Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона. Действие нормативных правовых актов в пространстве и во времени

Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»11, если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание Законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»12, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства Российской Федерации.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст.43, 48 ТК РФ).

Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникающих до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст.12 ТК РФ).

Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства – Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Пространственно действие нормативных актов о труде заключается в том, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибо понятие «территория Российской Федерации» не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

Действие нормативных актов о труде по категориям работников. Трудовое законодательство России, как известно, характеризует принцип единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и т.п.).

Статья 11 Трудового кодекса РФ посвящена сфере действия трудового права.

В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: независимо от организационно-правовой формы работодателя трудовое законодательство распространяется на всех работников и на все организации, если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что Трудовой кодекс РФ, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, акционерами.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Последовательное применение данного правила исключает произвольное толкование вопроса о юридической природе договоров, регулирующих трудовые отношения.

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Вместе с тем в целях обеспечения приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест определены условия и порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (Указы Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» и от 29 апреля 1994 г. № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»)13.

Общие нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация осуществляется Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Все эти нормы выделены в отдельную часть ТК РФ – четвертую часть, которая включает 16 гл.(гл.40-55): гл.40 – «Общие положения»; гл.41 – «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями»; гл.42 – «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»; гл.43 – «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организация»; гл.44 – «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству»; гл.45 – «Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев»; гл.46 – «Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах»; гл.47 – «Особенности регулирования труда работников, работающих вахтовым методом»; гл.48 – «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей

– физических лиц»; гл.49 – «Особенности регулирования труда надомников»; гл.50 – «Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; гл.51 – «Особенности регулирования труда работников транспорта»; гл.52

– «Особенности регулирования труда педагогических работников»; гл.53 – «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей»; гл.54 – «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций»; гл.55 – «Особенности регулирования труда других категорий работников».

Особенности отдельных категорий труда отдельных категорий работников содержатся также в федеральных законах.

Так, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 120 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» представляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества, если исполнительные органы образуются общим собранием акционеров, принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа, общества (директора, генерального директора)14.

Общие нормы трудового права конкретизируются и дополняются не только в законах или иных нормативных актах, но и в локальных актах и соглашениях применительно к различным категориям работников, занятых в отдельной организации, отрасли, регионе и т.п. (режим труда и отдыха, нормы об оплате и охране труда и др.). С возрастанием значения локально-договорного регулирования должен увеличиться и объем специальных норм в локальных актах, среди которых главное место занимает коллективный договор, и в соглашениях всех видов (генеральных и региональных, отраслевых и др.).

В ряде случаев такая дифференциация определяется необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность за правонарушения в сфере труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Определите понятие источника трудового права.

2. Назовите известные вам виды источников трудового права.

3. Что такое система источников трудового права, какие акты входят в эту систему?

4. В чем заключаются особенности системы источников трудового права?

5. Как разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений?

6. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ как квалифицированного источника трудового права.

7. Какова роль локальных нормативных актов и соглашений в регулировании правовых актов?

8. Какова роль локальных нормативных правовых актов и соглашений в регулировании условий труда, в чем особенности формирования этих актов?

9. Каково значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ по трудовым спорам?

10. Определите действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по категории работников.

11. Раскройте соотношение общих и специальных норм трудового права.

1. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. ЛГУ, 1985.

2. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Советское государство и право. 1971. № 10.

3. Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 1989.

4. Бочарникова М.А. Законодательство о труде субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1995. № 3-4; 1996. № 21/22.

5. Глазырин В.В. ГК и регулирование трудовых отношений // Право и экономика. 1995. № 5-6.

6. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права // Екатеринбург, 1997.

7. Горшенин К.П. Кодификация законодательства о труде. М., 1967.

8. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1.

9. Иванов С.А. Применение Конвенций МоТ в Россия в переходный период // ГП. 1994. № 8, 9.

10. Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия // ВВС РФ. 1996. № 2.

11. Орловский Ю.П.О сфере действия трудового права в современных условиях // Право и экономика. 1995. № 7.

12. Смолярчук В.И. Источник советского трудового права // М., 1978.

13. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4.

