Статья 146 упк рф с комментариями. Теория всего

1. При наличии повода и основания, предусмотренных настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

5. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном настоящего Кодекса.

Положения статьи 146 УПК РФ используются в следующих статьях:
  • Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба
    3. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 146 частью первой, 147 частью первой, 159 частями пятой - седьмой, 159.1 частью первой, 159.2 частью первой, 159.3 частью первой, 159.5 частью первой, 159.6 частью первой, 160 частью первой, 165 частью первой, 170.2, 171 частью первой, 171.1 частями первой и первой.1, 172 частью первой, 176, 177, 178 частью первой, 180 частями первой - третьей, 185 частями первой и второй, 185.1, 185.2 частью первой, 185.3 частью первой, 185.4 частью первой, 185.6 частью первой, 191 частью первой, 192, 193 частями первой и первой.1, 194 частями первой и второй, 195 - 197 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных статьями 24 и 27 УПК РФ, и в случаях, предусмотренных частью второй статьи 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  • Орган дознания
    3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
  • Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
    1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;
  • Направление уголовного дела
    После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ:
  • Выделение уголовного дела
    3. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 146 УПК РФ.

Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

5. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.

Работникам органов правоохранительной системы, простые граждане с ней сталкиваются повседневно. О чем же идет речь?

Навигация по статье

Значение обсуждаемой статьи

Статья 146 УПК РФ регулирует процесс открытия уголовного дела.

Решение на этом этапе решает дальнейшую судьбу материала, оказавшегося в руках ответственного лица.

Речь идет или о заявлении человека или о материалах, присланных иными должностными лицами.

Например, сотрудниками прокуратуры при проведении .

Данная норма находится в УПК – законе, регулирующем процесс выявления, расследования преступлений, и порядок их рассмотрения судом. Статьи кодекса работают во взаимосвязи между собой, поэтому рассматривая одну из них, следует учитывать иные.

Сама норма посвящена порядку возбуждения дела публичного обвинения. Закон предусматривает дела 3-х категорий:

  • частного
  • публично-частного
  • публичного обвинения

В УПК расписано, какое , к какому типу дел относится.

Следствия не ведется, прокурор не присутствует.

Пока судья не ушел в совещательную комнату, оно прекращается по просьбе того же потерпевшего.

В оставшейся массе дел желание потерпевшего лишь один из поводов, чтобы открыть дело.

Если неизвестно, кем совершены преступления, материалы передаются следователям или в органы дознания. Беспомощность потерпевшего, зависимость от виновного лица, является также причиной, чтобы дело расследовалось и рассматривалось по общим правилам. Таковы требования ст. 20 УПК РФ.

Статья 146 описывает перечень лиц, которые имеют непосредственное отношение к возбуждению дела и порядок их . Несмотря на то, что она понятна по своему смыслу, все равно на практике сотрудники правоохранительных органов не избегают ошибок при её выполнении. Её положения распространяются в первую очередь на дела, где желание потерпевших имеет второстепенное значение.

Кто и какие задачи выполняет

Статья 146 УПК РФ что означает? Следователь или дознаватель вправе открыть дело и начать производство. Его начало оформляется постановлением. Оно с приобщенными материалами отправляются прокурору для проверки и утверждения.


Описанный порядок распространяется на следователей СК, органов полиции, ФСБ, сотрудников прокуратуры.

Последние, как правило, сейчас вообще не занимаются велением следствия.

Их задача контролировать следствие и представлять обвинение в суде.

В силу загруженности системы, проверка прокурорами материалов стала формальностью. Но закон дает право направить жалобу в прокуратуру жалобу на законность возбуждения дела.

Постановление считается законным при двух : имеются повод и основания на открытие дела.

Согласно статье 146 УПК РФ с комментариями, в повод включают:

  • заявление какого-либо лица, сообщившего о преступлении
  • иные источники (например, СМИ, материалы проверок компетентных органов и т. д.)
  • явка с повинной

Основания – наличие действий или бездействий, подпадающих под описание одной из статей УК (в законе содержится перечень запретов, правила назначения наказания и освобождения от него).

Имея на руках основание, сотрудники органов правопорядка предварительно проводят проверку (опрос граждан, осмотр места происшествия, вскрытие трупа, освидетельствование). Если есть подозрения, возбуждается дело. Проблема в том, что отсутствие открытого дела ограничивает сотрудников органов в собирании доказательств, назначении экспертиз и т. д.

С другой стороны, заметно стремление не открывать дела в случаях, когда основания все же имеются, но доказать что-либо сложно, материалы, так сказать не имеют судебной перспективы.

