Приказ расчет нормативных затрат. Нормирование затрат на предприятии

Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.

Рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в базовые перечни, опубликованы на официальном сайте Минфина . Примеры приведены в отношении пяти услуг, предоставляемых учреждениями различных профилей деятельности. По итогам расчетов становится ясно, из чего конкретно складывается годовая стоимость услуги - обслуживания одного пользователя библиотеки, обучения одного ребенка в музыкальной школе, получения одним студентом среднего профессионального образования, содержания одного проживающего в доме-интернате для престарелых и инвалидов, подготовки одного спортсмена-пловца на этапе высшего спортивного мастерства.

Методическая помощь, оказываемая Минфином, призвана облегчить федеральным органам исполнительной власти работу по подготовке в своих сферах регулирования общих требований к порядку определения нормативных затрат (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ ). Кроме того, данные рекомендации пригодятся органам-учредителям, которые должны будут, опираясь на новые правила, определить нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества для подведомственной сети, а также самим учреждениям, принимающим участие в расчете нормативов.

По замыслу Минфина, общий порядок определения нормативных затрат, предусмотренный п. 4 ст. 69.2 БК РФ и разъясненный в , позволит обеспечить предоставление населению услуг установленного качества независимо от места их получения. При этом нормативная стоимость таких услуг для однотипных учреждений должна быть одинаковой, а отраслевая и региональная специфика, различия в материально-техническом и кадровом обеспечении учреждений могут быть учтены посредством применения к установленным нормативам корректирующих коэффициентов.

Рассмотрим подробнее, каким образом финансовое ведомство предлагает формировать норматив на оказание услуги.

Основная формула расчета

Согласно п. 4 Рекомендаций № 02-01-09/49180 при определении нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги надо учитывать несколько составляющих. Все они рассчитываются с помощью большого количества формул и исходных данных, однако общий алгоритм расчета сводится к следующему.
Норматив на оказание услуги
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:

1) на оплату труда персонала, занятого в предоставлении услуги;

2) на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;

3) иные нормативные затраты, связанные с оказанием услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением учитываемых в составе затрат на содержание имущества):

1) на коммунальные услуги;

4) на приобретение услуг связи;

5) на приобретение транспортных услуг;

6) на оплату труда персонала, не занятого в предоставлении услуги;

7) на прочие общехозяйственные нужды

Как пояснено в Рекомендациях № 02-01-09/49180 , в качестве исходных данных следует брать нормы, установленные федеральными законами и иными правовыми актами, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, федеральными стандартами и регламентами оказания государственных (муниципальных) услуг. В частности, образовательным учреждениям нужно опираться на ФГОСы, утвержденные Минобрнауки для соответствующего уровня образования, а учреждениям физкультуры и спорта - на федеральные стандарты спортивной подготовки по соответствующему виду спорта, утвержденные Минспортом. В свою очередь, библиотеки могут черпать информацию в том числе из Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках , принятых Постановлением Минтруда РФ от 03.02.1997 № 6 .

Впрочем, нормативные затраты на оказание услуги можно определить и в отсутствие утвержденных стандартов и регламентов. Приведенные в Рекомендациях № 02-01-09/49180 формулы позволяют сделать это.

Остановимся на некоторых расчетных процедурах. Но прежде отметим, что Минфин в подготовленных примерах использует условные расчеты : ими охвачены далеко не все расходы учреждений на оплату труда (включены не все штатные единицы, необходимые для оказания той или иной услуги), приобретение материальных запасов, коммунальных услуг и др. Поэтому в действительности итоговые цифры могут быть больше.

Затраты на непосредственное оказание услуги

Первая из трех частей данного норматива - нормативные затраты на оплату труда работников , непосредственно связанных с оказанием услуги. Расчет таких затрат приведем в отношении услуги по подготовке спортсмена на этапе высшего спортивного мастерства .
Нормативное количество услуг Комментарий
1 2 = 3 / 4 3 4 5
Тренер 0,25 1 4 Численность группы спортсменов в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по плаванию на этапе высшего спортивного мастерства - 4 человека. На группу предусмотрен 1 тренер
Инструктор-методист 0,05 1 20 В силу федерального стандарта спортивной подготовки по плаванию 1 методист предусмотрен на 5 тренеров или 20 спортсменов
Наименование ресурса (штатной единицы) Норма ресурса (на единицу услуги) Цена единицы ресурса, руб. Комментарий
1 2 3 4 = 2 х 3 5
Тренер 0,25 590 000 147 500 В качестве цены единицы ресурса взят годовой ФОТ работника, включая страховые взносы, а также взносы на травматизм
Инструктор-методист 0,05 470 000 23 500
Итого 171 000

Вторая составляющая прямых затрат на услугу - нормативные затраты на приобретение материальных запасов . Расчет продемонстрируем на примере услуги по обучению в музыкальной школе .

Как и в предыдущем случае, сначала определяются нормы материальных запасов на оказание единицы услуги.

Норма ресурса (на единицу услуги) Нормативное количество ресурса Нормативное количество услуг Комментарий
1 2 = 3 / 4 3 4 5
0,01 1 10 Предусмотрено по 1 комплекту на 1 группу из 10 человек
0,01 1 10
0,01 1 10

Затем определяются нормативные затраты на приобретение материальных запасов:

Наименование ресурса (материальный запас) Норма ресурса (на единицу услуги) Срок использования ресурса (лет) Цена единицы ресурса, руб. Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год Комментарий
1 2 3 4 5 = 2 х 4 / 3 6
Комплект таблиц по музыкальным инструментам 0,1 5 1 000 20 В качестве цены единицы ресурса используется его закупочная стоимость на момент планирования, скорректированная на индексы-дефляторы по группам товаров
Комплект ударно-шумовых народных инструментов 0,1 3 4 000 133,3
Синтезатор с подставкой (комплект) 0,1 5 10 000 200
Итого 1 148
Иные затраты , непосредственно связанные с оказанием услуги, рассчитываются аналогичным образом. В их состав входят, например, обслуживание информационно-справочной системы библиотеки, приобретение учебной литературы в музыкальной школе, повышение квалификации педагогического персонала в учреждении СПО, организация питания в доме-интернате, проведение учебно-тренировочных сборов для спортсменов.

