Уголовное дело публичного обвинения: процесуальный порядок возбуждения и форма. Теория всего Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

По делам публичного и частно-публичного обвинения обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа). Эта обязанность вытекает из принципа публичности (официальности), предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения (ст. 21 УПК РФ).

Прежде всего определяется, обладает ли поступившее сообщение о преступлении признаками одного из трех поводов к возбуждению дела: заявление, явка с повинной или рапорт. Сообщения, не являющиеся поводом к возбуждению дела, могут проверяться в административном или оперативно-розыскном порядке. Административная проверка предусмотрена КоАП РФ (ст. 28.1), подзаконными актами. Оперативная проверка регулируется оперативно-розыскным законодательством (Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»), проводится специальными субъектами, средствами и в сроки, установленные ведомственными нормативными актами. По результатам оперативной проверки может быть подан рапорт как повод для возбуждения дела в соответствии со ст. 143 УПК РФ.

Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степень тяжести, окончание, место и время совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то возможна передача сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

В делах публичного обвинения обвинителем выступает государство в лице органов уголовного преследования. В делах частного обвинения обвинителем выступает , так как общественная опасность таких преступлений зависит от его субъективного восприятия деяния и его последствий. В результате возникает частно-исковой процесс, в котором потерпевший сам распоряжается иском — обвинением: подает заявление в суд для возбуждения дела, отказывается от уголовного преследования в связи с примирением с обвиняемым. Такое мировое соглашение, заключенное до удаления суда в совещательную комнату, обязательно влечет прекращение дела.

Дела частно-публичного обвинения занимают промежуточное место между делами публичного и частного обвинения. Волеизъявление потерпевшего обязательно для их возбуждения, однако его примирение с обвиняемым не обязывает должностных лиц прекратить уголовное дело (в некоторых случаях в соответствии со ст. 25 УПК РФ это право у них есть).

Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 20 УПК РФ (частного обвинения), возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:

  1. В отношении конкретного лица — в порядке, установленном ч. 1 и 2 ст. 318 УПК РФ, то есть путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд, а в случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником.
  2. Уголовное дело возбуждается следователем, а также с согласия дознавателем в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. При этом следователь приступает к производству , а дознаватель – дознания.
  3. В отношении лица, указанного в ст. 447 УПК РФ, в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ.

Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 20 УПК РФ (частно-публичного обвинения), возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 УПК РФ, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ.

Если при предварительной проверке иного сообщения о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ будут установлены признаки преступления частно-публичного обвинения, то пострадавшему должно быть разъяснено его право подать заявление. Если в процессе расследования или судебного рассмотрения дела публичного обвинения выявится необходимость переквалификации ранее вменявшегося деяния на преступление, преследуемое в порядке частно-публичного обвинения, то для продолжения производства должно быть получено согласие пострадавшего. Отсутствие такого согласия является основанием для отказа в возбуждении или для прекращения дела (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ).

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть прокурору, руководителю следственного органа или в в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Уголовное право: Видео

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.




Г) незамедлительном направлении военному прокурору постановления о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующих протоколов и постановлений.


Наличие основания и повода к возбуждению дела об уголовном правонарушении обязывает определенных должностных лиц рассмотреть сообщение о совершенном преступлении и принять решение завести уголовное дело. Законодательством установлено три вида уголовных дел: обвинения публичной направленности, частно-публичного и частного обвинений.

Сущность публичных дел об уголовных правонарушениях

Особенностью уголовных дел публичного обвинения является их повышенная общественная опасность, в связи с которой возбудить дело об уголовном правонарушении можно даже при отсутствии заявления от потерпевшего.

Возбудить дело можно по одному из четырех оснований:

  • заявление о совершенном преступлении;
  • добровольная явка преступника и сообщение о совершенном им деянии;
  • сообщения об уголовных правонарушениях, полученных из других источников (к ним можно отнести сведения, которые были получены при проведении оперативно-розыскных мероприятий);
  • прокурорское постановление о передаче материалов проверки в орган, осуществляющий предварительное расследование, чтобы решить вопрос о целесообразности заведения дела об уголовном правонарушении.

Лица, возбуждающие уголовные дела публичного обвинения

Уголовно-процессуальным законодательством определен круг субъектов, которые имеют право заводить дело в отношении подозреваемого.

К ним относятся:

  1. Следователь.
  2. Дознаватель.
  3. Руководитель органа следствия.

