или личные неимущественные отношения, охватывают своим действием частных и юридических лиц и не распространяются на отношения между государственными органами, основанные на властном подчинении. Нормы одной отрасли, как правило, не распространяют свое действие на отношения, регламентируемые нормами других отраслей права.

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы. Нормативные правовые акты вступают в действие:

2. с момента, указанного в самом акте;

3. по правилам, установленным действующим законодательством. Так, федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Президента Российской Федерации и правительственные акты - по истечении семи дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти - при наличии двух условий: а) после регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан, б) после опубликования по истечении десяти дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются газета "Российские вести" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти".

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

1. истечения срока, на который был принят;

2. официальной отмены или признания утратившим силу;

3. принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт, по общему правилу, перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

4. вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части;

5. признания акта неконституционным;

6. приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент Российской Федерации вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

К действию нормативных правовых актов во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый нормативный правовой акт распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу. Нормы же, устанавливающие наказуемость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

Действие актов в пространстве предполагает распространение действия акта на территорию данного государства. К ней относятся земная территория, в том числе недра и континентальный шельф (подводная часть материка), внутренние и территориальные воды (в пределах 12 морских миль), воздушное пространство над земной и водной территорией и не входящее в состав другого государства, речные и морские суда под флагом своего государства, если они находятся в водах своего государства или в нейтральных водах. Территорией данного государства условно считаются кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море. Этот вопрос тесно связан с проблемой государственного суверенитета и юрисдикцией государства.

Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между государствами. В федеративных государствах общефедеральные акты распространяют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъектов федерации действуют в пределах данного субъекта. То же относится к актам местных органов власти и актам органов местного самоуправления.

Действие актов по кругу лиц предполагает распространение их действия, по общему правилу, на всех, кто находится на территории данного государства независимо от того, временное это пребывание или постоянное. Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, также подчиняются законам страны пребывания, но привлечение их к ответственности регулируется правилами международного права. На иностранцев и лиц без гражданства не распространяются некоторые положения законодательства, например политические права и свободы предоставляются только гражданам своего государства, как и возложение некоторых обязанностей, например воинской обязанности.



Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определенные социальные группы (пенсионеры, военнослужащие, государственные служащие) или жители определенных регионов - Крайнего Севера, районов, где объявлено чрезвычайное положение, и др.

Закон (иной нормативный юридический акт) имеет пределы своего действия в следующих основных «измерениях»: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Наиболее сложные вопросы возникают в отношении действия закона (иных нормативных актов) во времени.

Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона.

Вступление в действие закона. Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами:

  • а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве. Согласно статьи 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие» (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частно-правовым отношениям; согласно статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров);
  • б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;
  • в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый -- немедленное действие. Обратная сила закона -- исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же статье 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Переживание закона -- редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон -- его принятия и одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось). Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретают юридическую силу после его подписания Президентом.

С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г.; одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.).

Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона.

Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса, в том числе отдельные случай обратной силы и «переживания» его отдельных положений.

Решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют:

  • а) официальное опубликование закона;
  • б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование -- не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

Срок. После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории Российской Федерации в соответствии со следующими правилами. Общий порядок -- закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования.

В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона. Так, часть первая ГК РФ в соответствии с упомянутым ранее Федеральным законом «О введении в действие...» вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых данным законом установлены иные сроки введения в действие; например, гл. 4 Кодекса вступила в действие со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г. -- дня опубликования Кодекса в «Российской газете»).

Законы, акты палат Федерального Собрания публикуются не только в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, -- в «Собрании законодательства Российской Федерации», -- а также в «Российской газете». Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, -- в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Существуют определенные правила вступления в силу и ведомственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер (т.е. акты внешнего действия), проходят регистрацию в Министерстве юстиции и, если иное не предусмотрено законодательством, подлежат официальному опубликованию. Опубликование должно быть осуществлено в течение десяти дней после их регистрации. Указанные ведомственные акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не вступают в действие.

Прекращение действия закона. Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • 1. истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);
  • 2. отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);
  • 3. фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).

Судам, иным юрисдикционным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Действие закона в пространстве. Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом.

Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции Российской Федерации).

