Основные формы деформации искажения разрушения правового сознания. Деформации правового сознания: понятие, виды, причины

Правосознание отдельного индивида или даже социальной группы может иметь различные дефекты и деформации.

Дефекты правосознания это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности (пристрастности, необъективности).

Наиболее распространенными дефектами правосознания являются:

· правовой нигилизм (лат. nihil – «ничто», «ничего»);

Это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности.Носители этого дефекта правосознания склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиции силы. Правовой нигилизм может выражаться в различных формах:

Прямое умышленное нарушение действующих законов и иных нормативных правовых актов;

Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

Издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;

Подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;

Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

Нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;

Подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Нигилистическое отношение к праву формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов: когда, например, все стражи порядка – это «менты»; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.

· правовой идеализм;

Этот дефект правосознания проявляется в слепой вере в торжество закона, в его всесилие при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вмешательства заинтересованных сторон правоотношений. Они считают, что хорошие законы способны решить все проблемы без участия граждан в их реализации.

· правовой релятивизм;

Этот дефект правосознания проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

· правовой субъективизм;

Этот дефект правосознания проявляется в одностороннем отношении индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

· правовой инфантилизм.

Этот дефект правосознания проявляется в слабом знании права и незрелом отношении к нему как к явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному.Носители такого правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов из защиты.

Деформации правосознания .

Деформации правосознания это различного рода искажения уже сформированного профессионального сознания , которое свидетельствует о его глубоком изменении.

Отрицательные особенности профессионального правосознания могут выступать в виде профессиональных деформаций. Это искаженные представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.

В зависимости от характера искажений выделят типы деформаций:

· репрессивная деформация правосознания;

Проявляется в отрицательном отношении к гражданам работниками правоохранительных органов. Они воспринимают людей как правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и насилия.

· криминальная деформация правосознания.

Проявляется в убеждении сотрудников правоохранительных органов, в том, что правонарушения являются вполне приемлемым способом удовлетворения жизненных потребностей. Сотрудники правоохранительных органов с таким типом деформации правосознания вступают в связь с преступными элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении.

6.1.3. Правовая культура: понятие, структура, виды

Категория «правовая культура» предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми системами, идеалами и ценностями. Правовая культура – часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.Правовая культура это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности.

Более краткое определение правовой культуры –это знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним.

Структура правовой культуры :

· культура правового сознания;

Включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

· культура правового поведения;

Характеризуется наличием правовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

· правовая культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Проявляется в культуре деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры в зависимости от ее носителей :

· индивидуальная – характеризует правосознание личности, а так же юридически значимое ее поведение.

· общественная – характеризует качественное состояние правовой жизни общества.

Уровень правовой культуры общества зависит от степени развитости правосознания населения, от уровня культуры правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, от совершенства всей системы правовых актов. Высокий уровень правовой культуры общества является важнейшей предпосылкой режима законности и правопорядка, гарантией демократии, условием формирования гражданского общества и правового государства.Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание.Правовое воспитание это целенаправленная деятельность по формированию правовой культуры, накоплению правового опыта, отношению к правовым идеалам.Содержанием правового воспитания должно быть формирование уважительного отношения к Конституции, другим нормативно-правовым актам, к суду и всей системе правоохранительных органов, к формам и институтам демократии.К формам правового воспитания можно отнести:

· самовоспитание и самообразование;

· формирование правосознания и правовой культуры в семье;

· распространение правовых знаний через СМИ;

· преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных заведениях;

· профессиональную юридическую подготовку в средних профессиональных и высших учебных заведениях и т.д.

Тема 6.2. Правомерное поведение,
правонарушение и юридическая ответственность

6.2.1. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды

Поведение субъектов права, регламентированное нормами права, становится юридически значимым. Оно при этом может быть правомерным либо противоправным. Правомерное поведение - долг и обязанность субъектов права.

Правомерное поведение это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

В правомерном поведении реализуется свобода человеческого общения, удовлетворение разнообразных интересов личности. Действия всех субъектов права будут правомерными тогда, когда они соответствуют установленным в нормах права вариантам поведения (диспозиция нормы права).

Признаки правомерного поведения :

· всегда соответствует требованиям юридических норм;

· носит осознанный характер;

· является общественно необходимым, желательным или допустимым.

Виды правомерного поведения :

1. По социальной значимости :

· поведение, необходимое обществу (например, служба в армии);

· поведение, желательное для общества (например, научные или творческие занятия);

· поведение, допускаемое обществом (например, отправление нетрадиционных религиозных культов).

