Принцип осуществления правосудия только судом означает. Осуществление правосудия только судом

Принципы правосудия - это закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и осуществления правосудия Российской Федерации, оказывают позитивное воздействие на все остальные правила судопроизводства и охраняются от нарушений государством.

Принципы правосудия в РФ

  1. Принцип законности
  2. Принцип справедливости
  3. Принцип осуществления правосудия только судом
  4. Принципы независимости судей
  5. Принцип равенства всех перед судом и законом
  6. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту
  7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту
  8. Национальный язык судопроизводства
  9. Принцип состязательности сторон
  10. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:
  11. Принцип открытого разбирательства дел:
    • Гласность (кроме тайного заседания всё проговаривается)
    • Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)
  12. Принцип презумпции невиновности
  13. Принципы законности и компетентности суда
  14. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина
  15. Принцип обязательности судебных решений и судьи

Принцип законности

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое «правосудие» не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 8 УПК. В последней по данному принципу сказано следующее: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим Кодексом».

Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Принцип независимости судей

Сущность принципа независимости судей заключается в следовании судьей при разрешении дел, находящихся в его производстве, только законам, совести и своей внутренней убежденностью, основанной на исследовании в суде допустимых доказательств. Гарантии независимости судей:

  1. Право на отставку,
  2. Запрет вмешательства в осуществление правосудия,
  3. Судейский иммунитет.

Принцип равенства всех перед судом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п. 1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. А именно на УПК РФ Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда и Конституции РФ Статья 48.

Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности, но в Верховных краевых судах и в военных судах судопроизводство проходит только на русском языке.

Суть принципа:

  • Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке;
  • Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК;
  • Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой.

Принцип состязательности судопроизводства и равноправия сторон

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обви­нения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну.

Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о преступлениях против половой неприкосновенности, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Принцип презумпции невиновности

«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» - п. 1 ст. 49 Конституции РФ, п. 1 ст. 14 УПК РФ.

  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения законности, компетенции и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен.

Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. «Каждый имеет право, - говорится в ч. 1 ст. 14 этого документа, - при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

  • правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;
  • правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);
  • правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратиться в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов.

Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45, 46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Принцип обязательности судебных решений

Характеристика общественной опасности этого деяния требует уяснения, с одной стороны, того, на чем базируется принцип обязательности судебного решения, что образует его фундамент, а с другой - каким образом препятствие в его реализации наносит ущерб правосудию и велика ли угроза наступления такого ущерба.

В качестве первого тезиса следует указать, что любое судебное постановление выносится от имени государства и в обязательности исполнения приравнивается к закону. Исполнимость судебного акта основана на совокупности его свойств. Вполне обоснованно утверждение, что последние делятся на внутренние (для определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя: законность, обоснованность и мотивированность (ч. 4 ст. 7 УПК РФ), а для приговора: законность, обоснованность и справедливость (ст. 297 УПК РФ)) и внешние (исключительность, обязательность, законная сила). Развивая эту мысль, резонно предположить, что внутренние свойства обусловливают внешние. Не только юридической, но и моральной основой исполнения судебного акта является то, что этот орган власти неукоснительно соблюдает требования законности и обоснованности при вынесении своих решений.

Более того, эта основа носит характер правовой презумпции, то есть решение суда считается истинным до тех пор, пока оно не отменено в порядке, установленном законом.

Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе, где сказано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК .В последней по данному принципу сказано следующее: "Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Презумпция невиновности

Презумпция невиновности является одним из наиболее важных институтов демократического государства. Основные положения данного принципа регламентированы в ст. 49 Кон­ституции РФ, а также в отраслевом уголовно-процессуаль­ном законодательстве (ст. 14 УПК РФ) . Сущность презумпции невиновности заключается в том, что все граждане предпо­лагаются добропорядочными и могут считаться виновными в совершении преступлений лишь при наличии определенных условий и в строго определенный законом момент.

Презумпция невиновности является важнейшей гаранти­ей от необоснованного осуждения лица, обязывает должност­ных лиц, ответственных за производство по делу, доказать виновность лица в совершении преступления, соблюсти про­цедуру установления виновности лица.

Принцип законности

Принцип законности включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) пра­ва и совершать процессуальные действия, руководствуясь законо­дательством о судоустройстве в хозяйственных судах.

Определяя законность, необходимо учитывать, что сама по себе законность - это и метод, и принцип, и режим, точнее - комплексное государственно-правовое явление, которое олицетворяет­ся надлежащей государственно-правовой практикой и отражается в названной категории.

