Способы изложения и виды текста. Способы изложения норм права

Способ изложения материала – методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.

Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности. Например:

Первый свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы.

Дружина Александра вместе с новгородским ополчением совершила стремительный переход к устью Невы. По пути к ним присоединился отряд из Ладоги.

15 июля 1240 года русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Шведы в панике бросились бежать.

Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 года они захватили русскую пограничную крепость Изборск, а затем овладели Псковом.

Зимой 1241-42 г.г. Александр Невский со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся дальше на запад против главных вражеских сил.

Ступенчатый способ (стадиальный) – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли. Например:

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг. В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей. Третья книга «Риторики» посвящена самой речи.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам). Это способ поиска подтверждений высказанному ранее обобщению.Например:

Кто художество наше любит, а мастера презирает, тот лжет. Кто действительно мастерство народное любит, любит и художника. А кто спесивится перед нашим братом, не любит искусства нашего, кто оскорбляет художника – искусство его оскорбляет.

Индуктивный способ – изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания. Например:

В одном конце залы – широкая лестница... и по обеим ее сторонам высокие двери с прибитыми над ними оленьими головами – они ведут в бильярдную, библиотеку, большую желтую залу и в гостиные. На втором этаже, по меньшей мере, двадцать спален. ... Наша классная помещается на втором этаже, и из нее одна дверь ведет в мою спальню, а другая в спальню девиц. Затем идут апартаменты мистера Питта – мистера Кроули, как его здесь называют, – старшего сына, и покои мистера Родона Кроули. Словом, недостатка в помещении тут нет, могу тебя уверить! Мне кажется, что в этом доме можно было бы разместить все население Рассел-сквер, да и то осталось бы место»

Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, новыми фактами, мнениями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. Например:

Я не принимаю эстетизма. Неделя борьбы с эстетизмом! Эстетизм – это красивость, а не красота, любование, а не любовь, сердитость, а не гнев, – в эстетизме холодная кровь. Он – статичен. Он – созерцает, а не сопереживает. Он говорит: вот – я, вот – мир, который я созерцаю. Но он никогда не скажет: я – весь в этом мире, я – это мир. Эстетическое искусство – развлечение. В нем всегда встает роковой вопрос: есть ли в искусстве смысл? Эстетизм не дает ответа.

Аналогический способ (метод аналогии) – изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов), то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.Например:

Открытие Галилеем четырех больших планетоподобных спутников у Юпитера позволило подкрепить гипотезу Коперника о центральном положении Солнца и движении вокруг него других планет. Он сравнил систему спутников Юпитера с Солнечной системой. В обеих системах имеется ряд общих для них признаков.

Необходимые (логические) правила

для сильной аргументации:

· Тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

· Тезис должен быть тождественным в течение всего рассуждения.

· Необходимо исключить из тезиса неявные условия, положения и следствия.

· Дать определение всем понятиям и точно указать отношения между ними.

· Сформулировать цель аргументации.

· Аргументы должны быть истинными и непротиворечивыми.

· Аргументы должны быть достаточными.

· Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса.

· Источники аргументации должны быть всем известные и достоверные.

Необходимые (психологические) правила

для сильной аргументации:

· Будьте эмоциональны.

· Не злоупотребляйте логическим давлением.

· Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам.

· Персонифицируйте свои идеи (превращайте обсуждение идеи в обсуждение людей).

· Отвлекайтесь в изложении.

· Используйте парадоксальные аргументы.

· Будьте лаконичны.

· Используйте наглядные пособия, приводите статистические данные.

Уловки – определенные тактические приёмы, использование которых приведет к максимальному достижению эффективности речевого воздействия.

Логические ошибки – нарушения требований, предъявляемых логикой к различным элементам доказательного рассуждения.

Софизмы – преднамеренные логические отступления.

Разновидности логических ошибок:

· «Ложность оснований» – использование недостоверных фактов.

· «Предвосхищение основания» – попытка обосновать тезис суждением, которое само нуждается в доказательстве.

· «Недостаточность аргументов» – аргумент, значимый для вполне конкретных обстоятельств, выдается за аргумент, значимый во всех иных обстоятельствах.

· «Круг в доказательстве» – в качестве основания для выдвинутого тезиса принимается довод, достоверность которого зависит от истинности доказываемого тезиса.

