Статья 205 ч 3. Неосторожность и ущерб. Объективная сторона преступления

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Обращение взыскания на доходы должника возможно только на основании исполнительных документов. Виды исполнительных документов перечислены в ст. 12 Закона об исполнительном производстве.

В комментируемом Законе сохранено положение о том, что в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

Практика обращения взыскания на различные виды доходов должника выявила необходимость четкого определения доходов, на которые может быть обращено взыскание, по различным категориям дел. Таким образом, в каждом конкретном случае обращения взыскания на доходы должника-гражданина следует обращаться и к иным, помимо комментируемого, нормативным актам, по сути расшифровывающим и конкретизирующим в том числе и положений комментируемой статьи.

В частности, постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в ред. от 15.08.2008)*(108) утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и поручено Минтруду России и Минфину России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами давать разъяснения по применению указанного перечня. В качестве примера подобных разъяснений можно привести письмо Госналогслужбы России от 31.07.1997 N КУ-6-19/559, конкретизирующее удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого в соответствии с законодательством о труде.

Однако, несмотря на достаточно подробную регламентацию данной сферы, практика правоприменения постоянно выявляла и выявляет такие виды доходов, обращение взыскания на которые вызывает вопросы. В качестве примеров приведем удержание алиментов с выплат за участие в боевых действиях, неправомерность которого подтверждена письмом Минюста России от 21.12.2000 N 06-5893 "Разъяснения по некоторым вопросам применения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве"*(109), признание Верховным Судом РФ законности удержания алиментов с единовременного пособия, выплачиваемого военнослужащему при увольнении с военной службы*(110), и т.д.

Кроме того, Закон об исполнительном производстве в новой редакции существенно изменил перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание. В частности, прежнее законодательство в качестве дохода, на которое не обращалось взыскание, рассматривало удержание алиментов с сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного увечьем, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Правомерность подобного подхода подтверждалось в том числе и Верховным Судом РФ*(111). Комментируемая норма позволяет обращать взыскание на данный вид дохода по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.

Таким образом, в связи с изменением базовой нормы - принятием комментируемого Закона об исполнительном производстве - следует ждать и корректировки подзаконных нормативных актов, регламентирующих перечень доходов, на которые может быть обращено взыскание.

При анализе изменений, внесенных в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, обращает на себя внимание его более детальная регламентация по сравнению с перечнем, установленным Законом об исполнительном производстве 1997 г. При этом следует учитывать, что заработная плата или иной доход должника не всегда могут покрыть весь объем установленного размера взыскания. В качестве примера можно привести распространенную практику выплаты заработной платы "черным налом", в обход действующей системы налогообложения. Поэтому при отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность обращения взыскания не только на заработную плату или иной доход должника-гражданина, но также и на иное его имущество (ч. 2 ст. 98). При этом следует учитывать положения ст. 446 ГПК относительно имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В частности, в соответствии с указанной статьей не может быть обращено взыскание на продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности - шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц.

Следует отметить, что комментируемая статья отчасти объединила в себе положения ст. 68 и 69 Закона об исполнительном производстве 1997 г. Ранее действовавшее законодательство предусматривало специальный порядок обращения взыскания на пособия по социальному страхованию. В частности, было установлено, что на пособия по социальному страхованию (при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком в период частично оплачиваемого отпуска и др.), а также пособия по безработице взыскание производилось только по решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца. В соответствии с Законом об исполнительном производстве на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности, взыскание не может быть обращено, т.е. в отношении данных видов доходов действуют общие правила комментируемой статьи.

Ст. 205 УК РФ регулирует меры наказания, предусмотренные за совершение одного из самых опасных на сегодняшний день видов преступления, а именно – террористического акта. За терроризм УК РФ предполагает наличие весьма серьёзных мер наказания, в том числе пожизненное лишение свободы. Данный вид преступления является особо опасным ввиду того, что в результате совершения диверсии может погибнуть немало людейсообразно основной задаче преступника – уничтожению общественных масс с целью запугать людей или правительство соответствующей страны. Прочитав данную статью, вы узнаете о том, какова уголовная ответственность за террористическую деятельность, предусмотренная новой редакцией статьи 205 УК Российской Федерации, а также узнаете о ряде случаев, имеющих место в судебной практике.