Полномочия следователей

Компетенция следователей из российского Следственного комитета по возбуждению уголовных дел публичного обвинения включает полномочия на рассмотрение дел в отношении следующих категорий преступлений:

  • преступления, указанные в статьях Уголовного кодекса: 105-110.2, части четвертой статьи 111 (часть четвертая), 120, 126, 127 (части вторая и третья), 127.1 (части вторая и третья), 127.2 (части вторая и третья), 131-149, 172.1, 128, 151.2, 170.1, 169, 171.2, 194 (части третья и четвертая), 185-185.6, 199.4, 198, 200.4, 200.5, 205, 201.1, 201, 204.1, 204, 205-205.5, 215.1, 215, 208-212.1, 216, 217.2, 235.1, 227, 237, 238.1, 238, 240.1, 239, 242.2, 242.1, 250, 246-249, 251 (части вторая и третья), 252 (части вторая и третья), 254 (части вторая и третья), 255, 258.1 (части вторая и третья), 263.1, 263, 270, 269, 271.1, 271, 282-282.3, 279, 284.1, 292-293, 285-291.1, 294 (части вторая и третья), 296, 295, 298.1-305, 318, 317, 321, 328, 320, 330.1, 327.2, 332-354.1, 330.2, 356-361;
  • преступления, совершенные лицами, в отношении которых ведется особый процесс производства по статье 447 процессуального кодекса, исключая седьмую часть указанной статьи, а также по преступлениям, связанным с профессиональными обязанностями гражданина;
  • преступления, которые были совершены лицами, занимающими должности в Следственном комитете, органам службы федеральной безопасности, внешней разведывательной службы, службы Федеральной охраны, органов по внутренним делам, органов и учреждений системы исполнения наказания, органов таможни, военнослужащих, лиц на военных сборах и т. п.;
  • преступления тяжкой или особо тяжкой степеней, которые были совершены несовершеннолетними или по отношению к несовершеннолетним.

О возбуждении дела следователь обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Полномочия дознавателей

Компетенция дознавателей по осуществлению уголовного преследования по делам публичного обвинения включает в себя расследование следующих категорий дел:

  1. Преступления, в отношении которых можно не проводить следствие предварительного характера (включая дела по третьей части статьи 150 и третьей части статьи 151 УПК РФ).
  2. Преступления, по которым производство следствия предварительного характера обязательно, но дознание можно проводить при необходимости проведения следственных неотложных действий перед передачей в отдел следствия.

О возбуждении дела дознаватель обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Полномочия руководителя органа следствия

Руководитель органа следствия, следователь или дознаватель (с санкции прокурора) вправе рассматривать уголовные дела частно-публичного обвинения (и частного), если пострадавшим является лицо, которое не в состоянии защитить собственные права и интересы из-за беспомощного или зависимого состояния.

Особенности расследования дел частного обвинения

В отличие от уголовных дел частно-публичного обвинения, возбуждение дел в частном порядке происходит по заявлению не только пострадавшего, но и его представителя на законных основаниях. Также завести можно посредством подачи заявления от пострадавшего или представителя судье мирового участка (согласно второй части статьи 20 и четвертому пункту пятой части статьи 318 Кодекса).

Следующая особенность рассмотрения таких дел - необходимость наличия конкретного подозреваемого (по первой части и четвертому пункту пятой части статьи 318 Кодекса).

Если уголовное правонарушение совершено по отношению к лицу, которое не в состоянии защитить свои интересы из-за отсутствия сведений о преступнике, дело может возбудить руководитель органа следствия, следователь или дознаватель (с санкции прокурора).

Уголовные дела при обвинении в публичном порядке имеют особый порядок рассмотрения, несколько отличающийся от рассмотрения иных категорий дел.

В уголовной практике различают три категории дел. Самыми опасными считают преступления публичного обвинения, поэтому для привлечения к ответственности виновного законодатель может обходиться без наличия заявления от потерпевшей стороны. Еще одной особенностью дел публичного обвинения является обязательный досудебный порядок производства. Без проведения жестко регламентированных стадий расследования, судебное рассмотрение дела невозможно. Регламентирует порядок привлечения к ответственности виновных по делам публичного обвинения ст. 146 УПК РФ.

Публичное обвинение в уголовном процессе затрагивает, как правило, преступления против здоровья и жизни, половой неприкосновенности, собственности и общественной безопасности. Вследствие того, что уголовное преследование в подобных делах осуществляет само государство, прекращение производства в связи с примирением сторон возможно исключительно при наличии разрешения суда или руководителя следственного органа.

Важно отметить, что примирение и закрытие производства допустимо по делам небольшой и средней тяжести. Закрытие производства по тяжким и особо тяжким преступлениям, описанным в статье 27 УК РФ, невозможно. Обусловлено подобное обстоятельство тем, что дела публичного обвинения наносят вред не только интересам отдельных граждан, но и общественности в целом.