14. Шебанова А.И. Размышления о реформе трудового законодательства в Российской Федерации // Академия труда и социальных отношений. Научно-информационный журнал. 1994. № 5.

Действие нормативных правовых актов во времени продолжается с момента вступления их в силу до момента утраты этой силы. Акты вступают в силу либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие, либо с момента их принятия, либо по истечении определенного срока после их опубликования (обнародования).

В зависимости от вида нормативного правового акта российским законодательством установлены разные сроки вступления нормативных актов в силу после их опубликования. Так, по общему правилу федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента РФ , имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Постановления Правительства РФ , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им номера государственной регистрации, если в самом акте не установлен более поздний срок вступления его в силу.

Нормативные акты теряют юридическую силу в результате различных обстоятельств. Если акт был издан на определенный срок, он перестает действовать по истечении этого срока. Но чаще всего нормативный акт утрачивает силу ввиду его отмены. Указание об отмене прежнего нормативного акта дается в новом акте, заменяющем прежний, либо в специальном перечне актов, отменяемых в связи с принятием новых актов. Можно назвать и такие ситуации, когда нормативный акт фактически теряет силу вследствие издания нового акта, устанавливающего другой порядок правового регулирования; принятия судом решения о признании оспоренного в установленном порядке нормативного акта противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы . Это означает на практике следующее: при возникновении, например имущественного спора или совершения преступления в то время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен. Исключения из общего правила допускаются в редких случаях, когда в самом нормативном акте предусмотрено, что он может применяться и к событиям (действиям), возникшим до его издания.

В российском праве обратную силу имеют законы, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность либо иным образом улучшающие положение лиц, совершивших правонарушение. В некоторых случаях обратная сила признается и за гражданским законом.

По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны. Акты федеральных органов государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Под государственной территорией РФ понимается находящаяся под ее суверенитетом часть земного шара. К ней относятся суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, земные недра в пределах государственной границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной территории, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море или космосе. Акты субъектов РФ действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

Выяснить действие того или иного нормативного акта по кругу лиц – значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания. В одних случаях различия в действии норм права по лицам предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных органов, организаций), находящихся на данной территории. Однако сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут и нс совпадать. Так, например, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия»

Кафедра государства и права

Каминская Светлана Сергеевна

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Курсовая работа

Студентки 14 группы, 1 курса

Института правоведения

Очной формы обучения

Научный руководитель:

Доцент Петручак Лариса Анатольевна

Дата сдачи:__________

Дата рецензирования:__________

Дата защиты:__________

Оценка:__________

1. Введение 3 стр.

2. Понятие юридического действия нормативного правовых актов 4-5 стр.

3. Действие нормативного правового акта во времени 6-13 стр.

4. Действие нормативного правового акта в пространстве 14-15 стр.

5. Действие нормативного правового акта по кругу лиц 16 стр.

6. Заключение 17 стр.

7. Список литературы 18 стр.

1. Введение.

Действие закона (нормативного акта) - состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов).

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.

Как всякая объективная реальность, закон действует во времени и пространстве. Связь правовой нормы с пространством и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт, совершаемый во времени и в пространстве. Каждая норма определяет, в каком месте и в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Таким образом, ее действие имеет одновременно пространственный и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограниченны, это не значит, что она независима от пространства и времени, поскольку явления, к которым применяется норма, происходят всегда в определенном месте и в определенное время.

Безусловная определённость имеется и в части действия закона в отношении круга лиц. По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений. Однако это не исключает случаев распространения действия закона на отдельный, более узкий и специфичный, круг субъектов.

В пространстве и во времени действуют также нормы морали, обычаи (имеющие и не имеющие юридический характер) и некоторые другие нормы, но для них мы, как правило, не можем установить пространственные и временные границы. Поэтому проблема выбора, например, между старым и новым обычаем практически не существовала, а теоретически не может быть решена. Проблема же выбора между старым и новым законом, актом, изданным государством, имеет большое и практическое, и теоретическое значение.

Для закона мы можем, хотя это не всегда просто, определить его начальную и конечную границу во времени, территорию, на которой он действует, и лиц, которых он касается.