2. По мотивам совершения поступков :

· социально-активное;

Субъект активно признает и поддерживает заложенные в правовых нормах модели поведения. Внутренняя оценка правой нормы и ее необходимости полностью совпадают с заложенной в ней волей законодателя. Такой вид поведения наиболее устойчив и наиболее полезен для общества.

· конформистское;

Субъект подчиняется правовым предписаниям по принципу «все так делают». Конформизм – мотивация, которая основана не на внутреннем убеждении в необходимости соблюдения правовых норм, а на беспринципном следовании поведению большинства, или той социальной группы, которой принадлежит данное лицо.

· маргинальное.

Субъект поступает в соответствии с правовыми предписаниями под воздействием угрозы государственного принуждения, из-за страха перед наказанием. Это наиболее неустойчивый тип правомерного поведения, при снижении контроля со стороны государства может превратится в свою противоположность.

6.2.2. Правонарушение: понятие, признаки, виды

Правонарушение общественно опасное, виновное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность.

Причины правонарушений заложены в противоречиях общественной жизни и в несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать, прежде всего, экономические, политические, социальные и нравственные причины (их изучением занимается криминология).

Признаки правонарушения :

· правонарушение всегда деяние (не мысли), действие или бездействие ;

Бездействие в данном случае состоит в не совершении таких действий, которые оно должно было и могло совершить в данных конкретных условиях (например, неоказание помощи водителем человеку, которого он сбил на проезжей части улицы и т.д.).

· правонарушение – это виновное деяние;

Правонарушение обязательно должно быть виновным деянием. Сущность вины заключается в отрицательном отношении субъекта к охраняемым правом интересам общества, которые выражаются в совершении общественно вредных деяний.

· правонарушение ведет к наступлению вредного результата;

Вред может быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым и т. Но главное состоит в общественной вредности противоправного деяния. Общественная вредность проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательством на интересы и ценности индивида, общества, государства.

· существует причинно-следственная связь между деянием и вредным результатом;

· правонарушение влечет применение мер юридической ответственности. Правонарушения осуждаются обществом и влекут за собой меры государственного воздействия в виде наказания.

Виды правонарушений (по степени общественной опасности):

· преступления –это общественно опасные, противоправные виновные и наказуемые деяния, причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающим угрозу причинения ущерба.

Преступления (уголовные правонарушения), отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Все правонарушения, не предусмотренные нормами уголовного кодекса, относятся к проступкам.

· проступки это общественно вредные, противоправные действия, не представляющие опасности для охраняемых законом общественных отношений в целом.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения, поступки подразделяются на виды:

Гражданско-правовые правонарушения – это вредные деяния в области договорных и внедоговорных имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (нарушение условий договора, посягательство на честь и достоинство личности, ее доброе имя).- административно-правовые правонарушения – это вредные деяния, нарушающие порядок в области государственного управления (нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности).- дисциплинарные правонарушения – это вредные деяния, нарушающие правила внутреннего распорядка предприятия, учреждения (опоздание на работу, прогул).

Процессуальные правонарушения, на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например, неявка в суд.

. I. Процесс неблагоприятного изменения правосознания индивидов, социальных групп, общества под воздействием конкретных обстоятельств. 2. Совокупность дефектов правосознания. Правомерное поведение гражданина в идеале осуществляется по схеме: знание нормы права - признание ее социальной ценности - ее соблюдение. Д.п. - это нарушение его функционирования на познавательном, аксиологическом или регулятивном уровнях. Возможны варианты, когда индивид не знает содержания нормы права, знает содержание нормы, но относится к ней отрицательно, или же знает содержание нормы и признает ее социальную ценность, но не выполняет ее предписания. Соответственно, можно говорить о трех видах Д.п.: правовом инфантилизме, правовом нигилизме и правовой безответственности.
Правовой инфантилизм выражается в несформированности и пробельности правосознания: незнании права (правовая безграмотность) и отсутствии оценочного правового мышления (практический инфантилизм). Правовой инфантилизм выступает серьезной предпосылкой для возникновения общего неуважения к закону и деятельности правоохранительных органов - правового нигилизма, который понимается как отрицание норм права и роли законодательства, сведение права к совокупности произвольных действий представителей исполнительной власти, оправдание беззакония. В структуре правового нигилизма отчетливо проявляются две крайние формы: правовая индифферентность (равнодушие к праву) и правовой негативизм (отрицание права). Правовая индифферентность объясняет многие формы социально-правовой пассивности населения (отсутствие интереса к правовым явлениям; нежелание использовать права, предоставленные законом; терпимость к правонарушениям; отказ от сотрудничества с правоохранительными органами в борьбе с преступностью и т.п.) и часто детерминирует противоправное поведение. Правовой негативизм - активная противоправная направленность личности, воспринимающей закон в качестве преграды, которую надо обойти или преодолеть. Правовая безответственность - особый тип отношения к исполнению правовых предписаний, который характеризуется внутренней убежденностью индивида в свободе от ответственности за нарушение правовой нормы. Здесь имеется в виду не отрицательное отношение к необходимости соблюдать право, свойственное негативизму, а оценка своих конкретных преступных действий как обыденных, традиционных, широко практикуемых и другими людьми, субъективное оправдание их более важными обстоятельствами.
Д.п. (или совокупность указанных дефектов) часто считается одной из основных причин преступного поведения. Однако такая связь не всегда является прямой и очевидной. Кроме того, с учетом получающих все большее развитие научных взглядов на содержание и функционирование массового правосознания, - например, с позиции концепции социальных представлений, можно говорить о том, что в силу собственной специфичности обыденное правосознание характеризуется неизбежной пробельное - тью и деформацией, которую тем не менее можно успешно корректировать.
Г.Х. Ефремова, Э.Л. Раднаева, М.С. Андрианов Лит.: Долгова А.И. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1972; Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Правовая психология и

