Концепция уголовно правовой политики. Совет при президенте российской федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Гуманное уголовное право

Концепция уголовной политики, в самом общем виде, может быть определена как совокупность основополагающих идей и положений, основанных на Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права, определяющих стратегические цели обеспечения эффективного правопорядка и минимального уровня преступности, и на основе определения целей, задач, направлений и подходов, основанных на принципах правового государства и гражданского общества, а также определяющих оптимальные средства их достижения. Ближайшей целью концепции современной уголовной политики России является разработка задач и подходов сдерживания преступности, с последующим формированием позитивных тенденций развития криминологической безопасности населения на ближайшую перспективу путем:

принятия новых федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства и иных нормативных правовых актов, реализуемых в сфере борьбы с преступностью и обеспечивающих оптимизацию уголовного судопроизводства;

совершенствования системы органов государственной власти, осуществляющих обязанности по противодействию преступности, созданию оптимальных условий для реализации их полномочий и компетенции, а также осуществления системы мер, направленных на повышение эффективности деятельности и обеспечению взаимодействия этих органов;

совершенствования научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности, их внедрение в правоприменительную деятельность и уголовное судопроизводство;

оптимизации среды функционирования, смягчения тенденций нигилистического отношения населения к закону и правоохранительной деятельности, определения пределов участия граждан в противодействии преступности и иным формам правонарушающего поведения;

создания финансовой и материально-технической базы для деятельности органов государственной власти, негосударственных организаций и населения при противодействии преступности Предупреждение преступности как цель и направление уголовной политики // МВД России - 200 лет. История, развитие, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 22-23 сентября 2000 г. / Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 0,3 п.л..

Все указанные направления и средства формирования уголовной политики должны носить исключительно правовой характер и базироваться на соответствующих правовых актах.

Остановимся на некоторых положениях, характеризующих современное состояние и закономерности развития уголовной политики России.

В последние годы (примерно с начала 90-х г.г. прошлого столетия) значение уголовной политики резко возросло. Дело в том, что в стабильном обществе проблемы, связанные с формированием и реализацией уголовной политики находятся как бы на втором плане, поскольку являются «вспомогательным», обеспечивающим направлением внутренней политики государства, по отношению к другим направлениям деятельности государства (экономической, социальной, и др.). В условиях политической и социально-экономической нестабильности уголовно-политические решения становятся одним из важных и актуальных направлений стабилизации общества.

Причинами усиления роли уголовной политики в современных условиях являются следующие:

преступность стала фактором, существенно влияющим на все сферы жизни общества (например, преступные доходы как никогда велики и негативно сказываются на легальной экономике; представители преступного мира стремятся получить доступ к власти и т.д.);

качественно изменилась система базовых ценностей общества: индивидуализм существенно потеснил коллективизм, что привело как к социальной дезадаптации части населения, не нашедшей себя в новых условиях, так и к резкому сокращению участия граждан и общественных организаций в борьбе с правонарушениями;

существенными являются дестабилизационные тенденции в экономике, социальной сфере, культуре, политике, нередко порождающие недоверие к власти, экстремизм и законодательный нигилизм;

претерпели изменения некоторые критерии оценки деятельности правоохранительных органов;

большее значение придается профессионализму, что связано, отчасти, с оттоком опытных кадров из правоохранительных органов.

Концептуальные положения, таким образом, определяют на перспективу задачи формирования уголовной политики. В общем, не детализированным по регионам, видам преступлений, применяемым средствам, такими задачами на современном этапе являются: на стратегическом уровне - реальное обеспечение социально приемлемого уровня безопасности общества и населения от преступности, а на тактическом уровне - снижение темпов роста и стабилизация преступности и отдельных ее видов до минимально допустимого уровня. Конечно же, речь идет о реальных, а не о статистических показателях снижения преступности. Соответственно этим задачам надо определять возможности общества, пересматривать средства, формы и методы борьбы с преступностью, сохраняя оптимальный баланс стратегических и тактических целей. Такой баланс, в конечном счете, определяется разработанностью правовых вопросов, уровнем организации и возможностями ресурсного обеспечения уголовной политики.