· «Мнимое следование» – неумение вывести доказываемую мысль из приведенных в тексте аргументов, неспособность установить внутреннюю логическую связь этих аргументов и тезисного суждения.

· «Прыжок в доказательстве» – искажение логической последовательности в приведении аргументов.

· «Нарушение правил умозаключения» – использование слов, значение которых неоднозначно понимается в тезисах и аргументах, что приводит к смешению смыслового содержания понятий.

Разновидности уловок:

· Вопрос, в котором используют неопределенности ситуативных слов.

· Вопрос, предполагающий в ответ «да» или «нет».

· Вопрос, предполагающий нежелательный (выгодный для вопрошающего) ответ.

· Вопросы, для которых не найдено общепринятого решения (Логические парадоксы).

В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов и как соотносится со структурой ее статей (пунктов). Отметим, что какого-ли- бо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения. Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами.

В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называется прямой.

Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти.

Является часть, где установлено само правило поведения, — участие в выборах, в голосовании. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.

Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуют отсылочные либо бланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах.

Отсылочный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть. В качестве одного из примеров отсылочного способа можно привести ст. 313 Уголовного кодекса Франции, предусматривающую вынесение дополнительных наказаний за мошенничество. Она гласит, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 », подвергаются дополнительным наказаниям: временному лишению политических, гражданских и семейных прав, запрещению заниматься профессиональной или иной общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой были совершены эти деяния, и др. В данной статье даны дополнительные санкции. Что же касается диспозиции, то она содержится в статьях 313 1 , 313 2 , 313 4 и 313 6 , к которым законодатель отсылает правоприменителя.

В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. 1 ст. 227 УК РФ «Пиратство» описываются признаки этого преступного деяния (нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения). В ч. 2 этой статьи говорится о том же деянии, но совершенном неоднократно либо с применением оружия. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. 1 и 2, если пиратство совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа.

Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта.

Бланкетный способ

Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права. Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. е в них находится гипотеза и санкция. Диспозиция же (правила должного поведения) находится в специальных нормативных актах (в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др.). В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться к содержанию данных правил.

Для более глубокого и разностороннего понимания структуры нормы права, равно как и ее составных частей, важное значение имеет рассмотре-ние способов изложения норм права. В правовой теории и практике доволь-но часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов, и в частности, как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Анализ показывает, что возможны и в действи-тельности существуют различные варианты.

Формы изложения элементов правовой нормы

в статьях нормативно-правовых актов

Полная

Отсылочная

Бланкетная

в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылок к другим статьям

в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушение, но сами правила поведения содержатся в других нормативных актах

Прямой (полный) способ предполагает изложение всех трех элементов правовой нормы в статье нормативно-правового акта. Все составные части правовой нормы - гипотеза, диспози-ция и санкция - полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта.

При отсылочном способе изложения в статьях нор-мативных актов содержатся не все структурные элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта. Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распро-странен способ изложения правового материала, при котором одни состав-ные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же - лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье а содер-жат отсылку к другой или к другим, родственным статьям.

Бланкетный (открытый) способ изложения предпо-лагает, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться. Для уяснения содержания гипотезы или дис-позиции и санкциинеобходимо обращение не к конкретной статье данного нормативно-правового акта, а предусмат-ривается отсылка в самом общем виде к другому норма- тивно-правовому акту в целом или к его части, или к не-скольким нормативным актам.

Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Соотношение нормы права и статьи закона

Структура нормы права - это законодательно-логическая категория, и вполне может не совпадать со словесной формулировкой нормативно-правового акта. Законода-тельная техника, требования простоты, компактности, логической стройности изложения, правовые традиции отрасли права выработали различные способы располо-жения элементов правовой нормы внутри нормативного акта либо нескольких, актов.

Поэтому необходимо различать норму права и статью закона. Часто бывает, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некото-рые акты, например уголовно-правовые, специализиру-ются на выражении санкций, обслужи-вающих нормы иных отраслей права.

Правовые нормы излагаются в нормативных актах в их отдельных статьях. Но статья закона не обязательно содержит в себе все элементы правовой нормы. Способы выражения правовой нормы в статьях нормативных актов могут быть различных вариантов:

1. Норма права и статья нормативного акта совпадают между собой - это наиболее типичный случай. Тогда в одной статье сосредоточиваются все структурные части нормы права - гипотеза, диспозиция, санкция. Но дело обстоит таким образом не всегда.

