Правовые нормативно технические и организационные основы бжд. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности оу

4.1. Законодательная база обеспечения безопасности жизнедеятельности

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РВ, а также подзаконные акты: указы Президентов, постановления, принимаемые правительством РФ, местными органами власти и т.п.

Базовая иерархия нормативных документов по охране труда следующая.

Конституция РФ  законы  указы Президента РФ  постановления Правительства РФ  ССБТ  Санитарные нормы и правила  инструкции по технике безопасности.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и/или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования по обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Ключевыми законодательными актами по охране труда являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда» и Кодекс законов о труде. Приведенные акты устанавливают основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую основу работ в ЧС и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об использовании атомной энергии».

Среди систем нормативных документов (стандартов) следует отметить ГСС и ГОСТ. Эти системы включают в себя стандарты самых различных направлений.

Также следует отметить следующие важнейшие системы стандартов.

1. Санитарные нормы (СН). Они устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также уровни физических воздействий на окружающую среду (шум, вибрация и т.д.).

2. Строительные нормы и правила (СНиП) содержат стандарты проектирования сооружений различного вида и назначения.

3. Система стандартов «Охрана природы» - совокупность стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов (составная часть ГСС).

4. Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

4.2. Методические основы управления безопасностью жизнедеятельности

Управление является предметом кибернетики, в которой исследуются процессы управления сложными динамическими системами методами точных наук.

С этих позиций управление представляет собой целенаправленный замкнутый процесс, в котором участвуют орган управления и управляемый объект. Между ними устанавливаются определенные связи.

Рисунок 4.1.

Простейшая схема управления

По линиям связи от органа управления (U ) к управляемому объекту (УО ) орган управления передает информацию, определяющую состояние, в которое должен перейти управляемый объект. От управляемого объекта к органу управления передается информация о фактическом состоянии управляемого объекта. На основе этой информации орган управления корректирует управленческие воздействия.

Этот процесс происходит постоянно.

Более сложная схема управления предполагает, что на каждом i -том этапе управления на управляемый объект (УО i ) поступает информация (I i ), определяющая состояние управляемого объекта и случайные возмущения ( i ), которые являются следствием естественных случайных процессов присутствующих в любом реальном процессе. В результате обработки информации и воздействия случайных возмущений управляемый объект передает в орган управления сведения о своем текущем состоянии (J i ). На основе этих сведения орган управления вырабатывает и передает на управляемы объект управленческие решения (u i +1), определяющие последующее состояние управляемого объекта.

Описанная структура представлена на рис. 4.2.

Рисунок 4.2.

Схема взаимодействия органа управления и управляемого объекта

Под влиянием информации, управленческих воздействий и случайных возмущений управляемый объект может переходить в состояние, в котором он ранее уже находился.

Кроме того, некоторые процессы предполагают цикличность состояний управляемого объекта.

Нередки также случаи ветвистости переходов, то есть ситуаций, когда различные управленческие воздействия переводят управляемый объект в различные состояния.

В системе управления на стадии эксплуатации присутствуют и цикличность и ветвистость.

Рисунок 4.3.

Схема системы управления опасностями на стадии эксплуатации

Здесь состояния управляемого объекта нулевое, первое и второе – состояния профилактики и готовности, режима реагирования на отказ или ЧП и состояние восстановления после отказа или ЧП соответственно.

Управление безопасностью складывается из следующего ряда последовательно выполняемых стадий.

1. Оценка состояния безопасности и ее составляющих.

2. Формирование целей.

3. Составление программ обеспечения безопасности.

4. Оперативное управление программами.

5. Оценка эффективности реализации программ.

6. Стимулирование исполнителей.

Общая схема управления безопасностью может быть описана следующим образом.

В процессе оценки безопасности определяются показатели, непосредственно характеризующие состояние исследуемого объекта. (параметры микроклимата, шума, запыленности и т.п.). Кроме того, оценивается экономический ущерб, вызываемый неблагоприятными условиями жизнедеятельности.

С учетом существующих нормативных требований формируются ориентировочные цели на определенный период времени.

В зависимости от фактического состояния показателей и с учетом прогноза условий жизнедеятельности намечаются конкретные количественные цели (снизить запыленность до 6 мг/м 3).

