Закон устанавливает границы свободы людей. Конспект урока по обществознанию на тему:"Почему важно соблюдать законы" (7 класс). Становление правовой свободы

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы»

Класс: 7.

Предмет: обществознание.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Дата проведения: 28.10.2010 г.

Цель: узнать, как закон устанавливает границы свободы поведения, познакомиться с биографией Сократа.

I. Повторение пройденного материала.


  1. Беседа по вопросам:

  • Почему человеческому обществу нужен порядок?

  • Какой существует самый надёжный способ, для того чтобы установить порядок в обществе?

  • Объясни, в чём состоит смысл справедливости. Почему люди к ней стремятся?

  • Какой наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы.

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.

Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.

Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»

И наказал хулигана.

Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?

Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.

Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Строго, но справедливо! Согласны?

Человек

Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.

Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.

Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»

Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.

А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Как вы думаете, почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему Сократ утверждал, что законы нарушать нельзя? Почему афиняне поставили памятник Сократу: они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как вы думаете?

Знания на каждый день


  1. Следует всегда помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

  2. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит ваши нормальные, добрые отношения с окружающими.

  3. Запомните, что свободны не только вы, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу – не причинять никому вреда.

III. Итог урока.

Вопросы самоконтроля:


  • Как философы объясняют смысл свободы? Как объясняют смысл свободы юристы?

  • Почему свобода не может быть безграничной?

  • Выполните задания в разделе «В классе и дома».

Оценивание ответов учащихся.

«Мы истинно свободны, когда мы сохраняем способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения.»

Марк Туллий Цицерон (106 — 43 годы до н. э.)

За 20-ый век войны “за свободу” унесли жизни почти 100 миллионов человек. 21 век в своей войне “за свободу и демократию” по всем параметрам грозится обогнать 20-ый. Что же такого в понятии свобода, что позволило политтехнологам и просто маньякам-управленцам 20-го века превратить этот тезис в кровавый Ад для десятков миллионов людей. Представляем вам первую часть работы Давида Кулиджаняна о свободе какконцепции управления . Что касается методов политтехнологов, использующих понятие свободы, то этому будет посвящена вторая часть данной статьи.

Свобода — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной. .

Стремление к свободе — это естественная и основная человеческая потребность. Однако возможно ли ее полностью удовлетворить в современном обществе? Сперва, надо дать более точное понятие свободы, то есть определить ее границы.

Современное общество стремиться всячески «расширить » права и свободы человека, опираясь на то, что не соблюдается равенство данных прав и свобод. Поэтому будем опираться на естественно-правовые концепции происхождения государства, а именно теории общественного договора (они являются более наглядными).

Фактически в ней говорится о переходе из «естественного» общества (обладающего только естественными правами) в гражданское (обладающего, в том числе и политическими правами).

Общественный договор выступает в качестве одной из теорий, обосновывающих легитимность власти и ее необходимость. Ниже приведены три самых известных, и различных по содержанию, взгляда на общественный договор.

Когда нет государства:
естественное состояние людей

Ради чего был заключен
общественный
договор

Что дал
институт
государства
народу

Томас Гоббс
(Левиафан )

война всех против всех

безопасность

защита жизни каждого.

Джон Локк
(Второй трактат о
гражданском правлении
)

у каждого есть
естественные права
(свобода и частная собственность)

свобода

свобода и
частная собственность

Жан-Жак Руссо
(Об общественном договоре )

каждый поступает в соответствии
со своими личными интересами

безопасность и демократия

общественная польза

Несмотря на разные причины возникновения гражданского общества, или государства, все теории включают в себя понятия прав человека (возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере ). Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек — естественные права.

Исходя из того, что человек рассматривается в одном контексте со всем обществом (а иначе, все сводилось бы к рассмотрению человека с точки зрения биологии или психологии), его права ограничиваются правами других людей. Отношения, которые возникают между людьми в обществе, сами по себе, накладывают определенные обязательства на членов данного общества. Как минимум, обязательства проявляются в банальном уважении к правам других людей, а в целом задаются такие нормы поведения, которые направлены на поддержание прав и свобод других лиц.

Отсюда и возникает необходимость института контролирующего соблюдение данных прав человека, которым является государство.

С возникновением государства у общества появляются политические права, предназначенные для участия граждан в управлении делами общества и государства .

