Перевод жилого помещения в нежилое. Переводим квартиру в нежилое помещение: пошаговая инструкция

предусмотрен нормами Жилищного кодекса РФ. Процедура может быть установлена региональным законодательством. Об особенностях порядка изменения назначения помещения расскажем в нашей статье.

Перевод помещения из жилого в нежилое

ЖК РФ в ст. 17 определяет, что квартира предназначается только:

Ни в коем случае нельзя располагать в квартире промышленное производство. Как же быть гражданам, которые хотят разместить в помещении магазин или склад? Для этих случаев законодатель предусмотрел процедуру перевода жилого помещения в нежилое .

Новый регламент перевода жилых помещений в нежилые в Москве

С 1 декабря 2015 года изменилось законодательство о порядке перевода жилого помещения в нежилое в г. Москве. Был принят новый административный регламент, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 № 692-ПП.

Поводом для разработки регламента послужили многочисленные жалобы со стороны населения Москвы на организованные на первых этажах жилых домов торговые точки или офисы. При этом жильцы узнавали об этом только после открытия организации - их мнением, в нарушение ЖК РФ, никто не интересовался.

Именно поэтому одним из главных положений нового регламента стала необходимость получения владельцами квартир на 1-м этаже разрешения не менее 2/3 собственников квартир дома для изменения назначения помещения. Более того, столичные власти займутся предварительной проверкой правильности протоколирования решения общего домового собрания и проверят достоверность всех подписей.

Кроме того, регламент расширил список необходимых документов, подаваемых в уполномоченный орган для получения разрешения на перевод жилого помещения в нежилое. В частности, к ним добавилось заключение органа опеки для случаев, когда среди владельцев квартиры есть несовершеннолетний собственник.

Условия перевода жилого помещения в нежилое в 2015-2016 годах

Помимо сбора документов для оформления перевода, необходимо соблюсти несколько условий, которые законодатель посчитал нужным ввести для изменения назначения помещения.

Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется, если:

  • помещение находится в собственности у заявителя;
  • квартира находится на 1-м этаже дома (на более высоких этажах перевод разрешен, когда этажи ниже отведены под нежилые помещения);
  • у квартиры есть отдельный вход (или имеется возможность его построить);
  • недвижимость не находится в обременении;
  • в квартире не зарегистрированы граждане;
  • осуществляется изменение назначения жилплощади целиком (нельзя перевести только одну комнату);
  • квартира не находится в аварийном доме или доме под снос.

Как осуществляется перевод жилого помещения в нежилое

Для изменения назначения помещения необходимо осуществить ряд действий.

1. Подготовить проект переустройства помещения. Речь идет не о планировке как таковой, хотя она тоже возможна для оборудования отдельного входа. Имеется в виду перестройка квартиры, чтобы она соответствовала нормам, которые законодательство предъявляет к нежилым помещениям. Для того чтобы узнать требования, необходимо обратиться за консультацией в Роспотребнадзор и Пожнадзор по месту нахождения дома.

Если переустройство затронет права других собственников в многоквартирном доме, то для проведения дальнейших действий необходимо получить их согласие. Для этого собирается общее собрание и на повестку дня выносится конкретный вопрос. Жильцы принимают решение путем голосования.

Рекомендуем поручить разработку проекта переустройства специализированной организации, которая состоит в СРО и имеет соответствующее свидетельство с допуском к проектным работам. Это сэкономит время и деньги. Дело в том, что проект необходимо согласовывать с компетентными органами и получать соответствующие разрешения. При помощи компетентных лиц это получится сделать намного быстрее.

2. Собрать пакет документов. В него входят:

  • заявление;
  • паспорт обращающегося;
  • проект переустройства с приложенными заключениями компетентных органов;
  • правоустанавливающие документы на помещение;
  • решение общего собрания дома (при необходимости);
  • доверенность на представителя (если он будет участвовать в процессе оформления).

3. Представить документы в уполномоченный орган. Документы можно передать и через МФЦ. Если все документы соответствуют требованиям законодательства, выдается уведомление о переводе жилого помещения в нежилое .

4. Если для завершения оформления необходимо проведение ремонтных работ, об этом указывается в уведомлении. После их осуществления на руки выдается акт специальной комиссии из того органа, который выдал уведомление.

Законодатель предусмотрел ряд документов, которые необходимы для оформления уведомления о переводе. Однако запрашивать их у граждан компетентный орган права не имеет, так как бумаги они могут запросить сами, например различные выписки из государственных реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРП и т. д.).

Регистрация перевода жилого помещения в нежилое в Росреестре

Для того чтобы завершить процесс перевода, необходимо обратиться в территориальное управление Росреестра, представив перечисленные ниже документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • уведомление;
  • доверенность на представителя.

