Что относится к позитивному праву. Позитивное право

Право - это обусловленная природой человека и об­щества и выражающая свободу личности система ре­гулирования общественных отношений, которой при­сущи нормативность, формальная определенность в офи­циальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право как система ре­гулирования общественных отношений делится на 3 элемента:

1) естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права - права человека, или, иначе говоря, возможнос­ти, которые общество и государство способны обеспе­чить каждому гражданину,

2) позитивное - законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притя­зания граждан, организаций, социальных групп

3) субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Позитивное право - это система норм, содержащих опреде­ленные права и обязанности, исходящих от государства и об­щества, выраженные (закрепленные) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти).

Т.е. позитивное право - это за­конодательство и другие источники юридических норм, в ко­торых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, соци­альных групп.

При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной сте­пени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Позитивное право исходит главным образом от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, которые оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право - это право, сведенное исключительно к закону.

Позитивное право возникает вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных, с формально-юридической точки зрения, определенных установлениях (правилах поведения, или нормах права). Совокупность таких установлений (правовых норм), содержащихся в принимаемых государством и его органами нормативных правовых актах, и есть позитивное право.

Свойства (= признаки) позитивного права

4) Сознательно-волевой характер . Право - проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потреб­ности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирование права как выра­жения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском общест­ве и правовом государстве.

5) Нормативность . Право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение. Непос­редственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Норматив­ность в правовой сфере - это гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъек­тивного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

6) Общеобязательность - действует для «всех», то есть в отношении заранее персонально не определённого круга лиц, в отношении «всякого и каждого», кто находится в предусмотренной нормой жизненной ситуации,

7) Формальная определенность правовые предписания находят письменное выражение в юридических документах, которые по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью, предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение.

8) Обеспеченность силой государственно-правового принужде­ния . Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Государственное принуждение это фактор, позволив­ший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязан­ности, действует несвободно. С помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливает­ся граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает сво­боду человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязан­ность) и ограничений (юридическая ответственность).

9) Системность позволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, причем урегулировать их единообразно в масштабах всей страны, поскольку позитивное право – это в целом единая в государстве система норм.

Право имеет обще социальную сущность , служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать сво­бодно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социаль­ном плане. В пределах своих прав человек уве­рен и свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищен­ная свобода.

Существует также теория классовой сущности права , разработанная в марксистском учении о госу­дарстве и праве. Утверждается, что право по своей сущности есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Представляется, что изначально право создавалось в интере­сах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения. Поэтому реальные проявления клас­совости в содержании права следует рассматривать как искаже­ние его общесоциальной сущности.