2. Понятие юридического действия нормативных правовых актов.

Правовая система общества в целом, как и ее элементы (в первую очередь, правовые тексты), не существует вечно и не ограничена ничем. Она действует в определённое время, в определенных границах, в отношении определенных субъектов, то есть имеет временные (темпоральные), пространственные и субъективные характеристики. Наибольшее значение они имеют для волеустановленных актов, в том числе нормативно-правовых актов, которые создаются государством и встраиваются в уже существующую систему законодательства.

Нормы права, призванные регулировать общественные отношения, содержатся в официальных документах – нормативно-правовых актах. Действующие в том или ином государстве нормативно-правовые акты согласованы между собой и образуют целостную систему, именуемую системой законодательства. Вопросы понятия юридического действия нормативно-правовых актов, действия нормативно-правовых актов в пространстве и во времени имеют важное значение как для правотворческого процесса, так и для деятельности по реализации правовых норм.

Знакомясь с нормативно-правовыми актами, граждане получают знания о содержании нормативных предписаний. Именно нормативно-правовой акт, как внешняя форма права, определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.

Таким образом, пределы действия правовых норм определяются, прежде всего (но не во всех случаях), пределами действия нормативно-правовых актов, в которых данные правовые нормы содержатся.

Действие нормативно-правового акта – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

При этом под действием нормативно-правового акта господствующая юридическая доктрина понимает не его реальное функционирование в качестве источника права, а лишь признание за ним с конкретного момента времени определенной юридической (точнее даже – законодательной) силы, то есть своего места в иерархии актов, что всегда определяется волей законодателя.

Различие между юридической силой закона и его действием можно проиллюстрировать на примере законов Российской империи после Октябрьской революции. Будучи юридически отменены, они продолжали действовать до тех пор, пока постепенно не были вытеснены новым законодательством. Наоборот, зачастую можно встретить такие законы или указы, которые никогда не действовали в качестве источников права, то есть не порождали права и обязанности у тех лиц, кому они адресовались, несмотря на их официальное государственное «признание».

Пределы действия нормативно-правового акта обычно устанавливаются по трем основным параметрам: по времени, территории (пространству) и кругу лиц. Иногда добавляют и четвертый параметр: определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативно-правовом акте нормы права, и говорят о предметном действии нормативно-правовых актов.

От четкого и рационального установления пределов действия нормативно-правовых актов зависят их качество, согласованность между собой, и, в конечном счете – уровень эффективности правового регулирования. «С пределами действия нормативного акта связано осуществление требований законности. Эти пределы должны быть регламентированы так, чтобы принятые нормативные акты своевременно вводились в действие, старые отменялись, строго определялась субординация, не допускались случаи произвольного применения акта к отношениям, которые попадают в сферу его функционирования» (Алексеев С.С. Общая теория права, Москва, 1982 год, том 2, стр. 237-238).

«Пределы действия нормативного правового акта специально урегулированы в особых нормах: оперативных и коллизионных» (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000 год, стр. 302-303).

3. Действие нормативно-правового акта во времени.

Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты им юридической силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введение в действие):

1. Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе – постановлении о введении (о порядке введения) нормативного правового окта в действие или в самом акте. Делает это так.

а). Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе.

Называется конкретная дата, причем чаще всего срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает одного - трех месяцев. Если же принимается достаточно сложный, важный нормативно-правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может быть и более продолжительным. Так, Уголовный кодекс РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федераций 5 июня 1996 года, а введен в действие с 1 января 1997 года. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Однако статьи 6 (личная охрана, охрана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств индивидуальной защиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 года. А статья 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 года. Срок между принятием и введением в действие увеличивается и в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте.

б). Нормативно-правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно.

В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий. Так, Уголовный кодекс РФ введен в действие с 1 января 1997 года, в то же время его положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года (это определено в ст.1, 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 1996, №25, ст.2955). Часть первая Гражданского кодекса РФ введена в действие с 1 января 1995 года, за исключением положений, для которых были установлены иные сроки введения в действие. В соответствие со ст.8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 1994, №32, ст.3302) впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.

