Передача имущества в оперативное управление. Оперативное управление имуществом это. Права собственника в отношении имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления

К числу объектов, которые передаются с правом оперативного управления, относят следующую собственность:

  • муниципальная;
  • государственная;
  • частная;
  • из фонда, располагаемого сельскими и городскими образованиями.

Правила использования права оперативного управления регламентируются положениями различных законодательных актов из Гражданского, Налогового, Бюджетного Кодекса, федеральными законами и актами региональных властей. Разрешенные направления ведения деятельности в отношении определенного имущества, также регулируются собственником. Понятие права оперативного управления Определение права оперативного управления включает права владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом владельца на основании норм закона, согласно заданиям собственника, предназначению объектов и целями деятельности учреждения.

Что такое оперативное управление имуществом?

К компетенции казенного предприятия относится самостоятельная реализация продукции и товаров, полученными от этого доходами оно может распоряжаться в порядке, установленном собственником. В обычной практике этот означает, что часть доходов по нормативам направляется на производственное развитие и социальные нужды, а остальное перечисляется в бюджеты надлежащих уровней.Бюджетные и автономные предприятия, как и казенные, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом распоряжаются с согласия собственника. В отличие от казенных предприятий, им предоставляется право самостоятельно распоряжаться остальным имуществом, включая движимое, не относящееся к особо ценному.


Автономные и частные предприятия законодательно наделены правами оказывать платные услуги.

Особенности управления недвижимостью в условиях ограниченных прав

Для регистрации учреждение направляет в регистрирующий орган заявление, акт собственника, пообъектный список имущества с указанием инвентарных номеров, остаточной и балансовой стоимости, начисленной амортизации и другие необходимые документы. Право оперативного управления может передаваться на действующие имущественные комплексы, находящиеся в процессе реконструкции или строительства. Для объектов, не завершенных строительством, допускается совершение регистрации права собственности на недвижимость и передачи ее в оперативное управление одновременно.
Вернуться к оглавлению Основные принципы хозяйствования Правовое поле оперативного управления имуществом предполагает разнообразные регламенты функционирования субъектов управления в части уровня ответственности по отношению к имуществу, организации деятельности и финансовых механизмов.

Договор оперативного управления имуществом

Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. 8. Списание муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждений и казенных предприятий, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и статьей 12 настоящего Положения. 9. Учреждение и казенное предприятие, в оперативном управлении которого находится помещение в многоквартирном доме, несет бремя расходов по внесению платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; внесению взноса на капитальный ремонт.
10.

Статья 296. право оперативного управления

Учреждения создаются для реализации производственных, управленческих, социально-культурных и других функций. Собственник определяет порядок планирования и исполнения этих задач, частично или полностью осуществляет финансирование их деятельности, реорганизовывает, ликвидирует созданные предприятия в одностороннем порядке.В зависимости от юридического статуса организации приобретают права управления имуществом с различным объемом правомочий. Уровень и границы правообладания имуществом определяются действующими законодательными нормами, условиями договора или контракта и решениями собственника по вопросам, которые законодательство отводит к его компетенции.Казенные предприятия - унитарные, хозяйственные общества, товарищества, кооперативы - осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли от выполнения работ, государственных услуг, функций властных органов всех уровней.

Что такое оперативное управление имуществом

Порядок осуществления специального вещного права, способы и пределы его функционирования, круг субъектов определяются статьями Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов, федеральным законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления.Характер и направления деятельности организаций, получивших собственность на правах оперативного управления, регламентируются заданиями собственника имущества. На принципах ограниченных прав владения недвижимостью функционируют, в частности, такие имущественные комплексы, как электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт и транспортные инженерные сооружения, жилищный фонд, учреждения здравоохранения, образования, массовой культуры и спорта, охраны общественного порядка.