2. Нормы права и статья нормативного акта не совпадают между собой, так как в статье содержатся отдельные элементы нормы, а другие ее элементы помещаются в иных статьях данного нормативного акта (отсылочные нормы) или в иных нормативных актах (бланкетные нормы), этой отрасли права или в других отраслях права, например, ст. 170 КзоТ РФ и ст. 145 УК РФ. Такой вариант как самый удобный имеет наибольшее распространение.

3. Одной статьей нормативного акта удается охватить несколько правовых норм (ст. 88 Конституции РФ, инструкции министра и т.д.). Такой вариант встречается сравнительно редко.

4. одна норма права размещается в нескольких статьях;

5. одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм;

6. одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций;

7. гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция - в другой.

Данное расположение правовых норм опреде-ляется следующими обстоятельствами:

~ цели и задачи нормативно-правового акта;

~ логика нормативно-правового акта;

~ соотношение конкретных правовых норм с логикой нор-мативно-правового акта;

~ экономность и доступность расположения правового материала;

~ удобство того или иного способа размещения норм;

~ субъективная воля законодателя;

~ иные факторы.

Иностранные языки, филология и лингвистика

Традиционная классификация принятая в теории и практике редактирования выделяла три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование описание и рассуждение в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения Цель повествования передать движение событий во времени. Традиционная трёхкомпонентная повествование описание рассуждение схема бесспорно справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Своё место в ней должно найти сообщение структура...

Способы изложения и виды текста


1.
2. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

  1. Классификация способов изложения и видов текста

Работа редактора над композицией литературного материала не исчерпывается оценкой его целостности, анализом отдельных частей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приёмов. Редакторский анализ подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения избрал автор. Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определённая последовательность элементов смысловой структуры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведения, приёмы, которыми достигается их связность, смысловая и структурная полнота и целостность. Выбор способа изложения диктуется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование, описание и рассуждение (в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать движение событий во времени. Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент. Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определённых положений.

Наблюдения над живой речью и соответственно над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Традиционная трёхкомпонентная (повествование, описание, рассуждение) схема, бесспорно, справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы – и таких большинство – имеют дело с материалами информационными, справочными, литературой научной, научно-популярной, учебной, работают в широкой и разветвлённой системе средств массовой информации. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении. Своё место в ней должно найти сообщение , структура которого обычно предопределена хорошо известной всем журналистам формулой – ответом на вопросы: что? где? когда?; информационное описание, которое отражает не только внешние признаки предметов и явлений, но и знание существенных, часто недоступных внешнему, чувственному восприятию свойств; умозаключение – выведение нового суждения из суждений известных, не осложнённое агитационными задачами. Научно-техническая революция, интерес к проблемам социальным, небывалая общественная активность, присущие нашему времени, обогатили речевой обиход огромным количеством новых понятий и терминов, которые редактору надо уметь ввести в текст и оценить их целесообразность и точность. В связи с этим возникла необходимость специально рассмотреть такие тексты, в которых раскрывается содержание понятий, даётся их определение и объяснение.

Система видов текста, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующим образом * :

Изобразительные виды текста

Логизированные виды текста

повествование

описание

Рассуждение

объяснение

сообщение

Информационное описание

Умозаключение

определение

Структура текстов первого ряда типична для материалов убеждающих, агитационных, рассчитанных на эмоциональное воздействие. Композиционные приёмы их организации близки к принятым художественной литературой. Здесь ясно прослеживается риторическая традиция, а отсюда закономерен подход к анализу формы «по закону читателя».

Во втором ряду – тексты информационных материалов прессы, официальных документов, научных публикаций. Для них характерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений. Предметом и повествования и сообщения служит событие, но сообщение не прослеживает ни движения событий во времени, ни их развития. Описание и информационное описание фиксируют признаки предметов и явлений, но в отличие от традиционных описаний, свободных в выборе приёмов их построения, описания информационные строятся по определённой схеме. Умозаключение как вид текста в отличие от рассуждения, богатого по своим изобразительным и конструктивным возможностям, имеет в своей основе строгую логическую формулу. В информационных публикациях умозаключение обычно представлено его сокращённой формой – энтимемой.