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции, определяется и непосредственное действие на территории страны, международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (статья 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит статья 76 Конституции РФ, «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». Нормативные акты субъектов Федерации действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов -- на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Действие закона по кругу лиц. Порядок действия закона по кругу лиц является производным от порядка его действия по территории. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

«Все лица» -- это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание по законам иностранного государства.

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

В правоприменительной практике большое значение имеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В ст.12 ТК РФ закрепляется положение, согласно которому закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Это же подтверждается ст. 424 ТК РФ, где указано, что Трудовой кодекс РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если же правоотношения возникли до введения в действие ТК РФ, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Время вступления в действие закона или иного нормативного правово-го акта, содержащего нормы трудового права, может определяться двумя способами. Во-первых, в законе или ином нормативном правовом акте ука-зывается день, с которого он вступает в силу. Так, в ст. 420 ТК РФ указаны сроки его введения в действие – с 1 февраля 2002 г. Во-вторых, нормативный правовой акт может вступать в действие автоматически по истечении опреде-

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия, вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

В свою очередь, локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия, отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативный актом).

Сфера действия нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, в пространстве зависит от вида соответствующего источ-ника трудового права.

Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты распространяют свою юридическую силу на всю территорию РФ, если в таких нормативных актах не ограничивается сфера их действия. Кроме того, они применяются на территории российских посольств, представительств, торговых судов и иных территориальных образований за рубежом.



Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ действуют на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Некоторые акты распространяются на определенные местности, не всегда совпадающие с территорией субъектов Российской Федерации, например, Крайний Север и приравненные к нему местности.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Локальные нормативные акты предназначены только для внутреннего использования у конкретного работодателя. Они отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств работодателя.

В ст.11 ТК РФ содержится общее правило, согласно которому действие нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Если же отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми, то к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.



На государственных и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными зако-нами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе.

Законом перечисляются те категории лиц, на которых не распростра-няются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудо-вого права (если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; лица, если это установлено федеральным законом.

2.3. Принципы трудового права: понятие и содержание

Под принципами трудового права принято понимать выраженные в этой отрасли исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития отрасли трудового права. Они тесно связаны с обеспечением основных прав человека в сфере труда и по сложившейся традиции формулируются применительно к этим правам.

Наряду с предметом и методом принципы трудового права служат системообразующими элементами самостоятельной отрасли права. Выступая в качестве основы построения отрасли трудового права, принципы характеризуют не только сущность, но и содержание правовых норм, подчеркивают наиболее значимые их признаки: направленность на охрану труда, создание системы гарантий и льгот для работников, обеспечение участия представителей работников в формировании условий труда.

Принципы трудового права обеспечивают единство отрасли, взаимосвязь и взаимосогласованность правовых норм. Они определяют внутреннее строение трудового права, взаимодействие его институтов и подинститутов; оказывают влияние на правоприменение, обеспечивают идеологическое единство правотворчества, правореализации и правопорядка в целом, служат ориентиром при толковании норм в процессе правоприменения.

Принципы трудового права в некоторых случаях могут выступать в качестве специфического регулятора общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права. Это возможно в случаях пробелов в трудовом праве, отсутствия правовых норм, на основании которых судебный орган мог бы разрешить трудовой спор. В этом случае правоприменительный орган исходит из общих начал и смысла отраслевого законодательства, т.е. из его принципов.

В настоящее время основные принципы трудового права выделены в отдельные статьи ТК РФ (ст. 2, 3, 4) и адресованы не только работнику, но и другим субъектам трудового права. К ним относятся:

1. Принцип свободы труда, включая право на труд, соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 37), провозгласившей свободу труда, право каждого заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. Данный принцип несовместим с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом. Каждый гражданин (физическое лицо) также свободен в выборе профессии и рода деятельности. Принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор.

2. Принцип запрещения дискриминации, означающий, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией те исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Если лица считают, что они подверглись дискриминации в сфере труда, то они вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с требованием об устранении дискриминации, о восстановлении нарушенных прав.

3. Принцип запрещения принудительного труда, который определяется как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного действия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Одновременно Трудовым кодексом РФ устанавливаются виды работ, которые не считаются принудительным трудом, в том числе работы, выпол-

нение которых обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или замещающей ее альтернативной гражданской службе, введением чрезвычайного или военного положения и др.

4. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, соответствующий закрепленному Конституцией РФ праву на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Данный принцип нашел свое выражение в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации», иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест, организацию общественных работ и пр. В указанном законе определены направления государственной политики в области занятости, порядок разработки и реализации целевых программ, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости.

5. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, который основывается на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культур-ных правах (принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.) о праве каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни; на одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

Указанные положения обеспечиваются такими установленными на федеральном уровне гарантиями, как продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, охрана труда. Они закреплены прежде всего в ТК РФ и действуют в отношении всех работников.

Особенности условий труда отдельных категорий работников предусмотрены в разделе XII ТК РФ (например, особенности регулирования труда руководителя организации, лиц, работающих по совместительству, надомников и др.).

6. Принцип равенства прав и возможностей работников, вытекающий из положений ст. 19 Конституции РФ. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

ТК РФ, другие законы, иные нормативные правовые акты устанавливают права и гарантии работников на определенном уровне, который не может снижаться по сравнению с трудовым законодательством. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК РФ, не может превышать 40 часов в неделю, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно ст. 115 ТК РФ, предоставляется работникам на минимальном уровне продолжительностью 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, если они более благоприятны по сравнению с предусмотренными законами, иными нормативными правовыми актами. Так, продолжительность рабочего времени может быть менее 40 часов в неделю, а ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней, например, в соответствии с коллективным договором (ч. 2 ст. 41 ТК РФ).

7. Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы. При этом справедливая заработная плата должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данный принцип находит закрепление в нормах ТК РФ о системе основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130), об установлении минимального размера оплаты труда (ст. 133), о порядке, месте и сроках выплаты заработной платы (ст. 136), об ограничении удержаний из заработной платы (ст. 137).

Справедливость заработной платы должна обеспечиваться соблюдени-ем условий (критериев) оплаты по труду. Как следует из ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложнос-ти выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и макси-мальным размером не ограничивается (исключения из этого правила могут устанавливаться ТК РФ). При этом запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

8. Принцип обеспечения равенства возможностей работников на про-движение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, который основывается на положениях Междуна-

родного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ч. 2 и 3 ст. 19 Конституции РФ, запрещающей любые формы дискриминации и провозглашающей равенство прав и возможностей. Данный принцип находит развитие в нормах ТК РФ, в том числе в его разделе IX.

9. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объеди-нение для защиты своих прав и интересов. Он базируется на положениях Конвенции №87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (принятой в г. Сан-Франциско 09.07.1948 г. на 31-ой сессии Генеральной Ассамблеи МОТ) и Конституции РФ, закрепляющей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30). Работники и работодатели создают либо вступают в объединения (организации) для защиты интересов, прав своих членов и с целью представительства интересов работников либо работодателей в сфере труда, включая систему социального партнерства.

10. Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией. Данный принцип получил свое развитие в ТК РФ, в котором предусматривается участие работников в управлении организацией и формы такого участия, однако перечень последних не является исчерпывающим. Могут использоваться и иные формы, предусмотренные законами, соглашениями, коллективными договорами, учредительными документами, локальными нормативными актами. Тем самым в ТК РФ закрепляется как непосредственная форма участия работников, например, в общем собрании организации (конференции), так и участие работников в управлении организацией через своих представителей, как правило, через профсоюзы.

11. Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Он выражается во многих нормах ТК РФ, посвященных источникам трудо-вого права, включая соглашения, коллективные договоры, локальные нор-мативные акты. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации, условия труда работников. На коллективно-договорном уровне условия труда конкретизи-руются и дополняются; например, может повышаться уровень социально-бытовых льгот и гарантий, устанавливаемых в коллективных договорах и соглашениях.

12. Принцип социального партнерства воплощен в нормах ТК РФ, посвященных взаимодействию социальных партнеров – работников (их представителей) и работодателей (их представителей) – на соответствующих уровнях, включая трехстороннее сотрудничество с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления.

13. Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работ-нику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Он реализуется при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (в ред. от 28.12.2016). Порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании зафиксирован в ст. 184 ТК РФ.

14. Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществлению государственного надзора и контроля за их соблюдением воплощен во многих нормах институтов Особенной части трудового права. К государственным гарантиям прав работодателей относятся правила регулирования внутреннего трудового распорядка организации (ст. 189, 190 ТК РФ) и возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности вплоть до его увольнения (ст. 192–195 ТК РФ), правила о материальной ответственности работника перед работодателем (ст. 238–250 ТК РФ).

15. Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его прав и свобод, отраженный в нормах ТК РФ, направленных, прежде всего, на защиту работника как более экономически и социально слабой стороны трудового договора. Данный принцип соответствует ст. 45 Конституции РФ, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России, что не исключает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Указанный принцип проявляется в обеспечении права работника на судебную защиту и права на коллективную защиту прав работников путем разрешения коллективных трудовых споров, а также обеспечения права работника на защиту государством его прав и свобод путем осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением его прав.

16. Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку. Он базируется на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федераль-ным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип нашел закрепление в нормах ТК РФ о порядке рассмотрения инди-видуальных трудовых споров (ст. 381–397) и о порядке разрешения коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способа разрешения спора (ст. 398–418).

17. Принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать усло-вия трудового договора, включая право работодателя требовать от работни-

ков выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам и соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Работник, вступивший в трудовое отношение на основе трудового договора, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные трудовые обязанности (ч. 2 ст. 21, ст. 56 ТК РФ). Работодатель наделен правом требо-вать от работника надлежащего исполнения его обязанностей. В случае ви-новного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности. Работник вправе требовать от работодателя выполнения его обязанностей, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст.22, 212 ТК РФ). При неисполнении этих обязанностей работодателем работник может обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в федеральную инспекцию труда, а в установленных случаях – прибегнуть к самозащите трудовых прав.

18. Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (гл. 58 ТК РФ). Профсоюзный (общественный) контроль во всех организациях осуществляют профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда. Работодатели не имеют права препятствовать правовым и техническим инспекторам труда при осуществлении ими своих полномочий и в недельный срок с момента получения требования профсоюзов обязаны сообщить профсоюзному органу о принятых мерах (ст. 370 ТК РФ).

19. Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности, основанный на конституцион-ном положении (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) о достоинстве личности, охра-

няемом государством. Данный принцип воплощается в нормах ТК РФ, гаран-тирующих защиту достоинства работника в период трудовой деятельности. Нормы ТК РФ обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. 85–90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возме-щение материального ущерба в случаях, установленных ТК РФ (ст. 234–236).

20. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхова-ние работников, нашедший свое закрепление в нормах Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхова-ния» (ред. от 03.07.2016), других законах, иных нормативных правовых актах. В частности, в указанном законе устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, предусмотренных данным законом.

Также в ТК РФ закреплены гарантии работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (ст. 184).

Контрольные вопросы по теме

1. Что представляет собой источник трудового права?

2. Чем обусловлена вертикальная структура источников трудового права?

3. Какую юридическую силу в трудовом праве имеют конвенции Международной организации труда?

4. Каковы важнейшие принципы трудового права?

5. Что означает запрещение дискриминации в сфере труда?

СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативного акта во времени обусловлено:

    • вступлением его в силу и
    • утратой силы.

Можно выделить несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие :

    1. истечение определенного срока после его официального опубликования;
    2. момент их принятия или официального опубликования;
    3. указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте (в специально принятом по этому поводу акте);
    4. нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

Подробнее

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу", а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права , свободы и обязанности человека и гражданина , устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти , а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов :

    • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
    • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
    • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

    1. когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
    2. если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность.

О действии правовой нормы в утратившем силу законодательном акте см. ФНС России от 19.01.2018 N СА-4-7/860@ "О направлении для сведения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П"

Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе двух принципов:

    • территориального;
    • экстерриториального.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа (обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества).

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Таким образом, действие нормативных актов в пространстве зависит:

    1. от уровня государственного органа, принявшего данный акт;
    2. от юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

    • на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
    • на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
    • на территорию, указанную в самом нормативном акте;
    • на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативных актов по кругу лиц зависит от двух факторов.