Для функционирования государства введены нормы поведения, правила, которым должен подчинятся каждый человек — законы. Высшим законом является конституция, поэтому от ее достоинств и недостатков зависит процветание общества (конституция, фактически, является общественным договором).

Во всех конституциях, принятых в обществах , считающих себя свободными (нынешний строй, именуемый часто демократическим) признаются естественные права и свободы человека (право на жизнь, свободу вероисповедания, совести и прочие), которые присущи каждому и в равной мере. Отсюда, накладываются ограничения в поведении людей для соблюдения этого равенства, и посему, общество ставится выше конкретного человека. Конституция определяет помимо естественных и политических прав и иные права (культурные, социальные и др.).

Следует отметить, что право на аборт, противоречит праву на жизнь, но, тем не менее, ему дается преимущество, за редким исключением.

На сегодняшний день понятия прав и свобод человека превратилось в один из инструментов бесструктурного управления обществом (управление в обход сознания), и зачастую используется исключительно в деструктивных целях. Одним из показателей указывающих на это, является демографический показатель .

Например, соотношение рождаемости и смертности в Армении (аналогично и в других странах). При том, что младенческая смертность является очень низкой, наблюдается недостаточный естественный прирост, имеем следующую картину :

Ограничиваются или расширяются границы прав и свобод в зависимости от нужд правителей (узкого клана управленцев, имеющих фактическую власть в обществе), а не от нужд простых людей, которые, на самом деле, и не нуждаются в «лишних правах».

Посудите сами. Если все люди обладают равными правами и свободами (а значит равенством), а так же защищены верховным законом, почему же постоянно принимаются новые законы, якобы, для установления равенства и защиты определенных незащищенных групп населения. Исходя из того, что изначально мы все равны, получается, если какую-либо группу лиц наделить некоторыми «новыми правами», то они, автоматически, станут обладать большими правами и свободами по отношению к остальному обществу.

Все происходит из-за изъянов в верховном законе. Определенные лица, либо в обход конституции, либо благодаря юридическим тонкостям конституции, устанавливают новые права и свободы. Цель, древняя как человечество, это власть, а у кого власть, тот обладает всем. Управлять легче всего либо «бездуховным, безнравственным, интеллектуально слабым обществом», либо разрозненным обществом.

«Всякий, кто зависит от других и не имеет своих внутренних средств, не сможет стать свободным. Союзы, договоры, доверие людей - всё это может привязать слабого к сильному, но не сильного к слабому.»

Руссо Жан Жак (1712 — 1778 годы)

И действительно, в современном мире, глобализация (процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации) играет главную роль в развитии всех стран. «Развитые» страны практически исчерпали свои ресурсы и они вынужденно сотрудничают с остальным «слабо развитым» миром (например, страны Европы и природный газ страны «производителя»). (Развитость считают с экономической точки зрения; насколько это правильно?).

Страны со слабым военным, экономическим потенциалом вынуждены сотрудничать с сильными странами.

Но, это хорошо, чем больше партнеров, тем лучше, а конечная цель это мировое партнерство, в мире и согласии, для дальнейшего развития всего человечества.

Но, что происходит на данном этапе? Группа лиц, управляющих государствами, при осуществлении своей политики руководствуется не общими интересами, а личными (такие как, удержание власти и накопление материального богатства), для достижения которых им необходимо раздробить и «опустить» умственные показатели всего остального общества, причем, это явление имеет глобальный характер.

Например. Защита прав женщин , а впоследствии различные гендерные законы (законы, в которых фигурирует понятие гендера). В нынешнее время, по нынешним законам признается равенство между людьми не зависимо от каких-либо признаков и одинаково защищается (закреплено конституцией).

Во-первых, законы защищающие права женщин основываются на экономическом факторе, а именно: делается акцент на том, что страны с равными правами между мужчинами и женщинами имеют лучшее экономическое благосостояние .

Конечно, в целях защиты культуры, духовности, нравственности принимаются определенные законы, но возникает два вопроса: о целесообразности раздельного рассмотрения одних прав и свобод от других, а также, насколько они соответствуют поддержанию друг друга.

Во-вторых, гендер значит социальный пол, то есть определяющий возможности человека, а не принадлежность к полу по биологическому признаку. То есть это ведет к образованию бесполого общества, с последующими деструктивными явлениями (например, отмена понятий «мать» и «отец»).