Постановление формируется как отдельный . Выглядит, в общем-то, стандартно, отличия в объеме, смотря по какой статье возбудили дело.

Если неизвестно, кто совершил деяние, дело открывают по факту, если известно, то и в отношении конкретного лица.

Реквизиты:

  • место (город, поселок, район и т. д.)
  • должностное лицо (его фамилия, инициалы, должность, звание)
  • обстоятельства, послужившие основанием и поводом для открытия дела
  • пункт, часть, статья УК
  • подпись, отметка о вручении потерпевшему, лицу, которое подозревается
  • отметка о направлении прокурору

Прокурор, получив материалы, или соглашается с открытием дела или продлевает проверку на 5 суток или отказывает в открытии дела.

Таким образом, возбуждение уголовного дела представляет собой порядок действий определенной категории . Эта стадия открывает возможности для расследования преступления и его передачи в суд для рассмотрения по существу.

Как не пойти по 146 ст. УК РФ — представлено в видеоматериале:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Когда уголовное дело возбуждает следователь, применяются правила ст. 146 УПК РФ. Если первоначальная процедура будет соблюдена некорректно или проигнорирована, можно опротестовать решение о начале расследования по конкретному составу преступления. Здесь определены субъекты, участвующие в процессе возбуждения дела и подробно описан процессуальный документ, без составления которого не может вестись следствие.

Уголовные дела, связанные с публичным обвинением, в соответствии с пунктом 1 рассматриваемой статьи должны быть возбуждены, когда есть повод. Здесь присутствует отсылочная норма к ст. 140, где подробно рассмотрены основания для подготовки дела к возбуждению по инициативе специализированных органов (дознание) и их должностных лиц. Указано, что необходимо составить и подписать постановление, которое начнёт процедуру следствия, так как нарушение уголовного закона будет зафиксировано и предопределено наличие четырёх элементов состава преступного посягательства.

Пункт второй указывает на обязательные положения, которые должны быть отражены в постановлении:

  • территориальный признак и временной интервал, которые идентифицируют начало и место возбуждения уголовного дела;
  • конкретное должностное лицо или представитель органа дознания;
  • причины, послужившие основанием для составления постановления;
  • конкретные нормы, позволяющие вычленить статьи публичного обвинения УК РФ в разрезе совершённого противоправного деяния.

В пункте третьем говорится, что в постановлении обязательно делается указание на необходимость направления дела сотруднику прокуратуры, чтобы определить, следует ли ему принимать участие в следственных действиях.

Прокурор в рамках своей надзорной деятельности может вынести решение о нелегитимном характере вынесенного постановления и тем самым аннулировать процедуру возбуждения уголовного дела.

Пункт 4 предусматривает исключительные случаи вынесения постановления об инициации расследования состава преступления лицами, которые находятся вдалеке от места принятия решения о законности возбуждения дела.

К ним отнесены:

  1. Капитаны дальнего плавания, находящиеся в пути (вне мест швартовки).
  2. Начальники геологических партий или зимовок.
  3. Лица, курирующие работу антарктических баз или сезонных полевых станций.
  4. Руководители дипломатических миссий и консульств.

Здесь указано, что необходимо соблюсти процедуру незамедлительной передачи копии постановления сотруднику прокуратуры. Единственная оговорка – появление реальной возможности для пересылки.

Также есть указание на сокращённый срок вынесения резолюции о легитимности постановления, которое должно быть вынесено в течение суток с момента получения.

Если в деле присутствует заявитель, то его уведомляют о принятом прокуроре отрицательном решении сразу после получения постановления о прекращении уголовного преследования. Когда известно подозреваемое лицо, ему предварительно сообщено, что в отношении него возбуждено дело, то его также ставят в известность об окончании следственных мероприятий по причине незаконности возбуждения уголовного дела.

В 2013 году действующая редакция статьи 146 претерпела изменения. Был добавлен пункт пятый, который отсылает к нормам УПК о возбуждении уголовных дел в отношении особых категорий подозреваемых.

Для того чтобы разобраться в тонкостях возбуждения уголовного дела публичного обвинения, следует обратиться к статье 140, к которой отсылает статья 146.

Здесь указаны четыре повода для инициации расследования преступления:

  • при сообщении факта совершения преступного посягательства любым лицом делается запись в специальной книге, заявление передаётся следователю или дознавателю (обвинителю) для постановки вопроса о возбуждении;
  • нарушитель может прибыть в полицию и написать явку с повинной, то есть сознаться в совершённом преступлении и указать на его существенные признаки;
  • помимо заявления от гражданина, оперативный сотрудник может получить сообщение о завершённом или готовящемся нарушении закона, что также фиксируется и проверяется;
  • в рамках надзорных функций сотрудником прокуратуры может быть также вынесено постановление о передаче материалов, могущих послужить поводом для постановки вопроса о возбуждении дела.