Прежде всего, следует обратиться к понятию террористического акта. Согласно трактовке, содержащейся во всем известной Википедии, террористический акт – действие или ряд действий, направленные на устрашение общественных масс, таких как убийство, причинение материального ущерба, внесение хаоса в общественную и политическую жизнь государства и прочее.

Зачастую угроза совершения подрыва или уничтожения людей иным способом воздействуют на общество ничуть не меньше, чем настоящий взрыв.

Совершение террористического акта может происходить следующими способами:

  • поджог;
  • взрыв;
  • открытая стрельба.

Преступление квалифицируют как особо тяжкое, так как в результате совершения террористических действий возникает угроза жизни для людей.

Статья 205 УК РФ предусматривает следующие виды наказания для правонарушителей, совершивших акт терроризма:

  1. 10–15 лет заключения, если в результате поджога, взрыва или совершения другой деятельности с целью запугать общество последствиями стала порча имущества или внесение хаоса и беспорядков в общественную и государственную деятельность. Такая же мера пресечения относится к тем, кто сообщает о намерении совершить акт террора с целью вынудить авторитетные органы власти принять то или иное решение по какому-либо вопросу.
  2. 12–20 лет заключения, если акт терроризма был совершён группой людей, имевших корыстные мотивы и цели. Особо важным и тяжким последствием совершения теракта в данном случае становится смерть кого-либо, а также порча имущества.
  3. И, наконец, самая строгая мера наказания, а именно 15–20 лет заключения, предусмотрена по отношению к тем, кто совершил умышленное уничтожение человека или группы людей, а также к тем, чьими целями являлось посягательство на применение или применение атомной, ядерной энергии, радиоактивного, химического или биологического оружия.

Вышеуказанные меры наказания относятся ко всем, кто участвовал в подготовке диверсии. Однако существуют случаи, когда некто, принимавший участие в подготовке теракта, полностью освобождается от уголовной ответственности. Это может происходить лишь при условии, что это лицо заранее сообщит правоохранительным органам о готовящемся теракте и поспособствует предотвращению совершения преступления.

Для тех, кто препятствует выполнению антитеррористической операции, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает различные санкции.

Согласно статье 20.27 КоАП РФ («Нарушение правового режима контртеррористической операции») любой воспрепятствовавший выполнению такой операции будет наказан:

  • штрафом (1–2 тысячи рублей);
  • арестом (15 суток).

Лица при должностях (например, военные или работники органов власти) получат более строгое наказание:

  • штраф (3–5 тысяч рублей);
  • арест (30 дней).

Административным штрафом (до 2 тысяч рублей) могут отделаться редакции СМИ, вещание которых способствует распространению информации и деталей совершения планируемой контртеррористической операции.

Отдельно следует упомянуть так называемый «телефонный терроризм», который набирает популярность в наше время. Под ним следует понимать акт совершения заведомо ложного информирования о готовящемся акте терроризма. Зачастую такие действия совершаются хулиганами с целью развлечения. Данное правонарушение регулирует статья 207 УК РФ.

Таким образом, статья 205 УК РФ «Террористический акт» предусматривает различные виды наказания за любые действия, направленные на нарушение общественного порядка и на уничтожение людей, а также совершаемые с целью воздействия на органы власти.

В комментарии к статье 205 изложены основные понятия, связанные с данным злодеянием: состав, объект, субъект, а также субъективная и объективная стороны преступления.

Субъект – человек, который достиг возраста наступления уголовной ответственности (в РФ – 14 лет), который понимает степень ответственности за совершение криминальных действий и уровень опасности, к которому его действия могут привести.