Принцип законности в хозяйственном процессе имеет довольно сложный интегрированный состав, в котором четко выделяются две стороны: материально-правовая и процессуальная. Так, суды осуще­ствляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 7 Кодекса о судоустройстве и статусе су­дей, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Респуб­лики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конститу­цией Республики Беларусь и после вступления в законную силу су­дебного постановления ставит перед Верховным Судом и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос, о внесении ими предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о при­знании данного нормативного правового акта неконституционным.

Понятие законности является многогранным и объемным. Существует множество различных подходов к раскрытию приро­ды (сущности) исследуемого явления 124 . Законность рассматрива­ется как принцип, т. е. закрепленное в законодательстве требова­ние соблюдать правовые предписания, обращенные к субъектам общественных отношений; как метод, когда законность (соблюде­ние норм права) в силу различных причин, в том числе и мер госу­дарственного принуждения, проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов общественных отношений; как режим, т.е. режим общественной жизни, выражающийся в том, что большин­ство участников общественных отношений соблюдают и исполня­ют правовые отношения (нормы права), и как следствие - в обще­стве устанавливается правопорядок.

Сущность принципа законности заключается в строгом и не­уклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права дей­ствующих законов и основанных на них правовых актов. Именно эти качественные характеристики присущи законности любого исторического периода независимо от условий, времени и сферы общественных отношений.

Законность в хозяйственном процессе достигается при реали­зации двух составляющих: во-первых, правильного применения судами норм регулятивного права; во-вторых, соблюдения установ­ленного законодательством порядка рассмотрения и разрешения экономических (хозяйственных) споров, обязательного для всех судов. Отмеченные элементы принципа законности тесно связаны между собой: нарушение или несоблюдение процессуальных норм обычно ведет к неправильной квалификации спорных материаль­но-правовых отношений, порождает ошибки в применении норм регулятивного права. Законность в деятельности суда означает пол­ное соответствие всех его постановлений и совершаемых процес­суальных действий содержанию норм материального и процессу­ального права, т.е. закону 125 .

В хозяйственном процессуальном праве принцип законности имеет свое содержание и свою систему гарантий, что предопреде­ляет необходимость его выделения из системы принципов судо­производства. Все иные принципы хозяйственного процесса име­ют более узкий и в достаточной степени специализированный аспект действия.

Принцип законности в этом отношении является универсаль­ным. Нарушение любого принципа системы принципов хозяйственного процесса, например непосредственности, нередко приво­дит к нарушению принципа законности или всей системы. Какая бы норма процессуального права ни применялась в судебной деятельно­сти, одновременно соблюдается (нарушается) принцип законности. Данное положение обусловлено пониманием сущности правовых принципов, которое в процессуальном праве сводится к выявлению их взаимосвязи с нормами права путем решения проблемы обязатель­ности или необязательности их нормативного закрепления 126 .



Законность предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых тробований ко всем участникам судопроиз­водства, предусматривает существование определенных гарантий, содержащихся в нормах процессуального закона, его предписаниях 127 . Так, гарантиями реализации принципа законности являются:

· возможность отвода судьи и других участников судопроиз­водства;

· участие прокурора в процессе;

· право сторон вести свое дело в суде через представителя;

· четкий регламент формы и содержания искового заявления;

· письменная форма решения и подробная регламентация его структуры.

Цель хозяйственного процесса состоит в том, чтобы в результа­те рассмотрения дела были установлены действительные фактичес­кие обстоятельства дела и правильно применена норма материаль­ного права. Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если: 1) хозяйственный суд не при­менил закон, подлежащий применению; 2) применил закон, не под­лежащий применению; 3) неправильно истолковал закон.

  1. Принцип законности
  2. Принцип справедливости
  3. Принцип осуществления правосудия только судом
  4. Принципы независимости судей
  5. Принцип равенства всех перед судом и законом
  6. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту
  7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту
  8. Национальный язык судопроизводства
  9. Принцип состязательности сторон
  10. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:
    • Арбитражные заседатели
    • Присяжные заседатели
  11. Принцип открытого разбирательства дел:
    • Гласность (кроме тайных)
    • Устность (в зале судебного заседания всё проговаривается)
    • Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)
  12. Принцип презумпции невиновности
  13. Принципы законности и компетенции суда
  14. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина
  15. Принцип обязательности судебных решений

Принцип законности

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе,где сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами,учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.Создание чрезвычайных судов и судов,не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом,не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК.В последней по данному принципу сказано следующее:"Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке,установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами.К ним отнесены:Верховный Суд РФ,Высший Арбитражный Суд РФ,верховные суды республик,краевые и областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды и мировые судьи,военные суды,а также федеральные арбитражные суды округов,арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.Этот перечень является исчерпывающим.Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности,поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Принцип независимости судей

Сущность принципа независимости судей заключается в следовании судьей при разрешении дел, находящихся в его производстве, только законам и своему внутреннему убеждению.