Также необходимо оплатить госпошлину (1000 руб.). Заявитель не обязан представлять квитанцию об оплате пошлины при осуществлении регистрации, так как данные об оплате содержатся в общей базе. Специалист Росреестра сможет проверить этот факт самостоятельно.

Документы можно:

Причины отказа в переводе помещений

  1. Непредставление необходимых документов.
  2. Обращение в некомпетентный орган.
  3. Несоответствие плана переустройства требованиям закона.
  4. Несоблюдение требований по переводу помещений.

В иных случаях отказ невозможен. Если он все же поступил, его можно обжаловать вышестоящему руководству или в суде.

Обращаем внимание на то, что гражданин вправе переделывать документы неограниченное количество раз. Законодатель не ограничивает число попыток в рамках, например, года или месяца. Однако госпошлина действует определенное количество времени — 3 месяца. По прошествии этого периода ее необходимо оплачивать заново.

Последнее обновление Февраль 2019

Первое, о чем вы должны знать – жилье нельзя использовать для коммерческой деятельности . Если вы решили организовать небольшой бизнес и в качестве стартовой площадки использовать площадь жилого помещения, принадлежащего вам, значит, необходимо вывести объект из жилого фонда, то есть официально сделать его нежилым.

С чего начинать?

Прежде всего, подготовить документы для переоформления помещения:

  • правоустанавливающие документы (свидетельства, договоры, решения суда). Их копии заверить у нотариуса.
  • техпаспорт. Он выдается БТИ.
  • план всех этажей дома. План также получите в БТИ.
  • проект реконструкции. Потребуется, если в дальнейшем переустройство или перепланировка будут необходимы для пользования нежилым помещением. Подготовку проекта лучше поручить организации, имеющей лицензию на проектную деятельность (и состоящая в СРО проектировщиков).
  • если собственников квартиры несколько, то необходимо нотариальное согласие всех других собственников на перевод квартиры в коммерческую недвижимость, и поручение ведения этой процедуры одному из собственников.
  • доверенность от собственника, если вопросом перевода будет заниматься иное лицо по доверенности.
  • если квартира принадлежит не гражданину, а юридическому лицу, то необходимы его учредительные документы (копии надо заверить нотариально).

Выделим условно три этапа процедуры переоформления

1 ЭТАП

Имея на руках базовый пакет документов, следует сдать документы в администрацию либо в многофункциональный центр. Вы подаете заявление (форму вам предоставят на месте) и прикладываете к нему документы, перечисленные выше. Истребование дополнительных документов на этом этапе незаконно.

В течение полутора месяцев по заявлению будет принято решение перевести жилое помещение, либо отказать в переводе (возможные причины отрицательного ответа рассмотрим чуть ниже). Имея на руках решение о переводе, помещением можно пользоваться как нежилым, но только если нет необходимости в переустройстве или перепланировке.

При оформлении жилого помещения в нежилое есть ряд особенностей :

  • Расположение жилья на первом этаже. Допускается переоформление квартир, находящихся на втором или третьем этажах, при условии, что непосредственно под этим жилым помещением будут располагаться только нежилые помещения. Так, вы вполне можете разместить свой офис на втором этаже дома, если на первом этаже находится продуктовый магазин.
  • Нельзя переводить в нежилое только часть или долю жилой квартиры. К примеру, изменять статус одной из комнат в квартире нельзя.
  • Необходимо наличие отдельного входа , либо техническая возможность сделать самостоятельный доступ в перспективе. Например, наличие в квартире окон, выходящих во двор, позволяет оборудовать вход со двора. Если помещение более 100 м2, то обязательно должен быть запасной выход.
  • На помещение не должны быть наложены аресты и прочие обременения . Так, если вы решили квартиру, которую вы приобрели в ипотеку, вывести из жилого фонда, вам не позволят это сделать, поскольку квартира будет предметом залога в банке. Придется отложить свои планы до полного погашения ипотеки и прекращения залога на квартиру.
  • Дом не аварийный, не требует капитального ремонта, реконструкции или сноса. Помещение в здании, имеющем культурную и историческую ценность, переоформить сложнее. Потребуется получить одобрение Комитета по охране памятников культуры и истории.
  • Понадобится заблаговременно выписать всех жильцов из этого помещения. Здесь могут возникнуть некоторые трудности, например, получение одобрение на выписку от органов опеки и попечительства, когда сособственником квартиры является несовершеннолетний.
  • Наличие в квартире незаконной перепланировки . Необходимо будет заблаговременно позаботиться о ее оформлении.