Определение понятия
Общее определение права не является однозначным. Это следует из признания международных стандартов основных прав и свобод человека и гражданина, их закрепления в гл. II Конституции РФ, приоритета международных соглашений над внутренним законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Оно выстраивается из блоков представлений об общецивилизованном и позитивном праве.
Разумеется, право проявляется не только в международных стандартах и внутреннем законодательстве. Оно «живет» и выполняет регулирующую функцию в правосознании, реальных правоотношениях, юридической практике, правовой доктрине.
В предлагаемом подходе акцентируется внимание на нормативном проявлении феномена права нормативной природе естественного (надпозитивного) права. Оно, как и всякое право, нуждается в юридическом опосредствовании (международные стандарты), переводе на язык внутреннего законодательства и государственной гарантированности. Даже если мы говорим о глубоких корнях и социальной обусловленности надпозитивного права (в частности, на уровне абсолютных общечеловеческих ценностей), тем не менее мы должны признать, что оно имеет внешние формы выражения как международные стандарты и с точки зрения нормативности внутреннего законодательства.
Нормативная характеристика выступает на первый план в позитивном праве в блоке реального законодательства, о чем свидетельствует ряд его признаков.
Во-первых, оно проявляется как система нормативных установлений. Нормативная характеристика права не сводится к наличию в законодательстве нормативных предписаний конкретного свойства (обязываний, дозволений, запретов). В нормативных правовых актах, особенно кодифицированных, обнаруживается согласование и взаимодействие обобщенных установлений законодательства (программных положений, предписаний-принципов, нормативных обобщений) и предписаний, содержащих модели, эталоны поведения.
Во-вторых, право исходит от государства. Оно или устанавливается, или санкционируется государством. Даже если и возникает вопрос о фактических правовых притязаниях, неотделимых от природы человека (блок естественного права), то реальную и гарантированную реализацию они могут получить в связи с нормативным опосредствованием соответствующих притязаний в международных документах, являющихся фактом признания и юридического закрепления в законодательстве государства.
В-третьих, право выражает согласованную волю социальных слоев и групп населения, воплощает общечеловеческие ценности свободы, равенства, справедливости. Здесь нужно видеть проявление самой сущности права, которое всегда имеет волевой характер, обладает ценностными показателями.
В-четвертых, право устанавливает меру свободы в поведении граждан и других субъектов социальных связей.
В-пятых, право регулирует поведение людей через установление вида и меры возможного и обязанного поведения, угрозу применения принуждения в случаях нарушения запретов.
В-шестых, право обеспечивается государством, гарантируется набором средств, в том числе потенциальной возможностью применения средств государственного принуждения.
В связи с признанием общесоциального компонента и ценностей в современном праве России уместно сформулировать следующее его определение.
Право - это система нормативных установлений, формируемых или санкционированных государством, обусловленных природой человека и общества, выражающих баланс интересов социальных слоев и групп населения, определяющих меру свободы граждан и других субъектов социальных связей, регулирующих общественные отношения в направлении преодоления социального напряжения, на достижение равновесия и благополучия, обеспеченных потенциальной принудительной силой государственного принуждения.
Важно обратиться к характеристике свойств права как специфического средства урегулирования общественных отношений.
Системность. Право - системное образование, имеющее строение, связь и взаимодействие составляющих компонентов как «по вертикали», так и «по горизонтали», совокупное назначение (функционирование), саморегулирование и целостность.
Общеобязательная нормативность характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого (неперсони- фицированность), регулировать социальные связи непрерывно и не исчерпывается однократной реализацией, возможностью конкретизации в высокой степени абстрактных нормативных предписаний.
Формальная определенность - придание государством, создаваемым им правилам поведения официальной формы выражения и тем самым общеобязательного значения. Названное свойство - это субъективное право как вид и мера возможного поведения, юридическая обязанность как вид и мера обязанного поведения, юридическая ответственность как вид и мера принудительного претерпевания лишения благ, непосредственно принадлежащих виновному в совершении правонарушения лицу.
Государственная обеспеченность (гарантированность). Возведение права в закон, придание правилам поведения официального внешнего выражения означает, что государство гарантирует осуществление, реализацию таких правил. Оно обеспечивает стабильность, определенность регулируемым социальным связям, а в случаях прямого нарушения обязываний, запретов, а также злоупотребления правом применяет к правонарушителю меры государственного принуждения (см. схему VII).

Еще по теме Признаки позитивного права.:

  1. § 4. Выводы относительно справедливости, позитивного права и проблемы естественного права
  2. Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права
  3. Глава II Юридическая антропология позитивного права
  4. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАПАДНОГО ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
  5. Вопрос 7. Социальные регуляторы первобытного общества, возникновение права. Понятие и признаки права

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Образовательное право -

Позитивное право - это выраженное в общеобязательных правилах поведения от имени государства и иных компетентных правотворческих органов, нормы, очерчивающее объем свободы для членов общества, существующий независимо от любого из них.

Позитивное право в юридической науке часто называют правом в объективном смысле, т.е. объективным правом. Другими словами, позитивное право - нормы поведения, которые создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются как постоянный и непререкаемый императивный критерий для обязательного поведения. Создаются (или признаются), чтобы императивно, в общеобязательном порядке, определять, что юридически дозволено, а что юридически недозволено. Они получают определенное внешнее выражение в виде законов, юридических прецедентов и иных источников. Позитивное право можно признать некоторым искусственным образованием и притом - постоянно существующим, "заведенным" на непрерывное действие для решения жизненных ситуаций внешним образованием, существующим в государстве*(79).

К важнейшим признакам (свойствам) позитивного права относятся:

1) общеобязательная нормативность;

2) определенность содержания (формальная определенность);

3) волевой характер;

4) связь с государством.