в). Один из наиболее популярных в последнее время сроков, на которые указывают при вступлении нормативно-правовых актов высших органов государства в юридическую силу – момент опубликования.

Тем самым обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа. Однако, как отмечается в литературе, такой способ не обеспечивает населению возможности своевременного ознакомления с новыми нормами права, и такую практику вряд ли следует признать приемлемой. Введение в действие законов с момента их опубликования не согласуется с тем, что по общему правилу они вступают в юридическую силу по прошествии определенного срока после их опубликования. Современной зарубежной конституционной практике также известен подобный способ вступления законов в юридическую силу. Обычно с момента опубликования вводятся в действие лишь такие законы, которые относятся к государственным органам и не затрагивают прав, свобод, обязанностей и ответственности человека. Так, Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 сентября 1997 года и с этого же момента вступил в силу; Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» был опубликован 28 июля 1997 года в «Собрании законодательства Российской Федерации» и с этого дня вступил в силу.

г). Может быть указан также следующий срок: нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания.

Такой способ, как правило, применяется для введения в действие нормативно-правовых актов, не имеющих общего значения. В тоже время в отечественной юридической практике подобный способ вступления в юридическую силу применялся даже к законам.

Это не очень удобно применительно к нормативно-правовым актам высших органов государства, поскольку субъекты права узнают содержание правовых норм, знакомясь с уже опубликованными документами.

Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000 год, стр. 303-305).

д). Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу ненормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.

2. Если срок вступления акта в юридическую силу в документе не указан, то он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов.

Обще правило здесь таково: вступление в юридическую силу нормативно-правовых актов, имеющих наиболее важное значение (принимаемых, прежде всего, высшими государственными органами), привязывается к моменту их официального опубликования; они вступают в юридическую силу или после официального опубликования, или же по истечении определенного срока после официального опубликования. Остальные нормативные документы вступают в юридическую силу с момента принятия или подписания.

Применяемый в таких ситуациях порядок установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с требованиями, установленными указанными правовыми актами, нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, и акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

3. Порядок постепенного вступления в силу (введение в действие) нормативных правовых актов.

Речь идет об актах, не имеющих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имеющих ограничительный гриф и предназначенных строго определенным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обуславливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие (Теория государства и права: Учебник/ Под редакцией Бабаева В.К. – Москва: Юристъ, 1999 год, стр. 340-341).

Также нет одного единожды установленного подхода и способа в вопросе срока прекращения действия нормативно-правового акта. В настоящее время существуют следующие способы прекращения действия нормативно-правовых актов во времени:

Этот способ наиболее удобен, он ведет к «расчистке» законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа. Подобное указание может содержаться рядом с новыми правовыми нормами, с правовыми нормами о введении в действие нового нормативно-правового акта; отмене устаревших нормативно-правовых актов или отдельных их частей могут быть посвящены и специальные нормативно-правовые акты. Таково, например, постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года № 1428 «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием Конституции Российской Федерации», где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 года № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений бывшего Совета Министров РСФСР.

2. Фактическая отмена данного нормативно-правового акта другим нормативным актом, принятым по тому же вопросу.

Данный способ не слишком удобен, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действия того или иного документа во многих случаях не наступает. Однако по самым разным причинам именно таким способом нормативные акты утрачивали юридическую силу и в советское время, да и в 90-е г.г. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 года названы два закона Российской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.

3. истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен.

4. изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Так, утратили смысл и поэтому прекратили свое действие без специальной отмены многие нормативно-правовые акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания.

По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право: «lexadpraeteriamnonvalet» - «закон обратной силы не имеет». Настоящее правило содержит определенные гарантии стабильность правопорядка, препятствия для произвольного регулирования отношений в обществе. Так, например, нельзя с завтрашнего дня ввести новый налог и заставить налогоплательщиков выплачивать его за какой-то период до этого момента. Такой запрет содержится в ст.57 Конституции РФ: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Однако из рассматриваемого правила возможны и исключения. В некоторых случаях, обычно из справедливых, гуманных соображений, может использоваться обратная сила нормативного правового акта (обратная сила закона): распространение действия нового нормативного правового акта на те факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

Нормативный правовой акт может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателем. Произвольное придание обратной силы недопустимо, при этом, как привило, положение граждан ухудшаться не должно. Например, часть первая ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 года, однако в статье 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» говорится, что действие статьи 234 Кодекса (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса. Действие нового Гражданского кодекса, таким образом, распространено на отношения, которые возникли до 1 января 1995 года.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ГК РФ «акт гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».