В данную группу также могут включаться затраты учреждения по договорам, заключенным со сторонними специалистами (например, на медицинское обслуживание). Если соответствующий стандарт оказания услуги предусматривает такое обслуживание, а в штате учреждения нет нужного специалиста, эти расходы при расчете нормативов, непосредственно связанных с оказанием услуги, включаются в группу иных затрат.

Затраты на общехозяйственные нужды

В свою очередь, при определении данного вида затрат суммируется семь детализированных групп. Поскольку принципы расчета во всех этих случаях практически одинаковы, приведем лишь два примера.

Так, расчет нормативных затрат на содержание объектов недвижимого имущества , эксплуатируемых в процессе предоставления услуги, продемонстрируем на примере учреждения среднего профессионального образования . Для этого потребуется установить сумму плановых расходов на содержание недвижимости (подчеркнем, что при их оценке финансовое ведомство учло не все составляющие затрат, поэтому стоимость использования имущества в примерах занижена).

Пример 1

Плановые затраты на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, содержание прилегающих территорий составляют 1,3 млн руб. в год.

Для дальнейших расчетов необходимо определить два параметра:

1. Общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги. Данный параметр определяется так.

Имущественный комплекс (образовательное учреждение) осуществляет услугу в течение 225 дней (45 учебных недель в год при пятидневной рабочей неделе). Нормативное количество обучающихся составляет 100 человек (нормативное количество групп - 10, число человек в группе - 10). Таким образом, общее полезное время работы образовательного учреждения равняется 22 500 человеко-дням (225 дней х 100 чел.).

2. Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги. В соответствии с требованиями к образовательной нагрузке среднего профессионального образования этот показатель составляет 225 дней в году.

Теперь на основе полученных данных рассчитаем стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 = 57,77 (руб. в день на единицу услуги).

Обратите внимание, что два указанных параметра применяются при расчете всех нормативных затрат, участвующих в формировании норматива на общехозяйственные нужды. В частности, общее полезное время использования имущественного комплекса необходимо для того, чтобы правильно рассчитать величину затрат на общехозяйственные нужды, которые должны включаться в стоимость услуги. То есть использование названных параметров как раз и отражает суть нормативного метода: благодаря им можно высчитать, сколько реально стоит содержание имущественного комплекса в единицу времени и на единицу услуги. В противном случае все расходы на содержание учреждения были бы распределены между услугами вне зависимости от интенсивности использования имущества и загруженности учреждения.

Наконец, нормативные затраты на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала рассчитаем на примере услуги проживания в доме-интернате .

Пример 2

Плановые затраты на оплату труда директора учреждения и его заместителя (с начислениями) составляют 1,2 млн руб. в год. Имущественный комплекс (дом-интернат) функционирует круглосуточно 365 дней в году, в учреждении 720 койко-мест.

Рассчитаем общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги: 365 дн. х 720 койко-мест = 262 800 койко-дней.

В силу требований к содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги - 365 дней в году.

Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на персонал, не задействованный в непосредственном предоставлении услуги: 1 200 000 / 262 800 = 4,6 (руб. в день на единицу услуги).

Использование результатов расчетов

Как известно, применять нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества органы власти, осуществляющие полномочия учредителя, должны будут при формировании субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, выдаваемых учреждениям на 2016 год (на 2016 год и плановый период). А это значит, что учредителям и подведомственным учреждениям необходимо уже в ближайшем будущем приступить к расчетам нормативных затрат по новым правилам.

Но что делать, если исходя из полученных нормативов размер субсидии для учреждения оказался существенно выше либо ниже прежнего финансирования? В этом случае финансовое ведомство рекомендует проверить корректность расчетов по следующим позициям :

  1. стоимость ресурсов, указанных в расчетах (например, может быть выбран самый дорогой или самый дешевый ресурс);
  2. нормы использования ресурсов - учтена ли возможность их использования одновременно несколькими получателями услуг (например, педагог проводит занятие для группы обучающихся, бассейн одновременно используется несколькими спортсменами);
  3. сроки использования ресурса;
  4. затраты на эксплуатацию имущественного комплекса (все ли учитывается при распределении затрат на одну услугу?).
По мнению Минфина, объективные исходные данные и корректные расчеты позволяют получить при использовании предложенной методики нормативные затраты, адекватные реальной ситуации в учреждениях.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

«НОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ»

Выполнил: ст-т 3к. 2гр. Б/У

Велибеков М.В.

Проверила: Авдеева Л.Б.

Махачкала 2009

Введение

1. Понятие о нормировании затрат

2. Формирование нормативов по прямым статьям затрат

3. Порядок составления смет по общепроизводственным расходам

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы в том, что на предприятиях все большее значение приобретает нормирование затрат. Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.

Плановой калькуляцией определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовые изделия или определение цен, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало года, месяца, норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным мощностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше, а в конце года – ниже.

Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводственные расходы.

Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

Целью исследования курсовой работы является нормирование затрат на предприятиях.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе выведены следующие задачи:

Раскрытие понятия о нормировании затрат;

Исследование нормативов по прямым статьям затрат;

Изучение порядка составления смет по общепроизводственным расходам.

Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты и обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции. Стандарты норм и нормативов разрабатываются предприятием самостоятельно. Все нормативы можно подразделить на три уровня.

Первый уровень - по отношению к применяемому методу расчета цен. Идеальные нормативы предполагают наиболее благоприятные цены на потребляемые ресурсы. Нормальные нормативы рассчитываются по средним в течение экономического цикла ценам. Текущие нормативы предусматривают расчет на основе цен определенного учетного периода, как ожидаемых, так и действующих в этот период.

Базисные нормативы - цены устанавливаются и остаются неизменными с начала до конца текущего года. Обычно применяются для исчисления индексных цен.

Второй уровень - по отношению к использованию производственных мощностей.