Что из себя представляет свобода? Свобода — это прежде всего возможность выбора (принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов ). От изобилия или недостатка множества имеющихся вариантов зависит действительная свобода человека. Чем больше возможностей, тем свободнее человек. Возможности тесно связаны с его правами, свободами и обязанностями.

Для обеспечения мирного существования и устойчивого развития, процветания общества, необходимо обеспечение всесторонней информированности населения (в целях обеспечения множественности вариантов).

СМИ, главные источники информации, организуют свою деятельность, ставя цель — производство популярной продукции. О качестве информации не идет речи. Большинство информации носит развлекательный характер, которая влияет на психоэмоциональное состояние человека, что и обеспечивает популярность того или иного продукта их деятельности.

Ложная свобода, которая пропагандируется в СМИ, играет ведущую роль в управлении массами.

«Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным.»

Гете Иоганн Вольфганг (1749 — 1832 годы)

Для обеспечения возможности равного выбора разной информации закон должен обязать общественные СМИ контролировать сбалансированность выпускаемой продукции и ее качество, а также конкретизировать определение жанровых понятий (культурной, образовательной, и др.).

То же касается и образования, необходим обратный переход на всестороннее образование, взамен, нынешнего, который стремится к большему разделению дисциплин.

Что это даст? Качественная информация и образование способствуют развитию в обществе, правильной свободы, а именно: образованию политического и гуманного общества, осознанием каждого своих прав и свобод и, главное, их границ, воспитанию в человеке совести и чувства ответственности за свои деяния.

Обычно, для достижения определенных целей, государству, необходимы ресурсы, но видно, что для этих — нужны лишь Ваше желание в поиске Правды и стремление найти Правду.

Нам Дано Право Выбора, так, Давайте Делать Его Осознанно.

Продолжение следует.

Давид Кулиджанян

Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Закон устанавливает порядок в обществе

Почему важно соблюдать законы? На этот вопрос можно найти много разных ответов. Мы дадим только три. Но, на наш взгляд, очень важных. Начнём с уроков истории, которые полезно учесть в разговоре о законах.

Вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, совершают покупки, ходят в театры и кино, путешествуют, придерживаясь установленных правил. Эти правила позволяют поддерживать порядок. Случаются нарушения порядка, но это почти всегда приводит к плачевным результатам. Ведь правила установлены, чтобы людям жилось удобно и спокойно.

Порядок - это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). В. И. Даль считал, что порядок - это правильное устройство.

Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, - обычаи и традиции - начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать - вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.

С возникновением государства появились юридические законы - правила, которые, как ты знаешь, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

Правильное устройство жизни общества - залог надёжности. Людям удобно и спокойно, когда в доме исправно работает отопление, есть электричество и газ, когда в магазинах есть продукты, хорошо работают больницы, школы, транспорт, когда граждане не только знают, но и соблюдают законы, чиновники честно исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок.

Обсуждение закона в Государственной Думе

Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства - Конституцию. Там чётко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и о многом другом.

Помимо главного закона - Конституции, существуют ещё и другие: об образовании, об охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, о воинской обязанности и военной службе, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Даже по названиям можно догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области жизни общества.

К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

В России принят Уголовный кодекс. Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Может ли она стать основой жизни общества?

Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

Справедливость очень нужна людям. Когда наказывают невиновного - обидно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт, унижает, обворовывает. Несправедливо, когда у одних есть права, а у других - только обязанности. Наверное, каждый человек убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

Законы, которые принимаются в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция. Одновременно она является образцом справедливости. Можешь в этом убедиться. Вот некоторые статьи Конституции России:

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свободный человек, свобода слова, свобода передвижения, свободное место, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих выражениях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, по своей воле. Вообще свобода - это нормальное, естественное состояние человека. В. И. Даль определял свободу словом воля, имея в виду «простор в поступках, отсутствие неволи, насилия, принуждения».

В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: она состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Вспомним одну историю, которую любят рассказывать юристы. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда судья сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» И наказал хулигана.

В чём смысл этой истории? Оказывается, свобода, как и права человека, имеет границы, она не может быть беспредельной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей. В мудром нашем языке есть слова вольница и вольничать. Согласно В. И. Далю, вольница - это гулливая толпа, скопище шаловливой молодёжи; своевольная, буйная шайка, вольница также - разбойники. Сильно сказано!

Какой же отсюда можно сделать вывод? А вывод строгий: свобода - не вольница! Свобода - это порядок. Быть свободным - не значит вольничать. Это значит поступать по правилам, по законам.