Для достижения каждой поставленной цели составляется технически обоснованный набор мероприятий с указанием объемов, сроков исполнения и исполнителей.

Разработанная программа должна удовлетворять условиям научной обоснованности, экономичности, соответствия современному состоянию технике и ряду других показателей.

После выполнения всех запланированных мероприятий проводится оценка нового состояния жизнедеятельности людей в описанной ранее последовательности.

Результатами успешной реализации программы являются:

1) достижение контролируемых показателей требуемых норм;

2) улучшение значений контролируемых показателей;

3) снижение экономического ущерба.

Если достигнуты конечные цели программы, то ее функционирование завершается. В противном случае – проводится корректировка ее работы и повторный запуск.

4.3. Управление охраной труда

Управление охраной труда осуществляется в соответствии с Основами охраны труда в РФ Министерством труда и социального развития РФ и его территориальными органами.

Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии предусматривает участие в ней всех представителей администрации. Кроме того, ряд подразделений выполняют специальный функции охраны труда.

Ответственным за охрану труда на предприятии является руководитель этого предприятия. Организация и координация работ по охране труда возложена на службы (или специалиста) по охране труда. Эта служба помимо охраны труда проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также совместно с другими службами разрабатывает мероприятия по их реализации. Кроме того, эта служба организует работу по проверке технического состояния зданий, сооружений и оборудования цехов, работу по аттестации рабочих мест в части их соответствия нормам безопасности, проводит инструктаж и обучение работников основам техники безопасности в соответствии с действующими нормативными документами, участвует в работе комиссий по проверке знаний техники безопасности.

Анализ условий труда на рабочих местах основывается на т.н. «типовых положениях».

Типовое положение – это единый методологический документ, для организации работ, связанных с учетом, аттестацией, рационализацией и планированием рабочих мест (РМ).

Учет РМ – первый этап работы по анализу условий труда, связанный с определением рабочих мест и их классификацией.

Аттестация РМ заключается в комплексной оценке каждого РМ на его соответствие требованиям охраны труда и современному научно-техническому уровню.

Рационализация РМ состоит во внедрении мероприятий, направленных на совершенствование и на оптимизацию использования РМ, в том числе, на улучшение условий труда.

Планирование РМ – это расчет оптимального числа и структуры РМ с учетом используемых трудовых ресурсов и потребностью в росте производительности труда.

Для оценки состояния охраны труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применение обобщенного коэффициента уровня охраны труда.

.

Здесь К сп – коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими; К б – коэффициент безопасности единицы оборудования; К впр – коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Для определения К сп на предприятии вводится карта соблюдения правил охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности единицы оборудования определяется по следующей формуле

.

Здесь Т б – количество показателей, соответствующих нормативно-технической документации (НТД) по безопасности труда, Т о – общее число показателей, относящихся к данному оборудованию.

Коэффициент выполнения плановых работ по охране труда К впр определяется отношением фактически выполненных мероприятий, предусмотренных на рассматриваемый период.

Для комплексной оценки условий труда используется гигиеническая классификация труда, которая предусматривает учет каждого фактора, характеризующего опасность и вредность производственной среды, а также тяжесть и напряженность трудового процесса.

Методами управления безопасностью труда являются следующие:

1) профессиональный отбор;

2) обучение безопасности труда;

3) инженерно-технические методы;

4) административные методы и т.д.

Учебно-методические материалы

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): Учеб. пособие для вузов/ Кукин П.П.,Лапин В.Л.,Подгорных Е.А. -М.: Высш. шк., 1999.-318 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Белов С.В.,Ильницкая А.В.,Козьяков А.Ф.,ред. С.В.Белов.-2-е изд., испр. и доп -М.: Высш. шк., 1999.-448 с.

3.Розанов В.С. Безопасность жизнедеятельности. Электробезопасность: Учеб. пособие/ Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (техн. ун-т).. -М.: Изд-во МИРЭА, 1999.-47 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Арустамов Э.А.,Волощенко А.Е.,Гуськов Г.В.,ред. Э.А.Арустамов.-2-е изд., перераб. и доп -М.: Дашков и К, 2000.-677 с.