В связи с этим при возбуждении дела публичного обвинения копия постановления отсылается не только непосредственным потерпевшим от злодеяния, но и прокурору, как представителю интересов государства. Именно прокурор в публичных делах выступает стороной обвинения, и на всех этапах контролирует законность, объективность предварительного следствия и дознания.

Интересно будет узнать, что касательно отдельных лиц существует особый порядок возбуждения дел публичного обвинения. Специальный порядок ведения производства применяется, если преступление затрагивает депутатов Госдумы, Президента, адвокатов, прокурора, следователя, дознавателя, обычных судей или судей Конституционного суда.

Основные положения

Уголовные дела публичного обвинения возбуждаются при наличии четких оснований для этого. Если имеется повод для инициирования производства, компетентный орган издает постановление.

Вести производство по уголовным делам публичного обвинения могут только лица, обладающие специальными полномочиями и знаниями, в частности:

  • дознаватель;
  • руководитель следственного органа;
  • следователь.


Поводом для возбуждения производства, согласно УПК, является заявление от потерпевшего, явка с повинной, поимка с поличным преступника, наличие неопровержимых доказательств или же полученные сведения работников правоохранительных органов о готовящемся или уже совершенном преступлении в процессе следственных мероприятий по другим делам.

Возбуждение уголовного дела сопровождается заполнением статистической карточки, а также присвоением порядкового номера.

В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны:

  • дата, время и место принятия решения о возбуждении производства;
  • имя должностного лица, которое выносило решение (кем оно вынесено);
  • повод и основания;
  • пункт, часть и статья УК РФ, на основании которых возбуждается дело.

Прокурор имеет право уголовное дело публичного обвинения прекратить, если не будет достаточных оснований для предъявления подозрения и обвинения конкретному лицу. В соответствующем постановлении прокурор указывает конкретное лицо, в действиях которого отсутствуют признаки преступления. Решение прокурора – не возбуждать производство, можно оспорить в судебном порядке.

Если после проверки прокурора материалы отправляются в подследственный орган, то на постановлении делается соответствующая отметка. В случае возбуждения производства, отказа, а также при направлении материалов в другой контролирующий орган, заинтересованные стороны извещаются о текущем обстоятельстве письмом.

Виды наказаний и сроки

С момента определения преступного деяния и до вынесения решения – возбудить уголовное производство или отказать, не должно пройти больше 10 дней. Иногда этот срок продлевают до 30 дней. На протяжении этого времени следователь проверят достоверность фактов, изложенных в заявлении, а также определяет признаки злодеяния и круг возможных причастных. Собрав необходимое количество материалов дела, следователь отдает их на проверку прокурору, который на протяжении 24 часов должен вынести соответствующее постановление.


Если возбуждено дело, следователь инициирует уголовное преследование и начинает сбор доказательств вины конкретного гражданина. Следственные мероприятия ведутся, как правило, 2 месяца, но иногда по решению суда срок расследования может быть продлен до 6, 12 и 18 месяцев. Спустя 18 месяцев материалы дела передают в суд.

Что касается наказания по делам публичного обвинения, то оно отличается в зависимости от статьи, вменяемой нарушителю. Как правило, дела публичного обвинения, характеризуются сроком лишения свободы не менее 3 лет. Основная санкция может быть дополнена штрафом, компенсацией морального и другого ущерба, а также сопровождаться принудительным лечением или работами общественного характера.

Комментарии к статье

Публичное обвинение в уголовном процессе − это один из способов уголовного преследования и установления истины. Процедура инициирования разбирательства по публичным обвинениям состоит из нескольких этапов, каждый из которых четко регулируется УПК РФ.

Существует четко установленная модель ведения уголовного разбирательства:

  1. Возбуждение дела.
  2. Проверка законности и обоснованности решения о возбуждении производства прокурором.
  3. Оповещение сторон о принятом решении.
  4. Начало уголовного преследования и сбор доказательств вины подозреваемого.

На стадии возбуждения производства следователь должен проверить всю информацию, предоставленную заявителем, или полученную другим путем, а также провести предварительное расследование. На основании признаков причастности конкретного субъекта, против него инициируют уголовное разбирательство. В постановлении следователь обязан указать квалификацию злодеяния, то есть описать предполагаемую статью, по которой будет привлекаться к ответственности подозреваемый.

Ни в коем случае нельзя квалифицировать преступление «с запасом», то есть завышать причастность конкретного субъекта к правонарушению и степень тяжести преступления. З авышенная квалификация может стать причиной необоснованного применения мер принуждения и способна привести к неверному определению предметной подследственности.