Кроме того, могут возникнуть проблемы при переводе жилого помещения в нежилое в случае:

  • Если дом, в котором переводится помещение, является объектом культурно-исторического наследия.
  • Если дом стоит на учете в штабе по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций . В этом случае увеличится стоимость объекта при экспертной проверке.
  • Если помещение не подключено к основным инженерным коммуникациям.
  • Целевое назначение планируемого нежилого помещения не соответствует допустимым нормам зонирования (ограничения в жилых зонах по градостроительно му законодательству).

Решение по переводу жилья принимает межведомственная комиссия, специально созданная при каждом муниципалитете. Для принятия решения по заявлению комиссия может отправлять межведомственные запросы в: УФМС, в ЖЭУ, в Росреестр, Роспотребнадзор, Пожарный надзор и пр. Решение не будет принято, пока от этих организаций не придет ответ. Поэтому для того, что бы сэкономить время, а также во избежание отказа по какой- либо ошибке, рекомендуется вместе с основным пакетом документов сразу сдать и дополнительные документы:

  • Заключение МЧС о соответствии квартиры пожарным нормам.
  • Заключение Роспортебнадзора о соответствии помещения санитрано-эпидем иологичским нормам.
  • Справка ЖЭУ (управляющей компании) о назначении других смежных квартир, находящихся на одной лестничной площадке с Вашей.
  • Техзаключение о том, что дом не находится в аварийном состоянии (также берется в ЖЭУ, ТСЖ, управляющей организации).
  • Выписка из решения общего собрания собственников многоквартирного дома о том, что они не против перевода квартиры в нежилое помещение.
  • Справка о прописанных лицах ().
  • Заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о возможности перепланировки объектов культурного наследия.

Почему получили отказ в переводе помещения в нежилое?

Основными причинами отказа являются:

  • предоставление не всех предусмотренных законом документов
  • проект перепланировки противоречит закону, а также строительным, санитарным, противопожарным, экологическим и иным нормам
  • отсутствует согласие всех жильцов дома, либо перевод не был одобрен общим собранием собственников жилья
  • помещение не отвечает критериям, позволяющим присвоить ему статус нежилого

Согласие соседей и собственников

Остановимся подробнее на пункте о получении одобрения от соседей, ведь зачастую именно невозможность получить согласие собственников жилья надолго тормозит весь процесс, либо вообще делает задачу невыполнимой.

В ст. 23 Жилищного кодекса РФ обозначены основания отказа в выдаче разрешения. И отсутствие согласия жильцов дома (собственников квартир) не относится к таким основаниям. Важно понимать, что не всегда согласие собственников жилья обязательно.

Однако, отсутствие согласия собственников – одна из часто встречающихся причин, по которой власти не позволяют переоформить жилое помещение. Почему же так происходит?

Многоквартирный дом

Когда в многоквартирном доме планируется реконструкция, обязательно проводится общее собрание собственников. Решения принимаются большинством голосов или единогласно. Если внесение изменений в планировку или конструкцию касаются общего имущества, например, если в результате реконструкции к помещению присоединится часть лестничной клетки или подвал, потребуется единогласное решение. Если общее имущество не изменяется, достаточно обыкновенного большинства собственников в многоквартирном доме.

Процедура получения согласия собственников многоквартирного дома следующая:

  • В ЖЭУ (ТСЖ, управляющую компанию) необходимо письменно обратиться с вопросом о проведении голосования по вопросам перевода квартиры в коммерческую недвижимость.
  • Голосование проводится при очередном общем собрании с включением в повестку требуемого вопроса, а если такое собрание будет не скоро, то инициируется внеочередное общее собрание.
  • Собрание правомочно принимать решения, если имеется 50 % от общего количества собственников (кворум).

Всеми процедурными вопросами занимается ЖЭУ. Заинтересованный собственник получает выписку из решения общего собрания собственников дома.

Даже если собственники дали согласие, желательно, получить согласие лично, обойдя всех соседей (хотя бы окружающие подъезды), поговорить с каждым, убедить их в том, что это им не помешает. Если среди собственников будет ярый противник, желательно уладить этот конфликт до обращения в Управление Росеестра. В случае если такой противник подаст жалобу, в переводе будет отказано. В таких случаях целесообразнее найти компромисс с таким собственником, предложить ему какие-либо компенсации.

Земельный участок под жилым домом

Аналогичным образом решаются вопросы, связанные с использованием земельного участка под жилым домом.

  • Если земельный участок является собственностью жильцов , то согласие необходимо только от жильцов, так как частью земельного участка (расположенного под лестницей для отдельного входа/выхода) будет пользоваться только собственник нежилого помещения, то есть общедолевая собственность жильцов уменьшится.
  • Если земельный участок под домом принадлежит муниципалитету , то согласие нужно получить от местной администрации.

Не согласны с отказом? Попробуйте обжаловать его в суде

Интересна практика судов по подобным делам.