Обратную силу имеют также нормативные правовые акты, смягчающие или отменяющие юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

«Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (статья 54 Конституции РФ).

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним нормативным правовым актом правовых последствий различают простую и ревизионную обратную силу. При ревизионной обратной силе действие нормативно-правового акта распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в связи с принятием в 60-х гг. нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000, стр. 305-307).

Обратная сила – это ревизионная сила нормы. Такая норма предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав и обязанностей. Норма обратного действия изменяет возникшие ранее правоотношения, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к уголовной, административной ответственности, признании права собственности и так далее с более ранней даты, чем дата вступления нормы в силу.

Когда речь идет о выплатах, обратная сила означает их перерасчет за прошлое время.

Если не связывать себя с существующими стереотипами юридического мышления и языка права, то можно сказать, что норма, которая устраняет или смягчает ответственность (уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную), имеет обратное (ревизионное) действие, то есть требует пересмотра уже принятых правоприменительных актов о применении санкции. Но если по правонарушению решение (приговор, приказ, постановление) еще не принято, то новая норма действует в отношении таких фактов немедленно.

От придания правовой норме обратной силы следует отличать применение закона к правоотношениям, возникшим до его издания, но продолжающим действовать после его издания. Здесь следует добавить: если правоприменительный акт, содержащий юридическую оценку этим деяниям, отношениям, не был принят до вступления новой нормы в силу.

Обратная сила нормы означает, что она может применяться и как норма немедленного, и как норма обратного действия. Безусловно, она распространяется и на новые факты. Значит, органично включает в себя возможность ревизионного, немедленного и перспективного действия, обладает максимальной силой действия во времени.

Опираясь на уже имеющиеся исследования, можно выделить следующие трактовки способов действия новой нормы во времени:

а). перспективное – распространяющееся на факты, права и обязанности, возникшие после вступления нормы в силу, и порожденные ими новые правоотношения;

б). немедленное – распространяющееся на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения, изменяющие права и обязанности их участников с даты вступления нормы в силу, а также на факты, отношения, возникшие после ее вступления в силу (здесь даты вступления в силу и начала действия идеально совпадают);

в). Обратное – распространяющееся на факты и правоотношения, которые возникли до вступления нормы в силу: с какой-то более ранней даты или даже с любого момента их возникновения независимо от того, сколько времени прошло с той даты. Норма обратного действия частично или полностью пересматривает ранее возникшие правоотношения с более ранней даты, чем дата вступления ее в силу. Примером полной ревизии может служить действие закона, отменяющего уголовную ответственность и снимающего судимость с лиц, ранее осужденных за такое преступление. Пример частичной ревизии – Указ Президента РФ от 21 января 2003 года №65, который обязал Правительство РФ обеспечить перерасчет с 1 июля 2002 года ежемесячной доплаты к пенсиям ряду категорий лиц.

Необходимо особо подчеркнуть, что нормы немедленного и обратного действия распространяются и на факты, происходящие после их вступления в силу, то есть включают в себя и перспективное действие. Пределы действия этих норм шире, ибо они регулируют не только новые факты и отношения (перспективное действие), но и факты, отношения, принадлежащие прошлому.