Теоретические нормативы - это затраты, достигнутые предприятием при хорошем или идеальном использовании производственных мощностей, то есть при полном использовании мощности, нормированной величине времени отдыха, полном отсутствии брака, простоя, порчи. Нормативы прошлого среднего использования рассматриваются по статистическим данным и включают уже затраты времени на брак, простои и порчу, то есть недостатки предыдущего периода. Нормативы нормального исполнения - это ожидаемый средний уровень напряженности норм в будущем периоде.

Третий уровень - по отношению к объему выпуска продукции. Цель разработки таких нормативов - увеличение объема производства продукции. Теоретические нормативы определяются производственной мощностью в объеме 100%.Практические нормативы устанавливаются предприятием близко к теоретическому уровню с учетом неизбежных потерь. Нормальные нормативы основаны на достижении объема производства исходя из средней величины высшего и низшего объемов производства в течение цикла.

Ожидаемые нормативы рассчитываются на основе конкретных условий производства и при ожидаемом объеме выпуска продукции.

На практике нормирование может осуществляться по трем элементам производственных затрат:

1. Прямые материальные затраты. В рамках данного элемента подлежат нормированию цены на основные материалы, а также ожидаемое количество основных материалов, которое будет использовано. Как правило, ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет отдел материально-технического снабжения, а также планово- экономический отдел. Определение нормативного количества основных материалов является одной из наиболее трудных задач нормирования. На данный показатель оказывают влияние ряд факторов: специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, квалификация и опыт рабочих. Важным элементом нормирования количества основных материалов является определение коэффициентов брака и потерь. Разработка данных нормативов осуществляется под руководством планово-экономического отдела, в ней принимают участие начальники и экономисты производственных подразделений, конструкторы, технологи, работники отдела материально-технического снабжения.

2.Прямые затраты труда. При нормировании данного элемента устанавливаются нормы времени, а также нормативная ставка оплаты труда основных производственных рабочих. Норма времени - это время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы

Нормируемое время подразделяется на:

Подготовительно-заключительное, то есть затрачиваемое рабочим на выполнение следующих работ:

получение технической документации и ознакомление (чертежи, описание технологического процесса);

подготовка оборудования (наладка, переналадка), инструмента, приспособлений, мерителей (подбор и получение);

действия, связанные с окончанием обработки.

Подготовительно-заключительное время затрачивается на всю партию деталей и не зависит от ее величины.

Основное время - это время, в течение которого непосредственно производится технологический процесс (изменяется форма, размеры, физико-химические свойства детали или изделия). Основное время может быть ручным, машинно-ручным, машинно-автоматическим, аппаратурным.

Вспомогательное время затрачивается на выполнение отдельных элементов работы, таких как установка и съем детали (изделия); закрепление и открепление детали (изделия); измерения; подвод и отвод инструментов; включение и выключение оборудования.

В условиях массового и серийного производства, когда применяются групповые методы обработки или когда происходят аппаратурные технологические процессы (термические, гальванические и т. п.), основное и вспомогательное время устанавливается на партию, зависящую от пропускной способности оборудования. Время организационного обслуживания рабочего места, то есть время на уборку отходов и рабочего места, получение и сдачу инструментов, мерителей, приборов, приемку рабочего места от сменщика, затрачиваемое на протяжении смены. Время технического обслуживания рабочего места - смазка, подналадка, смена затупившегося инструмента в течение смены. Время на отдых и естественные (личные) надобности устанавливается для поддержки работоспособности рабочего в течение смены.

Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется классификация рабочей силы. Разработка данного норматива, как правило, осуществляется менеджером и экономистами производственных подразделений.

Нормативные ставки оплаты труда устанавливаются отделом труда и заработной платы и фиксируются в трудовом контракте. Несмотря на то, что диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, чаще всего для каждой операции устанавливаются средние нормативные ставки.

3. Накладные (косвенные) затраты. Нормирование накладных расходов представляет собой сумму оценок постоянной и переменной составляющей накладных расходов в следующем учетном периоде.

Нормы расходов - научно-обоснованный параметр, который отображает допустимый объем расходов конкретных ресурсов. На практике определение и суть нормы расходов может меняться, в зависимости от сферы:

- нормы расходов в бюджетном праве - норматив (размер затрат) для каждой конкретно взятой расчетной единицы (больного в медицинском учреждении, школьника и так далее);

- нормы расходов в производстве - максимально допустимый объем материалов и сырья, которое должно быть затрачено для производства той или иной продукции.

Нормы расходов: сущность, признаки, классификация

Норма - показатель (числовой параметр), который научно обоснован и отображает расходы тех или иных ресурсов в сфере экономики. Расчет нормы, как правило, ведется для определенных производственно-технических параметров. Норматив - расчетный параметр, касающийся издержек рабочего времени, валютных и материальных средств, применяемых в нормировании трудовой деятельности, планировании хозяйственной и производственной сферы. Задача норматива - обеспечить наивысший уровень эффективности производства, который должен быть не ниже установленного рынком увеличения финансовых результатов над уровнем расходов.

Сложившиеся на рынке нормативы с учетом зарубежного планирования отображают завершающий этап в производственной сфере, а действующие нормы - расходы экономических ресурсов на его воплощение в определенных критериях.

На современном этапе существует одна общая норма прогрессивных норм, а также нормативов затрат (расходов) в сфере материального и бюджетного обеспечения. Основная цель создания системы - достижение пропорциональности, научной обоснованности и сбалансированности планов, а также оперативное выявление и применение имеющихся резервов.

Все нормы и нормативы можно классифицировать по различным группам и признакам в зависимости от сферы применения :

1. Для бюджетной сферы нормы расходов классифицируются:

- по содержанию они делятся на денежные и материальные. В первом случае речь идет о нормах, которые выступают в роли стоимостного выражения натуральных норм. Для расчета параметра денежной нормы достаточно умножить расходы в натуральном виде на цену, установленную государством;

- по юридическому законодательству и свойствам нормы расходов можно разделить на два типа - обязательные и расчетные. На практике обязательные нормы устанавливаются соответствующими актами и не подлежат корректировкам. В данную категорию можно отнести нормы расходов на питание, ставки заработной платы и так далее. Расчетные нормы - средние расходы на конкретную расчетную единицу. Определение расчетной нормы - задача самого учреждения. Расчет производится с учетом финансовых норм и условий работы, которые характерны для конкретного предприятия.