преступность молодежи. - М., 1976; Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов. - М., 1989; Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. - 1968. - Ns 12; Раднаева ЭЛ. Правосознание несовершеннолетних и источники его криминогенной деформации: Дисс канд. юрид. наук. - М., 1999.

Деформация правосознания - искажение представлений и чувств, выражающих отношение человека к праву и правовым явлениям.

Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права. Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.

Деформация правосознания - это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному). Взяв за основу эти исходные данные, можно проследить различия между ними. Это позволяет выработать понятие деформации правового сознания, выделить важнейшие ее признаки и отграничить от смежных явлений (деформации других видов сознания, полного отсутствия правосознания, правонарушения),

Таким образом, деформация правового сознания - это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Деформация правового сознания как сложное и многоплановое явление требует комплексного к себе подхода, то есть изучения с позиции правоведения с одновременным философским, психологическим и социологическим обоснованием, с использованием адекватных методов научного исследования.

Причины: Самые разнообразные, в частности в России это особенности исторического развития, это плохая социальная обстановка обусловленная рядом экономических, политических и др. факторов, также низкое правосознание и правовая культура, обусловленные плохим правовым обучением.

Виды:

Под видами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления.

Правовой инфантилизм – неразвитость, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

Как правило, при такой форме деформации имеют место пробелы в знаниях существа практически всех отраслей права, нет понимания общей ценности права, его значимости для личности.

Вместе с тем, некоторые, хотя бессистемные, нечёткие представления о правовых нормах, отдельные проявления активности возможны. Например, при обращении с жалобами в органы власти, организации в связи с нарушением прав или с просьбой улучшить работу предприятий, учреждений. И всё же при правовом инфантилизме среди «взрослых детей» вполне реален постулат: «Жить в обществе можно и не зная правовых норм (прав и обязанностей), не умея ими пользоваться.

Правовой нигилизм - негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, отрицание необходимости правовой организации общественной и личной жизни. Он может быть пассивным и агрессивным.

Пассивный правовой нигилизм – негативное отношение к праву, к правовой организации общественной и личной жизни, которое не выражается в призывах не соблюдать законы, к противоправному поведению. При данной форме нигилизма право не включается в систему ценностей, в возможности добиться полезного результата юридическими средствами просто не верят. Поэтому праву отводится незначительная, мало заметная роль. Одни говорят, что жить надо не по праву, а по своим желаниям и интересам, другие – по совести, третьи – по христианским началам. Формулируются предложения, основной упор сделать на формировании нравственного, политического, экономического сознания и культуры. Но пассивный правовой нигилизм, как правило, не имеет преступный умысел, т.е. злостного неповиновение праву, законам.

Агрессивный правовой нигилизм – осознанное, враждебное отношение к праву, всему юридическому, сопряжённое с совершением различных правонарушений, включая преступления. Налицо перерождение человека не только с правовой, но и нравственной стороны.

Конечно, любая деформация правосознания, правовой культуры мешает цивилизованному развитию общества. Чтобы снизить влияние негативных факторов надо формировать уважительное отношение к праву, к правовым явлениям. Это достигается правовым воспитанием и обучением.

Правовое воспитание – систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения и активной правовой деятельности.