При разработке концепции уголовной политики возникающие вопросы оцениваются следующим образом:

  • - действительно ли возникшие в обществе новые ситуации являются проблемными, требующими первоочередного разрешения с помощью средств уголовной политики (например, существенный рост преступности, значительное увеличение фактов выявления коррупции, терроризма, иных форм экстремизма);
  • - действительно ли такие ситуации относятся к уголовно-политической сфере либо их можно разрешить иными средствами.

Разумеется, это не исчерпывающий перечень. Обязательным является также оценка комплекса обстоятельств, которые должны являться основой для принятия новых оптимальных стратегических решений доктринального, правового или собственно управленческого уровня, а также разработки и реализации тактических решений (о средствах, формах и методах) для эффективного воздействия на преступность и оздоровления криминальной обстановки в стране и ее регионах.

Большое значение при разработке концепции уголовной политики имеют оценки, характеризующие собственно криминальную ситуацию и деятельность правоохранительных органов. В частности, должны быть оценены:

параметры (показатели) преступности в целом или ее определенных видов, которые свидетельствуют об ухудшении (стабилизации, улучшении) криминальной ситуации либо указывают на реальную возможность развития соответствующих тенденций;

возможности, которыми на данном направлении работы располагают правоохранительные органы, прежде всего, органы внутренних дел соответствующего уровня, результативность их усилий, измеряемая уровнем латентности, объемом возмещения вреда, сдерживанием организованной преступности, коррупции, рецидива, другими важными показателями преступности, а также уровнем обеспечения справедливого наказания преступников и т.п.;

факторы, связанные с собственно-криминальной ситуацией и влияющие на нее. Например, экономическая ситуация и ее более частные характеристики: доля безработных в регионе, в том числе среди лиц, совершивших преступление; уровень решения задач обеспечения правоохранительной деятельности; использование возможностей информационного, методического и организационного взаимодействия с органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их позитивное воздействие на эти факторы;

состояние среды функционирования, в частности, уровень правосознания населения, его отношение к деятельности правоохранительных органов, степень готовности поддержать деятельность по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью; состояние профессионального мастерства и правосознания субъектов реализации уголовной политики;

государственно-политические цели и задачи, определенные в концепции национальной безопасности, иных концептуальных документах высших органов власти и закрепленные в законодательных и иных правовых актах федерального и регионального уровней, как обязательные и приоритетные для участников реализации уголовной политики С. Ф. Милюков. Актуальные проблемы федеральной и региональной уголовной политики. // Труды Санкт-петербургского Юридического институ-та Генеральной прокуратуры Российской федерации № 4 2002 г..

Эти обстоятельства, образующие своеобразные «комплексы факторов», являются основаниями для анализа и оценки результатов деятельности по реализации уголовной политики на определенной территории и за определенный период времени, а в последующем для разработки концептуальных положений уголовной политики. Руководители правоохранительных органов, при этом, получают возможность правильно оценить тенденции преступности и наметить обоснованные стратегические и тактические решения на последующий период деятельности.

На уровне реализации уголовной политики выделяются две группы приоритетов, связанных: а) с направлениями деятельности субъектов уголовной политики; б) со средствами, имеющимися в их распоряжении, необходимыми для реализации задач уголовной политики. В частности, обоснованно выделяются приоритеты, связанные с информационно-аналитической базой и методическим обеспечением уголовной политики, включая единую систему соответствующих материальных носителей информации (ЭВМ, компьютерных сетей и т.п.), новые параметры отчетности и аналитической работы, последовательную ориентацию на выявление реального уровня преступности и оценки эффективности воздействия на нее.

Представляется оправданным дифференцированное определение приоритетов для следующих подсистем уголовной политики:

специальной профилактики: здесь ставятся задачи восстановления на новых основах территориальной системы специальной профилактики, повышения эффективности профилактики в отношении организованной, профессиональной, рецидивной преступности, безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних и др.;

уголовно-правового воздействия: реагирование на каждое совершенное преступное деяние и осуществление правильной квалификации преступлений, обеспечение неотвратимости ответственности виновного лица, дифференциация ответственности и индивидуализация наказания за совершенное преступление, криминализация новых видов общественно опасного в современных условиях поведения;

обеспечение оптимального уголовно-исполнительного воздействия как единого процесса в рамках реализации задач уголовной политики.

