Что такое государственная собственность что к ней относится. Управление государственной собственностью

К государственной собственности относятся муниципальные и юридические образования, собственниками которых не являются граждане, природные ресурсы и земли. Каковы все ее функции? На какие возможные виды она подразделяется? На самом деле вопросов может быть куда больше. В этой статье мы постараемся разобрать и ответить на основные вопросы. Но прежде всего выясним, чем же отличается движимое государственное имущество от недвижимого.

Чем отличается движимое имущество от недвижимого?

На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден и следует из самих названий: движимые объекты, в отличие от недвижимых, можно сдвинуть с места. Действительно, с точки зрения юридической терминологии, движимым имуществом можно назвать все то, что можно переместить с одного места на другое, не нарушив целостность и функциональность самого объекта. Сюда можно отнести различные виды автотранспорта, офисную и компьютерную технику, драгоценности, оборудование, бытовую технику, ценные бумаги и предметы обихода.

«Распределенное» и «нераспределенное» имущество государства

Имущество, находящееся в государственной собственности , подразделяется на две части. «Нераспределенное» имущество государства представляет собой казну, в которую входят средства государственного бюджета. Такая собственность не распределяется между государственными предприятиями и учреждениями. Она может использоваться как объект взыскания долга от государства-собственника.

В отличие от нее «распределенное» имущество не может использоваться в качестве покрытия государственных обязательств. Такое имущество, закрепленное за юридическими объектами, обладают ограниченными самостоятельными правами управления и ведения хозяйства.

Что относится к государственной собственности?

Недвижимое имущество связано с землей, его нельзя переместить, не нанеся объекту урон. К государственному недвижимому имуществу РФ относятся:

Чтобы уяснить, что собственность, необходимо определиться с понятием собственности вообще. С точки зрения экономической науки под собственностью главным образом понимается право распоряжения, владения и пользования некоторым объектом.

Основой собственности в РФ является право и возможность владения, распоряжения и пользования вещью или объектом, на который распространяется право собственности.

Государственная собственность

Государственная собственность выполняет вполне определенные функции, выступая в качестве гаранта экономической стабильности, одновременно решая некоторые социальные функции.

Государство, выступая в качестве собственника, распространяет свои права на присвоение, пользование и распоряжение различными объектами, в то же время собственно государство является юридически таким же субъектом права, как и рядовой частный собственник и его действия в отношении принадлежащей ему собственности, рассматриваются общепринятым экономическим и юридическим нормам.

С другой стороны, само по себе государство отличается от обычного собственника своим правом на принятие законодательных и нормативных актов, в том числе и касающихся государственной и иной собственности.

Существует также еще немаловажное отличие. Правом на поступления собственности в государственную юрисдикцию могут являться такие невозможные для частного лица методы как налоги, сборы, пошлины, а кроме этого реквизиции, конфискации или национализация.

Единственным способом прекращения права действия государственной собственности остается приватизация.

Немного истории

Изначально человеческое общество до определенного этапа своего развития не знало собственности. Только с эпохи зарождения классового общества можно говорить о появлении права собственности на определённые предметы или же объекты. То есть именно социально расслоение общества положило начало зарождению частной собственности и одновременно с этим и общественной впоследствии ставшей основой государственной.

Первоначальная общественная собственность, по мере государственного строительства стала отчасти принадлежать государству, а частично осталась в виде общественной либо общинной собственности.

Ключевые слова: собственность государственная, общенародная, социальная, частная, коммерческая; коррупционное государство, гражданский кодекс, земельный кодекс.

Keywords: state public, social, private, commercial ownership; government corruption, civil code, land code.

Государственная собственность - это одна из множества форм собственности, выделенная по отличительным признакам субъекта присвоения, когда владение, пользование и распоряжение объектом присвоения принадлежит исключительно такому субъекту как государство в лице его органов. Она отличается от других форм собственности тем, что субъектом присвоения являются не отдельные частные лица или их объединения, а государственный институт политической, правовой и экономической власти.