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Важнейшие (основные) признаки (свойства) позитивного │

│ права │

└───┬──────────────┬──────────────────┬─────────────┬───┘

┌─────────────┴─────┐┌───────┴─────────┐┌───────┴────────┐┌───┴───────────┐


│ Общеобязательная ││ Связь с ││ Определенность ││ Волевой │

│ нормативность ││ государством ││ содержания ││ характер │

│ ││ ││ (формальная ││ │

│ ││ ││определенность) ││ │

└───────────────────┘└─────────────────┘└────────────────┘└───────────────┘

Общеобязательная нормативность позитивного права заключается в том, что нормы права распространяются на определенный круг лиц данного государства и способны охватить в соответствии с фиксированными признаками любой круг явлений и процессов.

Норма права - это его первичная, базовая частица, суть которой в обобщении разнообразных жизненных ситуаций и отношений в единую, абстрактную модель. Другими словами - это и есть стандарт общественных отношений, в соответствии с которым множество схожих общественных отношений единообразно регулируются. Они общеобязательны для всех и распространяются на всех, кому адресованы. При этом юридические нормы могут быть рассчитаны на определенный круг лиц или ограничены во времени - если норма содержит какие-то привилегии, льготы для той или иной категории работников, служащих (например, военнослужащие, инвалиды, многодетные матери).

Общеобязательная нормативность - это важнейшее свойство позитивного права, собственно, оно и определяет его содержание, поскольку именно нормативное выражение в виде общеобязательных правил поведения от имени государства и есть содержание позитивного права.

Определенность содержания (формальная определенность) представляет собой способность права предельно точно, в письменном виде фиксировать и закреплять требования, предъявляемые к поведению людей, к их поступкам, а также определять факты, обстоятельства и субъекты права, на действия которых оно распространяется, а также устанавливать последствия несоблюдения их требований. Есть мнение, что данное свойство позволяет "самым точным образом определять границы внешней свободы, а также последствия нарушения этих границ"*(80).

Это свойство праву придает точность, четкость и емкость изменения содержания правовых норм, их предоставительно-обязывающий характер, структура (строение) правовых норм и техника их внешнего оформления*(81).

Посредством данного свойства права реализуется так называемая нормативность, ибо письменная форма юридической нормы обеспечивает доступность и их общеобязательный характер.

Волевой характер права означает, что право принимается и реализуется по воле и в интересах соответствующих сил. Это свойство раскрывает сущностную сторону права, так как оно показывает, кто и в каких интересах принимает и реализует юридические нормы, кому они предназначены, чьи интересы выражают.

В связи с толкованием сущности государства в понимании права также неизбежно прослеживаются классовый и общесоциальный подходы:

В рамках классового подхода право понимается как система установленных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон волю экономически господствующего класса. Здесь право толкуется как средство для обеспечения, главным образом, интересов господствующего класса. Данный подход часто называют марксистским, ибо интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса, выражаются в законах, аккумулирующих волю господствующего класса, которая и объявляется сущностью права;

В рамках общесоциального подхода право рассматривается как орудие компромисса между классами, слоями, различными социальными группами. Право в данном аспекте выражает общую волю, общесоциальные интересы и используется как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.

Кроме отмеченных, можно выделить религиозный, национальный, расовый и другие подходы, в рамках которых их разделяемые и пропагандируемые ими интересы являются определяющими в сущности права.

Такое многообразие подходов указывает на то, что сущность права многоаспектна и не может быть сведена к какому-либо одному началу. Право выражает, прежде всего, государственную волю, но через нее в праве получают свое закрепление и поддержку классовые, общечеловеческие, религиозные и прочие интересы, обусловленные объективными факторами общественной жизни.

Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уровнем цивилизации*(82).

Связь права с государством проявляется в том, что большинство правовых норм устанавливаются непосредственно государством в лице его правотворческого органа и применяются им через систему специальных исполнительных органов. Часть юридических предписаний может создаваться и негосударственными субъектами, однако подобная деятельность производится только с санкции государства и в рамках, определенных законом.