Оперативное управление муниципальным имуществом

Собственность как объект передачи прав В оперативное управление допускается передача недвижимого и иного имущества разных типов собственности: государственной, муниципальной, принадлежащей городским и сельским образованиям, предприятиям, организациям, частным лицам. Недвижимое имущество в контексте гражданского и экономического права, имеет ряд характерных признаков: четкая определенность расположения и невозможность перемещения без утраты его основных свойств, индивидуальная обособленность, высокая стоимость и юридически закрепленный правовой статус с необходимостью государственной регистрации.Предприятие - особый тип недвижимости, участвующий в имущественном государственном обороте. Вся совокупность имущества предприятия: недвижимые, ценные вещи, движимое имущество, обязательства, денежные средства, задолженности, объекты интеллектуальной собственности - выступает как единое целое.

Право оперативного управления

Право оперативного управления в отношении муниципального имущества возникает у Учреждения и казенного предприятия с момента передачи имущества по акту приема-передачи, если иное не установлено действующим законодательством. 4. Учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия Собственника. Согласие Собственника на распоряжение имуществом выносится в форме постановления Администрации города за исключением сделок, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.


Согласие на совершение муниципальным бюджетным учреждением крупной сделки выносится в форме постановления Администрации города.

Передача в оперативное управление муниципального имущества

В определенных обстоятельствах все составляющие имущественного комплекса предприятия признаются самостоятельными объектами собственности. В имущественных отношениях действует важная категория - особо ценное движимое имущество, стоимость которого выше принятых критериев и утрата которого приводит к непреодолимым затруднениям в функционировании предприятий. Вернуться к оглавлению Особенности имущественных прав предприятий Круг субъектов права оперативного управления - предприятия на основе всех форм собственности в статусе юридических лиц. К ним относятся коммерческие организации - унитарные (казенные) предприятия и учреждения, и некоммерческие организации, функционирующие на средства собственника. Собственник может целенаправленно создавать учреждения - субъекты права управления, выступая их учредителем и определяя объем правовых полномочий.
Статья 8. Передача муниципального имущества в оперативное управление 1. В оперативное управление муниципальное имущество передается муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям, муниципальным казенным предприятиям (далее — Учреждения и казенные предприятия). 2. Основанием для передачи муниципального имущества в оперативное управление, изъятия имущества из оперативного управления Учреждений и казенных предприятий (приема имущества в муниципальную казну) является постановление Администрации города, за исключением случаев, установленных настоящим Положением. Передачу имущества, входящего в состав муниципальной казны, в оперативное управление и прием имущества в муниципальную казну осуществляет Управление. 3.

Как теория было доктринально обосновано в сороковые-пятидесятые годы ХХ столетия. Разработка этой теории представляла собой результат поиска определенной нормативной конструкции. Она позволила бы пользоваться государственным имуществом наиболее эффективно, при этом государство оставалось бы собственником.

Право оперативного управления - это право, которое закрепляется за государственными казенными учреждениями и предприятиями. Объектами могут стать не только недвижимость, но и прочие вещи, которыми пользуются субъекты в процессе деятельности. Исключение составляют только земельные участки.

Право оперативного управления автономных и бюджетных учреждений, а также предприятий распространяется исключительно на государственные и муниципальные объекты. Вместе с этим, законодательно закреплен случай передачи и частных объектов. В таком случае речь идет о формировании частных учреждений. Право оперативного управления распространяется также на продукцию, плоды и прибыль от пользования закрепленными за предприятием или учреждением объектами. Их состав определяется согласно установленному собственником порядку, а стоимость рассчитывается в соответствии с законами об оценочной деятельности.

Право оперативного управления устанавливается на основании федерального закона. Соглашение между собственником и юридическим лицом не является основанием для внесения изменений в закрепленный законом порядок.

Право оперативного управления включает правомочия по распоряжению, пользованию и владению. Целевой характер правоспособности выражен в том, что содержание норм ограничивается ГК, федеральными актами, Законом о предприятиях. Кроме того, ограничивающими являются и цели, в соответствии с которыми осуществляется деятельность субъектов, и назначение объектов, и задания собственника.

В зависимости от субъекта права выделяют право управления бюджетных и частных учреждений, казенных предприятий и автономных учреждений.

Без получения согласия собственника разрешено пользоваться исключительно производимой продукцией, услугами и работами посредством предоставления их на возмездной основе третьим лицам. Всем остальным имуществом, в том числе доходами от деятельности, можно пользоваться только после согласия собственника и в рамках, в соответствии с которыми предприятие осуществляет свою уставную деятельность.