При ней производством управляют назначенные государством руководители (менеджеры). Существует проблема определения высшего или верховного распорядителя государственной собственностью, полностью или по большей части ответственного за эффективное или неэффективное ее использование. Эта проблема легче решаема в условиях существования однопартийности, и/или в условиях многопартийности, но при монополизации политической и государственной власти одной партией. Она легче решаема в условиях отсутствия разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Так, в СССР КПСС, будучи правящей партией, прямо контролировала все ветви власти и прямо отвечала за государственную собственность. Многопартийность, предполагающая периодический переход власти от одной партии к другой, ведет к утрате ответственности правящих партий за судьбы государственной собственности, за эффективность ее реализации. Разделение единой или унитарной власти государства на множество самостоятельных и независимых друг от друга ветвей власти предполагает и пропорциональное разделение ответственности между ними за судьбы и эффективность реализации государственной собственности. Однако последнее на практике в мире почти не осуществляется.

Статья 214 Гражданского кодекса РФ дает следующее ее определение: «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)». Во-первых, научная неправомерность такого определения состоит в том, что в нем собственность сведена к имуществу. Между тем собственность есть не вещь, не имущество, а особое общественное положение объекта присвоения, в том числе вещи, имущества.

К тому же существуют государственные деньги, существует интеллектуальная собственность и многое другое, что не является имуществом, но, тем не менее, каждое из них является собственностью, в том числе и государственной. Во-вторых, следует различать два схожих, но все-таки логически различающихся определения - «государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности тем-то и тем-то» и «имущество, принадлежащее на праве собственности тем-то и темто, является государственной собственностью». Первое определение теоретически неправильно, поскольку в нем отсутствует определение собственности вообще.

Второе определение теоретически правильно, но в нем дается не определение собственности, а определение принадлежности имущества, т.е. определение собственника имущества. Сегодня широкое распространение получили информационные технологии (ИТ), информационные сети, которые централизуют потоки информации. Их уязвимость из-за внутрисистемных нарушений, внешних деструктивных воздействий требует повышения организующей роли государства в экономике. В государственном контроле и гарантиях безопасности информационных технологий заинтересованы все: предприятия, банки, специалисты и т.д. Во многих случаях государство через свои предприятия является непосредственным участником создания и обслуживания ИТ.

Государственным участием опосредуются выполняемые исследования, создаваемые и обслуживаемые системы: сверхбыстрые компьютеры, сети правительственной связи, образцы вооружений и т.д. Государственная собственность расширяется также из-за проблемы техногенной безопасности. Новые технологии при сбоях могут вызывать масштабные катастрофы. На этапе становления новоиндустриального хозяйства с преобладанием компьютеризованных технологических укладов все актуальнее становится расширение государственной собственности. На практике порой даже крупнейшие транснациональные корпорации не в состоянии обеспечить эффективную координацию и функционирование наукоемких технологий. В развитых странах Запада предложения о «минимизации» или «свертывании» государственной собственности хотя и высказываются, но реализуются на практике минимально. Напротив, широко обсуждаются условия повышения эффективности ее реализации. Отделение государства от экономики в России реформаторы проводят как некую «идею фикс», на что экономика реагирует «отделением» от роста и эффективности. Для реформаторов важнее всего рост доходов не государства, а частных собственников, даже если доходы получены за счет приватизации или распродажи за бесценок общественного достояния.

В России в изложении экономической теории выдвигается на первое место идеология поведения «обособленного экономического человека» с возведением в абсолют его частных индивидуальных интересов. Эта идея возникла в условиях существования мелкотоварного и раннекапиталистического производства и давно изжила себя. В условиях современного технотронного производства она становится реакционной, общественно опасной. Интеграционным процессам на основе новых технологий, усилению взаимной ответственности и существенному изменению социального значения человеческого фактора соответствует идея только «социального человека», который по своим чертам радикально отличается от «обособленного экономического индивида». Новым условиям может соответствовать только новое государство - демократический субъект, социально ответственный и реализующий общенародные интересы.