Этот перечень является закрытым. Это означает, что иных поводов для возбуждения дела на законодательном уровне не предусмотрено.

Отдельным подпунктом выделены основания, которые предшествуют возбуждению дела о подделке финансовых документов учёта и отчётности финансовой организации. Отмечено, что направлять материал может только ЦБ РФ в рамках своей контролирующей функции или конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом для проведения процедуры банкротства. Здесь также указано, что действия ЦБ РФ должны быть подчинены нормам закона № 86-ФЗ.

Статья 140 не даёт чёткого понимания, что же может являться основанием для начала расследования преступления, по которому обвиняется лицо публично, но указывает на признак «достаточности данных». Также делается привязка к признакам преступления. Таким образом, основания для постановки вопроса о начале уголовного преследования ограничиваются изучением данных о признаках в призме их достаточности.

Следует обратить внимание, что по замыслу законодателя орган дознания (руководитель) и дознаватель поставлены на одну ступень в вопросе о производстве первичного процессуального действия. Однако это не так. процессуально Возбудить дело могут любые должностные лица соответствующего органа, если материал (повод) попал к ним в руки, но начальник подразделения письменным поручением передаёт материал сотруднику, тем самым исключая себя из процедуры возбуждения уголовного дела по делам публичного обвинения в соответствии с УПК РФ.

Следует сделать оговорку, ведь в статьях 40, 41, 42 не говорится ничего о том, что самостоятельно руководитель органа не имеет законного права составлять постановление о возбуждении дела публичного обвинения.

Описывать процедуру составления постановления о возбуждённом деле нецелесообразно, так как в комментируемой статье указаны все необходимые элементы этого действия. Когда речь идёт о нетипичных лицах, которые вынуждены возбуждать процедуру расследования, то для них необходима отсылка именно к части 2 статьи 146. Последовательность заполнения этого документа и приложение оснований делают процедуру понятной и простой.

Например, Кодекс торгового мореплавания в статье 69 указывает, что процедурно необходимо выполнить определённый набор действий для фиксации и сохранности факта совершения преступления. Для этого в 4 части статьи 146 УПК РФ делается ссылка на физическую возможность передачи сведений о противоправном деянии. Следует обратить внимание, что Приказом Минтранса России от 23.11.2012 № 407 предусмотрено помещение в сейф всех заявлений и фиксация факта в судовом журнале, которая соответствует по форме постановлению о возбуждении уголовного дела. Указано и на то, что эти действия нельзя называть процессуальными и трактовать их в контексте УПК РФ.

Особо выделяются из общей массы составов те, по которым следствие должно вестись в отношении особых субъектов, обозначенных в статье 447. Особый порядок возбуждения, точнее, наличие особого органа по составлению постановления, указан в статье 448.

Так, среди лиц, обвинения к которым предъявляются как исключительные меры, являются:

  1. Президент, который оставил свой пост, равно как и кандидат на высший пост главы государства.
  2. Депутаты и члены Федерального собрания РФ (верхней и нижней палат), в том числе региональные и местные представители законотворческих органов, равно как и кандидаты на посты в местные, региональные и федеральные законодательные органы.
  3. Судьи всех уровней, в том числе и КС РФ.
  4. Должностные лица Счётной палаты.
  5. Уполномоченные по правам человека.
  6. Прокурор, следователь (в том числе высшие должностные лица Следственного комитета).
  7. Адвокат, ведущий частную практику, равно как и прикреплённый к коллегии адвокатов.
  8. Представитель избиркома (когда речь идёт о референдуме, то такой представитель должен обладать правом решающего голоса).

Практически для всех вышеуказанных лиц, к которым может предъявляться обвинение, Постановление выносит руководитель Следственного комитета России. В отношении некоторых возбуждается дело только после представления действующего Президента. Примечательно, что после снятия с должности начальника СК РФ вынести постановление может лицо, его замещающее.

Если комментировать статью 146 с точки зрения привязки к нормам Уголовного кодекса, то стоит отметить разделение всех составов на три категории:

  • частные;
  • частно-публичные;
  • публичные.

Для того чтобы разобраться, какие из преступных посягательств подпадают под понятие «публичные», следует обратиться к статье 20 УПК.

Поскольку публичные обвинения в уголовном процессе могут быть предъявлены не по любому составу, следует отграничить первые две вышеуказанные категории.