5. Русак, Олег Николаевич и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Русак О.Н.,Малаян К.Р.,Занько Н.Г. -СПб: Лань, 2000.-447 с. -(Учебники для вузов.. Специальная литература).

    Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-216 с.

    Лавочкин Н.Н. Инженерные расчеты по охране труда. 1986 г.

Дополнительная литература

    Правила эксплуатации электроустановок потребителей. 5-е изд., перер. и доп. с измен.-М.: Главгосэнергонадзор, 1997.-246.

    Правила устройства электроустановок.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Энергоатомиздат,1998.-648.

    Бурлак Г.Н. Безопасность работ на компьютере: М.: Финансы и статистика, 1998.

    Журавлев П.П. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях: М.: Изд. ассоциации строительных вузов, 1999.

Реферат на тему :

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Предмет:

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Введение

1. Экологическая безопасность

2. Охрана труда

3. Чрезвычайные ситуации

Список литературы

Введение

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основ­ной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Пре­зидентом.

Экологическая безопасность

Обеспечение экологической безопасности на тер­ритории РФ, формирование и укрепление экологи­ческого правопорядка основаны на действии с мар­та 1992 г. федерального закона «Об охране окружа­ющей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регули­рует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодатель­ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воз­действия хозяйственной или иной деятельности; оз­доровление окружающей природной среды, улучше­ние ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм: - нормативы качества окружающей среды,

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз­действия (химического, физического, биологическо­го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради­ационного воздействия, нормы остаточных химичес­ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга­нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб­ственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проекти­рования, размещения, строительства, ввода в эксп­луатацию, эксплуатации объектов. Закон гаранти­рует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в ох­ране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в ад­министративные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис­ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в со­четании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономи­ческий механизм охраны окружающей среды пред­полагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляет­ся через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо­гически вредную продукцию или продукцию, вы­пускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализу­ется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе­чения вредной деятельности, ответственность за эко­логические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов произво­дится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредит­но-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен­ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, био­логическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, по­следствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Организационную основу службы экологическо­го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на мес­тах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воз­действий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитра­тами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, повер­хности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Основные положения производственного эколо­гического контроля были введены постановлени­ем правительства СССР 1968 года « О мeрax по даль­нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре­дусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосфер­ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоя­тельность в определении структуры и финансиро­вания своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще­ние проекта, совместно с органами власти прини­мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от­ветственности за экологические правонарушения.

Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природо­пользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антро­погенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова­ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи­ки определения степени воздействия на окружаю­щую среду различных загрязнителей.

Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа­ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя­зательных методов и правил охраны природы. Стан­дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру­ет основные положения экологического паспорта предприятия.

Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, на­пример, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля каче­ства воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - ох­раны растительности.

Федеральный закон «Об охране окружающей при родной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверж­дения экологических нормативов выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопас­ности» . В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению ус­тойчивого развития.

Проблема охраны окружающей среды имеет гло­бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ловека среды (1972) сформулированы 26 принци­пов, положенных в основу международного эколо­гического сотрудничества. Декларация провозгла­сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол­жны быть сохранены на благо нынешнего и буду­щих поколений.

Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю­щей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

"Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд". Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен "мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте". В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2015 года на территории РФ произошло 42 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением. Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • · Федеральные законы.
  • · Указы Президента РФ.
  • · Постановления Правительства РФ.
  • · Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
  • · Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
  • · Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный закон РФ №68-ФЗ от 30.10.2007г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Закон определяет общие для РФ социально-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС

природного и техногенного характера.

2. Федеральный закон РФ №28-ФЗ от 19.06.2007г. "О гражданской обороне".

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный закон РФ №323-ФЗ от 21.11.2011г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

  • · правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
  • · права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
  • 4. Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды". Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

  • - охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
  • - предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;
  • - оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

ь Нормативы качества окружающей среды. К ним относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

ь Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду. Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представление экологической информации, назначение экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

ь Механизмы исполнения этих требований. Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствований с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля.

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным вида природопользования. Она дают признаки иметодики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.