На такую роль не может претендовать «приватизированное» государство, реализующее частные интересы узких социальных групп и родственных кланов. Идее «социального человека» может соответствовать идея только «социального государства», а идее государственной собственности - идея ее социализации, т.е. идея социальной государственной собственности. При таком подходе государственная собственность будет выражать общественный способ присвоения и общественный способ ее реализации, обеспечивающие общенародные (общенациональные) интересы. Одна принадлежность имущества государству не обязательно предполагает его использование для реализации общегосударственных и общенациональных интересов. В России длительная, скоро 30-летняя практика реформ устойчиво показывает, что страна перешла к антисоциальному и неэффективному использованию как бывшего государственного имущества, т.е. приватизированного, так и еще неприватизированного, остающегося у государства.

Страна создала и новое государство, коррупционное государство, которое утратило черты социальной ответственности. В нашей стране была проведена радикальная идеологическая реформа с признанием высшей общественной ценностью индивидуальный интерес «обособленного экономического человека». В результате государственное имущество лишь формально числится в составе государственной собственности, реально же оно является средством реализации интересов отдельных индивидов и отдельных групп. Государственной собственности можно придавать общенародный характер, а можно придавать частные, т.е. коммерческие формы реализации. Так, в СССР государственной собственности был придан общенародный или, что почти одно и то же, общественный характер. В капиталистических же странах государственная собственность в большинстве случаев принимает коммерческие или частные формы реализации, работает на максимизацию прибыли, на самовозрастание. В России сегодня государственной собственности законодательно не приданы ни общенародный, ни коммерческий характеры. Согласно Конституции она существует в формах собственности федеральной и собственности субъектов федерации (региональной - республик, краев и областей).

Если государственная собственность закрепляется в законодательстве как разновидность общественной, то это означает, что каждый член общества может претендовать на равное право пользоваться государственной собственностью и получать равные блага. Это должно привести к уравнительности распределения доходов от государственной собственности среди всех членов общества, что во многих случаях само по себе абсурдно. Закрепление ее как общественной юридически ставит препятствие на путях использования частных, рыночных форм реализации государственной собственности. Экономической целью реализации государственной собственности при отсутствии условий узурпирования ее какой-либо частной группой людей или целым классом также может быть максимизация прибыли и самовозрастание при оптимальной, неполной занятости. Государственную собственность на средства производства при социализме, как в целом всю социалистическую систему хозяйствования, погубила не сама по себе государственная собственность, а конкретная форма ее реализации.

Во-первых, проводилась политика всеобщей занятости населения, следовало бы решиться на введение небольшого уровня безработицы (3-5%). Во-вторых, в стране было создано свыше 20 млн. (отдельные специалисты говорят о 40 млн.) излишних рабочих мест. В результате в стране резко снизились трудовая мотивация, внутриотраслевая конкуренция рабочей силы и др. В-третьих, проводилась запретительная политика по отношению к любой частной собственности, даже мелкой. В-четвертых, проводилась запретительная политика по отношению к любой коммерческой деятельности, которая могла бы иметь место и без частной собственности на средства производства. В России сегодня имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом России.

Государственная собственность существует в виде имущества казенных предприятий и государственных унитарных предприятий (ГУП). За собственность первых государство несет имущественную (экономическую) ответственность. За собственность вторых государство не несет ответственности, она передана в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам предприятий. Создана уникальная экономическая и правовая ситуация, когда учредитель не отвечает за деятельность созданного им предприятия. За свои действия государственные унитарные предприятия отвечают сами всем своим имуществом.

Государство через налоги, акцизы, пошлины и т.д. присваивает часть доходов государственных предприятий и перераспределяет их в соответствии с поставленными целями. Сегодня в России государство ослабило свои регулирующие и хозяйственные функции, отказалось от планирования и ставит на ближайшую перспективу решение задачи полного отключения государства от хозяйственных функций. От управления экономикой отстранена представительная власть, а исполнительная власть, т.е. бюрократия, правит единолично и бесконтрольно, она принимает важнейшие экономические решения от имени государства, не считаясь ни с волей народа, ни с волей его представителей. Интересы государства как собственника бюрократия не выражает. Назначение бюрократией представителей государства в Советах директоров акционерных обществ не мешает последним обманывать государство путем создания многочисленных дочерних и внучатых обществ, использования вексельных схем расчетов и процедур банкротства. Часть доходов от деятельности государственных монополистов (Газпром, Железные дороги, Роснефть и др.) уходит к частным лицам.