  1. Классификация первой категории в соответствии с ч. 2 ст. 20 Причинен лёгкий вред здоровью без отягчающих обстоятельств (ст. 115).
  2. Нанесены побои тем лицом, к которому уже по аналогии применялись меры административного наказания (ст. 116.1).
  3. Принудительно госпитализирован человек в учреждение, где на основании медицинской лицензии ведётся психиатрическая помощь населению (ст. 28), то возникает дело частного обвинения, по которому прекратить преследование можно из-за примирения сторон.

Необходимо изучить разъяснения Конституционного суда относительно составления постановления о возбуждении уголовного дела. По Определению от 2009 года № 1636-О-О, одновременно с началом преследования преступника по закону обеспечивается соблюдение его прав на справедливое наказание. Поэтому при несоответствии постановлению п. 2 ст. 146 можно ставить вопрос о нелегитимном характере возбуждённого дела.

  • побои (ст. 116);
  • изнасилование и насильственные действия сексуального характера без отягчающих обстоятельств (ст. 131, 132);
  • посягательства на частную жизнь, равенство прав и свобод, нарушение тайны, связанной с перепиской или передачей сведений иным способом, также без отягчающих обстоятельств (ст. 145-147);
  • некоторые формы мошенничества, присвоение и растрата, а также завладение имуществом обманным путём, если эти действия связаны с осуществлением лицом коммерческой деятельности (ст. 159, 160, 165).

Особое внимание следует уделить квалификации, так как только первая часть из указанных статей подпадает под определение частноправовых преступлений.

Остальные составы и наличие отягчающих обстоятельств по вышеназванным нормам являются составами публичного обвинения, которое может быть возбуждено только по статье 147, 148 УПК РФ. Получается, что здесь играет важную роль вопрос о степени вреда и общественной опасности.

В 2013 году Конституционный суд Российской Федерации в определении № 47-О указал, что постановление должно отражать суть одного преступного посягательства. Недопустимо совершать дописки или вносить изменение в решение о возбуждении дела. Следует обратить внимание, что в момент составления документа, должен быть изучен вопрос о посягательстве как цельного преступления. Так, в постановлении позволено отразить, что состав является частью преступления. Если в отношении нарушителя имеется возбуждённое дело, то можно говорить о соединении его с вновь обнаруженными фактами для рассмотрения в едином процессе. Во многих определениях КС РФ говорится о том, что возбуждать дело можно как по наличию факта состава, так и в отношении нарушителя, если есть чёткое понимание его личности (№ 588-О-О от 2012 года; № 964-О-О от 2011 года и др.).

По общему правилу квалификация может уточняться и после возбуждения дела, поскольку в момент составления постановления указываются только фактически известные события и обстоятельства. Из замысла пункта 2 статьи 146 УПК РФ не должно прослеживаться конкретики состава, так как выводы о посягательстве и его последствиях могут быть сделаны только после изучения полученных в ходе расследования данных (Определение КС РФ № 675-О-О от 2011 года). Например, по делу о краже нельзя переквалифицировать посягательство в грабёж, но выясняющиеся по ходу следствия обстоятельства могут свидетельствовать о совмещении различных преступлений, так как одновременно было совершено посягательство на жизнь жертвы кражи.

Постановление должно содержать решение о продолжении следствия тем же субъектом, который принимал решение о возбуждении дела. Иначе делается отметка о передаче материалов по территориальному или родовому признаку в иной орган дознания.

Обвинять высших должностных лиц в совершении преступления может только один орган – Следственный комитет РФ. В ряде случаев, когда выносится обвинительный акт в отношении человека, занимающего пост в регионе, полномочия передаются по территориальному признаку в СК, образованный на местном уровне. Судопроизводство в отношении таких лиц производится по тому же алгоритму, что и для обычных преступников. Возбуждённые уголовные дела также визируются прокурором на предмет их законности.

Новые нормы, которыми дополняется статья 146 УПК РФ, призваны конкретизировать и уточнять действующий порядок.

К сожалению, на сайте прокуратуры найти статистику или упоминание о рассмотрении законности постановлений о возбуждении уголовного дела найти невозможно. Однако 15 марта 2017 года вступил в законную силу Приказ Генеральной прокуратуры № 33, в соответствии с которым всем надзорным органам предписана обязанность безотлагательно изучать и направлять соответствующее одобрение или отказ в возбуждении дел, которые возникли в результате применения нормы ч. 4 ст. 146 УПК РФ.

Чтобы проверка носила легитимный характер, прокурору надлежит:

  1. Истребовать материалы, которые были получены в ходе оперативных мероприятий.
  2. Изучать поводы и основания, которые задокументированы и занесены в соответствующие книги о регистрации совершённых преступлений.
  3. Иметь первоисточники информации, которые получены в ходе ведения аудио и видеозаписи.