Определение раскрывает содержание понятий в обобщённой форме, тогда как объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчётливое представление о предмете или явлении (форма его свободна).

Следует подчеркнуть, что всё сказанное выше относится к монологической форме изложения. Монолог как форма построения речи от первого лица наиболее обусловлен функционально в журналистском произведении. Он представляет основной массив публицистической речи как «организованная система облечённых в словесную форму мыслей». 3 Форма речи, для которой характерна смена высказываний двух (диалог) или нескольких (полилог) персонажей, в текстах массовой информации присутствует обычно как включение в основной монологический текст. Исключение представляют лишь тексты интервью и бесед. Причём в материалах первого ряда диалог и полилог служат средством выразительности. Взаимодействие монологических и диалогических форм речи – актуальная проблема для редактора публицистических произведений.


2. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

Логические структуры повествования и описания однотипны. Их составляющие (узлы повествования и элементы описания) равноправны, а связь между ними сочинительная. Для синтаксической структуры повествования характерна опора на глагольные формы, прежде всего на формы прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глагольные формы обладают наиболее отчётливо проявленной способностью «двигать действие», обозначая достигаемый им предел. Исчерпав себя, действие прекращается и уступает место другому. Таков механизм сочетания глаголов совершенного вида, передающих в повествовании последовательность событий. Эту функцию прошедшего времени совершенного вида отмечал В.В. Виноградов, говоря, «что оно толкает – по разным линиям или по прямому направлению – сюжет к развязке, к заключительному финалу. Прошедшее время совершенного вида, свойственное быстрому рассказу, повествованию, отличается динамизмом». 1

Для описания характерны глаголы несовершенного вида (в прошедшем и настоящем времени), фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффект «остановленного времени». Не случайно одна из функций настоящего времени глагола в грамматике имеет название «настоящее изобразительное». Оно называет действие, но само по себе лишено движения. Лишь в речи, в смене глагольных форм настоящее время глагола приобретает свойство передавать движение. Сошлёмся снова на наблюдения В.В. Виноградова: «...динамичность настоящего времени – не непосредственная, а композиционно-обусловленная... Оно совмещает в себе и номинативную и семантическую функции. Вот почему даже надпись к картине может быть означена формой настоящего времени». 2 И тогда, когда в описательных текстах употребляются другие формы сказуемых – ими могут быть различные глагольные формы, – они семантически близки к настоящему изобразительному времени и только называют действия, не определяя ни последовательности, ни длительности их.

Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинативных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок.

В речи повествование и описание взаимодействуют самым непосредственным образом, отражая разнообразные формы пространственно-временных отношений, существующих в действительности. Не случайно в старой риторической традиции было принято рассматривать повествование и описание как единство, «род слова». Ломоносов считал повествование разновидностью описания, представляющей «деяние». В определённых условиях линейная последовательность в перечислении событий может быть нарушена, могут возникнуть добавочные линии повествования, появиться их обрывы, могут включаться фрагменты, в которых описываются результаты действия. В качестве основы текстовой конструкции может выступить и описание: «постоянное взаимодействие повествования и описания создаёт возможность включить отдельный эпизод в более широкий контекст пространства и времени, подводит к необходимости понять общий смысл отдельного события». 3 Однако психология создания автором этих видов текста и психология восприятия их читателем различны, и это существенно для редактора.

Повествование представляет собой, на первый взгляд, наиболее простой способ изложения. Не случайно, видимо, древнейшие образцы народного творчества – это в основном повествования, рассказы о событиях. Психологи установили, что дети, учась говорить, первую свою связную речь строят обычно как повествование. Педагогические методики учитывают это. «Первые темы, которые самым естественным путём пришли нам в голову, –свидетельствуют воспоминания преподавателей Яснополянской школы Толстого, – были описания простых предметов, как-то хлеба, избы, дерев и т. п.; но, к крайнему удивлению нашему, требования эти доводили учеников почти до слёз, и, несмотря на помощь учителя, они решительно отказывались писать на темы такого рода. Мы попробовали предложить описание каких-нибудь событий, и все обрадовались, как будто им сделали подарок. Столь любимые в школах описания так называемых простых предметов – свиньи, горшка, стола – оказались, без сомнения, труднее, чем целые, из воспоминаний взятые рассказы».