Доходы государства от использования государственного имущества составляют незначительную часть федерального бюджета. Непрерывная (перманентная) почти 30летняя приватизация почти ничего не приносит в бюджет государства. Проводимые аукционы носят характер сговоров. При характеристике государства-собственника возникает вопрос: можно ли считать, что подлинным экономическим собственником государственного имущества является народ страны? По Конституции Российской Федерации единственным источником государственной власти является народ. На этом основании народ логически должен выступать первичным или исходным субъектом государственной собственности. То, что выразителями воли народа являются либо его представительные органы, либо он сам непосредственно (народ, помимо всех других его органов, может прямо выражать свою волю, например, через проведение референдума) ничего здесь не меняет. То, что управляют и распоряжаются государственной собственностью органы исполнительной власти, которые непосредственно народом не формируются и не отчитываются перед ним в своей деятельности, т. е. в определенной степени отчуждены от народа, также ничего не меняет.

Но можно продумать и ввести механизмы государственного управления, при которых государственная исполнительная власть будет осуществлять управление государственной собственностью полностью и только в интересах народа, не находясь в прямом подчинении ему. Точка зрения, согласно которой единственным субъектом государственной собственности является государство в лице государственных органов как представительной, так и исполнительной власти есть точка зрения, оправдывающая волюнтаристские, без согласия народа, действия радикальных реформаторов.

По поводу конкретных предложений снизу закрепить законодательно тезис о том, что народ выступает собственником экономических условий своего воспроизводства, они цинично заявляют, что это будет обычной законодательной декларацией, лишенной реального смысла. Трактовка народа как субъекта государственной собственности предполагает закрепление в Конституции, других законодательных актах, в специальном отдельном федеральном конституционном законе режимов и механизмов управления и использования государственной собственности. В них должны входить конкретные вопросы с решениями исключительно референдумом при определении судьбы важных объектов государственной собственности, как, например, приватизации энергетической, транспортной отраслей хозяйства, атомной энергетики, национальных культурных ценностей, оборонных предприятий, земель сельскохозяйственного назначения и др.

В законодательстве следует определиться, предусмотреть условия, возможности платного и бесплатного пользования объектами государственной собственности. Например, пользование автомобильными дорогами (местными или федеральными), средствами связи, водоемами, лесами и другими природными объектами может быть объявлено бесплатным, причем навсегда или на определенный срок, поскольку в их создании участвовал весь народ страны. Хотя до сих пор не разработан механизм реализации государственной собственности как принадлежности народу, однако, понятно, что государственная собственность, будучи в управлении и даже фактическом обладании государственных органов, не может использоваться в противоречии с интересами народа, в том числе во вред здоровью, жизни населения, разрушать природу, в иных деструктивных целях. Иными словами, государство должно самоограничиться в использовании и распоряжении государственной собственностью, подчиняя свои собственные интересы и потребности общественным нуждам.

Государственная собственность может использоваться, в первую очередь, в социальных целях - для сглаживания последствий безработицы, резкой противоположности между бедностью и богатством, заботы о социально незащищенных слоях и группах населения, ослабления негативных последствий вхождения в рыночные отношения, развития фундаментальной науки, поддержки системы образования и подготовки нового поколения специалистов, обеспечения баланса общественных и частных интересов и многого другого. Государственная собственность, также как и частная, может принимать совместную, долевую, акционерную и другие формы. Государственная собственность, в том числе и на землю, исторически является более высокой формой в сравнении с собственностью индивидуальных граждан, объединений граждан или муниципальной. В СССР существовала только исключительная государственная собственность на землю. Это означает, что лишь государство могло быть собственником земли.

В несельскохозяйственных отраслях производства, существовавшие иные формы собственности (колхознокооперативная, индивидуальная и личная) рассматривались как имеющие более низкий «ранг» по сравнению с государственной, обладавшей наиболее высокой степенью обобществления. В ходе исторического процесса доля государственной собственности в развитых странах Запада изменяется медленно, причем в противоположные стороны. Этапы приватизации не отменяют этой общей тенденции, они приобретают характер зигзагов в истории. На сегодня, в США около 36% движимого и недвижимого имущества находится в государственной собственности.