Сотрудник надзирающего органа должен требовать устранения неполноты материалов, представленных в совокупности с постановлением о возбуждении документов.

Приложением к Приказу явилось закрепление номенклатурных журналов регистрации решений первичных органов о вынесении решения о возбуждении уголовного дела, что, безусловно, внесло ясность и упорядочило сроки составления соответствующего акта надзора. Более того, позволено привлекать дознавателей и следователей к ответственности за несоблюдение порядка вынесения постановления.

По праву считается обоснованным суждение о том, что несоблюдение процедуры возбуждения уголовного дела может стать основанием для аннулирования всей процедуры следствия. Даже если прокурор не вынес постановления о том, что отсутствует состав, выводы обвинителя носят незаконный характер. Это может сделать суд своим властным решением, и вместо обвинительного приговора преступник будет освобождён в зале суда.

Консультанты и адвокаты по уголовным делам следят за соблюдением процессуальной процедуры, поскольку несоответствие является прекрасной перспективой оправдать подзащитного.

Так, можно привести пример приговора Воркутинского городского суда № 1-378/2017 от 27 октября 2017 г., вынесенного в отношении рецидивиста Кабакова по инкриминируемому составу (статья 228.1 УК РФ «Сбыт наркотических средств»). В отношении обвиняемого было возбуждено уголовное дело на основании его явки с повинной. Это явилось поводом для вынесения Постановления. В мотивировочной части решения суда было установлено, что перед тем, как составить основополагающий для расследования документ, был вынесен рапорт нижестоящим сотрудникам СО ОМВД России о проверке сведений по поводу совершённого противоправного деяния (хранение наркотических средств) в отношении неустановленного лица. Правозащитник попытался поставить под сомнение законность вынесения Постановления о возбуждении дела по той причине, что следователь неверно указал дату и место совершения преступления. Кабаков получил наркотические средства не в то время и не в том месте, как было описано в явке. Тем не менее суд, давая соответствующую характеристику процедуре вынесения решения, определил, что Уголовно-процессуальный кодекс в пункте 2 статьи 146 не содержит требований о выяснении всех обстоятельств дела на первоначальном этапе следственных мероприятий. Именно на этом основании суд оценил доводы адвоката как необоснованные, а ходатайство оставил без рассмотрения.

Иногда представители обвиняемых идут на хитрость: подают в апелляционную инстанцию жалобу на действия следователя, который «нарушает права подзащитного».

В Саратове заявитель оспаривал законность действий дознавателя Колычева. 11.04.2018 было вынесено решение № 22 – 1229, в соответствии с которым осуществлена проверка соблюдения статьи 125 УПК РФ, а именно:

  • не нарушался ли порядок составления Постановления;
  • имелись ли права на вынесение соответствующего решения у должностного лица, чья подпись поставлена в Постановлении;
  • установлены ли поводы и основания;
  • имеются ли решения вышестоящих надзирающих органов об отказе в возбуждении уголовного дела.

Изучив эти обстоятельства, апелляционный суд пришёл к выводу, что Кировский районный суд города Саратов правильно интерпретировал действия дознавателя как законные и не нарушающие права нарушителя.

В марте 2018 года в Ставропольском крае рассматривалось дело с жалобой адвоката на действия следователя, которое не отличалось от вышеописанного. Суд в мотивировочной части Решения указал схожие доводы для оставления без внимания недовольства правозащитника. Решение 22К-1169/2018 от 01.03.2018 содержит разъяснение действий следователя, в соответствии с которыми не наносился вред конституционным гарантиям, а также правам и обязанностям лица, в отношении которого было возбуждено уголовное дело. Постановление не затрудняло доступ к правосудию, о чём заявил адвокат.

Чаще остальных для отмены решений суда используются поводы:

  • подмена судами деятельности прокуроров (надзор за правильностью и законностью выносимого постановления);
  • оценка не обстоятельств дела, а материалов, служащих основанием для инициации уголовного процесса дознания.

Однако в решении суда всё же должна быть оценка о соответствии требований статьи 146 УПК РФ, так как констатируется факт соблюдения процедуры.

Таким образом, обвинить подозреваемого в преступлении может не только лицо, возбудившее дело, но и иной орган, который территориально или предметно не подпадает под определение обвинителя. Несоблюдение процедуры может привести к отмене приговора или аннулировать процесс дознания.