Пример 1:

Гражданин подал в районную администрацию города Новороссийска заявление с необходимыми документами о переводе своей квартиры в нежилой фонд. Главой г. Новороссийска вынесено постановление о переводе, а также необходимости провести работы по проекту. В переоформленном помещении планировалось открыть магазин фототоваров. По проекту реконструкции требовалась разобрать часть ненесущих конструкций внутри квартиры, сделать отдельный вход на месте окна, что повлекло бы изменение режима пользования участком под домом.

Недовольные жильцы обратились в суд, выступая против перевода квартиры гражданина и против реконструкции помещения. В приведенном примере суд отказал жильцам дома.

Верховный суд России (Определение от 13.01.2010г. №80-В09-26) высказал следующую позицию:

  • для перевода необязательно получать согласие всех собственников. Оно необходимо, если в результате изменения планировки или других конструктивных изменений к жилому помещению будет присоединена часть общего имущества.
  • суд отметил, что участок под домом должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет. При этих условиях участок будет относиться к общей долевой собственности.

Аналогичную позицию высказывал и Высший арбитражный суд РФ (Определение № ВАС-6892/11 от 10.06.2011г., №ВАС-6266/10 от 31.05.2010г., №ВАС-7494/13 от 18.06.2013г.).

Пример 2:

Гражданин решил открыть видеопрокат на первом этаже пятиэтажного жилого дома. На месте окна будет оборудован отдельный вход с небольшим тамбуром и крыльцом. Поскольку тамбур и крыльцо будут занимать часть участка, являющегося общим имуществом собственников, то предварительно гражданину будет необходимо организовать общее собрание и заручиться согласием всех собственников помещений.

2 ЭТАП

Положительное решение межведомственной комисии оформляется постановлением местной администрации. В адрес собственника направляется уведомление о разрешении перевода квартиры (жилого дома) в нежилое помещения. При этом возникает две ситуации:

  • когда требуется перепланировка
  • перепланировка не нужна

В случае если перепланировка обязательна, для перевода квартиры в нежилое помещение могут быть такие ситуации:

  • необходимо реконструкция с получением специального разрешения
  • перепланировка не требует разрешения на реконструкцию (обычно это относится к частным жилым домам, где не требуется достройка отдельных лестниц, сооружение запасных выходов и пр.)

В любом случае такая информация указывается в уведомлении и собственник будет знать, как ему действовать дальше.

При смене статуса жилого помещения, проводя работы по переустройству, реконструкции, необходимо учитывать:

  • строительные - согласование с Агентством архитектуры и градостроительства
  • противопожарные - с Государственной противопожарной службой
  • санитарные - с Санитарно-эпидемиологической службой
  • экологические нормы - с Государственным комитетом по охране окружающей среды
  • не забывать о правах соседей

Пример: Вы не сможете расположить в жилом доме баню или прачечную, общественный туалет или химчистку (допускается только размещение приемного пункта), а также ряд иных объектов, перечисленных в СНИПах.

Вам будет нужно согласовать свои действия с Агентством архитектуры и градостроительства, Государственной противопожарной службой, Санитарно-эпидемиологической службой и другими контролирующими инстанциями.

После проведения всех работ по проекту, приглашаете приемочную комиссию, созданную органами местного самоуправления. Она примет работы и составит акт. Имея этот документ, вы уже сможете использовать помещение в качестве нежилого.

Кроме того, в зависимости от индивидуального случая, потребуется выполнить согласование с прочими инстанциями. О необходимости в этом должен уведомить проектировщик, который и осуществляет эти согласования с:

  • комитетом коммунального благоустройства
  • управлением садово-паркового хозяйства (зеленое хозяйство)
  • ГИБДД
  • службой подземных сооружений
  • предприятиями и учреждениями связи, энергоснабжающими организациями и пр.

3 ЭТАП

Конечной точкой всей процедуры переоформления будет регистрация права на нежилое помещение в Управлении Росреестра.

Для этого в Росреестр необходимо представить:

  • паспорт собственника и его ксерокопию. Если собственник – юридическое лицо, то учредительные документы с их копиями.
  • нотариальную доверенность и ее копию (если имеется).
  • свидетельство о собственности на помещение и договор, на основании которого возникла собственность.
  • акт приемочной комиссии и его копию.
  • кадастровый паспорт помещения.
  • оплаченную квитанцию (госпошлина).

При этом приемочная комиссия самостоятельно акт приемки направляет в кадастровую палату, где производится соответствующие изменения в государственном кадастре.

Как мы видим, переоформление жилого помещения в нежилое – задача несложная, но кропотливая. На все мероприятия может уйти от нескольких месяцев до года.

