Заключение проекту по экологической экспертизе. Об общественной экоэкспертизе. Экологическая экспертиза проекта

представляет собой процедуру, целью которой является недопущение нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду (данное право закреплено Конституцией РФ). О порядке ее проведения и нюансах, касающихся экспертизы такого рода, речь пойдет далее в статье.

Об экологической экспертизе проектной документации

В современном мире все больше внимания уделяется вопросам, связанным с контролем соблюдения природоохранных норм на любой из стадий реализации проектов, в т. ч. при подготовке проектной документации. Экспертиза ее призвана установить соответствие планируемого строительства и прочей деятельности требованиям, установленным нормативными актами, действующими на территории России.

В ходе проведения экспертизы таких объектов удается выяснить, насколько они способны нанести вред окружающей среде, и предпринять меры по предотвращению возможных негативных последствий. Проведение подобной процедуры позволяет избежать реализации проектов, изначально вредных для природы, и ненужных трат, связанных с ними.

Экологическая экспертиза может быть как государственной, так и негосударственной (общественной). Детально об их проведении поговорим далее.

О государственной экоэкспертизе

О том, кто занимается государственной экоэкспертизой проектной документации, говорится в ст. 10 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.2995 № 174-ФЗ. Согласно этой норме, проведение экспертизы возлагается на Госкомитет России по охране окружающей среды и его территориальные подразделения.

Отнесение проектной документации к подведомственности федерального органа власти или органа субъекта РФ осуществляется на основании ст. 11-12 упомянутого выше ФЗ. Так, федеральные органы проводят экспертизу проектной документации, касающейся:

  • строительства или реконструкции объектов, расположенных в особо охраняемых природных зонах федерального уровня;
  • объектов, являющихся особо опасными, уникальными или технически сложными;
  • строительства или реконструкции объектов обороны и безопасности, расположенных в особо охраняемых природных зонах регионального и местного значения (при условии, что такое строительство или реконструкция допускается действующим законодательством РФ);
  • объектов, создаваемых или реконструируемых в целях размещения и/или обезвреживания отходов 1-5 классов опасности, и проекты вывода таких объектов из эксплуатации;
  • земель, используемых, но не предназначенных для размещения или обезвреживания отходов 1-5 классов опасности;
  • искусственных земельных участков на территории водных объектов, относящихся к собственности РФ.

К компетенции же органов власти субъектов РФ относится экспертиза строящихся/реконструируемых объектов, находящихся в региональных или местных природоохранных зонах, не отнесенных к компетенции федерального органа.

Об общественной экоэкспертизе

Помимо государственной законодательно предусматривается и проведение общественной, о чем сообщает гл. IV ФЗ «Об экологической экспертизе».

При этом инициировать ее проведение вправе:

  • общественные организации/объединения (в т. ч. те, которые непосредственно занимаются охраной окружающей среды, имеющие полномочия на проведение экоэкспертизы и прошедшие аккредитацию в соответствии с законодательством);
  • органы местного самоуправления;
  • рядовые россияне.

Для проведения общественной экоэкспертизы из представителей перечисленных организаций и граждан создаются специальные общественные комиссии, которые действуют на основании госрегистрации поданного ими заявления. Эксперты, принимающие участие в экспертизе, должны придерживаться требований, предусмотренных п. 5 ст. 16 ФЗ № 174-ФЗ.

Подобной экоэкспертизе могут подлежать объекты, сведения о которых представляют охраняемую законом (государственную, коммерческую и т. п.) тайну. Проводится общественная экспертиза ранее государственной или одновременно с ней.

Проводящие экоэкспертизу общественные организации вправе рассчитывать:

  • на получение в полном объеме проектной документации от заказчика;
  • знакомство с документами нормативно-технического характера, которыми устанавливаются требования к проведению государственной экоэкспертизы;
  • участие в качестве наблюдателей в заседаниях комиссий государственной экоэкспертизы, осуществляющих обсуждение заключений, которые были сделаны общественной экспертизой.

Права и обязанности заказчиков экоэкспертизы

Действующее законодательство наделяет заказчиков рядом прав и обязанностей. В частности, заказчик экспертизывправе:

  • получать информацию о сроках начала проведения экспертизы;
  • получать материалы экспертизы для ознакомления;
  • давать пояснения;
  • представлять замечания;
  • требовать устранения нарушений в порядке проведения экспертизы;
  • обжаловать заключение экспертов в суде и требовать возмещения вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства об охране окружающей среды.