Объектов здесь может быть несколько, однако прежде всего это безопасность общества. Кроме того, объектами могут быть:

  • здоровье и жизни людей;
  • интересы и права людей;
  • интересы и права организаций и компаний;
  • имущество.

Субъективная сторона – наличие умысла у преступника, а также возможнаянеосторожность, которая приводит к гибели человека или группы людей. Кроме того, у правонарушителя всегда имеется мотив, побуждающий его совершить акт терроризма, например, желание или необходимость оказать влияние на власть или на иные организации.

Преступник может предпринимать попытки влиять не только на власть собственной страны, но и на отечественные и зарубежные организации, функционирующие на международном уровне, если их деятельность связана с мотивами и целями правонарушителя.

Объективная сторона – сам факт совершения взрыва, поджога или каких-либо других действий, направленных на уничтожение имущества и людей, а также на порчу имущества.

Помимо взрыва и поджога, террористическими действиями могут стать:

  1. Потопы, обвалы.
  2. Организация крушения транспорта.
  3. Уничтожение зданий, бытовых и культурных предметов.
  4. Заражение территории в результате применения химического или радиоактивного оружия.

В результате всех вышеперечисленных действий наступает угроза для жизни человека или нескольких людей.

Для того чтобы оценить опасность злодеяния, необходимо учитывать ряд следующих факторов:

  • место и время совершения преступления;
  • количество в данной местности людей и животных;
  • орудие совершения теракта;
  • способ совершения теракта;
  • общая обстановка.

Когда было совершено одно из террористических действий, о которых говорилось ранее, а также возникла угроза смерти хотя бы для одного человека, преступление считается состоявшимся. Кроме того, в результате противоправных действий может наступить угроза уничтожения имущества. Совершённый акт терроризма рассматривают в зависимости от стоимости этого имущества и его количества.

Иными последствиями совершения злодеяния могут стать:

  1. Невозможность функционирования системы транспорта.
  2. Приостановление работы компаний и организаций.
  3. Влияние на функционирование органов власти, правоохранительных органов и пр.
  4. Невозможность проведения мероприятий на государственном уровне (например, выборов в органы управления).
  5. Невозможность проведения социально-культурных мероприятий.
  6. Возникновение заражения местности в результате применения оружия.
  7. Эпидемии, отравления, загрязнения.
  8. Иные последствия, устранение которых требует применения аварийных и восстановительных работ.

Все эти последствия следует относить к особо тяжким.

Совершение теракта группой людей, имевших предварительный сговор, а также применивших различные виды оружия, – факторы, которые делают данное правонарушение особо опасным.

К составу преступления не относят попытки бегства, а также использование оружия для того, чтобы избежать ареста.
К составу относят следующие факторы:

  • группа людей предприняла попытку совершения террористического акта;
  • в результате действий наступила гибель одного или нескольких людей;
  • кроме этого, был нанесён вред имуществу или же террористические действия повлекли за собой прочие негативные последствия;
  • вся деятельность осуществлялась с применением ядерных, атомных, биологических, химических и прочих веществ.

Важно отметить, что намеренное причинение вреда жизни и здоровью человека не относят к составу, так как в ходе расследования может выясниться тот факт, что умысла в уничтожении людей у преступника не было.

В соответствии с примечанием к 205 статье УК РФ, если кто-либо, принимавший непосредственное участие в подготовке террористического акта, своевременно сообщит об этом в правоохранительные органы, а также поможет предотвратить совершение преступления, он полностью освобождается законом от уголовной ответственности. Кроме того, если кто-либо, принимавший участие в подготовке теракта, предпримет попытку предотвратить преступление самостоятельно, он также будет освобождён от уголовной ответственности.

Своевременное сообщение о готовящемся теракте – сообщение, которое доносится заранее и после получения которого органы охраны порядка имеют реальную возможность предотвращения преступления.

Признаки преступления, степень возможной опасности, а именно угроза жизни, а также корыстные мотивы террористов отличают это преступление от многих других и определяют его как особо опасное.