Справочно: Жилье социального назначения, находящегося в муниципальной или государственной собственности переводу нанимателями не подлежит. Под коммерческой деятельностью понимается организация производства, торговли, оказания услуг и пр., но согласно ст. 17 ЖК РФ жилую квартиру, дом можно использовать для организации офиса, места хранения бухгалтерской документации.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

Электронные услуги

Полное название услуги

Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение

Оформление услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой

  • Стоимость услуги

    Бесплатно

    • Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
    • Документ, удостоверяющий личность заявителя;
    • Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (в случае обращения представителя заявителя);
    • Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае обращения представителя заявителя);
    • Решение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, подтверждающее полномочия законного представителя (в случае, если собственником переводимого помещения является несовершеннолетний);
    • Свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), в случае, если собственником переводимого помещения является несовершеннолетний (представляется в отношении детей-сирот, а также если свидетельство или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), были получены не в городе Москве);
    • Правоустанавливающие документы на переводимое помещение, права на которое зарегистрированы до 31 января 1998 г;
    • Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Требования к составу проектной документации утверждены постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП;
    • Оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу передачи в пользование и/или присоединения к переводимому помещению части общего имущества при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке. Одновременно с протоколом представляются документы, подтверждающие результаты голосования собственников:
      - уведомления (сообщения) о проведении собрания;
      - документы, подтверждающие вручение уведомления (сообщения) каждому собственнику или направление каждому собственнику помещения заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не предусмотрен иной способ направления уведомления (сообщения) в письменной форме либо не определено помещение, доступное для всех собственников помещений в данном доме, предназначенное для размещения уведомления (сообщения) о проведении общего собрания. В этом случае представляется протокол (копия с предъявлением оригинала) общего собрания собственников помещений, содержащий решения по указанным вопросам; лист регистрации участников собрания;
      - решения собственников по вопросам, поставленным на голосование, оформленные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;
      - списки собственников на дату голосования с указанием ФИО собственника или его наименования, номера помещения, принадлежащего на праве собственности, доли в праве на общее имущество;
      - доверенности, оформленные в соответствии с частью 2 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если в голосовании на общем собрании собственников в многоквартирном доме принимали участие представители собственников.
    • В случае проведения собрания в форме заочного голосования дополнительно представляются документы по собранию, прошедшему путем совместного присутствия. При обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляются следующие заключения уполномоченных организаций о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47:
    • - заключение организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 10, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47;
      - заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок (при наличии на указанное заключение положительного заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве), о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 13, 14, 15, 21, 25, 26-32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47; - заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 16, 19 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
    • При подаче запроса в электронной форме заявителю (либо его законному представителю или лицу, уполномоченному заявителем в установленном порядке) необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих сведения, указанные в Заявлении, в течение 5 рабочих дней со дня подачи электронного запроса:
    • - заявителям - физическим лицам в МФЦ;
      - заявителям - индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в службу «одного окна» Департамента по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, д. 18, стр. 1, либо в другие территориальные подразделения Департамента (адреса указаны на официальном сайте Департамента (https://www..
  • Сроки предоставления услуги

    48 рабочих дней

    Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня регистрации запроса.
    В общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.
    Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:
    1.Необходимость уведомления заявителя о возможности представления по собственной инициативе документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в случае поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации, а также в случае отсутствия в составе сведений Базового регистра сведений о реквизитах (серия, номер, дата и место выдачи) Свидетельств о рождении несовершеннолетних детей.
    2.Направление проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое в случае обращения заявителя по вопросу перевода жилого помещения в нежилое при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке, в Совет депутатов муниципального округа, на территории которого расположено переводимое помещение.
    3.Направление проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) в Мосжилинспекцию для получения заключения о возможности переустройства и (или) перепланировки помещения, переводимого из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) помещение.
    4.Необходимость подготовки и проведения заседания Межведомственной комиссии города Москвы по определению соответствия нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в случае обращения заявителя по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение.
    5.Направление запросов собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором расположено переводимое помещение, а также в организацию, управляющую домом, совет дома (при наличии) при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке.
    Срок приостановки по основанию 1 составляет не более 15 рабочих дней, срок приостановки по основаниям 2-5 составляет не более 60 рабочих дней.

  • Результат оказания услуги

      Выдается:
    • Решение о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (оригинал, 1 шт.)
  • Формы получения

    • Лично
    • Через законного представителя
    • На WEB сайте
    • Через МФЦ
  • Условия получения услуги в ОИВ

    • Кто может обратиться за услугой:

      Физические лица

      В качестве заявителей могут выступать при обращении по вопросу перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение физические лица, являющиеся собственниками помещений и обратившиеся в территориальные подразделения МФЦ районов города Москвы, с запросом о предоставлении им государственной услуги или подавшие заявку с использованием Портала. Интересы заявителей могут представлять законные представители или лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке. В случае предоставления государственной услуги в электронной форме с использованием Портала прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от уполномоченных представителей физических лиц не предусмотрен.