Кроме того, дифференциация приоритетов в управлении подсистемами уголовной политики осуществляется и по направлениям борьбы с преступностью. В частности, таковыми на современном этапе являются максимальные ограничения масштабов преступности и смягчение ее последствий, применительно к следующим видам (группам) преступлений:

преступлений против личности и общественной безопасности, в т. ч. терроризм, экстремизм, рабство;

преступлений в сфере экономики;

организованной преступности, коррупции, незаконного распространения наркотических средств;

незаконного распространения оружия и преступлений, совершенных с его использованием, и другие.

Названные приоритеты могут уточняться во времени и применительно к регионам страны. В современный период при разработке и реализации уголовной политики все более актуальными становятся вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 2001. - 240 с..

концепция тенденция развитие уголовная политика

Название статьи:

КОНЦЕПЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА И ОПТИМИЗАЦИИ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Авторы:
Авдеев В.А. , заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected] ,

Авдеева О.А. , профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Сибирской академии права, экономики и управления, доктор юридических наук, Сибирская академия права, экономики и управления, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected]

Год: 2014 Номер журнала: 1

Страницы: 12-24

Тип статьи: Научная статья

УДК: 343.85 ББК: 67.515

Аннотация:
В контексте активного обсуждения в рамках научного сообщества, практических и общественных кругов статья содержит анализ разработанного экспертами Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов проекта Концепции уголовно-правовой политики РФ. В основу правового анализа положены методологические основы правового регулирования общественных отношений. Дано соотношение правовых категорий «правовая политика», «уголовно-правовая политика», «уголовная политика». Определены базовые принципы правовой политики. Рассмотрено соотношение сложившегося в рамках юридических школ дореволюционного периода разграничения двух направлений - законодательной и правоприменительной правовой политики. Раскрыты проблемы, связанные с трансформацией санкций уголовного закона, интеллектуальным обеспечением уголовной политики, соотношением гуманизма и репрессии как принципов уголовной политики; вопросы уголовно-предупредительной политики как элемента уголовной политики. Исследованы детерминанты недостаточной эффективности проводимой на современном этапе развития российского государства уголовно-правовой политики. Дан анализ соответствия российского уголовного законодательства конституционным принципам и международным стандартам. Отражены несогласованность норм уголовного и иного отраслевого законодательства, внутриотраслевые коллизии уголовного законодательства, проблемы реализации уголовного закона на правоприменительном уровне. Высказаны предложения по системному подходу к оптимизации законодательной, организационно-практической, оперативной, правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: правовая политика, уголовно-правовая политика, уголовная политика, концепция уголовно-правовой политики, уголовное законодательство, криминализация и декриминализация деяний, пенализация и депенализация

Список цитируемой литературы:

  • Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности / В.А. Авдеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 21-28.
  • Авдеев В.А. Оптимизация целей наказания в контексте предупреждения преступности / В.А. Авдеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 2. - С. 41-53.
  • Авдеева Е.В. Механизм уголовно-правового регулирования свободы личности в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е.В. Авдеева. - Екатеринбург, 2013. - 28 с.
  • Авдеева О.А. Наказание как мера противодействия преступности: ретроспективный анализ законодательной регламентации в национальном праве / О.А. Авдеева // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 119-126.
  • Бабаев М. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации / М. Бабаев, Ю. Пудовочкин // Уголовное право. - 2012. - № 4. - С. 4-12.
  • Голик Ю. Навстречу XIII Конгрессу ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию / Ю. Голик, И. Рагимов // Уголовное право. - 2013. - № 6. - С. 120-124.
  • Коробеев А.И. Уголовно-правовая политика: понятие, содержание, теоретические основы / А.И. Коробеев // Правовая политика субъектов Российской Федерации: материалы круглого стола, 26 сент. 2001 г. - Владивосток, 2002. - 325 с.
  • Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия / Н.А. Лопашенко. - СПб., 2004. - 339 с.
  • Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь / А.В. Малько // Научные труды. Сер. «Юридические науки». - 2001. - № 1. - С. 10.
  • Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики / Н.И. Матузов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2000. - № 8. - С. 33.
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/how.
  • Правовая политика в условиях модернизации (по материалам Всероссийской конференции в Институте государства и права РАН) // Государство и право. - 2011. - № 10. - С. 118-126.
  • Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая / Н.С. Таганцев. - Тула, 2001. - 800 с.
  • Трофимов В.В. Правовая политика как научная основа правовых реформ / В.В. Трофимов // Государство и право. - 2010. - № 6. - С. 101-104.
  • Эстрин А.Я. Развитие советской уголовной политики / А.Я. Эстрин. - М., 1933. - 263 с.

По мнению профессионального сообщества, давно назрела необходимость определить, в каком именно направлении государству нужно двигаться в сфере борьбы с преступностью. В частности, это связывается с тем, что изменения в сфере уголовного права и процесса подчас носят хаотичный характер, а правоприменение является нестабильным. Кроме того, по оценкам специалистов, по числу заключенных на 100 тыс. населения Россия находится на восьмом месте в мире и на первом в Европе, практически не двигаясь в сторону снижения числа заключенных и ресоциализации лиц, совершивших преступления.

Как представляется, решить указанные проблемы способна единая концепция развития уголовной политики. К слову, такого мнения придерживаются и представители научного сообщества – проходило в Верховном Суде Российской Федерации в прошлом месяце.

Вариант подобной концепции представил Центр стратегических разработок на парламентских слушаниях, состоявшихся вчера в Совете Федерации. Текст документа "Уголовная политика: дорожная карта (2017-2025 гг.)" имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.

В качестве трех стратегических этапов развития и реализации уголовной политики на указанный период названы гуманизация законодательства и практики, систематизация уголовно-правового поля, а также новая пенализация (определение и установление наказуемости деяний).

Гуманизацию законодательства авторы концепции предлагают проводить в 2017-2018 годах и реализовать в двух направлениях. Во-первых, планируется расширить применение наказаний, не связанных с лишением свободы. Например, назначение кратного штрафа можно распространить на все преступления в сфере экономики, а все особо тяжкие преступления, не совершенные общеопасным способом или с применением насилия, перевести в категорию тяжких, снизив максимальные санкции. Во-вторых, авторы считают необходимым последовательно внедрять принцип максимального благоприятствования лицу, впервые совершившему преступление. Так, это может выразиться во введении запрета на назначение наказания в виде лишения свободы лицам, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести, либо в сфере экономики. Также авторы концепции поддержали идею – предположительно, таковыми будут считаться все преступления небольшой тяжести. В качестве альтернативы названо использование административной преюдиции в уголовном праве (когда неоднократно совершенное административное правонарушение считается преступлением).

Для систематизации уголовного законодательства предлагается использовать единую терминологию как внутри уголовного закона, так и в его соотношении с иными нормативными актами. Наряду с этим, в соответствии с концепцией, может быть осуществлена декриминализация ряда деяний, не представляющих большой общественной опасности (каких именно – не уточняется). Данный этап запланирован на 2019-2021 годы.

Новая пенализация, как ожидается, пройдет в 2022-2025 годах. Ее суть сведена к уменьшению уголовной репрессии и использования вместо наказаний иных мер уголовно-правового характера, к примеру, медиации (урегулирование спора с привлечением нейтральной стороны).

Можно ли сделать заявление о преступлении в устной форме? Узнайте из материала "Заявление о преступлении" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Концепция также затрагивает уголовный процесс. К числу возможных корректировок отнесены вопросы о сохранении или отмене стадии возбуждения уголовного дела. По данным разработчиков документа, сегодня только пятая часть сообщений о происшествиях ложится в основу уголовных дел. Отмена стадии возбуждения уголовного дела, предположительно, позволит с момента регистрации сообщения о преступлении проводить полноценное расследование. Предложения касаются и иных аспектов уголовного процесса – это снижение требований к оформлению документов, а также расширение полномочий адвокатов (в том числе путем введения полноценного адвокатского расследования).