В процессе бюджетного нормирования затрат Правительством страны устанавливается ряд нормативов - величины затрат, которые не имеют связи с единицей нормирования. К примеру, это могут быть проценты, насчитанные на зарплату.;

- по степени охвата расходов на конкретную единицу финансирования все расходные нормы делятся на два типа - укрупненные и индивидуальные. Особого внимания заслуживают индивидуальные нормы. Они (как расчетные, так и обязательные) используются в процессе составления персональных смет. Что касается укрупненных норм расходов, то они формируются при создании бюджета различных уровней и представляют собой какой-то общий объем расходов на плановый параметр;

- по характеру принадлежности :

1) Личные нормы. Здесь подразумевается, что роль объекта нормирования и играет определенная единица товара (продукции, работы). Например, это может быть сборочная единица, технологическая операция или набор;

2) Групповые нормы. Параметры, которые отображает нормы затрат материалов, требуемых для создания более крупной единицы монотипной продукции (работы). В промышленной сфере к данной категории можно отнести нормы для таких элементов, как телек, трактор, грузовой кар и так далее. Групповые нормы, как правило, зависят от индивидуальных параметров и применяются на более высоких уровнях планирования.


2. Для производственной сферы характеристики нормирования можно поделить на несколько основных групп :

Нормы в результативности публичного процесса производства;

Нормативы и нормы в отношении расходов (издержек) труда, а также выплаты заработной платы. Сюда можно отнести тарифные ставки, нормы выработки, временные нормы на вид товара, должностные оклады и так далее;

Нормативы и нормы в отношении затрат материальных ресурсов. С их помощью можно определить расходы материальных ресурсов на всех видах производства (на вспомогательном и основном). При этом показатели определяют нормы сбытовых, производственных и товарных запасов сырьевой продукции, горючих и смазочных материалов;

Нормативы и нормы в отношении применения мощностей в производстве, а также нормы продолжительности их освоения;

Нормативные показатели удельных вложений (капитальных инвестиции) на каждую из единиц вводимой мощности, восстановление уже работающего оборудования с целью увеличения объемов вырабатываемой продукции;

Нормативы и нормы в отношении применения того или иного оборудования и техники;

Финансовые нормы. Отображают нормы расходов в отношении оплаты услуг, обслуживания, затрат на мотивированные мероприятия;

Нормы в социально-экономической сфере и прочие виды нормированных расходов.

Также нормы расходов классифицируются по ряду признаков:

- по степени агрегирования изготовленного товара - групповые, индивидуальные и средневзвешенные;

- по степени агрегирования материальных ресурсов - сводные и специфицированные;

- по периоду действия - месячные (30-31 день), квартальные (три месяца) и годовые.

К примеру, нормы затрат при выполнении отделочных работ могут выглядеть следующим образом:


Вне зависимости от классификации нормы расходов - это плановые параметры, которые нельзя отождествлять с реальными расходами ресурсов, сложившимися в процессе производства товара на том или ином предприятии.
Нормы расходов, которые отражают общественно необходимые , относят к категории прогрессивных. При этом в роли объекта нормирования, как правило, выступает основной тип продукции (услуги, работы), для которой и происходит определение нормы расхода.

Нормы расходов: способы планирования и расчета

Планирование норм расходов наибольшего внимания заслуживает в производственной сфере. Большинство компаний используют целую группу способов, позволяющих определить нормы материальных ресурсов. Сюда можно отнести следующие методы - опытнейший (на основе приобретенного опыта), расчетно-аналитический (подразумевает проведение соответствующих расчетов) и отчетно-статистический (формируется на базе отчетов и существующей статистики).

В качестве базы для разработки прогрессивных норм расходов выступает малоотходная разработка, передовая техника, а также организация трудовой и производственной работы.

Классификация материала - основа для установки норм расхода по каждой из позиций в номенклатуре. При этом нормы расходов выступают базой для дальнейшего вычисления необходимых объемов материалов для производства единицы товара. В дальнейшем создается план снабжения, рассчитывается товара, вырабатывается четкая стратегия экономного применения материальных ресурсов и так далее.

По сути, норма расхода материала - объем сырья (материала), необходимого для изготовления единицы товара. С помощью таких норм можно планировать производство, ведь в руках есть мощный и главное - точный ориентир для дальнейшей оптимизации.


В практической сфере применения нормированного расхода материалов нашли отражения два вида расчетов:

1. Графоаналитический метод - подразумевает сопоставление фактических (реальных) затрат и протоколов, отражающих объем израсходованного сырья при создании опытных образцов. В дальнейшем данные переносятся на специальные графики, и проводится анализ с помощью современного программного обеспечения.

2. Расчетный метод подразумевает точный (подетальный) анализ расхода сырья (материалов) с применением технической документации и имеющихся чертежей.

При разработке норм расходов стоит учесть два ключевых фактора - полезные материала (на производство той или иной единицы товара), не утилизируемые отходы и невозвратные потери. Последние, как правило, обусловлены несовершенством применяемой техники, а также низкой квалификацией некоторого персонала.

Качество и правильность рассчитанных норм расходов можно определить по целой группе показателей, а именно :

По коэффициенту использования материала на производство изделия (детали);
- по удельному весу отходов в производственном процессе. Здесь сравнивается масса изделия до начала обработки и после завершения данного процесса;
- по проценту выхода пригодных к дальнейшей эксплуатации изделий.

Все разработанные нормы должны быть зафиксированы в специальных бумагах, а именно:

В ведомостях сводных норм для каждого конкретного изделия;
- в картах подетальных норм затрат материалов;
- в картах, отображающих раскрой материала;
- в форме извещения об изменении норм расхода материалов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Нормативный метод учета затрат в производстве базируется на использовании нормативов и норм в качестве средства совершенствования контроля за затратами. В этой системе учета затраты анализируют по нормам, отклонениям от норм и изменениям самих норм.

Выявление, учет и анализ отклонений от норм определяют сущность нормативного учета, в основе которого лежит четкое и твердое установление норм затрат материалов, трудозатрат и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов.