Для частных и право на оперативное управление не предусматривает правомочия распоряжения. Автономному учреждению разрешено свободно распоряжаться исключительно не имеющим статус «особо ценное», а также прибылью от собственной деятельности. Особо ценными называют такие объекты, без наличия которых осуществление уставной деятельности существенно затруднено. Факт принадлежности имущества к указанной категории определяется учредителем в процессе закрепления этого имущества за автономным учреждением в установленном Правительством РФ порядке.

Правомочия по отношению к определенным видам объектов, находящимся за пределами РФ (внешним долям, ценным бумагам, паям, недвижимости) устанавливаются Правительством РФ.

Возникновение права на оперативное управление совпадает с моментом передачи имущества. Основанием для передачи объектов считается односторонняя сделка, которая совершается собственником. , так же, как и его прекращение, регистрируется соответствующим органом.

Правомочия прекращаются согласно общим основаниям действующего законодательства.

Право оперативного управления имуществом - право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Субъектами данного права теперь могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъекты права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия. Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением (или казенным предприятием) функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете расходов учреждения). Он также определяет целевое назначение отдельных частей (видов) имущества, закрепленных за субъектами права оперативного управления, путем его распределения (в учетных целях) на соответствующие специальные фонды. При этом имущество, включая денежные средства, числящееся в одном фонде, по общему правилу не может быть использовано на цели, для которых существует другой фонд (при недостатке последнего). Объектом рассматриваемого права является имущественный комплекс - все виды имущества, закрепленного собственником за учреждением или приобретенного им в процессе участия в гражданских правоотношениях. При этом собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. Столь "узкий" характер правомочий субъекта права оперативного управления обусловлен ограниченным характером его участия в имущественном (гражданском) обороте. Вместе с тем это обстоятельство не должно ухудшать положение его возможных кредиторов.

Жилищная энциклопедия. - М.: Гарант . Л. Ю. Грудцына . 2008 .

Смотреть что такое "Право оперативного управления имуществом" в других словарях:

    ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - в соответствии со ст. 217 ГК право оперативного управления является наряду с правом собственности вещным правом. Согласно ст. 277 ГК право оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества принадлежит казенному предприятию,… … Юридический словарь современного гражданского права

    ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - в соответствии с гражданским законодательством РФ особая разновидность вещных прав. По объему правомочий П.о.у. значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведении. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только… … Юридическая энциклопедия

    Право оперативного управления - одно из вещных прав, субъектами которого в РФ могут быть казенное предприятие, а также учреждение. В отношении закрепленного за ними имущества указанные субъекты осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей… … Энциклопедия права

    ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Юридический словарь

    Право Оперативного Управления - право, передаваемое физическому и юридическому лицу на владение, пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за компанией, организацией, находящейся в государственной собственности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Право оперативного управления - Разновидность вещных прав на имущество. На праве оперативного управления имущество может принадлежать казенным предприятиям, учреждениям, финансируемым собственником. В этом случае собственник имущества (Российская федерация, субъект РФ,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - – право владения, пользования и распоряжения имуществом, предоставляемое государственному предприятию и организациям в соответствии с действующим законодательством РФ … Краткий словарь экономиста

    ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. Может принадлежать только юридическому лицу несобственнику и заключается в возможности использовать закрепленное собственником за данной организацией имущество строго по целевому … Энциклопедия юриста

    право оперативного управления - особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. По объему правомочий значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения. В соответствии с ГК РФ субъектами П.о.у. могут быть только казенное предприятие и… … Большой юридический словарь

    ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - в соответствии с гражданским законодательством РФ особая разновидность вещных прав. По объему правомочий П.о.у значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведении. В соответствии с ПС РФ субъектами П.о.у. могут быть только… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом , К. П. Кряжевских. Книга является наиболее полным исследованием, в котором в комплексной монографической форме решаются задачи, имеющие существенное значение для науки гражданского права. Теоретическая ценность…

Действующими правовыми актами определяется ограничение в вещных правах на праве оперативного управления. Если говорить более простыми словами, это выглядит так: у государства имеется в собственности некоторые имущественные ценности, которые передаются во владение другому государственному учреждению. Получившая организация может пользоваться данным имуществом, но права собственности на него все равно остаются за государственным органом.