Принцип равенства всех перед судом и законом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. А именно на УПК РФ Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда и Конституции РФ Статья 48.

Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа: · Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; · Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой

Принцип состязательности судопроизводства

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обви­нения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: "Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия" (ч.5 ст.32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общейвключенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц. На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Принцип презумпции невиновности

"Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". п.1 cт.49 Конституции РФ

Принцип обеспечения законности, компетенции и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. "Каждый имеет право,- говорится в ч.1 ст.14 этого документа,- при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона." Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

  • правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;
  • правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);
  • правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов. Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45,46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Элементарные начала общей теории права

Принципы восстановительного правосудия - подход к правосудию, основываясь на примирении сторон и возмещении ущерба...

1. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается.

2. Лица, которые присвоили себе функции суда, несут ответственность, установленную законом.

3. Народ принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных.

В статье воспроизведены положения ст. 124 Конституции Украины. Суд является единственным органом государства, который осуществляет от ее имени правосудия. Никакой другой орган, кроме суда, назначенного в соответствии с законом, не вправе взять на себя функцию осуществления правосудия и не вправе постановить именем Украины приговор или иное судебное решение по уголовному, гражданскому, хозяйственному, административному делу, делу об административном правонарушении. Функции суда не могут быть делегированы другому органу или должностному лицу.

Даже в условиях введении на территории чрезвычайного положения правосудие осуществляют суды, образованные в соответствии с Конституцией. Запрещается на такой территории образовывать внесудебные органы или другие суды, а также упрощать формы судопроизводства в действующих судах (см.: Закон Украины "О чрезвычайном положении").

Никакой другой орган не имеет таких возможностей, как суд, для принятия судебного решения. Суд осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения дела в судебном заседании на основании непосредственного, всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласности и усності судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон. В судебном разбирательстве реализуется в системе принципов правосудия, гарантируются права участников процесса, непосредственно исследуются доказательства. Это обеспечивает наибольшие возможности именно для суда по установлению обстоятельств каждого дела.

Положение о том, что правосудие осуществляется исключительно судами, означает также, что судебные решения после вступления в законную силу приобретают обязательный характер. Отменить или изменить судебное решение вправе только вышестоящая судебная инстанция с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, защищающих права и охраняемые законом интересы лиц, общества и государства.

Часть 3 этой статьи воспроизводит положения ст. 124 Конституции о непосредственном участии народа в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных.

Народные заседатели и присяжные во время участия в осуществлении правосудия так же, как и профессиональные судьи, независимы и подчиняются только Конституции и закону. О порядке привлечения народных заседателей и присяжных к непосредственному участию в осуществлении правосудия, требования к ним, их права и обязанности см. комментарий к главе 3 раздела III этого Закона. Вопрос о том, в каких делах правосудия осуществляется с участием народных заседателей и присяжных, детализируется в процессуальном законодательстве.

Принцип осуществления судебной власти только судом, воплощенный в комментируемой статье Закона, предусматривающей принципы, которые указывают на исключительное место суда, особенность выполняемой функции. Положение, закрепленное в ч. 1 ст. 124 Конституции Украины и статьям Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей", означает, что никакой другой орган, кроме суда, не вправе осуществлять судебную власть. Даже если деятельность того или иного органа во внешнем проявлении имитировать процедуру осуществления правосудия, признать ее правосудием нельзя, поскольку ее не выполнил суд. Основной Закон Украины, гарантируя взимания правосудия только судом, указывает, что судопроизводство возложена на Конституционный Суд и суды общей юрисдикции. Создание особых или чрезвычайных судов не допускается.

Требование, чтобы судебная власть осуществлялась только судом, имеет важное значение. Акты судебной власти, то есть решения, определения, приговоры, постановления не могут быть отменены или изменены никаким другим органом, а лишь высшим судом при наличии предусмотренных законом оснований. Кроме того, они подлежат обязательному исполнению всеми органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Назовем составные элементы этого принципа судебной власти.