В чём причина относительной сложности описания? При чтении мы постепенно движемся по тексту, от одного элемента описания к другому, но в результате этого поэлементного знакомства с предметом описания мы должны представить себе его как целое, как определённое единство, составить о нём целостное представление. Отсюда – конструктивные особенности описаний, характер приёмов, организующих их структуру.

Строя повествование, каждый узел его мы представляем отдельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов. Строя описание, мы ищем характерные черты предмета, олицетворяющие в нём главное, помогаем читателю преодолеть психологические трудности, апеллируя к его чувствам, вводим в действие дополнительные импульсы, способствующие созданию целостной картины. Очевидно, как важно учитывать это при работе над текстом.

Логическая и синтаксическая структуры информационных публикаций направлены на то, чтобы выявить для читателя смысл и новизну события или факта, извлечь из текста точное и адекватное действительности знание. Этому способствуют выработанные практикой стереотипы построения. Привычность, закреплённость формы и конструктивных приёмов помогают сконцентрировать внимание на фактическом наполнении материала.

Сообщение как композиционно-речевая форма констатирует факт или представляет его как то, что должно обязательно свершиться. Задача отразить временные и пространственные отношения, как в повествовании и описании, передать динамику смыслового развития, как в рассуждении, перед сообщением не стоит. Его логическая структура отражает лишь отношения общего и частного. Самый краткий вариант сообщения – одно распространённое предложение, содержащее, однако, много сведений, и поэтому его синтаксическая структура обычно усложнена. Если в сообщение входит несколько предложений, они могут быть оформлены как самостоятельные абзацы, но первая фраза всегда ведущая, смысловой центр сообщения, остальные – зависимы от неё, хотя между собой равноправны. Связь между ними осуществляется через ключевые слова, часто их повтором.

Информационное описание – в научной, справочной, учебной литературе выявляет признаки, присущие его объекту как признаки родовые. Достаточно обратиться к любому справочному пособию или учебнику, чтобы убедиться в этом. Так, в описание реки будут включены сведения об её длине и ширине, акватории, местах, где она протекает, экономическом значении и т. д. В описание города обязательно войдёт упоминание об его географическом положении, количестве жителей, истории, достопримечательностях. Последовательность этих элементов предопределена и логически обоснована, нарушать её не положено. Эти композиционные схемы облегчают читателю извлечение информации из текста, помогают сопоставить данные с приведёнными в однотипных описаниях, легко запомнить их. Цель информационных описаний в журналистских текстах – сообщить читателю новое знание, полезные сведения.

Рассуждение – самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Журналист далеко не всегда может ограничиться повествованием о событиях или их описанием. Непосредственная реакция на то, что было увидено или почувствовано им в определённый момент, часто свидетельствует лишь об интересе к событию, и, даже передав этот интерес читателю, он ещё не выполнит свою задачу – установить связь между явлениями, обобщить их, сделать вывод.

Логические и синтаксические особенности рассуждения предопределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. Рассуждение – это процесс выведения нового знания. Этим обосновано требование логически строгой последовательности суждений и точности логических связей между ними, которые имеют подчинительный характер. Логическая структура рассуждений – «цепь суждений, которые все относятся к одному предмету или вопросу и которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». 5 Особенности логических, смысловых связей находят своё отражение и в синтаксической структуре рассуждения. Если для описания и повествования характерен синтаксический параллелизм, выражающийся в строении предложений, в подборе форм сказуемых, то основная единица «рассуждающей речи» – прозаическая строфа с цепной связью. 6 Главное в смысловом отношении слово предложения, заключающее в себе новое знание о предмете мысли и являющееся предикатом суждения, в следующем предложении повторяется. Таким образом синтаксическая структура рассуждения отражает движение, развитие, сцепление мыслей.

Временной план, соотнесённость сказуемых, которые обращали на себя наше внимание при анализе описаний и повествований, в рассуждениях играют второстепенную роль, главное при этом способе изложения – сам субъект или объект мысли. Лингвистами установлено, что в газетных статьях, написанных от имени редакции и являющимися обычно по способу изложения рассуждениями, количественно преобладают имена существительные. Это можно объяснить тем, что задача такой статьи – раскрыть содержание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о событиях или описать их.