5. Федеральный закон №206-ФЗ от 04.12.2006г. "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся средств и сил.

6. Постановлениями Правительства РФ №738 от 24 июля 1995г. "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС" и №842 от 2 ноября 2000г. "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

  • 1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов - проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
  • 2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
  • 3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
  • 4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений - обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.
  • 5. Неработающее население - обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время. правовой ликвидация последствие бедствие

За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 11 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 500 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

В 2011 г. Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях. В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. В 2011 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 70 государств, задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

Руководство России принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.

1. Правовые и нормативно-организационные основы

Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законода­тельную) нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются : обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды, прогнозирова­ние, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.

1.1. Правовые и нормативно-организационные основы

по охране труда

Основными нормативными документами являются: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «Об охране труда в РФ», ГОСТы ССБТ (ССБТ -система стандартов безопасности труда), нормы, правила, гигиенические нормативы, руководства и др. В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса (ТК) Российской Федерации трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, регулируются: ТК, федеральными законами (ФЗ), Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов, законами субъектов РФ, нормативными актами субъектов РФ, локальными нормативными актами организаций и др.

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Это постановление было подтверждено постановлением от 23 мая в 2000 г. № 399. Несмотря на принятый в 2003 г. закон о техническом регулировании все перечисленные ниже и принятые до 2004 г. нормативные документы действуют и в настоящее время.

В настоящее время на территории России действуют следующие нормативные документы, которые выпускают разные государственные структуры: государственные стандарты (ГОСТ Р ССБТ), Межотраслевые правила по охране труда (МОТ), Правила по охране труда (ПОТ), санитарные нормы (СН), санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы (ГН), строительные нормы и правила (СНиП), нормы и правила других ведомств, ОСТы, рабочие документы (РД), руководства (Р), типовые инструкции (ТОИ), локальные нормативные акты, разработанные на основе перечисленных выше норм и стандартов.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России (Роспотребнадзор).

4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России (теперь – департамент в Росздраве).

7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России (теперь – департамент в Росздраве) и федеральные органы надзора.

8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти. Это локальные нормативные акты.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

ССБТ - одна из систем государственной системы стандарти­зации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС-12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической до­кументации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязан­ных стандартов, направленную на обеспечение безопасности тру­да. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике.

Эта система позво­лила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной доку­ментации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продук­цию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление. ССБТ включает в себя несколь­ко подсистем.

Система обозначений в Гостах системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ и ГОСТ Р ССБТ) следующая:

ГОСТ XX . X . XXX – XX


класс подкласс порядковый год утверждения

12 – класс Гостов ССБТ

Подкласс:

0 – организационно-методические стандарты;

1 – стандарты по видам опасных и вредных факторов;

2 – стандарты безопасности к производственному оборудованию;

3 – стандарты безопасности к технологическим процессам;

4 – требования стандартов к индивидуальным средствам защиты;

5 – стандарты безопасности к зданиям и сооружениям.

Примеры.

ГОСТ Р 1.0 - «Государственная система стандартов РФ. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2. - «Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.5 - Общие требования к построению, изложению и содержанию стандартов».

ГОСТ 12.0.001-74 - «ССБТ. Основные положения»

Организация обучения работающих безопасности труда производится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90*. Одним из элементов обеспечения безопасности является проведение следующих инструктажей работающих: вводный; первичный; повторный; внеплановый; целевой.

Законодательство о труде и охране труда является основой управ­ ления охраной труда. Оно заключает в себя целый ряд законов, главными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой кодекс РФ (Кодекс).

В Основах зафиксированы права каждого гражданина Российской Федерации по охране труда, в частности:

На рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или сниже­ние работоспособности;

На возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессио­нальным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанны­ ми с исполнением им трудовых обязанностей;

На получение достоверной информации от работодателя, госу­дарственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске поврежденияздоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных травмоопасных производственных факторов;

На отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опас­ности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

На обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счетсредств работодателя.

В Кодексе вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особен­ности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответствен­ность за нарушение трудового законодательства».

В первом из этих разделов констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых; на обязательное социальное страхование; на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на судебную защиту своих трудовых прав и ряд других.