В этой статье

Особенности оперативного управления

Когда имеет место оперативное управление имуществом, то владелец собственности использует ограниченные права на нее. У него есть право владеть, использовать и распоряжаться собственностью. Но границы таких действий ограничиваются нормативными положениями. Следует понимать, что под таким управлением могут находиться казенные предприятия, собственником имущества которых и выступает государство. При этом государственный орган здесь может иметь прямое взаимодействие либо же использовать муниципальные органы власти.

Основное ограничение заключается в том, что нет возможности распоряжаться имуществом, если непосредственный собственник не даст на это согласие. Что же не попадает под запрет, так это возможность реализации произведенной на предприятии продукции.

Действия собственника при оперативном управлении:

  • Именно собственником определяется цель деятельности при создании бюджетного учреждения. Все сведения отображаются документально в учредительных бумагах. Все указания также исходят от собственника, который решает вопросы о распределении доходов данного учреждения.
  • Но изъять имущество у казенной организации у собственника прав нет. Изъятию могут подлежать лишь излишки, которые не используются либо применяются не по определению.

Ограничения, которые определяются за субъектами оперативного управления:

  • В некоторых ситуациях за организацией остается право решать вопрос о реализации производимой продукции. Но в некоторых ситуациях, если это прописано в договоре, обладает таким преимуществом также собственник.
  • Отчуждать самостоятельно имущество организации не имеют права без согласия собственника. То же самое относится и к , которое было приобретено на средства, поступившие по смете.

Когда предприятие получает от собственника денежные средства, то расходоваться они могут лишь согласно со сметой, которая была утверждена непосредственно собственником.

Задачи и цели управления

Все основные задания, которые предполагают использование оперативного управления, сводятся к тому, чтобы производство получилось наиболее прибыльным. Но, кроме этого, можно выделить основные моменты:

Целями деятельности в управлении в данном случае является обеспечение максимальной эффективности работы. То есть в идеале прибыль должна быть максимальной, а затраты при этом сведены к минимуму.

Но при возникновении проблем может происходить понижение качества производимой продукции, что влечет за собой непредвиденные и не совсем приятные последствия.

Возникновение и прекращение прав на оперативное управление

Когда учредение получило в распоряжение имущество от владельца, за ним признаются все права на оперативное управление таким имуществом. Иное же может быть установлено законодательством или прочими решениями собственника.

Когда речь идет о недвижимости, то владеть на праве оперативного управления им учреждение начнет с момента ее государственной регистрации.

Поскольку управление над собственностью носит вещный характер, то учреждение будет не только пользоваться имуществом, но также нести некоторые обязательства по его содержанию. То есть за , будет нести ответственность то казенное предприятие, на чьем балансе оно числится.

Между собственником ценностей и принимающей стороной должен быть заключен договор на право оперативного управления имуществом.

Также законодательными актами либо другими нормативными документами может быть принято решение о прекращении прав над имуществом, находящимся в управлении у конкретной организации. Прекратить данную процедуру можно и по решению собственника, что должно быть оговорено в соответствующих документах.

И после изъятия всего имущества либо его излишков собственник может распоряжаться им по собственному усмотрению.

Стоит отметить, что все организации, занимающиеся оперативным управлением, облагаются налогами на прибыль. Причем не имеет значения тот факт, какого рода деятельность они осуществляют: только уставную либо еще и коммерческую. Помимо прибыли налогом будет облагаться и имущество предприятия.

Стоит понимать, что при наличии оперативного правления любая передача имущества должна быть учтена соответствующим образом. И такие учреждения выступают налогоплательщиками с точки зрения закона.

Системы правления и хозяйственной деятельности на сегодняшний день успешно применяются, хотя и являются несколько устаревшими. Нужны они для того, чтобы сохранить максимальную эффективность производства, получая при этом прибыль.