К обязанностям заказчика экологической экспертизы проектной документации , в соответствии со ст. 27 ФЗ № 174, относятся следующие:

  • представление документации в необходимом объеме и по форме, соответствующей требованиям законодательства;
  • оплачивать экспертизу в установленном размере;
  • осуществлять деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение экспертной комиссии.

О порядке проведения экспертизы

Порядок проведения экологической экспертизы проектной документации регламентируется ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно указанной правовой норме, процедура осуществляется при выполнении определенных условий:

  1. В случае соответствия представляемых документов по содержанию и форме тем, которые предусмотрены действующим законодательством (при наличии в пакете всех необходимых материалов). Права и обязанности заказчиком при проведении процедуры определяет Градостроительный кодекс.
  2. При условии ее полной предварительной оплаты лицом, подающим документы для проведения.

Дата начала проведения процедуры устанавливается органом власти, осуществляющим экспертизу, но в любом случае срок не может превышать 3 дней с момента оплаты и представления полного комплекта документов. Исключение составляют лишь объекты размещения отходов: в этом случае начало проведения экспертизы должно быть назначено не позднее чем через 15 дней с момента оплаты и подачи всех документов.

Максимальный срок проведения экспертизы составляет 3 месяца, его продление возможно только по заявлению заказчика (и лишь на срок, не превышающий 1 месяца). Для проведения экоэкспертизы в каждом конкретном случае формируется экспертная комиссия, по результатам работы которой выдается заключение. Оно представляет собой документ, содержащий выводы экспертов относительно соответствия документации требованиям законодательства в области экологической безопасности.

При несогласии части экспертов с выводами квалифицированного большинства специалистов их мнения прилагаются к заключению дополнительно. Принятие решения о проведении повторной экспертизы возможно только арбитражным судом либо судом общей юрисдикции.

Следует отметить, что в некоторых случаях порядок проведения экологической экспертизы может быть отдельно регламентирован соответствующими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами. В качестве примера можно привести объекты, строительство которых осуществляется для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.

Заключения, выданные экспертными комиссиями, должны быть поданы для утверждения в федеральный орган исполнительной власти или госорган субъекта РФ. Лишь после утверждения этот документ приобретает юридическую силу.

Экологическая экспертиза, согласно действующему ФЗ «Об экологической экспертизе», в обязательном порядке проводится в рамках проектирования любого строительного объекта. Она необходима для обеспечения сохранения окружающей среды и здоровья граждан, а также предупреждения возможных нарушений экологической безопасности при возведении и эксплуатации объекта. Вся проектная документации должна отвечать требованиям, содержащимся в нормативно-правовых актах, регулирующих эту область деятельности.

Основными законами, которыми руководствуются эксперты, являются ФЗ «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме того, существует множество других отраслевых, государственных и муниципальных нормативных актов. Эксперты, проводящие экологическую экспертизу, должны обладать высокой квалификацией, современным инструментарием и достаточным опытом.

ЮЦК располагает штатом профессиональных лицензированных экспертов и новейшим оборудованием. Фальсификация данных или некомпетентно составленная документация влекут за собой ответственность, в том числе и уголовную.

Экспертные работы и порядок проведения

Эксперты должны ориентироваться во всех аспектах, методах, процедурах хозяйственной деятельности и хорошо знать нормативно-правовую базу. Принципы, на которых основывается проведение экологической экспертизы :

  1. Экспертные работы проводятся в строгой последовательности, в несколько этапов

    • На первой стадии заказчик обращается с заявлением о проведении экспертных работ. На основании этого заявления создаётся экспертная группа, разрабатывается техническое задание и определяются сроки проведения экспертизы. В зависимости от сложности экспертные работы могут занимать разный объём времени, но не более 6 месяцев. После согласования работ, заказчик обязан предоставить необходимую документацию (результаты инженерных изысканий, генеральный план, разрешительную документацию и т. д.) и оплатить экспертизу.
    • Второй этап включает в себя тщательное изучение и оценку предоставленных документов, проведение необходимых экспертиз с использованием измерительных приборов, документально подтверждённое обоснование экологической безопасности проекта, составление прогнозов состояния внешней среды по мере его реализации. Эксперты изучают виды и характер воздействий на окружающую среду, а также определяют основные параметры источников этого воздействия. В процессе экспертных работ вносятся корректировки в проектную документацию.
    • На заключительном этапе подготавливается комплексный пакет документов и оформляется заключение. Заключение подписывается всеми экспертами, которые проводили экспертизу и заказчиком. После этого оно передаётся на рассмотрение в государственные органы, отвечающие за экологическую безопасность.
  1. Результаты экспертизы

    Экспертное заключение содержит перечень документов, использовавшихся в процессе экспертизы; предложения и замечания, сделанные на основе анализа и оценки всех материалов, полученных в в результате экспертных работ; рекомендации экспертов по осуществлению проекта с соблюдением норм экологической безопасности. После его рассмотрения, соответствующими государственными органами выносится решение о разрешении или запрещении реализации проекта.