Рассуждение, так же как повествование и описание, в тексте редко существует в «чистом виде». В публицистике оно всегда бывает осложнено включениями фрагментов других видов текста, облегчающих читателю постижение подчас весьма сложной логической конструкции.

В информационных материалах определения и объяснения могут быть представлены как целостными конструкциями, так и их фрагментами, когда читатель встречается с новым для него термином или возникает ситуация так называемого «непонятного слова» (в текст введены слова профессиональной или диалектной лексики, архаизмы и т. п.).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7822. Позитивизм как направление философии 74.5 KB
Позитивизм Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30-е - 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия...
7823. Философия и ее предмет 68.5 KB
Философия и ее предмет. Философия зародилась на заре человеческой цивилизации (где-то на рубеже 8-6-го века до новой эры) в Индии, Китае и Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Термин философия впервые объяснил греческий фил...
7824. Смысл человеческого существования 36 KB
Смысл человеческого существования. Смысл в том, чтобы стать личностью. Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным...
7825. Возникновение христианства 66.5 KB
Возникновение христианства Период по 14 век включительно. Со 2-3 века по 14 век. Христианство возникает на окраине Римской Империи. Возникает как еретическое движение в иудаизме. Иуда (перевод прославленный) - четвертый сын библейского Иакова...
7826. Философия Фейербаха 58.5 KB
Философия Фейербаха Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейербах и Карл Маркс. Людвиг Фейербах (1804-1872) Ученик Гегеля, слушал его лекции, посвятил ему докторскую диссертацию (1828). Мысли о смерти и бессмертии. Основные выводы...
7827. Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.) 43 KB
Философия Древней Индии (8-6 в. до н.э.). Первоисточники. Философские воззрения представлены в Ведах (санскритское веда - буквально знание) и Упанишадах (сидение подле), примыкающим к Ведам текстам. Махабхарата - древнеиндийский эп...
7828. Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры 35.5 KB
Философия Древнего Китая. 6-5 век до новой эры. 1.Первоисточники. (1 тыс. до н.э.). Книга песен (Ши цзин) - сборник древнейшей народной поэзии. Книга истории (Шу цзин) - сборник официальных документов, описывает некоторые исторические собы...
7829. Философия истории. Культура и цивилизация 76.5 KB
Философия истории. Культура и цивилизация. Термин Философия истории впервые употребил Вольтер (1694-1778), имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. Философскому рассмотрению подлежат многие явления: Философия права, ...
7830. Философия личности. Значение слова личность 46 KB
Философия личности Значение слова личность Понятие личности относится к числу сложнейших в учении о человеке (т.е. в философской антропологии). В европейских языках слово личность восходит к латинскому понятию персона, что означало маску актера...

Общая характеристика официально-делового стиля

Официально-деловой стиль называют по-разному – деловой стиль, административный, законодательный, канцелярский, деловая словесность.

Функции стиля:

· Информативная: сообщение конкретной информации;

· Долженствования: предписание;

· Инструктивная.

Особенности стиля:

· Замкнутость и стандартизованность: ограничение круга тем;

· Повторяемость тем;

· Повторяемость языковых средств (обычно используются определённые языковые формулы).

М.Н. Кожина отмечает низкий уровень речевой культуры тех, кто имеет дело с этим стилем, и большое количество разговорных элементов в речи.

Способ изложения информации

1. Акцентированная информация;

2. Констатирующая информация;

3. Утверждающая информация.

Официально-деловой стиль – один из наиболее консервативных стилей. И, казалось бы, со времён Петра никаких изменений не произошло. На самом деле этот стиль также изменяется. В современном официально-деловом стиле наблюдаются следующие изменения:

1. Появление новых жанров: резюме, договор о найме, рекламная информация, деловое письмо, устав компании, кодекс корпоративной чести…

2. Возросло влияние международного делопроизводства:

a. Документы пишутся обычно на двух языках;

b. Меняется пунктуация;

3. Электронная форма деловых бумаг и общения – здесь вырабатывается особый язык;

4. Изменяется форма деловых бумаг – наблюдается некая шаблонность, табличные и анкетированные формы бумаг;

Современный официально-деловой стиль имеет четыре основных подстиля:

1. Административно-канцелярский;

2. Юридический, или законодательный;

3. Дипломатический;

4. Коммерческий.