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

4. Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки , которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

1. Комментируемая статья предусматривает порядок возбуждения дела публичного обвинения. Возбуждение такого дела рассматривается как элемент уголовного преследования от имени государства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.00 N 1-П), осуществляемого прокурором, следователем и дознавателем (ст. 21 УПК). Суд как независимый от обвинения орган не имеет право возбуждать дела публичного обвинения. Такого права не имеют и суды, рассматривающие гражданские, административные и конституционные дела (Нормы ГПК РСФСР (ч. 3 ст. 149; ч. 4 ст. 177; ч. 3 ст. 225), уполномочивающие суд возбудить уголовное дело, не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ и УПК РФ).

Суд, установив в ходе судопроизводства признаки общественно опасного деяния, вправе вынести об этом частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) и направить материал прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, заведомую ложность показаний свидетеля).

О понятии дела публичного преследования или обвинения см. комментарий к ч. 1, 5 ст. 20, 21 УПК.

1.1. Порядок возбуждения дел частного обвинения установлен ст. 318 УПК.

2. Уголовное дело возбуждается при наличии повода и основания. Однако при наличии основания повод всегда найдется в виде рапорта (ст. 140, 143 УПК).

3. Правом возбудить уголовное дело наделены прокурор, дознаватель и следователь с согласия прокурора. Начальник следственного отдела и начальник органа дознания вправе пользоваться полномочиями соответственно следователя и дознавателя. При этом УПК РФ в отличие от УПК РСФСР не предусматривает утверждение постановления дознавателя начальником органа дознания.

4. О согласии прокурора на возбуждение дела см. комментарий к ч. 4 ст. 146 УПК.

5. Решение о возбуждении дела оформляется мотивированным постановлением (Приложения № 7 и 8 к УПК). При выделении уголовного дела решение о его возбуждении может содержаться и в постановлении о выделении дела (ч. 3 ст. 154 УПК).

В постановлении указываются:

А) Дата, время и место вынесения. Время возбуждения дела с точностью до минут требуется указать на бланке № 8 (в редакции от 29.05.02 г.). Однако бланке № 7 этой графы не содержит.

Б) Кем оно вынесено. Если оно вынесено не прокурором, то должно быть получено его согласие на возбуждение дела.

В) Повод основание для возбуждения дела. О них см. комментарий к ст. 140 УПК.

Если уголовное дело возбуждается по факту обнаружения признаков преступления, то в постановлении указываются: какими доказательствами установлены какие признаки преступления.

Если уголовное дело возбуждается в отношении лица, то в постановлении дополнительно указываются доказательства причастности лица к совершению преступления, его фамилия, имя и отчество. Подробнее об основаниях возбуждения дела в отношении лица см. комментарий к ч. 2 ст. 140 УПК.

В примечаниях к бланкам постановлений о возбуждении дела (приложения 7 и 8) указано, что дело возбуждается в отношении конкретного лица, если это лицо установлено. Однако фамилию подозреваемого необходимо указывать в постановлении о возбуждения дела даже тогда, когда он предположительно установлен, то есть имеются данные о его участии в совершении преступления. Например, в заявлении о преступлении есть указание на конкретного преступника. В противном случае дело может возбуждаться по факту, чтобы ограничить право подозреваемого на защиту (поскольку его участие в совершении преступления будет точно установлено лишь при привлечении в качестве обвиняемого). Согласно ч. 1 ст. 46 УПК с момента вынесения постановления о возбуждении дела в отношении лица у него появляется статус подозреваемого. Органы расследования обязаны обеспечить его право на защиту (ч. 2 ст. 16 УПК), вручить копию постановления о возбуждении дела, чтобы подозреваемый знал в чем и на основании чего он подозревается.

Г) В постановлении о возбуждении дела пункт, часть, статья УК РФ (результат квалификации деяния) указываются так точно, как это возможно в условиях недостатка информации, ее вероятного содержания в стадии возбуждения дела. Недопустимо квалифицировать деяние «с запасом» - по более тяжкому преступлению, чем это вытекает из установленных признаков. Завышенная квалификация может привести к необоснованному применению мер процессуального принуждения (задержанию подозреваемого по преступлению, за которое предусмотрено наказание в виде лишение свободы). Неправильная квалификация преступления может привести к неверному определению родовой подследственности (см. комментарий к ст. 151 УПК).

Квалификация преступления, указанная в постановлении о возбуждения дела, имеет предварительный характер и может быть изменена на другую при привлечении в качестве обвиняемого. Согласно практике применения аналогичных норм УПК РСФСР, в озбуждение уголовного дела по одной статье УК РФ не препятствует следователю предъявить обвинение по другой статье УК РФ. См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13.12.94 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 8. С. 13.