Главное преимущество нормативной системы учета : при правильной ее постановке требуется меньше бухгалтерских работников, чем при учете всех затрат - прошлых и настоящих. Дело в том, что нужно учитывать только существенные отклонения от стандартов. Процедура учета затрат и калькуляция в этом случае сводятся к записи отклонений от стандартных норм и выявлению причин их изменений.

Калькуляция продукции по нормативным затратам позволяет не только оперативно рассчитать ее себестоимость, но и своевременно принять важные управленческие решения на основе сравнения фактических и нормативных затрат. Исходя из анализа полученных расхождений, можно определить причину возникновения проблем и пути их решения. Конечная цель данной системы учета - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.

В производстве отклонения фактических затрат от их нормативов были, есть и всегда будут. Факторов влияния на затраты предприятия очень много, поэтому установить точные нормативы для затрат практически невозможно . В связи со сказанным поможем разобраться в принципах калькулирования себестоимости на основе анализа отклонений фактических затрат от их нормативных величин, рассмотрим методику такого анализа на всех стадиях основного производства продукции.

Выбор отклонений для анализа

В силу своей занятости у многих менеджеров и специалистов по управленческому учету нет времени для анализа всех полученных отклонений фактических затрат от их нормативов. Да и нет прямого смысла рассматривать подряд все отклонения, во многих случаях малозначимые. Существенными для анализа являются отклонения, превышающие 10 % от установленных нормативов.

Рассмотрим пример отклонения фактических затрат от их нормативных данных за предыдущий период в производстве (табл. 1).

На какое из полученных отклонений следует обратить внимание в первую очередь? С первого взгляда кажется, что это отклонение по прямым материальным затратам, поскольку по абсолютной величине оно выше. Однако общие материальные затраты составили 200 000 руб., а общие затраты прямого труда намного меньше - 10 000 руб.

В процентном отношении размер отклонения по прямым материальным затратам составит –1 % (2000 / 200 000), аналогичное отклонение по затратам прямого труда - 10 % (1000 / 10 000). Значит, анализ нужно начинать с отклонения по затратам прямого труда, несмотря на то что по абсолютной величине оно в два раза ниже величины отклонения по материалам.

При анализе отклонений учитывают, каким является отклонение для последующего анализа - положительным или отрицательным. Обычно на практике считают, что положительным отклонением является превышение норматива над фактической величиной, а отрицательное отклонение - это превышение фактической величины над нормативным (плановым) значением конкретного показателя.

Если отклонение отрицательное, необходимо выяснить причину перерасхода ресурса (материального, трудового и др.) над принятыми нормативами. Возможные причины:

  • норматив был принят по заниженной величине;
  • перерасход произошел по вине ответственных лиц;
  • перерасход имеет место из-за нарушения технологического процесса.

Со вторым отклонением (положительным) все проще. В большинстве случаев нужно только подправить норматив под фактическую величину этого показателя.

Еще одним фактором выбора того или иного рода отклонения для последующего анализа служит его повторяемость . Здесь анализируют, к увеличению или уменьшению склоняется изменение (общий тренд).

Пример 1

Предположим, на производственном предприятии наметилась следующая тенденция отклонения фактических прямых материальных затрат от их нормативов (табл. 2).

Таблица 2. Тренд отклонения от нормативов затрат

Месяц производства

Величина отклонения, руб.

Относительное отклонение от общих затрат, %

Сентябрь

Из таблицы 2 видно, что все отклонения положительные (благоприятные), по относительной величине меньше 10 %. Стоит ли такие отклонения анализировать?

Фактор против анализа : размер отклонений незначительный, тратить время на их анализ не нужно.

Факторы в пользу анализа приведенных отклонений:

  • повторяемость отклонений в течение рассматриваемых месяцев;
  • постоянный рост как абсолютных, так и относительных размеров отклонений.

Руководителей предприятия заинтересует, почему так происходит и как можно повлиять на этот тренд в сторону его снижения.

Еще один критерий выбора отклонения для анализа - оценка возможности влиять на его изменение (в каких случаях предприятие может контролировать причины появления таких отклонений).

Пример 2

Производственная компания выпускает консервированную продукцию, в том числе варенье, джемы и повидло. На изготовление варенья в отношении прямых материалов было допущено отрицательное отклонение в размере 100 000 руб. По отношению к общим затратам материалов это составило 12 %. Данное отклонение существенное. Будем считать, что оно включает:

  • отрицательное отклонение вследствие повышения закупочной цены на концентрат (–130 000 руб.);
  • положительное отклонение из-за экономии концентрата при производстве (+30 000 руб.).

Какое отклонение должно быть проанализировано в первую очередь? На первый взгляд, отклонение по цене. Оно намного выше, чем отклонение по объему (количеству концентрата), причем отрицательное. Однако контролировать отклонение по цене предприятие не может, так как это равносильно тому, чтобы диктовать поставщикам цены на их материалы.

Отсюда пропадает смысл анализировать влияние факторов, которые находятся под контролем сторонней организации. Вместо этого экономистам предприятия полезнее провести расчет новой нормативной цены для будущего периода (например, с учетом фактора инфляции).

Второй вопрос: стоит ли анализировать причину положительного отклонения по количеству концентрата? Да, есть все основания для того, чтобы провести анализ. Сам факт возникновения положительного отклонения является довольно странным. Фактически концентрата истратили меньше, чем следует по нормативу. Причина данного явления одна из двух:

  • норматив затрат по материалам не основан на реальных затратах прошлого периода (нормативные затраты были завышены);
  • нарушена технология изготовления продукта, чтобы сэкономить на материалах.

В любом случае нужно выяснить реальную причину возникновения этого отклонения.

Вывод: используя простые средства, можно выбирать существенные отклонения для дальнейшего анализа и принимать по ним рациональные решения.

Учет материальных затрат

При учете материальных затрат с использованием нормативов необходимо считаться с реальными факторами производства и условиями ценообразования на расходные материалы. Например, закупочные цены на материалы могут измениться, что автоматически повлияет на фактическую стоимость материалов. Возможен перерасход материалов, их неожиданная пропажа и порча. Поэтому анализ фактических отклонений от нормативов должен учитывать все факторы влияния: рост цен, колебание объемов производства, брак, отходы и др.