Государство также обеспечивает, гарантирует своей властью, посредством особого правоохранительного механизма, исполнение установленных им юридических норм. Это проявляется в том, что в случае отклонения поведения субъектов права от норм, предписываемых законом, начинают работать меры государственного воздействия (в том числе и меры принудительного характера), которые корректируют активность субъектов, направляя ее на точную реализацию юридических предписаний. За правом всегда стоит государственный правоохранительный аппарат, способный принудить к соблюдению его норм.

Функциональная связь права с государством проявляется в обеспечении возможности государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства обеспечивает общеобязательность права (в этом его отличие от других социальных норм), так как основной функцией государства является обеспечение соблюдения и исполнения норм права и, как следствие, их обязательность для субъектов, к которым они обращены.

Рассмотренные выше признаки в совокупности придают праву регулятивный характер. Проявляется в том, что юридические нормы как особые государственные регуляторы определяют, упорядочивают и охраняют общественные отношения и порядок.

Право - это высокоэффективный инструмент проведения в жизнь политики государства, специфическое средство организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим характером его норм - правил поведения. Эти нормы устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым правом фактическим отношениям придается характер правовых отношений*(83).

Позитивное право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных, издаваемых или санкционируемых государством норм, выражающих возведенную в закон волю и интересы общества, являющихся властным регулятором общественных отношений и охраняемых от нарушений государственным принуждением.

Вопросы для самоконтроля

1. Причины плюрализма научных концепций о сущности и природе права.

2. Какова основная идея естественно-правовой теории права?

3. Чем характеризуется юридический позитивизм? Основные черты нормативистской теории права.

4. Основные концепции правопонимания в современной России.

5. Узкое и широкое правопонимание?

6. Какова сущность социологического подхода в правопонимании?

7. Понятие позитивного права. Определение права.

8. Признаки позитивного права. Общеобязательная нормативность как один из важнейших признаков позитивного права.

9. Какие свойства права выражают его сущность и содержание?

10. В чем проявляется связь права с государством?

Список литературы

1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

2. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М.,2001.

3. Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001.

4. Денис Ллойд. Идея права. М., 2002.

5. Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988.

6. Лейст О.Э. Сущность права. М., 2002.

7. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание // Советское государство и право. 1990. N 2.

8. Нерсесянц В.С. Право - математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М., 1996.

9. Немытина М.В. Право России как интеграционное пространство. Саратов, 2008.

10. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Том 3. Современное правопонимание. М., 2007.

11. Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М., 2007.

12. Теоретические и практические проблемы правопонимания / под ред. В.М. Сырых и М.А. Заниной. М., 2009.

13. Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: Введение в теорию: Монография. Красноярск, 2004.

14. Явич Л.С. Сущность права. П., 1985.


Право - это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.
Из указанного определения вытекают следующие признаки (свойства) права.
Нормативность права заключается в том, что право складывается из норм как правил поведения, имеющих общий характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения, а на все отношения определенного вида.
Общеобязательность права состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, на