В Германии ее доля составляет свыше 33%, в Австралии - 40, а в Швеции и Франции - более 50%. Объектный состав государственной собственности и ее удельный вес в общественном производстве и в использовании общественных благ и услуг у различных государств неодинаков и подвержен изменениям под воздействием не только экономических факторов, но и политических соображений. Последнее означает признание не только экономического, но и внеэкономического характера решений буржуазного государства в установлении доли государственной собственности. В России сегодня доля государственной собственности составляет приблизительно 30%, т.е. меньше, чем во многих странах мира.

Государственная собственность есть явление логически и исторически однопорядковое, парное и противоположное явлению собственности граждан. Государственная собственность на землю - форма земельной собственности, при которой исключительное и абсолютное владение, пользование и распоряжение определенной частью или всеми земельными ресурсами страны принадлежит государству. В России государственной собственности на землю сегодня не придан ни общенародный, ни коммерческий характеры, также не разработан механизм ее реализации как принадлежности народу. Последнее предполагает, что основные или решающие функции распоряжения и пользования должны принадлежать народу. Законодательство России (Конституция, Гражданский кодекс, Земельный кодекс и др.) не содержит (не дает) собственного прямого качественного определения понятия государственной собственности на землю, оно определяет только ее количество, причем по принципу остаточности от других форм собственности.

Так ст. 16 Земельного кодекса России говорит: «Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований». Государственная собственность на землю в Российской Федерации официально закреплена в двух формах регионального разреза: государственная собственность Российской Федерации в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов Российской Федерации - региональная (республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения). Согласно ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации к землям государственной федеральной собственности относятся земли: 1) признанные таковыми федеральными законами; 2) приобретенные Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; 3) право собственности РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Согласно ст.18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земли: 1) признанные таковыми федеральными законами; 2) приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться и не предоставленные в частную собственность земельные участки.

Это: 1) занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; 2) предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель; 4) занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов Российской Федерации. Сегодня в пореформенной России власти продолжают курс тотальной или всеобщей приватизации государственной и муниципальной земельной собственности.

Так ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации определяет следующее. «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц». Все или большинство факторов социально-экономического развития, работающих на укрепление государственной собственности в промышленности и других отраслях экономики, одновременно работают на укрепление государственной собственности и на землю, в первую очередь, сельскохозяйственного назначения. Однако в последнем случае существует следующая дополнительная особенность.

Пространственное планирование сегодня в мире, в соответствии с продвигаемой развитыми странами глобализацией, идет на смену отраслевому планированию. В соответствии с таким планированием в мире в целом и в каждой стране, в частности, должны выделяться пространственно-территориальные зоны и коридоры развития, конструироваться территориальные агломерации, кластерно-территориальные образования и др. Поэтому и со стороны сознательного, планового упорядочивания, и рационализации использования земельных ресурсов в современных условиях более лучшим земельным базисом для развития экономик АПК, сельского хозяйства является базис единого земельного фонда с государственной земельной собственностью, а не существующий сегодня базис земельного фонда с разрозненными земельными участками, находящимися в частной собственности граждан или юридических лиц.

Государственная частная земельная собственность - понятие, введенное в научное обращение К. Марксом, который неоднократно в своих работах отмечал, что государственная собственность на капитал, на средства производства, в том числе на землю, при капитализме обретает частный характер, является частной. Это положение в экономической науке до сих пор остается не достаточно понятным. Что имелось ввиду? Коммерческий характер ее использования государством, т.е. использование в целях максимизации прибыли или что-то другое?

При капитализме государственная собственность используется часто в целях накопления капитала в частных руках: существуют десятки и сотни легальных, полулегальных и нелегальных способов осуществления перевода денежного капитала, материально-вещественных средств производства, продукции производства из государственной собственности в собственность частных граждан. Это все аферы под видом сделок как в рамках законодательства, так и с нарушением его. Видимо и первое, и второе, т.е. и коммерческий характер использования, и постоянно осуществляемые аферы являются основным признаком (критерием) для признания государственной собственности в капиталистических странах как частной.