6. Уголовное дело может быть возбуждено и по признакам того преступления, которое не подследственно принявшему данное решение органу (см. комментарий к ст. 144, 145 УПК). В случаях, не терпящих отлагательства, орган дознания или следователь вне зависимости от подследственности возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия (ч. 5 ст. 152; ст. 157 УПК). Дознаватель по общему правилу проводит неотложные следственные действия в пределах специально указанной предметной подследственности (см. комментарий к ст. 157 УПК).

Если неотложная ситуация отсутствует, то по подследственности может быть передан повод к возбуждению дела с материалом проверки (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК).

О направлении дела прокурору для передачи по подследственности делается отметка в постановлении о возбуждении дела.

7. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает порядок получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела. При толковании данной нормы следует учитывать два обстоятельства: 1) возбуждение уголовного дела является условием для применения мер процессуального принуждения, то есть до возбуждения дела эти меры не применяются; 2) в неотложной ситуации принудительные процессуальные действия могут применяться без всякой санкции или разрешения.

7.1. Возбуждение уголовного дела - это процедура, длящаяся во времени. По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 146 УПК, уголовное дело считается возбужденным после получения согласия прокурора на это в виде его письменной резолюции на постановлении о возбуждении дела (Приложение № 8). В связи с этим прокурору целесообразно не только ставить свою подпись и дату, но и указывать точное время дачи согласия на возбуждение дела.

7.2. До вынесения постановления о возбуждении дела следователем или дознавателем могут быть проведены только непринудительные процессуальные действия (например, осмотр места происшествия). Подробнее о перечне этих действий см. комментарий к ст. 144 УПК. До возбуждения дела производятся и принудительные, но непроцессуальные действия (фактическое задержание, доставление).

Закон требует точного указания времени возбуждения дела (часов и минут) на соответствующем постановлении (Приложение № 8).

7.3. После вынесения постановления о возбуждении дела следователь и дознаватель вправе произвести принудительное процессуальное освидетельствование (ст. 179 УПК) и назначить судебную экспертизу (ст. ст. 195 УПК). Назначение экспертизы включает в себя вынесение постановления о назначении экспертизы, но не ее полное производство. Проведение иных принудительных процессуальных действий до дачи согласия прокурором на возбуждение дела по буквальному смыслу ч. 4 ст. 146 УПК по общему правилу не допускается.

При возбуждении дела в отношении конкретного лица статус подозреваемого (прежде всего право на защиту) возникает у него с момента вынесения постановления о возбуждении дела вне зависимости от получения согласия прокурора. См. комментарий к ст. 46 УПК.

С момента вынесения постановления о возбуждении дела начинается предварительное расследование и исчисляется срок предварительного следствия и дознания (ст. 156, 162, 223 УПК).

7.4. В неотложных ситуациях действуют исключения из общего правила о моменте, с которого уголовное дело считается возбужденным. О понятии неотложной ситуации см. комментарий к ст. 157, ч. 5 ст. 165 УПК.

В неотложной ситуации уголовное дело считается возбужденным не с момента получения согласия прокурора на возбуждение дела (в виде письменной резолюции на постановлении), а с момента вынесения постановления о возбуждении дела дознавателем или следователем.

Так, при возбуждении уголовного дела капитанами судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения обычных органов дознания, главами дипломатических представительств расследование (производство принудительных процессуальных действий) начинается без согласия прокурора. Прокурор уведомляется об этом с помощью средств связи. Когда неотложная ситуация отпадает (появляется реальная возможность) уголовное дело направляется прокурору для получения его согласия на возбуждение дела.

Представляется, что указанные правила должны применяться не только для капитанов и руководителей зимовок, но и для других органов дознания, и для следователей в неотложных ситуациях . Когда производство принудительных процессуальных действий не терпит отлагательства следователь (дознаватель) вправе ограничить даже конституционные права граждан с последующим уведомлением судьи и прокурора (ч. 5 ст. 165 УПК). В соответствие с этой статьей неотложные меры принуждения применяются без предварительного согласия прокурора на их применение. Согласие прокурора на возбуждение дела в неотложных следственных ситуациях означает и согласие на применение мер принуждения. Из конкуренции норм ч. 5 ст. 165 УПК и ст. 146 УПК могут следовать только два вывода. Или неотложные меры принуждения применяются вообще до возбуждения дела (тогда эта стадия теряет смысл и свое значение), или дело считается возбужденным до получения согласия прокурора.

Задержание подозреваемого всегда является неотложной мерой принуждения и потому производится без санкции (см. комментарий к ст. 91, 92 УПК).

8. Постановление следователя или дознавателя о возбуждении дела направляется прокурору «незамедлительно», то есть так быстро, как это возможно в зависимости от следственной ситуации. Прокурор принимает решение по поступившим материалам «незамедлительно», то есть до окончания текущих суток. Для обеспечения незамедлительности принятия решения ведомственные акты предусматривают круглосуточное дежурство прокуроров и их заместителей.