которых распространяются. .Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов. Te или иные субъекты права (гражданин, должностное лицо) могут оценивать нормы права отрицательно, считать их нецелесообразными, несправедливыми и т. д. Однако такое отношение к. нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, исполнять и применять.
Системность права проявляется в том, что право - это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а стройная их система. Право как система норм складывается из таких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, составляют единое явление - право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения -самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.
Принудительность права. функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности прара, обеспеченности возможностью государственного принуждения. Принудительность права, его опора на силу государства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социальных норм. Государство в значительной мере для того и возникает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.
Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», - провозглашал вождь древних галлов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Богиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом - в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча - бессилие права. Изображения мечей мы видим и на отличительных знаках работников правоохранительных органов. Великий философ И. Кант отмечал, что с правом связано пра
вомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.
В правовом государстве принуждение как средство обеспечения права не только носит государственно-организованный характер, но оно должно быть правовым принуждением. Это означает, во-первых, что могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, узурпация государственной власти, превышение власти.
Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обстоятельства, субъектов они распространяются, какие юридические последствия они влекут. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права - нормативных актах.
Волевой характер права. В праве выражена воля. Это признается многими мыслителями - философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда, Первый заключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством. Этого взгляда изначально придерживались еще древнеримские юристы (Папиниан, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права- Ca- виньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право - приказ государства) и др.
Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право - это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Ho эта классовая воля - не классовый произвол, она обусловлена экономическим базисом - способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений.
Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе, В праве, бесспорно, находит выражение нечто общее, необходимое любому члену общества независимо от
классовой принадлежности (зашита жизни, чести, собствен" ности любого из его членов, заинтересованность в элементарном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает какие-то общие интересы, общую волю. Ho с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе способ производства и основанные на нем отношения той или иной превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волю соответствующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо, не прикрыта, не завуалирована (рабовладельческое, феодальное право) или выступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенством.
В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облеченная в определенную форму - закон.
Рассмотренное выше понимание права в отечественной юридической науке подвергается критике как понимание узконормативное, сводящее право только к нормам, содержащимся в законах; необходимо более широкое понимание права. На самом же деле представленное понимание права является пониманием нормативным, но не узконормативным. Это понимание вполне обоснованно является пониманием социологическим. Это выражается в том, что нормы права, право в целом рассматриваются как социальный феномен (явление), стоящий в ряду других социальных регуляторов (мораль, обычай, корпоративные нормы).
Во-вторых, воля, выраженная в праве, - это He воля отдельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выразитель общих интересов членов общества и социальных групп.
В-третьих, указанная воля, составляющая сущность права, рассматривается не как оторванная от общества, помещенная в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, системой его экономических, социальных, культурных, нравственных и прочих отношений.
В-четвертых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества - государством.
В-пятых, цели, назначение, ценность, функции права, как будет показано далее, носят социальный характер.

Понимания права, предложенного в настоящей главе, конечно, придерживаются юристы-практики, представители отраслевой юридической науки. Для них право - это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, прежде всего в законах и HHbtx нормативных актах.

Право - это система общеобязательных, формально опре­деленных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интере­сы и волю общества, содержание которых вытекает из природь и характера господствующей в обществе системы экономиче­ских, политических и иных отношений.

Из указанного определения вытекают следующие призна­ки (свойства) права.

Нормативность права заключается в том, что право скла­дывается из норм как правил поведения, имеющих общи? характер, рассчитанных не на единичные случаи, отношения а на все отношения определенного вида.

Общеобязательность права состоит в том, что нормы пра­ва имеют не только общий, но и обязательный характер дл» адресатов (субъектов), к которым эти нормы обращены, т


которых распространяются. Общеобязательность права в це­лом и отдельных его норм не зависит от субъективного отно­шения к ним адресатов. Те или иные субъекты права (граж­данин, должностное лицо) могут оценивать нормы права от­рицательно, считать их нецелесообразными, несправедливы­ми и т. д. Однако такое отношение к нормам права не лишает последние обязательности и для данных субъектов. Все они в равной мере обязаны эти нормы соблюдать, ис­полнять и применять.

Системность права проявляется в том, что право - это не простой конгломерат, не просто совокупность норм, а строй­ная их система. Право как система норм складывается из та­ких элементов (частей), как отрасли и институты права. Все эти отрасли, институты и отдельные нормы права, будучи в определенной мере самостоятельными подразделениями, со­ставляют единое явление - право, и в этом качестве они, как части единого целого, взаимосвязаны и взаимодействуют. Ни одна норма права не регулирует общественные отношения самостоятельно, изолированно, а только во взаимодействии с другими нормами.

Принудительность права. Функциональная связь права с государством проявляется прежде всего в принудительности права, обеспеченности возможностью государственного при­нуждения. Принудительность права, его опора на силу госу­дарства, как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Этим качеством право отличается от других социаль­ных норм. Государство в значительной мере для того и воз­никает и функционирует, чтобы обеспечить соблюдение, ис­полнение норм права. Государственное принуждение как средство обеспечения права носит организованный характер.



Издревле право связывалось с силой. «Свое право я ношу на острие меча своего», - провозглашал вождь древних гал­лов. Старая казахская поговорка гласит: «А если есть храбрец в твоем роде, то не останется твой иск за чужим родом». Бо­гиня правосудия Фемида (или богиня возмездия Немезида) изображалась с весами в одной руке, на которых взвешивалось право, и с мечом - в другой как символом защиты права. Меч без весов, писал Перикл, есть голое насилие, весы без меча - бессилие права, Изображения мечей мы видим и на отличи­тельных знаках работников правоохранительных органов. Ве­ликий философ И. Кант отмечал, что с правом связано пра-


вомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.