В то же время авторы документа уточнили, что они не выступают с конкретными предложениями по внесению поправок в законодательство, а только обозначают векторы развития уголовной политики. Представляя концепцию в Совете Федерации, заведующий кафедрой уголовного права и криминалистики НИУ ВШЭ Геннадий Есаков призвал не воспринимать ее как догму или данность, подчеркнув, что это лишь попытка возобновить дискуссию по вопросам уголовной политики.

Стоит отметить, что дискуссия действительно имела место – большинство экспертов критически отнеслись к отдельным положениям документа.

В частности, Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова указала на необходимость дополнить и усовершенствовать предложения по процессуальному законодательству, так как уголовная политика касается и уголовного судопроизводства. В числе прочего она отметила существующий сегодня обвинительный уклон процесса. Дело в том, что в настоящее время следователь отнесен к участникам судопроизводства со стороны обвинения (). По мнению омбудсмена, это накладывает отпечаток на отношение следователя к подозреваемому в совершении преступления.

На необходимость комплексного подхода к уголовной политике указали и другие эксперты. В частности, профессор кафедры уголовного права МГЮА имени О.Е. Кутафина Валерий Цепелев отметил, что положения представленного документа сведены только к совершенствованию уголовного закона. Кроме того, он указал на важность оптимизации законодательства, а не его гуманизации, так как местами оно и так слишком гуманно.

В ходе мероприятия тема гуманизации уголовного законодательства получила свое развитие, в частности, было указано на ее отрицательные последствия. По мнению профессора кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия Юрия Пудовочкина , множество ограничений в результате гуманизации может выйти за пределы уголовно-правового поля, а щадящие и мягкие меры не должны распространяться на большое количество правонарушений.

Отдельные замечания касались самой формы документа – дорожной карты. Заместитель начальника Уголовно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России Алексей Плотницкий заявил, что представленный документ лишь перечисляет мнения ученых и практиков, в то время как дорожная карта должна быть четким планом действий для госорганов.

Концепция уголовной политики

Все шаги уголовно-политического толка, которые государство делало, делает либо собирается делать, заранее обречены на неуспех или на неудовлетворительно малую эффективность, пока не будет разработана и пущена в дело концепция уголовной политики. Между тем ответ на вопрос о том, что такое «концепция», только на первый взгляд кажется ясным и бесспорным. Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся в описательной форме сказать о том, каким видится нам конструкт, соответствующий понятию «концепция уголовной политики», каково его содержание и функциональное предназначение.

Во-первых, но формальному признаку это либо официальный документ, статус которого соответствует закону или как минимум указу Президента, либо базовая часть более общего правового акта, посвященного уголовной политике в целом.

Во-вторых, в содержательном смысле это рассчитанный на использование в течение длительного времени комплекс положений, которые стабильно и последовательно проводятся в жизнь в качестве главного ориентира и безапелляционного критерия при решении тех или иных конкретных задач борьбы с преступностью, возникающих перед законодателем и правоприменителями.

В-третьих, концепция - это гарант целостности уголовной политики как системы, теоретическая и нормативная база для обеспечения процесса устойчивого развития уголовной политики на основе оптимального сочетания ее стабильности и гибкости, предсказуемости в условиях меняющихся социальных и криминогенных реалий.

В-четвертых, концепция - это фундамент для создания федеральных и региональных программ борьбы с преступностью, для разработки перспективных и ежегодных планов законопроектных работ, а также проектов новых правовых актов.

В-пятых, концепция всегда играет роль доминанты; в правовом отношении ее положения являются приоритетом, и в силу этого любое уголовно-политическое нововведение, противоречащее положениям концепции, считается не имеющим юридической силы либо может быть оспорено в судебном порядке.