Наличие четырёх подстилей определяет большое количество жанров:

· Автобиография;

· Резюме;

· Визитная карточка;

· Доверенность;

· Договор;

· Объяснительная записка;

· Оферты;

· Предложения;

· Жалобы…

Многожанровость определяет невозможность обобщения языковых особенностей каждого жанра.

Жанры дипломатического подстиля:

Нота – официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому.

Меморандум – дипломатический документ, в котором изложены взгляды правительств (чаще всего двух-трёх) на какой-либо вопрос.

Коммюнике – официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения.

Жанры канцелярского подстиля:

Е.А. Лопатникова («Делопроизводство: образцы документов с комментариями») так определяет письмо международного образца:

1. Чёткая структура;

2. Строгое расположение реквизитов:

a. Сведения об отправителе обязательны;

b. Сведения печатают в верхней части листа в левом углу или в центре;

c. Наряду с названием организации указывают вид или характер деятельности;

e. Дата – её указывают в верхнем правом углу буквенно-цифровым способом. Возможны два варианта – английский и американский;

f. Адрес получателя без запятых и точек;

g. Вступительное обращение;

h. Заголовок (элемент необязательный);

i. Текст письма;

j. Заключительная формула вежливости – завершающую письмо фразу выбираем, исходя из формы приветствия и звания и положения получателя;

k. Подпись;

l. Кроме того, обязательно должны быть приложения, затем сведения о наличии копии.

3. Пунктуация может варьироваться.

Особенности научного стиля

Научный стиль характеризуется подчёркнутой логичностью, обобщённостью в подаче материала, объективностью изложения и безобразностью.

1. Речь предварительно обдуманная;

2. Обычно это монолог;

3. Компрессия информации;

4. Строгий отбор языковых средств.

1. Информативная;

2. Познавательная;

Подстили:

1. Собственно научный;

2. Научно-популярный;

3. Научно-учебный.

Существует в устной и письменной форме. Сфера распространения:

· Научное общение;

· Учебная аудитория;

· Те формы, где требуется определённая популяризация научного знания (газета, журнал и т.д.).

Цель научной речи – сообщение нового знания о действительности и доказательство истинности этого сообщения.

Актуальные проблемы современного научного стиля:

1. Уточнение понятий жанр текста и тип текста;

2. Расширение взаимодействия языка науки и языка других областей знания;

3. Композиционная организация научного текста, особенно академического;

4. Представленность в научном тексте субъекта речи (в связи с авторизацией текста).

Все жанры – исторически сложившиеся типы текстов – делятся на две группы:

· Крупные жанры:

o Монография;

o Диссертация;

o Энциклопедия;

o Словарь;

o Справочник;

o Учебник;

o Учебное пособие и т.д.

· Малые жанры:

o Реферат;

o Аннотация;

o Хроника;

o Рецензия;

Кроме того, жанры делятся по степени первичности:

· Первичные (монография);

· Вторичные (реферат, конспект).

По цели создания:

· Собственно научные (доклад на конференции);

· Научно-популярные (лекция);

· Научно-информативные (аннотации, тезисы, патенты);

· Научно-справочные (словари, каталоги).

Монография – научный труд, посвящённый многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы. Композиция бывает гибкой.

Тезисы - краткая запись содержания научного произведения в виде основных сжато сформулированных положений. Тезисы бывают первичные (авторские) и вторичные. Основная композиция для тезисов:

· Преамбула (ввод в проблему);

· Основные положения – 3-6 тезисов;

· Заключительный тезис.

Тип изложения в тезисах может быть либо глагольный, либо именной.

Аннотация (от лат. «замечание») – краткая характеристика статьи или книги с точки зрения назначения содержания и формы. Цель – дать общее представление. В отличие от реферата, главная цель которого – сократить, для аннотации главное – обобщить содержание. Функция справочная, адресная, информативная. Аннотации бывают:

· Справочные – указывают на тип книги, её назначение, задачи и (коротко) структуру;

o Описательная;

o Аналитическая;

o Сводная аналитическая (на несколько текстов);

Структура аннотации:

· Объём – не более 5-6 предложений;

· Простота и логичность изложения;

Разные виды изданий предполагают разные аннотации.

Аннотация – ответ на вопросы «о чём?», «как?», «для кого?» и «из каких частей?».

Реферат – самостоятельно!

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15