    Официально утверждённое заключение имеет юридическую силу и может оспариваться только в суде в соответствии с действующими законами. Без положительного решения строительство объекта будет невозможно. Эксперты компании «Южный центр качества» помогут устранить имеющиеся недостатки и привести проектную документацию в соответствие с действующими нормами экологической безопасности.

Преимущества ЮЦК

Экологическая экспертиза строительных проектов - процедура, без которой нельзя обойтись. Даже самые незначительные ошибки при проведении экспертных работ могут привести к остановке строительства на любом этапе - надзорные органы особенно тщательно проверяют хозяйственную деятельность в экологической сфере. В ЮЦК работают подготовленные и опытные специалисты, которые не делают ошибок. Наши эксперты отлично разбираются в нормативно-правовой базе, знают своё дело и, главное, умеют работать с максимальной эффективностью - никаких задержек и проволочек.

ЮЦК осуществляет консультативную помощь, подключается к работе на любой стадии проекта и всегда доводит дело до благополучного разрешения в указанные сроки. Мы стоим на страже интересов заказчика и решаем весь комплекс задач без привлечения сторонних специалистов.

09.01.2016

Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов.

Разрушения и повреждения, вызываемые действием ударной волны.

Воздействие ударной волны на людей и животных.

(Изучить самостоятельно!)

(Изучить самостоятельно!)

Общие требования к безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов.

При проектировании и строительстве объектов экономики, при конструировании и эксплуатации оборудования в обязательном порядке учитываются технические и экологические требования безопасности. Каждый объект должен быть безопасным как для человека так и для окружающей среды. В связи с этим в ходе эксплуатации проводится как правило 2 экспертизы безопасности объектов экономики.

1. Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов.

2. Экологическая экспертиза техники и технологических материалов.

Основные требования к безопасности оборудования и технологических процессов в зависимости от характера и назначения изделия излагается в системе стандартов по безопасности труда (ССБТ).

Основные требования к безопасности:

1. Требования к конструкции, оборудованию (устройство ограждений, блокировка включений при нерабочем состоянии, требования к освещению рабочих органов, приборов контроля, системы сигнализации).

2. Требования к обеспечению на объектах стандартизации и сертификации, санитарно-гигиенических условий, отвечающих действующим нормам (подвергаются системы местной вентиляции, системы освещения, различные фильтры, защитные экраны, средства снижения шума, вибрации, инфразвука).

3. Требования к электробезопасности (устройство электроизоляции, систем защитного заземления).

4. Эргономические требования по обеспечению удобства при запуске, управлении и обслуживании объектов, требования к качеству обработки и окраске поверхностей оборудования в соответствии с требованиями технической эстетики.

5. Требования к использованию сигнальной окраски и знаков безопасности.

6. Требования к методам и средствам контроля параметров опасных и вредных факторов производственной среды.

Экологическая экспертиза проектов – это комплексные оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий разрабатываемых проектов или конструкций объектов. Данная экспертиза направлена на предотвращение отрицательного влияния этих проектов на окружающую среду и решение поставленных задач с наименьшими затратами ресурсов. Экологическая экспертиза предприятия разрабатывается и проводится на основе требований Государственной экологической экспертизы.

Целями Государственной экологической экспертизы являются:


q обеспечение экологической безопасности и сохранение здоровья населения практически всех регионов;

q рациональное расходование природных ресурсов;

q соблюдение международных соглашений и договоров по вопросам охраны и использования ресурсов земли;

Государственная экологическая экспертиза является обязательной составной частью государственных процедур выдачи решения по финансированию, вводу объектов в эксплуатацию, а также открытию новых предприятий.

В ходе Государственной экологической экспертизы оценивается:

1. Полнота и достаточность материалов, отражающие задачи и требования охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

2. Соответствие проектных разработок в действующем нормативе.