      Юридические лица

      В качестве заявителей могут выступать при обращении по вопросу перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение юридические лица, являющиеся собственниками помещений. Интересы заявителей могут представлять законные представители или лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

      Индивидуальный предприниматель

      В качестве заявителей могут выступать при обращении по вопросу перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками помещений. Интересы заявителей могут представлять законные представители или лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

    • Стоимость услуги и порядок оплаты:

      Бесплатно

    • Перечень необходимых сведений:

      Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата

      Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту предоставления услуги. На Портале заявитель имеет возможность заполнения интерактивной формы запроса.

      Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      Представляется документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве.

      Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя в соответствии с Едиными требованиями (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется документ, удостоверяющий личность представителя заявителя в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве.

      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, представляется в случае обращения законного представителя заявителя или лица, уполномоченного заявителем в установленном порядке (для физических лиц - нотариально удостоверенная доверенность).

      Решение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, подтверждающее полномочия законного представителя (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляется в случае, если собственником переводимого помещения является несовершеннолетний.

      Свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Предоставляется в случае если собственником переводимого помещения является несовершеннолетний (представляется в отношении детей-сирот, а также если свидетельство или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), были получены не в городе Москве).

      Правоустанавливающие документы на переводимое помещение, права на которое зарегистрированы до 31 января 1998 г (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
      Представляются подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии.

      Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляется в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Требования к составу проектной документации утверждены постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП.

      Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу передачи в пользование и или присоединения к переводимому помещению части общего имущества (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Предоставляется при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке. Оформляется протоколом. Протокол, а так же документы подтверждающие результаты голосования оформляются в свободной форме в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2016 N 41802).
      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      Представляются одновременно с протоколом собрания: уведомления (сообщения) о проведении собрания; документы, подтверждающие вручение уведомления (сообщения) каждому собственнику или направление каждому собственнику помещения заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не предусмотрен иной способ направления уведомления (сообщения) в письменной форме либо не определено помещение, доступное для всех собственников помещений в данном доме, предназначенное для размещения уведомления (сообщения) о проведении общего собрания (в этом случае представляется протокол (копия с предъявлением оригинала) общего собрания собственников помещений, содержащий решения по указанным вопросам); лист регистрации участников собрания; решения собственников по вопросам, поставленным на голосование оформленные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; списки собственников на дату голосования с указанием ФИО собственника или его наименования, номера помещения, принадлежащего на праве собственности, доли в праве на общее имущество; доверенности, оформленные в свободной форме в соответствии с частью 2 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае если в голосовании на общем собрании собственников в многоквартирном доме принимали участие представители собственников. Документы оформляются в свободной форме с учетом требований законодательства.

      Документы по собранию, прошедшему путем заочного голосования (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      В случае проведения собрания в форме заочного голосования дополнительно представляются документы по собранию, прошедшему путем совместного присутствия. Протокол, а также документы подтверждающие результаты голосования оформляются в свободной форме в соответствии с Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".

      Заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      При обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляется заключение организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 16, 19 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

      Заключение организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      При обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляется заключение организации, аккредитованной на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 10, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 24 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

      Заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок (оригинал, 1 шт.)

      • Обязательный
      • Предоставляется без возврата
      При обращении по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение представляется заключение организации, аккредитованной на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок (при наличии на указанное заключение положительного заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве), о соответствии переводимого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным пунктами 13, 14, 15, 21, 25, 26-32 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

      С перечнем документов, которые заявитель вправе представить по собственному желанию, можно ознакомиться в административном регламенте в разделе "Нормативные акты" (копия, 1 шт.)

      • Может быть получен в ходе оказания услуги
      • Предоставляется без возврата
    • Сроки предоставления услуги

      48 рабочих дней

      Срок приостановки: 60 рабочих дней

      Основаниями для приостановления предоставления государственной услуги являются:
      1. Необходимость уведомления заявителя о возможности представления по собственной инициативе документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в случае поступления в Департамент ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии запрошенных документа и (или) информации, а также в случае отсутствия в составе сведений Базового регистра сведений о реквизитах (серия, номер, дата и место выдачи) свидетельства о рождении (за исключением свидетельств детей-сирот, а также случаев, когда свидетельство или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), были получены не в городе Москве).
      Срок приостановления предоставления государственной услуги не превышает 15 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
      2. Направление проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое в случае обращения заявителя по вопросу перевода жилого помещения в нежилое при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке, в Совет депутатов муниципального округа, на территории которого расположено переводимое помещение.