В большинстве случаев в первую очередь рассматривают влияние количественного фактора (объема выпуска), изменение цен на материалы.

Пример 3

Для изготовления джема по нормативу требуется 10 кг концентрата по цене 40 руб. В реальных условиях было израсходовано 7 кг концентрата по цене 50 руб.

Необходимо выяснить, какое получено общее отклонение от норматива и как на него повлияло по отдельности изменение цены и количества использованного концентрата.

С первым вопросом разобраться просто. Общее отклонение фактических данных от норматива составит:

(10 кг x 40 руб.) – (7 кг x 50 руб.) = 400 – 350 = 50 руб. - отклонение положительное , то есть по факту истрачено меньше материала (в стоимостном выражении), чем по нормативу.

Оценить влияние цены и количества концентрата сложнее. Так, отклонение по цене можно рассчитать следующим образом:

7 кг x (40 руб. – 50 руб.) = –70 руб.

Понятно, что из-за повышения цены сверх нормативной (плановой) величины получилось отрицательное (неблагоприятное) отклонение.

Сумма отклонения по цене определяется по фактическому количеству использованного материала, так как в противном случае это было бы комбинированное отклонение. Не только по количеству, но и по цене.

Отклонение по количеству используемого материала определяется исходя из его нормативной цены :

40 руб. x (10 кг – 7 кг) = 120 руб.

Здесь тоже понятно, почему получилось благоприятное отклонение. Все из-за уменьшения фактического количества использованного концентрата.

Почему в расчете присутствует нормативная, а не фактическая цена материала? Иначе добавилось бы влияние новой цены. Другими словами, произошло бы смешение влияния ценового отклонения и чисто количественного фактора.

Легко проверить, что общее отклонение по расходу материала в стоимостном выражении определяется путем сложения частных отклонений по цене и количеству: –70 + 120 = 50 руб. (полностью соответствует ранее подсчитанной величине общего отклонения).

В данном случае для большего понимания мы взяли простой пример, когда количество произведенного конечного продукта (джема) не меняется. В реальном производстве часто имеет место отличие планового (нормативного) объема выпуска продукции от его фактического значения. Чтобы учесть это влияние, используют нормативы прямых материальных затрат на единицу продукции . Они будут отражать отклонения в расходе прямых материальных затрат, вызванные различием фактической и плановой (нормативной) партии выпускаемой продукции.

Таблица 3. Учет нормативных и фактических данных по материальным затратам

№ п/п

Показатель

По нормативу

Фактически

Прямые материальные затраты, руб.

Расход материалов, кг

Цена 1 кг материала, руб./кг (п. 1 / п. 2)

Произведено распредвалов, шт.

Расход материалов на один распредвал, кг/шт. (п. 2 / п. 4)

Стоимость затрат на один распредвал, руб./шт. (п. 1 / п. 4)

Как видно из табл. 3, фактические прямые материальные затраты оказались выше плановой (нормативной) величины на 678 руб ., или на 1,3 % (51 678 / 51 000).

На первый взгляд, это несущественное отклонение и его анализом не стоит заниматься. Однако следует учесть, что изготовили на 40 распредвалов меньше, чем было запланировано (1200 – 1160). Причем фактически материала израсходовано на 16 % больше (3480 / 3000), а расход материала на изготовление одного распределительного вала вообще выше на 20 % (3,0 / 2,5). В то же время был использован более дешевый материал от поставщиков (цена ниже на 13 % (14,85 / 17)).

Учитывая разнонаправленное влияние приведенных факторов на материальные затраты, нужно разобраться в ситуации.

Шаг 1.

Рассчитаем отрицательное отклонение , обусловленное перерасходом материала на изготовление распредвалов . Для этого умножим нормативную цену 1 кг материала на разность между нормативным и фактическим количеством используемого материала:

17 руб./кг x (2,5 кг/шт. x 1160 шт. – 3480 кг) = 17 x (2900 – 3480) = –9860 руб.

Как видно из расчета, нормативное количество используемого материала определяется путем умножения норматива затрат на один распредвал на фактический объем произведенного продукта. Таким образом, в расчете учитывается изменение объема выпуска продукции от ее плановой (нормативной) величины.

Мы получили неблагоприятное отклонение , связанное с перерасходом количества материала. То есть фактическая стоимость больше нормативной.

Шаг 2.

Определим положительное отклонение , вызванное экономией от приобретения материала по более низкой цене . С этой целью умножим фактическое количество используемого материала на разность между нормативным и фактическим значением цены:

3480 кг x (17 руб./кг – 14,85 руб./кг) = 7482 руб.

благоприятное отклонение . Оно вызвано уменьшением закупочной цены от поставщиков.

Шаг 3.

Найдем общее отклонение прямых материальных затрат от их фактической величины по конечному продукту . Порядок действий:

  • умножаем фактическое количество распредвалов на норматив затрат на один распредвал;
  • из полученного результата вычитаем фактические затраты прямых материалов.

1160 шт. x 42,5 руб./шт. – 51 678 руб. = 49 300 – 51 678 = –2378 руб.

Правильность последнего расчета можно проверить путем суммирования частных отклонений по обоим факторам влияния:

–9860 руб. + 7482 руб. = –2378 руб.

Получилось . Теперь нужно разобраться с этим. Относительно снижения цены на материалы все ясно. Хорошо постарались менеджеры и снабженцы по приобретению материалов (если только не приобрели для производства распредвалов менее качественный материал). Ситуацию с отрицательным отклонением по расходу материала объяснить не так просто. Здесь одно из двух: либо изначально норматив по расходу материала на изготовление распредвалов был занижен, либо произошло прямое нарушение технологии изготовления в результате применения менее качественного материала.

Учет затрат прямого производственного труда

Нормативные затраты прямого труда рассчитывают путем умножения планируемых нормативных часов работы производственных рабочих на нормативные почасовые ставки оплаты труда. При этом нормативные часы прямого труда устанавливают исходя из одной единицы или партии продукции с учетом данных о производительности труда и квалификации производственных рабочих.