При решении вопросов, связанных с привлечением физических и физических лиц к ответственности, дается юридическая оценка содеянному в прошлом, производится квалификация ранее совершенного неправомерного деяния (как преступления, проступка, объективно – противоправного деяния). Здесь возможны три варианта решений о применении санкции за правонарушения, совершенные до вступления новой нормы в силу:

1). Деяние квалифицируется и санкция применяется на основе старой нормы (перспективное действие более суровой нормы и переживание старой);

2). Производство по уголовному, административному делу прекращается либо деяние квалифицируется и санкция применяется на основе новой, смягчающей ответственность нормы (немедленное действие новой нормы, немедленное прекращение действия старой нормы на ранее совершенные деяния, то есть на деяния, которые окончились, когда старая норма действовала). Такое понимание немедленного действия нормы, отменяющей, смягчающей ответственность, не противоречит статья 10 УК РФ, статья 1.7 КоАП РФ, закрепляющим обратную силу таких норм, поскольку нормы с обратной силой одновременно являются и нормами немедленного действия;

3). Изменяется ранее принятый акт (приговор, постановление, решение о квалификации деяния и назначении санкции за него), деяние квалифицируется и санкция применяется на основе новой нормы, смягчающей ответственность, либо акт о привлечении к ответственности отменяется и виновный вообще освобождается от ответственности на основе новой нормы, устраняющая ответственность за соответствующие деяния. Если издается такая норма обратного действия, то одновременно решается вопрос, снимается ли судимость (состояние наказанности) с лиц, которые освобождены от дальнейшего исполнения наказания.

Новые регулятивные материальные нормы тоже могут быть и перспективного, и немедленного, и обратного действия. Например, норма о включении в стаж необходимого для назначения пенсии времени обучения в вузе может быть распространена:

Только на тех, кто учится или еще будет учиться, или на тех, кто ранее обучался в вузе, но еще не получает пенсию (перспективное действие нормы);

И на тех, кто уже получает пенсию, в связи с чем производится перерасчет (увеличение) размера пенсии со дня вступления новой нормы в силу (немедленное действие нормы);

И на тех, кто уже получает пенсию с перерасчетом (увеличением) ее размера с более ранней даты, чем ее вступление в силу.

Так, в Указе Президента РФ от 17 декабря 2002 года «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих» содержатся нормы немедленного действия. Со дня его официального опубликования (вступления в силу) в стаж государственной службы при назначении пенсии за выслугу лет включаются периоды службы многих категорий лиц, в том числе и не занимавших должности государственной службы (занимавших должности в государственных учреждениях, профсоюзных органах, международных организациях).

Обратное ревизионное действие правовой нормы может быть минимальным (перерасчет пенсий за ограниченное время) или максимальным (перерасчет пенсий с даты их назначения). Такой максимализм можно считать правовой фантастикой. Но в жизни бывает всякое. Конечно, решая вопросы об избрании при принятии нового закона одного из вариантов существующей темпоральной, коллизионной триады, законодатель учитывает многие факторы: интересы граждан, интересы и финансовые возможности государства, идею справедливости и так далее (Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодательство, судебная практика. – Москва: Норма, 2004 год, стр. 168-172).

Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

Рассматривая вопросы действия нормативных правовых актов во времени, следует остановиться и на явлении, противоположном обратной силе – на так называемом «переживании» нормативно-правового акта. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствии с новым нормативным правовым актом требуется определенный срок.

Сходное с переживанием нормативных правовых актов явление наблюдается в революционные периоды развития общества. В этом случае вообще все «старое» законодательство, принятое на предыдущем этапе развития общества, государства и правовой системы, может быть отменено одним росчерком пера. Однако для принятия огромного количества нормативно-правовых актов, которые могли бы эффективно регулировать разнообразные общественные отношения, требуется немало времени. Поэтому «революционерам» и «преобразователям», как правило, приходится пролонгировать действие норм права, содержащихся в уже отмененных нормативно-правовых актах. В отечественной истории только в XXвеке подобная ситуация возникла два раза – в 1917 и в 1991 годах.

Таким образом, принимая во внимание обратную силу (ретроактивность) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового акта, при изучении действия норм права во времени следует обращать внимание на два обстоятельства. Во-первых, на сроки календарного действия правовых норм: они ограничены моментом вступления в юридическую силу нормативно-правового акта и моментом утраты им юридической силы. И, во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие.

Основные принципы действия нормативно-правовых актов во времени нашли отражение в важнейших международных документах, в частности, в актах, составляющие Хартию прав человека.

«Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено» (часть 2 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 года).

«1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается боле легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника.