По одному признаку принадлежности государственная собственность не может характеризоваться как частная, однако при использовании она может приобретать характеристики частной. При капитализме аферы с государственной собственностью проводятся постоянно, и хотя они являются внешними, поверхностными атрибутами этой собственности, тем не менее, их множественность и постоянство делают их характеристиками как бы сущностными. При социализме афер с государственной собственностью было меньше, по крайней мере, не больше, чем при капитализме. Отличительная особенность афер с государственной собственностью при социализме и капитализме состоит в следующем. При социализме аферистами или субъектами подобных афер выступают плутократы из системы государственного управления, и они преследуют личные интересы. При капитализме к этому слою прибавляется широкий слой плутов и частных собственников.

Понятие собственности - одно из основных в экономической теории и современной экономической практике. Данное понятие начали выделять еще до появления первых государств и, соответственно, до появления экономики как науки. Под собственностью принято понимать совокупность экономических и общественных отношений по поводу присвоения и отчуждения материальных и нематериальных благ. В настоящее время выделяют следующие виды собственности: частная, государственная собственность и смешанная. Последний вид собственности некоторыми экономистами не выделяется.

Государственная собственность: понятие и субъекты

Существует определение, которое четко обозначает суть понятия. Государственная собственность определяется как совокупность общественно-экономических отношений по поводу присвоения, отчуждения, управления, владения, пользования и распоряжения материальными и нематериальными (духовными) благами, принадлежащими народу конкретного государства в лице общеизбранного данным народом человека (органа). Регулирование данных общественно-экономических отношений происходит посредством большого количества законодательных актов - указов, постановлений, декретов и др. - различных уровней. Субъектами данных отношений могут являться как определенные органы госуправления общегосударственного и местных уровней (министерства, комитеты, управления), так и глава государства либо отдельные государственные предприятия. Государственная собственность имеет одну важную особенность: орган, обладающий ею (то есть государство), является также и органом, регулирующим отношения, связанные с ней. Это важно понимать! Другими словами, система управления государственной собственностью разрабатывается и принимается самим собственником.

Объекты государственной собственности

Рассматриваемая форма собственности может иметь место во всех сферах экономики. Однако в некоторых странах государство как экономический субъект имеет исключительное право собственности на большинство природных ресурсов (водные ресурсы, полезные ископаемые, лесные ресурсы, землю и воздушное пространство). И отчуждению данное право зачастую не подлежит. В большинстве стран СНГ государство до сих пор обладает правами собственности на большинство объектов недвижимости, финансовых ресурсов (золотовалютные резервы), а также имеет контрольные пакеты акций на большинстве стратегически важных предприятий.

Управление и защита государственной собственности

Управление госсобственностью - это прямое и целевое воздействие органов госуправления (или государства) на объекты, находящиеся в этой собственности. Данное воздействие осуществляется посредством функционирования законодательной и исполнительной власти. Первая обеспечивает издание соответствующих актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с пользованием и защитой объектов собственности, а исполнительная власть, соответственно, обеспечивает надлежащее исполнение законодательства. Необходимо сказать, что в сегодня в странах бывшего СССР именно государственная форма собственности имеет намного больший удельный вес, чем частная. Данный признак является одним из главных при определении переходного типа экономики.

В действующем российском законодательстве принято выделять следующие разновидности принадлежности: частная, государственная и муниципальная собственность. Целесообразным будет более конкретно рассмотреть государственную собственность как самостоятельную категорию, а также все аспекты, присущие соответствующей теме.

Понятие собственности государственного типа

Понятие государственной собственности предполагает одну из форм принадлежности. Важно отметить, что ее распорядителями, которые являются субъектами, служат органы государственной власти. В число объектов государственного типа собственности входят следующие позиции: естественные ресурсы, строения, денежные средства, территория, информация, драгоценности, духовные и культурные ценности. Все они подробным образом рассмотрены в последующих главах.

В качестве финансовой категории понятие государственной собственности подразумевает приспособление имущественных комплексов обществу в лице представительных органов государственной формы власти. Следует заметить, что избираются они в определенном порядке.