Существует ещё один комментарий к статье 205, в котором также прописаны основные признаки преступления.

Объективная сторона – совершение действий, в результате которых наступает гибель человека, или же действия, содержащие угрозу совершения подобных действий.

К таким действиям относят:

  1. Эпидемии, массовые отравления, загрязнения окружающей среды.
  2. Аварии, катастрофы, в том числе экологические.
  3. Вынужденное прекращение функционирования объектов инфраструктуры.

Под угрозой следует понимать осуществление давления на общественные массы или на представителей органов власти.

Субъективная сторона – наличие умысла и мотивов совершить террористический акт или угроза его совершения. Мотивом преступника чаще всего является влияние на решение представителей органов власти и иных авторитетных органов: правонарушитель пытается склонить их поступитьтак, как выгодно ему самому.

К составу преступления относят:

  • попытку задействовать в совершении преступления атомную, ядерную и другие виды энергии;
  • применение особо опасных для людей и животных веществ;
  • уничтожение человека или нескольких людей.

Вред здоровью и жизни может быть причинён как умышленно, так и случайно. Однако в любом случае риск для жизни людей существует, и именно поэтому данное преступление относят к разряду особо опасных.

Немало случаев, связанных с совершением актов террора, известны судебной практике.

  1. Работниками правоохранительных органов Чеченской Республики был обнаружен информационный интернет-сайт, на котором размещались сведения и инструкции о том, как создавать взрывные устройства и взрывчатые вещества в домашних условиях. Прежде всего, данное дело рассматривали в рамках статьи 223 УК РФ («Незаконное изготовление оружия»). Однако очевидно, что если кто-то предпринял бы попытку изготовить оружие по данной инструкции, находившейся в открытом доступе, это могло бы повлечь за собой гибель людей в общественных местах. Владельцы сайта были обнаружены, им было разъяснено то, в чём их обвиняют. Они были признаны пособниками совершения террористического акта, и им грозит приговор в виде 10 лет лишения свободы.
  2. В Санкт-Петербурге имел место случай оправдания обвиняемого, который якобы поддерживал террористическую идеологию. Гражданин обвинялся в совершении действий, направленных на поддержку терроризма с задействованием СМИ: соответствующая статья была напечатана в одной из местных газет, которые распространялись бесплатно на улицах города. Однако дальнейшее рассмотрение и изучение текста статьи дало понять, что в нём нет никаких сведений о поддержке идеологии терроризма. В итоге никакого криминала в его действиях обнаружено не было, суд полностью оправдал гражданина.

Вы узнали о том, как наказывается совершение террористического акта или угроза его совершения в соответствии с 205 статьёй Уголовного кодекса РФ. Публичное воздействие на общественные массы зачастую приводят к самым негативным последствиям.