Важная деталь: нужно учитывать возможные нарушения (сбои) технологического процесса, производить корректировки на вероятные простои и другие неизбежные потери времени. Другими словами, нормативы должны основываться не на идеальных показателях, а на средних условиях производства. Чем больше нормативы затрат труда будут близки к идеальным, тем выше будет величина отклонения фактических затрат от их нормативных величин.

Рассмотрим такие факторы влияния на отклонения от нормативов, как изменение (колебание ) количества отработанных часов и ставки оплаты ручного труда .

Пример 5

Предприятие производит электрические чайники. Месячный объем выпуска - 2000 шт.

Из-за непредвиденной остановки производства в январе в следующем месяце потребовалось увеличить план выпуска чайников вдвое. В связи с этим персонал работал в ночное время, в выходные и праздничные дни, что привело к дополнительным расходам на оплату труда. Половина часов прямого труда рабочих в феврале была оплачена с коэффициентом 1,5.

Требуется оценить как частные, так и общее отклонение фактических трудозатрат от их нормативных значений. Необходимые данные приведены в табл. 4.

Таблица 4. Учет отклонений по прямым трудозатратам

№ п/п

Показатель

По нормативу

Фактически

Объем производства, шт.

Прямые трудозатраты, руб.

Всего часов работы, ч

Ставка оплаты ручного труда, руб./ч (п. 2 / п. 3)

Затраты почасового труда на одно изделие, ч/шт. (п. 3 / п. 1)

Затраты труда по стоимости на одно изделие, руб./шт. (п. 2 / п. 1)

Прежде всего оценим среднюю фактическую ставку оплаты труда с учетом повышающего коэффициента на половину часов работы персонала в сверхурочных условиях:

(200 руб./ч + 200 руб./ч x 1,5) / 2 = (200 + 300) / 2 = 250 руб ./ч .

Отсюда прямые трудозатраты (фонд оплаты труда) по фактически отработанному времени:

1800 ч x 250 руб./ч = 450 000 руб .

Из таблицы 4 следует, что во временном разрезе фактические затраты труда на одно изделие ниже норматива, а в стоимостном выражении они выше, чем по нормативу прямых затрат. Данная ситуация требует детального анализа.

Расчеты величин отдельных отклонений трудозатрат от их нормативов произведем пошагово.

Шаг 1. Рассчитаем отрицательное отклонение, вызванное повышением почасовой ставки оплаты труда над ее плановой величиной . Для этого умножим фактически отработанное время на разность между нормативной ставкой оплаты и ее фактической величиной:

1800 ч x (200 руб./ч – 250 руб./ч) = –90 000 руб .

Ситуация с неблагоприятным отклонением по ставке оплаты вполне понятна. Причина отклонения - повышенная оплата часов, отработанных сверхурочно.

Шаг 2. Определим отклонение , обусловленное увеличением выпуска продукции . С этой целью умножим нормативную ставку оплаты труда на разность между нормативным количеством часов и его фактическим значением:

200 руб./ч x (0,5 ч/шт. x 4000 шт. – 1800 ч) = 200 x (2000 ч – 1800 ч) = 40 000 руб .

Как видим, получилось благоприятное отклонение. Потребовалось меньше часов, чем это следует из временного норматива трудозатрат. С данным отклонением придется разбираться. Одно из двух: либо изначально установлен неправильный, то есть завышенный норматив по нормо-часам на единицу продукции, либо персонал работал не покладая рук и показал чудеса производительности в связи со сверхурочной оплатой труда.

Шаг 3. Найдем общее отклонение нормативов затрат на оплату прямого труда от их фактической величины . Сначала умножим фактическое количество продукции на нормативную стоимость затрат на одно изделие, а затем из полученного значения вычтем фактические затраты прямого труда:

4000 шт. x 100 руб./шт. – 450 000 руб. = 400 000 – 450 000 = –50 000 руб .

Проверим расчет другим способом:

–90 000 руб. + 40 000 руб. = –50 000 руб.

В результате получилось общее неблагоприятное отклонение . Это можно объяснить большим влиянием повышения ставки оплаты труда по сравнению со снижением норматива по нормо-часам на единицу продукции.

Учет косвенных расхдов

Затраты, которые относятся одновременно к нескольким продуктам или подразделениям производства, называются косвенными расходами. Затраты делят на прямые и косвенные для расчета себестоимости продукции (услуг), краткосрочного планирования и анализа отклонений фактических данных производства от их нормативов.

Косвенные расходы подлежат распределению между продуктами на основе специальных баз распределения. Для высокомеханизированного производства в качестве фактора распределения этих расходов часто служат часы работы оборудования (машино-часы). В этом случае косвенные расходы между отдельными продуктами распределяются на основе единой ставки , рассчитанной на 1 маш.-ч работы оборудования.

При выборе единой базы распределения косвенных расходов возможны следующие факторы влияния на отклонения фактических затрат от их нормативных величин:

  • ставка распределения косвенных расходов;
  • количество машино-часов на выпуск единицы продукции.

Предприятие выпускает несколько моделей электрочайников. Общие косвенные расходы на выпуск этих моделей составляют 1 200 000 руб., общее количество машино-часов - 20 000.

Производство электрочайников автоматизировано, поэтому косвенные расходы распределены между моделями чайников по единой ставке, пропорционально часам работы оборудования на каждую модель.

Ставка распределения :

1 200 000 руб. / 20 000 маш.-ч = 60 руб ./маш .-ч .

Предположим, на одну из моделей чайников («Люкс») приходится 10 000 маш.-ч работы общего оборудования. Найдем величину косвенных расходов, относимых по нормативу на данную модель:

10 000 маш.-ч x 60 руб./маш.-ч = 600 000 руб.

Плановый объем производства чайников модели «Люкс» - 20 000 шт. в месяц, однако по результатам работы оборудования по факту все оказалось сложнее (табл. 5).

Таблица 5. Учет отклонений по затратам косвенного характера

№ п/п

Показатель

По нормативу

Фактически

Общее количество машино-часов, маш.-ч

Ставка распределения косвенных расходов, руб./маш.-ч

Косвенные расходы, руб. (п. 1 x п. 2)

Объем производства, шт.