Право собственности

Интересно знать, что право государственной собственности дает масштабную совокупность юридических нормативов, которые закрепляют и оберегают принадлежность удобств вещественного характера населению (народу из соответствующей местности) в лице представительной структуры государственной власти, избранной им. Эти правовые нормативы определяют порядок приобретения, использования и, конечно же, отчуждения муниципальных имущественных комплексов.

Интересно знать, что принципиальная специфика относительно государственной собственности состоит в том, что структура, владеющая ей (иными словами, правительство), относится также к органам, осуществляющим регулирование отношений, с ней связанных. Так, система управления объектами, находящимися в государственной собственности, формируется и воспринимается лично собственником.

Что необходимо относить к государственной собственности?

Какие же объекты целесообразным будет отнести в систему государственной собственности? В настоящее время регистрации государственной собственности подлежат следующие пункты:

  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности России (речь идет о федеральной собственности).
  • Имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности субъектам РФ (округам автономного типа, автономной области, федеральным городам, областям, краям, республикам).
  • Территория, другие естественные ресурсы (например, природные ресурсы России). Важным условием является их исключение из общественной собственности (владения городских образований, юридических и физических лиц).

Конкретные объекты

Как выяснилось, под государственной собственностью необходимо понимать имущественные комплексы, принадлежащие в соответствии с правом собственности РФ или ее субъектам. Среди объектов рассматриваемого права важно выделить следующие пункты:

  • Объекты всемирного природного наследия.
  • Ресурсы шельфа континентального значения.
  • Ресурсы морской зоны экономической направленности России.
  • Художественные ценности общегосударственного типа.
  • Исторические ценности общегосударственного типа.
  • Государственные банки.
  • Государственная казна (денежные средства бюджета государственного уровня).
  • Валютный фонд.
  • Золотой запас.
  • Государственное недвижимое имущество.
  • Алмазный фонд и так далее.

Виды государственной собственности

Важно отметить, что понятие государственной собственности предполагает определенную классификацию ее объектов, которые представлены в предыдущей главе. Так, к разновидностям государственного типа собственности относятся:

  • Объекты производства оборонного плана.
  • Объекты, составляющие основу государственного богатства (природные ресурсы России, объекты естественного и историко-культурного наследства, ценности художественные и так далее).
  • Объекты экономических секторов. Важно дополнить, что именно они обеспечивают становление и жизнедеятельность экономических секторов этнического хозяйства.
  • Объекты, необходимые для организации надлежащего функционирования федеральных структур управления и власти, а также для решения задач общероссийского значения (государственная казна, имущественные комплексы вооруженных сил и так далее).
  • Дороги для автомобилей федерального уровня единого пользования (сюда целесообразным будет отнести и структуры, их обслуживающие).

Значения государственной собственности

Понятие государственной собственности предполагает ее неоднородность. Кроме того, данное положение можно подтвердить посредством статьи 214-й действующего гражданского законодательства. Важно отметить, что в настоящее время в государственной собственности Российской Федерации принято выделять два значения:

  • Государственная собственность непосредственных субъектов Российской Федерации.
  • Федеральная собственность.

Субъекты взаимоотношений

Необходимо знать, что субъектами представленных в предыдущей главе взаимоотношений, которые, так или иначе, наделяются правом государственной собственности, сегодня считаются:

  • Явные структуры муниципального управления районного и общегосударственного значения (управления, комитеты, министерства).
  • Руководство страны.
  • Отдельные муниципальные структуры.

Распределение имущества

Следует помнить, что казенные имущественные комплексы закрепляются за муниципальными структурами и учреждениями в оперативное управление или же экономическое ведение в соответствии со статьями 294-й и 296-й ГК РФ. Помимо этого, они формируют муниципальную казну.

Важно заметить, что имущественные комплексы, располагающиеся в государственной собственности, могут закрепляться за учреждениями и предприятиями муниципального типа на следующих условиях:

  • Право владения.
  • Право пользования.
  • Право распоряжения.

Необходимо дополнить, что денежные средства бюджета соответственного уровня, а также казенные имущественные комплексы, которые не прикреплены за учреждениями муниципального значения, формируют муниципальную казну России, казну автономных округов, автономной области, федеральных мегаполисов, областей, краев, а также республик.