      3. Направление проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) в Мосжилинспекцию для получения заключения о возможности переустройства и (или) перепланировки помещения, переводимого из жилого (нежилого) в нежилое (жилое) помещение.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги не может превышать 60 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
      4. Необходимость подготовки и проведения заседания Межведомственной комиссии города Москвы по определению соответствия нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в случае обращения заявителя по вопросу перевода нежилого помещения в жилое помещение.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги не может превышать 60 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
      5. Направление запросов собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором расположено переводимое помещение, а также в организацию, управляющую домом, совет дома (при наличии) при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование и/или присоединением к переводимому помещению части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке.
      Срок приостановления предоставления государственной услуги не может превышать 60 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.

    • Результат оказания услуги

      Выдается:

      • Решение о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (оригинал, 1 шт.)
    • Формы получения

      Через законного представителя

      На WEB сайте

      через МФЦ

    • Запись в ЦГУ

      Если Вы хотите подать заявление на предоставление государственной услуги лично в центре «Мои документы», Вы можете воспользоваться формой

      Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.


      Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента, работников МФЦ


      1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента, работников МФЦ.
      2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", Регламентом.
      3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
      3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
      3.2. Требования от заявителя:
      3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
      3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
      3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
      3.4. Отказа заявителю:
      3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
      3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его уполномоченным заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".
      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников многофункциональных центров предоставления государственных услуг, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
      Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.
      5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Регламентом (далее - органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
      5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
      5.2. Через многофункциональный центр предоставления государственных услуг.
      5.3. Почтовым отправлением.
      5.4. С использованием Портала при наличии соответствующей технической возможности.
      5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
      6. Жалоба должна содержать:
      6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
      6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, многофункционального центра предоставления государственных услуг либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего, работника, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
      6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
      6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
      6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
      6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
      6.7. Требования заявителя.
      6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
      6.9. Дату составления жалобы.
      7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
      Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
      Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
      8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
      9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
      9.1. Отказа в приеме документов.
      9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
      9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
      10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
      11. Решение должно содержать:
      11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
      11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
      11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.
      11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
      11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
      11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
      11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
      11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
      11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
      11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
      11.11. Порядок обжалования решения.
      11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
      12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
      13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
      13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
      13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
      13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
      13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
      13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
      14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
      14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
      14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
      14.4. Наличия:
      14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
      14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
      15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
      15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
      15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
      15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
      15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
      16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
      17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
      18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
      19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
      20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
      20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
      20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
      21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
      При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

      2. Предоставление заявителем документов, утративших силу (если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательство м).
      3. Заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.5.1.1 Регламента, подлежащих обязательному представлению заявителем (в том числе в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в электронной форме с использованием Портала).
      4. Представленные документы содержат недостоверные и (или) противоречивые сведения (данное основание не применяется в случае если запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем при личном обращении в МФЦ).
      5. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
      6. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Регламентом (в случае, если указанное основание может быть выявлено при приеме запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги).
      7. Обращение заявителя за государственной услугой в орган исполнительной власти города Москвы, орган местного самоуправления, подведомственную органу исполнительной власти или органу местного самоуправления организацию, МФЦ, не предоставляющие требующуюся заявителю государственную услугу.
      Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в электронной форме с использованием Портала, являются :
      1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса на Портале.
      2. Запрос и иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю.
      3. Наличие противоречивых сведений в представленных документах и в интерактивном запросе.

      Основания для отказа в предоставлении услуги

      Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
      1. Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Регламентом, если указанные обстоятельства были установлены Департаментом в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в МФЦ).
      2. Утрата силы представленных документов, если указанное обстоятельство было установлено Департаментом в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги.
      3. Наличие в представленных документах противоречивых либо недостоверных сведений, если указанные обстоятельства были установлены Департаментом в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в МФЦ).
      4. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем на предоставление государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом, если указанное обстоятельство было установлено Департаментом в процессе обработки документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в МФЦ).
      5. Отзыв заявителем запроса на предоставление государственной услуги.
      Подача заявителем отзыва запроса осуществляется:
      - заявителем - физическим лицом в МФЦ;
      - заявителем - индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом в Департамент.
      6. Отзыв согласующей организацией в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги, ранее принятого решения (в случае его поступления до истечения срока предоставления государственной услуги).
      7. Представление неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.5.1.1 Регламента, если указанное основание было выявлено Департаментом при процедуре принятия решения о предоставлении государственной услуги (в случае, если заявление на предоставление государственной услуги было представлено заявителем в МФЦ).
      8. Истечение срока приостановления государственной услуги, если в течение срока не были устранены обстоятельства, послужившие причинами для приостановления предоставления государственной услуги (применяется при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.9.1.1 Регламента).
      9. Заключение Межведомственной комиссии города Москвы по определению соответствия нежилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, о несоответствии помещения, переводимого в жилое помещение, требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

), но это не всегда возможно в конечном результате либо не целесообразно в силу очевидных причин.