Подумай сам: людей много, у каждого свои интересы, желания - своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённые правила поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

    У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы - соблюдать законы. Только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу.

Вполне логично, что в Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Например, часть 5 статьи 13 - яркий пример установленной законом юридической границы. В статье записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

Каждому понятно, почему государство вводит такой строгий закон: речь идёт о самом важном - о безопасности государства и всего народа. Поэтому запрет справедлив.

Проверим себя

  1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?
  2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?
  3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?
  4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?
  5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

В классе и дома

  1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.
  2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?
  3. Английский учёный и философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?
  4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.
  5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?
  6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

Учимся читать и уважать закон

Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутренней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учитывает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижают других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в части 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ставит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

  1. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отношения с окружающими.
  2. Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.

Определение понятия свободы во все времена вызывало немало дискуссий среди юристов, философов, историков, мыслителей и писателей. Ввиду этого выделяются три трактовки: обыденная (историческая), философская и правовая. К тому же невозможно рассматривать данное понятие в одном определённом контексте.

Понятие исторической свободы

Человек весь период своего существования стремится к освобождению от чего- или кого-либо. Это связано с тем, что зависимость людей от обстоятельств, будь то влияние природы или государства, воспринимается как ограничение жизненного пространства и побуждает к освобождению любым путем. Ученые определяют основные свободы как главный фактор технического и политического прогресса.

В понимании историков свобода - это сам процесс освобождения от гнета и влияния прошлого. Даже Гомер понимал её как жизнь на своей родной земле, нахождение не под властью кого-либо. Платон же видел в воле стремление к лучшему благу, не отделяя себя от общества. В своих размышлениях он определяет понятие высшей свободы - дружбы. В оппозиции такого определения выступает Аристотель, заявляя, что человек - это деятель, отличающийся простором для выбора, в отличие от других существ.

В эпоху Средневековья взгляды на свободу делают новый поворот, и воля понимается как нечто дарованное Богом. И такие теологические мотивы прослеживаются на протяжении большей части этого периода. На закате Средних веков в работах в один ряд ставятся закон, право и свобода.

Эпоха Ренессанса характеризуется антропоцентричными поворотами, то есть свобода - это ориентация на самого себя, залог искупления своих грехов и возможность приближения к богу. К концу Нового времени в истории определение рассматриваемого нами понятия распространилось в современном значении, а именно как отсутствие ограничений воли человека, имеющего право выбора.

Философское понятие свободы

Понимание свободы философами практически не отличалось от восприятия историков. Но Демокрит утверждал, что законы - это дурное изобретение, мудрецы должны жить свободно, не повинуясь законам. Данное определение, скорее, имеет практическую нагрузку и обретает черты анархии, нежели является истинным определением свободы. Но анархия разрушительна по своей сути для государства и любого общества. Спиноза трактовал вольность как неповиновение и отказ жить по предписаниям законам Божьим из-за того, что благочестие, смирение люди считали бременем. В свою очередь Гегель немного позднее выразил свое понимание и определил, что свобода - это абстрактное стремление к освобождению от ограничений и расчленений внутри государства. Но конкретно в философии понятие возникло в период ее появления и институтализации. Для этого времени характерно понимание свободы с точки зрения теории естественного права, согласно которой все люди изначально равны и исключительны, впоследствии эта теория легла в основу гражданско-правовых норм римского права.

Древнейшие философы четко осознавали, какой бы ни была свобода, она не может быть безграничной. Такое понимание закрепили представители классической немецкой философии, что затем легло в основу философии марксизма. Субъективная сторона понимает основные свободы как нечто созданное человеческим разумом в ответ на такие же воображаемые ограничения. Из можно выделить объективную сторону, имеющую ограничения, но уже созданные государством в форме законодательной базы. В итоге философское понимание сводится к тому, что свобода - это нечто неподвластное каким-либо ограничениям, будь то границы разума или слово закона, но без границ не существует и жажды к воле.

Становление правовой свободы

Как уже отмечалось, в основу понятия "правовая свобода" была заложена часть философского значения. Хотя и называет всех равными, но любое государство регламентирует конституцией и очерчивает границы различными уголовными кодексами.