В правовом государстве принуждение как средство обес­печения права не только носит государственно-организован­ный характер, но оно должно быть правовым принуждением. Это означает, во-первых, что могут применяться только те меры принуждения и только в тех случаях, которые предус­мотрены законом. Во-вторых, эти меры могут применяться только уполномоченным на то органом. В-третьих, эти меры могут применяться только с соблюдением определенной про­цедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение за­конности, узурпация государственной власти, превышение власти.

Формальная определенность права заключается в том, что нормы права, их содержание формальны, точно определены. В нормах права точно указывается, на какие факты, обсто­ятельства, субъектов они распространяются, какие юридиче­ские последствия они влекут. Формальная определенность на­ходит свое выражение и во внешних формах существования норм права - нормативных актах.

Волевой характер права. В праве выражена воля. Это при­знается многими мыслителями -- философами и юристами. Однако расхождение состоит в вопросе: чья воля выражена в праве? Здесь существуют два различных взгляда. Первый за­ключается в том, что в праве выражена общая воля народа, объединенного государством. Этого взгляда изначально при­держивались еще древнеримские юристы (Папинийн, Юлиан, Цельс). Впоследствии теорию общей воли развивали Гегель, Иеринг, представители исторической школы права - Са-виньи, Пухта, представители юридического позитивизма (право - приказ государства) и др.

Другой взгляд представлен марксизмом. С точки зрения марксизма право - это воля экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законе. Но эта классовая воля - не классовый произвол, она обусловлена экономиче­ским базисом - способом производства, свойственным дан­ному обществу, структурой общественных отношений.

Представляется, что зерно истины есть в том и в другом подходе- В праве, бесспорно, находит выражение нечто об­щее, необходимое любому члену общества независимо от


классовой принадлежности (защита жизни, чести, собствен­ности любого из его членов, заинтересованность в элементар­ном порядке и т. д.). И в этом отношении оно выражает ка­кие-то общие интересы, общую волю. Но с другой стороны, право выражает и защищает господствующий в обществе спо­соб производства и основанные на нем отношения той или иной превалирующей формы (отношений) собственности, а следовательно, должно выражать интересы и волю соответст­вующих собственников (рабовладельцев, феодалов и т. д.). И в этом качестве оно носит классовый характер. Эта классовая сущность права выражена явно, грубо, не прикрыта, не заву­алирована (рабовладельческое, феодальное право) или вы­ступает не так явно и грубо, скрываясь за правовым равенст­вом.

В праве выражена не любая воля, а воля государственная, облеченная в определенную форму - закон.

Рассмотренное выше понимание права в отечественной юридической науке подвергается критике как понимание уз-конормативное, сводящее право только к нормам, содержа­щимся в законах; необходимо более широкое понимание пра­ва. На самом же деле представленное понимание права явля­ется пониманием нормативным, но не узко нормативным. Это понимание вполне обоснованно является пониманием соци­ологическим. Это выражается в том, что нормы права, право в целом рассматриваются как социальный феномен (явле­ние), стоящий в ряду других социальных регуляторов (мораль, обычай, корпоративные нормы).

Во-вторых, воля, выраженная в праве, -- это не воля от­дельного субъекта, не произвол, а явление социальное, выра­зитель общих интересов членов общества и социальных групп.

В-третьих, указанная воля, составляющая сущность пра­ва, рассматривается не как оторванная от общества, помещен­ная в сферу, в мир долженствования, не связанный с миром реальным, а обоснованная самой природой общества, систе­мой его экономических, социальных, культурных, нравствен­ных и прочих отношений.

В-четвертых, формирование, функционирование права связано с важнейшим социальным институтом общества - государством.

В-пятых, цели, назначение, ценность, функции права, как будет показано далее, носят социальный характер.


Понимания права, предложенного внастоящей главе, ко­нечно, придерживаются юристы-практики, представители от­раслевойюридической науки. Для них право - это нормы, содержащиеся в соответствующих источниках, преждевсего в законах и иных нормативных актах.