3. Полнота учета требований по охране окружающей среды при выборе вариантов размещения новых объектов, при определении сырьевой базы, объема производства и предлагаемых технологий по видам продукции.

4. Технологии и оборудование в сравнении с мировым уровнем экологической безопасности аналогичного производства.

5. Экологическая безопасность продукции и отходов.

6. Правильность определения характера воздействия и его результатов в условиях нормальной эксплуатации, а также при авариях и экстремальных нагрузках.

7. Правильность определения устойчивости отдельных объектов, целых комплексов и их способность к восстановлению.

8. Правильность обоснования природоохранных мероприятий.

9. Методы учета и контроля различных видов воздействий на окружающую среду.

Для проведения экологической экспертизы при выборе площадки для строительства новых предприятий и при реконструкции действующих предприятий в государственные органы должны быть предоставлены следующие материалы:

q краткие сведения по обоснованию выбора района строительства с учетом физико-географических и метеорологических факторов.

q характеристики выбросов предприятием загрязняющих веществ в атмосферу, план района размещения предприятия с указанием размеров санитарных зон.

q намеченные решения по очистке и утилизации загрязняющих веществ.

q упрощенные расчеты степени загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с ОНД-86 (отраслевой нормативный документ).

q обоснование данных об образовании аварийных и залповых выбросов.

q нормативы ПДК загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу данным предприятием, определение предельно допустимых выбросов (ПДВ), временно согласованных выбросов (ВСВ), предельно допустимых уровней (ПДУ) и т. д.

Расчет ПДВ производится с помощью современных методов с учетом значений фоновых концентраций загрязняющих веществ в зоне промышленного предприятия. Воздух, выбрасываемый в атмосферу установками общеобмена и вытяжками вентиляции предприятий содержит обычно различные загрязняющие вещества в больших концентрациях.

Основным документом, регламентирующим расчет рассеивания и определение приземных концентраций выбросов промышленных предприятий является методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД 86 .

В основу методики положено условие, при котором суммарная концентрация каждого вредного вещества не должна превышать максимальную разовую предельную концентрацию данного вещества в атмосферном воздухе.

Довольно часто в соответствии с данной методикой приходится решать задачу по определению предельно допустимых выбросов, при которых выполняется условие непревышения предельной максимальной разовой концентрации.

Если выбросы превышают размеры ПДВ, то в этом случае предусматривается их очистка до значения рассеивания. На определенных стадиях работы предприятия или в случае аварии возможны т.н. залповые выбросы вредных веществ в атмосферу ПДВ которых рассчитывается также в соответствии с данной методикой.

Для транспортных средств и передвижных установок значения ПДВ устанавливается в соответствии со стандартами для единичного транспортного средства или установки. Если значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, то допускается поэтапное снижение выбросов вредных веществ действующих предприятий от временно согласованных результатов до допустимых значений выбросов.

Для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу предусматриваются, как правило, следующие мероприятия:

1. Тщательная проработка технологического процесса с целью снижения количества выбрасываемых в атмосферу токсичных веществ или замены их на нетоксичные.

2. Повышение герметичности оборудования.

3. Разработка и применение эффективных систем пыле и газоочистки.

Решение о реализации выбросов в атмосферу должно приниматься только лишь после комплексной реализации данных мероприятий. Воздействие объектов экономики на геологическую среду определяется технологической нагрузкой – годовым количеством всех видов твердых и жидких отходов, поступающим в окружающую среду от предприятий. При экспертизе проектов производят проверку наличия у предприятия возможности переработки и захоронения твердых и жидких отходов, а также полноту использования новейших научно-технических достижений в области разработки и внедрения безотходных и малоотходных технологий.

Оценку экологического воздействия на гидросферу производят на основе баланса водообеспечения предприятия, в котором учитываются параметры водопотребления и водоотведения , а также объемы (м 3 /сутки) повторно используемой воды, промышленных сточных вод, хозяйственно-бытовых сточных вод и безвозвратных потерь воды.

При экспертизе проектов производится проверка наличия и полноты разработки предложений по созданию замкнутых систем водообеспечения с необходимым технико-экономическим обоснованием. При экспертизе проектов размещения крупных промышленных предприятий рассматривается состояние окружающей среды в районе, примыкающем к предприятию в радиусе 20-30 км. Устанавливаются размеры санитарно-защитных зон, которые регламентируются в соответствии с СанПиН.

Утверждение проекта предприятия не допускается без проверки экологической экспертизы, по окончании которой выдается экологический паспорт. По действующему законодательству каждое предприятие должно иметь экологический паспорт .