Права человека

Понятие прав человека, как и толкование определения свободы, неразрывно связано с теорией На волне развития общественных отношений права человека закрепляются в международных и государственных правовых документах. Основополагающим фактором демократичности являются право и свобода. Конституция государства обеспечивает закрепление прав, но если же законодательная база хоть как-то ущемляет естественные права, достоинство, свободы, то демократическое общество превращается в тоталитарное или авторитарное.

Одним из первых документов, систематизировавших и актуализировавших права человека, стала Декларация 1776 года, которая впоследствии эволюционировала в Конституции США. Немного позднее, во время Великой Французской революции, была выдвинута в 1789 году Декларация о правах человека.


Подытожив и объединив все основные свободы и права, Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую Закрепленные права человека на законодательном уровне для любого государства обретают значение прав гражданина.

Права гражданина

Совокупностью положений, закрепленных любым нормативно-правовым документом, являются права и свободы гражданина. Их юрисдикция распространяется на всех жителей, гарантируется и защищается Конституцией того или иного государства. Конституция должна гарантировать неприкосновенность личности, право на свободу слова и самовыражения и защиту гражданина даже за пределами страны. Данные права универсальны из-за своей широкой распространенности и касаются большинства сторон жизни человека на современном этапе жизни.

Различия прав человека и гражданина

Права гражданина, как и права человека, прошли многовековое испытание временем, но есть одно весомое различие: права человека - это то, что дано от рождения, так же, как и естественные права, в то время как правами гражданина наделяются в соответствии с законом по достижению определенного возраста, они могут изменяться на протяжении времени. Права человека и гражданина - это основа любого общества и современного государства. Их нельзя отменить или кардинально изменить по прихоти одной личности или в интересах правящей верхушки.

Правовые основы свободы слова

Человек в любой сфере деятельности стремится к воле, и во многом независимость деятельности ассоциируют со свободой слова как формой консолидации современного демократического общества. Либерализм в высказываниях не должен оправдывать насилие, клевету и вражду, хотя и свобода слова - это неотъемлемое и фундаментальное право человека и гражданина.

Многие государства стараются регламентировать свободу высказываний, дабы не допускать расовых столкновений и вражды на религиозной почве, которые могут повлечь за собой насилие и ненависть. Принципы, гарантирующие данный вид независимости, должны быть обязательно закреплены Конституцией, но не приводить к появлению жесткой цензуры, ущемляющей права этнических или социальных меньшинств. Может показаться, что данные высказывания противоречат друг другу, и какая свобода слова может быть регламентирована и контролирована. Но демократическое государство обязано сохранить равновесие, защищать и при этом не допускать высказываний, влекущих за собой запугивание, насилие и ненависть внутри государства.

Конституционное право свободы вероисповедания

В современном мире независимость высказываний неотделима от принципа отсутствия дискриминации по религиозному признаку, предполагающего право на самостоятельный выбор вероисповедания. Можно относить себя к конфессии и проповедовать совместно с другими или индивидуально, или же быть атеистом.

Данное право предполагает свободное изменение религиозных убеждений, возможность распространять и действовать, основываться на своих верованиях. Но и отсутствие ограничений может нанести вред демократическому государству, так как в последнее время возникает большое количество религиозных организаций и сект, которые не только проповедуют свои идеи, но и наносят вред обществу, занимаются распространением наркотиков или вымогательством.

Почему важно соблюдать законы (2 часа)

    Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения законов; выяснить роль законов в жизни человека; доказать, что закон устанавливает порядок в обществе; определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе.

    Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий закон, свобода, порядок, справедливость ; понимать побудительную роль правомерных мотивов в деятельности человека; устанавливать причинно-следственные связи; расширять оценочную деятельность;

    метапредметные - 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование уважения к закону, установки на правомерное Поведение; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

    Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

    Тип уроков: открытия нового знания.

    Ход уроков

    Орг. момент

    Мотивационно-целевой этап

    - Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

    Один древний китайский правитель, предвидя возможную реакцию на намеченные им реформы, решил предварительно укрепить у народа веру в закон. Он издал указ, в котором говорилось, что каждый, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, будет награжден десятью золотыми монетами. Люди,не поверили, что за такое незначительное дело их ждет столь щедрая плата, и желающих проверить на себе действие указа не нашлось. Тогда было объявлено, что вознаграждение увеличивается до 50 золотых монет. После этого один человек взял бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворог к другим. И ему действительно было вручено 50 золотых монет. Люди поверили, что законы их не обманывают.

    Вопросы к классу

    О чем эта притча?