1. Терроризм предполагает наличие специальной цели устрашения населения и давления на органы власти путем применения крайних мер насилия либо угрозы применения таких мер для достижения нужных преступникам результатов (дезорганизация работы органов власти, получение уступок со стороны власти и т.д.).
Комментируемая статья предусматривает ответственность только за часть действий, входящих в общепризнанное понятие терроризма.
2. Под иными действиями, кроме взрывов и поджогов, следует понимать любые действия, способные повлечь указанные в ч. 1 комментируемой статьи последствия. В частности, к ним могут относиться: разрушение системы энергоснабжения и жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий, заражение местности радиоактивными или отравляющими веществами, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий, затоплений местности и т.д.
3. Применительно к комментируемой статье понятие значительного имущественного ущерба не связано с определенной стоимостью. Определяющим является, насколько уничтожение и повреждение этого имущества либо угроза такого уничтожения способны повлиять на сознание населения или на действия органов власти. Этот признак должен применяться при сравнительно ограниченной ценности имущества в зависимости от того, насколько устрашающим является способ уничтожения.
Например, взрыв в общественном месте автомобиля с целью добиться от властей определенных действий должен квалифицироваться по комментируемой статье, в то же время сожжение валютных ценностей, соответствующих стоимости этого автомобиля, с той же целью при определенных обстоятельствах должно квалифицироваться по ст. 167 УК.
4. Под иными общественно опасными последствиями следует понимать причинение вреда здоровью людей, длительное нарушение работы предприятий, общественного транспорта, связи, значительное заражение местности, дезорганизацию работы органов власти и управления и т.д.
5. Угроза совершить акт терроризма влечет ответственность, предусмотренную комментируемой статьей, независимо от возможности ее реализации, а также от намерения лица привести ее в исполнение. Нужно только, чтобы такая угроза вызывала у властей и населения опасения ее осуществления.
Угроза может быть открытой или анонимной, она может быть обращена как к общественности, так и к государственным учреждениям. Для квалификации преступления не имеет значения форма ее распространения: устно, письменно, с помощью телефона, радиосвязи, средств массовой информации, листовок, надписей на стенах и т.д.
Как правило, в угрозе должны быть два элемента: характер общественно опасных действий, совершением которых угрожают, а также мотивы и цели их совершения (обычно требование совершить те или иные действия).
6. Объективная сторона терроризма во многом идентична диверсии (ст. 281 УК), различие состоит в цели преступлений. Оба преступления совершаются с прямым умыслом, но при терроризме лицо добивается нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а при диверсии умысел направлен на подрыв экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Если лицо, совершая акт терроризма, желает гибели людей или сознательно допускает такие последствия, то его действия подлежат квалификации по совокупности ст. 105 УК и комментируемой статьи.
7. Один из квалифицирующих признаков ч. 2 комментируемой статьи - применение огнестрельного оружия. Оружие может использоваться как для непосредственного исполнения террористического акта, так и для устранения препятствий осуществлению акта терроризма другим способом. В этом смысле как применение огнестрельного оружия должны квалифицироваться демонстративная стрельба, угроза открыть стрельбу по людям, так как такие действия подавляют волю к сопротивлению акту терроризма.
Вместе с тем не образует квалифицирующего признака применение оружия с целью избежать задержания после совершения акта терроризма.
8. Под иными тяжкими последствиями, применительно к ч. 3 комментируемой статьи, понимается гибель по неосторожности людей либо причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью двух или более лиц, эпидемии, невосполнимый ущерб природным объектам, гибель памятников истории и культуры, уничтожение важных народно-хозяйственных объектов, отразившееся на экономической безопасности и обороноспособности страны, и т.д.
9. Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста, независимо от гражданства.
10. В соответствии с примеч. к комментируемой статье лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным путем способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного преступления.
Данное примечание относится к актам терроризма, подготавливаемым группой лиц. Если лицо одно самостоятельно готовится к совершению такого акта, но добровольно отказалось от исполнения своего намерения, оно не подлежит уголовной ответственности на основании ст. 31 УК.
Особенностью данной нормы является наличие ряда условий для того, чтобы сообщение о готовящемся акте терроризма послужило основанием для освобождения от уголовной ответственности за терроризм:
во-первых, сообщение должно быть своевременным, т.е. предоставляющим властям возможность для предотвращения преступления;
во-вторых, сообщение должно быть сделано тем органам власти, которые в состоянии принять меры для предотвращения акта терроризма.
Не имеет значения форма, в которой сделано такое сообщение. Оно может быть как открытым, так и анонимным. Сообщение может быть сделано как лично, так и через других лиц, в том числе и должностных, достаточно только, чтобы сообщивший об акте терроризма был уверен, что о его заявлении будет своевременно сообщено органам власти.
К иным способам предотвращения акта терроризма относятся обезвреживание средств его совершения, психическое и физическое воздействие на других его участников, привлечение к предотвращению акта терроризма должностных лиц и граждан, дезинформация других участников акта терроризма, помешавшая осуществлению их планов, и т.д.
Если лицо участвовало в подготовке или совершении нескольких актов терроризма, оно освобождается от уголовной ответственности только за те из них, совершение которых оно предотвратило.