Во-первых, ни один другой орган государственной власти и управления не вправе принимать на себя компетенцию судебной власти. Этот принцип обусловливает исключительную подсудность дел относительно решения юридически значимых дел, имеющих юридические последствия, суду и судьям (а в случаях, определенных законом, и представителям народа).

Во-вторых, вынесения решения по конкретному делу является прерогативой суда, что подчеркивает исключительность судебных решений. Государство доверяет только суду право решения вопросов законности и целесообразности использования принудительных полномочий государства, в частности: (а) в установленном законом порядке применять гражданско-правовые санкции из гражданской дела; (б) признавать лицо виновным в совершении преступления, назначить уголовное наказание из уголовного дела. Только суд вправе принять решение о применении мер, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, или мер медицинского характера и т.д. Решение суда по конкретному делу обязательны для исполнения всеми государственными и должностными лицами.

Принцип осуществления судебной власти только судом предусматривает такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений возможна лишь высшим судом в соответствии с определенной процедуры. Ни одно решение не может быть отменено или изменено иным органом государственной власти.

в-третьих, особое правовое положение суда в системе государственных органов закреплено Конституцией Украины и другими нормативными актами. Формирование системы органов судебной власти, порядок их организации и деятельности относятся к ведению законодательной власти. Исключая возможность создания чрезвычайных судов, законодательство о судоустройстве предполагает определенную специализацию судебных органов в разрешении различных категорий дел. Суды отличаются предметной подсудностью и процессуальной формой реализации судебной власти.

в-четвертых, судебная власть характеризуется особым порядком формирования судейского корпуса, привлечения судей к ответственности. Требования, предъявляемые к судье, его обязанности при осуществлении функций судебной власти и внесудебной деятельностью довольно специфические и четко отражены в действующем законодательстве

в-пятых, судебная власть функционирует в режиме соблюдения процессуальных гарантий статуса участников судебного процесса. Именно в стадии судебного разбирательства права и обязанности участников процесса детально регламентированы и обеспечены соответствующими процессуальными гарантиями. Учитывая положения Конституции Украины признать лицо виновным и применить к нему меры уголовного наказания может только суд. Этому предшествует тщательное исследование им обстоятельств дела, при котором учитываются как смягчающие, так и отягчающие вину обстоятельства, чем подчеркивается исключительность правового положения личности подсудимого.

Исключительное право суда осуществлять судебную власть обусловлено тем, что деятельность последнего проходит в особом правовом порядке, при котором существуют такие преимущества при рассмотрении и решении судебных дел, не предусмотрено ни для одной государственной деятельности. Содержание указанного порядка составляют необходимые гарантии для вынесения по делу законного и справедливого решения.

Принцип осуществления судебной власти только судом не ограничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии. В каждой из них рассмотрение дела проходит в тех формах, которые соответствуют характеру и задачам, которые решаются в данной стадии.

Правосудие по уголовным, гражданским, административным Делам в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция

Общие положения

устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 8 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными положениями, указывает на то, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию.

Но Конституция не только определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения федеральных судов первого и второго звеньев Президентом РФ, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации РФ (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), но и предусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей.

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

При этом законом предусмотрено, что подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено УПК (ч. 3 ст. 8 УПК).

В соответствии с нормами УПК, например, в стадии судебного разбирательства находит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизводства и правосудия. В этой стадии уголовного судопроизводства более широкие права, чем на других этапах процесса, предоставлены обвиняемому (подсудимому), его защитнику и законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям. Все это обеспечивает именно суду наибольшие возможности для установления объективной истины и вынесения справедливого приговора. При этом в законе установлено, что приговор суда может быть изменен или отменен только вышестоящим судом по основаниям, перечисленным в уголовно-процессуальном законе.

В своих выводах суд не связан не только мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, или прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осуществляющего уголовное преследование в судебном разбирательстве, но и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представляемыми суду. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. Одна-

Еще по теме § 4. Принцип осуществления правосудия только судом:

  1. Билет 34 1.Принцип осуществления правосудия только судом. Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом
  2. § 3. Судоустройственные принципы арбитражного процессуального права 1. Принцип осуществления правосудия только судом
  3. Принцип осуществления правосудия только судами. Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом.
  4. 4.2. Принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, коллегиальности и единоличия в рассмотрении гражданских дел, гласности судебного разбирательства и государственного языка судопроизводства
  5. 2. Осуществление правосудия по гражданским делам только судом
  6. § 3. Принципы осуществления правосудия в зарубежных странах 1. Коллегиальное и единоличное рассмотрение гражданских дел в судах
  7. ГЛАВА 18 ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА И ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