В главе «Коллективный договор» раздела 2 говорится об обязанности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работни­ков, касающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков. В этом же разделе отмечается право работников на участие в разработке и принятии коллективного дого­вора (гл. «Участие работников в управлении организацией»).

В разделе «Трудовой договор работодателя» зафиксирована обязан­ность работодателя обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными актами.

В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие последней включает в себя выполнение работниками требований Кодекса (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответствен­ности от замечания и выговоров вплоть до увольнения с работы.

В разделе «Охрана труда» отмечается, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. В ней подробно рассмотрены соответствующие обязанности последних.

В главе «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18лет» рассмотрены льготы и ограничения, связанные с охраной труда, которые для них предусмотрены.

Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спирт­ными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токси­ческими препаратами). Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предва­рительного обязательного медицинского осмотра и кроме того подле­жат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. Законода­тельством Российской Федерации может быть установлен более высо­кий возраст для прохождения ежегодных обязательных медицинских осмотров. Медицинские осмотры лиц моложе 21 года осуществляются за счет средств работодателя.

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск уста­навливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Запрещен прием на работу лиц до 15 лет. Исключение составляют обучающиеся в общеобразовательных школах и учреждениях началь­ного и среднего профессионального образования, привлекаемых для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не

нарушающего процесса обучения в свободное от него время. Они могут быть взяты на работу по достижении ими 14 лет, но только с согласия родителей (гл. «Заключение трудового договора»).

В условиях рыночных отношений большую роль для обеспечения охраны труда играет принятый в 1998 г. закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно Федеральному закону «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний на 2001 год» обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может роз­ниться более чем в 40 раз.

1.2. Правовые и нормативно-технические основы

по чрезвычайным ситуациям

Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты от ЧС граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного и водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части; промышленных, гражданских, оборонных объектов и окружающей среды. Этот Закон является юридической базой для обеспечения функционирования РСЧС.

За последние годы в РФ принято значительное количество различных нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к проблеме гражданской обороны, обеспечение безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Среди них более 50 федеральных законов, свыше 20 указов Президента РФ, около 200 постановлений Правительства РФ или утвержденных им иных нормативных документов, и свыше 150 приказов, инструкций, положений и т.п. МЧС России и некоторых других министерств и ведомств, входящих в РСЧС. Тем самым создана определенная юридическая база для регулирования отношений и дальнейшего развития законодательства в этой сфере.

Структура данной базы представлена на рис. 1.

Общие принципы организации ГО и деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС закреплены в федеральных законах от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Определение общих для РФ организационно-правовых норм в области защиты граждан Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части, объектов хозяйственного и иного назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера дано в законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Этот закон является и юридической базой для функционирования РСЧС, поскольку в ней дано определение единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, изложены основные задачи этой системы.

В целом можно считать, что основная работа по созданию законодательной и нормативно-правовой основы, регламентирующей организацию и осуществление обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, была завершена после того, как было принято постановление Правительства Российской Федерации от 02. 11. 2000 № 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”

На основании этого постановления и других нормативных актов, система подготовки в области защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя:

· обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты в ЧС, приёмам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

· обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения в ЧС.

· выработку у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

· практическое усвоение работниками в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.

Важной особенностью нормативной базы является то , что в ней закреплено требование по обязательному и комплексному обучению населения вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках единой государственной системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, установлена периодичность повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также определены функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по обучению населения.

Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности.

Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

Нормативы качества окружающей среды

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

Механизм исполнения этих требований

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Декларация Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель – установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Охрана труда. Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда … устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

В 1994 г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

Государственные стандарты (ГОСТы)

Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

Отраслевые стандарты ОСТ ССБТ

Санитарные правила СП

Гигиенические нормативы ГН

Правила безопасности ПБ

Инструкции по безопасности ИБ

Правила по охране труда отраслевые ПОТО

Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов.

ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:

К производственному оборудованию

К производственным процессам

К средствам защиты работающих

Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности последнего входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы.

В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне отвечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.

Чрезвычайные ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Все население страны делится на категории:

1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений обучаются по соответствующим программам дисциплин БЖД и ОБЖ.

5. Неработающее население обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.