Правовое просвещение - ознакомление с идеями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права.

Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития систематизированных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения . Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - переоценку права. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.

Закон, как известно, есть официальное признание факта, и не более того. Он лишь оформляет, «протоколирует» реально сложившиеся отношения. Как ни избиты у нас слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества, они верны, так как проверены практикой.

Распространению юридического идеализма способствовало и то, что у нас долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право взваливали «неподъемный груз, возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались. Правовой скептицизм особенно усилился в последние годы, когда общество отчетливо осознало, что многие законы, принятые в период реформ, оказались малоэффективными и не привели к достижению желаемых целей, а некоторые дали отрицательный результат.

Правовой фетишизм(идеализм) – преувеличение роли права в общественной жизни; гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в реализации социально-экономических, политических и иных задач. Противоположными по форме, но сходным с правовым нигилизмом по результатам действия. В специальной литературе явление правового фетишизма обозначается понятием «правовой идеализм» (Н. И. Матузов). При этом считается, что правовой идеализм является противоположностью правового нигилизма. «Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку»

39. Деформация правосознания и его формы Деформация правосознания - изменения, которые приводят к противоречиям в рациональных и психологических компонентах правосознания, что отражается на восприятии правовой действительности и формировании готовности личности к юридически значимому поведению.

В качестве форм деформации правосознания можно выделить: правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм, перерожденное правосознание.

Правовой инфантилизм представляет собой наиболее мягкую форму искажения правового сознания и заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, правам и свободам человека. Наиболее негативными проявлениями нигилизма являются умышленные правонарушения.

Фетишизм (от лат. fetiche - идол, талисман, от португ. feiticao – волшебство) означает поклонение, неодушевленному, обоготворяемому предмету, безусловное его признание и слепое поклонение.

Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.

Перерожденное сознание - это крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Оно основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности.

40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура Правовая культура - это определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом. Различают правовую культуру общества, личности и социальной группы. Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования; уровнем совершенства законодательства и состоянием правосознания населения и должностных лиц; соотношением общечеловеческого и национального в праве; эффективностью деятельности правоприменительных органов и защищенностью прав личности и т.д. Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Она включает в себя следующие основные элементы: а) знание и понимание права; б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению; в) навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод. 41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие элементы (составные части): - субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); - объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); - содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.); - методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); - формы воспитания: 1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); 2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.); 4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений). 42. Понятие и принципы правотворчества Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Принципы правотворчества: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). 43. Виды правотворчества. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на: - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); - правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); - правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); - правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, учреждении и организации); - правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: - законотворчество; - делегированное правотворчество; - подзаконное правотворчество. 44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации Законотворчество - это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; 2) обсуждение законопроекта. Проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3) принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос); федеральные конституционные законы - квалифицированным (не менее 2/3 голосов); б) одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ); федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ); в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). 45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют следующие виды систематизации: 1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел; 2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института). 46. Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Ее основным объектом является текст правовых актов. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов; сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта и т.д. 47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Виды правоотношений: Правоотношения подразделяются: 1) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, административные, уголовные и т.п.; 2) в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.); 3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности); 4) в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий; 5) в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания); 6) в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства); 7) в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие. 48. Структурные компоненты правового отношения В структуру правоотношения входят: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, зарядом ограничений, установленных законодательством (избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.). К коллективным субъектам относятся: 1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая включает в себя: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность - это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности для осуществления общественно полезной деятельности. Способностью быть носителем прав и обязанностей обладают все граждане независимо от пола, возраста, образования и т.д. Однако правоспособность порождается не фактом рождения. Она имеет не природный, а государственно-волевой характер. Правоспособность как юридическое свойство субъекта равна для всех. От правоспособности нельзя отказаться или передать другим. Дееспособность - это признаваемая государством способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния индивида. Ею не обладают малолетние (до 6 лет) и душевнобольные лица. За них выступают их законные представители (родители, опекуны, попечители). Виды дееспособности: а) полная наступает с совершеннолетием, когда человек может осознанно совершать любые юридически значимые действия, возможна с 16 лет при вступлении в брак или при эмансипации (производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда); б) частичная характерна для малолетних (от 6 до 14 лет), способных осознанно совершать мелкие бытовые сделки (ст. 28 ГК РФ), и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), способных распоряжаться своим заработком и иными доходами, поступать на работу и отвечать за некоторые наиболее очевидные правонарушения; в) ограниченная, при которой лицо, осуществляющее социально вредную деятельность, ограничивается компетентным органом в праве совершать определенные действия или выполнять определенную деятельность (алкоголики, наркоманы, запрет заниматься охотой, водить автомобиль) на точно фиксированный срок. Деликтоспособность – это способность лица отвечать за свои деяния (действие и бездействие). Объекты правоотношений – это то, по поводу чего возникают правовые отношения (материальные и нематериальные блага). Содержание правоотношений включает в себя: субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. 49. Субъективное право и юридическая обязанность Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Предназначение субъективного права состоит в заключенной в нем возможности удовлетворения какого-либо интереса достижения определенного блага, ценности. Субъективное право всегда конкретно и детально определено, от него можно отказаться или передать другим. Структура субъективного права: 1) возможность определенного поведения управомоченного лица; 2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью. Содержание конкретного субъективного права составляют правомочия - это законодательно закрепленные элементы субъективного права, детализирующие свободу возможного поведения участника правоотношения. Количество таких правомочий зависит от степени сложности и значимости предоставленного права. Некоторые субъективные права сводятся по существу к одному правомочию, а в некоторых их гораздо больше. Так, в праве собственности их три (владение, пользование и распоряжение), а в социально-политических - около десятка. Субъективное право не только вид, но и мера возможного поведения. Государство устанавливает определенные границы в использовании предоставленного права. Субъективное право обеспечивается не только законом, но и корреспондирующими обязанностями других лиц. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Поскольку юридическая обязанность - мера необходимого поведения, то от ее реализации отказаться нельзя. Юридические обязанности должны быть четко очерчены в законодательстве. Являясь обратной стороной субъективного права, юридическая обязанность имеет следующую структуру: 1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Слагаемые юридической обязанности - отдельные долженствования - подобие правомочий в субъективном праве. Субъективное право одних лиц не может реализовываться иначе как через обязанности других. Обязанность со своей стороны также не может существовать сама по себе, она предполагает другую сторону, которая могла бы требовать ее исполнения. Как нет прав без обязанностей, так нет и обязанностей без прав - в этом суть юридического содержания правового отношения.