В-шестых, концепция служит методологической базой формирования «отраслевых» концепций уголовной политики и в конечном счете превращения последней в целостную (а потому и эффективную) социально-правовую конструкцию.

В-седьмых, концепция должна содержать четкое и недвусмысленное определение промежуточных (субсидиарных) целей и главной цели реализации уголовной политики, а также основных путей их достижения.

Наконец, в-восьмых, в организационном смысле самоочевидно, что изначально должна быть разработана и пущена в дело концепция. Ибо уголовная политика - это, прежде всего, концепция, воплощающая в себе идеологию борьбы с преступностью, и уже затем осуществление обусловленной ею целенаправленной деятельности, призванной обеспечить интересы государства и общества в их взаимоотношениях с преступностью. Концепция способна сделать эту деятельность осмысленной, интеллектуально обеспеченной.

Все перечисленное выше представляет собой не только содержательную характеристику понятия «концепция уголовной политики». В значительной своей части это еще и перечень основных функций, которые последняя призвана выполнять. К изложенному стоит добавить еще одну функцию, ее можно назвать ограничительной или охранительной.

Речь идет о служебном предназначении концепции в качестве барьера, ограничивающего законотворческое и правоприменительное своеволие государственных структур любого уровня. Хорошо известно, что многие законы у нас принимаются второпях, они плохо продуманы, далеко не всегда адекватны реальным ситуациям и т.д. Порой новые нормативные акты, вопреки своему предназначению, не только не способны стать инструментом эффективной борьбы с преступностью, но, напротив, противоречат друг другу, содержат удобные лазейки для использования их в коррупционных и иных преступных целях. Происходит это по разным причинам, но многое - в силу достаточно распространенных представлений о том, что законодателю принадлежит неограниченная свобода принимать любые законы.

В связи с этим одна из охранительных функций концепции уголовной политики состоит в том, чтобы с помощью сформулированных в ней положений определять границы свободы правотворчества органов государственной власти, охранять оптимально сложившуюся систему права и надлежащую направленность практики противодействия преступности от произвола законодателя и правоприменителя, вызванного дефектами правового мышления, ошибками, недостаточным профессионализмом, а подчас и просто злым умыслом.

Реализация охранительной функции концепции не посягательство на права законодательного собрания, а возможность для депутатов и сенаторов сверить свои действия с апробированными ориентирами, методологическая помощь им в деле принятия качественных, по-настоящему нужных стране законов.

Итак, концепция уголовной политики - это программный, политикоправовой документ, содержащий систему взаимосвязанных, внутренне непротиворечивых положений, отражающих совокупность основополагающих, научно обоснованных позиций государства по поводу построения и реализации стратегии и тактики борьбы с преступностью и способов управляющего воздействия на криминальную обстановку в стране.

Понимаемая таким образом концепция, наполненная адекватным содержанием, может стать одним из инструментов целенаправленного и планомерного государственного строительства в сфере законодательства, регулирующего различные направления борьбы с преступностью и, прежде всего, совершенствования наиболее репрессивной его отрасли - уголовного права, достижения соответствия уголовного законодательства и практики его применения конституционным и международно-правовым стандартам прав человека и безопасности.

В качестве исходного положения такой концепции следует принять, что ее стержнем, точкой опоры может и должна стать некая криминологическая идея. Доказательством используем простую логическую цепочку: уголовная политика есть, иными словами, государственная политика борьбы с преступностью. Преступность есть феномен криминологический, очевидная прерогатива криминологии. Отсюда вывод: в основе концепции уголовной политики должна лежать четкая криминологическая идея, способная сфокусировать в себе то, что может стать главной и вместе с тем интегральной целью и стимулом деятельности в сфере, соответственно, уголовного нрава и процесса, уголовно-исполнительного права, оперативно-разыскной деятельности.