Юр.лица, Физ.лица

За услугой можно обратиться:

  • Через законного представителя

Перечень необходимых документов:

    2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя.

    3. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

    4. Для объектов государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) - проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, в том числе относящихся к природным и озелененным территориям города, утверждаемых органами государственной власти города Москвы; проектов целевых программ города Москвы, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов, заявителем представляются:

    Проект нормативно-технического или инструктивно-методического документа, паспорт государственной программы;
    - материалы оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

    5. Для объектов ГЭЭ - материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, заявителем представляются материалы, обосновывающие придание части территории города Москвы статуса особо охраняемой природной территории регионального значения и содержащие:

    Характеристику местоположения проектируемой территории;
    - природную характеристику проектируемой территории;
    - характеристику градостроительной ситуации на проектируемой территории и прилегающих к ней территориях;
    - оценку состояния природного комплекса, растительного и животного мира создаваемой особо охраняемой природной территории;
    - обоснование образования особо охраняемой природной территории регионального значения и присвоения ей конкретной категории с учетом оценки (анализа) природоохранной значимости (ценности);
    - обоснование предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории;
    - обоснование предлагаемого к установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории;
    - обоснование предлагаемых к установлению режимов регулирования градостроительной деятельности;
    - описание и схему предлагаемых к установлению границ особо охраняемой природной территории (М 1:2000-1:5000).

    6. Документы и информация, получаемые уполномоченным должностным Департамента с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра:

    6.1. Для объектов ГЭЭ - проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, материалы проектной документации Департамент получает от Мосгосэкспертизы самостоятельно.
    6.2. Департамент самостоятельно получает в органах исполнительной власти города Москвы, подведомственных государственным органам власти организациях, следующие документы (если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в их распоряжении):
    - положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    - заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами;
    - заключение общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
    - материалы обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами исполнительной власти города Москвы.
    (в ред. постановления Правительства Москвы от 21.07.2015 N 459-ПП)
    6.3. Заявитель имеет право представить документы, указанные в 6.2 по собственной инициативе.
    6.4. В случае представления проектной документации по собственной инициативе заявитель передает в Департамент материалы проектной документации по объекту ГЭЭ в трех экземплярах (в том числе один экземпляр на магнитном носителе), другие необходимые материалы - в одном экземпляре.
    6.5. Документы, представленные на ГЭЭ в электронном виде, должны иметь формат файла PDF, JPG, TIFF.
    6.6. В процессе проведения ГЭЭ допускается представление заявителем в Департамент дополнительных разделов проектной документации и сведений, содержащихся в них, необходимых для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, в том числе данных специальных экологических исследований, результатов расчетов и анализов, иных материалов, необходимых для подготовки заключения ГЭЭ.
    6.7. В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" Департамент по заявлению экспертов ГЭЭ в процессе проведения ГЭЭ имеет право требовать от заявителей представления дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов ГЭЭ.

Стоимость услуги и порядок оплаты:

Экологическая экспертиза является одним из жизненно важных способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает тем самым реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная и общественная экологические экспертизы.

Действующими нормативными актами определены два основных механизма, целью которых является учет воздействия деятельности на окружающую среду при принятии решений. Это экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.

Экологическая экспертиза, государственная или общественная проводится специальной комиссией по окончании подготовки проектной документации. Эта комиссия должна сделать вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым условием реализации проекта.

Согласно Закону «Об экологической экспертизе» заказчик представляет на экологическую экспертизу «материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности» для любого проекта.

На стадии государственной экологической экспертизы, общественности также предоставляется право на получение информации: о результатах проведения государственной экологической экспертизы; о нормативно-технических документах, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям законодательства, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов: документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственною и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; положительных заключений и документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны: представлять на экологическую экспертизу требуемую документацию в соответствии с законодательством, и том

числе на повторное проведение государственной экологи

ческой экспертизы; оплачивать проведение государственной экологической экспертизы; передавать специально уполномоченным государственным

органам в области экологической экспертизы и обществен

ным организациям, организующим прoведение экологической экспертизы, необходимые матери-алы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы; осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической эк-спертизы; передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза. Граждане и общественные организации в об-ласти экологической экспертизы имеют право: выдвигать предложения об общественной экологической экспертизе хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим

аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности; получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, ин информацию о результатах ее проведения; осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую тайну.