    Какие уроки из нее можно извлечь?

    (Ответы учеников.)

    Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

    Конституция РФ - это:

    а) перечень прав, свобод и обязанностей граждан;

    б) свод всех законов, действующих в государстве;

    в) закон, закрепляющий основы общественного строя;

    г) свод законов об уголовной ответственности граждан.

    Ответьте на вопросы.

    Какие ограничения прав и свобод граждан существуют?

    С какой целью они введены?

    Сегодня Тема урока: «Почему важно соблюдать законы».

    Предположите, о чем мы будем говорить.На какие вопросы нам предстоит ответить?(высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

    План уроков

    Закон устанавливает порядок в обществе.

    Закон стремится установить справедливость.

    Закон устанавливает границы свободы поведения.

    Введение в новый материал

    На протяжении многих столетий люди мечтали об обществе без войн и распрей, но пока это желание остается недостижимым. Однако человечество выработало общеобязательные правила поведения и установило законы, которые позволяют поддерживать порядок в обществе.

    Удается ли законам защитить человека? Почему люди стремятся к справедливости? Обсудим эти вопросы на наших уроках.

    Работа по теме уроков

    Закон устанавливает порядок в обществе

    Права человека и его свобода ограничены правами других людей. Истинная свобода должна способствовать установлению порядка. «Порядок - это абсолютная надежность», - утверждал древнегреческий философ Пифагор, а русский писатель В. Даль определял порядок как правильное устройство.

    В тетради составить ряд ассоциаций (кластер)Какие ассоциации у вас возникают при слове «закон»? (Ученики фиксируют ассоциации)

    Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформулировать определение понятия «закон».)

    Когда и где возникли первые законы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Задание: изучите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 23 учебника, дополнительный материал и ответьте на вопросы.

    Дополнительный материал

    В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть.

    Люди поняли, что без законов - устанавливаемых государством правил поведения в обществе - невозможно добиться справедливости.

    В «Русской Правде» - сборнике правовых норм Древнерусского государства - предусматривались не только различные наказания за причинение ущерба, но и правила, как следует вести себя пострадавшему для установления справедливости. Например, в ней говорится, что «если кто коня купит... а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него свое серебро (т. е. деньги)».

    В «Соборном уложении» 1649 г. - сборнике законов царя Алексея Михайловича - сказано, что «суд царя... должен судить всех жителей Московского государства, от большого до малого чина, по правде».

    Понятие «право» имеет один корень с такими словами, как «правильно», «справедливость», «правда». Недаром многие считают, что право - это воплощение добра, справедливости, совести и возмездия. Следовательно, в праве соединены элементы различных, в том числе и моральных, норм.

    Вопросы к классу

    Чем грозит государству отсутствие законной власти?

    Зачем люди принимают законы?

    Почему важно соблюдать законы?

    (Ответы учеников.)

    К сожалению не все люди соблюдают законы.

    Проблемное задание. Разделитесь на две группы: тех, кто соблюдает законы и живет в соответствии с ними, и тех, кто не считает это необходимым. Каждая группа должна озвучить свою позицию, подтвердив ее примерами.

    Вопрос к классу

    Какие противоречия во взглядах ребят.вы обнаружили?

    (Ответы учеников.)

    Закон стремится установить справедливость

    Мы увидели, что одни люди понимают, что законы надо уважать, а нарушение законов может привести к серьезным проблемам, другие пытаются закон обойти. Таким образом, возникают противоречия, в основе которых разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.

    Какая проблема вытекает из этого противоречия? Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? Попробуем почувствовать, насколько удобно взаимодействовать без ограничительных правил.

    Игра *Незрячий - поводырь », Разделитесь на пары «незрячий - поводырь». Первый в паре с завязанными глазами должен пересечь аудиторию, а второй - помочь ему проделать этот путь как можно быстрее. Через 3 мин участники игры меняются ролями. Не существует никаких правил и ограничений при передвижении.

    Вопросы к классу

    Легко ли было передвигаться?

    Что мешало?

    Какие правила игры вы бы хотели установить?

    Какие правила вы считаете справедливыми?

    Какие выводы вы сделали?

    (Ответы учеников.)

    Вы ощутили, что при установленных правилах и их соблюдении взаимодействовать было бы гораздо удобнее.

    Ученый Фрэнсис Бэкон писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не дает им наносить вред».