На наш взгляд, суть этой идеи - криминологическая безопасность. Соответственно, базой нашей уголовной политики, ее стержнем следует сделать концепцию криминологической безопасности (безопасности от криминальных угроз). Есть основания полагать, что именно такая идея способна дать импульс к формированию и реализации новых стратегий и тактического арсенала борьбы с преступностью, в том числе и с использованием возможностей названных выше институтов уголовной политики. Криминологическая безопасность как парадигма должна быть встроена в конструкцию уголовной политики, стать ее сущностью, контрапунктом.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое уголовная политика?
  • 2. Каковы формы реализации уголовной политики?
  • 3. Назовите основные направления уголовной политики.
  • 4. Дайте характеристику современной уголовной политики.
  • 5. Каковы перспективы развития уголовного законодательства?

Уголовно-правовая политика, содержанием которой является целенаправленное противодействие преступности, ориентирована не только на совершенствование форм и методов деятельности правоохранительных органов, но и на расширение социальной базы борьбы с преступностью. Эту базу формируют действия граждан по противодействию преступности. Данное направление уголовной политики нашло реальное воплощение в современном уголовном законодательстве, нормы которого направлены на активизацию граждан в сфере противодействия преступности.

Уголовно-правовая политика России на протяжении многих десятилетий или не осознавалась в качестве самостоятельной проблемы, или отличалась крайней нестабильностью. Она не имела упорядоченного развития, а воспринималась как совокупность решений власти, направленных на обеспечение правопорядка, общественной безопасности и борьбу с преступностью.

В настоящее время одним из важных направлений разработки концепции уголовно-правовой политики является преодоление «кризиса правопорядка». Население (его большая часть) испытывает чувство беззащитности перед преступностью, основанное отчасти на искаженном восприятии складывающейся криминальной ситуации, отчасти - на неверии в профессиональные возможности субъектов уголовной политики и эффективности всей системы правоохранительных органов. Крайне низкой является степень доверия населения к правоохранительным органам, в отдельные периоды она опускалась до показателей в 3-4 %.

Концепция уголовной политики должна учитывать позицию населения, которое нередко скептически оценивает возможности органов власти, в том числе правоохранительных органов в эффективном обеспечении борьбы с преступностью. Именно с этой позицией населения нередко связано искажение реальной картины преступности. Например, по исследованиям ВНИИ МВД России, проведенным в конце 90-х г.г. прошлого столетия, около 60% потерпевших от тяжких преступлений вообще не обращались в правоохранительные органы. Очевидно, население нередко принимает меры к защите жизни, здоровья, собственности собственными силами. Это позиция в целом позитивна, если она не принимает гипертрофированных форм, например, приобретения и использования запрещенных к свободному обороту оружия и боеприпасов. В то же время создание и активное развертывание сети частных охранных структур для защиты интересов собственников, установка технических систем охраны в квартирах и подъездах позволяют сократить число посягательств имущественного характера.

Раскрываемость преступлений в России (как в достаточной степени унифицированный показатель) на 30-40% выше, чем в большинстве европейских стран. Однако он не отражает реальной ситуации противодействия преступности, поскольку нередко достигается «приукрашиванием» статистических показателей. Типичной для правоохранительных органов деформацией является «сдвиг средств на цели» уголовной политики, когда средство - повышение раскрываемости приобретает характер цели и достигается любыми средствами. Эта тенденция не только не повышает уровня доверия населения к результативности уголовной юстиции, но и наносит серьезный ущерб их авторитету. Обманные, по сути, «игры» со статистикой искажают как картину преступности, так и оказывают негативное влияние на состояние борьбы с ней.

Концепция настоящего времени, безусловно, должна учитывать, что она является идеологией уголовной политики переходного периода, это предполагает поиск эффективных подходов к стратегии противодействия преступности именно в данный исторический период развития государственности. Причем такая стратегия не обязательно должна быть связана с ужесточением законодательства и правоприменительной практики. Ужесточение уголовной политики кажется естественной реакцией на рост преступности. Однако, как показывает опыт европейских стран, преобладающей тенденцией в период «криминального взрыва» должно быть не ужесточение, а рациональное развитие и даже смягчение уголовной политики. Одной из причин, которые обусловливают такую, на первый взгляд, парадоксальную реакцию, являются нарастающий процесс все большей ограниченности материальных и профессиональных ресурсов, которые общество может использовать для противодействия преступности. Эти ресурсы невозможно увеличивать темпами, пропорциональными росту криминальных проявлений. Кроме того, экстенсивный путь развития дорогостоящей и громоздкой системы уголовной юстиции, при попытке его реализовать, приводит к еще более разрушительным последствиям для общества, чем сама преступность.