Требования, предъявляемые к жилым и нежилым помещениям различны, поэтому при документальном обосновании перевода жилого помещения в нежилое следует опираться на положения Жилищного и Градостроительного кодексов.

Как перевести жилой дом в нежилое помещение? Разрешение на перевод помещения из одного фонда в другой выдаётся местным органом самоуправления (муниципалитет, сельсовет и пр.; ФЗ №131 2003/06/10 редакция 2016/28/12 ст.34). Порядок смены функционального статуса помещения един для всех собственников и всех видов собственности (ЖК ст.23).

В МФЦ представляются документы:

  • заявление собственника, где указывают мотивы перевода;
  • паспорт (оригинал + копия);
  • техпаспорт БТИ (экспликация и поэтажный план);
  • правоустанавливающие/правоподтверждающие документы (оригинал для сличения + нотариальная копия);
  • поэтажный план дома с назначением прилегающих помещений (из ДЕЗа);
  • выписка из домовой книги об отсутствии постоянных и временных жильцов;
  • проект перепланировки (по мере надобности, если подразумевается);
  • согласие собственников МКД (протокол заседания).

План помещения и план дома допустимо проигнорировать при подаче документов (ЖК ст.23 п.2.1), так как в ряде случаев (в частности, в крупных городах) они запрашиваются по линии межведомственных контактов вместе с выпиской из ЕГРН.

На практике собственнику стоит позаботиться о наличии этих документов, запросить и подготовить их самостоятельно во избежание шокирующих неожиданностей, осложнений и неприятностей. Согласно п.3 указанной статьи, список исчерпывающий. Реальность диктует необходимость заручиться следующими бумагами и заключениями (не факт, что они понадобятся, но в случае спора будут очень актуальны):

  • из Госпожнадзора (по квартире);
  • из Госсанэпиднадзора (по квартире);
  • из технадзора (по состоянию строения);
  • непротивление соседей, оформленное письменно.

Несовершеннолетний собственник – это всегда дополнительные трудности при любом переоформлении, так что потребуется согласие органа опеки.

Перепланировка, коли в ней есть необходимость, утверждается и проводится собственником самостоятельно после получения одобрения на перевод жилья в нежилой фонд. Завершение ремонтных и строительных работ должно быть подтверждено соответствующим актом приёмочной комиссии.

Инициация госрегистрации собственнического права на нежилое помещение должна быть проведена муниципальным органом, выдавшим разрешение на перевод помещения в нежилой фонд (ФЗ №218 ст.32 п.1 пп.5). Процедуру можно выполнить самостоятельно (ФЗ №218 ст.33). Для регистрации понадобятся документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • подтверждение права собственника;
  • положительное решение о переводе;
  • техпаспорт БТИ (после перепланировки);
  • акт приёмочной комиссии (после перепланировки);
  • уплата пошлины.

В соответствии с изменениями в правилах госрегистрации с 2017/02/01, территориальный орган Росреестра самостоятельно запрашивает необходимые документы по заявлению (ФЗ №218 ст.33). По этой причине следует уточнять перечень бумаг для регистрации, необходимых для представления собственником.

Собственническое право на помещение будет подтверждено выпиской из ЕГРН.

В переводе могут отказать

Отказ в переводе жилого помещения в нежилое поступает после рассмотрения документов.

Обоснованные причины отказа (ЖК ст.24 п.1):

  1. Неполный комплект документов, в том числе отсутствие документов по межведомственному запросу. Именно поэтому очень рекомендуется собрать и представить все бумаги самостоятельно.
  2. Ошибочное направление пакета документов.
  3. Расположение квартиры выше первого этажа МКД. При этажном расположении внизу находятся жилые помещения.
  4. Несоответствие требованиям, предъявляемым к нежилому помещению.
  5. Перевод квартиры, занимаемой по социальному найму (нет приватизации).
  6. Цель перевода – религиозная деятельность.
  7. Переводится часть жилья, а не всё помещение целиком.
  8. Собственность на переводимое помещение коллективная, то есть существует обременение правами третьих лиц.
  9. Проект переустройства не удовлетворяет заявленным требованиям.

Во избежание отказа следует очень внимательно отнестись к вопросу оформления и сбора всей необходимой документации.

Сроки

Решение о переводе выносится в течение 45-48 дней со дня подачи документов (ПП Москвы №692-ПП 2015/27/10 (Административный регламент) п.2.7.1). В том случае, если пакет представленных документов потребует запрашивания информации, то к установленному сроку добавятся ещё три дня. В любом случае расписка о приёме документов содержит детальную информацию о сроках принятия решения по переводу.