Количество машино-часов на одно изделие, маш.-ч/шт. (п. 1 / п. 4)

Согласно данным табл. 5 на производство чайников данной модели затрачено на 17 % больше времени работы оборудования, чем по плану (11 700 / 10 000), а самих чайников изготовлено на 2,5 % меньше (19 500 / 20 000).

В то же время фактическая ставка распределения косвенных расходов между моделями оказалась выше на 3,3 % (62 / 60). В результате распределения затрат по новой ставке на эту модель по факту было отнесено косвенных расходов намного больше:

11 700 маш.-ч x 62 руб./маш.-ч = 725 400 руб . В процентном отношении - на 20,9 % (725 400 / 600 000).

Различие в результатах очень существенное, его нужно анализировать. В связи с этим требуется оценить:

  • общее отклонение косвенных расходов от их нормативов, приведенных к одному объему выпуска продукции;
  • частные отклонения по факту изменения ставки распределения затрат и количества машино-часов работы производственного оборудования.

На основании данного расчета будет легче выяснить причину имеющихся расхождений между нормативными и фактическими данными затрат. Вычисления произведем в такой последовательности.

1. Определим отрицательное отклонение в связи с повышением трудозатрат в машино-часах на единицу выпуска продукции . Для этого умножим нормативную ставку распределения косвенных расходов на разность между нормативным количеством часов работы оборудования и его фактическим значением:

60 руб./маш.-ч x (0,5 маш.-ч/шт. x 19 500 шт. – 11 700 ч) = 60 x (9750 – 11 700) = –117 000 руб .

Как видно из расчета, нормативное количество часов работы оборудования приведено к фактическому объему выпуска продукции (19 500 шт.).

Как и следовало ожидать, получилось неблагоприятное отклонение . Причина - существенное превышение времени работы оборудования на единицу продукции над нормативом. Оно увеличилось с 0,5 до 0,6 маш.-ч (на 20 %). Значит, могли неправильно установить первоначальный норматив (исходя из прошлых месяцев по выпуску аналогичной продукции) или произошли какие-то сбои в технологическом процессе, которые уменьшили объем выпуска продукции. Это нужно выяснить.

2. Рассчитаем отрицательное отклонение , связанное с повышением ставки распределения косвенных расходов над ее плановой (нормативной ) величиной . Умножим фактически отработанное время работы оборудования в машино-часах на разность между нормативной ставкой распределения и ее фактической величиной:

11 700 маш.-ч x (60 руб./маш.-ч – 62 руб./маш.-ч) = –23 400 руб .

Ситуация с неблагоприятным отклонением по ставке распределения косвенных расходов относится к контролируемым причинам. Ее можно легко исправить, если за основу будущего норматива взять сегодняшнюю фактическую ставку распределения косвенных расходов.

3. Найдем общее отклонение косвенных расходов по нормативу от их фактической величины. Порядок расчета следующий:

  • умножаем нормативную ставку распределения на норматив времени работы оборудования на единицу продукции и на фактический объем ее выпуска;
  • из полученной величины вычитаем фактические затраты косвенных расходов.

60 руб./маш.-ч x 0,5 маш.-ч/шт. x 19 500 шт. – 725 400 руб. = 585 000 – 725 400 = –140 400 руб .

Проверим это другим способом:

–117 000 руб. – 23 400 руб. = –140 400 руб.

В результате получилось общее неблагоприятное отклонение . Это можно объяснить большим влиянием повышения времени работы оборудования на единицу продукции по сравнению со снижением объема ее выпуска.

Подводим итоги/p>

1. Существенными отклонениями фактических затрат от их нормативных значений считаются величины, превышающие 10 %.

2. Анализ существенных отклонений от нормативов затрат начинают с отрицательных (неблагоприятных) отклонений (фактические затраты превышают их нормативные величины), а затем обращаются к положительным (благоприятным) отклонениям.

3. Несущественные отклонения (менее 10 %) следует анализировать, если они обладают определенной цикличностью или повторяемостью событий во времени.

4. Отклонения по перерасходу материалов на изготовление продукции должны определяться исходя из нормативной (плановой), а не фактической цены материала.

5. Частные отклонения, вызванные повышением почасовой ставки оплаты ручного труда, следует рассчитывать исходя из фактически отработанного времени, а не его нормативной величины.

6. Отклонения, связанные с повышением времени работы оборудования (машинного труда), нужно считать с учетом нормативной ставки распределения косвенных расходов, а не по фактической величине этой ставки.

    Капитальные затраты (CAPITAL EXPENDITURE) Словарь терминов по управленческому учету

    Материальные затраты - 20. Материальные затраты представляют собой стоимости потребленных материальных ресурсов в процессе производства продукции (работ, услуг). По своему назначению и использованию в процессе производства материальные ресурсы группируются по видам… …

    капитальные затраты - Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств, которые после их окончания улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.)… …

    издержки нормативные Справочник технического переводчика

    ИЗДЕРЖКИ, НОРМАТИВНЫЕ - технология расчета себестоимости по заранее установленным нормативам. Продукт оценивается на основе запланированного выпуска. Когда объем производства фиксирован, необходимое количество материалов и затраты труда известны. Величина накладных… … Большой бухгалтерский словарь

    ИЗДЕРЖКИ, НОРМАТИВНЫЕ - технология расчета себестоимости по заранее установленным нормативам. Продукт оценивается на основе запланированного выпуска. Когда объем производства фиксирован, необходимое количество материалов и затраты труда известны. Величина накладных… … Большой экономический словарь

    ВРЕМЕНИ ЗАТРАТЫ - характеризуют продолжительность различн. видов деятельности (см. Вид деятельности): рабочего времени, свободного времени и т. д. Термин В.з. возник в связи с тем, что время имеет относительную самостоятельность (см. Время социальное), свою… … Российская социологическая энциклопедия

    МД 3.02-2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство - Терминология МД 3.02 2000: Технологические правила проектирования. Методическое руководство: Инвестиционный строительный проект Совокупность организационно технических мероприятий по реализации инвестиций в объекты капитального строительства в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Цена количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому… … Википедия

    Цена фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно… … Википедия