Зарубежный опыт показывает, что при либерализации уголовной политики темп прироста относительного количества осужденных при возрастании количества преступлений, как и уровень судимости в период реформирования общества, (что наблюдалось в Польше, Венгрии и Молдове) был либо незначительным, либо оставался стабильным или даже уменьшился. Это достигалось: во-первых, декриминализацией части преступлений, а также расширением видов наказаний, не связанных с лишением свободы; во-вторых, использованием института условного осуждения, досрочного и условно-досрочного освобождения.

Другое направление развития концептуальных положений уголовной политики на перспективу - депенализация, сокращение относительного количества приговоров к лишению свободы и снижение сроков лишения свободы, что, безусловно, потребует коррекции нормативного правового регулирования и развития структур исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Еще одной проблемной ситуацией в России является неразработанность подходов (методик) к определению приемлемого для общества уровня криминологической безопасности населения, рубежей (показателей) возможного или приемлемого уровня судимости населения, предельного наполнения мест лишения свободы и других элементов, определяющих уровень реализации уголовной политики.

Указанные проблемные ситуации могут быть положены в основу концептуальных положений, направленных на устранение избыточности уголовной репрессии.

Следует также принимать меры, которые позволят исключить нестабильность в развитии карательного аспекта уголовной политики, поскольку ранее периоды ужесточения карательной практики сменялись либерализацией, ослаблением репрессивной функции и даже подменой общепринятых способов государственно-правового принуждения мерами общественно-воспитательного воздействия. Такие колебания едва ли были проявлением осмысленной и последовательной политики государства в данной сфере. Скорее, это подтверждало отсутствие взвешенной научно обоснованной концепции воздействия государственных органов и общественности на негативные процессы. Естественно, что такие волюнтаристские подходы не могли привести к долгосрочному эффекту в деле борьбы с преступностью.

Очевидно, что концепция должна предусматривать разумное сокращение карательной сферы деятельности субъектов уголовной политики. Это может достигаться расширением декриминализации деяний, применением видов наказаний, не связанных с лишением свободы, основанной на законе корректировкой следственной и судебной практики в направлении расширения возможностей для прекращения уголовных дел на всех стадиях расследования и применения мер, заменяющих уголовное наказание. Среди форм реализации данного направления уголовной политики можно указать на: применение реституции (восстановления нарушенных прав и свобод потерпевшего); расширение возможностей освобождения от уголовной ответственности и наказания; применение принудительных мер воспитательного и медицинского характера (последние, по мнению автора, должны быть вообще выведены из структуры УК, как не имеющие уголовно-правового содержания). Это не исключает осуществление также процесса криминализации.

Еще одним из перспективных направлений уголовной политики возможно должна стать ее ориентация на восстановление правопорядка.

В рамках программ, связанных с защитой жертвы преступления, реализуются: право на доступ к механизмам правосудия и справедливое обращение; право на реституцию, на компенсацию со стороны государства (в случае, когда ее в полном объеме невозможно получить от правонарушителя), право на социальную помощь. Необходимая материальная, медицинская, психологическая и социальная помощь должна оказываться жертве преступления по различным каналам даже в том случае, когда пострадавший по каким либо причинам не желает обращаться в правоохранительные органы. Указанное отношение к жертве преступления в своей массе формирует достаточно лояльную позицию населения к деятельности правоохранительных органов - субъектов уголовной политики.

Таким образом, перспективным направлением уголовно-правовой политики является реализация ее субъектами, наряду с задачами борьбы с преступностью, также задач социальной поддержки и обслуживания населения. Названные концептуальные положения уголовной политики должны, по мнению автора, реализовываться постоянно и корректироваться по мере возникновения социальной потребности.