Функции собственности

Муниципальный тип собственности сегодня играет немаловажную роль в деятельности Российской Федерации касательно обеспечения финансовой убежденности и устойчивости, благодаря реализации следующих функций социальной направленности:

  • Формирование вещественных предпосылок для организации стабильного производства (в достаточной степени) капитала публичного характера.
  • Разрешение государству именоваться самостоятельной единицей в плане финансовых правоотношений как за границей, так и внутри державы.
  • Наделение гарантиями функционирования различных областей и секторов экономики (финансовая защищенность, космическая индустрия).
  • Наделение гарантиями надлежащей деятельности со стороны общественной некоммерческой области.
  • Наделение гарантиями национальной сохранности.
  • Возможность оказания помощи в ускорении освоения высоких технологий.
  • Национализация собственности разорившихся структур.
  • Осуществление функций гаранта практически всех внутренних и интернациональных согласований и договоров.
  • Деятельность, связанная с обеспечением подходящих условий для становления такой категории, как частное предпринимательство.
  • Наделение разрешением в плане выравнивания кризисных ударов посредством методики понижения налогообложения. Кстати, в данном случае нередко применяются запасные фонды.

Управление собственностью

Под управлением государственным типом собственности следует рассматривать управление процессом ее действенного использования и воспроизводства в соответствии с необходимым масштабом и качеством. Помимо этого, управление можно определить как деятельность муниципальных структур; воплощение правомочий собственности, пользования, а также постановления касательно объектов государственной принадлежности; роль субъектов Российской Федерации и отношений гражданско-правового характера.

Функции управления

Важно заметить, что управление собственностью государственного значения реализуется:

  • В строгом соответствии с российским гражданским законодательством, а также иными актами нормативно-правовой природы, которые занимаются регулированием имущественных дел в Российской Федерации.
  • Системой федеральных структур исполнительного типа власти, среди которых особые органы, уполномоченные правительством; комитеты муниципальной направленности; агентства, уполномоченные правительством; министерства; Правительство РФ.

Далее целесообразным будет рассмотреть ключевые функции управления государственной собственностью, которые возложены непосредственным образом на Министерство взаимоотношений имущественной природы РФ. Таким образом, структуры, осуществляющие управление, использование, а также дающие указания относительно собственности государственного значения, реализуют следующие функции, носящие принципиальный характер:

  • Управление пакетом акций муниципальной природы.
  • Выработка и реализация стратегии, связанной с управлением развития муниципального хозяйствования.
  • Формирование муниципальных программ мотивированного плана, а также государственных заказов и проектов.
  • Создание конкурентоспособной структуры в отношении управления объектами рассматриваемого сектора, приспособленной к современным рыночным условиям.
  • Разработка политики ценообразования в случае размена между рыночными образованиями и муниципальными учреждениями.
  • Решение текущих и стратегических задач по ресурсному обеспечению муниципальных хозяйств (структур).

Приватизация и разгосударствление

В процессе перевода российской экономики на отношения рыночного типа одной из ключевых задач стала приватизация или разгосударствление собственности. Представленные категории считаются весьма сложными и в то же время противоречивыми операциями. Именно поэтому при их осуществлении правительство обязуется исполнять достаточно энергичную роль. Так или иначе, оно должно организовать баланс интересов всего общества и частных лиц.

Под приватизацией следует рассматривать процесс превращения государственного типа собственности в личный относительно юридических и физических лиц; переход прав, связанных с принадлежностью, от государства к частным лицам в соответствии с критериями продажи муниципальных структур частным лицам. Сюда же относится реализация определенного процента активов и делегирование прав, относящихся к постановлению муниципальными имущественными комплексами.

Разгосударствление следует понимать как уменьшение удельной доли государственной принадлежности в целом ее размере. Важно отметить, что основным ее направлением сегодня принято считать приватизацию городской и государственной собственности. Так, разгосударствление взаимоотношений касательно собственности целесообразно свести к трем основополагающим нюансам:

  • Формирование разных типов хозяйств (структур).
  • Преображение хозяйств, которые остались в муниципальном ведении; абсолютное освобождение их от административно-командных методов.
  • Приватизация, полноценным образом рассмотренная выше.