2. Ничто в настоящей статье не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом» (статья 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года).

Действие во времени – наиболее значимый параметр с практической точки зрения действия нормативных правовых актов. Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. При кажущейся простоте правил действия нормативно-правовых актов во времени (внимание следует обращать, прежде всего, на момент вступления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативно-правового акта, и лишь иногда – переживание его действия) на практике нередко возникают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000, стр. 307-310).

Нормы права должны действовать во времени в соответствии со следующими принципами:

Общее правило – немедленное действие правовых норм,

Норма, ухудшающая правовое положение граждан и других субъектов права, должна иметь только перспективное действие,

Норма, улучшающая правовое положение граждан и других субъектов права, имеет обратную силу,

Исключения из этих правил, которые должны быть закреплены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм (Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени// Советское государство и право. 1991 год. № 2. стр. 11-20).

Совершенствованию правового регулирования действия закона во времени посвящена статья А.М. Медведева. Автор говорит о целесообразности установления норм, регулирующих действие закона во времени, не только в Конституции, но и в отраслевом законодательстве, подобно тому, как это имеет место в УК РФ и в КоАП РФ. Правовые нормы, непосредственно регулирующие действие закона во времени, по мнению автора, должны быть таковы:

1. Правомерность или противоправность поведения граждан, юридических лиц, общественных объединений и других субъектов, а равно их ответственность за противоправные деяния определяются законом, действовавшим во время совершения поведенческого акта. Никто не может быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в правах и свободах за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение.

2. Закон, устраняющий противоправность деяния или смягчающий ответственность за него, либо иным образом улучшающий правовое положение субъекта, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лиц, совершивших деяние до издания нового закона. Закон, имеющий обратную силу, вводится в действие и подлежит исполнению с момента его принятия.

3. Закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий ответственность за него, либо иным образом ухудшающий правовое положение лица, обратной силы не имеет. Закон, не имеющий обратной силы, вводится в действие с момента официального опубликования и подлежит применению по истечении 10 дней со дня его опубликования, если иной более длительный срок не указан в самом законе.

4. В случае коллизии или конкуренции законов, предусматривающих различную по виду и строгости ответственность за однородные деяния, применяется более мягкий, более благоприятный для лица закон (Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени// Государство и право. 1995 год. № 3. стр. 69-75).

4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно.

Территорией государства признается часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть данного государства. Обычно к ней относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, то есть воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; граждански суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативные правовые акты, действующие на ограниченной части государства. Так, особый юридический режим может быть установлен в свободной экономической зоне; в оффшорной зоне; на территории, которая отличается сложными климатическими условиями или имеет иные существенные особенности – например районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (глава 50 Трудового кодекса РФ).

Свою территорию действия имеют нормативные правовые акты местных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой-либо административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории республики и действующих на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.

Проблема территориального действия нормативных правовых актов особую актуальность приобретает в федеральных государствах. Здесь заслуживают внимания два момента: соотношение территориальных пределов действия нормативных правовых актов Федерации и субъекта Федерации и различных субъектов Федерации.

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – так называемые случаи экстерриториального действия закона, которое проявляется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями Российской Федерации, находящимися за границей. Суть экстерриториального действия – в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000, стр. 311-312).

«Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации» (статья 12 УК РФ).

На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

5. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Нормативно-правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действием нормативно-правовых актов любого государства подпадают граждане данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством – бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории этого государства.

Из этого общего правила есть исключения. Речь идет о так называемом принципе экстерриториальности. Данный принцип является одной из правовых фикции. В соответствии с ним определенные части территории государства (здания иностранных посольств, консульств, миссий) признаются не находящимися на территории государства, где они фактически находятся, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании. Соответственно субъекты, находящиеся на такой территории, подпадают под действие законодательства той страны, к которой относятся посольства, консульства и другие (Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е издание, дополненное. – Санкт-Петербург: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003, стр. 654-655).

Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие не исключает особенностей правового положения отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и так далее), которые могут обладать специфическими правами, льготами, на которых могут налагаться особые обязанности, к которым могут применяться специфические меры ответственности.