9. По поступившему постановлению прокурор принимает одно из трех решений:

А) Дает немотивированное согласие на возбуждение дела в виде своей письменной резолюции на постановлении (приложение № 8 к УПК).

Б) Выносит мотивированное постановление об отказе в даче согласия на возбуждение дела (приложение № 10 к УПК). Такое постановление по существу означает отмену решения о возбуждении дела и влечет такие же юридические последствия как отказ в возбуждении и прекращение дела (см. комментарий к ст. 148 и главе 29 УПК). Данное решение прокурора «автоматически» не означает незаконности или виновности дознавателя или следователя, осуществившего принудительные процессуальные действия.

Закон не указывает основания для вынесения прокурором постановления об отказе в даче согласия на возбуждение дела. По смыслу ст. 146 УПК таким основанием является наличие обстоятельств, препятствующих производству по делу (ст. 24 УПК). При этом они должны быть установлены достоверно. На практике это крайне редкие случаи, когда следователь или дознаватель возбуждает уголовное дело при доказанности оснований для отказа в этом. Сам прокурор при отказе в даче согласия на возбуждение дела не вправе проводить проверочные действия (незамедлительность решения).

Если постановление о возбуждении дела не соответствует предъявляемым требованиям, а в материалах проверки имеются основания для возбуждения дела, то прокурор обязан отменить постановление дознавателя или следователя и сам возбудить дело (ч. 2 ст. 21; п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК). Например, когда прокурор установил, что постановление о возбуждении дела вынесено лицом, подлежащим отводу; или дело возбуждено по факту, когда надо было возбуждать в отношении лица; или дело возбуждено в отношении лица, когда надо было возбуждать по факту.

При этом основания для возбуждения дела - это достаточные данные, вероятно указывающие на признаки преступления (см. комментарий к ч. 2 ст. 140 УПК). Если данных недостаточно, то при отсутствии неотложной ситуации прокурор должен не отказывать в даче согласия на возбуждение дела, а возвратить материал для дополнительной проверки. До возбуждения дела объективно не могут быть исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств о преступлении, поэтому отказ в возбуждении дела не может быть основан на вероятных данных.

Предоставляя возможность прокурору отказать в даче согласия на возбуждение дела, настоящий Кодекс заложил возможность осуществления уголовного преследования в зависимости от его целесообразности. Прокурор как будущий государственный обвинитель может не увидеть «судебной перспективы дела». Однако такая возможность находится в противоречии с требованиями ч. 2 ст. 21; ч. 7 ст. 246 УПК.

В) Выносит мотивированное постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки. Такое решение принимается при: 1) недостаточности оснований для возбуждения дела; 2) недоказанности обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24 УПК); 3) отсутствии неотложной ситуации. В не терпящих отлагательства случаях (в том числе, когда следственные действия уже были проведены до получения согласия прокурора) прокурор либо дает согласие на возбуждение дела, либо сам его возбуждает, либо отказывает в даче согласия.

Если по делу уже были проведены следственные действия до получения согласия прокурора, то прокурор не может вернуть материал для дополнительной проверки. При наличии оснований он должен отказать в даче согласия на возбуждения дела. Это связано с тем, что средства предварительной проверки (ст. 144 УПК) не способны собрать более полной информации, чем проведенные следственные действия.

Возвращение материалов для дополнительной проверки означает временный отказ в даче согласия (что указывается на бланке постановления о возбуждении дела).

При возвращении материалов органу дознания или следователю прокурор вправе дать им письменные указания (см. комментарий к ст. 37 УПК).

Законом от 29.05.02 г. № 58-ФЗ установлен срок дополнительной проверки – до 5 суток. Учитывая, что первоначальный 10-ти суточный срок проверки может быть не исчерпан полностью, в этой части время дополнительной проверки может быть увеличено. В целом первоначальная предварительная проверка сообщения о преступлении и дополнительная проверка не могут превышать 15 суток.

Процессуальный закон не устанавливает средства дополнительной проверки. Представляется, что для нее должны применяться правила ст. 144 УПК.

По результатам дополнительной проверки принимается одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК.

10. О любом из трех решений прокурора до истечения текущих суток следователь или дознаватель обязаны уведомить заявителя и подозреваемого. См. комментарий к ч. 2 ст. 145 УПК.

11. Уголовно-процессуальным законом предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного дела по запросам иностранных государств об уголовном преследовании (см. комментарий к ст. 459 УПК) и в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (см. комментарий к ст. 448 УПК).