    Древнегреческий полководец Аристид имел репутацию справедливого и неподкупного человека. Он возбудил зависть у стратега Фемистокла, который, стремясь избавиться от сильного противника, обвинил его в желании захватить власть и сумел добиться изгнания Аристида из Афин. Однако через несколько лет Аристид был возвращен в родной город, участвовал в битве при СаламиНе и покрыл себя новой славой. А Фемистокла обвинили в предательстве и изгнали из Афин. Пусть и с опозданием, но справедливость была восстановлена.

    Задание: прочитайте текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы.

    Вопросы к классу

    Какая позиция вам ближе?

    Кто, на ваш взгляд, нрав?

    (Ответы учеников.)

    Закон устанавливает границы свободы поведения

    Попробуем на конкретных примерах показать роль законов в жизни общества.

    Задание: работая в группах и используя слова для справок, характеризующие разные проявления права, составьте различные предложения со словом «закон».

    Слова для справок: защищает, устанавливает, регулирует, карает, помогает, восстанавливает, принуждает, обеспечивает.

    (Закон защищает граждан от произвола властей. Закон устанавливает порядок поведения граждан в обществе. Закон помогает определить границы свободы поведения людей. Закон восстанавливает нарушенную справедливость и т. д.)

    (Проверка выполнения задания.)

    Ознакомьтесь с материалом рубрики «Учимся читать и уважать закон» на с. 30 учебника.

    Вопросы к классу

    К чему приводит нарушение закона? К каким последствиям?

    Почему свобода не может быть беспредельной?

    Рефлексия

    Составьте синквейны со словами «закон», «справедливость», «свобода».

    Подведение итогов уроков

    Мы выяснили, почему важно соблюдать законы. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

    Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание, ответит на вопросы и сформулирует выводы.

    Задание для первой группы: работая с п. 1 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают порядок в обществе. Вопросы для первой группы

    Как жила Россия в период Смутного времени?

    Какие уроки можно извлечь из этих событий?

    Что такое порядок и зачем он нужен в обществе?

    С чего начинается порядок?

    Какие законы вы знаете?

    Как поступает государство по отношению к тем, кто нару- шает законы?

    Для чего принят и действует Уголовный кодекс?

    Выводы, к которым пришла первая группа

    Ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли.

    Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может привести к большим проблемам.

    Законов много, и каждый из них помогает налаживать порядок в какой-то определенной области нашей жизни.

    Чтобы обеспечить порядок, государство обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

    Уголовный кодекс определяет; какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Задание для второй группы: работая с п. 2 § 3 учебника, объясните, почему законы стремятся установить справедливость.

    Вопросы для второй группы

    Что такое справедливость? Можно ли ее добиться в обществе?

    Почему справедливость нужна людям?

    Каким способом люди издавна стремились утвердить справедливость в обществе?

    Какой закон служит главным гарантом соблюдения прав и свобод в Российской Федерации?

    Согласны ли вы, что ст. 29 Конституции РФ помогает установить справедливость в обществе?

    Выводы, к которым пришла вторая группа

    Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то; на что имеет право. Справедливость помогает; устанавливать добрые отношения между людьми,

    Каждый человек в глубине души убежден, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

    Самый надежный способ добиться справедливости в обществе - с помощью законов.

    У каждого должны быть и права, и обязанности независимо от возраста, образования, национальности, материального положения.

    Наказание провинившегося должно быть справедливым.

    Конституция РФ помогает установить справедливость в обществе.

    Задание для третьей группы: работая с п. 3 § 3 учебника, объясните, почему законы устанавливают границы свободы поведения человека в обществе. ” *

    Вопросы для третьей группы

    Почему законы Действуют ради свободы человека?

    В каких значениях употребляют понятие «свобода»?

    Как философы определяли смысл термина «свобода»?

    Как юридическая наука определяет смысл термина «свобода»?

    - Почему Конституция РФ наряду с правами содержит и ограничения?

    Выводы, к которым пришла третья группа

    Законы действуют ради свободы человека.

    Свобода - нормальное состояние человека!

    Свобода - это возможность делать то, что не противоречит закону.

    Свобода имеет границы и ограничения.

    Быть свободным - не значит вольничать.

    Только справедливые законы могут установить границы допустимого поведения людей в обществе.

    Домашнее задание

    Выполнить одно из заданий на выбор (коллективно или индивидуально):

    сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории»;

    кроссворд из изученных терминов и понятий;