Действие нормативно-правовых актов внутреннего действия, принимаемых организациями, распространяется только на сотрудников (рабочих, служащих) данной организации. Эти документы обычно регламентирую вопросы труда, служебной деятельности, заработной платы и так далее.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц можно рассматривать еще и в следующем аспекте: адресатами предписаний, содержащихся в нормативных актах, являются физические лица, разнообразные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом.

Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно уяснить следующие положение: они не могут быть участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Так, иностранцы и лица без гражданства не обладают избирательным правом, не могут быть служащими государственного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах, не могут нести уголовную ответственность за измену Родине и так далее. Кроме того, существуют особенности правового положения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк,2000, стр. 312-313).

«Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права» (часть 4 статьи 11 УК РФ).

6. Заключение:

Подводя итоги проведенной работы, можно с уверенностью сказать, что отдельные, на первый взгляд, темы на самом деле сильно взаимосвязаны.

Действие закона во времени неразрывно с его действием в пространстве и по кругу лиц, так как даже само определение понятия закона отмечает зависимость его распространения на время и место действия, а, также, на всех лиц, находящихся на пространстве действия закона.

Даже всевозможные исключения в законах, затрагивающие, казалось бы, совершенно отдельную область права, оказываются при более внимательном рассмотрении настолько тесно связанными, что нельзя с уверенностью сказать, где действие закона относится к пространственному, а где определяется кругом лиц или четко временем. Поэтому юристам, законодателям очень важно уметь определять эти характеристики, чтобы не допустить ошибок, которые могут привести к юридическому беспорядку в обществе и международным скандалам.

7. Список литературы:

1. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004 год.

2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк,2000.

3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – Москва: Юристь, 2001.

4. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – Москва: «Юристъ»,2004.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – 3-е издание, исправленное и дополненное; табл. – Москва: Омега-Л, 2006.

6. Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е издание, дополненное. – Санкт-Петербург: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

7. Теория государства и права: Учебник/ Под редакцией Бабаева В.К. – Москва: Юристъ, 1999 год.

8. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодательство, судебная практика. – Москва: Норма, 2004 год.

9. Общая теория права: учебник для юридических вузов/ под общей редакцией А.С. Пиголкина. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: издательство МГТУ имени Н.Э. Баумана, 1997 год.

10. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени// Государство и право. 1995 год. № 3.

11. Алексеев С.С. Общая теория права, Москва, 1982 год, том 2.

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие норма

тивный характер, – по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В - ч е т в е р т ы х, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

Истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

В связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

В связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую право-применительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

Когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

Когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общсфедералыюго законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотиорчсства за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов производив от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

– им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы и Вооруженных Силах России и т.д.);

– представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, соиершеппые на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Особую категорию адресатов нормативных актоп.составляют лица с двойным граждане! ном, а также беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств (преследование, стихий- ное бедствие, военные действия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны.

Несмотря па многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Смотрите также:

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативного акта во времени обусловлено:

    • вступлением его в силу и
    • утратой силы.

Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:

    1. истечение определенного срока после его официального опубликования;
    2. момент их принятия или официального опубликования;
    3. указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте (в специально принятом по этому поводу акте);
    4. нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

Подробнее

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу", а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и , устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет , т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно:

    1. если в самом законе об этом сказано;
    2. если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

О действии правовой нормы в утратившем силу законодательном акте также см. ФНС России от 19.01.2018 N СА-4-7/860@ "О направлении для сведения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П"

Основания прекращения действия нормативных правовых актов:

    • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
    • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
    • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе двух принципов:

территориального;

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа (обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества).

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).

экстерриториального.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта , должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов в пространстве зависит:

    1. от уровня государственного органа, принявшего данный акт;
    2. от юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

    • на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
    • на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
    • на территорию, указанную в самом нормативном акте;
    • на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Под территорией Российской Федерации понимается:

    • ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ,
    • воздушное пространство над ними,
    • недра, а также
    • территория российских дипломатических представительств за рубежом,
    • военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативных актов по кругу лиц зависит от двух факторов:

  1. уровня субъекта правотворчества.

На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы . Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.