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна иметь максимальный практический эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

Учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

Определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

Формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных внешних факторов, можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы:

Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых в настоящее время широко освещается в средствах массовой информации и становится достоянием широкой общественности.

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что деформация правосознания - это один из видов социальных явлений, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Причины и условия деформации правосознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся:

Экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т. д.);

Социальные процессы (резкое расслоение общества и т. д.);

Политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т. д.);

Правовые факторы (эволюция правовой системы);

Факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т. д.).

Как мы видим, из перечисленных причин возникновения деформации правосознания,в настоящее время на территории Российской Федерации имеют место быть все пять факторов. С учетом того, что по центральным телевизионным каналам зачастую употребляют термин аномия, для характеристики нашего государства, ситуация в нашей представляется крайне сложной. Серьезным поводом к размышлению служат и данные социальных опросов, в т.ч. такой документ как «Двадцать лет реформ глазами россиян», подготовленный институтом социологии РАН в 2011 году.

Необходимо понимать, что преодоление деформации правового сознания – это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Для его осуществления требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Все необходимые меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные:

Общие меры – это меры, которые связаны с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений.

Специальные меры - это меры, которые направлены на преодоление различных форм деформации правового сознания, как у конкретных членов общества, так и отдельных социальных групп.

На общесоциальном уровне работа по преодолению деформации правового сознания должна реализовываться в масштабе всей страны на основе разработки и проведения разнообразных мероприятий экономического, политического, социального, правового, культурного и организационного характера.

Работа по преодолению деформации правового сознания на групповом уровне должна в основном осуществляться с помощью специальных мер, которые призваны дополнить и конкретизировать общие.

На индивидуальном уровне преодоление деформации правового сознания должно реализовываться с помощью специальных мер, которые проводятся параллельно с организацией социально-нормативного воспитания.

Хочется надеяться, что данные инициативы все таки будут иметь место в плане развития нашей страны уже в ближайшее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАКА.: Закон и право, 2009.

2. А.Б Венгеров. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009.

4. Еникеев М.И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Учебное пособие. -.М.:Проспект, 2001.

5. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). Учебное пособие. - М., 2007.

6. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрист, 2006.

7. М. Н. Марченко. Теория государства и права. Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского университета, 2004

8. Р.Т. Мухаев. Теория государства и права: учебник для студентов зон, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.

9. В. Д. Перевалов. Теория государства и права: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2007.

10. Радько Т.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под общей редакцией И.И. Лизиковой. – М.: Академический Проект, 2005.