Например, если было совершено убийство человека, нельзя в постановлении указывать, что оно было совершено с особой жестокостью, пока подтверждений этому не будет найдено. За убийство без квалифицирующего состава и при наличии отягощающих обстоятельств, УК РФ вменяет совершенно разные санкции.


Вторым этапом ведения уголовного расследования является проверка прокурором собранных материалов дела. Это должностное лицо наделено полномочиями отменять или возобновлять уже закрытые дела при наличии оснований. Ограничение срока отмены или возобновления прокурором постановления, обеспечивает стабильность предварительного расследования и судопроизводства.

В процессе проверки, прокурор обязан проверить подследственность поступившего дела.

Согласно УПК, существуют три типа подследственности:

  • предметная;
  • территориальная;
  • персональная.

Предметная подведомственность заключается в определении отдела, который инициирует производство в зависимости от квалификации злодеяния. К примеру, делами, связанными с наркотиками, занимается Госнаркоконтроль, международным шпионажем − ФСБ и т.д.

Территориальная подведомственность определяет, какой именно орган может возбуждать дела на территории, обозначенной как место преступления. Если место совершения, например, убийства, не установили, то дело заводят по месту обнаружения трупа. Иногда встречаются ситуации, когда совершено несколько нарушений закона. В подобном случае дело возбуждают по месту, где совершена большая часть злодеяний или самое тяжкое из совокупности. Территориальная принадлежность не является абсолютной, поэтому может корректироваться в зависимости от хода расследования.

Персональная подследственность определяется, когда задеваются интересы специальных субъектов − судей, адвокатов и депутатов. Касательно них дело возбуждается по специальной модели.

В день принятия решения прокурором, оповещают потерпевших, а подозреваемому человеку предъявляют обвинение. Именно в этот момент изменяется процессуальный статус субъекта производства. Он из «подозреваемого» переходит в категорию «обвиняемого».

Что показывает судебная практика по данной статье?

Принцип назначения наказания по делам публичного обвинения, можно рассмотреть на примере статьи 111 УК РФ − «Тяжкие телесные повреждения». Это дело является публичным, поэтому возбуждать его будут вне зависимости от того, обратится потерпевший с заявлением или нет. Если следователю станет известно о случившемся, дело будет возбуждено, и в конечном итоге виновного приговорят к лишению свободы сроком до 8 лет.


Компенсация ущерба потерпевшему со стороны обвиняемого, а также оплата его лечения не являются поводом для примирения и закрытия производства. Подобные действия со стороны обвиняемого могут стать только поводом для смягчения окончательного приговора. Если бы травмы были средней или легкой тяжести, потерпевший мог бы забрать заявление и ходатайствовать о закрытии производства в связи с примирением сторон, и без привлечения преступника к уголовной ответственности.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 146 УПК?

Уголовные дела по статьям 115, 116 и 128 УК входят в категорию производств частного обвинения. Статьи 116, 131, 132, 137, 138, 139, 145, 146, 147, 159, 160 и 165 УК относят в категорию дел частно-публичного обвинения. Все остальные преступления, описанные в Уголовном кодексе, это дела публичного обвинения.

С точностью указать, какие именно решения выносятся по делам публичного обвинения, достаточно сложно, ведь каждое производство имеет свои особенности. В большинстве случаев прокурор возбуждает дело незамедлительно при наличии неопровержимых доказательств вины конкретного лица и присутствия признаков злодеяния. Конечно, если недостаточно доказательств причастности конкретного гражданина к преступлению, его привлекать к ответственности никто не может. Более того, сомнения в причастности человека к нарушению закона рассматривается в его пользу.

Любое постановление, выданное прокурором, можно оспаривать в судебном порядке. Также субъект злодеяния имеет право ходатайствовать об отводе следователя и прокурора, если, по его мнению эти должностные лица субъективно подходят к ведению уголовного производства.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

В Уголовном кодексе описаны всевозможные преступные деяния, которые может совершить человек. Все они уже изначально разделены на категории: частные, частно-публичные, публичные. Поэтому законодатель не определяет в дальнейшем каких-то обстоятельств, которые могли бы влиять на принадлежность дела к одной из категорий. Статьи публичного обвинения УК РФ, описаны в 20 статье УПК РФ. В группу публичных или частных дела относят исходя из их категории тяжести.

Если преступление затронуло интересы одного или нескольких лиц − это частное обвинение; если пострадали конституционные права людей и имеются серьезные последствия − это частно-публичные злодеяния; а когда пострадали не только люди, но и государство, то это публичное нарушение закона, которое влечет за собой самую серьезную санкцию.